дации по развитию устной и письменной речи учащихся, включение в образовательный процесс новейших литературных произведений, обеспеченных необходимым методическим сопровождением). Рабочие книги по существу стали новым типом учебника по литературе, отвечающим реалиям советского общества рубежа 20-х—30-х годов прошлого века. С завершением линий рабочих книг по литературе появилась возможность дальнейшего развития системы учебных книг по предмету. Перспективы развития системы учебно-методических средств обеспечения школьного курса литературы стали достаточно определенными после выхода в свет методического пособия В.В. Го-лубкова и М.А. Рыбниковой «Изучение литературы в школе II ступени» (М., 1928). Уже зазвучали голоса и об издании хрестоматий, которые в комплекте с рабочими книгами более эффективно обеспечивали бы учебно-воспитательный процесс: «С выходом рабочей книги по литературе для 7-го класса года, словесник имеет учебные пособия для всех трех годов обучения в школе семилетке. Доставить необходимые для классной проработки тексты по-прежнему трудно. Серия «Русские и мировые классики», под редакцией А.В. Луначарского и Н.К. Пиксанова, для школы слишком дорога и не покрывает полностью программных требований. Проблема создания для II ступени учебного пособия по литературе хрестоматийного типа все же сохраняет свою силу» [5, с. 143]. Насущным требованием времени становилось создание такой системы дидактических средств, которую в наше время стали называть «учебно-методическим комплектом», — состоящей из учебника (рабочей книги), методического пособия и хрестоматии. Но в начале 30-х годов естественный процесс формирования и развития типологии учебников литературы в советской школе был прерван административно-авторитарным решением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Векслер И. Конференция преподавателей русского языка и литературы (23—28 января 1928 года). Итоги // Родной язык и литература в трудовой школе. — 1928. — № 1.
2. Калинина М.Ф. И.П. Плотников как методист-словесник // Преподавание художественной литературы в школе: сборник, посвященный памяти Я.А. Ротковича. — Куйбышев, 1975.
3. Луначарский А.В. О схеме программы I и II ступени // На путях к новой школе. — 1923. — № 3.
4. Красноусов A.M. Очерки советской методики преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1959.
5. Кременский Н.П. Афанасьев П.О., Бродский Н.Л., Сидоров Н.П. Родной язык во второй ступени. 7-я группа. Рабочая книга. — М.: Работник просвещения, 1928. (Рецензия) // Родной язык и литература в трудовой школе. — 1928. — № 3.
6. Крупская Н.К. Предисловие. (К книге: Дьюи Эвелина. Дальтонский лабораторный план. — М.: Новая Москва, 1923) // Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. — М., 1957.
7. Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы. — М., 1917.
8. Плотников И.П. О комплексном изучении литературы в школах 2-й ступени // Первый концентр 2-й ступени и программа ГУСа. — Воронеж, 1925.
9. Программы I и II ступеней единой трудовой школы. — М.: ГИЗ, 1921.
10. Программы для первого концентра школ второй ступени (5, 6 и 7 годы обучения). — М.—Л., 1925.
11. Роткович ЯА. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. — М., 1959.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
К.А. Баронина, соискатель кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, (926) 8119692, [email protected]
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания изучения актуальных проблем интеграции в системе образования России на рубеже XX—XXI веков. Представлен анализ существующих диссертационных педагогических исследований по проблемам, касающимся изучения процессов интеграции в отечественном и мировом образовательных пространствах.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы в системе образования, анализ диссертационных исследований по проблематике интеграции в сфере образования, инновационные тенденции в современной высшей школе.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF INTEGRATION PROCESSES STUDYING IN SYSTEM OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA
Baronina K.A.
The theoretical and methodological bases of studying of actual problems of integration in Russian education system on a boundary of the XX and XXI centuries are considered in article. The analysis of existing dissertational pedagogical researches on the problems, concerning studying of processes of integration in domestic and world educational spaces is presented.
Key words: integration, integration processes in education system, analysis of dissertational researches on integration problems in an educational sphere, innovative tendencies in the modern higher school.
За последние два—три десятка лет в мире стали не только широко набирать обороты интеграционные процессы в системе образования на самых разных этапах и уровнях, что объясняется объективными причинами и факторами развития человеческой цивилизации. В последнее десятилетие появляются научные теоретические обобщения этих процессов и анализ современных тенденций обеспечения развития инфраструктуры вузовской науки.
В современных диссертационных исследованиях, посвященных теоретико-методологическим основаниям изучения проблем интеграции, интеграционные процессы в системе образования рассматриваются комплексно во всем многообразии их проявления, как в отечественном образовательном пространстве, так и в зарубежном.
На рубеже XX—XXI веков существующая система высшего и среднего профессионального образования фактически неизбежно вступает в противоречие с уровнем постоянно трансформирующихся и возрастающих современных требований, предъявляемых к специалистам разного профиля.
Поскольку качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования и модернизации высшего профессионального образования России, проведение широкой поисковой работы включало в себя анализ существующих диссертационных исследований по проблемам, касающимся изучения процессов интеграции в отечественном и мировом образовательных пространствах, главным образом по специальностям 13.00.00 — педагогические науки (за период 2000—2009 гг.).
В качестве теоретико-методологических оснований изучения проблем интеграции в системе образования и обеспечения развития инфраструктуры вузовской науки можно обозначить следующие.
• Интеграционные процессы в образовании, способствующие формированию мирового образовательного пространства, имеют тенденции усиления (происходит глобализация образования, трансформация ценностно-целевых ориентиров личности сегодня, изменение представлений о социальной роли образования в реальной жизни, становятся приоритетными идеи поликультурности, применяются самые различные формы интеграционного взаимодействия,
такие как преподавательская и студенческая мобильность, обмен идеями, методиками, технологиями и т.д.) и развиваются в тесной взаимосвязи с интернационализацией мировой экономики (Л.В. Абракова, 2003; Г.Ю. Обрядина, 2004; З.С. Сазонова, 2008 и др.).
• Возникают международные интегративные образовательные учреждения как инновационные формы организации непрерывного образования детей и взрослых в условиях интеграции образовательных программ и конкуренции образовательных учреждений, обеспечивая преемственность, социальное партнерство, творческое сотрудничество, взаимозависимость и взаимную ответственность в решении общих управленческо-педагогических задач и достижений высоких результатов качества педагогической деятельности и образования в целом на основе корпоративной культуры (Р.В. Баженова, 2005 и др.).
• Интегративная образовательная система повышения квалификации объединяет систему дидактической подготовки педагогов к применению технологии задачного обучения учащихся, формирующую практические профессионально-педагогические умения педагогов по применению технологии задачного обучения профессиональной деятельности будущих специалистов и практической реализации концепции интеграции естественно-научных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления (И.Б. Богатова, 2004; В.А. Кобак, 2006 и др.).
• Международные связи в образовании и науке (во всех отраслях и на всех уровнях) становятся важнейшей формой интеграции. Объединение международных усилий в сфере науки и образования является наиболее эффективным путем разрешения глобальных мировых кризисов. Целесообразна интеграция традиционных подходов, педагогических инноваций и инфокоммуникационных технологий, которая способствует стимулированию востребованности активно развивающихся телекоммуникационных технологий в мировом образовании (в первую очередь в области применения современных ИКТ в образовании, а также реализации e-Learning и дистанционного образования) (Л.В. Абракова, 2003; Е.Н. Минькова, 2005 и др.).
• Производственная практика, реализуемая на основе инновационных форм профессионально-образовательного
взаимодействия, превращается в значимую личностную ценность, становясь фактором профессиональной адаптации начинающего специалиста (М.Г. Кокорев, 2006 и др.).
• Основными организационно-педагогическими условиями успешной реализации интегрированной системы управления качеством профессиональной подготовки педагогических кадров являются: нормативно-правовое обеспечение, устанавливающее взаимодействие интегрированной системы с другими направлениями управленческой и педагогической деятельности; комплексное программно-целевое планирование работы с педагогическими кадрами; научно-методическая и технологическая подготовка руководящих и педагогических кадров к работе в новых условиях, осуществляющаяся на основе модели интеграции духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития в педагогических учебных заведениях; использование интегратив-ного образования, предусматривающего интенсивное дискретное обучение (Т.А. Казакевич, 2001; Т.Б. Харисов, 2004; Р.К. Бикмухаметов, 2004; В.М. Лопаткин, 2004 и др.).
• Западная Европа стала лидером интеграционных тенденций, существенно опережая по этому показателю другие регионы. Опыт и импульсы интеграции, активно распространяющиеся оттуда, сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других регионах, инициируя интеграционные тенденции в мировом высшем образовании (Л.В. Абракова, 2003 и др.).
Мы согласны с Л.В. Абраковой (2003), пришедшей к выводу, что глобальной предпосылкой и одновременно целью образовательных реформ в современной мировой педагогике выступает изменение социальной роли знания. Наряду с этим существует ряд более частных, но оттого не менее значимых внутрисистемных факторов, активно содействующих интеграции в мировом образовании: гуманизация и демократизация образования, открытость национальных образовательных систем международному сотрудничеству, стремление к глобализации содержания образования. Вместе с тем, наряду с предпосылками к интеграции в сфере образования, действуют и факторы, сдерживающие этот процесс: различия в уровне социально-экономического развития отдельных стран и регионов, неоднородность в степени сформированности их образовательных систем и т.п.
Фактически современный уровень интеграции образования, науки и производства выступает структурообразующим компонентом развивающегося единого образовательного пространства и условием проявления инновационных тенденций в современной высшей школе и развития инфраструктуры вузовской науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абракова Л.В. Интеграционные тенденции в мировом высшем образовании: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук ... 13.00.01 / Л.В. Абракова, — Рязань, 2003.
2. Баженова Р.В. Управление качеством профессиональной деятельности педагогов интегратив-ного образовательного учреждения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук ... 13.00.08 / Р.В. Баженова, — СПб., 2005.
3. Бикмухаметов Р.К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: автореферат дис. ... доктора педагогических наук... 13.00.01,13.00.04 / Р.К. Бикмухаметов. — Казань, 2004.
4. Богатова И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления: На примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях: диссертация ... кандидата педагогических наук ... 13.00.08 / И.Б. Богатова. — Тольятти, 2004.
5. Казакевич ТА. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования: На материале подготовки специалистов информационной сферы: диссертация ... кандидата педагогических наук . 13.00.01 / Т.А. Казакевич. — М., 2001.
6. Кобак ВА. Интегративные процессы формирования профессионализма студентов в педагогическом университете: диссертация ... доктора педагогических наук ... 13.00.08 / В.А Кобак. — СПб., 2006.
7. Кокорев М.Г. Интеграция вуза и производственных предприятий в подготовке будущих специалистов: диссертация . кандидата педагогических наук ... 13.00.08 / М.Г. Кокорев. — Оренбург, 2006.
8. Лопаткин В.М. Интегративные тенденции в развитии региональной системы педагогического образования: автореферат дис. ... доктора пе-дагогическихнаук... 13.00.08/ В.М. Лопаткин. — Новосибирск, 2004.
9. Минькова Е.Н. Интеграция инфокоммуникаци-онных технологий и традиционных подходов в обучении гуманитарным дисциплинам студентов ВУЗов: диссертация ... кандидата педагогических наук ... 13.00.08 / Е.Н. Минькова. — Ставрополь, 2005.
10. Обрядина Г.Ю. Интеграционные процессы в развитии педагогического образования [Текст]: диссертация . кандидата педагогических наук ... 13.00.08 / Г.Ю. Обрядина. — М. 2004.
11. Сазонова З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера: автореферат дис. . доктора педагогических наук . 13.00.01 / З.С. Сазонова. — Рязань, 2008.
12. Харисов, Т.Б. Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров в системе внутришкольного управления: автореферат дис. ... доктора педагогических наук ... 13.00.01 / Т.Б. Харисов.— Казань, 2004.