Научная статья на тему 'Российское высшее образование: на пути перемен'

Российское высшее образование: на пути перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Чистохвалов Виктор Николаевич

В статье рассматриваются императивы (на основе процессов, происходящих сегодня в российском обществе и в мире в целом, в частности, в сфере высшего образования), детерминировавшие необходимость проведения модернизации и реформирования отечественной высшей школы. Указаны основные направления реформ, их содержание и перспективы. Проведен анализ ряда законодательных актов последних лет, касающихся образования. Трансформации в образовательной политике и изменения в социальной жизни в России и в мировом сообществе показаны как взаимообусловленные. Разграничены понятия «интернационализация» и «глобализация» в образовании. Уделено внимание проблемам академической мобильности, системе контроля и обеспечения качества образования (в рамках триады: лицензирование, аттестация, аккредитация). Отмечена необходимость деятельности по разработке концептуальных основ для будущих рамочных соглашений по регулированию (на международном уровне) ключевых вопросов, связанных с транснациональным образованием и транснациональной мобильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION: EN ROUTE OF CHANGES

The article examines the pivotal impetuses (on the grounds of the processes arrayed in contemporary Russian society and on a world scale, precisely in the higher education domain), which necessitated the expediency of the Russian higher education to be modernized and reformed. The general dimensions of the reforms, their content and perspectives are meditated upon. A concise picture of the latest years' legislative documents on updating education is given. Two concepts «internationalization» and «globalization» are collated. The issues of academic mobility, the assessment and quality of education maintenance system (in the scopes of the triad: licentiate, assessment, and accreditation) are delimited. The idea of institutionalized activity on the platform formation for fiirther frame agreements on international regulation of transnational education and transnational mobility is espoused.

Текст научной работы на тему «Российское высшее образование: на пути перемен»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НА ПУТИ ПЕРЕМЕН

В.М. ФИЛИППОВ

Министерство образования Российской Федерации Чистопрудный б-р, 6, 101856 Москва, Россия

В.Н. ЧИСТОХВААОВ

Центр сравнительной образовательной политики Министерство образования Российской Федерации Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются императивы (на основе процессов, происходящих сегодня в российском обществе и в мире в целом, в частности, в сфере высшего образования), детерминировавшие необходимость проведения модернизации и реформирования отечественной высшей школы. Указаны основные направления реформ, их содержание и перспективы. Проведен анализ ряда законодательных актов последних лет, касающихся образования. Трансформации в образовательной политике и изменения в социальной жизни — в России и в мировом сообществе — показаны как взаимообусловленные. Разграничены понятия «интернационализация» и «глобализация» в образовании. Уделено внимание проблемам академической мобильности, системе контроля и обеспечения качества образования (в рамках триады: лицензирование, аттестация, аккредитация). Отмечена необходимость деятельности по разработке концептуальных основ для будущих рамочных соглашений по регулированию (на международном уровне) ключевых вопросов, связанных с транснациональным образованием и транснациональной мобильностью.

Изменения, произошедшие в России в начале 90-х гг. в связи с переходом от централизованной плановой экономики к рынку труда и открытому обществу, предопределили необходимость адаптации системы высшего образования к новым социально-экономическим и политическим условиям. Задача реформирования российской высшей школы была обусловлена также появлением новых потребностей, порождаемых всей совокупностью технологических достижений последнего периода, и связанной с ними стремительной эволюцией личностных мотиваций и общественных приоритетов. Все это настоятельно требовало адекватной модернизации высшего образования и повышения его качества. Не в последнюю очередь реформа образования (которая не могла быть достигнута без существенного пересмотра организации и содержания обучения) была вызвана неотложной задачей обеспечения более гармоничного развития личности и общества в условиях открытости и свободы выбора, а также преодоления остатков тоталитарного наследия в сфере образования и культуры.

И, наконец, важным побудительным стимулом к реформам российской высшей школы была осознаваемая всеми потребность в интеграции в мировую

образовательную систему, которая не могла быть эффективно осуществлена без надлежащей перестройки существовавшей структуры уровней и квалификаций высшей школы и устранения исторически сложившегося системного разрыва между средним и высшим образованием.

В соответствии с обозначенными выше императивами на начальном этапе реформ были определены следующие главные направления.

1. Диверсификация образовательных программ, реализуемых в рамках вновь создаваемой многоуровневой (ступенчатой) структуры подготовки.

2. Расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования.

3. Обеспечение качества и преемственности образования посредством введения образовательных стандартов, определяющих необходимые для каждого уровня подготовки оптимальные объемы и соотношения различных содержательных и организационных элементов образовательной программы.

4. Расширение академических свобод и автономии учебных заведений, обеспечение возможностей для более активного и реального участия преподавателей и студентов в процессах принятия решений на уровне вуза [1].

Исходным пунктом в реформировании системы образования в Российской Федерации можно считать вступление в силу в июле 1992 г. Федерального «Закона об образовании». Принятие данного закона, заложившего основы государственной политики в сфере образования, не только позволило ввести необходимые коррективы в устаревшую нормативную правовую базу, но и дало мощный импульс работе по дальнейшему ее совершенствованию, которая продолжалась в течение всего последующего периода. Одним из наиболее важных результатов этой работы стало принятие в августе 1996 г. «Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором в дополнение к общим принципам, продекларированным в Конституции и Законе от 1992 г., сформулированы положения, регулирующие практически все аспекты функционирования высшей школы.

Параллельно с деятельностью по созданию нового законодательства о высшем образовании была разработана и в 1994 г. введена в действие рассчитанная на пять лет федеральная программа «Развитие образования в России». В рамках этой программы проводилась многоплановая работа по основным направлениям реформы высшего образования, благодаря которой в целом была завершена его организационно-структурная перестройка и выполнены главные задачи по модернизации содержания образования и оптимизации номенклатуры направлений подготовки и специальностей.

Практическое осуществление реформы образования, особенно в период 1992— 1998 гг., сталкивалось с огромными трудностями, вызванными, в первую очередь, недостаточным финансированием. Система образования финансировалась лишь на 60—70% от необходимых объемов, а на реализацию программ развития средств практически не оставалось. В середине 90-х гг. стали появляться тревожные симптомы начинающейся деградации высшей школы, проявившиеся, в частности, в снижении количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, и в максимальном оттоке преподавателей и научных работников, покидавших российские вузы в целях поиска работы в других сферах деятельности или за границей. Только к 1999 г., благодаря энергичным мерам, предпринятым на уровне законодательной и исполнительной власти, эта кризисная ситуация была преодолена и к настоящему времени мы имеем несомненный рост всех основных количественных параметров, характеризующих развитие высшего образования.

Так, высши: правом учебны вины и устрани тях по. количе увелич претен, 10 тыс шим д Пр * сийскс силу, Р колосс столь < спроса устано образо объект лась б его пр совпах ления щих о Пе] развит чески носит относ задаче

1-.

ствен1

преем

2.

аттест

3.

ное у

4.

ниро]

норм

5.

школ

Вт

дераг

тегич

ДОКТ{

новы го о£ вузо! ется

Так, в 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось 1260 гражданских высших учебных заведений (вместо 830 в 1997 г.) и 1636 филиалов, обладающих правом ведения образовательной деятельности. Большинство филиалов высших учебных заведений были открыты за последние пять лет, при этом около половины из них находятся в регионах Сибири и Дальнего Востока, что способствует устранению существовавшей ранее региональной неравномерности в возможностях получения высшего образования. Только за период с 1997—2000 гг. общее количество студентов увеличилось с 3 млн. 160 тыс. до 4 млн. 88 тыс. Сильно увеличился конкурс среди поступающих в вузы: в 2000 г. на 100 мест приема претендовало в среднем 300 человек вместо 228 в 1997 г. Число студентов на 10 тыс. населения составляет 280 человек (220 — в 1997 г.), что является наивысшим достижением для российской высшей школы [2].

Приведенные цифры свидетельствуют, по крайней мере, о том, что для российской молодежи высшее образование вновь обретает свою притягательную силу, и этот обнадеживающий факт сам по себе имеет для российского общества колоссальное значение, поскольку он, возможно, является предвестником других столь ожидаемых перемен. Разумеется, главные причины такого быстрого роста спроса на высшее образование связаны с изменением мотиваций и ценностных установок молодежи и находятся в значительной степени за пределами сферы образования. Однако подобный рост был бы невозможен, если — в связи с объективными трудностями переживаемого момента ~ высшая школа устранялась бы от поиска выходов из кризиса и не прилагала бы огромные усилия для его преодоления. Наметившиеся положительные сдвиги в высшем образовании совпадают с началом следующего этапа его реформирования, основные направления которого очерчены в двух принятых к исполнению в 2000 г. актах, имеющих общегосударственное значение [3].

Первый из них — утвержденная в качестве закона «Федеральная программа развития образования в России до 2005 г.» (далее программа) — является фактически государственным секториальным планом на среднесрочную перспективу и носит системный программно-содержательный характер. В разделах программы, относящихся к высшему образованию, особое внимание уделяется следующим задачам.

1. Дальнейшая модернизация содержания образования путем введения преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им преемственных образовательных программ.

2. Обеспечение контроля качества образования и совершенствование системы аттестации научно-педагогических работников.

3. Внедрение новых образовательных технологий, предусматривающих активное участие студентов в учебном процессе.

4. Введение в действие обоснованных экономических механизмов функционирования и развития высшей школы, основанных на оптимально возможных нормативах ее финансового и материально-технического обеспечения.

5. Увеличение государственной и социальной поддержки работников высшей школы и студентов.

Второй документ — «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (далее доктрина) — носит концептуальный характер и определяет стратегические цели и задачи развития образования к 2025 г. В результате выполнения доктрины российское высшее образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества. Гарантируется бесплатность высшего профессионального и послевузовского образования на конкурсной основе. Основной упор в доктрине делается на достижение высокого качества образования за счет:

— многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативность 6. <

образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; включ

— систематического обновления всех аспектов образования, отражающего из- ного (]

менения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; нансщ

— преемственности уровней и ступеней образования и обеспечения возмож- ватель

ностей для непрерывности образования в течение всей жизни; Ния н

— интеграции образования, науки и производства; госуда

— развития дистанционного образования и использования современных обра- с учет

зовательных технологий. нител!

Достижение намеченных в доктрине целей будет осуществляться посредством расши

запланированных общегосударственных мероприятий, включающих в себя, в 7.

частности, существенное увеличение расходов на образование и улучшение оп- напрат

латы труда преподавателей, социальное обеспечение студентов и аспирантов. участи

Предусматривается прогрессивное увеличение финансовых средств на нужды разраб

высшего образования из различных внебюджетных источников, в том числе подгон

негосударственных инвестиций от учреждений и частных лиц, которым в этом 8.

случае будут предоставляться налоговые и таможенные льготы, а также за счет статус

расширения возможности привлечения средств из бюджетов семей. ществ

Национальная доктрина образования в Российской Федерации в числе глав- полно

ных целей и задач высшего образования определяет также обеспечение академи- крепл.

ческой мобильности учащихся, а в числе государственных приоритетов — интег- 9. 1

рацию российской системы образования и мировой образовательной системы с ческо)

учетом отечественного опыта и традиций. ходим

Коснемся еще одного документа. Реализация курса на модернизацию россий- менш

ского образования при сохранении лучших традиций и стандартов классической Пр

российской школы официально признана генеральной, стратегической линией вок р

государственной политики в области образования на ближайшее десятилетие — преж!

Правительством Российской Федерации одобрена «Концепция модернизации переп

российского образования на период до 2010 г.» (далее концепция). котор

Главным регламентирующим документом для согласованной работы самого этой

Министерства образования РФ стал «План действий Минобразования России на учебн

2002—2004 гг.» (далее план) по реализации концепции. рефо!

Выполнение плана обеспечит решение следующих основных задач модерни-зации подсистемы высшего профессионального образования. ный ]

1. Разработку нового поколения государственных стандартов высшего профес- счита

сионального образования с учетом преемственности программ разного уровня ожид

образования, современных и перспективных потребностей в профессиональном возде

образовании личности, общества, государства. числ}

2. Углубление эксперимента по переходу к единому государственному экзамену зу, Ф

на основе последовательного совершенствования механизма процедур проведе- Эт

ния, правового их обеспечения, расширения числа участников эксперимента, настс

систематического анализа его результатов. анал!

3. Формирование независимой от государственных органов управления обра- влия]

зованием системы аттестации и оценки качества деятельности образовательных пред«

учреждений, качества образования, получаемого обучающимися. 2001

4. Последовательная интеграция вузовской, академической и отраслевой лизат

науки, дальнейшее формирование в этих целях университетских комплексов. ный

5. Продолжение формирования системы определения текущего спроса и про- анал1

гнозирования перспективного спроса на работников различных категорий, с таки»

учетом тенденций структурных сдвигов экономики и занятости; разработка ме- каче<

ханизма формирования и реализации государственных заданий на подготовку Я

специалистов. опре

6. Совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая отношения собственности; механизм многоуровневого и многоканального финансирования: постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, дифференцированному по уровням образования и видам образовательных учреждений; создание системы персонифицированного финансирования на основе государственных именных финансовых обязательств; развитие государственного образовательного кредитования, субсидирования обучающихся с учетом их социального положения; создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг.

7. Развитие социального партнерства в сфере образования, в том числе в направлении привлечения работодателей, предприятий к непосредственному участию в содержании и обновлении материально-технической базы вузов, в разработке и реализации образовательных стандартов, в повышении качества подготовки работников.

8. Развитие комплекса мер по последовательному повышению социального статуса и улучшению материального положения работников образования; осуществление перехода на систему оплаты труда педагогических работников, более полно учитывающую специфику образовательной отрасли, стимулирующую за-крепляемость кадров; создание отраслевой пенсионной системы.

9. Принятие неотложных мер по укреплению и развитию материально-технической базы общеобразовательной и профессиональной школы, создание необходимых предпосылок для повсеместного внедрения в учебный процесс современных, в том числе информационных образовательных технологий.

Приводимый выше обзор предпосылок, содержания и перспективных установок реформы высшего образования в Российской Федерации свидетельствует, прежде всего, о масштабности стоящих перед нею проблем и об их тесной переплетенности с общей социально-экономической ситуацией в стране. В некоторой степени он дает также представление об усилиях, предпринимаемых в этой связи на уровне государства, системы высшего образования и отдельных учебных заведений, и о некоторых, пока еще скромных, результатах на пути реформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что результаты любых масштабных и запланированных на длительный период преобразований в социально-экономической сфере могут быть просчитаны лишь с некоторой вероятностью, при этом возможное отклонение от ожидавшихся результатов будет тем больше, чем сильнее и масштабнее окажется воздействие на ход преобразований со стороны не учтенных ранее факторов. К числу таких масштабных, не поддающихся пока точному определению и прогнозу, факторов относится феномен глобализации [4].

Этот термин, еще недавно использовавшийся в узком кругу политологов, в настоящее время стал одним из самых распространенных атрибутов любого аналитического материала и приобрел качество некой неуловимой субстанции, влияние которой безгранично и не подлежит регулированию [5]. В этой связи представляется особенно актуальной тематика состоявшегося 10—И сентября 2001 г. в Париже заседания экспертов ЮНЕСКО, посвященного влиянию глобализации на высшее образование [6]. Высокой оценки заслуживает подготовленный к заседанию программный доклад профессора Д. ван Дамма [7], содержащий анализ влияния глобализации на всю сферу высшего образования в целом и на такие его чувствительные к внешним воздействиям категории и институты как качество, аккредитация и признание квалификаций.

Является весьма плодотворной содержащаяся в первой части доклада попытка определения глобализации как некоторого переходного состояния общемирового

экономического и социокультурного пространства, когда данное состояние определяется, в свою очередь, посредством совокупности разнородных и нестабильных признаков. Такой прагматичный подход, позволяющий деполитизировать и демистифицировать глобализацию, открывает возможности для предметного анализа влияния последней на сферу высшего образования и происходящие в этой сфере процессы. Хотя в программном докладе применительно к высшему образованию однозначно проведено разграничение понятий «интернационализация» и «глобализация», целесообразно уделить данному вопросу дополнительное внимание.

На наш взгляд, это необходимо, поскольку, во-первых, широкая вузовская общественность не всегда воспринимает эти термины как различные, а во-вторых, и это главное, оба понятия, будучи взаимно обусловленными, имеют, вместе с тем, принципиальные отличия. В самом деле, интернационализация образования, о которой еще совсем недавно говорили как о высшей ступени и желанной цели интеграционных процессов и академической мобильности, в особенности в Европейском регионе, неожиданно как будто бы отодвигается на второй план, освобождая пространство для глобализации, вместе с которой взамен выработанных десятилетиями механизмов международного образовательного сотрудничества привносятся и утверждаются новые правила и приоритеты.

Возвращаясь к вопросу о разграничении понятий, можно, по-видимому, сделать вывод, что интернационализация в своей основе предполагает сотрудничество, включая и ее рыночные (преимущественно обменные или компенсационные) формы, в то время как приматом глобализации является коммерциализация высшего образования. Однако высказываемые утверждения о неизбежном скором и повсеместном замещении отношения к высшему образованию не как к «общественному достоянию», а как к образовательной услуге, не имеют серьезных оснований. Трудно себе представить, каким образом правительства некоторых крупнейших европейских стран с традиционно бесплатным высшим образованием решились бы коренным образом изменить это зафиксированное в конституциях положение и перестать рассматривать высшее образование как «общественное достояние».

Достаточно внимательно прочитать тексты двух последних документов, в которых сформулированы на предстоящий период цели и задачи европейских стран в области высшего образования (так называемых Сорбоннской и Болонской деклараций), чтобы признать беспочвенность подобных утверждений и опасений. В обоих документах фактически даже нет прямых упоминаний о глобализации и коммерциализации образования. Основной их пафос и содержательная направленность сводятся к задачам повышения качества образования в условиях интеграции и реализации предлагаемых для этого мер. Масштабные преобразования, которые предстоит осуществить европейским странам, приступившим к выполнению рекомендаций упомянутых деклараций в рамках Болонского процесса^ возможны, прежде всего, на путях заинтересованного сотрудничества, в котором видное место будут занимать программы содействия и поддержки.

Сказанное выше никоим образом не означает намерения отрицать или даже принизить значимость фактора глобализации и его возрастающего влияния на высшее образование. На самом деле проблема заключается в том, чтобы более точно и обоснованно определить механизмы и основные зоны этого влияния, а также непредвзято оценить его последствия. Содержание программного доклада и других материалов, озвученных на заседании экспертов ЮНЕСКО в Париже, включая принятые по его завершении «Выводы и рекомендации» подтверждают, что его организаторы и участники в основном придерживались именно такого подхода [6]. Сделанный при этом акцент на качество образования, проблемы

аккред глоба/ В < непреї и меж

л ЯЛ ОС] терм и сущнс роны, нею г

СТОрО]

образ»

собой

но и

рыно*

ности

нивш

«обще

Об Росси этого негос уже с ние ь щего

Пі лось на щ 250 д

ОбуЧс

числе учеб* ловеь обще вере* разве ного инст вани В< сива чени миче ходо мир( спро ры г

и

их о стен теты НОВІ

аккредитации и признания, как на наиболее чувствительные к воздействию глобализации области, был совершенно оправдан.

В связи с тем, что в ближайшей перспективе рассматриваемая проблема непременно будет часто фигурировать в повестке дня различных национальных и международных форумов, посвященных высшему образованию, нам представлялось бы конструктивным постепенно отойти от чрезмерного употребления термина «глобализация» или, по крайней мере, соразмерить его применение с сущностью обсуждаемых вопросов. Фактически следует различать, с одной стороны, интернационализацию высшего образования и весь комплекс связанных с нею проблем, включая интеграционные процессы разных уровней и, с другой стороны, наличие тенденции к расширению рыночной составляющей высшего образования. Последнее есть объективный факт, признание которого влечет за собой необходимость не только оценивать эту составляющую в терминах рынка, но и использовать при практическом взаимодействии с ней соответствующий рыночный инструментарий, максимально учитывая при этом специфику, особенности текущего момента и традиции конкретных стран, не отрекаясь от укоренившегося в общественном сознании отношения к высшему образованию как к «общественному достоянию».

Обращаясь к вопросу о влиянии глобализации на высшее образование в России, следует признать, что самым значительным и очевидным признаком этого влияния является сам факт становления отсутствовавшего еще 10 лет назад негосударственного сектора высшего образования, который по ряду параметров уже сопоставим с государственным сектором. Беспрецедентно быстрое расширение негосударственного сектора происходило на фоне отмечавшегося выше общего увеличения всех количественных показателей высшего образования.

При этом, если количество государственных вузов за 1997—2000 гг. увеличилось с 570 до 610, то количество негосударственных вузов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, возросло за этот же период с 250 до 667, т. е. в 2,7 раза, так что в настоящее время в негосударственных вузах обучается около 400 тыс. студентов, что составляет примерно 10% от их общей численности. В подавляющем большинстве это небольшие, как правило, платные учебные заведения, средняя численность студентов в которых составляет 560 человек, по сравнению с 6000 студентов в государственных вузах. Только 7% из общего числа аккредитованных негосударственных вузов обладают статусом университета или академии, предусматривающим широкий набор специальностей и развертывание научных исследований фундаментального или междисциплинарного характера, в то время как остальные негосударственные вузы имеют статус института, определяемый более узкой специализацией и ограниченными требованиями к масштабам научных исследований.

Возникновение (в значительной степени — стихийное) в России целого массива новых высших учебных заведений было обусловлено многократным увеличением спроса на специальности, связанные с изменившимся социально-экономическим укладом страны, либерализацией всех сфер общественной жизни, переходом к открытой рыночной экономике и ее прогрессирующей интеграцией в мировую экономику. Стала очевидной невозможность удовлетворения этого спроса в рамках существовавшей профессионально-квалификационной структуры подготовки.

Несмотря на то, что очень быстро были введены новые специальности, и для их обеспечения было открыто несколько новых крупных учебных заведений, а в стенах прежних государственных вузов повсеместно стали открываться факультеты соответствующего профиля, этого было недостаточно для удовлетворения новых потребностей. В связи с низким уровнем финансирования государствен-

ный сектор высшего образования был не в состоянии адекватно ответить на этот вызов. Таким образом, быстрое развитие в России альтернативного (негосудар-ственного) сектора высшего образования является следствием объективных при- А",

чин, вызванных прекращением самоизоляции страны и потребностями ее участия че^.

в общеевропейских мировых интеграционных процессах. тр** 1

Подтверждением последнего вывода могут служить некоторые факты, выте- Пр°}

кающие из рассмотрения специализации негосударственных высших учебных стр^

заведений. Так, более 95% из них осуществляют подготовку только по социаль- цИ**’

но-экономическим и гуманитарным специальностям, в том числе: 42% — по н^С

экономическим, 26% — по экономическим и юридическим, 7% — только по юри-дическим. В рамках определенной области знаний предпочтение отдается не на 0

классическим специальностям, как, например, «Политология», а практическим:

ти

дита!

ПрИс

квалі

Тс

кои

введе

СИОН

---------**-**** -------~Э --- А 7 ) ДГ------т .

«Менеджмент», «Маркетинг», «Управление» и т. д. Значительная часть негосу- чеС

дарственных вузов специализируется на подготовке к таким, получающим в стаН^

России все большее распространение, видам деятельности как международный веДе

туризм, социальное страхование, социальная педагогика и психология. Некото- веГС,г

рые вузы нашли свое предназначение в подготовке специалистов на стыке дисциплин, о чем свидетельствуют названия институтов: «гуманитарно-технический», «эколого-политологический», «экономико-лингвистический», другие отдают предпочтение узкой специализации: «Программные системы», «Ритмическое искусство», «Искусство реставрации», «Медико-социальная реабилитация». ваН

Среди вновь созданных негосударственных вузов имеется также несколько уч- ваН^'

реждений конфессионального характера. Таким образом, становление негосударственного сектора высшего образования, во-первых, способствовало удовлетворению спроса на некоторые социально-экономические и юридические специальности, являющиеся массовыми В современной развитой экономике, и, во-вторых, |

ПОЗВОЛИЛО ВЫЯВИТЬ И удовлетворить целый спектр потребностей, игнорировав- 0£ '

шихся ранее в силу ограниченности их объема и признака «вторичности», при- ки

сваивавшегося им централизованно-бюрократической системой. 2

Многие из негосударственных вузов, особенно экономического профиля, при обра

организации ПОДГОТОВКИ стремятся совместить применяемый ими российский з

государственный стандарт с различными элементами образовательных программ, бака,

используемых высшими учебными заведениями стран Европы и США. Как Ного

правило, это осуществляется путем заключения соглашения о сотрудничестве с ^

одним или несколькими зарубежными вузами-партнерами. Обычно при этом ний

преследуется цель получения «двойного диплома» или обеспечения признания и ^

своего диплома в соответствующей стране. вр^

Имеющаяся информация пока не позволяет сделать обобщающие выводы о пр^

конкретных результатах этих начинаний. Ситуация очень различается от вуза к рас^

вузу. В целом данная тенденция к «интернационализации» (как содержания, так ^

и методов обучения) остается весьма сильной в российских высших учебных Ра^

заведениях. Это подтверждается, в частности, тем фактом, что только в названиях более чем 10% негосударственных аккредитованных вузов присутствует слово со^

«международный».

Лавинообразное (и поэтому не всегда достаточно регулируемое) появление новых образовательных учреждений не могло не создать множества разнообраз-ных проблем, в первую очередь, для Министерства образования Российской вц

Федерации, ответственного за нормальное функционирование высшей школы.

Если на начальном этапе этого процесса преобладали проблемы организацион-

ного характера, в основном разрешавшиеся с предоставлением или не предостав- Нгц

лением образовательной лицензии каждому учреждению, претендовавшему назы-

ваться высшим учебным заведением, то очень скоро на первое место стали выходить проблемы качества образования.

Действующая в Российской Федерации система контроля и обеспечения качества образования основана на периодическом применении к каждому вузу триады последовательных процедур: лицензирование, аттестация, аккредитация. Процедура лицензирования, которой должна предшествовать юридическая регистрация организуемого учебного заведения в качестве некоммерческой организации, заключается в проверке и подтверждении соответствия его материально-технической базы, учебной инфраструктуры и персонала совокупности требований, выполнение которых определено государством как условие предоставления права на образовательную деятельность.

Прохождение этой процедуры не означает, однако, одновременной автоматической оценки качества образования согласно действующим государственным стандартам. До тех пор, пока учебное заведение, обладающее лицензиеи на право ведения образовательной деятельности, не получит подтверждения своего соответствия государственным стандартам в форме аттестации с последующей аккредитацией, оно не имеет права выдавать дипломы государственного образца, а присваиваемые им квалификации рассматриваются в России в качестве частных квалификаций, не имеющих официально признанного статуса.

Таким образом, решающим звеном в обеспечении качества высшего образования в России является предъявляемое к высшим учебным заведениям требование выполнения ими государственных образовательных стандартов.

Это требование, закрепленное в общем виде в Конституции, стало практической нормой в августе 1994 г., когда Постановлением Правительства РФ был введен в действие Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, включающий в себя следующие пункты.

1. Общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательных программ, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки и ее максимальному объему.

2. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

3. Государственные требования к минимуму содержания, уровню подготовки бакалавров по социально-гуманитарным направлениям высшего профессионального образования.

В дальнейшем стандарты были разработаны и утверждены для всех направлений и специальностей, как для первой (бакалавр), так и для второй (специалист и магистр) ступеней высшего профессионального образования. В настоящее время высшая школа России применяет государственные стандарты по 95 направлениям и 306 специальностям высшего профессионального образования, распределенным по 95 областям знаний.

Посредством введения Государственного образовательного стандарта федеральные органы государственной власти Российской Федерации устанавливают его федеральный компонент, определяющий на 80% обязательный минимум содержания основных образовательных программ для каждого направления и специальности, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. Полномочия по определению остальных 20% содержания образования и учебной нагрузки, составляющих региональный компонент высшего профессионального образования, предоставлены высшим учебным заведениям, реализующим эти полномочия по согласованию с региональными органами государственной власти. Государственные образовательные стандарты, наличие которых является необходимым условием для сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, представляют

собой основу для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.

Посредством действия основанных на стандартах механизмов аттестации и аккредитации, которым подвергаются вузы каждые 5 лет, поддерживается постоянная мотивация высших учебных заведений к повышению качества образования. Эти механизмы предполагают не только периодическую проверку результатов деятельности вуза назначаемыми Министерством образования Аттестационными комиссиями, но и организацию постоянного внутреннего самоконтроля в форме ежегодных отчетов и гласного обсуждения результатов работы на всех уровнях внутривузовского управления.

О реальности действия всех этих механизмов говорит хотя бы тот факт, что только на заключительном этапе процедуры аккредитации, состоящей в рассмотрении дел конкретных вузов на заседаниях специальной Аккредитационной Коллегии Министерства образования, в среднем, отклоняется от 10 до 15% вузов-кандидатов. Отклонение может быть окончательным или с условиями, когда рассматриваемому вузу продлевается действие имевшейся ранее аккредитации на определенное время (от 1 года до 3 лет), в течение которого вуз должен устранить выявленные недостатки Значительное количество вузов снимается с процедуры аттестации-аккредитации на более ранних ее этапах, в процессе изучения представленной отчетности и проведения Аттестационными комиссиями проверок на местах.

Разумеется, повторная аккредитация, особенно для вузов, давно зарекомендовавших себя высоким качеством образования, происходит значительно проще, чем первичная аккредитация недавно созданных высших учебных заведений. Естественно также, что пристальное внимание при этом уделяется вновь созданным негосударственным вузам, учредители которых, в отличие от государственных, не всегда обладают достаточно убедительным «первичным капиталом» ресурсов и доверия.

По состоянию на 1 января 2001 г. 203 негосударственных высших учебных заведения, то есть одна треть от их общего количества, уже имели государственную аккредитацию. Если учесть, что большинство негосударственных вузов появилось сравнительно недавно и что для получения аккредитации требуется, как минимум, 2—3 года нормального функционирования, то приведенное соотношение никак нельзя назвать чрезмерно заниженным.

Данный факт убедительно опровергает высказываемые иногда в адрес Министерства образования упреки в особо пристрастном отношении к негосударственным вузам при проведении их аттестации и аккредитации. Эти упреки не кажутся обоснованными, поскольку имеются, к сожалению, случаи, когда некоторые из получивших образовательную лицензию учреждений не обеспечивают в должной мере выполнение требований государственного стандарта по содержанию и качеству обучения, а в отдельных случаях — даже нормальную организацию учебного процесса. Естественно, что подобные вузы не могут рассчитывать на государственную аккредитацию, а при выявлении серьезных нарушений ставится вопрос о невозобновлении или прекращении действия их лицензии.

С 1 июня 2000 г. в России вступила в силу Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, призванная, по нашему убеждению, стать на длительный период основным международным правовым актом в области академического признания. Мы высоко оцениваем сам факт подписания Конвенции и содержащиеся в ней концептуальные положения и рекомендательные нормы. Подписание Лиссабонской Конвенции и присоединение к ней России привлекло большое внимание общественности и сопровождалось многочисленными публикациями в российских СМИ, в которых

приним области Мин работу страну-: норм, к нальны] работак но-мете ных зав Для на ее В! образо!у В перве для их, около 1 щие ст квалиф жения деятель Вощ работой ство за} сходны при тр} таких ^ случаях эксперт предло: дении < Для ния со: и проц ные ка еких В} стипен Африк клоняе отклон уровен чению Ест] систем «фильт каций, поддер Не Негосз граждг о при; раздел Напри

принимали участие руководители органов образования и ведущие специалисты в области признания [8].

Министерство образования Российской Федерации проводит многоплановую работу по выполнению обязательств, накладываемых Конвенцией на каждую страну-участника. В этой связи проводится работа по пересмотру внутренних норм, критериев и процедур осуществления признания В стране создан Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности, работающий в формате Европейской сети ЕМС. Организовано проведение учебно-методических семинаров для сотрудников международных служб высших ученых заведений.

Для России, как и для любой другой страны, проблема признания разделяется на ее внутреннюю и внешнюю составляющие, каждая из которых определенным образом соотносится с проблемой контроля и обеспечения качества образования. В первом случае речь идет о признании в России иностранных квалификаций для их, скажем так, «внутрироссийского использования». В настоящее время около 17 тыс. иностранных граждан обращаются в течение года в соответствующие структуры Министерства образования с ходатайствами о признании их квалификаций, при этом численность ходатайств о признании в целях продолжения образования в России или в целях осуществления профессиональной деятельности примерно сопоставимы.

Вопросы профессионального признания, в основном, находятся в ведении работодателей, здесь обычно не возникает особых трудностей, так как большинство заявителей являются гражданами СНГ и имеют старые советские или новые, сходные с российскими, дипломы. Процедура естественным образом усложняется при трудоустройстве в государственные учреждения, а также для представителей таких регулируемых профессий как медицинские работники и юристы. В этих случаях досье кандидатов предварительно рассматривается в специализированных экспертных комиссиях, а самим кандидатам, в частности врачам, может быть предложено прохождение испытательной стажировки от 6 до 9 месяцев в учреждении соответствующего профиля.

Для решения вопросов академического признания в Министерстве образования созданы специальные структуры и разработаны соответствующие инструкции и процедуры. Действию последних подвергаются все, без исключения, иностранные кандидаты на получение стипендий для продолжения образования в российских вузах за счет федерального бюджета. Ежегодно выделяется более 4000 таких стипендий и около 80% из них предоставляется молодым людям из стран Азии, Африки и Латинской Америки. На стадии экспертного рассмотрения досье отклоняется не менее 30% представленных кандидатур, при этом главная причина отклонения — отсутствие в досье документов, обоснованно подтверждающих, что уровень подготовки кандидата соответствует требованиям, предъявляемым к обучению в российском вузе на избранном уровне и по избранной специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть все основания утверждать, что существующая в Российской Федерации система признания иностранных квалификаций представляет собой надежный «фильтр» для вызывающих сомнения в своей значимости дипломов и квалификаций, выполняя, таким образом, важную роль в решении общей задачи по поддержанию высокого качества образования.

Не все досье иностранных кандидатов проходят через подобные «фильтры». Негосударственные вузы, а также государственные, принимающие иностранных граждан на платные формы обучения, фактически самостоятельно решают вопрос о признании их свидетельств и дипломов. Как правило, этим занимаются подразделения вузов или специалисты, обладающие необходимой квалификацией. Например, в Московском государственном университете им. М.В, Ломоносова,

в Санкт-Петербургском технологическом университете и многих других вузах для этого созданы специальные службы признания, к услугам которых обращаются и другие вузы.

Однако так обстоит дело не везде и не всегда. Имеют место случаи, когда некоторые вузы, администрация которых не располагает достаточными сведениями о системе образования отдельной страны, принимает решение о допуске ее представителя на не соответствующий его подготовке уровень образования Обычно ошибочность такого решения выявляется очень скоро в процессе обучения на подготовительном факультете или при первых контактах с преподавателями кафедры. Однако его исправление всегда происходит болезненно как для студента, так и для самого вуза. Хотя подобные случаи достаточно редки, Министерство образования изучает в настоящее время возможность распространения на все высшие учебные заведения единых требований к признанию иностранных квалификаций, не затрагивая при этом принципов вузовской автономии.

Российская Федерация имеет относительно недолгий опыт использования рыночных механизмов в образовании, несоизмеримый с опытом таких стран как США, Великобритания и др. Еще 10 лет назад эти механизмы практически отсутствовали. Придание рыночного характера российской экономике и ее последовательная либерализация сделали возможными институциональное закрепление подобных механизмов, а появление новых потребностей, возрастающая академическая и профессиональная мобильность стимулировали увеличение и дифференциацию спроса на высшее образование, что вызвало резкое расширение в последние годы рыночного сектора высшего образования.

Международное сотрудничество российской высшей школы имеет давнюю историю. Можно сказать, что само становление российской науки и высшего образования, включая создание их головных учреждений — Академии наук и Московского университета — происходило в рамках и благодаря интернационализации образования и международной академической мобильности, сыгравших исключительную роль в развитии русской культуры в XVIII в. и в ее интеграции в европейское культурное пространство.

Хрестоматийным примером является судьба национального гения М.В. Ломоносова, который по завершении образования в германских университетах и возвращении в Россию стал не только выдающимся ученым, открывшим новые закономерности в естественных науках, но и основателем Московского университета, а также российских научных школ в области физики, химии, астрономии, металлургии. Если добавить к этому, что М.В. Ломоносов был также реформатором русской грамматики, признанным поэтом и монументальным живописцем, то станет понятно, почему мы ставим для себя эту фигуру в один ряд с Леонардо да Винчи. Не все, наверное, знают, что основателем русской математической школы был великий швейцарский математик Л. Эйлер, приехавший в Россию вслед за своим знаменитым земляком Д. Бернулли и проработавший в Российской Академии наук более 20 лет рядом с М.В. Ломоносовым и другими российскими и иностранными учеными, получившими образование в европейских университетах. Возможно, что если бы их коллеги по академическому сообществу, в котором преобладал в то время немецкий язык, владели современной терминологией, то они могли бы охарактеризовать происходящее в России не иначе, как торжество глобализации.

Эти частные примеры приводятся здесь не для того, чтобы выделить какое-то особое место России или подчеркнуть особенности ее исторического развития — такими примерами наверняка изобилует история высшего образования любой европейской и не только европейской страны, а для того, чтобы перед напором накопившихся в области высшего образования проблем мы не поддавались ис-

кушені листа», чая ее распол которьі В к< ньіх ш на каю Для си к котої ности. шихся особен матиче В сі том, чт для все не ста негати] образо Ощущг штурмі характі ний, ю ния, р' трансн Хор плане ЮНЕС витель деятел свидет своем> блемьі

НЬІХ у1

ную рг

1. Разв Меж

2. Фіші Росс

3. Филі идеа

4. Вьісі кош

5. Worl Dak;

кушению искать выход на путях «простого решения» или «начинания с чистого листа». В действительности, интернационализация высшего образования, включая ее рыночные компоненты, опирается на огромный исторический опыт и располагает поэтому неисчерпаемыми возможностями, суммарный потенциал которых совместим с вызовами глобализации.

В конечном счете, не имеет значения, в частных или государственных, платных или бесплатных университетах обучался М.В. Ломоносов в Германии, или на каких условиях были приглашены работать в России Д. Бернулли и Л. Эйлер. Для системы образования и для общества в целом значение имеют результаты, к которым привели эти избранные факты международной академической мобильности. Их упоминание нам кажется уместным в нынешнем контексте развернувшихся дискуссий о воздействии глобализации на образование, которые нередко, особенно на национальном уровне, носят чрезмерно политизированный и драматический характер, что не способствует поиску оптимальных решений.

В свете вышесказанного, мы считаем целесообразным высказать пожелание о том, чтобы поиски этих оптимальных решений (которые должны быть приемлемы для всех основных участников рассматриваемых процессов) были ориентированы не столько на выяснение их геополитических предпосылок и оценку возможных негативных последствий, сколько на конкретные цели и задачи развития высшего образования и конечные результаты, которые могут быть при этом достигнуты. Ощущается настоятельная необходимость не столько в очередном «мозговом штурме» проблемы, сколько в расширении и придании более институционального характера деятельности по практической разработке концепций, норм и положений, которые могли бы стать в будущем основой отдельного рамочного соглашения, регулирующего на международном уровне ключевые вопросы, связанные с транснациональным образованием и транснациональной мобильностью.

Хорошим примером в методическом, содержательном и организационном плане может служить в этом отношении работа, проводившаяся совместно ЮНЕСКО и Советом Европы с привлечением национальных экспертов и правительств при разработке Лиссабонской конвенции. Масштабы и направленность деятельности, осуществляемой и планируемой в рамках Болонского процесса, свидетельствуют о формировании новых подходов и механизмов, адекватных по своему назначению и потенциалу масштабам и сложности рассматриваемой проблемы. Российская высшая школа как один из многочисленных заинтересованных участников происходящих процессов готова активно включиться в совместную работу по ее решению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие образования в Российской Федерации. Национальный доклад к 46-й сессии Международной конференции по образованию. ЮНЕСКО. — М., 2000.

2. Филиппов В.М'■ Высшая школа России перед вызовами XXI в. // Высшее образование в России. — 2000. — № 1. — С. 5—15.

3. Филиппов В.М. Развитие образования в России в новом веке: Традиции, реалии и идеалы // Университетская книга. — 2000. — № 1. — С. 6—10.

4. Высшее образование в XXI в.: Подходы и практические меры // Материалы Всемирной конференции по высшему образованию. ЮНЕСКО, 5—9 октября 1998. — Париж, 1998.

5. World Education Forum. The Dakar Framework for Action. 26—28 April 2000. UNESCO. — Dakar, Senegal, 2000.

6. Conclusions et recommandations. Réunion d’Experts «Impact de la mondialisation sur l’assurance de la qualité de l’accréditation et des reconnaissances des diplômes dans l’enseignement supérieur». 10—11 septembre 2001. UNESCO. — Paris, 2001.

[http://www.unesco.org/education/studying abroad]

7. Van Damme D. L’enseignement supérieur à l’ère de la mondialisation. UNESCO. — Paris, 2001.

[http://www.unesco.org/education/studying abroad]

8. Vïasceam L., Wilson L. Transnational Education and Recognition of Qualifications. UNESCO/CEPES. — Bucharest, 2000.

THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION: EN ROUTE OF CHANGES

V.M. PHILIPPOV

Ministry of Education of the Russian Federation

6, Tchistoprudny Blvd., 101856 Moscow, Russia

V.N. TCHISTOKHVALOV

The Comparative Educational Policy Center Ministry of Education of the Russian Federation

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article examines the pivotal impetuses (on the grounds of the processes arrayed in contemporary Russian society and on a world scale, precisely in the higher education domain), which necessitated the expediency of the Russian higher education to be modernized and reformed. The general dimensions of the reforms, their content and perspectives are meditated upon. A concise picture of the latest years’ legislative documents on updating education is given. Two concepts «internationalization» and «globalization» are collated. The issues of academic mobility, the assessment and quality of education maintenance system (in the scopes of the triad: licentiate, assessment, and accreditation) are delimited. The idea of institutionalized activity on the platform formation for further frame agreements on international regulation of transnational education and transnational mobility is espoused.

Ста наук, сторон образо своим образо ния, то рассма ской р методе

Пр нас о( нее де обласг филос

ВХОДИ'

развиг занов» Св ФиЛОї ческо поско ствит« По бы от

СКОЙ 1 телей в далі фило< Да дающ было такое нарол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.