УДК 378
И.М. Микова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РОССИИ
Рассматриваются теоретико-методологические основы организации академической мобильности студентов в вузах России. Выявлены основные подходы, методы и средства их реализации при организации академической мобильности студентов в вузах.
академическая мобильность студентов, Болонский процесс, Европейское пространство высшего образования, компетенции, подход, система зачетных единиц, Россия.
Академическая мобильность студентов - одна из форм организации обучения студентов, связанная с перемещением их в другой вуз на ограниченный во времени срок, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения.
В связи с вхождением России в Болонский процесс организация академической мобильности студентов в вузах России реализуется при помощи ряда подходов. В силу того что это явление достаточно новое, авторы дают разные подходы к организации академической мобильности студентов в вузах России.
Присоединение России к Болонскому процессу и создание единого Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area) предполагает более широкое использование компетентностного подхода для формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. Данный подход требует от вузов определять цели и задачи образовательных программ через сформированные компетенции будущих профессионалов. Компетентностный подход в качестве результатов профессиональной подготовки рассматривает компетенции как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области 1.
На прошедшей 20-29 апреля 2009 года в городе Лёвен (Бельгия) встрече министров, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, было отмечено, что «в условиях рынка труда, ориентированного на высокий уровень навыков... высшее образование должно вооружить студентов современными знаниями, навыками и компетенциями, которые пригодятся им в течение профессиональной деятельности» 2.
Компетентностная модель подготовки кадров в высшей школе возникла из реальных социально-экономических проблем. Сегодня на рынке труда востре-
1 Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации. URL : http://inpro.msu.ru/PDF/zakon_baza.pdf
2 Владимиров А.И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему высшего образования. URL : www.gubkm.ru/wps/wcm/connect/.../bokm.pdf?MOD...
бованы не сами по себе знания, а профессиональные компетенции, формирующиеся у обучающегося в ходе изучения им определенных циклов дисциплин.
А.И. Владимиров пишет, что при разработке компетентностной модели подготовки магистра (специалиста) важна совокупность компетенций: социально-личностных; экономических и организационно-управленческих; общенаучных; базовых общепрофессиональных, инвариантных к профессиональной деятельности (познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные, технико-технологические, эстетические, физические); специальных (технологические, проектно-конструкторские, научно-исследовательские, организационноуправленческие, производственно-педагогические). Это позволяет осуществлять подготовку выпускника и обеспечить его привязку к конкретному объекту, предмету труда 3.
И.Н. Платонова отмечает, что необходимо использовать компетентност-ный подход на всех стадиях образовательного процесса, начиная с разработки учебных программ, учебно-методических комплексов, учебников, сборников практических заданий, рабочих тетрадей, содержащих задания, тесты и контрольные вопросы, заканчивая подготовкой выпускных квалификационных работ, что будет способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста на международном рынке труда 4
Преподаватели факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (университет) активно участвуют в развитии контактов с российскими и зарубежными вузами, читают лекции в зарубежных университетах в разных странах мира, выступают перед дипломатами и внешнеторговыми экспертами 5.
Компетентностный подход позволяет выпускникам этого вуза участвовать в международной конкуренции на рынке труда, осуществлять не копирование образовательного процесса в ведущих вузах мира, а создавать с учетом лучшей практики свою систему подготовки компетентных специалистов в сфере международных экономических отношений. Реализации принципа студенческой мобильности уделяется особое внимание. Студенты получают возможность выехать для обучения в зарубежные университеты и ознакомиться с практикой преподавания. Новая возможность для расширения знаний и практических навыков появилась у студентов института благодаря учебной стажировке в международных организациях.
Не менее важным является и модульный подход, который также активно используется в вузах России. На сегодняшний день он связан с важнейшей задачей высшего образования - готовить профессионалов, способных быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно принимать решения и решать задачи. Например, данный подход применяется при реализации программы Шег-
3 Там же.
4 Платонова И.Н. Использование компетентностного подхода при углублении практической направленности в подготовке специалистов в сфере международных экономических отношений. URL : http://www.mgimo.ru/files/128848/128848.pdf
5 Там же.
national Hotel Management Plehanov (IHM-Plehanov) обмена студентами между Российской экономической академией имени Г.В. Плеханова и Высшей христианской школой Северных Нидерландов. Согласно модульной структуре программы, обучение проводится по блокам продолжительностью шесть недель с общей нагрузкой 240 часов. Такие блоки-модули представляют собой законченные «порции знаний и навыков» и включают в себя все необходимые для учебы компоненты: от формулировки целей обучения до итоговых экзаменов и оценки студентами качества модуля 6.
В.А. Галичин и Е.А Карпухина отмечают, что особенность тематического междисциплинарного подхода в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова состоит в том, что в центре каждого модуля стоит ключевая тема, которой подчинены все формы работы и дисциплины модуля. Она задает генеральное направление обучения в модуле, определяет предметную область и соответствующий набор дисциплин. Все дисциплины в модуле взаимосвязаны и дополняют друг друга, то есть нет главного предмета, а есть интеграция предметных областей.
Сегодня в Российском государственном гуманитарном университете развивается база для реализации модульного подхода в обучении, который предполагает: отказ от предметного преподавания и расширения междисциплинарных связей; открытость образовательного процесса, позволяющая обучающему как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личными планами и достижениями; гибкость как возможность выбора программ по длительности обучения и этапам освоения; и многое другое 7.
Модульный подход позволяет набирать различные модули, помимо обязательных предметов, то есть формировать индивидуальный учебный план. Таким образом, у студента формируется свой образовательный маршрут, ориентированный на индивидуальные потребности. В современных условиях данный подход позволяет готовить более мобильных, компетентных и востребованных специалистов. Подготовке именно таких специалистов содействует академическая мобильность студентов.
При организации академической мобильности используется также балльно-рейтинговый подход. Так, Б.А. Сазонов, Н.И. Максимов, Е.В. Караваева отмечают, что если при распределении кредитов по составляющим учебного плана исходить из ориентации на результаты образования, то дисциплины, развивающие скорее кругозор, чем профессиональные навыки, и имеющие ознакомительно-информационный характер, должны получать меньшее число
6 Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования : моногр. М. : Университетская книга, 2009. 460 с. С. 273.
7 Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. С. 329.
кредитов 8. Такой подход позволяет учесть роль каждого компонента в целостности учебной программы, не нарушая годового и семестрового нормативов (60 и 30 зачетных единиц соответственно), определить кредитный «вес» курсовой единицы, исходя из ее роли в формировании тех компетенций, которыми студент должен обладать по окончании учебы. Необходимо также принимать во внимание так называемые «промежуточные» европейские нормы (60 кредитов в год, 30 - за семестр или 20 - за триместр), поскольку академическая мобильность студентов чаще всего обусловлена их семестровым пребыванием за рубежом, и, следовательно, в родном вузе семестровый кредитный показатель должен быть признан и зачтен.
О.В. Давыдова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова, изучая опыт Высшей школы экономики по организации кредитно-модульной системы, отмечают, что данная система организована здесь несколько иначе: учебный год поделен на 5 модулей, каждый из которых в среднем равен 6-7 учебным неделям и одной неделе самостоятельной подготовки; в конце каждого модуля по определенным дисциплинам студент получает кредиты; для этого работу студента сначала оценивает преподаватель по своей 100-процентной системе, затем он переводит это число в 10-балльную систему, полученные баллы умножаются на коэффициент трудоемкости конкретного предмета, в результате получается количество кредитов 9.
Не менее важной особенностью организации образовательного процесса в Высшей школе экономики, считают те же авторы, является и то, что каждые три месяца составляется рейтинг успеваемости студентов, который, по мнению администрации университета, наиболее точно оценивает работу каждого студента. Такая система организации учебного процесса позволяет оценивать сту-
1 с ^ 10
дентов по окончании каждого модуля, то есть каждые 1,5-2 месяца .
А.И. Владимиров, президент Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, отмечает, что введение зачетных единиц в университете потребует внесения изменений в организацию учебного процесса, соответствующее научно-методическое и организационное обеспечение (учебно-методические материалы, вопросники и т.п.), в разработку программы, учитывающей многоплановые аспекты использования зачетных единиц. Обучение будет базироваться на накопительной системе зачетных единиц. Индивидуальный план изучения дисциплин будет составляться студентом самостоятельно, но под руководством ку-ратора-наставника (тьютора) и подлежать утверждению деканатом п.
8 Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных стандартов. URL : http:// window.edu.ru/window_catalog/files/r66661/ECTS.pdf
9 Давыдова О.В., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (кредитов) / Гос. ун-т управления. М., 2010. 50 с. С. 25.
10 Там же.
11 Владимиров А.И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему высшего образования.
Индивидуальный подход нашел широкое применение при осуществлении программ академической мобильности студентов. Так, например, в настоящее время около 500 студентов Российского государственного гуманитарного университета обучаются по индивидуальным планам. Как правило, студент, возвращаясь на факультет после стажировки в европейском университете, оформляет индивидуальный план-график сдачи экзаменов и зачетов, самостоятельно осваивает пропущенные курсы. Вместе с тем С. Галичин отмечает, что на сегодняшний день в российском законодательстве не предусмотрен перезачет дисциплин, изученных в европейских университетах 12.
Анализ работ, посвященных переходу высшей школы России в пространство требований Болонского соглашения, показывает, что академическая мобильность как одна из форм организации процесса подготовки профессионалов осуществляется на основе базовых подходов, доминирующих в системе высшего образования в Европе: компетентностного, модульного, кредитного, междисциплинарного (интегративного), индивидуального.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Галичин, В.А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования [Текст ] : моногр. / В.А. Галичин [и др.]. - М. : Университетская книга, 2009. - 460 с.
2. Владимиров, А.И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gubkin.ru/wps/ wcm/connect/.. ./bolon.pdf?MOD...
3. Давыдова, О.В. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (кредитов) [Текст] / О.В. Давыдова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова ; Гос. ун-т управления. - М., 2010. - 50 с.
4. Платонова, И.Н. Использование компетентностного подхода при углублении практической направленности в подготовке специалистов в сфере международных экономических отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mgimo.ru/ й^/128848/128848^
5. Сазонов, Б.А. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных стандартов [Электронный ресурс] / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. - Режим доступа : http://window. edu.ru/window_catalog/files/r66661/ECTS.pdf
6. Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inpro. msu.ru/PDF/zakon_baza.pdf
12 Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. С. 327.