НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
)
С.В. ЗДОРОВА, ст. преподаватель Московский городской педагогический университет
Интегрированный литературно-музыкальный проект на филологическом факультете
Автор затрагивает актуальную проблему совершенствования филологической подготовки в вузе и предлагает к рассмотрению методику музыкально-эстетического воспитания студентов, основанную на синтезе вокального и литературного искусств.
Ключевые слова: высшее филологическое образование, музыкально-эстетическое воспитание студентов, синтез музыки и литературы, интегрированные музыкальнолитературные проекты.
В процессе исследовательской работы с использованием различных методов сбора социологических данных (наблюдений, опросов, бесед, анкетирования) среди студентов немузыкальных факультетов гуманитарных вузов Москвы нами была выявлена их потребность в овладении музыкальным искусством на теоретическом и исполнительском уровнях. Мы полагаем, что она обусловлена широкой популярностью и пропагандой музыкального исполнительства и творчества в средствах массовой информации, появлением множества конкурсных музыкальных проектов на радио и телевидении.
Был сделан вывод об актуальности осуществления общего музыкально-эстетического воспитания на различных факультетах гуманитарных вузов независимо от профиля специализации: музыкальное искусство может и должно играть важнейшую роль в подготовке специалиста гуманитарного профиля, к которому в последнее время предъявляются требования профессиональной полифункциональности, духовноличностной многогранности, общей художественно-эстетической компетентности, интеллектуальной креативности.
Интонационная природа, средства выразительности, способы и формы музыкального творчества вполне доступны для освоения студентами гуманитарных вузов.
В то же время следует учитывать, что прин-
ципы, методы, приемы, формы музыкально-эстетического воспитания должны соответствовать содержанию учебной, социально-культурной, профессиональной, досугово-творческой деятельности студентов-гуманитариев.
Необходимые знания, творческие навыки и умения гуманитариев в сфере музыкального искусства необходимо совершенствовать постоянно, систематически и последовательно, опираясь при этом на имеющийся у них интеллектуально-творческий багаж и соблюдая при этом такие дидактические принципы, как связь теории с практикой и сознательное усвоение знаний. Также в процессе организации музыкальноэстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов следует соблюдать дидактический принцип прочного усвоения знаний, который, в свою очередь, базируется на принципах доступности обучения и индивидуального подхода к студентам, учитывая их личностные психофизиологические особенности,задатки, способности, возможности и базовую подготовку.
В результате изучения культурологических, филологических и искусствоведческих трудов нами были установлены тесные взаимосвязи между музыкой и литературой, которые занимают ключевое место в содержании филологических дисциплин. Действительно, в учебных программах филоло-
140
Высшее образование в России • № 6, 2009
гических факультетов постоянно встречаются темы, содержание которых составляет синтез музыки и литературы в различных европейских культурах. Однако глубокое изучение литературных стилей, жанров, форм в рамках филологической подготовки не подкрепляется таким же глубоким изучением музыкального искусства.
Преподавателями филологических факультетов практикуется интегрированный подход к изучению отдельных тем. Так, например, студенты различных курсов и отделений самостоятельно и при поддержке преподавателей создают музыкальнолитературные композиции по изучаемым темам в рамках своей специализации. Наблюдения за процессом и результатами подобных филологических проектов привели нас к выводу, что для создания интегрированных проектов на высоком профессиональном исполнительском уровне студентам требуются базовые музыкальные знания, исполнительские умения и навыки.
Для формирования у студентов филологических факультетов системных гуманитарных знаний, а также музыкально-литературных исполнительских умений необходимо объединить педагогические усилия преподавателей литературы и педагогов-музыкантов и вести параллельную совместную работу. Это может выглядеть следующим образом.
1. Совместный анализ учебных планов и образовательных программ с целью выявления учебных тем, обладающих интеграционным потенциалом для совершенствования филологической подготовки студентов.
2. Теоретико-методическая разработка интегрированных проектов по выбранным темам, определение содержания, цели, задач реализации каждого интегрированного проекта и формируемых у студентов знаний, умений, навыков, способностей; выбор методов, способов, форм и средств подготовки студентов к реализации интегрированных проектов.
3. Определение полномочий и обязанностей каждого из преподавателей, за-
нятых в разработке и подготовке интегрированного проекта, выявление общих и специальных теоретико-методических аспектов обучения.
В процессе разработки программы интегрированных проектов преподавателям музыки и литературы необходимо ответить на ряд вопросов:
• какие виды, стили и жанры музыкального искусства и литературы должны составлять содержание конкретного интегрированного проекта?
• каким должно быть магистральное литературное и музыкальное направление подготовки студентов к реализации конкретного интегрированного проекта?
• какой круг профессиональных, социокультурных, художественно-эстетических, музыкально-исполнительских задач должен решаться в процессе музыкальной подготовки к реализации студентами конкретного интегрированного проекта?
• какие виды, формы и средства организации учебной деятельности будут наиболее оптимально включаться в общую структуру интегрированного проекта?
На основе анализа двухлетней опытной работы в специально созданных экспериментальных группах на филологических факультетах Московского государственного областного педагогического института и Московского городского педагогического университета, результатов контрольных проверок студентов, изучения отзывов, пожеланий, мнений участников эксперимента мы убедились: в дидактическом плане для музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов более всего подходит вокальное искусство. Оно наиболее доступно технически, близко эмоциональной природе человека, способствует психофизиологическому оздоровлению (развитие правильного дыхания и речевой моторики, тренировка артикуляционного аппарата, нормализация эмоционального состояния), имеет широкий спектр практического применения в социокультурной
Научный дебют
141
жизни, профессиональной и досуговой деятельности. Именно вокальное искусство позволяет студентам максимально эффективно, на качественном уровне реализовать синтез музыки и литературы в ходе выполнения интегрированных проектов.
В процессе проведения педагогических экспериментов мы стремились к тому, чтобы вокальные занятия со студентами филологических факультетов были разнообразными и универсальными (распевание, технические упражнения, вокализы, творческие задания на развитие музыкального слуха, прослушивание образцов классического вокального искусства, изучение песен и романсов с параллельным кратким ознакомлением с творческой биографией авторов произведений, культурно-историческими особенностями рассматриваемой эпохи и т.д.). Целью проводимых вокальных занятий было общее музыкально-эстетическое воспитание студентов: развитие музыкального слуха, формирование вокальных способностей и умений, раскрытие художественно-творческого потенциала личности, расширение культурологического кругозора, а также изучение вокальной речи в аспекте филологического знания, разбор фонетических особенностей и закономерностей вокального исполнения с учетом профилирующих языков студентов филологических факультетов.
Разработка теоретико-методических аспектов интегрированных музыкальнолитературных проектов на филологическом факультете педагогического вуза потребовала пересмотра жанрово-тематического и технического содержания занятий, а также включения специальных методических материалов по изучению студентами конкретных музыкальных тем, соответствующих содержанию интегрированных проектов. В них должны были раскрываться культурно-исторические, музыкальные жанро-во-стилистические,лингвистические особенности эпохи, страны, черты творчества конкретной персоналии.
Приведем наглядный пример методи-
ческой разработки интегрированного музыкально-литературного проекта, в частности, рассмотрим вопросы формирования его содержания, организации музыкальноэстетического воспитания и вокально-исполнительского обучения студентов филологического факультета педагогического вуза.
Содержание интегрированного музыкально-литературного проекта «Творчество А.С. Пушкина в литературе и музыке » формируется из следующих взаимосвязанных тематических компонентов:
• история России времен А.С. Пушкина;
• особенности развития искусств в данный исторический период;
• музыка и литература в России в начале XIX столетия;
• жанрово-стилистические особенности вокальной музыки данного исторического периода;
• русская поэзия начала XIX века;
• значение творчества А.С. Пушкина в развитии русской культуры;
• музыкальность поэзии А.С. Пушкина;
• романсы на стихи А.С. Пушкина, созданные при жизни поэта;
• более поздние романсы на стихи А.С. Пушкина.
Перечисленные выше компоненты составляют содержание ознакомительного обучения по выбранной теме, выполняют роль основы общего музыкально-эстетического воспитания студентов и носят теоретический характер. Усвоение знаний происходит с помощью аудиальных и визуальных методов и средств в сочетании с различными комплексами дидактических наглядных материалов.
Формирование теоретических знаний является предпосылкой их закрепления, развития и реализации в дальнейшей практической исполнительской подготовке. Содержание практической вокальной подготовки состоит из следующих, также взаимосвязанных компонентов:
142
Высшее образование в России • № 6, 2009
• общие традиции исполнения романсов;
• исполнительские особенности романса-элегии эпохи А.С. Пушкина;
• художественно-выразительный аспект исполнения романсов-элегий;
• содержание текстов романсов и смысл комментариев к стихотворениям А.С. Пушкина;
• технический вокально-исполнительский аспект интерпретации романсов XIX века;
• техника и искусство исполнения романсов на стихи А.С. Пушкина в духе аутентичных музыкальных и художествен-ныхтрадиций эпохи.
Целями подобного музыкально-эстетического воспитания и вокально-исполнительского обучения являются: общее культурологическое развитие студентов; полноценное видение объектов и явлений искусства, изучаемых в рамках филологических наук; углубление лингвистической подготовки; стимулирование художественнотворческих способностей и проявлений студентов.
Реализацию интегрированных музыкально-литературных проектов (и в их рамках - разработку содержания музыкально-эстетического воспитания и вокальноисполнительского обучения) можно осуществлять не только в сотрудничестве с кафедрой русского языка и литературы (славянских языков), но и совместно с кафедрами германских и романских языков, так как в учебных планах и программах данных филологических направлений также имеется немало тем на стыке нескольких гуманитарных областей (культура Италии, Испании, Франции, Австрии, Германии). Их
можно раскрыть, привлекая материал различных видов искусства (в нашем случае -музыки и литературы).
Подготовив со студентами филологического факультета целую серию подобных интегрированных музыкально-литературных проектов, педагог по вокалу в дальнейшем может усложнить свою задачу. Если студенты демонстрируют более высокий технический и художественный уровень вокального исполнения, устойчивое развитие музыкального слуха и общих певческих навыков, можно разнообразить содержание интегрированных музыкально-литературных проектов в репертуарном жанрово-тематическом аспекте. Так, например, кроме песен и романсов со студентами старших курсов можно разучивать отрывки из опер, естественным образом включая учебный вокальный материал в общую историко-культурологическую картину, рассматривая особенности развития изучаемого жанра в определенных культурно-исторических и географических условиях.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и в его рамках - вокальноисполнительское обучение, во-первых, тесным образом связываются с содержанием профессионального образования студентов филологических факультетов, во-вторых, способствуют совершенствованию профильной филологической подготовки, в-третьих, вносят вклад в формирование общей культуры специалистов-гуманитариев, в-четвертых, стимулируют раскрытие и развитие художественно-творческого потенциала студентов через комплекс разнообразных культурологических, искусствоведческих знаний, художественно-творческих умений, исполнительских навыков.
ZDOROVA S.V. INTEGRATED LITERARY-MUSICAL PROJECT FOR PHILOLOGY STUDENTS
Author broaches the problem of improving higher philological education and suggests the methods of musical-aesthetic development of students based on synthesis of musical and literary arts.
Keywords: higher philological education, musical-aesthetic development of students, synthesis of musical and literary arts, integrative literary-musical project.