Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи'

Теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / GUARDIANSHIP / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / CUSTODY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Кобякова Татьяна Ивановна, Сунцова Нина Леонидовна, Герасимова Дарья Игоревна

Определяются теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи. Делаются важные выводы о том, что изысканиями ученых с течением времени был сформирован понятийный аппарат социальной защиты. На современном этапе использование термина «попечительство» приобрело актуальность в контексте государственных социальных служб «органов опеки и попечительства», которые призваны заниматься на законодательном уровне защитой прав несовершеннолетних детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Кобякова Татьяна Ивановна, Сунцова Нина Леонидовна, Герасимова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic-methodological bases of formation of social protection in the Russian empire

In Russia every year the number of the most vulnerable part of people for various reasons increases: orphans, disabled people, unwed mothers, children with a different incurable or serious illness, pensioners, addicts, refugees, migrants and asocial people. All of them need social protection which represents set of trustee measures and means for creation of the available environment for their activity. In the scientific article the object is set to define theoretic-methodological bases of formation of social protection in the Russian Empire. An object of a research was the sociocultural universals of the Russian language picture of the world "social protection" and a subject was verbalized concepts the "guardianship" and "charity" of the pre-revolutionary period forming it conceptual core. The methodological basis of a research is based on dialectic communication of the past with the present and application of the conceptual framework created both in historical and in social sciences as sociology and social work, political science and philology. These are such methods of a cross-disciplinary research as lexico-semantic communications and interconditionality of different types of social protection, etymological, morphological methods and the linguistic analysis. Considering a sociocultural universal of the Russian language picture of the world "social protection" authors have allocated it such basic theoretical concepts as guardianship, public charity, charity; categories of persons in need: poor, beggars, tramps, disabled people; social phenomena: alcoholism, deviant behavior. In a research it is revealed that the concept "social protection" has ancient historical traditions. Prior to the beginning of the 20th century "social protection" was called "guardianship", "public charity". The pre-revolutionary term "charity" belonged to the concept "Order of Public Charity" which is treated as the institution which was engaged in "care" about poor and sick". The concepts "care" and "guardianship" are treated as care, protection and originate from the Roman concept "guardianship". Authors draw important conclusions that researches of scientists have created a conceptual framework of a sociocultural universal "social protection" eventually. It concerns guardianship, public charity, the charity regarding charity people patterns. Authors have also come to a conclusion that scientists during the period till February 1917 classified all types of guardianship used in a scientific turn of the pre-revolutionary period: guardianship about prisons, guardianship about national sobriety, guardianship about the poor, guardianship of the Empress Maria about blind people, parish guardianship. Separately scientists allocated guardianship about national education: boards of trustees of educational institutions, trustees of educational districts. It proves the fact that care of the state of the least protected part of the population was strategically important task.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 364.4:94(470) «1700/1917» Б01: 10.17223/19988613/54/18

С.Д. Галиуллина, Т.И. Кобякова, Н.Л. Сунцова, Д.И. Герасимова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Определяются теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи. Делаются важные выводы о том, что изысканиями ученых с течением времени был сформирован понятийный аппарат социальной защиты. На современном этапе использование термина «попечительство» приобрело актуальность в контексте государственных социальных служб «органов опеки и попечительства», которые призваны заниматься на законодательном уровне защитой прав несовершеннолетних детей.

Ключевые слова: социальная защита; опека; попечительство; Российская империя.

Политическая стабильность и духовно-культурное развитие страны непосредственно зависят от постановки и реализации продуманной и научно обоснованной социальной политики, в центре которой и находится попечительство. С каждым годом по разным причинам увеличивается численность наиболее уязвимой части людей: сирот, инвалидов, одиноких матерей, детей с разными неизлечимыми или тяжелыми заболеваниями, пенсионеров, наркоманов, беженцев, мигрантов и асоциальных людей. Все они нуждаются в социальной защите, которая представляет собой совокупность попечительских мер и средств по созданию доступной среды для их жизнедеятельности.

Целью исследования является определение теоретико-методологических основ формирования социальной защиты в Российской империи. Объектом исследования явилась социокультурная универсалия русской языковой картины мира «социальная защита», предметом - вербализованные концепты «попечительство» и «призрение» дореволюционного периода, образующие ее концептуальное ядро.

Методологическая основа исследования базируется на диалектической связи прошлого с настоящим и применении понятийного аппарата, сформировавшегося как в исторической, так и в общественных науках: социологии и социальной работе, политологии, филологии. Это обусловило необходимость привлечения методов и категорий указанных наук, поэтому был применен междисциплинарный метод исследования с использованием лексико-семантических связей и взаимообусловленности разных видов социальной защиты, этимологического, морфологического и лингвистического анализа.

Рассматривая концепт «социальная защита», можно выделить такие его базовые теоретические концепты, как попечительство, общественное призрение, благотворительность; а также лексемы, их образующие:

1) категории нуждающихся: бедные, нищие, бродяги, инвалиды; 2) социальные явления: алкоголизм, отклоняющееся поведение.

Социальная защита имеет древние исторические традиции. До начала XX в. «социальная защита» называлась «попечительством», «общественным призрением» [1]. Теоретическое обоснование попечительства как формы социального призрения изложено в дореволюционных словарях, в которых издавались статьи ученых, профессоров университетов, историков и публицистов [2. Т. 7. С. 55].

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «призрение» относится к понятию «Приказ общественного призрения», которое трактуется как учреждение, занимавшееся "попечением" о неимущих и больных» [3. С. 250].

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона понятия «попечение» и «попечительство»

трактуются как забота, покровительство и берут свое

начало от римского понятия «опека». В толковом сло-

варе живого великорусского языка Владимира Даля понятие «попечительство» трактуется как «забота, усердие, рачение, старание» [4. С. 779].

В Настольном словаре для справок по всем отраслям знания в трех томах, составленного под редакцией В.Р. Зотова и Ф.Т. Толля, понятие «попечительство» в основном относится к «попечительному призрению в несовершеннолетнем возрасте» [5. С. 400]. Ученые классифицировали все виды попечительства, используемые в научном обороте дореволюционного периода: попечительство о тюрьмах, попечительство о народной трезвости, попечительство о бедных, попечительство Императрицы Марии о слепых, приходские попечительства. Отдельно ученые выделяли попечительство о народном образовании: попечительские советы образовательных учреждений, попечители учебных округов [6].

Попечительное о тюрьмах общество, «поставленное под покровительство императора, имело целью нравственное исправление содержащихся под стражей преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги по другим делам людей» [5. С. 568]. Основными целями данного попечительства являлись «ближайший или постоянный надзор за заключенными... наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; занятие их приличными упражнениями» [Там же].

Значительный теоретический вклад в исследование проблемы внес российский экономист Б. Брандт. Он дает определение попечительству о народной трезвости и трактует его как государственную структуру, проявляющую опеку о людях, злоупотребляющих спиртными напитками [2. Т. 48. С. 548]. Автор указывает на такие просветительские функции попечительства, как распространение санитарно-просветитель-ской деятельности о вреде употребления алкогольной продукции, заполнение свободного времени чтением книг, проведения бесед, просмотра спектаклей и прослушивания лекций, открытие чайных и библиотек [Там же. С. 547]. Б. Брандт поясняет, что «средства попечительств составляют суммы, выделяемые государством, дополнительные источники доходов от продажи литературы, изданной попечительскими организациями, от устройства народных чтений [Там же. С. 547].

Также в дореволюционных словарях имеется понятие «попечительство о бедных духовного звания в России», т.е. учреждения, имеющие «целью заботу о бедных вдовах и сиротах духовенства, а также о бедных больных священнослужителях и церковнослужителях (причетниках)» [Там же. С. 550].

В теоретическом обосновании социальной защиты большое значение имеют обобщения дореволюционных ученых, которые подробно исследовали логико-семантические связи и взаимообусловленность разных видов социальной защиты: попечения, попечительства, покровительства, опеки и общественного призрения. Профессор Я. Колубовский выделяет понятие «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых» [Там же], которое трактуется как организация «учреждения училищ для слепых детей с целью подготовлять их к самостоятельной трудовой жизни» [Там же. С. 559]. В словаре русского словесного ударения М.В. Зарва [7. С. 189] «общественное призрение» является синонимом термина «попечение», «попечительство» и «покровительство».

В теоретическом понимании «социальная защита» имеет определение призрения. Началом понимания «призрения» как совокупности общественных мер можно считать начало VI в., когда с возникновением больших городов возникла острая проблема нищенства как в Российском государстве, так и в западных странах. Об этом свидетельствуют дореволюционные энциклопедические словари. Например, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «обще-

ственное призрение» рассматривается как «культурная форма благотворительности» [7. С. 170].

В словарях в соответствии с трактовкой вышеуказанного понятия дается формулировка «Приказы общественного призрения», которые изначально создавались как учреждения «для дел призрения и народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, домами призрения, работными и смирительными домами)» [8. С. 200].

Учитывая теоретическую проблему исследования, нельзя обойти вниманием и понятие «благотворительность». А.Е. Яновский (статья энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) рассматривает его как единовременную помощь бедным. Автор отмечает, что понятие «благотворительность» относится к «истории общественного призрения», связанными с «причинами бедности» [2. Т. 7. С. 55]. А.Е. Яновский, исследуя понятие «благотворительность» начиная с Римской империи, приходит к выводу о том, что «богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т.п. <...> богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость (шипШсепйа) на пользу сограждан и государства» [Там же. С. 56]. Автор делает выводы о том, что опека, попечительство и благотворительность тесно связаны с религией и духовно-нравственным воспитанием общества [Там же. С. 55].

Ученые справедливо отмечают, что понятие «благотворительность» носит характер единовременной «частной» помощи нуждающимся, не являющейся системой, а лишь помощью религиозного характера, связанной с христианскими убеждениями и верой в Бога.

Среди теоретических понятий, примыкающих к категории «попечительство», учеными в качестве объектов пристального внимания рассматриваются такие категории, как «бедность», «нищенство», «бродяжничество», «инвалиды», «жертвы стихийных бедствий, неурожая, голода», «алкоголизм», «заключенные», «проституция».

И. Кауфман в статье энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактует термин «бедность» как «скудость средств, определяющих хозяйственную (экономическую) обстановку жизни отдельного человека (личности), слоев населения (общественных классов, сословий, местностей) и целых стран или государств» [Там же]. Автор также трактует это понятие как «особый круг явлений общественных и государственных, по мере того как распространялось христианство» [2. Т. 48. С. 547]. Синонимами слова «бедность» являются «убогий», «крайне нищий», «попрошайка», «жалкий», «скудный», произошедшие от древнерусского языка «небогъ».

И. Кауфман абсолютно верно противопоставляет термин «бедность» понятию «богатство» (древнерус-

112

С.Д. Галиуллина, Т.И. Кобякова, Н.Л. Сунцова, Д.И. Герасимова

ское «отбогъ») и относит его к понятиям социально-экономического развития государства и нравственного воспитания человечества [2. Т. 7. С. 55]. Автор подчеркивает, что понятие «бедность» - это «повод к благотворительности». Изучая это понятие, автор делает вывод, причиной появления бедности является разорение, войны, налоги. Важным моментом является и тот факт, что И. Кауфман рассматривает заботу государства как «историю социального движения в XIX столетии» [Там же]. Он же рассматривает и понятие «нищенство». Автором статьи выделялись «нищие трудоспособные (безработица, неурожай и т. п.) и не способные к труду по каким-либо причинам (детство, болезнь, уродство, старость)» [Там же].

Рассматривая понятия «бедность» и «нищенство», необходимо также обратиться к трактовке слова «бродяжничество». Ученые рассматривали его как уголовное преступление, однако выделяют и такие категории граждан, которые «по надлежащем освидетельствовании, окажутся глухими, слепыми и немыми, или за совершенною дряхлостью вовсе не способными к следованию в Сибирь, обращаются в приказы общественного призрения или заменяющие их учреждения» [Там же].

Здесь мы видим, что понятие «призрение», рассматриваемое нами ранее, соотносится с такими категориями призреваемых, как бедные, нищие, сироты, убогие, глухие, слепые, немые, дряхлые. Последние четыре термина относятся к трактовке понятия «инвалиды».

В этой связи нам необходимо обратиться к понятию «инвалиды» - это «лица, сделавшиеся по каким-либо причинам не способными к труду», в том числе «полуинвалиды» и «полные инвалиды» [Там же]. К. К. в статье энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона выделяет такую категорию, как «военные инвалиды», которые в силу обстоятельств «сделавшихся не способными к службе за ранами, увечьями, болезнью или дряхлостью» [2. Т. 48. С. 547]. Автор уточняет, что с целью призрения военных инвалидов государством с древних времен осуществлялись различные меры [Там же. Т. 7. С. 55].

С призрением и попечительством в Российской империи тесно рассматривалось понятие «государственное и общественное зло», к которому соотносились такие понятия, как алкоголизм, пьянство, преступление, пенитенциарная система, смирительные дома, проституция [9].

Алкоголизм в Российской империи «означает совокупность всего телесного, умственного и нравственного вреда и убытки, причиняемого чрезмерным употреблением спиртных напитков» [2. Т. 1. С. 458]. Ученые, анализируя алкоголизм во всех развитых странах, отмечают, что «воздействием на отдельных лиц, он сказывается на всем обществе... алкоголизм стал обращать на себя усиленное внимание врачей, экономистов и законодателей» [Там же].

В современных словарях лексема «социальная защита», вербализующая в языковой картине мира русского народа социокультурную универсалию "соци-

альная защита", - это защита, предоставляемая в соответствии с законом, государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной (оптимальной) жизни, таких как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость, инвалидность» [10. С. 553]. «Призрение», «попечение» и «попечительство» трактуются в дореволюционном значении. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова «попечительство» относится к опеке как системе организации социальной защиты несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или имеющих недееспособность. Во втором значении трактуется как «Благотворительное учреждение для оказания помощи кому-н. (дорево-люц.)», указывается на термины «городское попечительство о бедных» и в третьем значении определяется как «должность попечителя» [3. С. 257].

В социологическом словаре «социальная защита» понимается как «комплекс программ поддержания доходов и социальных услуг в стране» [11. С. 249]. В экономическом словаре понятие социальной защиты - это «забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования» [12]. Здесь же трактуются такие понятия, как предоставление пенсий, материальных пособий, предоставление стационаров, больниц и иной медицинской помощи детям, престарелым, старикам, ветеранам труда, пенсионерам по возрасту и социальному статусу, инвалидам с детства и инвалидам по заболеваниям. Выделяется и понятие «социальное страхование», которое есть не что иное, как законодательно гарантированная система материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «социальная защита» соотносится с понятием социальное обеспечение в социальной сфере». То есть государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни или не-

трудоспособности [13. С. 680].

Итак, лексема «социальная защита», используемая в

дореволюционной России как «призрение» и означавшая заботу «попечение» общества и государства о незащищенных слоях населения, соотносится с современным понятием социальной защиты населения. На современном этапе существует и отдельная категория социальной защиты как «органы опеки и попечительства», которые соотносятся только к определенному возрастному периоду и социальной группе как дети до 18 лет [14. С. 23]. На них возложены такие функции, как выявление, устройство и защита прав детей.

Рассмотрев теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи, можно прийти к выводу, что благодаря изысканиям ученых сформировался понятийный аппарат социокультурной универсалии «социальная защита». К нему относится попечительство, общественное призрение, благотворительность по отношению к призреваемым паттернам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галиуллина С.Д., Кобякова Т.И. Концепт «попечительство» в русской языковой картине мира // Filologicke vedomosti. 2016. № 1. С. 20-25.

2. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза-И.Ф. Ефрона. 1890. М. : TEPPA-TERRA, 1992.

3. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1938. Т. II.

4. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 3-е изд., испр. и знач. доп. / под ред. проф. И. А. Бодуэна-Де-Куртене. М. :

Товарищество М.О. Вольф, 1907. Т. III.

5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания : в 3 т. / под ред. В.Р. Зотова и Ф.Т. Толля. СПб., 1864. Т. III.

6. Кобякова Т.И., Галиуллина С.Д., Сунцова Н.Л. Этноязыковое осмысление мира: концепт «милосердие» в русской лингвокультуре // Совре-

менные исследования социальных проблем. 2016. № 4-2 (28). С. 186-203.

7. Русское словесное ударение. М. : ЭНАС, 2001.

8. Исторический словарь. М., 2002.

9. Галиуллина С.Д., Герасимова Д.И. Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи // Вестник УГНТУ. Наука,

образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 2 (4). С. 82-88.

10. Терминологический ювенологический словарь. М. : Сфера, 2005.

11. Аберкромби Н. Социологический словарь : пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер ; под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экономика, 2004.

12. Большой экономический словарь. М. : Институт новой экономики, 1997.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М. : Оникс-21 в. Мир и Образование, 2003.

14. Социологический словарь. Терминологический ювенологический словарь. М. : Наука, 2005.

Galiulllina Svetlana D. Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

Kobiakova Tatiana I. Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

Sunzova, Nina L. Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

Gerasimova Darya I. Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

THEORETIC-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF SOCIAL PROTECTION IN THE RUSSIAN EMPIRE

Keywords: social protection; custody; guardianship; Russian Empire.

In Russia every year the number of the most vulnerable part of people for various reasons increases: orphans, disabled people, unwed mothers, children with a different incurable or serious illness, pensioners, addicts, refugees, migrants and asocial people. All of them need social protection which represents set of trustee measures and means for creation of the available environment for their activity. In the scientific article the object is set to define theoretic-methodological bases of formation of social protection in the Russian Empire. An object of a research was the sociocultural universals of the Russian language picture of the world "social protection" and a subject was verbalized concepts the "guardianship" and "charity" of the pre-revolutionary period forming it conceptual core. The methodological basis of a research is based on dialectic communication of the past with the present and application of the conceptual framework created both in historical and in social sciences as sociology and social work, political science and philology. These are such methods of a cross-disciplinary research as lexico-semantic communications and interconditionality of different types of social protection, etymological, morphological methods and the linguistic analysis. Considering a sociocultural universal of the Russian language picture of the world "social protection" authors have allocated it such basic theoretical concepts as guardianship, public charity, charity; categories of persons in need: poor, beggars, tramps, disabled people; social phenomena: alcoholism, deviant behavior. In a research it is revealed that the concept "social protection" has ancient historical traditions. Prior to the beginning of the 20th century "social protection" was called "guardianship", "public charity". The pre-revolutionary term "charity" belonged to the concept "Order of Public Charity" which is treated as the institution which was engaged in "care" about poor and sick". The concepts "care" and "guardianship" are treated as care, protection and originate from the Roman concept "guardianship". Authors draw important conclusions that researches of scientists have created a conceptual framework of a sociocultural universal "social protection" eventually. It concerns guardianship, public charity, the charity regarding charity people patterns. Authors have also come to a conclusion that scientists during the period till February 1917 classified all types of guardianship used in a scientific turn of the pre-revolutionary period: guardianship about prisons, guardianship about national sobriety, guardianship about the poor, guardianship of the Empress Maria about blind people, parish guardianship. Separately scientists allocated guardianship about national education: boards of trustees of educational institutions, trustees of educational districts. It proves the fact that care of the state of the least protected part of the population was strategically important task.

REFERENCES

1. Galiullina, S.D. & Kobyakova, T.I. (2016) The concept of "custody" in Russian language picture of the world. Filologicke vedomosti. 1. pp. 20-25.

(In Russian).

2. Brokgauz, F.A. & Yefron, I.F. (1992) Entsiklopedicheskiy slovar'. Reprintnoye vosproizvedeniye izdaniya 1890 [The Brockhaus and Efron Encyclope-

dic Dictionary. 1890]. Moscow: TERRA.

3. Ushakov, D.N. (ed.) (1938) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: V chetyrekh tomakh [Explanatory Dictionary of the Russian Language: In 4 vols].

Vol. 2. Moscow: OGIZ.

4. Dal, V. (1907) Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka Vladimira Dalya [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language].

3rd ed. Vol. 3. Moscow: Tovarishchestvo M.O. Vol'f.

5. Zotov, V.R. & Toll, F.T. (eds) (1864) Nastol'nyy slovar' dlya spravok po vsem otraslyam znaniya v III-kh t. [A Handbook for Reference on All

Branches of Knowledge in 3 vols]. Vol. 3. St. Petersburg: F. Toll.

6. Kobyakova, T.I., Galiullina, S.D. & Suntsova, N.L. (2016) Ethnolinguistic perception of the world: concept of "mercy" in russian linguistic culture.

Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem - Russian Journal of Humanities. 4-2 (28). pp. 186-203. (In Russian). DOI: 10.12731/20771770-2016-4-2-186-203

7. Zarva, M.V. (2001) Russkoye slovesnoye udareniye [Russian Word Stress]. Moscow: ENAS.

8. Anon. (2002) Istoricheskiy slovar' [Historical Dictionary]. Moscow: [s.n.].

9. Galiullina, S.D. & Gerasimova, D.I. (2013) Sotsial'noye popecheniye o patternakh, prizrevayemykh v Rossiyskoy imperii [Social care of the patterns

that are to be cherished in the Russian Empire]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Seriya: Ekonomika - Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy. 2 (4). pp. 82-88.

10. Slutskiy, E.G. (2005) Terminologicheskiy yuvenologicheskiy slovar' [Terminological Juveniological Dictionary]. Moscow: Sfera.

114

C.ff. rcmuymma, T.H. KoönKoea, H.H. CyHqoea, ff.M. repacuuoea

11. Abercrombie, N., Hill, S. & Turner, B.S. (2004) Sotsiologicheskiy slovar' [Sociological Dictionary]. Translated from English by I. Yasaveev. 2nd ed. Moscow: Ekonomika.

12. Azriliyan, A.N. (ed.) (1997) Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [The Big Economic Dictionary]. Moscow: Institut novoy ekonomiki.

13. Ozhegov, S.I. (2003) Slovar' russkogoyazyka [Dictionary ofthe Russian language]. 24th ed. Moscow: Oniks-21 v. Mir i Obrazovaniye.

14. Anon. (2005) Sotsiologicheskiy slovar'. Terminologicheskiy yuvenologicheskiy slovar' [Sociological Dictionary. Terminological Juveniological Dictionary]. Moscow: Nauka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.