Научная статья на тему 'Теоретико-методологические ориентиры проблемы оценки качества профессионального образования'

Теоретико-методологические ориентиры проблемы оценки качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / QUALITY / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL MODEL / TRAINING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский В. П., Косарев А. С.

Проводится дефиниционный анализ понятий «качество», «качество образования», рассматриваются философские, нормативно-правовые, психолого-педагогические аспекты оценки качества профессионального образования, приводятся модельные компоненты, обеспечивающие ее эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ISSUES OF QUALITY ASSESSMENT RELATING VOCATIONAL EDUCATION

The article presents a definition analysis for the concepts of «quality» and «quality education», considers the philosophical, legal, psychological and pedagogical aspects of assessing the quality of vocational education, and gives models providing its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические ориентиры проблемы оценки качества профессионального образования»

УДК 378.1

В.П. Жуковский, А.С. Косарев ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проводится дефиниционный анализ понятий «качество» «качество образования» рассматриваются философские, нормативно-правовые, психологопедагогические аспекты оценки качества профессионального образования, приводятся модельные компоненты, обеспечивающие ее эффективность

Качество, качество образования, модель специалиста, модель подготовки V.P. Zhukovsky, A.S. Kosarev

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ISSUES OF QUALITY ASSESSMENT RELATING VOCATIONAL EDUCATION

The article presents a definition analysis for the concepts of «quality» and «quality education» coosideer the philosophicd, legaa psychological and pedagogical aspects of assessing the quality of vocational education, and gives models providing its effectiveness.

Quality, quality of education, professional model, training model

Одной из важнейших задач Российской Федерации на долгосрочный и оперативный период является формирование современной модели образования, отвечающей требованиям инновационного развития страны и приоритетным задачам модернизации системы образования. В современных условиях система высшего профессионального образования претерпевает существенную модернизацию, призвана решить ряд приоритетных задач, задающих вектор ее развития: организация многоуровневой практикоориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями общества; обеспечение инновационного характера профессионального образования; формирование и развитие системы оценки качества профессионального образования.

В данном ряду особе место занимает направление, связанное с оценкой качества профессионального образования (разработка и реализация механизмов обеспечения комплексного мониторинга качества образования, эффективности и успешности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений в целях оперативной корректировки учебного процесса в зависимости от потребностей практики; совершенствование обратной связи между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг в целях обеспечения эффективного функционирования системы оценки качества образования выпускников; внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ; формирование системы сертификации профессиональных квалификаций специалистов; создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования), которое в условиях современных социокультурных реалий приобретает важное значение и согласуется с ведущими мировыми и отечественными тенденциями развития общественных отношений.

Проблема качества образования приобрела в современных условиях исключительную значимость в силу изменения приоритетов развития социокультурного, социально-политического и соци-

ально-экономического пространства нашего общества, модификации социальных отношений и государственных приоритетов. Вместе с тем обращение к научным исследованиям относительно проблемы качества (в общем толковании данного понятия) позволяет утверждать, что она имеет глубокий историко-философский смысл, порожденный самим ходом развития цивилизации в различные исторические формации.

В Толковом словаре В. Даля качество трактуется как «свойство или принадлежность: все, что составляет сущность лица или вещи» [8]. Здесь В. Даль различает понятия «качество» и «количество», полагая, что «... количество означает счет, вес и меру, отвечает на вопрос «сколько?», тогда как качество отвечает на вопрос «какой?», поясняя доброту, цвет и другие свойства предмета».

Большое внимание проблемам качества уделяли русские философы (Л.П. Карсавин, И.А. Ильин), связывая качество прежде всего с духовностью, подчеркивая его ценностную значимость и системный характер.

Л.П. Карсавин рассматривал качество как некую целостность, представляющую собой систему. Одним из первых он попытался обосновать качествование как системное качество; многообразие качествований представлено им как структура становления и развития со всеми свойствами системности - иерархичности, взаимозависимости, целостности и т.д. [4].

Более широкие мировоззренческие позиции относительно проблемы качества представлены в работах И.А.Ильина, который увязывал в единое целое качество и судьбу России: «.верим и знаем, что придет час и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!...И готовить восстановление России значит прежде всего готовить себя самого к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи - русское качество» [2].

Е.И. Сахарчук дает свою интерпретацию философского понимания категории «качество», считая, что она «понимается как существенная определенность и выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта или явления, его внутреннюю и внешнюю определенность, относительную устойчивость, его отличия от других объектов и явлений, а также сходство с ними» [6].

«Качество, - пишет В.Н. Максимова, - это системная методологическая категория, отражающая степень соответствия результата образования поставленной цели. Это совокупность взаимосвязанных и взаимоподчиненных свойств объекта, т.е. иерархия свойств, характеристик и показателей состояния того объекта, который подлежит оценке и анализу» [5].

Представленные определения отражают различные аспекты категории «качество». Их можно разбить на две группы: определения, отражающие структурно-содержательный аспект качества объекта, и определения, выражающие качество объекта в аспекте его социальной ценности, востребованности и функциональности.

Структурно-содержательные определения характеризуют качество с точки зрения его компонентов и их взаимосвязей. Так, качество объекта характеризуется только ему присущими внутренними и внешними свойствами и конкретной организацией этих свойств. В определении качества как совокупности свойств объекта (продукта) отражен структурно-содержательный аспект этого понятия. В то же время качество объекта не является суммой его свойств, а представляет собой преобразованное целостное свойство, которое иногда выражают термином «интегральное качество».

Определения, выражающие качество объекта, базируются на социальном контексте его понимания. Согласно такому подходу, некоторый объект обладает качеством, если свойства этого объекта отвечают ожиданиям потребителя, пользователя, т.е. качество есть мера удовлетворения потребностей. Другими словами, качество — это совокупность характеристик объекта (продукции или процесса), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Оценивая качество какого-либо объекта, мы тем самым оцениваем степень удовлетворения этим объектом соответствующей индивидуальной или общественной потребности, причем от значимости этой потребности будет зависеть значимость качества объекта.

В определении качества мы придерживаемся точки зрения В.А.Федорова, который полагает, что «качество - это объективная, существенная внутренняя определенность объектов и процессов, обусловливающая их пригодность и приспособленность для определенных назначений, целей, задач, условий, устанавливаемых человеком и обществом. При этом частными качественными показателями таких объектов и процессов могут быть их свойства, особые состояния, этапы и фазы развития» [9].

В современных условиях «философия качества» стала мировоззренческим базисом управления в различных странах мира, проникая во все сферы общественных отношений, в том числе и в систему образования. В условиях изменившейся социально-культурной парадигмы образование становится не только определяющим фактором жизнеобеспечения, но и нравственно-интеллектуальным вектором развития нашей страны.

Проблемы качества образования лежат в основе всех современных реформ системы образования и находят свое отражение на всех ее уровнях. По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха болонских преобразований.

Однако, как отмечает Н.А. Селезнева [7], многие актуальные подходы, принципы и механизмы обеспечения качества высшего образования начали формироваться и исследоваться в отечественной науке задолго до Болонского процесса. Еще в 1980-е годы прошлого века в отечественной системе высшего образования начали формироваться новые инициативы по созданию квалификационных характеристик выпускников вузов как нормативов, задающих ориентиры качества результатов образования, на основе реализации системно-деятельностного подхода к моделированию профессиональной и социальной деятельности будущих специалистов.

Принятый 29.12.2012 года Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактует качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Главная цель образования в этой связи состоит в изменении приоритетов образования, смещении акцента на личность обучающегося с целью раскрытия ее внутреннего потенциала, педагогического и психологического сопровождения в образовательном процессе, социально-педагогической поддержки каждого обучающегося с учетом индивидуально выстроенных образовательных траекторий, создании условий для всестороннего, гармоничного развития личности, ее творческой самореализации и социализации в интересах государства и с ориентацией на индивидуальные потребности подрастающего поколения. Иными словами, система образования должна трансформироваться в своеобразное «социальное восходящее воспроизводство качества человека.

При этом содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению получаемых знаний, умению решать проблемы, формированию навыков участия в сложно организованной проектной работе и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий.

В Энциклопедии профессионального образования (под редакцией С.Я. Батышева) в статье В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева качество образования трактуется как «интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить». В качестве факторов, определяющих качество и социальную эффективность образования, авторы выделяют: 1) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта той или иной сферы деятельности, 2) высокая компетентность педагогических работников и других обра-зователей, 3) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-

техническая оснащенность, 4) гуманистическая направленность, 5) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.

Здесь мы должны провести четкую грань, говоря о процессе и результате в ракурсе качества образования. Применительно к результатам, отметим, что в этом смысле качество образования отражает степень соответствия образовательных результатов обучающихся нормативно заданным требованиям, социальным приоритетам и личностным ожиданиям обучающихся (Концепция общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)).

С позиций процессуальной стороны качество образования включает качество содержания образовательных программ, качество преподавания, качество технологий обучения, материальнотехнической базы, информационно-образовательной среды, специфики управления образовательной системой, иными словами, то, что обеспечивает условия реализации образовательных программ.

С точки зрения целевой парадигмы качество образования трактуется как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное форми-

рование компетентностей, профессионального сознания, организационной культуры, способностей к самообразованию. Комплекс представленных характеристик должен отражать способность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности.

В рамках динамического подхода (А.Н. Джуринский [3]) качество образования трактуется как «позитивные изменения в процессе и результатах образования, обусловленные развитием науки производства, и тенденции в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда».

Компетентностный подход, принятый в качестве приоритетного при формировании ГОС (ФГОС) ВПО, смещает акцент в сторону способностей выпускника к адаптации в профессиональной среде, развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование гражданской ответственности и правового сознания, способности к самообразованию и образованию «через всю жизнь», рассматривая качество образования через призму сформированности ключевых компетенций (требования к результатам) и условий реализации образовательных программ (требования к процессу).

Г.С. Абдрахманова определяет качество образование как степень соответствия образовательной системы, её свойств, характеристик принятым требованиям, стандартам, нормативам, и которое включает целый ряд таких показателей, как «качество конечного результата, качество процесса, качество потенциала образовательного учреждения, обеспечивающего достижение этого качества» [1]. При этом качество процесса характеризуется материально-технической, кадровой, информационной и научно-методической обеспеченностью и предусматривает обучающий, воспитывающий и управленческий виды деятельности. Качество результатов определяется качеством подготовки выпускников.

Думается, что качество образования определяется тремя основными моментами; степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения; соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков и др,); степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности. Качество обучения определяется мерой освоения образовательного стандарта: в школе - школьного образовательного стандарта, в вузе - образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбранной специальностью.

Качество образования, по нашему мнению, представляет собой интегральную характеристику показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их.

Сегодня можно говорить о том, что качество образования, являясь вектором функционирования всей образовательной системы, носит интегративный характер и включает комплекс характеристик результатов образовательного процесса, которые определяют последовательное и преемственное формирование компетентности личности, профессионального сознания, организационной культуры и способности к самообразованию. Иными словами, говоря о качестве образования, мы должны вести речь о соответствии уровня готовности специалиста осуществлять деятельность в соответствии с профессиональной функциональностью, тем требованиям (социальным, профессиональным, личностным), которые предъявляются к нему социальным окружением.

Таким образом, в неразрывном единстве находятся, с одной стороны, качество образования отдельного субъекта, качество образовательного процесса, конкретной образовательной системы и системы образования в целом, и, с другой стороны, качество теоретических знаний, практических навыков, личностно-профессиональных качеств.

Отметим, что качество профессионального образования определяется моделью специалиста и трактуется как достижение соответствия профессионально-личностных достижений студента (знания, умения, навыки, профессионально важные качества - модель выпускника) ориентирам, закрепленным в модели подготовки в рамках ГОС (ФГОС) ВПО по конкретной специальности (направлению подготовки) (рисунок).

В качестве модели специалиста в свернутом виде выступают профессиограмма специалиста или квалификационная характеристика, в которых определяются перечень должностей и профессиональных функций выпускника, основные требования к составу и содержанию знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, которыми должен обладать специалист для успешного выполнения задач по профессиональному предназначению. Модель специалиста выступает как цель профессионального образования; средством же, направленным на достижение цели, выступает модель подготовки.

Модель профессиональной деятельности - задает цели, содержание и средства деятельности

Модель специалиста - описание профессионально значимых качеств специалиста, требований к уровню теоретической и практической подготовленности по конкретной специальности Модель подготовки - описание \ Модель выпускника - описание структуры и содержания \ требований к знаниям, умениям, образовательного процесса, | навыкам, профессиональноресурсного и информационного 1 личностным качествам обеспечения, необходимых для / выпускника по специальности в подготовки по данной / соответствии с требованиями специальности У ФГОС ВПО

Модельные компоненты, обеспечивающие качество профессионального образования

Проведенный в настоящей статье теоретико-методологический анализ показал, что качество образования, являясь основным показателем эффективности функционирования образовательной системы в целом и отдельных составляющих ее компонентов, находится в режиме постоянного развития и совершенствования, что объективно требует интеграции деятельности всех социальных институтов в интересах повышения уровня профессионального образования и востребованности выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003. С. 253-254.

2. Антология русского качества /под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева и др. 3-е изд., доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. С. 15.

3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития /

A.Н. Джуринский. М. : Просвещение, 1993.

4. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: АО «Комплект», 1993.

5. Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования /

B.Н. Максимова // Педагогика. 2002. С. 9-14.

6. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования / Е.И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2002. 136 с.

7. Селезнева Н.А. Инновационные работы в отечественной высшей школе по проблемам качества высшего образования и Болонский процесс // Управление качеством высшего образования : теория, методология, организация, практика: колл. монография: в 3 т. / под науч. ред. А.И. Субетто. СПб. : Смольный ин-т РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005. Т. 1. С. 43-68.

8. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля / под ред. А.И. Бодуэна-Куртене. СПб. - М.: Товарищество М.О. Вольфа, 1903-1909. 1724 с.

9. Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. М.: Изд.

центр «Академия», 2008. 208 с.

Жуковский Владимир Петрович - Vladimir P. Zhukovsky -

доктор педагогических наук, профессор Dr. Sc., Professor, Vice-Rector,

126

проректор по научной работе, заведующий кафедрой профессионального образования Г осударственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Косарев Андрей Сергеевич -

помощник начальника учебного отдела Саратовского военного института внутренних войск МВД России

Head: Department of Vocational Education,

State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education for Professionals «Saratov Institute for Further Training and Continuing Education»

Andrew S. Kosarev -

Assistant Chief at the Training Division,

Saratov Military Institute of the Russian Internal Affairs Ministry

Статья поступила в редакцию 15.01.14, принята к опубликованию 15.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.