УДК 323 (470+571)
О ТЕНДЕНЦИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2009 г. Ш.С. Сулейманова
Российская академия государственной службы Russian Academy of Government Service,
при Президенте РФ, under the President of the Russian Federation,
пр. Вернадского, 84, г. Москва, 119606, Vernadskiy Ave, 84, Moscow, 119606
[email protected] [email protected]
Рассматриваются вопросы национальной психологии, роль этнокультуры и этнических факторов в межнациональном общении народов Северного Кавказа. Делается вывод, что проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими сегодня этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.
Ключевые слова: национальное самосознание, основные закономерности, этнокультурные проблемы.
The author focuses on problems in the development of ethnic identity and reflects on ethnic psychology and the role of ethno-culture and ethnic factors in interethnic communication. At a time of nationwide cultural revival determination of ethnic identity acquires particular significance against the ongoing ethnocultural processes, which acquire different forms in the Russian reality.
Keywords: ethnic identity, major principles, ethnocultural problems.
Исследования этнической культуры народов Северного Кавказа как неотъемлемой части духовной культуры современного человечества, вопросов формирования национального самосознания имеют исключительно важное научно-теоретическое значение. Но в литературе значительно больше внимания уделяется этнополитическим и гораздо меньше культурным и этнокультурным проблемам. Между тем невозможно раскрыть общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национального самосознания без анализа этнической культуры, поскольку через нее осуществляются межнациональные контакты [1].
Сегодня в развитии национального самосознания горцев Северного Кавказа отмечаются две общие тенденции:
- интенсивное обогащение духовного мира личности и в целом этноса вследствие нововведений в связи с демократизацией общества и распространением массовой культуры Запада. Общечеловеческие культурные ценности активно воздействуют на изменение этнической культуры и национального самосознания. Такому воздействию в большей мере подвержено молодое поколение, активно использующее научно-технические достижения, включая интернет, раздвигающий рамки познания;
- сокращение влияния этносоциальных и этнокультурных установок на развитие национального самосознания. Первая из указанных тенденций закономерна, так как обусловлена объективным ходом развития человечества, вторая вызывает опасения, поскольку в условиях глобализации, унификации культурных ценностей возникает возможность его размывания, ассимиляции или полной утраты национальной идентичности.
В условиях обновления общественной жизни раздвигаются рамки национального самосознания, углубляется интерес как к познанию культурного классического наследия, так и к национальной культуре, этнокультурным связям с народами других стран Востока и Запада.
Как философская категория национальное представляет собой многие стороны жизни национальных общностей, воплощает многообразие индивидуального, особенного, охватывает все богатство материальной и духовной жизни нации. При этом надо учитывать и то, что особенное и общее, национальное и инонациональное явления органически взаимосвязаны. Утверждение инонационального, общего в национальном - одна из важных закономерностей духовного развития общества.
Как нравственная категория национальное касается всех сторон бытия этноса. В условиях обновления общественной жизни она особенно актуальна, потому что связана с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. Общеизвестно, что на смену народности приходит нация - исторически сложившаяся форма общности людей, которой свойственна общность материальных условий жизни, территории и экономики, языка, известных черт национального характера, проявившихся в национальном своеобразии ее культуры и права.
Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей, отличительных черт. Такая закономер-
ность является всеобщим для всех феноменом сознания. Человек - субъект сознания и самосознания. Первое предшествует второму. По мнению С.Л. Рубинштейна, не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как оно реально становится самостоятельным субъектом [2]. Этническое самосознание как одна из форм социального сознания формируется на основе противопоставления свойств, образов и других особенностей в процессе межнациональных контактов. Именно противопоставление своей общности другим, - писал Б.Ф. Поршнев, - всегда способствовало внутри общности фиксации к активному закреплению своих этнических отличий и тем самым скреплению общности [3].
В процессе взаимодействия народов друг с другом, межнационального общения возникают автостереотипы и стереотипы. Автостереотипы большей частью носят позитивный характер. Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов. Национальный характер любого народа генетически обусловлен длительным эволюционным процессом. Особенности психического склада, типы мышления определяются не только исторически сложившимися традициями, социальной средой и воспитанием, но также наследственными задатками. Так, Ф.Х. Кессиди отмечает, что, например, вспыльчивость свойственна грекам, грузинам и испанцам, но они принадлежат к разным нациям. «Терпением отличаются не только русские, но и китайцы. Словом, каждая нация - это своего рода индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада и типов мышления» [4]. С точки зрения Н.О. Лосского: «В деле хранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования» [5]. На Кавказе говорят, что без хороших стариков не будет хорошей молодежи. Ведь стереотип мышления и поведения детерминируется в семье, в которой вплоть до наших дней практически у всех титульных народов Северного Кавказа сохраняется патриархальный порядок [6]. Однако в большой мере это справедливо для жителей горных поселений и мелких городов, где ниже образовательный уровень. По мнению Н.О. Лосского, главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в содержание национального характера, национального творчества. Этому в немалой степени способствуют смешанные браки, которые вносят побудительный импульс в динамику развития национального самосознания [6].
Этнопсихологические черты народа тесно взаимодействуют с его культурой и историей. Формирование и развитие национальных черт характера, как и его национального самосознания, происходило на различных этапах эволюции.
Учет национальных особенностей психологии народов нашей страны, в том числе народов Северного Кавказа, национального самосознания как феномена
общественного сознания имеет особое значение в условиях обновления всей сферы общественной жизни. Нужно учитывать генетическую историю наряду с развитием национального самосознания как этноса, так и индивидуума. Национально-психологическая общность народа складывается под воздействием многих факторов: 1) географических и природно-климатических условий; 2) специфики национального бытия и характера материальной и духовной деятельности; 3) особенностей социально-политической истории народа. Это можно экстраполировать на все горские народы Северного Кавказа, имеющие много общего, проживающие на сопредельных территориях.
Национальность, как известно, формируется в конкретной социально-этнической среде. Человек по национальности является тем, кем он себя чувствует. И совершенно не важно, от кого он родился и какие внешние черты унаследовал. Тот, кто в силу обстоятельств сменяет этническую среду и ассимилируется в ней, фактически меняет свою национальность, здесь важно только одно: собственное национальное самосознание, поскольку мировоззрение любого определяется общественной деятельностью, принадлежностью к тому или иному слою общества.
В последние годы философы, социологи и этнопсихологи утверждают, что национальная индивидуальность - это не нечто единичное, неповторимое, а их взаимосвязь с общим и взаимообусловленность. Национальное самосознание включает в себя принадлежность к конкретной общности, любовь к родным языку и культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и осознание общности интересов. Эти компоненты национального самосознания постоянно развиваются. Оно играет важную роль в совершенствовании межнациональных отношений, в укреплении взаимопонимания и уважения других наций. В современных условиях его рост - объективная закономерность.
Национальная культура обладает способностью отображать национально-специфическое в характере народа, его национальное самосознание. Этнокульту-ра и национальное самосознание тесно взаимосвязаны. Последнее представляет собой специфическую часть общественного сознания, отражающую общественное бытие человека, его материальную культуру.
В последние годы часто ссылаются и на этнический менталитет народов Северного Кавказа - полиструктурную динамическую систему коллективных установок и ценностей. В его эволюции у этих народов на протяжении долгого времени существовали такие обычаи, как кровная месть, обречество, патронат. Эти институты, формировавшиеся в различных социальных условиях, с их изменением перерождаются и исчезают, оставив след в этнической памяти [6], а такой институт, как гостеприимство, жив и сегодня. Например, народные собрания Тере и Хасэ кабардинского и карачаево-балкарских обществ несли функции воспитания культуры общения, гражданственности, морали и т.д.
Наряду с этим были установки, ориентированные на воспроизводство ксенофобии и различных форм насилия. Их актуализация связана с трансформацией социальной среды, вызовами безопасности этноса. В современных условиях Северный Кавказ превратился в один из самых нестабильных регионов Российской Федерации, на территории которого произошли наиболее острые конфликты - Чечня, Пригородный район Северной Осетии, Дагестан. С данным регионом также связана деятельность международного терроризма, поэтому основное внимание исследователей было сосредоточено на изучении негативных форм проявления менталитета народов Северного Кавказа, социокультурных предпосылок насилия, ксенофобии, экстремизма в традиционных культурах. Необходимость этого не вызывает сомнений, помогает в выработке механизмов, которые позволяют преодолеть негативные стереотипы. Сосредоточение усилий ученых на негативных чертах традиционных культур создает искаженное представление о народах Северного Кавказа, имеющих богатейшую культуру толерантности и миротворчества. Однако без опоры на позитивные качества менталитета и традиционных культур народов Северного Кавказа урегулирование ситуации в регионе будет невозможно.
В то же время обращенность национального сознания только на особенное в жизни нации может привести к национализму. Другим компонентом национального самосознания является национальная психология.
Решение национального вопроса с общечеловеческих гуманистических позиций и достижение национального согласия в России напрямую зависит от феномена этнического ренессанса (возрождения) в пределах СНГ. Несмотря на различия в некоторых причинах этнического ренессанса в России и в других странах СНГ, ««всплеск» самосознания народов, - по мнению А.Ю. Коркмазова, - во многом можно объяснить реакцией на принудительное унифицирование их в тоталитарном прошлом в рамках бывшего СССР. В решении этой проблемы большое значение имеет политика и основные тенденции нового мышления в национальном самосознании народов...» [7]. Десятилетиями в общественном сознании официальной наукой укоренялись различные мифы, пропагандируемые в масштабе всей страны.
Антиреалистическое по своей сути искусство, не учитывавшее ни общечеловеческих, ни национальных, ни природных особенностей жизни народов, было ангажировано строгим режимом, подчинялось ему и функционировало как художественное отображение общественной жизни, в которую включалось и ее идейное содержание. Это притупляло национальное самосознание и приводило к ложному отражению в этносознании реальной действительности. Так формировался идеологизированный человек с идеологизированным сознанием, которого стали называть «гомо со-ветикус». Ущемление национального сознания, его атрофия происходили на фоне якобы преуспевания и благоденствия всех народов нашей страны.
Политическая и общественная жизнь всех народов находилась под строгим контролем. Администрирование в сфере мысли шло вразрез с общечеловеческой моралью и простыми нормами нравственности, приводило к застою и омертвению творческой мысли, а также к большим потерям в наследии национальном и этническом. Многие годы комплекс национальных проблем не имел объективного конструктивно-критического осмысления, поскольку долгое время не учитывались объективные закономерности развития межнациональных отношений, развития самосознания того или иного этноса, национального самосознания отдельной личности. В период построения так называемого развитого социализма политика принятия желаемого за действительное привела к полному пренебрежению необходимости глубокого изучения реально существующих национальных проблем, на которые либо закрывались глаза, либо они объявлялись уже решенными.
Между тем они были связаны с нежелательными демографическими процессами и всеми их негативными последствиями. Тормозом для развития национального самосознания являлся командно-административный метод, идеологический диктат, который превращал людей в единую послушную аморфную массу. Уровень национального самосознания и сознания людей нашего общества был всегда низким и продолжает таковым оставаться, хотя сейчас много говорят о возрождении и развитии национального самосознания народов Северного Кавказа. Хотя сегодня можно говорить о том, что идеологическая ангажированность и политические фобии постепенно уступают место толерантности и интеллектуальной честности [8], несмотря на все попытки сепаратистов.
Как считает Х.Г. Тхагапсоев, общая культурная ткань России - европейская и локально прерываемая евразийскими вкраплениями, самым крупным ареалом которых является Кавказ [9]. Соглашаясь с ним, остается добавить, что «евразийские вкрапления», усиленные исламской культурой, гуще локализуются именно на территории Северного Кавказа. Однако значительно смягчаются общеевропейской подосновой организации социального бытия, воспринятой местными народами при посредничестве России. Евразийство Северного Кавказа является вектором кавказского культурогенеза на перспективу [9] и значимым элементом культурогенеза российского, требует глубокого и продуктивного осмысления и формирования новых концептуальных подходов в проектировании будущего на переходном этапе.
Современный глобальный культурный и антропоге-нетический кризис, переживаемый, пожалуй, всем человечеством, заставляет также по-новому взглянуть на значение диалога культур, их синтеза, способного смягчить последствия этого кризиса для человечества. Научно-рационалистические, «традиционные», восточные, западные, этнические, региональные и прочие культуры сегодня озабочены одним - спасти человечество. Следует отметить, что каждой в отдельности эта глобальная задача не по силам.
Литература
1. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999. 304 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 677.
3. Поршне в Б.Ф. Социальная психология и общественная практика. М., 1966. С. 95.
4. Кессиди Ф.Х. Народ и нация // Философия социологической мысли. Киев, 1992. № 6. С. 36-37.
5. ЛосскийН.О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 2. С. 44.
6. Маремшаова И.И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. Нальчик, 1999. 236 с.
7. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994. С. 33.
8. Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов н/Д, 2002. 200 с.
9. Тхагапсоев Х.Г. Нартский эпос как логос Кавказского культурогенеза (Экзистенциальная реконструкция). Истоки региональных культур России : сб. науч. ст. СПб., 2000. С. 169.
Поступила в редакцию 8 июня 2009 г.