Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ДЕТИ / УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарагимова Вера Казимагомедовна, Магомедова Елена Эрнестовна, Джамалудинова Заира Гамзатовна

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы подготовки студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование следует подразумевать как организацию образовательного процесса таким образом, что все обучающиеся независимо от особенностей физического, психического и иного развития, могли обучаться в общей системе образования, приобретая необходимые знания, навыки и умения в процессе совместного обучения со своими сверстниками. Ключевой особенностью педагогического феномена инклюзивного образования является важность учета образовательными учреждениями особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ с целью осуществления специфической психологической и педагогической поддержки, которая по возможности должна включать и коррекционную помощь. Именно поэтому реформация существующей системы образования на сегодняшний день должна способствовать установлению новых направленностей к общей подготовке будущих педагогических работников, которые впоследствии будут выполнять профессиональную деятельность в рамках инклюзивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агарагимова Вера Казимагомедовна, Магомедова Елена Эрнестовна, Джамалудинова Заира Гамзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PREPARING STUDENTS TO WORK WITH CHILDREN IN INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses the theoretical and methodological foundations of preparing students to work with children in inclusive education. Inclusive education should be understood as the organization of the educational process in such a way that all students, regardless of the characteristics of physical, mental and other development, could study in the general education system, acquiring the necessary knowledge, skills and abilities in the process of co-education with their peers. The key feature of the pedagogical phenomenon of inclusive education is the importance of educational institutions taking into account the special educational needs of students with disabilities in order to provide specific psychological and pedagogical support, which should include correctional assistance if possible. That is why the reformation of the existing education system today should contribute to the establishment of new directions for the general training of future teachers, who will subsequently carry out professional activities within an inclusive environment.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Агарагимова Вера Казимагомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Елена Эрнестовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Джамалудинова Заира Гамзатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В

УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы подготовки студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование следует подразумевать как организацию образовательного процесса таким образом, что все обучающиеся независимо от особенностей физического, психического и иного развития, могли обучаться в общей системе образования, приобретая необходимые знания, навыки и умения в процессе совместного обучения со своими сверстниками. Ключевой особенностью педагогического феномена инклюзивного образования является важность учета образовательными учреждениями особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ с целью осуществления специфической психологической и педагогической поддержки, которая по возможности должна включать и коррекционную помощь. Именно поэтому реформация существующей системы образования на сегодняшний день должна способствовать установлению новых направленностей к общей подготовке будущих педагогических работников, которые впоследствии будут выполнять профессиональную деятельность в рамках инклюзивной среды.

Ключевые слова: подготовка, студенты, дети, условия, инклюзивное образование, вуз.

Annotation. The article discusses the theoretical and methodological foundations of preparing students to work with children in inclusive education. Inclusive education should be understood as the organization of the educational process in such a way that all students, regardless of the characteristics of physical, mental and other development, could study in the general education system, acquiring the necessary knowledge, skills and abilities in the process of co-education with their peers. The key feature of the pedagogical phenomenon of inclusive education is the importance of educational institutions taking into account the special educational needs of students with disabilities in order to provide specific psychological and pedagogical support, which should include correctional assistance if possible. That is why the reformation of the existing education system today should contribute to the establishment of new directions for the general training of future teachers, who will subsequently carry out professional activities within an inclusive environment.

Key words: preparation, students, children, conditions, inclusive education, university.

Введение. В современное время в условиях непрерывной глобализации происходят непрерывные трансформационные процессы в многочисленных сегментах жизнедеятельности, в частности в сфере образования. В результате таких изменений система образования дополняется обновленными методами и принципами обучения, которые отличаются высокой эффективностью и результативностью по сравнению с традиционными технологиями образовательного процесса. Один из данных принципов тесно связан с педагогическим контролем процесса социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также с поддержкой образовательной системы в интеграции представителей такой категории учеников в общественную среду. Такая своеобразная идеология оказала существенное воздействие на разработку и формирование различных инноваций в методах обучения и воспитания обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. Одной из таких инноваций стало создание инклюзивной формы образования.

На сегодняшний день в России инклюзивное образование регламентируется Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [6]. В рамках данного нормативно-правового акта инклюзивное образование раскрывается в качестве полноправного обеспечения равного доступа к образовательным услугам любых обучающихся независимо от их потребностей и личностных возможностей здоровья.

Опираясь на данное понятие и многочисленные исследования экспертов в области образования и педагогики, инклюзивное образование можно представить в качестве социально-педагогического феномена, обладающего собственными принципами и подходами. С точки зрения педагогического феномена инклюзивное образование следует подразумевать как организацию образовательного процесса таким образом, что все обучающиеся независимо от особенностей физического, психического и иного развития, могли обучаться в общей системе образования, приобретая необходимые знания, навыки и умения в процессе совместного обучения со своими сверстниками. Ключевой особенностью педагогического феномена инклюзивного образования является важность учета образовательными учреждениями особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ с целью осуществления специфической психологической и педагогической поддержки, которая по возможности должна включать и коррекционную помощь [3, C. 98].

Изложение основного материала статьи. Рассматривая инклюзивное образование через призму социального феномена, следует отметить, что данная форма образования предполагает формирование в социуме определенной культуры, позволяющей максимально гуманно и благоприятно относиться к людям с ОВЗ, а также учиться контактировать и взаимодействовать с ними таким же образом, как и со здоровыми людьми, осуществляя в частности совместную деятельность любого характера [7, C. 218]. В таком случае главная задача инклюзивной формы образования заключается в формировании соответствующих условий, реализация которых будет обеспечивать успешную социализацию и целостную самореализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что базисом инклюзивной формы образования является уникальная концептуальная идея, заключающаяся в полном исключении любого проявления дискриминации по отношению к тем обучающимся, которые имеют какие-либо ограниченные возможности здоровья. Помимо того, рассматриваемое образование предусматривает формирование благоприятных условий для детей с ОВЗ, которое позволит участвовать им в образовательном процессе на равных силах с остальными обучающимися.

Ключевой задачей любого образовательного учреждения, имеющего систему инклюзивного образования, является решение любых проблем, связанных с реализацией данной формы образования. Сущность такого рода проблем заключается, в первую очередь, в аспекте соответствия базовым потребностям детей с ОВЗ. Успешное достижение такой задачи предполагает мгновенное разрешение возникшей проблемы с учетом устранения потенциальных негативных последствий и создания соответствующих предупредительных мер по недопустимости повторного появления данной проблемы. Следует отметить, что выполнение этой задачи в условиях инклюзивного образования становится неотъемлемым элементом педагогического процесса.

В современное время существует множество различных подходов к пониманию сущностной характеристики инклюзивного образования, среди которых наиболее предпочтительным и целостно обоснованным является так называемый конструктивистский подход. В рамках данного подхода инклюзивное образование исследуется как системное и непрерывно развивающееся явление.

Анализируя теоретические основы инклюзивного образования, следует отметить, что его сущность основывается на комплексном подходе к полноценному восстановлению творческих, физических и умственных способностей к выполнению любой деятельности в соответствии с существующим потенциалом обучающегося. С этой целью в условиях учебного учреждения необходимо организовать комплексное ресурсное обеспечение для обучающихся с ОВЗ, которое будет включать в себя образовательное, техническое, медико-оздоровительное и общественное сопровождение, позволяющее развиваться ученикам во всех аспектах. Для успешного внедрения такого рода ресурсного обеспечения следует формировать соответствующие условия, которые в совокупности с усилиями педагогических работников будут оказывать благоприятное воздействие на функционирование инклюзивной среды.

Главная цель инклюзивного образования заключается в самореализации учащихся в социальном включении и беспрепятственном доступе к получению образовательных услуг, что и определяет инклюзивное образование в качестве социально-педагогического феномена. Учащимся с ОВЗ, как и остальным ученикам образовательного учреждения, необходимо обогащать свой социальный и учебный опыт, что возможно благодаря доступной и качественной модели образования. Построение такой модели возможно в том случае, если педагогический процесс любой образовательной организации будет выстраиваться на основе всестороннего изучения личности учащегося, что не может обходиться без функционирования сопутствующих элементов, представленных в качестве использования дополнительных служб в школах (социальной, психологической, медицинской и др.), оценки развития деятельности всех обучающихся, условий для социализации во внеурочной и иной деятельности.

Современным этапом развития образования в качестве приоритетного направления является формирование так называемой безбарьерной образовательной среды и внедрения инклюзивного подхода к методам обучения. Для полноценной организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает в себя архитектурную, системную, технологическую, техническую, методологическую, нормативно-правовую и другие составляющие, необходимо формирование и развитие профессионализма педагогического персонала, который будет проявляться не только в обучении, но и в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. Именно поэтому реформация существующей системы образования на сегодняшний день должна способствовать установлению новых направленностей к общей подготовке будущих педагогических работников, которые впоследствии будут выполнять профессиональную деятельность в рамках инклюзивной среды.

Между тем, первостепенное внимание следует уделять подготовке педагогов, так как в детях закладываются базовые знания и навыки, формируются личностные качества, которые могут существенно повлиять на дальнейшую жизнь индивида.

Различные нормативно-правовые акты раскрывают понимание профессиональных, психологических и культурных качеств педагога начальной школы, а в различной педагогической литературе такое понимание выражается в виде сплава знаний, навыков и качеств личности педагога. Так, в нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют основные направления профессиональной деятельности педагога начальной школы, которые представлены следующими:

1. Педагогическое направление, связанное с осуществлением обучения и воспитания, формированием образовательной среды, обеспечением просветительской деятельности, учитывая особые образовательные потребности учащихся.

2. Проектное направление, подразумевающее проектирование содержания и моделирование индивидуальных маршрутов.

3. Исследовательское направление, ориентированное на подготовку исследовательских задач и работу по их решению, а также внедрение в педагогическую деятельность научно- исследовательских методов.

4. Культурно-просветительское направление, связанное с изучением и формированием потребностей учащихся, а также организацией культурного пространства и др.

Эти же стандарты определяют важные дополнительные компетенции, связанные со следующими составляющими:

- работа с учащимися, которые имеют отклонения в развитии;

- работа с учащимися, проявляющими девиантное поведение, имеющими зависимости, социально уязвимыми или имеющими иные серьезные отклонения в развитии;

- работа, подразумевающая реализацию инклюзивного обучения.

С целью высокой эффективности и результативности функционирования инклюзивного образования, педагог должен обладать такими общепедагогическими навыками, напрямую связанными с профессиональными качествами, как:

- аналитические;

- прогностические;

- проективные;

- рефлексивные, входящими в состав теоретической готовности педагога;

- организаторские, включающие мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные навыки;

- коммуникативные, составляющими которых являются перцептивные и педагогически-коммуникативные навыки, навыки педагогической техники;

- прикладные, входящие в состав практической готовности педагога.

Чтобы педагогическая деятельность учителя, который реализует инклюзивное обучение, была качественной, он должен обладать не только отдельными профессиональными качествами, но и целым комплексом дополнительных важных качеств, связанных с личностными характеристиками педагога. Такие качества не всегда связаны с генным фактором, и даже чаще всего их развитие обусловлено внешними процессами: обучением и практической деятельностью. Несмотря на это, анализ показывает, что эти качества являются достаточно устойчивыми.

Раскроем подробнее некоторые наиболее существенные качества. Навык передачи необходимых знаний детям с ОВЗ представляет из себя самое важное профессиональное качество, которое может являться достигнутым педагогом в результате своеобразного и увлекательного изложения учебного материала. Важно отметить, что педагог начальной школы должен учитывать, что именно свободная речь, используемая в процессе обучения, будет иметь большую результативность для усвоения необходимых знаний детьми с ОВЗ, поскольку отличается высоким эмоциональным контактом с ними [1, C. 15]. Помимо того, педагог должен уметь заранее предопределять формирующиеся потенциальные трудности и проблемы, с которыми может в скором времени столкнуться обучающийся.

Наряду с этим, важным умением педагога, является творческий подход к обучению. Необходимость данного навыка в инклюзивном образовании обусловлена тем, что каждый обучающийся с ОВЗ нуждается в индивидуальном подходе к обучению и воспитанию, который возможно выстроить в результате творческого подхода педагога к этому процессу. Ключевыми качествами, которые пригодятся педагогу в данном умении использовать творческие способности, является находчивость, быстрая адаптация, мгновенное переключение между задачами и др. Важно указать, что творческий подход к обучению детей может приходить с опытом педагогической деятельности [5, C. 49].

Не менее значимым качеством педагога в работе с детьми с ОВЗ является наличие толерантного отношения ко всем людям. Только при наличии толерантности педагогический работник сможет проявлять благоприятное взаимодействие с детьми с ОВЗ, поскольку будет адекватно относиться к любым проявлениям ограниченности здоровья и способностей обучающихся. При этом наличие толерантности играет существенную роль в появлении неожиданных стрессовых ситуаций в рамках инклюзивного образования, которые возможно разрешить исключительно при проявлении благосклонного отношения к детям с ОВЗ.

Важно отметить, что основное формирование профессиональных качеств педагогов начинается в высшей школе. В силу этого в процессе подготовки педагогических работников в организациях, которые предоставляют получение высшего образования, ключевая направленность представлена в качестве формирования соответствующих лекций и занятий, позволяющих студентам усвоить такие особенности, как:

1. Физическая и умственная развитость детей с ОВЗ в зависимости от специфики интеграции обучающихся из тех или иных нозологических групп.

2. Дизонтогенез.

3. Этап определенной стадии обучения на момент обозначенного периода развития детей с ОВЗ.

4. Сотрудничество педагогов и коррекционных экспертов в сопутствующих областях развития детей с ОВЗ и др. [4, C. 114].

Таким образом, профессиональные качества будущего учителя, работающего с детьми с ОВЗ, представлены множеством различных качеств, связанных так или иначе с комплексом существующих знаний и взглядов относительно каких-либо ограничений в здоровье детей с ОВЗ, успешным владением методологии взаимодействия с такой категорией обучающихся и развитостью профессиональных качеств в личности будущего педагога, которые формируют эффективность и качество педагогической деятельности.

В результате следует отметить, что в системе инклюзивного образования педагог является основным субъектом взаимодействия с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Именно этот фактор определяет необходимость профессиональной, компетентной и психологической подготовленности к работе с данной категорией обучающихся. Имея те или иные психологические барьеры во взаимодействии с детьми с ОВЗ, педагог заранее отягощает образовательный процесс, который будет оказывать негативное воздействие и на самих обучающихся, испытывающих неподготовленность педагога и отсутствие его профессиональных навыков в своей деятельности. Замечая весьма непрофессиональную педагогическую деятельность и некомпетентное поведение педагога на занятиях, дети с ОВЗ могут испытывать существенные трудности не только в обучении, но и в адаптационном процессе к окружению одноклассников, социальной среде и образовательному учреждению в целом [2, C. 310]. Иначе говоря, отсутствие подготовленности педагога оказывает отрицательное воздействие на процесс воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. Тем самым, профессиональная подготовка педагогов по всем аспектам и направлениям является ключевым инструментом в успешной реализации инклюзивного образования.

Выводы. Подводя итоги, важно указать, что инклюзивное образование на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, которые по большей части ознаменованы модернизацией и совершенствованием, позволяющими успешно реализовывать данную систему образовательного процесса на практике во множестве образовательных учреждений. Важной составляющей, которая также испытывает определенные изменения, является подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Данный фактор играет наиболее значимую роль во внедрении инклюзии в образовательной организации, поэтому именно ему необходимо уделять существенное внимание.

Литература:

1. Ахметшина, И.А. Подготовка педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде / И.А. Ахметшина, А.А. Лосева, Т.В. Тимохина / Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 36-39

2. Гамаюнова, А.Н. Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования / А.Н. Гамаюнова, Т.М. Парватова / Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. -С. 88-92

3. Гусева, Т.Н. Инклюзивное образование / Т.Н. Гусева, С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

4. Ивенских, И.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики / И.В. Ивенских, С.Н. Сорокоумова, О.В. Суворова / Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - № 1(22). - С. 12.

5. Курилович, Н.В. Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович, Е.А. Чернова / Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2018. - Том 13. - №6 -С. 136-143.

6. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

7. Kalyanpur М. «What Can We Do If They Are Not Getting?»: Perspectives of Teachers on Inclusive Education in a Low-Fee Paying Private English-Medium School // South Asian Education Policy, Research, and Practice book series, 2019. - 514 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.