Научная статья на тему 'Институт ответственности за незаконное использование товарного знака в России (исторический аспект)'

Институт ответственности за незаконное использование товарного знака в России (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1036
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИСТОРИЯ РОССИИ / НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Александр Владимирович

Ответственность за незаконное использование товарного знака в России начала вводиться вместе с появлением необходимости маркировки товаров для идентификации их принадлежности. С развитием промышленности и ростом конкуренции вопросы защиты товарного знака и решения конфликтов между производителями встали особенно остро. Защитный механизм развивался не только через формирование законных норм, регулирующих отношения в области использования товарного знака, но также через нормы, устанавливающие ответственность за их незаконное использование. В настоящее время в России существуют три механизма защиты товарных знаков, они реализуются с помощью мер ответственности за их нарушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт ответственности за незаконное использование товарного знака в России (исторический аспект)»

УДК 343.53:94(47)

ШЕВЧЕНКОА.В. Институт ответственности за

незаконное использование товарного знака в России (исторический аспект)

Ответственность за незаконное использование товарного знака в России начала вводиться вместе с появлением необходимости маркировки товаров для идентификации их принадлежности. С развитием промышленности и ростом конкуренции вопросы защиты товарного знака и решения конфликтов между производителями встали особенно остро. Защитный механизм развивался не только через формирование законных норм, регулирующих отношения в области использования товарного знака, но также через нормы, устанавливающие ответственность за их незаконное использование. В настоящее время в России существуют три механизма защиты товарных знаков, они реализуются с помощью мер ответственности за их нарушение.

Ключевые слова: ответственность, товарные знаки, защитный механизм, история России, незаконное использование, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность.

Начало становления института защиты товарных знаков в России было связано с развитием рыночного хозяйства и происходило параллельно с западноевропейскими странами.

В России определение понятия товарного клейма и ответственности за подделку товаров появляется в Новоторговом уставе 1667 г

Причинами законодательного регулирования защиты товаров послужили безнаказанный ввоз и реализация товаров ненадлежащего качества на внутреннем рынке России иностранными купцами: «и того ради приезжие иноземцы бесстрашно учали товары худые поддельные, как в серебре и в золоте в литом и в пряденом, так и в поставах в сукнах и в иных заморских товарах в царствующий град Москву и в города Великие России привозить, в которых товарах подлинно обличены»1.

Устав впервые ввел механизм защиты от распространения на территории Руси поддельных товаров. Он выражался в государственном регулировании поставок товаров на внутренний рынок страны с целью ис-

ключения поступления подделок и заключался в предоставлении купцами обязательств об отсутствии в поставленной продукции поддельных товаров: «заморские продавцы у записных книг свои имена записывали и руки прикладывали, кто что продаст и променит заморской товар в Московское государство за доброй и за цельной, какой во всех государствах похвален, а не такие поддельные воровские, что в нынешних годах объявились худые товары».

Государственное регулирование в области защиты товаров не могло обойтись и без государственного принуждения к ввозу доброкачественной продукции, которое выражалось в наступлении определённой ответственности за поставку поддельных товаров. Так чиновники публично объявляли о некачественности товаров, одновременно запрещая продажу и высылая их с территории России с направлением претензий: «...сыщетца воровство подделкою товаров, и ведомо б было, в то государство писать, чтоб впредь худых товаров в отпуск в Московское государство заказ учинили под жестокою запове-

дью, и посылать перестали б. А те худые товары обличив и во весь свет огласив, отослать с бесчестием с ярмарки, чтоб впредь таких худых не возили, и добрым товаром цены не портили».

Устав закреплял обязательства ремесленников проставлять на своих изделиях клейма для отличия товаров российского производства от иностранных: «... для того, ведать бы на поставках на сукнах, и на бархатах, и на атласах, и на камках, и на всяких ломотных товарах, и на литом и на пряденом золоте, и серебре клейма и печати, всякие розные признаки в котором городе, чтоб ведать мастеров таким товаром, чьего мастерства».

В связи с необходимостью контроля качества выпускаемой продукции Сенат издаёт указы в 1744 г о клеймении фабрикантами своих произведённых товаров с указанием, что они: «Российские, чьей именно фабрики и в котором городе деланы»2, в 1753 г. упорядочивает правила и порядок клеймения товаров.

Для отличия товаров друг от друга в 1774 г. Сенат своим указом обязывает проставление клейм с добавлением информации о названии фабрики, её собственника и года производства.

Через четыре года Сенат вводит понятие фабричного клейма - это «особое от других клеймо, а равно изображение на оной тот год, когда делана»3, а в 1783 г. правительственным указом под угрозой наказания возлагается на промышленников обязанность создать свои товарные клейма - «особливой штемпель»4, который должен был быть зарегистрирован в администрации по месту нахождения фабрики либо мануфактуры.

Однако, несмотря на принятые государством меры, обязанность клеймения российских товаров их производителями нарушалось, в связи с чем Сенат в своём указе 1815 г. принял официальное решение о придании статуса иностранных товаров товарам, которые не имели клейм, подтверждающих российское производство, с возложением обязанности уплаты таможенных пошлин.

После окончания первой отечественной войны Россия вступает в эпоху про-

мышленного переворота. В этот период времени в хозяйственном обороте Российской империи происходит процесс появления на рынке большого количества производителей товаров одного типа.

Для урегулирования сложившейся ситуации в 1830 г. в России издаётся закон «О товарных клеймах».

В отличие от ранее изданных законодательных актов клеймение произведённых российскими промышленниками товаров теперь носит добровольный характер.

Данный законодательный акт помимо значения товарных клейм, порядка их применения и регистрации вводит законодательно урегулированную ответственность за подделку чужого товарного клейма: «за подделку на Российских изделиях чужих клейм других Российских фабрик наказывать виновных на общем основании законов, как за фальшивый поступок.»5. Подделка чужого товарного клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. Наказанием таких деяний являлась передача поддельных товаров правообладателю, а при подделке товаров иностранных производителей помимо конфискации товара лица подвергались личному наказанию, как за подделку таможенных печатей.

Принятие закона о введении положения о клеймении изделий Российских фабрик 1830 г. послужило основанием для внесения дополнений в российское уголовное законодательство, в результате чего в Свод уголовных законов Российской империи в 1842 г. были включены нормы ответственности за подделку чужих клейм.

Уложением о наказаниях уголовных и исправительных от 1845 года продолжается политика охраны прав на товарные знаки.

Ответственность за подделку чужих клейм или знаков предусматривалась ст. 1789 Уложения. Такое деяние предусматривало помимо наказания в виде лишения «всех особенных прав и преимуществ, ссылку в одну из отдалённых губерний либо отдачу в рабочий дом, а также и возмещение причиненных правообладателю убытков»6.

При этом целью такой нормы является в первую очередь защита интересов предпринимателей от посягательств на их исключительные права.

По мере развития промышленности и усиления конкурентной борьбы остро встал вопрос о развитии механизма защиты товарного знака и разрешения конфликтов между фабрикантами. Поэтому Уставом о промышленных, фабричных и заводских изделиях от 1857 г. вводится положение о преследовании за подделку зарегистрированных промышленных клейм и знаков.

Эпоха бурного промышленного роста, начавшаяся после отмены в 1861 г. крепостного права, принятие во всех промыш-ленно развитых странах национальных законов по защите товарных знаков (Франция - 1857 г.; Италия - 1868 г.; Великобритания - 1875 г.; Бельгия - 1879 г.; США -1881 г.), а также подписание международных соглашений в области промышленной собственности - Парижская конвенция 1883 г, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и т.д.- обусловили необходимость принятия в России нового, соответствующего требованиям времени механизма защиты товарного знака.

В 1896 г. Законом «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» вводится понятие товарного знака как «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торгов-цев»7, правила регистрации и его использования.

Закон раскрывал понятие незаконного использования чужого товарного знака: «промышленник или торговец, виновный в самовольном выставлении на изготовленном им или находящемся у него для продажи товаре, или на упаковке и посуде, в коей хранятся товары, или на коммерческом объявлении, прейскуранте или бланке товарного знака, точно воспроизведённого или явно сходственного с таким же товарным знаком, состоящим, заведомо для виновного, в исключительном пользовании другого промышленника или торговца, подвергается заключению в тюрьму на время от четырех до восьми месяцев».

Дальнейшее своё развитие правовая охрана товарных знаков получила в Уголовном Уложении 1903 г. в ст. 356, соглас-

но которой «виновный в самовольном выставлении на изготовленном им или находящемся у него для продажи товаре, или на упаковке или посуде, в коей хранятся товары, или на коммерческом объявлении, прейскуранте или бланке товарного знака, точно воспроизведенного или явно сходственного с таким же товарным знаком, состоящим заведомо в исключительном пользовании другого промышленника или торговца, а равно в хранении для продажи или в продаже товара с указанным в предшествующем пункте заведомо выставленным самовольно знаком или в выпуске в обращение такого товара для торговых целей наказывается заключением в тюрьму»8. При этом вводится обязанность по уничтожению незаконно выставленных на товарах знаков.

Однако в последующие годы в действие были введены только отдельные главы и статьи этого закона9.

Правовая охрана товарных знаков не была утрачена и после установления Советской власти. Вопросы перерегистрации товарных знаков нашли своё отражение в Декрете Совета Народных Комиссаров «О пошлине на товарные знаки» в 1918 г

Новая экономическая политика оживила промышленное производство, что не могло не отразиться на защите товарных знаков. 10 ноября 1922 г. издаётся Декрет «О товарных знаках», в соответствии с которым всем промышленным и торговым предприятиям предоставлялось право маркировать свои товары особым знаком и единолично пользоваться им для отличия своей продукции от аналогичной продукции других предприятий10. Постановлением СНК СССР от 18 мая 1923 г вводится механизм запрета пользования знаком, принадлежащим прежним владельцам национализированных предприятий.

Для единообразного регулирования отношений в области товарных знаков в 1926 г. вводится совместное Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «О товарных знаках». Согласно данному постановлению на законодательном уровне указывалось наступление гражданской ответственности, а именно требование

через судебные органы прекращения незаконного использования знака и возмещения причинённых убытков.

Ответственность за самовольное пользование чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком была введена уголовным законодательством РСФСР 1922 г. и в последующем воспроизведена в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г.

В конце 1920-х годов в России происходит процесс свертывания новой экономической политики и переход на административно-государственные меры управления экономикой, в связи с чем роль товарных знаков теряет своё значение.

Однако экспорт советских товаров на международный рынок потребовал от предприятий обозначения своей продукции торговыми марками и их регистрации в других странах.

В марте 1936 г. Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров СССР выносят Постановление «О производственных марках и товарных знаках», согласно которому государство за счёт принуждения обязывало производителя снабжать выпускаемые им изделия «производственной маркой». Под «производственной маркой» понималось «обозначение предприятия-изготовителя, его местонахождения, наименования органа государственного управления, сорта товара и номера стандарта»11.

Право размещения товарных знаков на продукции устанавливалось для предприятий только с разрешения государственного аппарата.

В рассматриваемый период советской эпохи из-за отсутствия конкуренции в экономической деятельности не было многочисленных нарушений в сфере использования товарных знаков.

Столкновение советских предприятий-экспортёров с проблемой регистрации товарных знаков за пределами страны потребовало от руководства необходимости участия Советского Союза в международных конвенциях по охране интеллектуальной собственности. В связи с этим в законодательстве СССР принимается в 1962 г. Постановление Совета Министров «О товарных знаках» и в его развитие По-

ложение о товарных знаках. Эти документы устанавливали понятие товарного знака как оформленного художественного изображения, служащего для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров других предприятий. Также устанавливался добровольный порядок регистрации и использования предприятиями своих товарных знаков на выпускаемых и продаваемых ими продуктах. Предусматривалась ответственность за незаконное использование чужого товарного знака в виде обязанности прекращения незаконного пользования чужим товарным знаком и возмещения убытков правообладателю.

Одновременно статьёй 155 Уголовного кодекса РСФСР, утверждённого в 1960 г., вводится уголовная ответственность за незаконное пользование чужим товарным знаком.

В 1965 году Советский Союз становится участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Ратифицируется Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков.

Очередное обновление законодательства о товарных знаках датируется 1974 г., когда Государственным комитетом СССР по изобретениям и открытиям было утверждено новое Положение о товарных знаках. Оно модернизировало действующие правила, но не вносило принципиальных изменений в правовой режим товарных знаков и их защиты.

Отсутствие стимулов к повышению сбыта продукции порождало применение товарных знаков лишь в качестве маркировки.

Экономические преобразования 90-х годов ХХ века в Российской Федерации, становление института частной собственности, развитие товарно-денежных отношений в стране, интеграция в мировую экономику явились основанием для пересмотра отношения государства и частных лиц к механизму защиты товарных знаков.

Принятый в 1992 г. Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» в значительной мере уделял внимание защите исключительных прав владельцев товарных знаков. Этим же законом раскрывались понятия незаконного использования

товарного знака и контрафактного товара, меры ответственности за незаконное пользование чужим товарным знаком.

За последние десятилетие в Российской Федерации произошло разделение механизма защиты товарного знака от незаконного его использования. В связи с введением в 1996 г ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное использование товарного знака»12 появляется уголовно-правовой механизм защиты товарного знака. После принятия в 2002 г. ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Незаконное использованиетоварного знака»13 законодательно оформляется административно-правовой механизм защиты товарных знаков.

Введение с 2008 г. статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации «Ответственность за незаконное использование товарного знака»14 ознаменовало собой оформление гражданско-правового механизма защиты товарных знаков, что завершило кодификацию отношений в сфере использования товарных знаков в Российской Федерации.

Проведя анализ становления института ответственности за незаконное использование товарных знаков, можно сделать вывод, что начиная с XVI века до настоящего времени в России существовали правовые нормы, регулирующие отношения в сфере использования товарных знаков и устанавливающие ответственность за их незаконное использование. Таким образом, государство уделяло повышенное внимание идентификации выпущенных производителями товаров, тем самым защищая их исключительные права на использование товарных знаков.

1 Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9-ти т. Т. 4 /Отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1986.

2 Полное собрание законов Российской империи: издание 1-е, в 45 т. Т. 12. СПб.: типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1830.

3 Полное собрание законов Российской империи: издание 1-е, в 45 т. Т. 20. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1830.

4 Полное собрание законов Российской империи: издание 1-е, в 45 т. Т. 21. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1830.

5 Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. Т. 5. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1831.

6 Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. Т. 20. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1831.

7 Полное собрание законов Российской империи: издание 3-е, в 33 т. Т. 16. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1899.

8 Полное собрание законов Российской империи: издание 3-е, в 33 т. Т. 23. СПб.: Типография 2-го отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1905.

9 История государства и права: словарь-справочник. М., 1997.

10 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

11 Собрание законодательства и распоряжений Правительства СССР. 1936. № 13. Ст. 113.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2008.

13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Элит, 2008.

14 Комментарий к четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.