педагогика и психология
ББК 88.52
А. С. Кузьмина
Самоотношение в контексте ценностно-смысловых ориентаций судебных приставов-исполнителей
A. S. Kuzmina
Self-Esteem in the Context of Bailiffs’ Value-System Orientations
Анализируются особенности самоотношения в контексте ценностно-смысловых ориентаций судебных приставов-исполнителей, рассматриваются особенности самоотношения судебных приставов-исполнителей во взаимосвязи с ценностями личности. Ключевые слова: самоотношение, самореализация, ценность, психологическая система, судебный пристав-исполнитель.
DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-15
The author analyzes the peculiarities of self-esteem in the context of bailiffs’ value-system orientation, analyzes the peculiarities of bailiffs’ self-esteem in conjunction with the values of the individual.
Key words: self-esteem, self-actualization, professional important qualities, value, psychological system, bailiff.
Профессиональная деятельность судебного пристава-исполнителя относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью, что ставит вопрос о качественном составе, структуре ценностных ориентаций, а также о способах регулирования ценностных противоречий.
Ценностные ориентации являются высшим уровнем регуляции поведения. Ценности выступают критериями оценки как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий и дают основания для выбора альтернативных способов действия, а также для отбора и оценки эти альтернатив. Через систему ценностей фильтруется вся воспринимаемая личностью информация.
В рамках выполнения своих должностных обязанностей, связанных в первую очередь с исполнением решений суда, судебный пристав-исполнитель осуществляет взаимодействие с такими сторонами исполнительного производства, как должник и взыскатель. Судебный пристав в этом взаимодействии исполняет роль «посредника», «регулировщика конфликтов». Эффективность профессиональной деятельности представителей данной профессии оценивается в выполненных показателях оконченных исполнительных производств, арестованного имущества, взысканных денежных средств, выселенных граждан и т. д.
Приступая к выполнению своих должностных обязанностей в системе «должник — взыскатель», судебный пристав-исполнитель становится частью этой системы и, с одной стороны, формирует образ себя как специалиста, а с другой — в соответствии со своими жизненными ценностями наполняет свою профессиональную деятельность смыслами и изменяет
ее. Отношение к себе формируется только в процессе деятельности, в процессе столкновения человека с окружающим миром.
Среди представителей отечественной психологии вопросом самоотношения занимались
Н. И. Сарджвеладзе, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. М. Мясищев, В. В. Столин, Р. С. Пантилеев, И. И. Чеснокова, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова.
Можно выделить два различных подхода к пониманию вопроса самоотношения. Первый: категория самоотношения рассматривалась в контексте значимой роли оценок других людей и особенностей социального окружения в формировании личностью представлений о самом себе (Р. Бернс, Ч. Кули, Дж. Мид). Вместе с тем Д. Дембо, С. Куперсмит, М. Розенберг понимают самоотношение как своеобразную устойчивую личностную черту. [1]. Признание ведущей роли социального окружения в проблеме самоотно-шения значительно упрощает данное понятие и сводит его к оценке себя, равной оценкам окружающих. В такой трактовке личность представляется в форме объекта для оценок, пассивного «зеркала», отражающего окружающую действительность. Скрытыми остаются внутренние механизмы развития личности как субъекта деятельности.
Понимание самоотношения личности как устойчивой личностной характеристики представляется ограниченным в связи с игнорированием в процессе формирования личности и личностного отношения к себе окружающей действительности, психика в таком рассмотрении носит исключительно субъективный, внутренний характер, изолированный от действий внешнего мира. По мнению Р. С Пантилеева,
глобальная самооценка (self-esteem, self-regard) не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным строением, определяемым различными факторами и процессами. При этом различные аспекты (или характеристики) общего самоотношения, возможно, могут выражаться в чувствах и переживаниях различных модальностей и обладать различным психологическим содержанием [2].
Центральным элементом концепции
В. Н. Мясищева является категория «отношение», которое является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. В. Н. Мясищев подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности, в том числе и к самому себе. Самоотношение выражает весь личный опыт человека и внутренне определяет его действия, его переживания. В своих работах автор подчеркивает важность эмоций, которые являются индикатором наличия отношений [3].
И. С. Кон пишет, что «соотношение и степень значимости компонентов самоотношения зависят прежде всего от ценностной иерархии деятельностей, в которых индивид усматривает преимущественную сферу самореализации (труд, семейная жизнь, общественная деятельность и т. д.), и специфических критериев, которыми он измеряет свои жизненные успехи и поражения» [4].
По мнению Р. С. Пантилеева, самоотношение через мотивы и ценности связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта, и основная функция самоотно-шения — сигнализировать о смысле «Я» личности [2].
Теоретико-методологическим основанием изучения профессиональной реализации послужили теория самоотношения Пантилеева — Столина, системный подход к проблеме самореализации личности Э. В. Галажинского и В. Е. Клочко.
В. Е. Клочко в своей работе «Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности» пишет: «Суть теории психологических систем заключается в переходе от принципа отражения к принципу порождения особой „сверхчувствительной реальности^, представляющей собой системный конструкт, который опосредствует взаимоотношения между человеком и миром, что и обеспечивает превращение мира в „ос-военную“ человеком и ставшую его индивидуальной характеристикой „действительность^) [5, с. 97].
Эмоции рассматриваются нами исходя из теории психологических систем, с позиции отражения ценностей и смыслов, формирующихся при взаимодействии человека как психологической системы с окружающим миром.
Целью изучения явились особенности самоотно-шения в контексте ценностных ориентаций судебных приставов-исполнителей.
В исследовании приняли участие 86 судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, состоящих в должности более года: 24 мужчины и 62 женщины. Возраст испытуемых составил 24-29 лет.
Методы исследования: анкетирование, беседа, психологическое тестирование (опросник самоотношения Пантилеева — Столина, методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)», психосемантическая матрица «ситуация — эмоция», заполняя которую, испытуемые отмечали по 5-балльной шкале выраженность таких эмоций, как радость, страх, равнодушие, грусть, раздражение, интерес в следующих рабочих ситуациях:
— взаимодействие с должником на участке;
— взаимодействие со взыскателем;
— предупреждение должника об уголовной ответственности;
— арест имущества;
— взаимодействие с должником на личном приеме;
— должник препятствует действиям судебного пристава-исполнителя.
Методы математической статистики: корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента.
В ходе исследования получены следующие результаты.
С целью выявления достоверных различий в особенностях самоотношения у мужчин и женщин — судебных приставов-исполнителей — использован Т-критерий Стьюдента.
В результате для женщин в большей степени, чем для мужчин, характерны такие виды самоотноше-ния, как аутосимпатия и самопринятие, характеризующие дружественное принятие себя и своих особенностей, а для мужчин более характерно самопонимание.
Судебным приставам-исполнителям, состоящим в кадровом резерве на выдвижение, присущи такие виды самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, самопонимание. Причем для женщин, состоящих в кадровом резерве на выдвижение, более характерны такие виды самоотношения, как аутосимпатия, самопринятие, а для мужчин — самопонимание. Можно предположить, что женщине в большей степени характерно взаимодействие с миром через эмоции, а мужчинам — через когни-ции, что и формирует различное отношение личности к себе.
Анализ средних значений ценностей показал преобладание у судебных приставов-исполнителей та-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ких общечеловеческих ценностей, как счастливая семейная жизнь (9,04), любовь (7,84), здоровье (8,45),
Наибольшей доступностью обладают такие ценности, как активная, деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе; наименее доступна возможность материально обеспеченной жизни.
Наибольший показатель индекса расхождения УСЦД получен по таким ценностям, как счастливая семейная жизнь (5,34), здоровье (4,6) — эти ценности обладают высокой значимостью и являются в представлении испытуемых труднодоступными. А ценность красоты и творчества является легкодоступной, но незначимой.
С помощью Т-критерия Стьюдента на уровне значимости (р<0,02) получены достоверные различия в группах испытуемых, состоящих и не состоящих в кадровом резерве на выдвижение, по показателю ценности «наличие интересной работы». Судебные приставы-исполнители, состоящие в кадровом резерве на выдвижение, в большей степени выделяют для себя ценность интересной работы. Наличие данной ценности у человека как психологической системы позволяет ему строить свою жизнь, изменять пространство вокруг себя таким образом, чтобы удовлетворить актуальную потребность в интересной работе. В данном случае становится возможной самореализация личности в профессиональной деятельности, исполнение должностных обязанностей наполняется личностным смыслом, а не сводится к формальному выполнению прогнозных показателей.
При исполнении своих служебных обязанностей судебные приставы-исполнители, состоящие в кадровом резерве на выдвижение, в таких рабочих ситуациях, как взаимодействие с должником на участке и на личном приеме, чаще всего испытывают такие эмоции, как интерес, радость. А вот судебные приставы-исполнители с отсутствием потребности в самореализации, для которых интересная работа не является ценностью, чаще при взаимодействии с должниками на личном приеме и на участке испытывают равнодушие, а в ситуации противодействия должника действиям судебного пристава-исполнителя испытывают раздражение. Эмоции раздражения и равнодушия, находясь на границе сознания, не позволяют специалисту как психологической системе осуществлять эффективное взаимодействие с другими психологическими системами, проявлять свой творческий потенциал, реализовывать свои возможности.
С помощью корреляционного анализа Спирмена получена отрицательная корреляционная связь ценности «возможность творческой деятельности» ( — 0,27) и эмоции «раздражение». Профессиональная деятельность без творчества лишена самореализации и сводится к однообразному, монотонному выполнению обязанностей. Фрустрация потребности в познании
положительно коррелирует с актуализацией эмоции страха (0,25). Отсутствие потребности в повышении своего профессионального уровня, накоплении знаний об окружающем мире и о себе, повышает уровень неопределенности окружающего мира, о чем сигнализирует появление эмоции страха в ситуации исполнения служебных обязанностей.
Фрустрация ценности счастливой семейной жизни ( — 0,24) и наличие активной деятельной жизни (0,26) связана с переживанием интереса в служебных ситуациях. Деятельность судебного пристава-исполнителя является очень динамичной и разнообразной, в среднем на одного пристава-исполнителя приходится более 1000 исполнительных производств, график работы не нормирован. Поэтому наличие ценности активной деятельной жизни позволяет успешно исполнять свои обязанности в условиях дефицита времени, придумывать нестандартные способы решения служебных вопросов, что насыщает профессиональную деятельность интересом. Однако семейные ценности оказываются в данной ситуации фрустрированы.
Непараметрический корреляционный анализ Спирмена типов самоотношения и уровня соотношения ценностей и их доступности по каждой из 12 ценностей был применен с целью изучения взаимосвязи внутренних конфликтов личности в различных сферах и особенностей самоотношения. Получены следующие результаты: фрустрация ценности материально обеспеченной жизни положительно связана с такими шкалами по опроснику самоотношения, как общее самоотношение, аутосимпатия, самоинте-рес, самопринятие. Можно предположить, что данный мотивационный конфликт отражает потребность в профессиональном росте, желании получать более высокую зарплату, занимая более высокую должность. Положительное отношение к себе способствует увеличению уровня притязаний, что связано с реализацией потенциальных возможностей.
Таким образом, профессионал понимается нами как психологическая самоорганизующаяся система, которая, взаимодействуя с другими психологическими системами и окружающим миром, наполняет свою жизнь и служебную деятельность ценностями и смыслами. Наличие ценности интересной работы у судебных приставов-исполнителей позволяет проявлять личности свой творческий потенциал, раскрывать свои возможности и реализовываться в профессиональной деятельности. Самоотношение личности связано с профессиональной реализацией и может рассматриваться как ценностное образование, опосредующее самореализацию профессионала. Эмоции в нашем исследовании рассматриваются с позиции отражения ценностных ориентаций такой психологической системы, как судебный пристав-исполнитель.
Библиографический список
1. Колышко А. М. Психология самоотношения : учебное пособие. — Гродно, 2004.
2. Пантелеев С. Р Самоотношение как эмоциональнооценочная система. — М., 1991.
3. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. — М., 1995.
4. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М., 1984.
5. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). — Томск, 2005.