Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии'

Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
678
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА САМООТНОШЕНИЯ / DYNAMICS OF SELFESTEEM / ВИДИМЫЕ ОТЛИЧИЯ / VISIBLE DIFFERENCES / ОБРАЗ ТЕЛА / BODY IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаустова А.Г.

В данной статье приводится анализ таких ведущих характеристик самоотношения, как стабильность и изменчивость. Выделены основные направления в клинико-психологических исследованиях динамики самоотношения, приводится их теоретико-методологическое обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of both stability and variability of selfesteem has been provided in the article. Basic trends of studying dynamics of self-esteem in clinical psychology and their theoreticalmethodological rationale have been objectified.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания исследований динамики самоотношения в клинической психологии»

УДК 159.9.072.42 © Фаустова А.Г., 2015

© Faustova A.G., 2015

ТЕОРЕТИКО-

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИНАМИКИ САМООТНОШЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье приводится анализ таких ведущих характеристик самоотношения, как стабильность и изменчивость. Выделены основные направления в клинико-психологических исследованиях динамики самоотношения, приводится их теоретико-методологическое обоснование.

Ключевые слова: динамика самоотношения, видимые отличия,, образ тела.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF STUDYING DYNAMICS OF SELF-ESTEEM IN CLINICAL PSYCHOLOGY

Abstract. The analysis of both stability and variability of self-esteem has been provided in the article. Basic trends of studying dynamics of self-esteem in clinical psychology and their theoretical-methodological rationale have been objectified.

Key words: dynamics of self-esteem, visible differences, body image.

В настоящее время психология самоотношения располагает достаточными теоретическими и эмпирическими сведениями для построения необходимых объяснительных и дескриптивных моделей. Однако многообразие дефиниций, предложенных для описания концепции самоотношения, порождает непростую ситуацию, связанную с пониманием его основных свойств. Так, вопросы стабильности, реактивности и динамики самоотношения остаются открытыми, привлекая внимание молодых ученых.

Самоотношение принято рассматривать в качестве эмоционально-оценочной системы, в основу функционирования которой положены принцип самоорганизации и принцип динамической иерархии (Пантелеев, 1991). Непротиворечивые чувства и оценки в адрес собственного «Я» достигаются за счет реализации принципа самоорганизации системы. Принцип динамической иерархии определяет способность компонентов самоотношения уступать друг другу ведущую роль с целью сохранения, поддержания и восстановления эмоционально-ценностного отношения к себе. Многокомпонентная структура самоотношения, где каждый элемент может оказывать особенное влияние на формирование обобщенного чувства в адрес собственного «Я» личности, необходимо подразумевает отсутствие перманентной стабильности.

Динамика иерархически организованных компонентов самоотношения демонстрирует зависимость как от социальной ситуации развития и функционирования личности, так и от восприятия субъектом данных ситуаций. Людям свойственно иметь характерный (типичный) уровень эмоционально-ценностного отношения, но ситуативно обусловленные суждения о самих себе могут изменять его в привычно допустимых пределах (Crocker&Wolfe, 2001). Имплицитно предусмотренная «чувствительность» системы самоотношения к особенностям межличностного общения является значимой детерминантой её флуктуаций.

В силу своей многоаспектной, глубоко личностной организации самоотношение демонстрирует способность к восприятию воздействия не только внешних переменных, но также подвержено влиянию различных изменений, имеющих место в других компонентах Я-концепции.

Таким образом, имеются достаточные теоретические и эмпирические основания рассматривать не только стабильность, но и изменчивость, как неотъемлемые и взаимосвязанные характеристики системы самоотношения личности (Bednar&Peterson, 1995; Kemis&Goldman, 2006).Динамика самоотношения не

исключает относительного постоянства эмоционально-оценочных суждений в адрес собственной личности, при этом способствует поддержанию их соответствия и соразмерности интрасубъективным и ситуативным воздействиям.

Психологические исследования изменений в типе и уровне эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственной личности осложняются отсутствием унифицированного и эффективного механизма воздействия на самоотношение с целью фиксации показателей динамики системы vich&Tomaka, 1991). Одним из способов преодоления данного методологического и методического ограничения является рассмотрение динамики самоотношения в особенной, личностно значимой ситуации (Фаустова, Мерцалов, 2013). Математическое моделирование динамики эмоционально-ценностного отношения требует комбинированного использования методов анализа временных серий, расчета стандартного отклонения от обобщенной за несколько измерений оценки проявлений самоотношения, факторного анализа (Савченко, Головина, 2005; Cummingsetal., 2012; FortesetaL, 2004).

К настоящему моменту исследования динамики самоотношения в психологической науке представлены следующими направлениями:

1. Изучение возрастных изменений эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственной личности.

Объективно наблюдаемые трансформации в системе самоотношения личности происходят в процессе психического развития, что обусловлено, прежде всего, накоплением эмоционально-чувственного опыта. Лонгитюдные исследования показали, что возраст оказывает нелинейный (кубический) эффект на эмоционально-ценностное отношение (Baldwin&Hoffmann, 2002). При этом каждому субъекту свойственна индивидуальная траектория развития самоотношения внутри группового тренда.

Представления о себе детей 3-5 лет конкретны и не структурированы, они включают отдельные черты собственного поведения, сформированных умений

и эмоциональных переживаний. Самовосприятие в этом возрасте отличается нереалистичной позитивностью из-за отсутствия когнитивной способности к социальному сравнению, сравнению Я-идеального и Я-реального. В дошкольном и младшем школьном возрасте сохраняется тенденция к переоценке собственных знаний, умений и навыков. Однако признаки формирования высокой или низкой интегральной самооценки уже проявляются в поведении. Интеллектуальное развитие в возрасте 8-11 лет способствует тому, что самовосприятие становится более системным, включает одновременно «хорошие» и «плохие» качества личности (Harter, 1999). В подростковом возрасте мнения референтной группы и накопление эмоционального опыта играют ключевую роль в выдвижении субъектом оценок и суждений в адрес собственной личности.

Кризис самоотношения в виде переживания негативного эмоционально-ценностного отношения и заниженной самооценки проявляется у девушек в возрасте от 12-13 до 17 лет, у юношей от 14-15 до 17 лет (Baldwin&Hoffmann, 2002). Потенциально негативная динамика самоотношения в этом возрасте демонстрирует зависимость от субъективного восприятия определенных, лично-стно-значимых жизненных событий. В период взросления семейная сплоченность формирует «исходный» уровень самопринятия, самооценки и эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственной личности.

В период ранней взрослости и зрелости изменения самоотношения, как правило, проявляются в виде самосовершенствования, самоотчуждения, саморефлексии или самоутешения (Александрова, 1999). Во многих случаях с возрастом динамика самоотношения приобретает негативный характер и отличается прогрессивной утратой самоценности и самоуважения, интереса к собственной личности (Schafer&Keith, 1999). Среди ключевых детерминант, которые определяют процесс функционирования системы эмоционально-ценностного отношения, принято рассматривать профессиональное развитие, приобретение новых социальных статусов и ролей, отношения с партнерами.

2. Изучение динамики самоотношения в процессе направленной работы над собственной личностью.

Выраженные изменения в эмоционально-ценностном отношении субъекта к собственной личности могут быть вызваны участием в индивидуальной и групповой психотерапии, психокоррекции, тренингах личностного роста. При этом самоотношение может выступать как мишенью психотерапевтического воздействия, так и показателем субъективного благополучия личности при более масштабных клинико-психологических интервенциях.

Динамика самоотношения рассматривается в качестве важного прогностического признака в когнитивной психотерапии расстройств личности (Cummingsetal., 2012). Позитивные изменения в типе и уровне выраженности эмоционально-ценностного отношения выступают индикатором эффективности выбранного способа клинико-психологического воздействия. Они проявляются в переживании субъектом чувства собственного достоинства и признании потребности в самоуважении. Система самоотношения должна обладать адаптивным уровнем изменчивости, чтобы обеспечить появление необходимых модификаций в структуре Я-концепции. В эмпирических исследованиях было показано, что относительно выраженная вариабельность эмоционально-ценностного отношения к себе способствует необходимым личностным изменениям и редукции депрессивной симптоматики у пациентов, проходивших курс когнитивной психотерапии по поводу пограничного и обсессивно-компульсивного расстройств личности(Cummingsetal., 2012).

Внутригрупповая динамика показателей самоотношения у участников развивающей программы, где были использованы техники телесно-двигательной терапии, ставится в зависимость от исходного уровня выраженности эмоционально-ценностного отношения (Леви, 2008). Изначально позитивное отношение к себе обеспечивает незначительные или умеренные изменения компонентов Я-концепции, но исходное негативное самоотношение, как

правило, обеспечивает выраженные модификации и проявляется в переживании чувства собственного достоинства. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют об оптимизации самоотношения и его положительной динамике в процессе личностно-развивающей работы с применением методов телесно-ориентированной психотерапии (Леви, 2008).

3. Изучение изменений самоотношения в процессе освоения и реализации профессиональной деятельности.

Обучение в высшем учебном заведении направлено как на освоение общекультурных и профессиональных компетенций, так и на самореализацию и самосовершенствование, что закономерно отражается на эмоционально-ценностном отношении субъекта к собственной личности. В процессе получения высшего профессионального образования студенты могут демонстрировать негативное самоотношение, что объясняется смещением фокуса персонального внимания на поиск своего места в профессии и профессиональное самопознание (Колчина, 2005). После стабилизации отношения к выбранной профессии и успешной профессиональной самоидентификации наступает период урегулирования эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственной личности, наблюдается его позитивная динамика. Динамика самоотношения также связана с особенностями выбранной профессиональной деятельности. Так, студенты, получающие психологическое или педагогическое образование, склонны к развитию и поддержанию позитивного эмоционально-ценностного отношения, самоинтереса и самоуважения, чувства собственного достоинства (Лесных, 2005). Умеренному снижению негативных уровней выраженности различных показателей самоотношения способствуют приобретение и развитие в учебном процессе навыков саморефлексии, тренировка эмпатии и эмоциональной стабильности.

Таким образом, стабильность и изменчивость предстают в качестве необходимых свойств, обеспечивающих успешное функционирование системы са-

моотношения личности, ее адаптивность и эффективность. Результаты теоретико-методологического анализа позволяют обосновать реактивность системы самоотношения личности в ответ на воздействие внешних переменных, к которым относятся реализация профессиональной деятельности, особенности образовательной среды, психотерапевтические интервенции. Однако до настоящего момента остается без ответа вопрос о влиянии на самоотношение такого фактора, как переживание личностно значимого события.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова, Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека: 25-35 лет: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Александрова Юлия Вячеславовна. - М.: 1999. - 196 с.

2. Колчина, О.Л. Психологические условия развития самоотношения в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Колчина Ольга Леонидовна. - Астрахань, 2005. -185 с.

3. Леви, Т.С. Динамика самоотношения в процессе личностно-развивающей работы, проводимой на основе телесного движения / Т.С. Леви // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 102-106.

4. Лесных, Л.Л. Динамика формирования самоотношения личности педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лесных Лариса Львовна. - Калининград, 2005. - 181 с.

5. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 108 с.

6. Савченко, Т.Н. Методы исследования психологических структур и их динамики. Выпуск 3 / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. - М.: Издательство ИП РАН, 2005. - 158 с.

7. Фаустова, А.Г. Исследование социально-психологической устойчивости пациентов после калечащего хирургического вмешательства / А.Г. Фаустова, С.А. Мерцалов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 3. - С. 94-111.

8. Baldwin, S.A., Hoffmann, J.P. (2002). The Dynamics of Self-Esteem: a Growth-Curve Analysis. Journal of Youth and Adole scence, vol. 31 (2): 101113.

9. Bednar, R.L., Peterson, S.R. (1995). Self-Esteem. Paradoxes and innovations in Clinical Theory and Practice. Washington, D.C.: American Psychological Association Press.

10.Blascovich, J., Tomaka, J. (1991). Measures of Self-esteem. In J.P. Robinson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman (Eds.), Measures of Personality and Social Psychological Attitudes (pp. 115-160). San Diego: Academic Press, Inc.

11.Crocker, J., Wolfe C. (2001). Contingencies of Self-Worth. Psychological review, vol. 108 (3): 593-623.

12.Cummings, J.A., Hayes, A.M., Cardaciotto, L., Newman, C.F. (2012). The Dynamics of Self-Esteem in Cognitive Therapy for Avoidant and Obsessive-Compulsive Personality Disorders: An Adaptive Role of Self-Esteem Variability? Cognitive Therapy and Research, 36: 272-281.

13.Fortes, M., Delignieres, D., Ninot, G.(2004). The Dynamics of Self-Esteem and Physical Self: Between Preservation and Adaptation. Quality & Quantity, 38: 735-751.

14.Harter, S. (1999). The construction of the self. New York: Guilford Press.

15.Kernis, M.H., Goldman, B.M. (2006). Assessing Stability of Self-Esteem and Contingent Self-Esteem. In M.H. Kernis (Ed.), Self-esteem Issues and Answers: a sourcebook of current perspectives (pp.77-82). New York: Psychology Press.

16.Schafer, R.B., Keith, P.M. (1999). Change in Adult Self-Esteem: A longitudinal assessment. British Journal of Social Psychology, 38: 303-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.