Научная статья на тему 'Теоретико-методологические и инновационные методики повышения музыкально-эстетической культуры школьников: на примере курса «Музыкальная Москва»'

Теоретико-методологические и инновационные методики повышения музыкально-эстетической культуры школьников: на примере курса «Музыкальная Москва» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / PEDAGOGICAL INNOVATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ КУРСЫ / INTEGRATIVE COURSES / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ / MUSICAL-AESTHETIC CULTURE OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черватюк Анна Петровна

В статье дается анализ современных теоретико-методологических и методических источников организации процесса музыкально-эстетического воспитания в детских учебных заведениях, определяются актуальные направления научно-практических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives the analysis of modern theoretical, methodological and methodical sources oforganization ofmusical-aesthetical education in children's educational institutions, definite actual directions of scientific-practical research.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические и инновационные методики повышения музыкально-эстетической культуры школьников: на примере курса «Музыкальная Москва»»

А.П. Черватюк

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: НА ПРИМЕРЕ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОСКВА»

В статье дается анализ современных теоретико-методологических и методических источников организации процесса музыкально-эстетического воспитания в детских учебных заведениях, определяются актуальные направления научно-практических исследований. Ключевые слова: музыкально образование, педагогическая инновация, системный подход, интеграционные курсы, музыкально-эстетическая культура школьников.

The author gives the analysis of modern theoretical, methodological and methodical sources oforganization ofmusical-aesthetical education in children's educational institutions, definite actual directions of scientific-practical research. Keywords: pedagogical innovation, system approach, integrative courses, musical-aesthetic culture of pupils.

Последние десятилетия ведущей тенденцией в области образования является активная инновационная деятельность ученых, методистов, педагогов-практиков, в результате которой в системе общего, профессионального и дополнительного образования сформировался целый пласт альтернативных моделей обучения и воспитания — методических систем, практических разработок, интегрированных курсов.

Изначально (с первой половины ХХ века) термин «инновация» сопровождал деятельность по совершенствованию процессов в областях экономики, техники, материального производства. С тех пор «инновация» традиционно понимается как результат научно-исследовательской деятельности, цель которой -совершенствование практической сферы, апробация и внедрение новых теоретических моделей, научных идей, технологий. Во второй половине ХХ века, с началом постиндустриального периода в развитии передовых стран, бурного роста информационных и телекоммуникационных технологий, наблюдался процесс постепенной интеграции технических, технологических и экономических инноваций в социальную сферу, мир культуры и искусства.

В целях раскрытия сущности, значения и особенностей инновационной теоретико-методической и практической деятельности в целом, а также в облас-

ти музыкальной педагогики нами был проведен контент-анализ научно-теоретических исследований, методических пособий, практических разработок по проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса. Ключевым критерием (единицей) анализа явилось наличие в тематических заглавиях терминов «инновация», «инновационный», а также семантически идентичного термина «совершенствование»; дополнительным критерием был определен год публикации.

В результате проведения контент-анализа стало очевидно, что уже с начала 80-х годов ХХ столетия все чаще осуществляется теоретическое исследование объектов педагогической деятельности с целью построения новых методик обучения, создания интегрированных учебных программ и курсов. Из 1500 исследованных источников (научно-теоретических, методологических и мето-дико-практических работ, а также сборников научных докладов, статей, тезисов научно-практических конференций) по проблемам инновационного развития сферы образования нами было выявлено более трети трудов, в текстах которых содержится идея инновационного обновления музыкально-педагогического процесса, раскрываются суть и актуальность инновационных гипотез и практических разработок, условия их внедрения в широкую практику музы-

кального образования (профессионального и общего).

Целями педагогических инноваций, независимо от выбранного исследователем теоретико-методологического, дидактического и методического инструментария, являются повышение качества образования, получение учениками фундаментальных знаний, формирование универсальных умений и навыков, создание условий для достижения специалистами акмеологического уровня профессионального мастерства.

Как показывает анализ научно-теоретических исследований, методических разработок, альтернативных учебных программ и планов, наибольшее количество инновационных предложений в отношении совершенствования музыкально-эстетического компонента учебно-воспитательного процесса относится именно к средней общеобразовательной школе. По данной проблеме отечественными методистами и педагогами-практиками подготовлено более сотни диссертационных исследований.В практической части большинства трудов излагаются экспериментальные методики интегрированного обучения музыке и другим видам искусства на основе объединения предметов эстетического и гуманитарного циклов (литературы, изобразительного искусства, хореографии, драматического искусства) в различных комбинациях.

Тщательное сравнительно-аналитическое изучение этих трудов позволило нам обобщить и систематизировать традиционные признаки инновационости в аспекте решения проблемы совершенствования преподавания дисциплин музыкально-эстетического цикла, которые выражаются в следующих теоретико-методологических и дидактических категориях:

1) системный подход (создание новых образовательных моделей, отвечающих принципам системности, целостности, функциональности);

2) междисциплинарный подход (интеграция наук в учебном процессе);

3) межпредметные связи (учет тематической общности учебных предметов);

4) психофизиологический подход (методическая и дидактическая организация учебного процесса с опорой на возрастную физиологию и нейропсихологию);

5) информационно-технологический подход (интенсификация результатов обучения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий).

В качестве примеров реализации данных теоретико-методологических категорий в области музыкальной педагогики позволим себе назвать имена российских ученых, которые предложили свои экспериментальные инновационные методики и технологии обучения:

1. В исследовании О.Б. Куликовской «Детский оперно-хоровой театр» школьный предмет музыки предстает в качестве сложной целостной системы, основными взаимосвязанными компонентами которой являются фольклорный материал, методика работы с хором, традиционные оперные технологии.

2. С.М. Кудрявцева разработала комплексный школьный учебный курс на основе интеграции видов искусств (музыки, литературы, живописи) и гуманитарных наук. Э.Т. Ардаширова обосновала существование связи между музыкальным искусством, гуманитарными и естественноматематическими науками.

3. Д.И. Шайхутдинова разработала методику комплексного обучения музыкальному искусству, интегрировав преподавание музыкально-теоретических дисциплин в уроки музыки и пения. Л.Н. Моторина предложила методику синхронного обучения младших школьников музыке и чтению.

Как уже было сказано выше, принято считать, что использование междисциплинарного и межпредметного подходов, в частности создание интегрированных курсов, разработка интегрированных уроков, является признаком инновационной организации учебно-воспитательного процесса. Однако очевидным является и тот факт, что в современной общеобразовательной школе практически ни один урок музыки не являет-

ся монопредметным по своему тематическому содержанию, структуре, методам педагогического воздействия и дидактическим средствам. Таким образом, интегрированный урок, по нашему мнению, следует рассматривать не в качестве педагогической инновации, а как частный случай практической реализации творческого потенциала конкретного педагога.

4. С.С. Петренко с позиций психологической науки выявила и систематизировала факторы и условия обучения младших школьников музыкальному искусству. Опираясь на законы психологии детского художественного творчества, исследователь предложила модель развивающего музыкального обучения на основе активных форм музыкального творчества.

5. М.С. Дядченко обосновала эффективность внедрения компьютерных технологий в учебный процесс на уроках сольфеджио для совершенствования процесса тестирования и контроля музыкально-слуховых способностей детей.

Возникновение подобных методических, дидактических и практических инновационных проектов детерминировано, в основном, внешними факторами — потребностями музыкально-педагогической практики, общественными требованиями повышения общего и профессионального образовательного ценза выпускников школ, формирования высокой музыкально-эстетической культуры личности. Реализация данных требований в процессе школьного обучения обеспечивает будущих специалистов культурно-интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения ими в дальнейшем акмеологического уровня профессионального мастерства.

Потребности музыкальной педагогики выявляются, в свою очередь, в результате проведения социологических исследований (опросов, анкетирования, интервьюирования), педагогических наблюдений (дискретных и пролонгированных, включенных и невключенных), проверки эффективности обучения и воспитания (тестирования, контрольных работ, индивидуальных и коллективных

творческих проектов учеников).

В результате проведения подобных аналитических исследований выявляются актуальные дидактические, методические, теоретико-организационные проблемы, обосновывается необходимость реформирования и совершенствования учебно-воспитательного процесса, формулируются цели и задачи, разрабатываются альтернативные инновационные методики и технологии обучения, воспитания и развития, которые отличаются многогранностью, разнообразием, многовариантностью практических интерпретаций в зависимости от целей, задач, направленности предметной сферы деятельности, квалификации, профессиональной компетенции педагога-исследователя.

В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения результативности собственной профессиональной педагогической деятельности мы со своей стороны проводили подобную социологическую исследовательскую работу (анкетирование, устные коллективные опросы, беседы и свободные интервью) среди учеников начальных, средних и старших классов общеобразовательных школ различных районов Москвы. В течение нескольких месяцев нами осуществлялась социо-педагогическая диагностика музыкально-культурного уровня современных школьников. Темы бесед и содержание вопросов (знание и посещение московских музыкальных театров, музеев, музыкально-просветительных учреждений, планирование досуга на ближайшие выходные/каникулы) были нацелены на выявление широты музыкально-эстетического кругозора школьников, наличия сформированной системы теоретических искусствоведческих знаний, на определение культурного потенциала детей и подростков. Дополнительными критериями, необходимыми для данного социопедагогического анализа, явились: возраст респондентов, образовательный ценз (уровень и характер образования) родителей и других членов семьи, продолжительность проживания в Москве.

В ходе такого социологического исследования мы выявили удручающую картину: большинство московских школьников (и дети, и подростки) владеют крайне ограниченной информацией по музыкальной истории и современной музыкальной культуре родного города. Некоторые дети не способны были назвать ни один музыкальный театр или музей искусств, никогда не бывали ни в консерватории, ни в филармонии, не посещают школы искусств и эстетические кружки.

Полученные данные вскрыли проблему низкого культурного уровня московских школьников по основным критериям: знания, потребности, интересы. В аспекте нашей профессиональной (музыкально-педагогической) деятельности возможность решения данной проблемы видится нам в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, а именно в усилении музыкально-эстетического компонента школьных образовательных программ и планов за счет эффективной реализации регионального компонента школьного музыкального образования, представляющих собой интегрированные учебные курсы, в нашем случае объединяющие комплекс искусств и москвоведение.

Существующие москвоведческие учебно-методические материалы в основном раскрывают общеисторический, географический, экологический, а также архитектурный и литературный аспекты теоретического и практического знания о столице. В качестве альтернативного решения проблемы музыкально-эстетического развития московских школьников мы предлагаем включение в учебный план общеобразовательной школы на начальной и средней ступенях факультативного учебного курса «Музыкальная Москва», позволяющего создать в рамках школьного учебно-воспитательного процесса единое, целостное музыкально-эстетическое пространство. Участники экспериментальной апробации курса при подведении итогов демонстрировали глубокие, систематизированные научно-теоретические знания, универсальные практи-

ческие умения, высокую творческую активность.

Основные компоненты содержания факультативного курса «Музыкальная Москва» можно подразделить на три тесно взаимосвязанных уровня:

— историко-хронологический (зарождение и развитие культурно-музыкальной жизни Москвы);

— персоналийный (деятельность выдающихся личностей в области музыкального искусства);

— инфраструктурный (учреждения, организации, предприятия в системе московского музыкального образования, просвещения, досуга).

Теоретико-методологический фундамент такого музыкально-москвовед-ческого учебного курса составляют:

— синхронно-диахронический подход к изучению музыкально-культурного наследия, позволяющий формировать у школьников целостное культурологическое мышление;

— системный подход к разработке стройной методики музыкально-эстетического развития (обучения, воспитания и просвещения) личности школьников в процессе участия в исследовательской, экскурсионной, художественно-творческой деятельности;

— междисциплинарный подход к решению проблемы синтеза музыкально-теоретических, искусствоведческих и гуманитарных дисциплин, практических курсов музыкально-художественного творчества.

Стержневым учебным материалом курса становятся исторические, искусствоведческие, досуговые и образовательные объекты, представляющие музыкально-педагогическую значимость для учащихся младшего и среднего школьного возраста: театры; музеи; памятники; досуговые, образовательные и научные учреждения. Многим таким объектам посвящены десятки исследований, художественных книг, методических разработок. Все содержащаяся в них историческая, искусствоведческая, педагогическая информация потребует для изложения перед аудиторией не один десяток учебных часов. Вслед-

ствие этого задачей педагога является отбор, обработка и формирование базового материала по каждому объекту, знакомство с которым позволит заложить необходимый интеллектуальный фундамент в музыкальное образование школьников. Для организации ознакомления учащихся с основными музыкальными объектами необходимо подготовить примерные программы и разработать содержание уроков, экскурсий, творческих проектов.

Каждая учебная тема должна быть представлена логически взаимосвязанным, последовательно выстроенным комплексом различных форм и видов учебной деятельности: 1) театрализо-

ванным рассказом (музыкально-литературная композиция, готовые тематические видео- и аудиоматериалы); 2) экскурсией; 3) беседой (дискуссия, опрос); 4) художественно-творческой деятельностью (концерт, инсценировка, музыкальные композиции и сочинения).

В дальнейшем школьники смогут самостоятельно изучать научно-популярную литературу, касающуюся музыкальных заведений, событий, персоналий Москвы, повторно посещать музеи и театры с родителями или самостоятельно, стремиться к расширению интеллектуального потенциала, эстетического кругозора, полноценному и всестороннему культурному личностному развитию.

В.Г. Иванова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена проблеме развития творческих музыкальных способностей. Исследованы работы выдающихся ученых в области творческого развития. В выводе отражена необходимая взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности в процессе обучения. Ключевые слова: музыкальное образование, творчество, музыка, мышление, педагогика, обучение, игра, система, искусство, способность, слух, одаренность, развитие, деятельность.

Современная музыкальная педагогика ставит в центр своего внимания вопрос формирования творческого мышления, являющегося основой музыкально-исполнительского искусства.

В «Российской педагогической энциклопедии» приведено такое определение творческой деятельности: «...форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего» (2). Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которая не разрешается традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, учета нетрадиционных взаимосвязей элементов и установления между ними новых видов взаимозависимости.

Следует отметить, что творческий

процесс — это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое является ее решением. Любое значительное научное открытие — это качественный скачок в мышлении. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специально ориентированных приёмов и методов обучения может содействовать его образованию и появлению. Знания, умения, навыки являются обязательным условием для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.