Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы интегративной профессионально-развивающей образовательной среды педагога'

Теоретико-методологические основы интегративной профессионально-развивающей образовательной среды педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTEGRATIVE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков А.А.

В статье рассматриваются вопросы периодизации развития понятия «образовательная среда», формирования профессионально-развивающей среды педагога в условиях интеграционных процессов в образовательных системах, обосновывается уровневая интеграция образовательной среды на методологическом, структурно-функциональном и содержательном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы интегративной профессионально-развивающей образовательной среды педагога»

Ушаков А.А.

Канд. пед. наук, старший методист,

ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы периодизации развития понятия «образовательная среда» формирования профессионально-развивающей среды педагога в условиях интеграционных процессов в образовательных системах, обосновывается уровневая интеграция образовательной среды на методологическом, структурно-функциональном и содержательном уровнях.

Ключевые слова: интегративная профессионально-развивающая образовательная среда.

Keywords: integrative professional development of educational sphere.

В различных сферах функционирования современного общества усиливается роль «человеческого фактора», творческий потенциал специалистов рассматривается как инвестиционный ресурс. При этом, по словам Д.И. Фельдштейна, «наименее осмысленной, но и, как это ни парадоксально, наименее обсуждаемой является проблема развития самого человека, его особенностей, новых возможностей, способностей, потребностей», поэтому «самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализоваться становятся главной

целью человека и общества в XXI веке» [4, 50]. В связи с этим актуализуются вопросы выявления и расширения возможностей саморазвития педагога, повышения его личностного потенциала.

Важнейшей характеристикой, обеспечивающей качественное выполнение педагогической деятельности, является личностно-профессиональное саморазвитие, которое осуществляется в образовательной среде. В настоящее время проблема саморазвития педагога в условиях современной образовательной среды рассматривается фрагментарно, на стихийно-бытовом уровне. Это определяет необходимость разработки новых теоретических концепций и практических технологий, позволяющих педагогу эффективно использовать вариативные ресурсы образовательной среды в целях саморазвития как личности и профессионала. Обозначенная проблема требует научного переосмысления, определения характера и особенностей воздействия глобальной образовательной среды на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога.

Вариативность образования, процессы его гуманизации, обращенность к личностно-ориентированному подходу определяют многообразные исследования образовательной среды. В генезисе понятий «среда» и «образовательная среда» можно выделить несколько периодов.

Первый период развития понятия «среда» связан с философскими концепциями древнего мира, именами Аристотеля, Платона, Сократа. В античности данное понятие рассматривалось как условие развития общества и личности. Второй период характеризуется дифференциацией понятия «среда» в зависимости от функциональной принадлежности («среда обитания», «географическая среда»), а также развитием представлений об образовательной среде в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей. Основу третьего периода составляет активное использование в психолого-педагогических науках термина «среда» в начале и первой половине ХХ в.: «общественная среда» (П.П. Блонский),

«окружающая среда» (А.С. Макаренко), «педагогика среды» (С.Т. Шацкий). Четвертый период развития понятия «образовательная среда» возникает во второй половине ХХ века в связи с появлением исследований отечественных педагогов и психологов. Среда как определенным образом упорядоченное пространство развивающего обучения обосновывается в трудах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Пятый период генезиса понятия «образовательная среда» на рубеже ХХ - ХХ1 веков связан с различными направлениями психолого-педагогических исследований:

- философские и психологические основы средового подхода представлены в работах Н.Б. Крыловой, В.И. Панова, В.А. Петровского В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова и других ученых;

- идеи эколого-психологического похода в образовательной среде развиваются в трудах С. Д. Дерябо, Е.А. Климова, Г.А. Ковалева, В. А. Ясвина;

- основы проектирования образовательной среды предложены Ю.С. Мануйловым.

В настоящее время термин «образовательная среда» является фундаментальным психолого-педагогическим понятием, которое определяется с различных позиций (Н.Б. Крылова, П.С. Лернер, Е.П. Стрелецкая, В. А. Ясвин):

- как часть социокультурного пространства, его подсистема, зона взаимодействия образовательных систем и субъектов образовательного процесса, совокупность условий становления личности [1];

- как условия (средства, факторы, система) образования и самообразования, «климат» для роста личности [2];

- как социальная ситуация или совокупность ситуаций, в которых происходит «развертывание» возможностей для выбора направления и наполнения индивидуальной траектории развития [3, 17];

- как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [5, 14].

Современные многоуровневые образовательные среды, формируемые под влиянием техногенных и информационных факторов, характеризуются тенденцией к объединению. Средовой синтез, внедрение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов определяют формирование интегративной среды педагога как единой системы.

Под интегративной профессионально-развивающей образовательной средой педагога понимается среда, которая позволяет осуществлять выбор альтернативных возможностей для построения индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога и организованная как объединение вариативных развивающих ресурсов образовательных сред различных уровней организации и различной функциональной принадлежности, множественность которых образует единую целостную систему. Данная среда обладает свойством вариативности и обеспечивает выход в формирующееся открытое глобальное образовательное пространство.

Концепция интегративной профессионально-развивающей

образовательной среды основывается на идее интеграции (от лат. integratio -«соединение», «восполнение», «восстановление», integer - «целый»), которая в широком смысле обозначает объединение отдельных частей или функций системы, процесс уподобления и сближения объектов. Интеграция профессионально-развивающей образовательной среды педагога осуществляется на методологическом, структурно-функциональном и содержательном уровнях.

Основу методологического уровня интеграции профессионально-развивающей образовательной среды составляет синтез системного,

синергетического, средового, личностно-деятельностного, эколого-психологического, компетентностного подходов. Обозначенные взаимосвязанные подходы соответствуют сущности и характеру интегративной образовательной среды как целостной системы, определяющей процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. На первом, философском уровне находится системный подход как методология исследования системы. Основу второго, общенаучного уровня, составляет синергетический подход, на уровне психолого-педагогических наук находятся средовой, личностно-деятельностный, эколого-психологический, компетентностный подходы.

Системный подход как совокупность общенаучных методологических принципов позволяет рассматривать интегративную профессионально-развивающую образовательную среду как систему: выявлять зависимость каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; определять, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследовать механизм взаимодействия системы и среды; изучать характер иерархичности, присущей данной системе; обеспечивать всестороннее многоаспектное описание системы; рассматривать систему как динамичную, развивающуюся целостность. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует организацию интегративной профессионально-развивающей образовательной среды на раскрытие целостности как развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей и сведение их в систему.

Средовой подход заключается в опосредованном управлении через среду процессами формирования и развития личности. В инструментальном аспекте средовой подход, по Ю.С. Мануйлову, представляет систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в

средство диагностики, проектирования и продуцирования управленческого результата. Средовое проектирование понимается как построение интегративной профессионально-развивающей образовательной среды и средообразовательного процесса, необходимых для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов, его основу составляют следующие основные действия со средой: прогнозирование разрешающих возможностей среды; конструирование надлежащих значений среды; моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений; планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.

Личностно-деятельностный подход является основой приобретения личного опыта творческой деятельности педагога через освоение разных видов деятельности в предлагаемых обстоятельствах интегративной профессионально-развивающей образовательной среды.

Принципы эколого-психологического подхода, определяющего взаимодействие личности и среды, предложены Е.А. Климовым, Г.А. Ковалевым и позволяют проектировать интегративную профессионально-развивающую образовательную среду на основе модели, включающей субъекты образовательного процесса, социальный, пространственно-предметный и технологический компоненты среды.

Ведущие идеи компетентностного подхода в развитии профессиональной компетентности педагога как необходимой составляющей профессионализма в условиях интеграции образовательной среды ориентированы на деятельностный характер саморазвития, направленного на достижение практических результатов в педагогической деятельности как способности действовать в различных проблемных ситуациях.

Структурно-функциональный уровень интеграции профессионально-развивающей образовательной среды характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и взаимодополнением образовательных сред разных

уровней организации и различной функциональной принадлежности, множественность которых образует целостность образовательной среды конкретного образовательного учреждения, взаимодействующей с внешней образовательной макросредой в широком смысле. Такая образовательная среда во взаимосвязи образующих структурно-функциональных компонентов воздействует как единое целое на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога.

Содержательный уровень интеграции профессионально-развивающей образовательной среды организован как объединение вариативных возможностей развивающих ресурсов, связи и отношения между которыми имеют кооперирующий характер. Возможности личностно-профессионального саморазвития педагога значительно дополняют ресурсы информационных образовательных сред, которые обеспечивают использование современных информационно-коммуникационных технологий и осуществление перехода к открытой образовательной системе.

Интегративная профессионально-развивающая образовательная среда, определяющая эквифинальность личностно-профессионального

саморазвития педагога, включает материально-технический, содержательно-методический и социально-коммуникативный компоненты и характеризуется следующими свойствами: дискретность, иерархичность, целостность, интегративность, вариативность, интенсивность. Интегративная профессионально-развивающая образовательная среда реализует адаптивную, побудительную, прогностическую, результативную, аналитическую, регулятивную функции в личностно-профессиональном саморазвитии педагога.

Таким образом, интегративная профессионально-развивающая образовательная среда является по своей сути совокупностью ситуаций, в которых определяются возможности для выбора направления и содержания личностно-профессионального саморазвития педагога, в чем проявляется

творческая функция данной среды. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке модели процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде и организации мониторинга данного процесса.

Литература

1. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

2. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 86-92.

3. Стрелецкая Е.П. Адаптивная среда в системе дополнительного образования детей: Теория и технология организации адаптивной оздоровительно-образовательной среды. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - 240 с.

4. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХ1 века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. -С. 48-70.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.