Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства'

Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2515
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИЯ / БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСК / КАПИТАЛ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородавкина Евгения Евгеньевна, Дыльнова Зоя Михайловна

В статье рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты исследования предпринимательства, имеющего важное значение при формировании социальной структуры, рыночной экономики, развитии научно-технического прогресса, установлении системы ценностей и моральных нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства»

Знание существующих в мире систем экологического образования позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов в России.

Примечания

1 Бабосов Е. М. Глобализация как предмет социолгиче-ского анализа // Социология. 2000. № 4. С. 3-15.

2 См.: Калинникова М. В. Экологическое общество : проблемы становления (социологический анализ). Саратов, 2003.

International Strategy for Action in the Field of Environmental Education and Training for the 1990's // UNES-CO-UNEP Congress on Environmental Education and Training. Paris, UNESCO, 1987. P. 6.

См.: International Verhagen, F. C. Earth literacy education : why and how? // High school j. Chapel Hill, 1995/96. Vol. 79, № 2. P. 157-163.

См.: ЯсвинВ. А., Дерябо С. Д. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования. URL: http://www.mrezha.ru/ehopsy/works/pedagog.htm (дата обращения: 21.09.2011).

УДК 316.334.23(470+571)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е. Е. Бородавкина, З. М. дыльнова

Саратовский государственный университет E-mail: evgeniya_borodavkina@mail.ru

в статье рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты исследования предпринимательства, имеющего важное значение при формировании социальной структуры, рыночной экономики, развитии научно-технического прогресса, установлении системы ценностей и моральных нормативов. Ключевые слова: предпринимательство, инновация, бизнес, инвестиционная деятельность, риск, капитал, прибыль.

Theoretical and Methodological Bases of Entrepreneurship study

E. E. Borodavkina, Z. M. Dylnova

The article examines the main theoretical and methodological aspects of entrepreneurship study, which is very important in the forming of social structure, market economy, development of scientific and technical progress, establishment of values and moral standards system. Special attention is paid to the fact that theoretical analysis of this category is important because entrepreneurship, being the engine of progress, is directed to profit earning by producing new products or by application of new ways of existing products production. The more existing social values favour the forming of entrepreneurial person, the more probable is accelerated economic growth.

Key words: entrepreneurship, innovation, business, investment activity, risk, capital, profit.

Предпринимательство относится к числу сложных общественных явлений, требующих междисциплинарного анализа. Оно формируется и функционирует под влиянием множества взаимосвязанных и взаимодействующих объективных и субъективных факторов. По причине его многоаспектности предпринимательство может исследоваться в рамках разных наук. Однако определение границ исследовательского поля той или иной науки в его познании, особенно

прикладном, пока весьма затруднительно из-за дефинитивной нечеткости социальной сути этого феномена, а также ряда ключевых для того или иного ракурса его осмысления научных категорий.

О неопределенности понятия предпринимательства свидетельствует множество его дефиниций и разночтения в его интерпретации такими разными зарубежными учеными, как Р. Коуз, П. Дракер, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт, И. Шумпетер и др.1 Одни понимают предпринимательство как специфическую разновидность социальной деятельности (поведения социального субъекта), связанной с инновациями и в некоторых случаях с риском (П. Дракер)2, другие - как тип хозяйственной деятельности (Р. Коуз, А. Маршалл)3, расходясь, однако, в понимании содержания этой деятельности, третьи - как процесс создания чего-то нового и умножения таким образом вкладываемого капитала (Р. Хизрич, М. Питере)4. Наряду с этим одни отождествляют предпринимательство и бизнес, другие их разводят. Нет согласия и по вопросу тождества или различий между предпринимательством, антрепренерством и менеджерством и т. п.

Все эти расхождения полностью перекочевали из западного в современное российское обществоведение, приняв в дополнение к вышесказанному нередко утрированный, обусловленный синонимичным богатством русского языка характер. Так, нередко отождествляются предпринимательство и предприимчивость; предпринимательство, деловая деятельность и бизнес; предпринимательство, рисковая экономическая инициатива и инвестиционная деятельность и т. д.

Термин «предпринимательство» в отечественной литературе впервые вводится в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Далем. Перечисляя слова «предпринимать,

3

4

5

© Бородавкина Е. Е., Дыльнова З. М., 2012

предприимчивый, предприниматель, предприятие», он так разъясняет их: «Предпринимать, затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к свершению чего-либо значительного; предприимчивый торговец, склонный, смелый, решительный, отважный на дела этого рода; предприниматель - предпринявший что-либо». Другими словами, быть предпринимателем значит «решиться исполнять новое дело». Таким образом, принадлежность предпринимательства к творческой деятельности закреплена бесспорно5.

Наиболее авторитетный дореволюционный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона понятий «предприниматель» и «предпринимательства» не дает, но содержание терминов «предприниматель» и «предпринимательство» вытекает из статьи «Прибыль». Прибыль получается лицом, за свой счет ведущим предприятие (предпринимателем), участвующим более или менее лично или непосредственно в распоряжении своим (предпринимательским) капиталом. Автор данной статьи

В. Яр6 как синонимы употребляет термины «капиталисты» и «предприниматели». По его мнению, «все они вместе взятые составляют совокупность лиц, на свой страх и риск ведущих дело производства и дающих капиталу то направление, которое им приносит небольшую прибыль, а всему народному хозяйству обеспечивает наибольшие выгоды в экономическом отношении».

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель, под которым в постсоветских государствах стали подразумевать любого делового человека, который осуществляет хозяйственную деятельность в негосударственном секторе экономики. В Большом толковом социологическом словаре дается следующая трактовка понятия «предприниматель»: это «владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли»7. Характеристика действий предпринимателя становится характеристикой его поведения, которая, в свою очередь, распространяется на внутренний мир хозяйствующего субъекта. Предпринимательское поведение является, как правило, активным типом экономического поведения с выраженными инновациоными компонентами. В социологии критерием выделения того или иного вида предпринимательского поведения является степень его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т. д.).

В научной справочной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Это вполне объяснимо, так как представители различных отраслей знания (экономисты, филологи, философы, социологи и др.) по-разному трактуют содержание этого термина исходя из поставленной цели исследования и накопленных знаний. С философской точки зрения предпринимательство может быть

охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций8. Однако этого определения явно не достаточно для полного понимания данного феномена. Филологи трактуют предпринимательство следующим образом: «Предпринимательство - деятельность предпринимателя»9. Историки определяют его как индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным и более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством, особенно в период промышленного переворота и т. д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт и извлечение прибыли.

В современном экономическом словаре отмечается, что предпринимательство - это «инициативная, самодеятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя»10.

Близким по значению к данному понятию является и термин, который дает электронная «Большая российская энциклопедия»: «Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Предприниматель, согласно данной энциклопедии, - это тип руководителя, который стремится изменить динамику развития деятельности и активно ищет ее новые направления и возможности для расширения номенклатуры продукции11.

В Российской социологической энциклопедии предпринимательство «представляет собой различные формы не запрещенной законом хозяйственной активности во всех отраслях народного хозяйства (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами и т. д.). Предпринимательство исторически обусловлено и прямо зависит от многих, отнюдь не только экономических факторов.

Условия, в которых осуществляется предпринимательство, подвержены изменениям, особенно резким, когда общество находится в переходном состоянии, в состоянии реформирования. На-

чальный импульс радикальным трансформациям придает проводимая реформаторами политика. Но, конечно, их основным источником является инициатива и созидательная энергия различных групп занятого населения. Заинтересованность и вовлеченность последних в предпринимательскую деятельность является главной предпосылкой успеха в развитии предпринимательства»12.

В энциклопедии «Социология» предпринимательство определяется как форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственно сть13.

Нам представляется несколько суженной характеристика предпринимательства в отечественном законодательстве, где оно трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке14, поскольку за его рамками остается (особенно в современной России) значительный объем предпринимательской деятельности, осуществляемой людьми без какой-либо ее регистрации.

Используемые в современных публикациях дефиниции предпринимательства весьма отличны друг от друга, хотя речь идет об одном и том же общественном феномене. Многие из этих отличий принципиальны для характеристики социальной сущности предпринимательства. Наличие подобных разногласий заставляет обратиться к рассмотрению истоков зарождения предпринимательства как особого вида социальной деятельности, специфики и взаимосвязи разных, с точки зрения различных общественных наук, граней этого многоаспектного феномена. Только после этого появляются основания для определения социологического ракурса его исследования.

Предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица предприятия. Предпринимательство как одна из конкретных форм появления общественных отношений не только способствует повышению материального потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Проанализировав статьи русских и иностранных словарей, а также электронные версии энциклопедий, можно заключить, что одни ученые отождествляют предпринимательство с инновационным типом поведения, инновационным типом личности15, другие - акцентирующие внимание на предпринимательстве как элементе социальной структуры общества - трактуют новаторство более широко, отмечая системообразующий, социально новаторский характер деятельности предпринимателей16.

Общепринятым в мировой практике является понятие предпринимательства как деятельности, не связанной с какой-либо определенной формой собственности или размерами производства. В законодательстве большинства стран СНГ в качестве ключевой характеристики предпринимательства принято считать прежде всего получение прибыли или дохода, и в этом смысле понятие предпринимательства фактически совпадает с понятием коммерческой деятельности.

Нельзя не согласиться с суждением Е. Е. Румянцевой, что главной характеристикой предпринимательства является инновация17. С этой точки зрения по-разному можно оценивать размах предпринимательской деятельности для конкретного периода или региона. «Коммерческий» подход, обычно проводимый в российской статистике, оперирует объемами продукции, показателями прибыли и даже уровнем занятости. «Инновационный» подход предполагает определение иных показателей, не всегда очевидных.

Кроме того, предпринимательство обладает практически всеми необходимыми чертами идеологии как системного мировоззрения. Оно содержит набор рациональных схем, относящихся как к индивидуальному действию, так и к общественному развитию, поведению фирмы и кругообороту национального капитала. Предпринимательство предлагает относительно замкнутую систему ценностных ориентиров, таких как независимость, самореализация, стремление к индивидуальному успеху в осязаемых материальных формах.

Существует множество характеристик предпринимательской деятельности, однако нет единства по вопросу о том, что составляет ее сущность. Тем не менее в работах А. Агеева,

В. Верховина, В. Радаева18 дается достаточно полная и обоснованная характеристика предпринимательства. Данные авторы полагают, что можно выделять базовые и вторичные свойства предпринимательства. К его базовым свойствам относят, в частности, организационно-хозяйственные инновации и экономическую свободу хозяйствующего субъекта.

Кроме этих есть и другие признаки (владение ресурсами, принятие решений, несение риска, лидерство и т. д.), которые выступают либо производными от базовых, либо дополняющими и раскрывающими их суть. Наиболее важным базовым свойством предпринимательства является

экономическая свобода хозяйствующего субъекта, а ограничениями свободы предпринимателя должны выступать лишь непосягательство на чужую собственность, соблюдение законов и выполнение договорных обязательств.

Исходя из позиций И. Шумпетера один из наиболее авторитетных исследователей проблемы

В. В. Радаев понимает под предпринимательством «осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода»)19. Эта трактовка базируется на социальных факторах развитой рыночной экономики.

Еще один подход к предпринимательству дает А. М. Гузев: предпринимательство есть особый вид человеческой деятельности, отличающейся творческим, инновационным характером, ориентированной на получение прибыли, заключающейся в рискованном создании новых предприятий и управлении ими и обеспечивающей занятость, социальную мобильность и благосостояние общества20.

Переходный характер российского общества и экономики, по мнению В. Е. Гимпельсона, обусловливает специфику российского современного предпринимательства, экономическая функция которого «опосредуется и сопровождается социальным действием, направленным на изменение социальных отношений»21. Иными словами, предпринимательство объективно обладает социальными аспектами.

Еще одну особенность российского предпринимательства исследователи видят в том, что специфический тип стратификации российского общества обусловливает стремление субъектов предпринимательства к достижению максимальной власти, которая и является решающим условием максимизации прибыли22. Отсюда вытекает необычная для развитых стран важность взаимодействия предпринимательства с властными структурами.

Кроме того, отрицательное отношение большинства населения к предпринимателям также побуждает последних обращаться к власти за поддержкой. Таким образом, взаимодействие с властными структурами приобретает для предпринимательства стратегическое значение.

По мнению Ю. Л. Качанова, попытки опе-рационализировать рабочие понятия предпринимательства несут нередко значительную долю субъективизма конкретных социологов23. Исследователи единодушны в одном: предпринимательство является новым элементом социальной структуры российского общества, обладающим значительной социальной энергией, а также предприимчивостью. Еще один признак предпринимательства - наличие «идеологии как системного мировоззрения», позволяющей инициировать действия как отдельных индивидов, так и всего общества24.

Наличие идеологии предпринимательства вызвало в обществе появление мнения о том, что

в связи с совпадением вектора развития российской экономики с интересами предпринимателей для придания реформам необратимого характера и четкой направленности необходимо выполнить два условия: следует не конструировать новую идеологию, а просто заимствовать и адаптировать к отечественным реалиям западную идеологию предпринимательства и необходимо включить крупнейших российских предпринимателей в элиту общества25.

У предпринимательства имеется ряд отличительных особенностей: мобильность и динамичность, осуществление в условиях неопределенности и неизбежности риска, свобода поиска и выбора способов экономических действий при их разнообразии; принятие новых организационных и технических решений и др. Оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью действий, процедур, выполняемых физическим субъектом бизнес-процесса - предпринимателем.

В общественной природе предпринимательства отражается прошлое и настоящее движение экономических, политических, социальных, демографических, национальных, духовных и других процессов - как всемирно-исторических, так и локальных - в рамках конкретной страны, региона, определенного типа общества. В силу этого исследование предпринимательства предполагает необходимость учета системной связи современного состояния этого феномена с историческими тенденциями и условиями его зарождения, созревания и развития.

Предприниматель может осуществлять любую деятельность, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную деятельность, консультирование и т. д., кроме той, что запрещена законом. Определяющими признаками предпринимательской деятельности служат: целевая установка на получение прибыли; свобода и автономность в принятии экономических решений; самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности. Предприниматель в условиях рыночной экономики - главное действующее лицо, одна из ключевых фигур в социально-экономической жизни. Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни, как отмечалось, часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т. п.), то есть действует в соответствии с намеченным планом в интересах достижения главной цели - максимизации прибыли.

В условиях глобальной государственной собственности, когда отношения между предприятиями, а во многом и внутри них определялись единым централизованным государственным регламентом, не было необходимости устанавливать

правовой режим их взаимоотношений. Переход же к многоукладной рыночной экономике выдвигает на передний план проблему предпринимательского права, условий регулирования внутренних и внешних отношений, порядка устройства и деятельности предприятий.

Приступая к характеристике основных сфер приложения предпринимательской деятельности, отметим, прежде всего, что реальным фактом ныне стало существование множества предпринимательских структур, каждая из которых имеет свои особенности. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие предприятия. При этом в течение некоторого времени действуют и устаревшие организационно-правовые формы: индивидуальные (семейные) частные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Предприятия могут на договорных началах добровольно объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. В данном случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том и в другом случае предполагаются инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство - это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство - форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно, нежели, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве - талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них; в государственном же секторе за

осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности26.

Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, которое в конечном счете является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация - в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство. Согласно этой классификации выделяют: производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, ри-елторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование)27. Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием ее экономики. С одной стороны, страна продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались у нас исключительно негативно. За 1990-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной

экономики России являются тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства28. Одновременно с этим продолжает оставаться сильной зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля деятельности частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

По-видимому, в ближайшие годы сектор официального малого предпринимательства станет единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения, предотвращения роста безработицы и нелегальных форм самозанятости. Технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяет малому предпринимательству чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Малый бизнес сглаживает колебания экономической конъюнктуры, балансируя между спросом и предложением рабочей силы: спрос растет - появляются новые фирмы, падает - часть их закрывается. Малые предприятия способствуют гибкости и мобильности экономики, быстрым технологическим и структурным переменам. Малый бизнес не только инициирует появление дополнительных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности граждан, вовлекая в трудовую деятельность и тех из них, кто не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Кроме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливает конкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда, включая нестандартные режимы рабочего времени на малых предприятиях, делают их привлекательными для работников. Чутко реагируя на изменения рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся учредителями инновационного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

В целом следует выделить следующие особенности малого бизнеса, позволяющие при определенной государственной политике быстро создавать конъюнктурную среду: высокую приспособляемость к рыночной конъюнктуре; непосредственную связь с потребителем; возможность начать предпринимательскую деятельность с небольшим стартовым капиталом; простоту управления. Нельзя недооценивать социальной значимости малого бизнеса. Она определяется массовостью слоя мелких собственников, численность которых - одна из существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Широкое развитие малого предпри-

нимательства содействует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров людей, является альтернативой люмпенизации психики и социальному иждивенчеству. Развитие малого бизнеса - одно из перспективных направлений в работе служб занятости населения.

Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

Таким образом, переход российской экономики к рынку в начале 1990-х гг. ознаменовал возрождение предпринимательства как способа деятельности и формирование нового слоя предпринимателей в социальной структуре общества. Этот процесс характеризовался следующими особенностями. Во-первых, в широком историческом контексте его можно рассматривать как воспроизводство российского предпринимательства. Во-вторых, возрождаясь в рамках распадавшейся социалистической системы хозяйствования в виде теневой предпринимательской деятельности, он не мог не сохранить в своей основе известной преемственности характерных для этого вида ее методов. В-третьих, форсированные темпы «шокового» реформирования и грабительские методы приватизации явились условиями невиданного разобщения не только среди населения, но и в составе самого предпринимательского слоя. В-четвертых, общественная потребность в интеграции российской экономики в мировую актуализирует задачу создания в стране нового типа предпринимательства, отвечающего современным требованиям. Совершенно очевидно, что перечисленные особенности лежат в основе противоречий, сопровождающих дальнейший процесс воспроизводства российского предпринимательства.

Проведенный анализ дает возможность говорить о том, что предпринимательство в современном российском обществе имеет свою особую нишу в экономическом пространстве и выполняет ряд позитивных социально-экономических функций, внося вклад в улучшение экономической ситуации в стране. Распространенность форм и типов предпринимательской деятельности в разных сферах экономики, численность занятых в них, объемы произведенных товаров и оказанных услуг впечатляют. Вместе с тем вполне очевидно, что динамика развития предпринимательства в

последние годы явно замедлилась. Оно сконцентрировалось в основном в сфере торговли, нет продвижения в инновационные области, доля вклада предпринимательства в экономику страны в целом мизерна и не отвечает потенциальным возможностям отечественного производства. В значительной мере это обусловлено состоянием государственной политики в отношении предпринимательства, которое оказывает немаловажное воздействие на формирование рыночной экономики, развитие научно-технического прогресса, организацию социальной структуры, установление системы ценностей и моральных нормативов.

Однако фактическая ограниченность социального слоя предпринимателей на фоне высокой значимости выполняемой ими общественной роли обусловливает необходимость выработки на уровне государства экономико-правовых условий, способствующих легальному раскрытию производственного, организационно-управленческого и инновационного потенциала предпринимателей для более полного удовлетворения общественных потребностей. Реализация этой задачи связана с согласованием частных интересов предпринимателей с интересами общества в целом в рамках функционирования выработанных субъектами управления социальных механизмов регулирования экономических процессов.

Примечания

1 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 ; Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907 ; Он же. Буржуа. М., 1994 ; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982 ; Drucker P. The unseen revolution. N. Y, 1976 ; Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993 ; Маршалл А. Принципы экономической науки : в 3 т. : пер. с англ. М., 1993. Т. 3.

2 См.: Drucker P. Op. cit.

3 См.: Коуз Р. Указ. соч. ; Маршалл А. Указ. соч.

4 См.: Апресян Р. Г. Ценностные контраверзы предпринимательства (социологический аспект) // Общественные науки и современность. 1993. № 2.

5 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. M., 1955. Т. 4. С. 388.

6 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. СПб., 1898. Т. 25. С. 126-130.

7 Большой толковый социологический словарь (Collins) : в 2 т. М., 1999. Т. 2 (П-Я). С. 72-73.

8 См.: Борисова Т. П. Философский анализ предпринимательской деятельности (социально-онтологический аспект) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 2005.

9 Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляровского. СПб., 1998. С. 498.

10 История предпринимательства в России : в 2 кн. Кн. 1 : От средневековья до середины XIX века. М., 2000. С. 5.

11 Большая российская энциклопедия. М., 2001.

12 Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 402-403.

13 См.: Социология. Энциклопедия. Минск, 2003. С. 784.

14 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I-

II // Полный сборник кодексов Российской Федерации. Официальные тексты с изменениями и дополнениями. Новая редакция. М., 2002. С. 7-17.

15 См.: СмольковВ. Т. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. 1994. № 1 ; Фетисов Э. Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства // Социс. 1993. № 1.

16 См.: Чепуренко А. Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России. 1993. Т. 2. № 1.

С. 78.

17 URL: http://www.ecfor.ra/cgi-bm/doc.pOTubHshmg/ Magazine/2002-01/2002_01_08.pdfl01 (дата обращения: 10.01.2012).

18 См.: Агеев А. И. Предпринимательство : проблемы собственности и культуры. М., 1991 ; Верховин В. И. Экономическая социология. М., 1998 ; Радаев В. Новые российские предприниматели : стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. 1994. № 1 ; Он же. Экономическая социология. М., 1997.

19 Радаев В. Экономическая социология. С. 96.

20 См.: Гузев A. M. Малое предпринимательство как объект социологического исследования : региональный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Гимпельсон В. Е. Новое предпринимательство : источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. С. 37.

22 См.: Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления : методологические подходы // Социс. 1996. № 6. С. 125.

23 См.: Качанов Ю. Л. Социологический casus : «социальная группа предпринимателей» // Социс. 1999. № 9.

С. 33.

24 См.: Радаев В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание - сила. 1996. № 4. С. 12.

25 См.: Гурова Т., Фалеев В. Зачем России капитал? // Эксперт. 1996. № 18. С. 20.

26 См.: Бусыгин А. В. Предпринимательство. М., 2000.

С. 170-171.

27 Там же. С. 512.

28 См.: Экономика / под ред. А. С. Булатова. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.