ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДРАМАТИЗАЦИИ В ВУЗЕ
К.Ю. Александрова
Рассматривается сущность и структура общекультурной компетентности. Выделены четыре ее компонента: ценностно-ори-ентационный, когнитивно-аналитический, коммуникативно-деятельностный и рефлексивно-оценочный. Охарактеризован процесс формирования общекультурной компетентности средствами педагогической драматизации.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, ценностно-ориентационный компонент, когнитивно-аналитический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент, рефлексивно-оценочный компонент, педагогическая драматизация, образ, ассоциограмма, диалог, коллаж.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) спроектированы на основе компетентностного подхода, который рассматривается как программно-целевая и содержательно-результативная основа современного образования (В.И. Байденко, И.А. Зимняя и др.) [1,2].
В ФГОС ВО выделяются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции (ОК, ОПК, ПК) по конкретным направлениям профессиональной подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений этой подготовки и выполняет методологическую функцию образования.
Общекультурные компетенции бакалавра менеджмента ФГОС ВО предшествуют профессиональным, являются основанием для их успешной реализации и направлены на осуществление трех видов его профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской.
Проведенный нами анализ компетенций, содержащихся в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата по направлению «Менеджмент», позволил нам выделить ценностно-ориентационный, когнитивно-аналитический, коммуникативно -деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты общекультурной компетентности будущего менеджера. Схематично содержание общекультурной компетентности будущего менеджера можно представить следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Содержание общекультурной компетентности бакалавра менеджмента_
Компонент общекультурной компетентности Содержание компетенций
Ценностно-ориентацион-ный компонент Совокупность базовых ценностей мировой культуры. Ориентация на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие, на формирование мировоззренческой и гражданской позиции; способность к самоорганизации и самообразованию
Когнитивно-аналитический компонент Культура мышления. Способность использовать основы знаний в различных сферах деятельности. Способность к обобщению и анализу информации
Коммуникативно -дея-тельностный компонент Коммуникативная культура. Способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Рефлексивно-оценочный компонент Рефлексивная культура. Способность оценивать себя и других
Анализ содержания этих компетенций позволил нам определить общекультурную компетентность будущего менеджера как его интегративную характеристику, обуславливающую готовность к вхождению в поликультурное пространство общества и включающую в себя совокупность философских, экономических и знаний базовых ценностей мировой культуры; коммуникативную, рефлексивную и культуру мышления; ориентацию на личностное, профессиональное развитие и саморазвитие, на формирование мировоззренческой и гражданской позиции; способность к самоорганизации и самообразованию, обобщению и анализу информации, использованию основ знаний в различных сферах деятельности, к коммуникации, оцениванию себя и других.
В исследованиях по данной проблеме обосновываются различные средства и способы формирования общекультурной компетентности обучающихся: особенности инновационной образовательной среды; интеграция учебной информации, интегративный культурологический комментарий художественного текста; средства технологии воспитательных ситуаций, музейной педагогики и т.п. [5].
Мы считаем, что наиболее адекватной технологией формирования общекультурной компетентности является педагогическая драматизация.
Анализ современных научных источников свидетельствует, что драматизация является значимым педагогическим средством в образовательном процессе и определяется как особая методическая форма, методика обучения и воспитания, комплекс организационно-педагогических условий, средств, действий, направленных на
решение педагогических задач и организацию образовательного процесса [3,7].
В контексте нашего исследования под педагогической драматизацией мы понимаем организацию профессионально-ориентированного диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса путем реализации комплекса эмоционально-образных и рационально-логических средств.
В диссертационных исследованиях анализировались такие средства драматизации, как: проекты, аутентичные тексты, анализ и сравнение культурологических образов; тематически отобранное содержание, система развивающих приемов и заданий и т.п. [3,7].
На наш взгляд, выделенные средства не отражают специфику драматизации как педагогической технологии. Мы считаем, что до сих пор не выявлен педагогический потенциал таких средств, как образ, ассоциограмма образов, диалог образов, драматизационный коллаж.
С нашей точки зрения, наиболее значимым средством педагогической драматизации является образ. Многоплановость самого понятия «образование», по мнению Ю.В. Сенько, «несет на себе печать многозначности его основы» [6, с. 9].
Исходя из естественной способности людей воспринимать действительность в эмоционально-чувственной образной форме, мы рассматриваем образ как инвариантное образовательное средство, которое способствует формированию всех компонентов общекультурной компетентности будущих менеджеров.
Для характеристики специфики образовательного процесса средствами педагогической драматизации важен тот факт, что образ можно подразделить на два вида: образ-персонаж и образ-символ. Такое разделение связано со способами организации учебного взаимодействия в педагогической драматизации: образ-персонаж способствует моделированию профессионально-ориентированного диалогического взаимодействия, а с помощью образа-символа осуществляется рефлексивно-аналитическая деятельность.
Ассоциограмма образов является средством анализа образов на основе установления их соподчинительной связи и направлена на формирование культуры мышления и способности к обобщению, анализу и структурированию профессионально значимой информации.
Диалог образов представляет собой средство организации взаимодействия субъектов образовательного процесса от лица образов. В процессе диалога образов формируется умение логически строить устную и письменную речь, способность к коммуникации, к работе в коллективе. Мы разделяем точку зрения А.А. Орлова, который связывает понимание поликультурного диалога с межкультурной коммуникацией, рассматриваемой в поколенческих, этнических, субкультурных и других аспектах. По его мнению, для диалогового взаимодействия характерен принцип ценностно-смыслового равенства, где диалог представляет собой «сферу плюрализма культур и отдельных личностей, что позволяет говорить о диалоге людей, диалоге идей, диалоге культур, диалоге с самим собой» [4, с. 136].
Исходя из подобного понимания диалога, который создает условия для субъект-субъектного взаимодействия с любыми элементами образовательного пространства, мы считаем возможным продолжить этот ряд диалогом образов, реализуемым в педагогической драматизации. Педагогическая драматизация с ее диалоговой направленностью может рассматриваться как обучающее общение, осуществляющееся на уровне диалога образов.
Драматизационный коллаж является средством создания совокупности образов, расположенных в определенном порядке в результате реализации педагогической драматизации.
Под технологией формирования у будущих менеджеров общекультурной компетентности средствами педагогической драматизации мы понимаем определенную последовательность операций и шагов, гарантирующую достижение намеченных целей. Эта технология должна обеспечивать формирование компетенций, входящих в компоненты общекультурной компетентности путем реализации системы средств педагогической драматизации.
Формирование общекультурных компетенций ценностно-ориентационного компонента связано с эмоциональным восприятием образа. На первом этапе реализации алгоритма педагогической драматизации посредством образа формируется представление о базовых ценностях мировой культуры, а на заключительном этапе при создании собственного драматизационного коллажа формируется готовность опираться на них в своей деятельности.
Использование образов-персонажей направлено на моделирование профессионального взаимодействия, что способствует формированию компетенций, входящих в коммуникативно-деятельностный компонент общекультурной компетентности, а применение образов-символов ориентировано на формирование компетенций когнитивно-аналитического компонента общекультурной компетентности. Причем, логика поэтапной реализации профессионально-ориентированного диалогического взаимодействия обусловливает последовательность реализации системы средств. Предварительная аналитическая работа с образами обеспечивает их диалог на основе анализа. При проведении работы с разными видами образов будут задействованы разные механизмы, позволяющие в первом случае производить аналитическую работу с образами, а во втором - осуществлять коммуникативную деятельность от лица образа.
Общекультурные компетенции рефлексивно-оценочного компонента формируются как в процессе осуществления оценки при формировании общекультурных компетенций других компонентов, так и на этапе аналитической работы с образами и при самостоятельном создании драматизационных коллажей на завершающем этапе.
На основании этих теоретико-методологических положений нами разработана модель формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами педагогической драматизации в образовательном процессе вуза как целостная система, которую можно представить в виде шести компонентов: теоретико-методологический компонент, программно-целевой компонент, процессуально-технологический компонент, содержательный компонент, результативно-оценочный компонент и организационно-педагогический компонент.
Теоретико-методологический компонент в качестве методологической основы процесса формирования
общекультурной компетентности будущих менеджеров включает в себя культурологический, аксиологический, компетентностный, личностно-деятельностный и системный подходы.
Программно-целевой компонент процесса формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров представляет собой социальный заказ - требования ФГОС ВО, цель и педагогические задачи.
Целью является достижение высокого уровня сформированности общекультурной компетентности будущего менеджера средствами педагогической драматизации.
Для достижения этой цели нужно решить следующие педагогические задачи: развитие положительной мотивации формирования общекультурной компетентности; формирование ценностно-ориентационного, когнитивно-аналитического, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов общекультурной компетентности.
Содержательный компонент включает в себя совокупность ценностно-ориентационного, когнитивно-аналитического, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов общекультурной компетентности будущего менеджера.
Процессуально-технологический компонент процесса формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров состоит из двух частей:
- средства педагогической драматизации;
- механизм формирования общекультурной компетентности средствами педагогической драматизации, основанный на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.
Результативно-оценочный компонент включает в себя критерии и уровни сформированности общекультурной компетентности будущих менеджеров, показатели по каждому критерию.
1 2
3
4
5
Программно-целевой компонент
Социальный заказ - требования ФГОС ВПО Цель - формирование общекультурной компетентности бакалавров менеджмента Педагогические задачи: 1, 2, 3, 4
Деятельность Педагогическое ^
взаимодействие
преподавателя У
ж~
Деятельность студента
Процессуально-технологический компонент
Этапы овладения содержанием образования Средства педагогической драматизации
1. Эмоционально-чувственное восприятие Образ: персонаж, символ
2. Осмысление и анализ Ассоциограмма образов
3. Закрепление Диалог образов
4. Применение учебного материала в деятельности Драматизационный коллаж
Содержательный компонент
Общекультурная компетентность
Ф * 1
Ценностно- Когнитивно- Коммуникативно- Рефлексивно-
ориентационный аналитический деятельностный оценочный
компонент компонент компонент компонент
_^_
Результативно-оценочный компонент
Критерии, показатели, уровни
д а ан
з £
н
N
г
•С
к й-
1 2
3
4
Рис. 1. Модель процесса формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами
педагогической драматизации
Организационно-педагогический компонент предусматривает соблюдение следующих организационно-педагогических условий формирование общекультурной компетентности будущих менеджеров:
- обеспечение системного подхода к формированию ценностно-ориентационного, когнитивно-аналитического, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-аналитического компонентов общекультурной компетентности будущих менеджеров;
- комплексная реализация эмоционального-образных и рационально-логических средств педагогической драматизации в образовательном процессе.
- создание организационно-методического обеспечения процесса формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами педагогической драматизации (организация учебно-методического семинара для преподавателей по данной проблеме, разработка методических рекомендаций для преподавателей и студентов, консультационно-методическое сопровождение);
- изучение эффективности формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами педагогической драматизации (промежуточные и итоговые результаты).
С учетом этих положений нами графически спроектирована модель процесса формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров в вузе (рис. 1.).
Данная модель функционирует следующим образом. Субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты) с учетом теоретико-методологических положений, программно-целевых установок и обоснованных организационно-педагогических условий реализуют содержательный и процессуально-технологический компоненты модели, а также изучают и анализируют эффективность образовательного процесса.
Результаты поступают к субъектам этого процесса и сравниваются с запланированной целью. Если цель не достигнута в полной мере (этот вариант на рисунке обозначен пунктирной линией), то вносятся соответствующие коррективы и изменения в образовательную программу и цикл педагогического взаимодействия повторяется до тех пор, пока цель не будет достигнута. Данная модель является самонастраивающейся системой, которая направлена на достижение высокого уровня сформированности общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами педагогической драматизации.
Таким образом, формирование общекультурной компетентности будущих менеджеров средствами педагогической драматизации является целенаправленным и педагогически организованным процессом.
The article deals with the essence and structure of the general cultural competence. Four components of the general cultural competence are identified: axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component, reflexive component. The process of the development of general cultural competence is described by means of pedagogical dramatization. Keywords: general cultural competence, axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component, reflexive component, pedagogical dramatization, dialogue.
Список литературы
1. Байденко, В .И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. - 2005. - 114 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
3. Мясникова О.В. Чтение и понимание педагогических текстов средствами драматизации [Текст] : учебное пособие / О.В. Мясникова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 100 с.
4. Орлов, А.А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе : моногр. / А.А. Орлов. - Гродно : ГрГУ, 2011. - 230 с.
5. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. - C. 19-23.
6. Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе [Текст] : монография / Ю.В. Сенько. - Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2011. - 367 с.
7. Ферапонтов Г.А. Драматизационное погружение в обучении иностранным языкам, Новосибирск: НИП-КиПРО, 1999, 84 с.
Об авторе
Александрова К.Ю. - ассистент кафедры иностранных языков Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 378.147
БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, С.Л. Мельников
В статье раскрывается сущность и содержание базовых характеристик и функций современных образовательных технологий в вузе, предложена методика оценки качества этих технологий.
Ключевые слова: образовательная технология, базовые характеристики и функции современных образовательных технологий в вузе, качество и эффективность образовательных технологий.
Технологизация современного образования является актуальной и довольно сложной проблемой.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что «при реализации образовательных программ должны использоваться различные образовательные технологии» [9, с. 20], «экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий» [9, с. 27].
В образовательных технологиях заложен огромный потенциал для повышения эффективности и качества подготовки профессионально компетентных и мобильных кадров, способных успешно функционировать в различных социально-профессиональных сообществах. Образовательная технология предполагает этапность и последовательность образовательного процесса, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач на основе определенной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
За последние годы появились учебные пособия и монографии, в которых изложены концептуальные основы и виды различных технологий в системе высшего образования [1; 3; 4; 5; 7; 8; 10; 11].
Имеются разные подходы к классификации образовательный технологий. Например, в учебном пособии, изданном под редакцией Н.В. Бордовской, выделяются технологии обучения, технологии работы с информацией, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии [7].
Мы считаем, что следует выделять базовые характеристики и функции современных образовательных технологий, которые отражают сущность базового (инвариантного) компонента, присущего всем современным образовательным технологиям в вузе.
На наш взгляд, такими базовыми характеристиками и функциями являются: профессиональная направленность, личностно-ориентированный, развивающий характер, интерактивность, использование возможностей электронного обучения, организация самостоятельной работы студентов, наличие рефлексивно-оценочного компонента.
На основе анализа научной и учебно-методической литературы можно раскрыть содержание этих базовых характеристик и функций современных образовательных технологий в вузе.
Профессиональная направленность образовательных технологий
Обучение в вузе должно носить контекстный характер, то есть осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности. С помощью дидактической системы форм, методов и средств у студентов нужно сформировать необходимые социально-профессиональные качества.
В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, основой которого является реализация компетентност-ного подхода в образовании. Ученые (В.А. Болотов, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) начали разрабатывать теоретико-методические основы компетентностно ориентированного образования. Были обоснованы положения о том, что компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели и результаты образования, его программно-целевая и результативная основа. Этот подход обеспечивает единство формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств личности, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность.
В ФГОС ВО определены следующие виды компетенций: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции. Дадим краткую характеристику этих видов компетенций.
Общекультурные компетенции (ОК) должны обеспечить вхождение человека в поликультурное общество.
Они предполагают:
- сформированность понимания роли культуры в жизнедеятельности человека;
- овладение общекультурными ценностями, культурой мышления, речи и поведения, а также правовой культурой;
- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- способность получать и анализировать необходимую информацию; работать на компьютере;
- владение одним из иностранных языков;
- осознание социальной и личностной значимости своей будущей профессии;
- готовность к сотрудничеству и кооперации с коллегами;
- готовность и способность к саморазвитию, постоянному образованию, повышению своей квалификации и мастерства, объективной самооценке и др.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) обусловлены направлением подготовки (педагогическое образование, математика, физика, экономика и др.)