Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты музыкальной эстетизации современного образовательного процесса'

Теоретико-методологические аспекты музыкальной эстетизации современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ / ФЛЕЙТОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хучбаров Махмуддибир Магомедович

В статье анализируются возможности совершенствования качества образовательного процесса за счет его музыкальной эстетизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты музыкальной эстетизации современного образовательного процесса»

№ 3 (41), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

М. М. ХУЧБАРОВ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

музыкальной эстетизации

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОцЕССА

В статье анализируются возможности совершенствования качества образовательного процесса за счет его музыкальной эстетизации.

Ключевые слова: система образования, воспитание музыкальным искусством, флейтовая музыка.

Система образования как социальный институт должна оперативно и адекватно реагировать на внедрение социальных инноваций, с одной стороны, и тенденций, наблюдаемых в детско-под-ростковых группах - с другой. Наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются административно-педагогические коллективы, - ранняя преступность, асоциальное поведение подростков (игровая зависимость, опасность усвоения вредных привычек и пр.), основная причина которого -детская безнадзорность и беспризорность.

Политический и экономический кризис повлек за собой развал системы образования в конце ХХ века. Одновременно с исчезновением учреждений художественного воспитания и творческого досуга были разрушены устоявшиеся формы контроля за детьми, наставничества. Из-за финансовых трудностей со школ практически сняли обязанность обеспечивать досуг воспитанников, группы продленного дня охватывали незначительную часть школьников, остальные после уроков были предоставлены сами себе.

В начале XXI века в России приступили к возрождению системы художественного образования и эстетического воспитания, традиционных форм педагогического сопровождения досуга детей и подростков. Средним общеобразовательным школам было предложено перейти на режим полного дня (обязательное нахождение учеников под контролем педагогов в период рабочего дня большинства родителей - от 8 утра до 6-7 вечера). Появились новые варианты сотрудничества с учреждениями дополнительного образования: детские школы искусств, музыкальные школы, досуговые организации получили возможность развернуть социально-педагогическую деятельность на базе общеобразовательных учреждений.

Проведенные нами наблюдения показывают, что из-за проблем организационно-методического характера ресурс школ полного дня не используется с максимальной продуктивностью. Поскольку к учащимся общеобразовательных школ, посещающим кружки факультативно, нельзя предъявлять те же требования, что и к детям, поступающим непосредственно в ДШИ и ДМШ, нужна разработка специальной учебно-методической базы, корректировка программ и учебных планов. Так, например, преподаватели музыки (специального инструмента, теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы) столкнулись с необходимостью аккумулировать личностно-развивающие возможности курсов и дисциплин, упростить методические блоки и требования.

К этому побуждают противоречия между возможностями школ полного дня и реальным со-

держанием дополнительного (факультативного) образования; между потребностью в адаптированных программах, учебно-методических пособиях и других ресурсах массового музыкального обучения и современным состоянием учебно-методической базы ДШИ и ДМШ. Необходима разработка эффективной системы взаимодействия школ полного дня и учреждений дополнительного образования, направленной к музыкальной эстетизации учебного процесса.

Методическому, дидактическому и процессуальному содержанию работы общеобразовательной школы посвящены труды педагогов и психологов Г. П. Будановой, Л. В. Алферовой, Т. Н. Дементьевой, Н. Ф. Дика А. О. Зверева, Л. М. Зелениной, Э. Г. Костяшкина, С. Ю. Прохорова, С. В. Никитенко, К. Е. Сумнительного, Л. Б. Шапошниковой и др. Однако проблемам факультативного музыкально-эстетического образования и развития учащихся школы полного дня практически не уделяется внимание.

Школа полного дня не является инновацией, соответствующий режим обучения был широко распространен в советское время, существовала теоретико-методическая база по организации учебно-воспитательного процесса и досуга школьников в группах продленного дня (А. А. Огородников, З. Ф. Садовничая, А. Д. Солдатенков, Л. В. Школяр и др.). Музыкальной деятельности младших школьников в группах продленного дня посвящено учебное пособие В. Д. Шульгиной, О. П. Рудницкой, О. Ф. Щелоковой (1985).

Термин «эстетизация» универсален и применяется достаточно широко [1]. Независимо от сферы приложения, теоретические проекты и практические разработки данной тематики опираются на методологические основы эстетики как философской науки, на фундаментальные труды мыслителей античности, эстетиков и психологов Х1Х-ХХ столетий [2].

Актуальна разработка комплексных систем школьного музыкально-эстетического воспитания и развития личности, направленных на решение стратегически важных задач современной педагогики: обеспечить заинтересованность детей музыкальным искусством; повысить общий культурный уровень; оздоровить психологический климат в коллективе, совершенствовать межличностные отношения (поведение, мировосприятие и пр.).

Многолетняя практика педагога по классу флейты позволяет автору статьи утверждать, что игра на духовом инструменте благоприятно влияет на психологическое состояние учеников, а ансамблевое музицирование оказывает социализирующее воздействие. Всесторонне изучив обра-

102 "Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

зовательный процесс в школе полного дня, можно существенно оптимизировать результаты образовательной деятельности.

Этому могут способствовать меры теоретико-исследовательского и экспериментально-эмпирического характера:

- исследование предметно-организационной структуры и теоретико-методического содержания современного образовательного процесса в школе полного дня;

- составление перечня учебных предметов, факультативных курсов, видов учебной и досуговой деятельности школьников, результаты которых могут быть улучшены за счет музыкальной эстетизации их теоретико-методического и практического содержания;

- выявление возможностей совместной теоретико-методической и организационно-практической деятельности школы полного дня и учреждений дополнительного образования по музыкальной эстетизации образовательного процесса;

- разработка модели (плана и программы) их взаимодействия.

Этим логически обусловлен ряд задач, требующих последовательного решения для достижения цели. Требуется раскрыть организационные возможности и теоретико-методические ресурсы учреждения дополнительного образования, систематизировать направления, формы, методы и средства взаимодействия на основании принятых ныне методологических подходов: культурологического (личность формируется в насыщенной культурной среде, создание которой наиболее эффективно обеспечивает музыкальное искусство и другие виды искусства, интерактивно осваиваемые детьми и подростками), системного и гуманистического (забота о психоэмоциональном, духовно-нравственном здоровье детей и подростков как основной принцип отбора методов, форм, средств педагогического взаимодействия).

Процесс музыкальной эстетизации образовательной среды современных школ должен опи-

раться на методики обучения игре на музыкальных инструментах, разработанные российскими специалистами и внедренные в практику детских общеобразовательных заведений и учреждений дополнительного образования детей. Многие системы музыкально-эстетического воспитания подчеркивают психолого-педагогический потенциал духовых инструментов, в частности, благоприятное воздействие флейтовой музыки.

Литература и примечания

1. Отметим наиболее крупные научные труды, посвященные музыкальной эстетизации образования. Значимые идеи содержат кандидатские диссертации Э. А. Гулиевой «Роль художественной самодеятельности в эстетизации досуга трудящихся» (1991), Г. Э. Галановой «Феномен эстетизации частной жизни в контексте классической и неклассических концепций культуры» (2001), О. В. Солодовниковой «Эстетизация современной культуры и формы ее представления» (2002), О. И. Маюновой «Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека» (2003), А. Н. Степанова «Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века» (2005), Т. В. Маловой «Эстетизация полоро-левого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» (2006), докторская диссертация Н. В. Осипо-вой «Педагогические основы эстетизации учебно-воспитательного пространства школы» (2003).

2. Труды по философии, эстетике, философии музыки, музыкальной эстетике (Аристотель, А. Квинтилиан, Б. Асафьев, А. Баумгартен, Г. Бес-селер, Г. Гегель, С. Георге, Р. Грубер, Р. Декарт, А. Лосев, А. Луначарский, Ф. Ницше, Ф. Шиллер, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, К. Шубарт, X. Эг-гебрехт, X. Эйслер), по психологии музыки, музыкальной психологии (Л. Выготский, В. Петрушин, Д. Юм, Э. Сторр и др.).

m. m. khuchbarov. theoretical, methodological and practical aspects of musical aesthetization of modern educational process

The possibilities of increasing the quality of educational process due to musical aesthetization of its content are analyzed in the article.

Key words: educational system, education by means of music art, flute music.

С. С. ШИРОКОВА

ГОТОВНОСТЬ эстрадного певца к концерту

Рассматривая уровни готовности эстрадного вокалиста к выступлению на сцене, автор статьи выявляет способности к профессиональному росту.

Ключевые слова: эстрадный вокал, художественный образ, готовность к концертному выступлению.

Успешная концертная деятельность музыканта, в том числе и эстрадного певца, во многом зависит от качества вокальной подготовки, от умения регулировать свое эмоциональное состояние перед выступлениями и во время них. В случае если певец не обладает такими способностями, снижается эффективность музыкальной деятель-

ности. Подготовку концертной программы, по мнению Ю. А. Цагарелли, следует начинать решением вопросов репертуара с учетом того, что сложность программы должна соответствовать уровню подготовки музыканта-исполнителя.

Общая готовность представляет собой сложное многоуровневое образование - определенный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.