Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМГА / КЛЕЙМО / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / TAMGA / BRAND / TRADEMARK / LEGAL MEANS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобылева Марина Николаевна

Рассматриваются теоретико-методологические основы охраны товарного знака. Раскрывается роль субъектов охраны права на товарный знак, и обозначена проблема разработки механизма взаимодействия между органами, осуществляющими противодействие незаконному использованию товарного знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRADEMARK PROTECTION

The theoretical and methodological foundations of trademark protection are disclosed. The role of the subjects of protection of the right to a trademark is disclosed and the problem of developing a mechanism for interaction between bodies involved in countering the illegal use of a trademark is identified.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10219

ББК 67.401 © М.Н. Бобылева, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Марина Николаевна Бобылева, адъюнкт кафедры административного права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: marinchatyi.ru@bk.ru

Научный руководитель: заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь

Аннотация. Рассматриваются теоретико-методологические основы охраны товарного знака. Раскрывается роль субъектов охраны права на товарный знак, и обозначена проблема разработки механизма взаимодействия между органами, осуществляющими противодействие незаконному использованию товарного знака.

Ключевые слова: тамга, клеймо, товарный знак, правовые средства, интеллектуальная собственность.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRADEMARK PROTECTION

Marina N. Bobyleva, Adjunct of the Department of Administrative Law

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: marinchatyi.ru@bk.ru

Scientific supervisor: Deputy Head of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.O. Bondar

Abstract. The theoretical and methodological foundations of trademark protection are disclosed. The role of the subjects of protection of the right to a trademark is disclosed and the problem of developing a mechanism for interaction between bodies involved in countering the illegal use of a trademark is identified.

Keywords: tamga, brand, trademark, legal means, intellectual property.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бобылева М.Н. Теоретико-методологические основы охраны товарного знака. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):160-2.

Понятие «товарный знак» имеет многовековую историю и уходит своими корнями в период Древнего мира, в эпоху веков до нашей эры. Это обусловлено появлением торговли, развитием ремесленного дела. Прообразами товарного знака в эпоху Древнего мира являются клеймо и тамга.

При помощи тамги торговцы подтверждали собственность на свой товар. Использование тамги в качества обозначения твоего товара реализовывали несколько функций: выполнение роли подписи человека; использовались в качестве родового знака, который подлежал передаче в порядке наследования; выступал в качестве защиты как семейный или домой знак. С появлением глиняной посуды гончары выдавливали

на ней свои тамги, для того чтобы подтвердить свое производство этого товара. Тамги также использовались в Древнем Риме и Древней Китае на фарфоровой посуде. В период царствования в Китае императора Хонг-То на посуде, которая изготавливалась, имелась маркировка, с указанием имени правящего императора, именем производителя или местом производства товара [1; 2].

С развитием товарно-рыночных отношений появилось необходимость в упрощении обозначения продукции и совершенствования товарного обозначения продукции, которые указывали бы на свойства товара или подтверждали его качество. Так, например, в Средние века очень ценилось клинковое холодное ору-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жие, произведенное в городе Пассау, для индивидуализации данного производителя в качестве клейма использовалось схематичное изображение фигуры волка на клинке. Мастер нес персональную ответственность за произведенный товар, на котором имелось клеймо оружейника.

Увеличение числа производителей, торговцев и ремесленников в среднее века появилась необходимость в регулировании общественных отношений, связанных с индивидуализацией производимых товаров, что обусловило появление в 1266 году первого законодательного акта, который был принят английским парламентом и регламентировал использование клейма. В данном документе предписывался обязательный характер использования клейма на своей продукции, в том числе и на продуктах питания. Так каждый пекарь, обязан был клеймить хлеб, чтобы в случае выпуска не качественной продукции можно было определить, кто является пекарем, и кто будет нести ответственность за некачественный товар. В случае если товар, производился несколькими ремесленниками, то каждый ремесленник, по завершению своего этапа работы, проставлял клеймо на товаре [2; С. 47].

В средние века большое развитие получило ювелирное мастерство, ввиду развития алхимии в ХШ и широкого применения различных сплавов металлов, обусловило необходимость принятия единого стандарта содержания драгоценных металлов в сплавах. Так обязательное клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов впервые появилось во Франции, где клеймо должно было отображать мастера и место изготовления изделия.

В России первое законодательное упоминание о необходимости индивидуализации товаров и услуг появилось в ХVII веке, в период царствования Алексея Михайловича. «Новоторговый устав», принятый в 1667 году, являлся крупнейшим законодательным актом, который определял нормы внутренней и внешней торговли, устанавливал строгий контроль над качеством русских товаров, что должно было подтверждаться клеймом и печатью производителя, а если товар был ненадлежащего качества, то он подлежал изъятию, и информация о непорядочном производителе распространялась в обществе [3, С. 61].

Моментом установления товарного знака, как специального элемента индивидуализации производителя товаров и услуг в России считается с момента принятия в 1754 года указа «Об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками». Данный указ предусматривал обязанность нанесения на все товары клейма, для того чтобы один товар мож-

но было отличить от другого. В случае фальшивого клеймения товаров, предусматривалась уголовная ответственность.

После Отечественной войны 1812 года начался период промышленной революции, переход от мануфактурного производства к фабричному, за счет чего происходило увеличение выпускаемой продукции. В 1830 году был принят закон «О товарных клеймах» и в 1836 г. «Закон о товарных знаках (фабричных марках и клеймах)». Данные законодательные акты регламентировали порядок клеймения фабричных товаров, уже здесь регламентирован порядок регистрации образцов клейм, обязательным реквизитом которых являлось обозначение имени и фамилии владельца фабрики и ее местонахождение. С этого момента начинается ведение реестра производителей в Департаменте торговли и мануфактур.

В связи с развитием промышленности в Российской империи и появление большой конкуренции возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании механизма защиты производителей товаров, это происходит путем принятия нового документа, а именно Устава о промышленных, фабричных и заводских изделиях, где в качестве защиты признается положение о преследовании за подделку фабричных клейм и товарных знаков, которые были зарегистрированы в реестре. Наиболее совершенным нормативным правовым актом, за период XIX в. является Закон «О товарных знаках», принятый в 1896 году. Согласно данному закону под товарным знаком понималось «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев» [3] Согласно данному закону клеймение товаров стало являться правом, а не обязанностью. Обязательному клеймению подлежали отдельные виды товаров, такие как драгоценные металлы, табачные и винно-водочные изделия.

Дальнейшее развитие правовых средств охраны товарного знака в России происходит уже после революции в 1918 году после принятия Декрета «О пошлине на товарные знаки», который предусматривал перерегистрацию товарных знаков, которые были в Российской империи, однако механизм регистрации отсутствовал. В 1936 году принимается закон об обязательном нанесении на продукцию производственной марки [2], в целях повышения качества товара и установления ответственности за товар ненадлежащего качества. В период 1960-1980 годов, принимается постановление «О товарных знаках», которое предписывало предприятиям размещать на продукции товарные знаки, которые были зарегистрированы. Очень

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

важным событием в сфере охраны товарного знака является вступление СССР в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности и ратификация Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков. Данный шаг в международном экономическом развитии СССР является одним из ключевых моментов в генезисе охраны товарного знака, так как использование мадридской системы регистрации товарного знака используется и в настоящее время, а также способствует экономической интеграции и повышению экономического потенциала страны.

Существенным шагом в развитии отечественного законодательства о товарных знаках, стало принятие в 1992 г. Закона СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания» [4], особенностью которого являлось ориентирование на развивающуюся рыночную экономику страны.

В 2008 году данный закон был признан утратившим силу и отменен, в связи с введением части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Согласно ст.1477 ГК РФ «под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, генезис понятия товарный знак имеет многовековую историю, уходящую вглубь веков. Индивидуальное обозначение товара позволяло отличить одного производителя от другого, персона-

лизировать ответственность, в том случае если товар будет ненадлежащего качества, а также гарантировать качество произведенного товара тем или иным производителем.

Литература

1. Суперанская А.В.Товарные знаки, Изд. URSS, 2017. С.57

2. Коник Н.В., Малуев П.А., Пешкова Т.А «Товарные знаки и бренды» Изд. Журнал «Управление персоналом», 2006 г.

3. URL: // https://w.histrf.ru/ Энциклопедия Всемирной истории.

4. Свод Законов Российской Империи, к. 1, т. I // СПС Консультант плюс.

References

1. Superanskaya A.V. Trademarks, Ed. URSS. 2017. P. 57.

2. Konik N.V., Maluev P.A., Peshkova T.A. "Trademarks and brands" Ed. Human Resources Magazine, 2006.

3. URL: // https://w.histrf.ru/ Encyclopedia of World History.

4. The Code of Laws of the Russian Empire, k. 1, t. I // ATP Consultant plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.