Научная статья на тему 'Интегрированный литературно-музыкальный проект на филологическом факультете'

Интегрированный литературно-музыкальный проект на филологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / HIGHER PHILOLOGICAL EDUCATION / MUSICAL6AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS / SYNTHESIS OF MUSICAL AND LITERARY ARTS / INTEGRATIVE LITERARY-MUSICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здорова Светлана Викторовна

Автор затрагивает актуальную проблему совершенствования филологической подготовки в вузе и предлагает к рассмотрению методику музыкально-эстетического воспитания студентов, основанную на синтезе вокального и литературного искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Здорова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated literary-musical project for philology students

Author broaches the problem of improving higher philological education and suggests the methods of musical6aesthetic development of students based on synthesis of musical and literary arts.

Текст научной работы на тему «Интегрированный литературно-музыкальный проект на филологическом факультете»

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

)

С.В. ЗДОРОВА, ст. преподаватель Московский городской педагогический университет

Интегрированный литературно-музыкальный проект на филологическом факультете

Автор затрагивает актуальную проблему совершенствования филологической подготовки в вузе и предлагает к рассмотрению методику музыкально-эстетического воспитания студентов, основанную на синтезе вокального и литературного искусств.

Ключевые слова: высшее филологическое образование, музыкально-эстетическое воспитание студентов, синтез музыки и литературы, интегрированные музыкальнолитературные проекты.

В процессе исследовательской работы с использованием различных методов сбора социологических данных (наблюдений, опросов, бесед, анкетирования) среди студентов немузыкальных факультетов гуманитарных вузов Москвы нами была выявлена их потребность в овладении музыкальным искусством на теоретическом и исполнительском уровнях. Мы полагаем, что она обусловлена широкой популярностью и пропагандой музыкального исполнительства и творчества в средствах массовой информации, появлением множества конкурсных музыкальных проектов на радио и телевидении.

Был сделан вывод об актуальности осуществления общего музыкально-эстетического воспитания на различных факультетах гуманитарных вузов независимо от профиля специализации: музыкальное искусство может и должно играть важнейшую роль в подготовке специалиста гуманитарного профиля, к которому в последнее время предъявляются требования профессиональной полифункциональности, духовноличностной многогранности, общей художественно-эстетической компетентности, интеллектуальной креативности.

Интонационная природа, средства выразительности, способы и формы музыкального творчества вполне доступны для освоения студентами гуманитарных вузов.

В то же время следует учитывать, что прин-

ципы, методы, приемы, формы музыкально-эстетического воспитания должны соответствовать содержанию учебной, социально-культурной, профессиональной, досугово-творческой деятельности студентов-гуманитариев.

Необходимые знания, творческие навыки и умения гуманитариев в сфере музыкального искусства необходимо совершенствовать постоянно, систематически и последовательно, опираясь при этом на имеющийся у них интеллектуально-творческий багаж и соблюдая при этом такие дидактические принципы, как связь теории с практикой и сознательное усвоение знаний. Также в процессе организации музыкальноэстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов следует соблюдать дидактический принцип прочного усвоения знаний, который, в свою очередь, базируется на принципах доступности обучения и индивидуального подхода к студентам, учитывая их личностные психофизиологические особенности,задатки, способности, возможности и базовую подготовку.

В результате изучения культурологических, филологических и искусствоведческих трудов нами были установлены тесные взаимосвязи между музыкой и литературой, которые занимают ключевое место в содержании филологических дисциплин. Действительно, в учебных программах филоло-

140

Высшее образование в России • № 6, 2009

гических факультетов постоянно встречаются темы, содержание которых составляет синтез музыки и литературы в различных европейских культурах. Однако глубокое изучение литературных стилей, жанров, форм в рамках филологической подготовки не подкрепляется таким же глубоким изучением музыкального искусства.

Преподавателями филологических факультетов практикуется интегрированный подход к изучению отдельных тем. Так, например, студенты различных курсов и отделений самостоятельно и при поддержке преподавателей создают музыкальнолитературные композиции по изучаемым темам в рамках своей специализации. Наблюдения за процессом и результатами подобных филологических проектов привели нас к выводу, что для создания интегрированных проектов на высоком профессиональном исполнительском уровне студентам требуются базовые музыкальные знания, исполнительские умения и навыки.

Для формирования у студентов филологических факультетов системных гуманитарных знаний, а также музыкально-литературных исполнительских умений необходимо объединить педагогические усилия преподавателей литературы и педагогов-музыкантов и вести параллельную совместную работу. Это может выглядеть следующим образом.

1. Совместный анализ учебных планов и образовательных программ с целью выявления учебных тем, обладающих интеграционным потенциалом для совершенствования филологической подготовки студентов.

2. Теоретико-методическая разработка интегрированных проектов по выбранным темам, определение содержания, цели, задач реализации каждого интегрированного проекта и формируемых у студентов знаний, умений, навыков, способностей; выбор методов, способов, форм и средств подготовки студентов к реализации интегрированных проектов.

3. Определение полномочий и обязанностей каждого из преподавателей, за-

нятых в разработке и подготовке интегрированного проекта, выявление общих и специальных теоретико-методических аспектов обучения.

В процессе разработки программы интегрированных проектов преподавателям музыки и литературы необходимо ответить на ряд вопросов:

• какие виды, стили и жанры музыкального искусства и литературы должны составлять содержание конкретного интегрированного проекта?

• каким должно быть магистральное литературное и музыкальное направление подготовки студентов к реализации конкретного интегрированного проекта?

• какой круг профессиональных, социокультурных, художественно-эстетических, музыкально-исполнительских задач должен решаться в процессе музыкальной подготовки к реализации студентами конкретного интегрированного проекта?

• какие виды, формы и средства организации учебной деятельности будут наиболее оптимально включаться в общую структуру интегрированного проекта?

На основе анализа двухлетней опытной работы в специально созданных экспериментальных группах на филологических факультетах Московского государственного областного педагогического института и Московского городского педагогического университета, результатов контрольных проверок студентов, изучения отзывов, пожеланий, мнений участников эксперимента мы убедились: в дидактическом плане для музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов более всего подходит вокальное искусство. Оно наиболее доступно технически, близко эмоциональной природе человека, способствует психофизиологическому оздоровлению (развитие правильного дыхания и речевой моторики, тренировка артикуляционного аппарата, нормализация эмоционального состояния), имеет широкий спектр практического применения в социокультурной

Научный дебют

141

жизни, профессиональной и досуговой деятельности. Именно вокальное искусство позволяет студентам максимально эффективно, на качественном уровне реализовать синтез музыки и литературы в ходе выполнения интегрированных проектов.

В процессе проведения педагогических экспериментов мы стремились к тому, чтобы вокальные занятия со студентами филологических факультетов были разнообразными и универсальными (распевание, технические упражнения, вокализы, творческие задания на развитие музыкального слуха, прослушивание образцов классического вокального искусства, изучение песен и романсов с параллельным кратким ознакомлением с творческой биографией авторов произведений, культурно-историческими особенностями рассматриваемой эпохи и т.д.). Целью проводимых вокальных занятий было общее музыкально-эстетическое воспитание студентов: развитие музыкального слуха, формирование вокальных способностей и умений, раскрытие художественно-творческого потенциала личности, расширение культурологического кругозора, а также изучение вокальной речи в аспекте филологического знания, разбор фонетических особенностей и закономерностей вокального исполнения с учетом профилирующих языков студентов филологических факультетов.

Разработка теоретико-методических аспектов интегрированных музыкальнолитературных проектов на филологическом факультете педагогического вуза потребовала пересмотра жанрово-тематического и технического содержания занятий, а также включения специальных методических материалов по изучению студентами конкретных музыкальных тем, соответствующих содержанию интегрированных проектов. В них должны были раскрываться культурно-исторические, музыкальные жанро-во-стилистические,лингвистические особенности эпохи, страны, черты творчества конкретной персоналии.

Приведем наглядный пример методи-

ческой разработки интегрированного музыкально-литературного проекта, в частности, рассмотрим вопросы формирования его содержания, организации музыкальноэстетического воспитания и вокально-исполнительского обучения студентов филологического факультета педагогического вуза.

Содержание интегрированного музыкально-литературного проекта «Творчество А.С. Пушкина в литературе и музыке » формируется из следующих взаимосвязанных тематических компонентов:

• история России времен А.С. Пушкина;

• особенности развития искусств в данный исторический период;

• музыка и литература в России в начале XIX столетия;

• жанрово-стилистические особенности вокальной музыки данного исторического периода;

• русская поэзия начала XIX века;

• значение творчества А.С. Пушкина в развитии русской культуры;

• музыкальность поэзии А.С. Пушкина;

• романсы на стихи А.С. Пушкина, созданные при жизни поэта;

• более поздние романсы на стихи А.С. Пушкина.

Перечисленные выше компоненты составляют содержание ознакомительного обучения по выбранной теме, выполняют роль основы общего музыкально-эстетического воспитания студентов и носят теоретический характер. Усвоение знаний происходит с помощью аудиальных и визуальных методов и средств в сочетании с различными комплексами дидактических наглядных материалов.

Формирование теоретических знаний является предпосылкой их закрепления, развития и реализации в дальнейшей практической исполнительской подготовке. Содержание практической вокальной подготовки состоит из следующих, также взаимосвязанных компонентов:

142

Высшее образование в России • № 6, 2009

• общие традиции исполнения романсов;

• исполнительские особенности романса-элегии эпохи А.С. Пушкина;

• художественно-выразительный аспект исполнения романсов-элегий;

• содержание текстов романсов и смысл комментариев к стихотворениям А.С. Пушкина;

• технический вокально-исполнительский аспект интерпретации романсов XIX века;

• техника и искусство исполнения романсов на стихи А.С. Пушкина в духе аутентичных музыкальных и художествен-ныхтрадиций эпохи.

Целями подобного музыкально-эстетического воспитания и вокально-исполнительского обучения являются: общее культурологическое развитие студентов; полноценное видение объектов и явлений искусства, изучаемых в рамках филологических наук; углубление лингвистической подготовки; стимулирование художественнотворческих способностей и проявлений студентов.

Реализацию интегрированных музыкально-литературных проектов (и в их рамках - разработку содержания музыкально-эстетического воспитания и вокальноисполнительского обучения) можно осуществлять не только в сотрудничестве с кафедрой русского языка и литературы (славянских языков), но и совместно с кафедрами германских и романских языков, так как в учебных планах и программах данных филологических направлений также имеется немало тем на стыке нескольких гуманитарных областей (культура Италии, Испании, Франции, Австрии, Германии). Их

можно раскрыть, привлекая материал различных видов искусства (в нашем случае -музыки и литературы).

Подготовив со студентами филологического факультета целую серию подобных интегрированных музыкально-литературных проектов, педагог по вокалу в дальнейшем может усложнить свою задачу. Если студенты демонстрируют более высокий технический и художественный уровень вокального исполнения, устойчивое развитие музыкального слуха и общих певческих навыков, можно разнообразить содержание интегрированных музыкально-литературных проектов в репертуарном жанрово-тематическом аспекте. Так, например, кроме песен и романсов со студентами старших курсов можно разучивать отрывки из опер, естественным образом включая учебный вокальный материал в общую историко-культурологическую картину, рассматривая особенности развития изучаемого жанра в определенных культурно-исторических и географических условиях.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и в его рамках - вокальноисполнительское обучение, во-первых, тесным образом связываются с содержанием профессионального образования студентов филологических факультетов, во-вторых, способствуют совершенствованию профильной филологической подготовки, в-третьих, вносят вклад в формирование общей культуры специалистов-гуманитариев, в-четвертых, стимулируют раскрытие и развитие художественно-творческого потенциала студентов через комплекс разнообразных культурологических, искусствоведческих знаний, художественно-творческих умений, исполнительских навыков.

ZDOROVA S.V. INTEGRATED LITERARY-MUSICAL PROJECT FOR PHILOLOGY STUDENTS

Author broaches the problem of improving higher philological education and suggests the methods of musical-aesthetic development of students based on synthesis of musical and literary arts.

Keywords: higher philological education, musical-aesthetic development of students, synthesis of musical and literary arts, integrative literary-musical project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.