Научная статья на тему 'Социолого-управленческий подход к анализу интеграционных процессов в высшем профессиональном образовании'

Социолого-управленческий подход к анализу интеграционных процессов в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / INTEGRATION PROCESSES / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / INTEGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катанаев Иван Иванович

Предпринята попытка анализа содержания интеграционных процессов, происходящих в высшем профессиональном образовании России в рамках социологического знания. Автор рассматривает разворачивающиеся процессы на трех уровнях: практика, теория и законодательная сфера. Они выступают как взаимообуславливающие и и взаимокоррелирующие процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological and Administrative Approach to the Analysis of Integration Processes in Higher Education

The article deals with the analysis of results and consequences of integration processes taking place in the sphere of higher education of Russia. The author reveals them on three levels: reality, scientific researches and legislation.

Текст научной работы на тему «Социолого-управленческий подход к анализу интеграционных процессов в высшем профессиональном образовании»

УДК 378 ББК Ч 481

И. И. Катанаев г. Чита, Россия

Социолого-управленческий подход к анализу интеграционных процессов в высшем профессиональном образовании

Предпринята попытка анализа содержания интеграционных процессов, происходящих в высшем профессиональном образовании России в рамках социологического знания. Автор рассматривает разворачивающиеся процессы на трех уровнях: практика, теория и законодательная сфера. Они выступают как взаимообуславливающие и взаимокоррелирующие процессы.

Ключевые слова: интеграционные процессы, высшее профессиональное образование, интеграция, глобализация.

I. I. Katanaev Chita, Russia

Sociological and Administrative Approach to the Analysis of Integration Processes in Higher Education

The article deals with the analysis of results and consequences of integration processes taking place in the sphere of higher education of Russia. The author reveals them on three levels: reality, scientific researches and legislation. They are observed as interacted processes.

Keywords: integration processes, the higher vocational training, integration, globalization.

Противоречивость происходящих процессов интеграции и глобализации в сфере высшего профессионального образования может быть рассмотрена на трёх уровнях: теории, практики и законодательной сфере. Зачастую происходит несовпадение событий, обуславливающих существование каждого уровня. Становится очевидным, что законодательная база современной России формировалась с заметным опозданием, в качестве отклика на уже давно начавшие происходить процессы на уровне практики.

Анализ процессов интеграции в образовательной среде на уровне практики, который представлен в многочисленных современных исследованиях, показывает, что они отличаются рядом особенностей. С одной стороны, эти особенности являются общими для всех социальных институтов, с другой - определяют отличие образования от других явлений социального порядка.

Интеграционные процессы в сфере высшего профессионального образования - часть процессов социального, экономического и политического развития мира. Во многом они обуславливаются ими и на них влияют. Специфика понимания интеграции образования зависит от содержания термина «интеграция», которая в разных научных источниках наполняется различным смысловым содержанием. Это подтверждает многогранность и противоречивость как самого термина, так и процесса, который он обозначает.

Л. В. Абракова рассматривает интеграцию как этап интернационализации хозяйственной и общественно-политической жизни. Автор пытается связать образовательную интеграцию с процессами, происходящими в международной экономике. Исследователь выделяет восемь основных направлений экономической интеграции, нашедших продолжение в образовании: международное разделе-

© Катанаев И. И., 2011

ние труда, международное перемещение производственных и финансовых ресурсов, распространение технологического способа производства и интернализация производительных сил, международная специализация и кооперация, миграция рабочей силы, расширение и качественное изменение международной торговли, быстрое развитие сферы услуг, нарастание проблем мирового масштаба (охрана природы, освоение мирового океана, борьба с терроризмом и пр.). «В этих условиях насущной задачей современных образовательных систем становится выработка совместной стратегии действий, общих приоритетов и направлений сотрудничества для решения глобальных проблем» [1, с. 17]. Экономический подход в анализе интеграционных процессов образования позволяет Л. В. Абраковой констатировать, что их основным субъектом выступает крупный частный капитал, а основными регионами их разворачивания - Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский бассейн.

Сегодня образование меняет своё функциональное предназначение. Образование как обслуживание нужд промышленности в квалифицированных кадрах трансформируется в важнейший фактор географии производства. Это отразилось в становлении образовательной организации в форме технопарков и технополисов, которые предполагают синтез высоких технологий, телекоммуникации и научно-образовательный потенциал. Одной из проблем коммерциализации высшего образования в глобальном масштабе является утрата его автономности, переориентация на получение прибыли в условиях жёсткой конкуренции. Ф. Альтбах считает, что университетская автономия будут скомпрометирована в случае их попадания в сферу юрисдикции ВТО [2].

Сегодня практически все страны мира, за редким исключением, вступили в новую фазу интернационализации мировой экономики - фазу глобализации. Глобализация - это «взаимодействие го-

сударств, народов, этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне. Основной глобализации является настолько интенсивная информатизация, когда возникает информационное гиперпространство» [5, с. 8].

Исследователи очень внимательны к употреблению терминов «интернационализация» и «глобализация». П. Скотт убежден, что необходимо четко разграничивать эти понятия, поскольку университет является институтом интернационализации, но не глобализации. «Современный университет - продукт национального государства», - отмечает П. Скотт, а глобализация отрицает национальное государство [7]. Энгельгардт считает, что интеграция - это не цель, а путь к достижению цели [6, с. 15].

Любые интегративные процессы в социальных системах, традиционно противопоставляемые органическим (биологическим), носят искусственно сконструированный характер, что предполагает необходимость специальных усилий, направленных на выявление, установление, упорядочение и совершенствование интегративных связей разных элементов. Структура образования как социальной структуры позволяет характеризовать её не просто как разноуровневое, но и как разноинтенсивное, что означает возможность протекания интеграционных процессов на разных уровнях и с разной скоростью и качеством.

Субъективность явлений институциональной интеграции порождает иллюзию её произвольности, что не соответствует объективной реальности, рассматриваемой в науке как управляемую стихийно сложившимися законами упорядоченность. К ним относят закон всеобщей связи явлений, время как фактор уплотнения жизненного опыта, возрастающий объём информации, необходимость творчества на основе стабильного опыта, интенсивный характер образования и воспитания и т. п.

Исследования зарубежных ученых привели к построению разных моделей интеграции вузовского образования, прежде всего, в содержательном плане, т. е. интеграция различных компонентов содержания обучения. Так, университет в европейских странах выступает интеграцией классического и утилитарного высшего образования [3, с. 208].

Интеграция содержания через интеграцию институтов является формой оптимизации качества высшего профессионального образования, что особенно востребовано в контексте становления постиндустриального (информационного) общества. Это делает остро актуальными разработки и построения интеграционных моделей университетов. Естественны попытки развития дополнительных концепций, не идущие по пути объединения уже существующих институтов. Зарубежные исследователи описывают следующие варианты интегральных систем высшей школы:

- мультиверситет (как конгломерат разных институтов);

- университет монастырского типа;

- либеральный университет (центральная система отопления);

- город интеллекта (центральная интеллектуальная сила общества) [3, с. 216-226].

В исследованиях педагогических систем интеграция понимается «как целенаправленное установление структурноорганических связей элементов педагогической системы вокруг профессиональной направленности, обеспечивающее эффективное её функционирование. При этом интеграционный процесс рассматривается в следующей логике:

- смысловое обоснование создаваемой системы;

- обнаружение энергетического потенциала системы и его направленности;

- установление иерархической зависимости структуры и органической интенции человека в этой структуре;

- создание неравновесных состояний взаимодействия элементов системы, порождающих движущие силы механизмов интеграции;

- создание благоприятных условий для субъект-субъектного взаимодействия в системе;

- использование диагностических критериев, позволяющих адекватно оценить динамику и качество результатов процесса» [6, с. 20].

Действие закона универсализации основных свойств общественных формаций и культур в эволюционной перспективе ведёт к формированию единых требований к содержанию и конечному результату обученности в глобальном масштабе. Чаще всего называют открытый характер образованности, поскольку в современных условиях человеку приходится учиться практически в течение всей своей жизни. Однако на конкретном региональном уровне возникает противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и его этнокультурной специфической функцией (следовательно, формой и содержанием).

В настоящее время в научной литературе можно встретить понятие «модель интеграции российского образования в мировую образовательную систему», позволяющее отличать проекты и теоретические разработки, предлагаемые разными авторами и исследователями, от реально протекающих процессов интернационализации высшего профессионального образования. Под этим термином понимается «совокупность правовых, административных, организационных инструментов, а также взаимосвязанных и скоординированных направлений деятельности и мероприятий, обеспечивающих эффективное развитие международного сотрудничества в условиях возрастающей глобализации в сфере экономической, социальной и культурной жизни» [4, с. 4].

Построение оптимальных моделей развития позволит акцентировать на двух основных направлениях интернационализации образования:

1. Обеспечение подготовки высокопрофессиональных специалистов, обла-

дающих самыми передовыми знаниями и культурой освоения знаний на протяжении жизни, способностью работать на российских предприятиях с глубоким пониманием факторов интернационального характера, опытом международного общения и подготовкой для эффективной работы в интернациональной среде, умениями адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, знаниями иностранных языков и культур.

2. Создание дополнительных предпосылок и условий для повышения финансовой и образовательной эффективности вузов, расширения эксперта знаний, трансграничного обмена людьми и идеями, международного обмена культурным опытом и культурными ценностями, трансфера и развития технологий, достижения конкретных экономических результатов российских предприятий и компаний в условиях нарастающей международной конкуренции за счет вклада специалистов-выпускников вузов.

Таким образом, результаты международной интеграции ВПО одинаково необходимы как для развития внутреннего образовательного пространства, так и для экспорта образовательных услуг на мировой рынок.

В рамках отечественного законодательства были определены основные механизмы и направления развития международных интеграционных процессов. В законе «О высшем и послевузовском образовании» содержание ст. 2 нацелено на формулирование принципов и условий государственной политики в области высшего образования: «Интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования РФ при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования».

Закон определяет средства участия вузов в международном сотрудничестве, что сформулировано в ст. 33. Прежде всего, это участие «в программах двустороннего и многостороннего обмена

студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками». Среди традиционных широко практикуемых мероприятий ст. 33 называет проведение совместных научных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий. Наконец, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц, а также участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования. Кроме того, учебных заведения системы ВПО имеют право (ст. 33, § 3) вступать в неправительственные международные организации, заключать с иностранными партнерами договоры

0 совместной деятельности, создавать с участием иностранных партнеров структурные подразделения.

Приказом Минобрнауки России от

1 декабря 2005 г. № 297 принято «Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования», устанавливающее порядок создания филиалов российских вузов за рубежом, где определяется, что «деятельность филиалов осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен».

Организация вузов с участием зарубежных партнеров регулируется ст. 10 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

Одобренная Президентом В. В. Путинном 18 октября 2002 г. Концепция государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях имеет основополагающее значение для развития интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Реализация Концепции обеспечивается утверж-

дённой Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. и утверждённым Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2006 г. № 944-р Планом мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 г.

В последние годы были приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок приёма иностранных граждан в вузы страны. На 2006 г. Россия заключила 75 межправительственных и 38 межведомственных договоров и соглашений с зарубежными государствами. В отношении совершенствования нормативноправовой базы, обеспечивающей международное сотрудничество, исследователи выделяют следующие направления по выработке методических рекомендаций:

- открытие филиалов (представительств) российских вузов за рубежом и поддержание их деятельности;

- порядок финансово-экономического сопровождения образовательной деятельности за рубежом;

- деятельность зарубежных вузов и их филиалов на территории России [4, с. 7].

Главная задача формирования правовой основы, касающейся международной деятельности российских вузов, заключается в создании благоприятных условий для продвижения качественного российского образования в других странах и препятствие внедрению в России некачественного зарубежного образования.

Основной формой образования международных связей является расширение объёмов международной академической мобильности. В качестве главного механизма этого процесса выступает процедура признания зарубежных документов об образовании.

Существует ряд конвенций о признании дипломов о высшем образовании, разработанных ЮНЕСКО для разных регионов мира. Всего было принято шесть таких конвенций: для арабского,

африканского, азиатско-тихоокеанского, европейского, латиноамериканского и средиземноморского регионов мира. РФ принимает участие в двух региональных конвенциях: для государств Азии и Тихого океана (Бангкок, 1983 г.) и Европейского региона. Безусловно, ведущее значение для России имеет общеевропейская правовая база, поскольку во многих сферах - экономической, политической, культурной и пр. - страна позиционирует себя в качестве ориентированного на Европу государства. Особое место принадлежит в этом отношении Болонскому соглашению.

Кроме того, Россия является участником подписанной в Лиссабоне в 1997 г. «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Конвенция и её поправки представляют собой практику механизмов академического и профессионального признания для максимально широкого спектра дипломов и квалификаций. Закон от 4 мая 2000 г. № 65-ФЗ ратифицировал Лиссабонскую конвенцию, и с 2001 г. наша страна является её полноправным участником. На практике уже отработаны и применяются процедуры признания документов об образовании, выданных в других странах.

По состоянию на 2006 г. Российская Федерация уже имеет 102 законодательных акта (двухсторонних и многосторонних соглашений, протоколов, меморандумов и др.) о взаимном признании документов об образовании с зарубежными странами.

Признание документов осуществляется государственными органами управления образования. Приказом Министерства образования № 15 от 9 января 1997 г. установлен порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании. С 2004 г. признание и установление эквивалентности иностранных документов об образовании возложено на Рособрнадзор России.

Следующим значительным шагом, определяющим углубление международной интеграции российского образования, будет являться вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Это присоединение станет полномасштабным включением отечественного образования в формирование международного рынка образовательных услуг. Страны, ставшие членами ВТО, при регламентации функционирования системы образования руководствуются «Генеральным соглашением по торговле услугами» (GATS).

Согласно данному документу, создание глобального рынка образовательных услуг предполагает четыре типа участия:

1. Экспорт - предоставление трансграничного образования.

2. Передвижение потребителей -академическая мобильность.

3. Прямые иностранные инвестиции - коммерческое присутствие в форме учредительства или соучредительства.

4. Передвижение поставщиков услуг - открытие зарубежных кампусов, филиалов и представительств.

Для обозначения процессов и явлений, реально разворачивающихся в образовательном пространстве, введено понятие «интернационализация образования», под которым понимается «объективный процесс возрастающего взаимодействия и взаимного влияния систем образования различных стран мира в условиях глобальных трансформаций» [4, с. 19].

Интернационализация образования подразумевает значительный спектр форм и механизмов международного образовательного взаимодействия: мобильность студентов, исследователей и преподавателей; мобильность образовательных программ и институтов; интеграция в учебные программы международного измерения и развитие международных образовательных стандартов; институциональное партнерство во всех формах, включая создание стратегических образовательных альянсов.

Общепризнанными являются четыре стратегии интернационализации высшего профессионального образования.

Стратегия согласованного взаимодействия позволяет развивать сотрудничество, минимизируя конкуренцию между непосредственно взаимодействующими учреждениями. Она обусловлена стратегиями на долгосрочное развитие в целях достижения оптимальных политических, культурных и академических целей. Её основная форма осуществления - поддержка академической мобильности, стимулирование институционального партнерства в сфере высшего образования.

Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы нацелена на привлечение иностранных студентов и специалистов к работе в принимающей стране. Данных подход реализуется через систему программ академических грантов, поддержанных инициативами со стороны государства по облегчению визового режима и иммиграционного законодательства.

Стратегия получения дохода позволяет получать доход от экспорта образовательных услуг двумя вышеописанными способами, но без опоры на государственную поддержку. Это предполагает обучение на платной основе с предоставлением стимулирующих льгот определённой категории студентов. Данный подход стимулирует становление предпринимательской культуры и конкуренции между учебными заведениями.

Стратегия расширения собственных возможностей предполагает получение высшего образования за рубежом или в национальных вузах и определяется широким географическим распространением. Она реализуется в форме программ поддержки зарубежной мобильности преподавателей, исследователей и студентов; предоставление иностранным институтам, программам и преподавателям благоприятных условий для образовательной деятельности в собственной

стране, поощрение партнёрских связей между национальными и зарубежными вузами. Анализ реальной образовательной практики показывает, что обозначенные стратегии не реализуется в чистом виде, а представляют собой скорее комбинации форм, средств и механизмов. Таким образом, проведенный в данной

работе анализ содержания процессов интеграции в высшем профессиональном образовании показал противоречивость происходящих процессов на уровне практики, теории и законодательной сферы. Их сложность приводит к взаи-мокоррелируемым усложнениям на всех уровнях.

Список литературы

1. Абракова Л. В. Интеграционные процессы в мировом высшем образовании : дис. ... канд. пед. наук. Рязань : Рязанский гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. 208 с.

2. Альтбах Ф. Высшее образование и WTO : безумие глобализации // Альма-матер : вестник высшей школы. 2001. № 6. С. 39-42.

3. Захаров И. В., Ляхович B. C. Миссия университета в европейской культуре. М. : Фонд «Новое тысячелетие», 1994. 240 с.

4. Модель интеграции российского образования в мировую образовательную систему. М. : РУДН, 2006. 46 с.

5. Население и глобализация / Н. М. Римашевская, В. Ф. Галецкий, А. А. Овсянников [и др.]. М., 2002. 322 с.

6. Нюдюрмагомедов А. Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д : Ростовский гос. пед. ун-т, 2003. 365 с.

7. Скотт П. Глобализация и университет // Альма-матер : вестник высшей школы. 2000. № 4. С. 3-8.

Рукопись поступила в редакцию 19.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.