Научная статья на тему 'Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы'

Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / EVALUATION CRITERIA OF THE INTEGRATIVE EDUCATION / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ / LEVELS OF TEACHER'S EFFICIENCY FOR THE SELF-DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROFESSIONALLY DEVELOPING POTENTIAL / СВОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Алексей Антонидович

Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и уровню его профессионализма. Современные требования определяют приоритетность непрерывного развития и саморазвития педагога как инструмента повышения качества образования. Интеграционные процессы в образовательных средах существенно расширяют возможности личностно-профессионального саморазвития педагога. В связи с этим, данная статья направлена на выявление критериев оценки интегративной образовательной среды с целью определения ее профессионально-развивающего потенциала. Ведущим подходом к исследованию рассматриваемой проблемы является интегративный подход, позволяющий комплексно рассматривать критерии оценки интегративной образовательной среды. В результате исследования определены структурно-функциональный, ресурсносодержательный и интегративно-системный критерии оценки интегративной образовательной среды. Критерии оценки интегративной образовательной среды соотносятся с такими свойствами среды, как дискретность, иерархичность, вариативность, интенсивность, целостность, интегративность. Автором сформулированы показатели оценки интегративной образовательной среды для макро-, мезои микроуровней. Также в статье рассмотрены уровни готовности педагога к личностно-профессиональному саморазвитию, соотнесенные с функционированием интегративной образовательной среды как профессиональноразвивающей системы. Новизна результатов исследования заключается в том, что образовательная среда рассматривается в глобальном понимании как профессиональноразвивающая система на микро-, мезои макроуровне. Это позволяет комплексно оценивать интегративную образовательную среду и ее влияние на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. Определенные в результате исследования критерии оценки интегративной образовательной среды значительно расширяют представления об особенностях процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современных средовых условиях. Материалы статьи представляют практическую ценность для использования в образовательных организациях в целях научно-методического сопровождения процесса саморазвития педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation of the teacher’s integrative educational environment as a professional development system

The increasing demands on the teacher’s personal qualities and skills have demonstrated the necessity of the recent investigation. Existing requirements determine the priority of constant self-development of a teacher as an educational quality improvement unit. Integration processes in the sphere of education drastically broaden teacher’s professional self-development possibilities. Relying on this fact the article is aimed to investigate and identify the evaluation criteria of an integrative educational environment with the further determination of its professionally developing potential. The present study is based on integrative approach which allows us to investigate the evaluation criteria of an integrative educational environment comprehensively. The investigations have made the structural-functional, resource-content and integrative-system evaluation criteria of the integrative education vivid. The obtained criteria have been correlated with the micro-, mesoand macro levels of the latter. The author has shown the evaluation indicators for each level. Also the article considers the levels of teacher’s efficiency for the self-development. The levels are correlated with the functioning of the integrative educational environment in terms of professional development system. The determined integrative education environment evaluation criteria formidable widen our understanding or the peculiarities of the teacher’s personal and self-development process in the conditions of modern environment. The materials of the article are of considerable practical value for the use in the sphere of education as a scientific methodological support of the teacher’s selfdevelopment process.

Текст научной работы на тему «Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 15.04.2018; опубликована 05.07.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ушаков А.А. Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ushakov A.A. (2018). The evaluation of the teacher's integrative educational environment as a professional development system. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN318.pdf (in Russian)

УДК 37.013.46 ГРНТИ 14.07.03

Ушаков Алексей Антонидович1

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия Доцент кафедры «Технологии и предпринимательства» факультета «Педагогики, психологии и коммуникативистики»

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Кубани

E-mail: radbelmedkol@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=534035

Оценка интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и уровню его профессионализма. Современные требования определяют приоритетность непрерывного развития и саморазвития педагога как инструмента повышения качества образования. Интеграционные процессы в образовательных средах существенно расширяют возможности личностно-профессионального саморазвития педагога. В связи с этим, данная статья направлена на выявление критериев оценки интегративной образовательной среды с целью определения ее профессионально-развивающего потенциала. Ведущим подходом к исследованию рассматриваемой проблемы является интегративный подход, позволяющий комплексно рассматривать критерии оценки интегративной образовательной среды.

В результате исследования определены структурно-функциональный, ресурсно-содержательный и интегративно-системный критерии оценки интегративной образовательной среды. Критерии оценки интегративной образовательной среды соотносятся с такими свойствами среды, как дискретность, иерархичность, вариативность, интенсивность, целостность, интегративность. Автором сформулированы показатели оценки интегративной образовательной среды для макро-, мезо- и микроуровней. Также в статье рассмотрены уровни готовности педагога к личностно-профессиональному саморазвитию, соотнесенные с функционированием интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы. Новизна результатов исследования заключается в том, что образовательная среда рассматривается в глобальном понимании как профессионально-развивающая система на микро-, мезо- и макроуровне. Это позволяет комплексно оценивать

1 Сайт «Ученые России»: http://www.famous-scientists.ru/12622/ Страница 1 из 11

интегративную образовательную среду и ее влияние на процесс личностно-профессионального саморазвития педагога.

Определенные в результате исследования критерии оценки интегративной образовательной среды значительно расширяют представления об особенностях процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современных средовых условиях. Материалы статьи представляют практическую ценность для использования в образовательных организациях в целях научно-методического сопровождения процесса саморазвития педагогических работников.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие педагога; интегративная образовательная среда; интегративный подход; критерии оценки образовательной среды; уровни готовности к саморазвитию; профессионально-развивающий потенциал; свойства образовательной среды

Главным ресурсом социально-экономических преобразований и внедрения инновационных технологий в различные отрасли становится специалист, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование и саморазвитие. Современный педагог должен мобильно и творчески решать профессиональные задачи, обладать способностью определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности, способы ее совершенствования на основе самооценки. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями к уровню профессионализма педагога и его личностным качествам, что определяет необходимость в постоянном самосовершенствовании. Процессы целенаправленного развития и саморазвития педагогов становятся важнейшим инструментом повышения качества подготовки обучающихся и образования в целом.

Грамотный специалист, воспринимая сигналы общества, видит и использует открытые ему возможности. Развитие таких ключевых компетенций педагогов, как критическое, креативное и продуктовое мышление, социальные (коммуникативные) навыки, умение обучаться, саморегулирование и самоорганизация происходят в условиях информатизации и интеграции образовательных сред 2 . Интеграционные процессы, происходящие в образовательных средах, значительно расширяют возможности профессионально-развивающей макросреды за пределами конкретных образовательных организаций.

Педагог сам создает профессионально-развивающую среду, интегрируя ее ресурсы в личностно-значимые смыслы, что не исключает использования технологий научно-методического сопровождения процесса саморазвития. В настоящее время разработаны эффективные стратегии личностно-профессионального саморазвития педагога, но вместе с тем требуется определение специфики влияния современных средовых условий на личностно-профессиональное саморазвитие педагога, что является приоритетной проблемой психолого-педагогических исследований и системы непрерывного образования в целом. В связи с этим, необходима разработка критериев оценки интегративной образовательной среды с целью организации и проведения мониторинга такой среды, влияющей на процесс и результат саморазвития педагога как личности и профессионала.

В данной статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления и обоснования критериев оценки интегративной образовательной среды педагога как профессионально-развивающей системы.

2 Ключевые компетенции и новая грамотность // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». https://ioe.hse.m/21sküls.

https://mir-nauki.com

В классической педагогике среда, с точки зрения Л.С. Выготского, выступает источником развития человека, его субъектности. Согласно теории воспитания А.С. Макаренко развивает среда, которая организуется наиболее выгодным образом. При этом всегда существует взаимовлияние субъекта и окружения. В отечественных фундаментальных исследованиях образовательная среда, проблема ее оценки и вопросы саморазвития специалистов в средовых условиях рассматривалась в трудах В.А. Ясвина, В.И. Панова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и других ученых.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что с позиций теории саморазвития специалиста в современных средовых условиях, образовательная среда педагога представляет собой совокупность внешних стимулов самообразовательной деятельности, содержательных источников формирования профессионально-личностной позиции, возможностей коммуникации в педагогической деятельности [9].

Процесс саморазвития педагога в образовательной среде и формирование позитивного профессионального сценария связаны с внутренней мотивацией к обучению как потребности в самореализации. При этом наличие собственной стратегии саморазвития считается критерием включенности специалиста в непрерывное образование [5]. Развитие способности стать стратегом своей профессиональной деятельности, осуществление целеполагания, самостоятельное определение действий и рефлексия в настоящее время определяются как субъектность участника образовательных событий [1]. Сформированность данных компетенций позволяет использовать свои внутренние ресурсы в целях личностно-профессионального саморазвития.

В последние годы исследования образовательной среды диверсифицировались, активно развиваются виртуальные модели образования, вводится понятие цифровых социальных интерактивных сред. Сетевые сообщества Интернета как глобальная социокультурная среда предоставляют большие вариативные возможности для саморазвития педагога, осуществляющего выбор профессионально-развивающих ресурсов в данных условиях. Такие возможности проявляются в коммуникативной и гностической функциях сетевых сообществ, а также самопрезентации [7]. Одним из важнейших условий повышения качества образовательного процесса является переход от уровня локальных образовательных сред к современной образовательной макросреде, формирующейся под влиянием информатизации и интеграционных процессов. В современных педагогических исследованиях утверждается, что широта образовательной среды детерминируется ее иерархичностью и наличием взаимосвязей, определяющих возможности для личностно-профессионального самоопределения и выбора траектории самореализации [6].

Имеются значительные достижения во взаимном обогащении смысла педагогического понятия «интеграция», которое рассматривается как взаимосвязь между элементами педагогических систем, средство построения педагогических моделей, а также пути, ведущие систему к целостности и позволяющие исследовать педагогические процессы и явления. При этом в процессе интеграции возрастает качество взаимодействия между ранее разобщенными компонентами системы, повышается её целостность и устойчивость [3]. Под интеграцией образовательных сред в аспекте рассматриваемой проблемы исследования понимается новая форма взаимосвязи между локальными образовательными микросредами, что определяет формирование единой макросреды с новыми функциями и структурой.

Непрерывный характер процесса саморазвития специалиста в интегративной образовательной среде, вариативной по своей сущности, требует проведения мониторинга с целью отслеживания динамики изменений в развитии профессиональных и личностных качеств педагога. Также необходимо исследование особенностей и возможностей

профессионально-развивающего влияния интегративной образовательной среды на саморазвитие педагога.

Основой оценки интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы являются критерии (греч. criterion), которые в общем значении данного понятия определяются как признаки, согласно которым формируется оценка качества объекта или процесса, правила принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям (мера).

Известны различные подходы к выделению критериев оценки образовательной среды. Анализ исследований по данной проблеме показывает, что с одной стороны основой выделения критериев является структура среды, с другой - результаты воздействия среды на участников образовательного процесса. Так, психологическим критерием оценки среды является удовлетворенность взаимодействием между участниками образовательного процесса [4]. С другой точки зрения, критериями оценки образовательной среды являются этическая обоснованность, доступность, внутренняя согласованность, комплексность, практическая ценность, универсальность [8]. В классическом понимании в качестве параметров экспертизы образовательной среды В.А. Ясвин выделил широту, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость, а также эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, активность и мобильность [10].

Ведущим подходом к исследованию проблемы оценки интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы является интегративный подход, позволяющий комплексно рассмотреть критерии оценивания данной системы. И.А. Зимняя определяет интегративный подход как целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество [2].

Критерии оценки интегративной образовательной среды - это признаки, на основании которых производится оценка данной среды как профессионально-развивающей системы. На основании критерия сравниваются значения оценочных показателей. Критерии оценки интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы являются инструментом измерения качественных и количественных изменений. Данные критерии позволяют оценить динамику изменений, происходящих в интегративной образовательной среде, а также ее профессионально-развивающий потенциал.

С целью полного и разноаспектного оценивания интегративной образовательной среды в процессе исследования определены структурно-функциональный, ресурсно-содержательный и интегративно-системный критерии, взаимосвязанные между собой.

Структурно-функциональный критерий - качество и структура организации интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы, степень согласованного соподчиненного взаимодействия разноуровневых образовательных сред. Данный критерий отражает полиструктурность и широту интегративной образовательной среды, включающей субъекты, объекты, процессы и явления в профессионально-развивающей системе.

Ресурсно-содержательный критерий - качество содержания вариативных профессионально-развивающих ресурсов, насыщенность среды данными ресурсами для построения индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога, концентрированность ресурсов. Данный критерий напрямую связан с глобальными интегративными тенденциями развития культуры, экономики и образования.

Интегративно-системный критерий - степень сформированности и качество внутренних связей как результата согласованного взаимодействия между разноуровневыми

образовательными средами, определяющими функционирование интегративной образовательной среды как единой профессионально-развивающей метасистемы. Интегративно-системным критерием оценки качества образовательной среды является ее способность обеспечивать систему профессионально-развивающих возможностей для педагогов в целях удовлетворения и развития потребностей в самоактуализации и эффективного личностно-профессионального саморазвития.

Критерии оценки интегративной образовательной среды соотносятся с такими свойствами среды, как дискретность, иерархичность, вариативность, интенсивность, целостность, интегративность (см. таблицу 1).

Таблица 1

Критерии оценки и свойства интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы

Критерии оценки

Оцениваемые свойства интегративной образовательной среды

Структурно-функциональный критерий

Дискретность и иерархичность

Дискретность характеризует структуру интегративной образовательной среды, которая представлена локальными микросредами, мезосредами и макросредой как системой, включающей различные разноуровневые образовательные среды и представляющие собой единый структурный организм. Иерархичность - характеристика, показывающая соподчиненное взаимодействие (в порядке от низшего к высшему) микросред, мезосред и макросреды в ее глобальном представлении.

Ресурсно-содержательный критерий

Вариативность и интенсивность

Вариативность - предоставление педагогу комплекса профессионально-развивающих альтернативных возможностей интегративной образовательной среды для построения индивидуальной траектории саморазвития. Интенсивность - насыщенность среды профессионально-развивающими ресурсами, концентрированность проявления условий, влияний и возможностей интегративной образовательной среды.

Интегративно-системный критерий

.ТМЩШ,:

Целостность и интегративность

Целостность - характеристика интегративной образовательной среды как системы, не являющейся простой суммой составляющих ее сред различных уровней, единство данной системы определяется внутренними связями между составляющими элементами.

Интегративность - наличие новых качеств интегративной образовательной среды, характерных только для нее. Данные качества формируются посредством взаимосвязей совокупности микросред и мезосред как структурных компонентов макросреды, которые в отдельности не могут воспроизводить качество системы в целом. В данном случае в результате синергетического эффекта проявляется эмерджентность интегративной образовательной среды._

Разработано автором

В отличие от критериев показатели оценки - это характеристики, показывающие степень приближения рассматриваемого признака к заданному требуемому уровню. Основой разработки показателей оценки интегративной образовательной среды как профессионально-

развивающей системы являются ее подсистемы, представляющие собой уровни интеграции -локальные микросреды, мезосреды и макросреда в ее глобальном представлении.

Микросреды как начальный уровень интеграции - это среды отдельных образовательных организаций. Микросреды включают наносреды отдельных педагогов, учебных аудиторий и лабораторий, кафедр, учебно-методических объединений, структурных подразделений образовательных организаций.

Мезосреды рассматриваются в различных аспектах:

• мезосреды общего, профессионального и дополнительного образования;

• мезосреды среднего профессионального и высшего образования;

• региональные образовательные мезосреды, интегрирующие микросреды на уровне отдельных регионов;

• мезосреды образовательных объединений и холдингов.

Макросреда интегративна по своей сущности и объединяет микросреды и мезосреды. Данный уровень среды характеризуется свойствами, не присущими отдельным составляющим компонентам интегративной образовательной среды. Понятие макросреды значительно дополняют информационные образовательные среды, создающие глобальную сеть. Именно макросреда является высшим уровнем интегративной образовательной среды, соединяющей среды различных соподчиненных уровней.

Показатели оценки интегративной образовательной среды сформулированы по уровням данной среды и представляют собой обобщенные направления оценки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Критерии оценки интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы

Критерии оценки Уровни и показатели оценки интегративной образовательной среды Оценка в баллах (от 0 до10)

1. Структурно-функциональный критерий 1.1. Микроуровень 1.1.1. Качество функционирования наносред педагогов и учебных аудиторий, других структурных подразделений образовательной организации. 1.1.2. Эффективность работы профильных кафедр и факультетов. 1.1.3. Качество научно-педагогической деятельности преподавателей образовательной организации. 1.1.4. Наличие учебно-методических объединений в профессиональных образовательных организациях, качество их функционирования. 1.1.5. Создание педагогического и методического советов, иных коллегиальных органов управления образовательной организацией. 1.1.6. Возможность выбора микросред на уровне образовательной организации.

1.2. Мезоуровень 1.2.1. Региональная интеграция образовательных сред. 1.2.2. Качество функционирования профессионально-развивающих образовательных сред регионов. 1.2.3. Деятельность региональных профессиональных сообществ. 1.2.4. Создание холдингов, объединяющих образовательные организации различных типов и уровней.

Критерии оценки Уровни и показатели оценки интегративной образовательной среды Оценка в баллах (от 0 до10)

1.3. Макроуровень 1.3.1. Наличие единого информационного пространства и организация процесса непрерывного саморазвития педагога в нем. 1.3.2. Широта социальной интеграции образовательных сред. 1.3.3. Функционирование глобальных информационных сетей и открытый доступ к ним. 1.3.4. Обеспечение преемственности среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). 1.3.5. Наличие центров повышения квалификации в целях непрерывного профессионального развития педагогов систем общего и профессионального образования, в том числе в дистанционной форме. 1.3.6. Наличие и потенциал совокупности образовательных сред, образующих единую макросреду. 1.3.7. Уровень согласованности локальных образовательных микросред.

2. Ресурсно-содержательный критерий 2.1. Микроуровень 2.1.1. Насыщенность микросреды образовательными профессионально-развивающими событиями (проведение научно-практических конференций, форумов, тренингов, семинаров и других мероприятий). 2.1.2. Количество и качество информационных ресурсов образовательной организации. 2.1.3. Соотношение результативности саморазвития и затрат профессионально-развивающих ресурсов для достижения результата. 2.1.4. Уровень материально-технической базы, оснащенность аудиторий, кабинетов и лабораторий учебным оборудованием. 2.1.5. Кадровый и научный потенциал образовательной организации. 2.1.6. Организация и проведение на уровне образовательной организации методологических семинаров. 2.1.7. Функционирование школы профессионально-педагогического мастерства. 2.1.8. Создание в образовательной организации условий для самостоятельного проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. 2.1.9. Наличие системы тьюторского сопровождения как осуществление навигации возможных путей личностно-профессионального саморазвития и содействие педагогам в создании индивидуальных образовательных наносред. 2.1.10. Использование методов педагогического дизайна с целью разработки эффективных и рациональных способов личностно-профессионального саморазвития педагогов.

2.2. Мезоуровень 2.2.1. Профессионально-развивающие события в региональных мезосообществах (подготовка и защита проектов, осуществление научно-исследовательской деятельности и другие мероприятия). 2.2.2. Трансляция результатов педагогической деятельности в профессиональных сообществах различных уровней.

2.3. Макроуровень 2.3.1. Качество профессионально-развивающих ресурсов глобальных информационных сетей. 2.3.2. Степень вариативности профессионально-развивающих ресурсов интегративной образовательной среды.

Критерии оценки Уровни и показатели оценки интегративной образовательной среды Оценка в баллах (от 0 до10)

3. Интегративно-системный критерий 3.1. Микроуровень 3.1.1. Создание в образовательной организации творческой атмосферы взаимодействия педагогов в целях личностно-профессионального саморазвития, сформированность компетенций, позволяющих работать в команде. 3.1.2. Степень управляемости процессом личностно-профессионального развития и саморазвития. 3.1.3. Открытость социуму образовательной организации и ее наносред, создание условий для взаимодействия с профессиональным сообществом. 3.1.4. Положительная динамика роста педагогического мастерства педагогов, их достижений в профессионально-педагогической деятельности, систематичность повышения квалификации. 3.1.5. Наличие обратной связи и условий для открытого диалога.

3.2. Мезоуровень 3.2.1. Сформированность партнерских взаимоотношений в профессиональных мезосообществах. 3.2.2. Транслирование в педагогических сообществах опыта практических результатов профессиональной деятельности. 3.2.3. Высокий рейтинг педагогов в профессиональных сообществах.

3.3. Макроуровень 3.3.1. Интеграция педагогов в широкий социум. 3.3.2. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования, заключение договоров о сотрудничестве. 3.3.3. Осуществление взаимодействия в сетевых сообществах и ассоциациях, участие в интернет-форумах. 3.3.4. Социально-образовательные взаимосвязи между членами научно-педагогических коллективов на федеральном и международном уровнях. 3.3.5. Степень согласованной координации деятельности в глобальном масштабе субъектов процессов личностно-профессионального развития и саморазвития, уровень их социальной активности. 3.3.6. Уровень интерактивности образовательной среды как профессионально-развивающей системы, степень функционирования обратной связи.

Разработано автором

Оценить в динамике результат процесса саморазвития педагога в условиях интеграции образовательных сред позволяет разработка показателей, соответствующих уровням готовности педагога к личностно-профессиональному саморазвитию. Уровни и показатели готовности к саморазвитию соотносятся с качеством функционирования интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы.

Оценивается наличие выделенных показателей, их качественная и количественная степень проявления. Также анализируется результативность личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды как отслеживание динамики роста педагогических достижений (см. таблицу 3).

Таблица 3

Уровни и показатели готовности педагога к личностно-профессиональному саморазвитию

1. Высокий уровень, превышающий стандарты 2. Средний уровень

- наличие внутренних мотивов личностно-профессионального саморазвития педагога; - умение своевременно и адекватно оценивать внешнюю макросреду, ее насыщенность профессионально-развивающими ресурсами; - способность рационально выбирать и использовать профессионально-развивающие ресурсы; - способность к системной рефлексии деятельности. - сочетание внешних и внутренних мотивов саморазвития, преобладание внутренних мотивов над внешними мотивами; - положительное отношение к работе в команде, наличие взаимопомощи; - готовность транслировать опыт саморазвития.

3. Уровень ниже среднего, удовлетворительно 4. Необходимо решение проблемы, требуется существенная поддержка

- внешняя и формальная мотивированность педагога на процесс личностно-профессионального саморазвития; - отсутствие умения работать в команде; - способность рационально выбирать и использовать профессионально-развивающие ресурсы сформирована недостаточно. - отсутствие мотивов личностно-профессионального саморазвития и отрицание необходимости в изменениях; - нерациональное распределение профессионально-развивающих ресурсов; - отсутствие планирование саморазвития и затрат в его организации; - низкий уровень рефлексии деятельности.

Разработано автором

Таким образом, определенные в результате исследования структурно-функциональный, ресурсно-содержательный и интегративно-системный критерии оценки интегративной образовательной среды служат основой для проведения мониторинга данной среды как профессионально-развивающей системы. Это позволяет качественно усовершенствовать процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях современных образовательных сред, интегрированных в единую систему.

Новизна результатов исследования по сравнению с опубликованными ранее материалами заключается в том, что образовательная среда рассматривается в глобальном понимании как профессионально-развивающая система на микро, мезо- и макроуровне. Такое представление позволяет комплексно оценивать влияние интегративной образовательной среды на процесс и результат личностно-профессионального саморазвития педагога.

Показатели оценки интегративной образовательной среды на микро-, мезо- и макроуровне представлены в статье в обобщенном виде. В связи с этим, перспективы исследования заключаются в конкретизации и детализации каждого из оценочных показателей интегративной образовательной среды как профессионально-развивающей системы, а также в разработке технологий и методик оценки современной глобальной макросреды, интегративной по своей сущности.

Полученные результаты исследования представляют практическую ценность для использования в образовательных учреждениях с целью проведения мониторинга интегративной образовательной среды. Также материалы исследования могут быть использованы для организации тьюторского сопровождения процессов развития и саморазвития педагогических работников в личностном и профессиональном аспектах на научно-методической основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение образовательных событий в системе повышения квалификации // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 161165.

2. Зимняя И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.

3. Ильясова Э.Н. К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: интегративный подход // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 325-330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Исаева Н.И. Психологические критерии оценки образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16751 (дата обращения: 06.05.2018).

5. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации // Вестник МГИМО. 2015. № 1 (40). С. 237242.

6. Подольская О.Н., Романова М.Л., Терюха Р.В., Хорошун К.В. Современные методы диагностики широты образовательной среды // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 7 (137). С. 98-103.

7. Сергеев А.Н., Соколов М.В. Профессиональное саморазвитие педагогов в сетевых сообществах Интернета // Теория и практика общественного развития.

2014. № 8. С. 70-72.

8. Тарасов С.В. Критерии и показатели эффективности образовательной среды // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

2015. Т. 3. № 4. С. 18-30.

9. Ходякова Н.В. Оценка качества педагогической деятельности в вузе: методологические основания и технологии // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 149-156.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

https://mir-nauki.com

Ushakov Alexey Antonidovich

Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: radbelmedkol@mail.ru

The evaluation of the teacher's integrative educational environment as a professional development system

Abstract. The increasing demands on the teacher's personal qualities and skills have demonstrated the necessity of the recent investigation. Existing requirements determine the priority of constant self-development of a teacher as an educational quality improvement unit. Integration processes in the sphere of education drastically broaden teacher's professional self-development possibilities. Relying on this fact the article is aimed to investigate and identify the evaluation criteria of an integrative educational environment with the further determination of its professionally developing potential. The present study is based on integrative approach which allows us to investigate the evaluation criteria of an integrative educational environment comprehensively. The investigations have made the structural-functional, resource-content and integrative-system evaluation criteria of the integrative education vivid. The obtained criteria have been correlated with the micro-, meso- and macro levels of the latter. The author has shown the evaluation indicators for each level. Also the article considers the levels of teacher's efficiency for the self-development. The levels are correlated with the functioning of the integrative educational environment in terms of professional development system. The determined integrative education environment evaluation criteria formidable widen our understanding or the peculiarities of the teacher's personal and self-development process in the conditions of modern environment. The materials of the article are of considerable practical value for the use in the sphere of education as a scientific methodological support of the teacher's self-development process.

Keywords: teacher's professional self-development; integrative educational environment; integrative approach; evaluation criteria of the integrative education; levels of teacher's efficiency for the self-development; professionally developing potential; characteristics of educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.