Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 133-137.
В. Г. Попов, В. Н. Климов
инновационная сущность предпринимательства В концепцияхЙ. ШУМПЕТЕРА ИН. Д. КОНДРАТЬЕВА
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития предпринимательства в концепциях Й. Шумпетера и Н. Д. Кондратьева. Проводится сравнительный анализ их теоретических представлений об инновационной природе предпринимательстве. Выявляются на этой основе методологические ориентиры изучения инновационной сущности предпринимательства в современной России.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательство как социальный субъект, место и роль предпринимательства в обществе, социальная природа предпринимательства, инновационная сущность предпринимательства, инновационный тип личности предпринимателя.
сированность полученной прибыли. Добить-
Концептуальные воззрения на инновационную природу предпринимательства имеют большое значение для выявления оптимальной модели формирования и развития предпринимательства в современной России. Решению данной задачи может существенно помочь обращение к теоретическому опыту изучения предпринимательства двух выдающихся экономистов и социологов - американского ученого Й. Шумпетера и русского ученого Н. Д. Кондратьева. В рассмотрении их теоретико-методологических взглядов об инновационной сущности предпринимательства и концептуальной ценности для построения социологической теории инновационного предпринимательства в современной России заключается цель настоящей статьи
На инициировании инновационности предпринимательства обращается внимание во многих социологических работах о развитии данного феномена в современной России1. Учитывая, что отечественная социологическая теория формирования и развития предпринимательства пока находится в стадии разработки, значимость рассмотрения взглядов Шумпетера и Кондратьева приобретает глубокое методологическое значение.
В научный оборот, по мнению большинства ученых, понятие «предпринимательство» было введено в XVIII веке. Уже в «Эссе
об общей природе коммерции» (Лондон, 1755 год) английского ученого-демографа и экономиста Ричарда Кантильона отмечено, что в предпринимательской деятельности достижение позитивных экономических результатов основано на деловом риске. Последствиями такой деятельности были неопределенность и недостаточно четкая фик-
ся прибыли без риска предприниматель, как правило, не мог. А риск порождает потребность в применении инновационных средств и технологий, которые ранее не применяли2.
Такое понимание содержательного смысла предпринимательства нашло отражение в его этимологическом толковании (‘Entrepreneur, entreprendre’ (фр.) - ‘предпринимать, затевать, браться, приниматься за что-либо’; ‘Enterprise, entrepreneurship’ (англ.) - ‘предприятие, дело, предпринимательство’). Другими словами, предпринимательство - это особого рода экономическая деятельность по извлечению прибыли с использованием рискового капитала. Отсюда предприниматели выступают социальной общностью людей, осуществляющих такого рода деятельность3.
Примерно также воспринимается предпринимательство в контексте хозяйственного права - как «...инициативная самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица», причем имущественная ответственность предпринимателя предполагается в пределах, «определяемых организационно-правовой формой предприятия»4.
Смысл подобных определений предпринимательства существенно не меняется, если они дополняются описанием конкретных видов хозяйственной деятельности, которые традиционно называют предпринимательством: «Предприниматель <...> может осуществлять любые виды хозяйственной
деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами»5. В этих определениях доминирует фактор юридического оформления и правового регулирования предпринимательской деятельности. Однако социальная природа и сущность предпринимательства здесь, как правило, остаются вне фокуса исследования. Этим объясняется необходимость в социо-исторической реконструкции интерпретации данного феномена в контексте методологических установок крупнейших социологов и экономистов, в частности, Й. Шумпетера и Н. Кондратоева.
Представления Шумпетера и Кондратьева о социальной природе предпринимательства формируются на фоне сложившегося в социально-экономической литературе понимания предпринимательской деятельности, с одной стороны, как некоего объективного и независимого параметра капиталистического производства, с другой - как фактора, косвенно посредством качества личности предпринимателя влияющего на эффективность производства.
Концепция предпринимательства, предложенная Йозефом Шумпетером в его работе «Теория экономического развития» (1912), может считаться революционным прорывом в понимании природы этого феномена и его функций в обществе. Шумпетер впервые перешел к исследованию экономики не как статичного равновесного состояния, а как непрерывного изменения, характеризующего смену подобных состояний6. Развитие экономики, по Шумпетеру, сопровождается значительными инновациями в самой структуре и соотношении экономических показателей, т. е. изменениями качественного характера. В их основе постоянное перекомбинирование традиционных факторов производства в принципиально новые, но тесно взаимосвязанные друг с другом процессы деконструкции и реконструкции производственных систем.
Новые комбинации экономических факторов осуществляются путем выведения их из старых производственных структур, но происходит это только тогда, когда для владельца (хозяина) более выгодно вносить инновации, а кредит доставляет средства для такого внедрения. Подобные производственные комбинации Шумпетер предлагал внедрять
в виде следующих возможных новаторских предложений (инноваций):
1) производства нового, не известного потребителям блага, или товара;
2) открытия нового способа производства (технологии);
3) предложения нового способа коммерческого использования уже существующего товара;
4) освоения нового рынка сбыта;
5) освоения нового источника сырья;
6) кардинальной реорганизации производства, ведущей к достижению своей монополии или подрыву чужой.
Такие преобразования, как считал Шумпетер, неизбежно востребуют особый тип людей, обладающих новаторским мышлением и способных осуществить эти новые комбинации факторов производства. Такого новатора - организатора производства Шумпетер и определяет как предпринимателя, приписывая ему совершенно особую роль - роль главной движущей силы экономического развития общества. В этом признании за фигурой предпринимателя важнейшей, общественнозначимой функции реализации экономических и, как следствие, социетальных изменений состоит основное отличие концепции Шумпетера от всех вышеназванных, которые рассматривали предпринимательство, прежде всего, как воплощение ценных для экономической деятельности субъективных качеств личности - в лучшем случае, «встроенных» в стационарно функционирующую систему производства в качестве дополнительного (и далеко не основного) фактора.
Предпринимателем у Шумпетера мог выступать как собственник средств производства (иначе говоря, классический промышленный капиталист), так и наемный менеджер, управляющий акционерного общества. Признак собственности не является в данном случае определяющим, поскольку предпринимательство, скорее, должно отождествляться с функцией управления производством.
Предпринимателем может считаться также финансист, спекулянт, «делец», если его деятельность связана с такой реорганизацией производства, которая создает новую комбинацию его факторов. Предприниматели, как считал Шумпетер, не образуют отдельного социального класса; лица, в полной мере обладающие качествами предпринимателя, как
бы рассредоточены в разных классах общества (земельные собственники, капиталисты, наемные служащие). В то же время предпринимательство - это не должность, не профессия, не пожизненная социальная роль, а, скорее, состояние активной инновационной деятельности, которое редко кто способен сохранять на протяжении всего цикла своей хозяйственной деятельности7.
Важно заметить, что Шумпетер стремился придать своей концепции общесоциологическое значение, рассматривая предпринимательскую функцию как характерную не только для капитализма, но и для всей истории человечества. Предпринимателем-инноватором в его представлении мог быть и вождь примитивного племени, и помещик-латифундист, и руководящий орган социалистического общества, если они, тем или иным способом осуществляя перекомбинирование факторов производства, изменяли организацию общественно-экономической системы.
Выделяя предпринимателя как особый социальный тип, Шумпетер предложил определенный набор признаков, которые отличают его поведение, цели и мотивации его деятельности:
а) ничем не ограниченное стремление к приобретению благ, которое не сводится к чувству удовлетворения от их потребления. Для предпринимателя более важна потребность в господстве, власти, влиянии, которая реализуется не столько получением прибыли, сколько умножением собственности как своеобразной «материализации» отношений господства. Даже в тех случаях, когда речь идет
о получении прибыли, она служит не столько удовлетворению личных потребностей предпринимателя, сколько дальнейшему расширению инвестиционных возможностей для создания новых комбинаций в производстве. При этом в процессе достижения своих целей предприниматель, как правило, испытывает положительные эмоции от своего творческого труда, он поглощен любимым делом не только «на работе», но и большую часть внерабочего, личного времени. Его дело часто становится для него смыслом жизни;
б) интеллектуальные усилия предпринимателя, как правило, сфокусированы на довольно узком сегменте явлений и процессов производства, которые он изучает досконально. Это позволяет ему не «распыляться», не испытывать долгих колебаний. Вместе с тем,
сосредоточиваясь на заданной цели, предприниматель имеет возможность сравнивать множество разных вариантов ее достижения;
в) предприниматель обладает развитым «чутьем» - интуицией, которая компенсирует ему недостаток информации, с которым сопряжено всякое новое дело;
г) предприниматель - человек, обладающий сильной волей. Это позволяет ему преодолевать и собственную инерцию мышления, и сопротивление внешней среды (традиций, норм, привычек), а также укрепляет его авторитет у других людей, которых он должен вести за собой8.
Приведенные характеристики предпринимателей вытекают из наблюдений Шумпетера за успешно действующими субъектами рыночной экономики и содержат в себе черты определенного социального типа личности, представляющего собой динамичный компонент широко понимаемой социальной системы. Благодаря Шумпетеру в научный оборот вводится понятие ‘предпринимательская функция’, обозначающее присущую активным субъектам экономики способность осуществлять «созидательное разрушение», нарушать стационарное рыночное равновесие путем создания инновационных прорывов в различных секторах хозяйства, по существу, выходит за пределы собственно экономической сферы и может характеризовать широкий спектр социальных ролей, связанных с инновационными изменениями в обществе в целом. В этом смысле концепция Шумпетера, оставаясь, прежде всего, концепцией экономической, в то же время вполне социологична.
Таким образом, Й. Шумпетер выводит в своей концепции особый социальный тип инновационного предпринимательства, расширяя его влияние до всей социальной системы общества. Вероятно, такое толкование социальной природы предпринимательства позволяет воспринимать процесс становления предпринимательства в современной России как универсальный феномен, который может проявляться практически во всех сферах общественного развития.
Особенно значимой представляется идея о «предпринимательской функции» личности. Эта функция, по существу, выражает особую ролевую характеристику социального типа личности, господствующего в обществе. Отсюда инновационность предпринимательства
в современном российском обществе становится преобладающим фактором, определяющим направленность общественных трансформаций. Идея Й. Шумпетера об инновационной сущности предпринимательства ориентирует на рассмотрение потребности в новом доминантном типе личности. Поэтому она превращается в стержневую фундаментальную методологическую основу для понимания социализационных процессов, протекающих в нашей стране, трансформации ментальности населения, формирования предпринимательской культуры общества.
Н. Д. Кондратьев как экономист, в отличие от Й. Шумпетера, акцентировал внимание на изменениях в макропараметрах реальной экономики: структуре потребностей, численности населения, запасах капитала, ценах и т. п. По его мысли, основный субъект хозяйственной деятельности - собственник средств производства - вне зависимости от своего индивидуально-психологического склада, чтобы не разориться, должен действовать как предприниматель9. Изучение предпринимательской функции хозяина, собственника неизбежно ориентирует Кондратьева на экономико-социологический и психологический аспекты.
Как социолог Кондратьев пересмотрел шумпетеровский взгляд на предпринимателя как на выдающийся по своим качествам социальный тип, существенно раздвинув эмпирические границы феномена предпринимательства и придав ему массовидный и объективно обусловленный характер. Для Кондратьева предпринимательство - это, скорее, необходимый и до известной степени рутинный компонент деятельности всякого хозяина, владельца предприятия, для которого инновации есть способ удержаться в экономической системе в условиях ее непрерывных изменений.
Для Н. Д. Кондратьева доминирующими отличиями предпринимателей от капиталистов являются следующие:
а) малый размер осуществляемой предпринимателем деловой активности. Он позволяет соединить в единое целое две составляющие капитала как движущей силы экономического развития страны: капитал-собственность и капитал-функция. Отсюда роли капиталиста и предпринимателя различаются только в крупном капитале, при управлении крупной собственностью и корпорациями;
б) инновационная функция предпринимательства. В отличие от крупного капиталиста, предприниматель более гибок, он должен хорошо знать рынок и знать свое дело, все его сильные и слабые стороны на том уровне, который позволяет лично принимать решения быстро, оперативно, идя на сознательный риск.
в) инициативность и дифференцированный подход предпринимателей в ведении дел. Крупный капиталист зачастую готов приобрести за деньги этот самый надежный способ ведения бизнеса, чем создавать его самому. Предприниматель же тоньше улавливает потребительский спрос, его отношения с партнерами и потребителями более персонализированы, более конкретны. На его стороне не столько крупная собственность (способная в силу «запаса прочности» выдержать даже безынициативное поведение на рынке), сколько инициативность, изобретательность, хорошее знание потребностей рынка и, конечно, способность рисковать.
Таким образом, Н. Д. Кондратьев, в отличие от Й. Шумпетера, воспринимает предпринимательство и как включенный феномен, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса, где функции собственника и инноватора (предпринимателя) практически совпадают, и как относительно самостоятельный феномен в сфере крупного бизнеса, где роли собственников и менеджеров (предпринимателей) существенно разнятся.
В целом, подводя итог анализа концепций предпринимательства Й. Шумпетера и Н. Д. Кондратьева, мы можем, вне зависимости от доминирующего в них аспекта, выделить в качестве приоритетной инновационную сущность и природу предпринимательства как главной движущей силы развития экономики и общества. Поэтому, на наш взгляд, эти концепции могут быть положены в основу единой экономико-социологической теории инновационного предпринимательства. В ее рамках предприниматель выступает не столько как продукт и компонент экономической системы, сколько как ее создатель и преобразователь.
Рассмотрение в трудах Й. Шумпетера и Н. Д. Кондратьева инновационной роли предпринимательства позволяет особо подчеркнуть значимость его как одного из основных социальных субъектов общественной транс-формации10. Применительно к рассмотрению
проблем современной России, поиска кардинальных путей их решения такая постановка проблемы приобретает глубокий и конструктивный характер.
Примечания
1 См., напр.: Автономов, В. С. Поиск новых решений (модель человека в западной экономической теории 1900-1920-х годов) // Истоки : (Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли). Вып. 2. М., 1990; Верхан, П. Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск, 1992; Кузьмин, С. А. Социальные системы : развитие и метаморфозы. К вопросу о перспективах переходной экономики России. М. : Academia. 2005; Радаев, В. В. Этническое предпринимательство : мировой опыт и Россия // Полит. исслед. (Полис). 1993. № 5; Рыночное предпринимательство : теоретические основы и практика регулирования : учеб. пособие. М. : Ин-т междунар. права и экономики, 1994; Шереги, Ф. Э. Социология предпринимательства : прикладные исследования. М. : Центр соц. прогнозирования, 2002 и др.
2 См., напр.: Автономов, В. С. Поиск новых решений. С. 193.
3 Shapero, A. The Social Dimensions of Entrepreneurship / A. Shapero, L. Sokol // Encyclopedia of Entrepreneurship. New Jersey, 1982; The World Book Dictionary. Vol. 1. A-K / еd. by К. Robert Barnhart. Chicago ; L. ; Sydney ; Toronto : World Book, Inc. A Scott Fetzer Company, 1996. С. 705-707.
4 Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина. М. : Экономика, 1997. С. 597.
5 Энциклопедический словарь предпринимателя / сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соло-моник, Р. В. Янборисова. СПб. : Алга-фовд : АЯКС, 1992. С. 138.
6 Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. М., 1982.
7 Там же. С. 153-174, 199.
8 Там же. С. 180-185.
9 Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М., 1992. С.290-296.
10 Поланьи, Карл. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени : пер. с англ. СПб., 2002.