УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
К.Ю. Александрова
Рассматривается сущность и структура общекультурной компетентности. Выделены три ее компонента: ценностно -ориентационный, когнитивно-аналитический и коммуникативно-деятельностный. Описан процесс формирования общекультурной компетентности средствами драматизации.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, ценностно-ориентационный компонент, когнитивно-аналитический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент, драматизация, диалог, интерактивные формы, театрализация.
Компетентностный подход достаточно давно разрабатывается и реализуется за рубежом. Он активно применяется в большинстве стран Европы на уровне национальных образовательных программ и стал основой Болонского процесса.
Проблемы компетентностного подхода к образованию исследуются и в отечественной педагогической теории. Теоретические подходы к проблематике компетенций и компетентностей нашли отражение в работах В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней и др.
Ученые отмечают, что компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на конечный результат. Компетентностный подход является ведущей идеей модернизации российского образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) спроектированы на основе компетентностного подхода и предусматривают переход на уровневую систему: бакалавриат, специалитет, магистратуру.
В ФГОС ВПО выделяются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и другие виды компетенций по конкретным направлениям профессиональной подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений этой подготовки и выполняет методологическую функцию профессионального образования.
Основные подходы к определению сущности и структуры общекультурной компетентности рассмотрены в работах М.Г. Синяковой [8] и С.Л. Троянской [9].
Мы считаем обоснованным выделение в структуре общекультурной компетентности менеджера следующих компонентов: ценностно-ориентационный компонент, когнитивно-аналитический компонент, коммуникативно-деятельностный компонент.
Каждый компонент обладает определенным содержанием. Так, ценностно-ориентационный компонент включает в себя такие профессионально-ориентированные ценности, как активная гражданская позиция, толерантность, стремление к саморазвитию и др. Содержание когнитивно-аналитического компонента составляют профессиональные знания, культура мышления, умение анализировать профессиональные ситуации и принимать обоснованные управленческие решения и др. Коммуникативно-деятельностный компонент предполагает культуру общения, владение одним из иностранных языков, способность получать, обрабатывать, хранить и передавать информацию и др.
Таким образом, сущностью общекультурной компетентности будущего менеджера, на наш взгляд, является интегративная способность и готовность личности к вхождению в поликультурное коммуникационное пространство, к реализации сбалансированного диалога, определяемого уровнем образования и степенью владения языками культуры, совокупным социальным опытом человечества, воплощенным в явлениях культуры, овладение как общей, так и управленческой культурой. В профессиональной деятельности менеджера ведущее положение занимает профессиональное взаимодействие, происходящее преимущественно в форме общения. Так, Е. В. Сидоренко отмечает, что на коммуникацию, непосредственную или опосредованную, уходит от 60% до 64% рабочего времени менеджеров [7, с. 42].
Значимым средством формирования общекультурной компетентности менеджера является драматизация, педагогический потенциал которой включает следующие составляющие, выделенные О.В. Мясниковой:
- когнитивная составляющая - перевод содержания компетенций в конкретные умения и
навыки;
- эмоционально-чувственная составляющая - обращение к чувствам и эмоциям
обучающихся;
- смысловая составляющая - осознание и осмысление содержания компетенций;
- поведенческая составляющая - формирование способов поведения [3, с.15].
Драматизация рассматривается нами как образовательное средство, представляющее собой
диалог образов в учебных ситуациях. Подобное понимание требует определенного пояснения. Исходя из этимологии этого слова, драматизация - это трансформация в диалогическую форму какого-нибудь произведения для его исполнения на сцене. Из этого определения можно выделить три ее элемента:
- инсценирование - это приспособление какого-нибудь художественного произведения для постановки на сцене театра или в кино, на телевидении [4, с.249];
- театрализация - это зрелищное представление на сцене произведения [4, с.791];
- дискурс, это - речь в условиях реальной коммуникативной практики, живого общения, связанная с определенной ситуацией и социокультурным контекстом, речь, «погруженная в жизнь» [2, с. 57].
Из дефиниций элементов драматизации можно вычленить основные черты каждого: художественная заданность для инсценирования; зрелищность для театрализации и спонтанность для дискурса. Для всех ее элементов характерна диалоговая форма. Диалог понимается нами как разговор двух или более лиц, попеременный обмен репликами. Связь диалога с определенными ролями дает основание для понимания драматизации как диалога образов.
Специфика драматизации состоит в том, что обучение, воспитание, развитие реализуются на основе диалогового общения и взаимодействия образов. Ее суть заключается в преобразовании действительности, так как основой для ее построения является воображение, постоянно соотносимое с реальностью по следующим аспектам: основные единицы драматизации - явления реальности; образ - действующее лицо; диалог образов - взаимоотношения лиц; ситуация как совокупность воображаемых обстоятельств - ситуация как совокупность реальных обстоятельств
Воображение, опыт, эмоциональность относятся к внутренним составляющим человека, а чужой социальный опыт и реальность - к внешнему его окружению. Воплощенный образ играет связующую роль между ними: его связь с реальностью осуществляется через воплощение и его реализацию в действительности, его же характеристика как продукта субъективно-творческой деятельности воображения соотносится с внутренними составляющими человека.
Основными единицами драматизации можно назвать: образ как минимальная единица, диалог образов, из которых складывается третья, самая крупная ее единица - ситуация. Все эти единицы находятся в иерархических отношениях. Образ, единица драматизации, присущ всем трем элементам: в инсценировании - художественно заданный образ, в театрализации - экспрессивно-зрелищный образ, а в дискурсе - социальный образ, структура которого сложна; она включает межличностный и профессиональный образ. Каждый вид образа, проявляясь в диалоге образов, функционирует в собственной сфере: диалог художественно заданных образов - в сценах постановки, диалог зрелищных образов - в мизансценах спектакля, диалог социальных образов - в ситуациях определенного контекста общения.
Преподаватель, исходя из внутренней логики учебного процесса, распределяет учебные ситуации, представляющие собой диалоги образов как продукты воображения обучающихся, располагая их в определенном порядке и помещая их в заданный обучающий контекст. Изначально образ - это всегда некое его условное, схематическое обозначение. Затем он наполняется содержанием, так как обучающийся придумывает его новые черты и детали, находящие свое воплощение в реальных речевых высказываниях. Принятый образ, с помощью которого студент мотивирует свои поступки, ход мыслей и высказывания, превращает обучающегося в действующее лицо событий.
Диалог образов рассматривается нами как создание речевых и неречевых воплощений различных ролей: реальных и вымышленных, исторических и современных, межличностных и социальных. За основу такого толкования взята идея «работы с образами», предложенная Н.Б. Савинкиной [6, с.175].
Применительно к драматизации учебная ситуация является единицей организации учебного материала и учебного процесса, реализуется посредством диалогов образов и моделирует межличностное и профессиональное общение. Все учебные ситуации основываются на действительности как череде событий, «которые постоянно ставят задачи перед человеком, требуя от него вариативности их осознания и как следствие расширение диапазона поведенческих ответов» [1, с. 46].
Средствами формирования общекультурной компетентности будущих менеджеров в вузе являются эссе (размышление-диалог с воображаемым собеседником), творческий проект (его выполнение и защита от лица выбранного или заданного образа), кейс-метод (представление
профессиональных проблемных ситуаций от лица образа), дискуссия (от лица разных образов) и др. Эти средства могут быть реализованы в вузе в процессе проведения лекционных, семинарских, практических и других видов занятий. Вариативность применения средств драматизации проявляется в том, что она может быть как основой организации учебного процесса, так и использоваться эпизодически, либо фрагментарно или не использоваться вовсе. Это зависит от субъектов образовательного процесса и от множества других факторов (наличие методического обеспечения, специфика содержания учебного предмета, цели и др.).
Психолого-педагогический механизм формирования общекультурной компетентности менеджера средствами драматизации связан с операциональной концепцией интеллекта Ж. Пиаже и зиждется на процессе освоения системы знаний, который был проанализирован С.Л. Рубинштейном: «первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом - в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике» [5, с. 503].
Согласно этих концепций любая информация, воспринимаемая человеком, проходит четыре этапа: 1) сенсорно-моторный этап (чувственное восприятие); 2) символьный этап (образное свертывание чувственно-логической информации); 3) логический этап (дискуссионно-логическое осмысление информации); 4) лингвистический этап (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на предыдущих этапах). Соблюдение естественного последовательного порядка восприятия и обработки информации способствует ее переводу в сознание, то есть ее усвоению.
Таким образом, механизм формирования общекультурной компетентности включает четыре
этапа.
Социокультурная природа формирования общекультурной компетентности проявляется в виде языковой среды, под которой подразумевается коммуникативное пространство, вербальное и невербальное, рационально-логическое и эмоционально-образное. Это языковое пространство сразу же, в готовом виде, задает некий исходный уровень общекультурной компетентности, ядром которой является коммуникативный опыт. Дальнейшее ее формирование зависит от множества факторов, среди которых культурная среда, образование, самообразование и самовоспитание.
Содержание компонентов общекультурной компетентности обуславливают критерии эффективности ее сформированности. Мы считаем, что такими критериями могут быть:
- когнитивный критерий (ориентация в проблематике освоения поликультурного пространства; творческая готовность к анализу и решению этих проблем);
- мотивационно-ценностный критерий (потребность и высокая мотивация в освоении общей и управленческой культуры; стремление к освоению ценностей культуры, к формированию своей общекультурной компетентности; наличие ценностных ориентаций в общей и управленческой культуре);
- деятельностно-практический критерий (умение ориентироваться в поликультурном пространстве; владение методами и процедурами, обеспечивающими освоение поликультурного пространства; сформированность коммуникативных умений; способность получать и перерабатывать информацию, пользоваться компьютером и системой Интернет).
Показателями сформированности общекультурной компетентности менеджера являются степень усвоения содержания ее компонентов (высокий, средний, низкий).
Таким образом, формирование общекультурной компетентности будущих бакалавров менеджмента средствами драматизации является целенаправленным и педагогически организованным процессом.
The article deals with the essence and structure of the general cultural competence. Three components of the general cultural competence are identified: axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component. The process of the development of general cultural competence is described by means of dramatization.
The key words: general cultural competence, axiological and orientation component, cognitive-analytical component, communicative and activity-related component, dramatization, dialogue, interactive forms, theatricalization.
Список литературы
1. Бодалев, А.А., Васина, Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб.: Речь, 2010. 224 с.
2. Дубов И.Г. Дискурс. // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.
ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 57-58.
3. Мясникова О.В. Организация процесса обучения в вузе средствами драматизации: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / О.В. Мясникова. Новокузнецк, 2009. 21 с.
4. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999 944 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2010. 713 с.
6. Савинкина Н.Б. Работа с образами и ее роль в формировании коммуникативной компетентности // Метод активизации: актуальные проблемы развития / Под ред. Г.А. Китайгороской М.: НОЦ «Школа Китайгородской», 2004. С.175-188.
7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с., ил.
8. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования №9, 2010. с. 23-35.
9. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. с. 19-23.
Об авторе
Александрова К.Ю. - ассистент кафедры иностранных языков института экономики и права Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, [email protected]