Панкова М.Н.
ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
Истории становления и развития правового регулирования товарных знаков1 в современной литературе посвящено много публикаций. Товарные знаки как особый правовой феномен оказались широко востребованными только на достаточно высоком этапе развития рыночных отношений, но исторические источники свидетельствуют о том, что обозначения, предназначенные для индивидуализации товаров производителя, использовались давно2. Однако законы, регулирующие регистрацию товарных знаков, появились значительно позже. Так, первое упоминание о товарном знаке в России относится к периоду правления царя Алексея Михайловича (XVII в.), а правовое регулирование оформилось, как и в Западной Европе, в XIX в.
Применение исторического метода в исследовании вопросов становления и развития правовой охраны товарных знаков вызывает необходимость проведения периодизации правового регулирования и определения хронологически значимых временных интервалов. Проведенный автором анализ научной литературы [2, с. 324-344; 5, с. 14-30; 10; 12, с. 35-36; 22, с. 33-38; 26, с. 226-230] и памятников права позволил выделить основные периоды становления и развития правового регулирования товарных знаков в России.
Первый период (1667 - 1896) - становление российского законодательства
0 клеймении товаров.
Первое упоминание о клеймении продукции содержалось в «Новоторговом уставе», принятом 22 апреля 1667 г. [17, с. 98]. В этом документе впервые появляется упоминание клейма. Клеймо на товары в то время проставлялось свидетельствовало об уплате таможенной пошлины, то есть являлось, по существу,
1 Товарный знак, по мнению современных ученых-юристов, представляет собой изобретенный людьми способ выделения своего товара из ряда аналогов путем нанесения на него только ему присущего обозначения. - М.П.
2 Первым прототипом товарных знаков служили клейма и печати. У тюрков, татар, башкир и некоторых других народов существовал специальный знак - тамга [см.: 47, с. 650]. Это обозначение наносилось на собственность и символизировало ее принадлежность конкретному владельцу.
своеобразной гербовой маркой. Наличие клейма также позволяло отличить товары, произведенные в данной местности, от привозных, что давало возможность потребителям получать некоторую дополнительную информацию об их происхождении и производителе.
20 декабря 1698 г. был подписан «Указ о клеймении товаров в Сибири и об отобрании неклейменных в казну». В приложении к нему были изображены образцы клейм.
В период правления Петра I клеймение товаров также использовалось для целей взимания таможенных пошлин. Однако правила о клеймении применялись избирательно, поскольку часть производителей освобождалась от уплаты пошлины. Льготы предоставлялись отечественным мануфактуристам и заводчикам. Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено указом об обязательном клеймении, изданным в 1744 г. [13, с. 9]. Но в нем не были определены меры в случае его неисполнения фабрикантами, вследствии чего 12 августа 1753 г. был издан указ «О подтверждении, чтобы фабриканты печатали на товарах своих клейма на обоих концах каждой штуки». За его неисполнение налагался штраф. Быстрое развитие промышленного производства, как следствие реформ Петра I, усилило роль клеймения продукции и еще более приблизило клейма к товарным знакам в современном понимании.
Уже в то время развитие мануфактурного производства, при котором возникли первые ростки конкуренции, потребовало регулярного и обязательного клеймения продукции и закрепления отличительных знаков за конкретными производителями. По предложению мануфактур-коллегий в царствование Елизаветы Петровны в 1754 г. был издан правительственный указ об обязательном клеймении всех производимых на территории Российской империи товаров специальными фабричными знаками, «дабы можно их было отличить друг от друга» [1, с. 12].
В 1778 г. был издан указ Мануфактур-коллегии, который предписывал фабрикам по изготовлению бумаги клеймить бумагу и обозначать на ней имя, фамилию фабриканта и год ее производства. Данное предписание было вызвано тем, что бумажные фабрики не налагали клейма своей фабрики на бумагу.
Во времена правления Екатерины II ввоз иностранной парчи с золотом и серебром был запрещен, на некоторые ткани налагалась пошлина. Это было сделано с целью побудить местных фабрикантов производить на своих фабриках
товары и для ограждения их от конкуренции с иностранными фабриками. В 1783 г. был издан указ, согласно которому фабрики и мануфактуры были обязаны иметь свой штемпель (клеймо) и представить его в губернское правление по месту нахождения фабрики. Но клеймение касалось только определенных видов ткани. Позднее указом от 30 января 1800 г. были перечислены изделия, на которые следовало налагать клейма1.
В целях пресечения случаев выдачи своих товаров за иностранные на изделия указом от 19 февраля 1801 г. было предложено каждой фабрике представлять в Мануфактур-коллегию и Ратгауз образцы их изделий. Но вскоре он был отменен новым императором Александром I в связи с тем, что изделия фабрики были более низкого качества, чем ранее представленные образцы.
4 февраля 1815 г. был издан новый указ, который предписывал всем гражданским губернаторам и губернским правлениям клеймить российские изделия. Неклеймённые товары приравнивались к запрещенным к ввозу иностранным товарам. Неисполнение постановлений грозило штрафом. Но несмотря на указ об обязательном наложении фабричных клейм, постановления в целом не исполнялись.
Конкретные правила и способы клеймения продукции, а также уголовные санкции за подделку товара или клейма были сформулированы только в положении о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов от 5 февраля 1830 г. [14, с. 171], в котором устанавливалась обязанность владельцев шляпных, суконных и других фабрик иметь прочные клейма. Согласно положению клеймение было отменено. Фабрикант сам определял необходимость клеймения товаров, но клеймённым товарам предоставлялись льготы при прохождении через таможню. Этот документ не содержал еще четкого определения товарного клейма и порядка установления права на него. Клеймо должно было содержать обозначение имени и фамилии фабриканта, место нахождения предприятия. Изделия, подлежащие клеймению, были разделены на 43 группы. Для каждой группы был приведен перечень и образцы представляемых изделий, а также правила наложения клейм. Появление такого акта было, безусловно, прогрессивным шагом на пути развития законодательства о промышленной собственности.
1 Клейма налагались на изделия суконных, шляпных, шелковых, позументных, ситцевых, набойчатых, бумажных и полотняных фабрик. - М.П.
2 Ратгауз - орган городского управления в 1798-1802 гг., объединявший административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции. - М.П.
Указ 1838 г. «Объявление о фабричных пломбах» запрещал иметь существенное сходство между фабричными и таможенными пломбами. В 1845 г. в уложении о наказаниях уголовных и исправительных были внесены нормы, касающиеся наказаний за подделку клейм. В 1866 г. указом «Об изменении некоторых постановлений касательно товаров, пользующихся правом российского происхождения без приложения клейм» было предписано товарам российского производства пользоваться правом свободного и беспошлинного пропуска при возвращении их из-за границы в случае предъявления владельцем таможенного свидетельства о вывозе товаров из России1. Российским товарным клеймам в XVI и XVII вв. было присуще использование символов православия: кресты, купола храмов и т.п., но со второй половины XVIII в. они все больше стали напоминать западноевропейские.
Второй период (1896 - 1917) - сближение российского законодательства о товарных знаках с европейским.
Увеличение массового производства однородных товаров, развитие промышленности и торговли привело к конкуренции товарных знаков2. В связи с этим 26 февраля 1896 г.был издан закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)», который впервые легализовал товарный знак в качестве самостоятельного средства индивидуализации товаров3. Таким образом произошло существенное сближение российского и западноевропейского законодательства в области товарных знаков. Согласно указанному закону, который был для своего времени весьма прогрессивным [6, с. 61-62], товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев (например: клейма, тавры, печати, пломбы, капсюли, вытканные и вышитые метки, этикетки, виньетки, де-
1 Договоры между Россией и зарубежными странами (Франция, Великобритания, Италия, США, Германия, Австро-Венгрия, Румыния, Испания, Нидерланды и Бельгия) были подписаны в период 18451881 годах. Согласно заключенным договорам права иностранцев на фабричные клейма в России и русских фабрикантов охранялись за рубежом на основе трактатов и деклараций о взаимности. - М.П.
2 Наиболее известными примерами товарных знаков того времени являются: шампанское «Новый свет», «Филипповская» булочная, «Елисеевский» гастроном, Фаберже изделия, водка «С мирновъ». - М.П.
3 В статье 1 этого закона товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Это определение практически полностью соответствовало определениям, содержащимся в законодательствах других европейских стран. Использование товарных знаков признавалось правом, но не обязанностью владельцев знаков. - М.П.
визы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п.) [14, с. 3].
Выставление товарных знаков признавалось правом промышленников и торговцев, за исключением случаев, особо установленных законом1. Запрещалось выставлять товарные знаки с надписями и изображениями, противными общественному порядку, нравственности или благопристойности, заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение, с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения, а также с изображениями наград и почетных отличий без обозначения года их получения. Одному промышленнику или торговцу не возбранялось заявлять несколько разных товарных знаков для различных по роду или сорту товаров.
Право на товарный знак возникало на основании регистрации заявляемого знака в Министерстве торговли и промышленности. Свидетельство на товарные знаки выдавалось по желанию просителей на срок от 1 года до 10 лет. Предусматривалась возможность продления свидетельства на новый срок. Выдача свидетельства на товарный знак не лишала других лиц права в течение трех лет со дня публикации сообщения о выдаче свидетельства оспаривать в судебном порядке принадлежность исключительного права пользования товарным знаком. Закон 1896 г. действовал в России до смены общественно-политическогстроя в 1917 г.
Важно отметить, что начиная с 1909 г. число прошений на выдачу свидетельств на товарные знаки значительно возросло. Но уже в 1913 г. наметился спад в подаче заявок, это было вызвано началом войны и прекращением выдачи свидетельств на товарные знаки со странами, воюющими с Россией. Так, в 1912 г. был издан закон «О допущении права приоритета на началах взаимности». Он гласил, что подданные иностранных государств, заключивших с Россией соглашения о взаимной охране промышленной собственности на началах приоритета, сделавшие в одном из этих государств заявление о выдаче свидетельства на товарный знак, пользуются преимущественным правом на получение свидетельства на тот же товарный знак в течение четырех месяцев со дня подачи заявления.
Третий период (1917 - 1992) - становление и развитие советского законо-
1 Исключение составляло клеймение изделий из золота и серебра, табачных и водочных изделий и ряда других продуктов, для которых вводилась обязательная маркировка товарными знаками. - М.П.
дательства о средствах индивидуализации.
После установления Советской власти все предприятия национализировались, многие из них были реорганизованы и укрупнены, их прежние фирменные наименования заменялись на новые, но продукция выпускалась под прежними товарными знаками. В связи с этим возникла необходимость принятия решения по этим знакам. Первым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правовой охраны товарных знаков в Республике Советов, был декрет Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) от 15 августа 1918 г. «О пошлине на товарные знаки» [23, ст. 648]. Согласно ст. 5 и 7 указанного декрета все свидетельства, выданные в царской России как отечественным, так и иностранным предприятиям надлежало зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства впредь считались недействительными. Кроме того, в декрете определялись размеры и порядок уплаты пошлины за регистрацию знаков. 17 июля 1919 г. было принято постановление Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) «О товарных знаках государственных предприятий» [24, ст. 332], которым взамен прежних вводились новые знаки, имеющие сугубо справочный характер1. Как отмечается в юридической литературе, подобные знаки были лишены товарного содержания и не выполняли функцию проводника продукции от производителя к потребителю [7, с. 15].
Переход к новой экономической политике, начавшийся в 1921 г., стимулировал оживление товарных отношений в стране. Пробудившаяся к жизни торговля, ремесла и промышленность снова сделали насущными вопросы, связанные с рекламой и маркированием продукции, а следовательно, и с использованием товарных знаков. 10 ноября 1922 г. был издан декрет Совнаркома РСФСР «О товарных знаках» [25, ст. 939]. Юридически закреплялось правило, согласно которому промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные, могли отличать внешним знаком свои товары при их выпуске или сбыте и единолично пользоваться им для отличия своей продукции. Товарным знаком признавались помещаемые на товаре или его упаковке постоянные отличительные знаки, как то: клейма, пломбы, тавро, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки, а также девизы, оригинальные слова, сочетание и начертание их, а также упаковки оригинальных видов.
1 Эти знаки отличались простотой и содержали в качестве обязательных элементов наименование предприятия, а также название вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение герба республики. - М.П.
Декрет не устанавливал единого способа выражения товарных знаков и допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки. Разновидностями товарных знаков признавались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания. Декрет допускал произвольную форму выражения обозначений, однако устанавливал требование об указании в товарном знаке названия фирмы и предприятия. Запрещалось использование зарегистрированных знаков, принадлежащее другим организациям и содержащих название фирмы или наименование товара.
Декретом вводилась обязательная регистрация обозначений, которую осуществлял Комитет по делам изобретений при ВСНХ. В том же документе Совнаркома был приведен ряд требований к товарным знакам, которые остались почти без изменений до сегодняшнего дня, предусматривались ограничения, согласно которым не признавались в качестве товарных знаки: а) вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода - так называемые «свободные знаки»; б) состоящие из рисунков, отдельных букв или цифр, содержание, расположение или сочетание которых не обладало своеобразными отличительными признаками; в) указывающие исключительно на способ, время или место производства товара, на его цену, меру или вес, а также состав, качество и назначение.
Запрещалось пользоваться знаками, недостаточно отличающимися от уже зарегистрированных, а также способными создавать впечатление равнозначности данного товара какому-либо другому. Позднее постановлением Совнаркома от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках» [8] было установлено еще одно ограничение, согласно которому налагался запрет на использование товарных знаков, принадлежащих прежним владельцам национализированных предприятий. Это постановление Совнаркома распространило действие предыдущего декрета на всю территорию СССР1.
В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков 12 февраля 1926 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление «О товарных знаках» [19, ст. 80], в котором развивались и
1 Смысл этого запрета заключался в том, чтобы обязать советские предприятия создать свои товарные знаки. Владелец зарегистрированного товарного знака в случае нарушения его прав мог требовать прекращения пользования знаком, уничтожения и снятия незаконной маркировки и возмещения причиненных убытков. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал привлечение к уголовной ответственности за незаконное использование чужого знака. - М.П.
конкретизировались нормы декрета Совнаркома1. Указанным постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, закреплялось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении.
Экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 30-е гг. ХХ в. в результате индустриализации, потребовала приведения законодательства о товарных знаках в соответствие с изменившимися условиями. 7 марта 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли совместное постановление «О производственных марках и товарных знаках» [20, ст. 93]. Согласно этому постановлению все предприятия государственной промышленности, артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов, а также предприятия общественных организаций были обязаны снабжать выпускаемые ими изделия производственными марками, содержащими наименование предприятия, указание на его местонахождение, наименование народного комиссариата, центрального управления или кооперативного центра, сорт товара и номер стандарта.
Кроме обязанности по нанесению производственной марки, предприятия для целей отличия выпускаемых ими изделий наделялись правом снабжать указанные изделия постоянными оригинально оформленными отличительными знаками (товарными знаками) . При этом наличие товарного знака не освобождало предприятие от необходимости отличать выпускаемую им продукцию производственной маркой. Этим же постановлением был изменен порядок регистрации товарных знаков. Регистрация знаков в отношении машин, оборудования, стройматериалов и химикатов возлагалась на Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР; в отношении медикаментов и медицинских инструментов -на Народный комиссариат здравоохранения СССР, в отношении остальных товаров - на Народный комиссариат внешней торговли СССР. Указанные комисса-
1 В постановлении были сформулированы важнейшие правила проведения экспертизы, в частности, отдельные принципы оценки охраноспособности в качестве товарных знаков географических наименований, имен и фамилий, а также правила экспертизы знаков на сходство и тождество, уточнены критерии оценки превращения словесных знаков в общеупотребительные обозначения. - М.П.
2 Это была особая разновидность товарного знака, которой могли пользоваться торговые предприятия, реализующие изделия, изготовленные по специальному заказу. - М.П.
риаты рассматривали заявки и осуществляли выдачу свидетельств на исключительное пользование товарным знаком1.
Новый этап в обновлении законодательства о товарных знаках связан с принятием постановления Совета министров СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках» [21, ст. 59]. Указанное постановление было принято в целях повышения ответственности предприятий за качество выпускаемой ими продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления3. Торговым предприятиям, а также внешнеторговым организациям предоставлялось право помещать на реализуемых ими товарах, изготовленных по их специальным заказам (образцам, особым рецептурам), вместо товарного знака предприятия-изготовителя или наряду с ним свой товарный знак4. Организациям, основная деятельность которых заключалась в оказании различных услуг, предоставлялось право пользования знаками обслуживания, которые приравнивались к товарным знакам и подлежали регистрации в Комитете по делам изобретений и открытий при Совмине СССР. Этим же постановлением устанавливался срок действия регистрации товарных знаков, который составлял 10 лет с возможностью его продления не более чем на 10 лет. Право пользования товарным знаком в течение периода его правовой охраны могло быть передано в установленном порядке по лицензии. Товарные знаки иностранных юридических лиц и граждан могли быть зарегистрированы в нашей стране, если советским предприятиям и
1 Такая схема децентрализованного рассмотрения заявок и выдачи свидетельств существовала в течение четырех лет. Постановлением СНК СССР от 4 марта 1940 г. регистрация знаков была возложена на Народный комиссариат торговли СССР, с 1955 г. - на Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, а с 1959 г. - на Государственный комитет СССР по делам изобретений. - М.П.
2 Постановление обязывало государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совмине СССР, а также производить маркировку изделий, предусмотренную ГОСТами, техническими условиями, договорами и Особыми условиями поставки. При этом товарные знаки не подлежали помещению на изделиях, которые ГОСТами и техническими условиями были освобождены от всех видов маркировки. - М.П.
3 В период между 1917 и 1991 гг. в СССР были созданы такие товарные знаки, как водка «Столичная», пиво «Жигулевское», шоколадка «Алёнка», папиросы «Беломорканал», сырок «Дружба».
4 Пунктом 3 указанного постановления вводился запрет на использование в качестве товарных: знаков, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров известного рода; знаков, содержащих изображения государственных гербов, Красного Креста или Красного Полумесяца, а также знаков международных организаций; знаков, содержащих указание только места или времени изготовления товаров, цены и количества товаров; знаков, содержащих ложные сведения или сведения, способные ввести потребителей в заблуждение; знаков, противоречащих общественным интересам, требованиям социалистической морали, а также международным соглашениям, в которых участвовал СССР. - М.П.
организациям предоставлялось на началах взаимности право регистрации товарных знаков в стране иностранного заявителя.
В соответствии с п. 10 постановления Совмина СССР от 15 мая 1962 г. Комитетом по делам изобретений и открытий было утверждено Положение о товарных знаках1 [4, с. 44-47], а в 1967 г. - Указания по составлению заявки на товарный знак, которыми определялись четыре вида товарных знаков (словесные, изобразительные, комбинированные и объемные) и давалась их характеристика; формулировались требования к товарным знакам (знакам обслуживания) и давались рекомендации по их разработке; устанавливались требования к заявке на товарный знак (знак обслуживания) [4, с. 48-55].
8 января 1974 г. Госкомизобретений СССР утвердил новое положение о товарных знаках2 [16, с. 232], необходимость появления которого была вызвана присоединением СССР к ряду международных соглашений .
В начале 90-х гг. ХХ в. в период первых попыток установления рыночных отношений был принят Закон СССР от 3 июля 1991 г. №2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» [3, ст. 864], однако он в силу не вступил в связи с распадом СССР, несмотря на то, что включал в себя прогрессивные правила, учитывающие новейшие приобретения теории и практики регулирования отношений, складывающихся в связи с охраной и использованием средств индивидуализации продукции4. Тем не менее он послужил хорошей основой для становления российского законодательства.
1 Указанное положение содержало: определение товарного знака и знака обслуживания; перечень обозначений, не подлежащих применению в качестве товарных знаков; правило об обязательной государственной регистрации знаков до их применения; перечень заявочных материалов; правило об установлении даты приоритета; перечень оснований в отказе от регистрации; перечень оснований прекращения права исключительного пользования товарным знаком. -М.П.
2 Указанное положение было призвано модернизировать существовавшие правила и привести их в соответствие с нормами международных договоров. В нем формулировались общие принципы правовой охраны и регистрации знаков; давалось новое определение товарного знака; уточнялись требования, предъявляемые к товарным знакам; допускалась регистрация товарных знаков, содержащих наименования происхождения товаров; регламентировалась процедура регистрации обозначений и порядок их использования. - М.П.
3 В частности, к Парижской конвенции, Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. - М.П.
4 Это был первый (после 1917 г.) нормативный акт на уровне закона, направленный на регулирование отношений в области товарных знаков. В этом законе были учтены изменения, происходящие в экономике страны с конца 1980-х гг., а также опыт ряда промышленно развитых стран в области средств индивидуализации товаров и их производителей. - М.П.
Четвертый период (1992 - по н/в) - современное российское законодательство о средствах индивидуализации.
Законодательство о товарных знаках и знаках обслуживания в современной России продолжает исторические традиции. 23 сентября 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»1. Под товарным знаком и знаком обслуживания понимались обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В законе получили закрепление нормы, посвященные понятию товарного знакаи видам товарных знаков и знаков обслуживания, регистрации товарного знака, коллективному знаку, использованию товарного знака, передаче товарного знака, прекращению прав на товарный знак. Законом закреплялось уравнивание правовых режимов регистрации и использования товарных знаков и знаков обслуживания. В целом этот закон создал необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары [11, с. 99].
В развитие указанного закона приказами Роспатента от 29 декабря 1992 г. и 16 сентября 1993 г. были утверждены Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания [9, с. 40-45], а также Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания [9, с. 37-40]. Через несколько лет указанные акты Роспатента были пересмотрены. Так, порядок подачи и рассмотрения заявки был детально урегулирован Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 29 ноября 1995 г. [15]
В 2002 г. законодательство о товарных знаках было изменено федеральным законом от 11 декабря 2002 г. №166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», вступившим в силу с 27 декабря 2002 г. [18, ст. 4927]. Внем товарный знак и знак обслуживания определялись как
1 В начале 90-х отечественные предприниматели ориентировались на деятельность иностранных компаний, которые появлялись на российском рынке. Примером рекламных кампаний того времени могут служить рекламы Mars, Snickers, Nestle, Procter&Gamble. Именно они служили примером для отечественного производителя того времени. - М.П.
обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Определение претерпело изменения в связи с тем, что вступивший в силу Гражданский кодекс РФ определял товарные знаки и знаки обслуживания как средства индивидуализации и указывал на индивидуализацию не только товаров и услуг, но и выполняемых работ. Словосочетание «способные отличать» при принятии решения о возможности предоставления обозначению правовой охраны в качестве товарного знака представлялось недостаточно конкретным. Помимо этого в новой редакции Закона нашли отражение не только практика правоприменения и практика работы Роспатента, но и отдельные положения новейших международных соглашений, в частности Договора о законах по товарным знакам 1994 г. и Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности1.
В целях решения данной проблемы 18 декабря 2006 г. была принята IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации «Право интеллектуальной собственности», посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Таким образом была завершена кодификация норм, относящихся ко всем видам интеллектуальной деятельности, посвященных средствам индивидуализации, которые непосредственно защищают права коммерческих и некоммерческих организаций; завершена кодификация всего гражданского законодательства РФ, воплощенного в Гражданском кодексе, состоящем теперь из четырех частей и охватывающем общие вопросы гражданского права, нормы о праве собственности и других вещных правах, положения о договорных и других обязательственных правоотношениях, наследственных правоотношениях, отношениях с участием иностранного элемента. Принятие этого важного законодательного акта было крайне необходимым шагом в развитии правового регулирования средств индивидуализации в нашей стране.
1 Наиболее значимыми изменениями прежней редакции следует признать: уточнение понятия товарного знака и знака обслуживания; признание нарушением исключительного права правообладателя размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации; изменение перечня абсолютных и иных оснований для отказа в регистрации товарного знака; изменение требований к заявке и правилам ее подачи; замену названия предварительной экспертизы на формальную; включение в сферу правового регулирования отношений, складывающихся в связи с правовой охраной общеизвестных товарных знаков; изменение порядка и оснований признания недействительным предоставления товарному знаку правовой охраны; изменение оснований прекращения правовой охраны товарного знака. - М.П.
1. Бирюлин В.И. Товарные знаки в Российской Федерации: сборник. М.: Арбат-Информ, 2004.
2. Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2011.
3. Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 30.
4. Вопросы изобретательства. 1967. № 10.
5. Городов О.А. Право на средства индивидуализации. М.: Волтерс Клувер, 2006.
6. Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. М., 2006. № 11.
7. Золотарев Б.Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (Отечественное законодательство и практика 20-30-х годов) // Вопросы изобретательства. 1967. № 10.
8. Известия ЦИК СССР. 1923. 4 авг.
9. Интеллектуальная собственность. 1993. № 1-2.
10. Колесников А.П. Проблемы развития изобретательства и охраны интеллектуальной собственности в Российской империи. М.: ОАО ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2009.
11. Комментарий к Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности / под общ. ред. В.И. Еременко: сборник. М., 1997.
12. Мухопад В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. М.: Магистр Инфра М, 2010.
13. Павлинская А.Л. Товарный знак. Л., 1974.
14. Розен Я.С. Товарные знаки. СПб., 1913.
15. Российские вести. 1996. 22, 29 февр.
16. Сборник нормативных актов по изобретательству и рационализации. М., 1983.
17. Свод законов Российской империи. М., 1914. Т. 1.
18. СЗ РФ. 2002. № 50.
19. СЗ СССР. 1926. № 10.
20. СЗ СССР. 1936. № 11.
21. СПСМ СССР. 1962. № 7.
22. Стась А. Новая геральдика. М.: ООО группа ИДТ., 2009.
23. СУ РСФСР. 1918. № 27.
24. СУ РСФСР. 1919. № 13.
25. СУ РСФСР. 1922. № 79.
26. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2011.