Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг'

Теоретико-методологические аспекты взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ / INTERACTION OF MACRO-ECONOMIC REGULATORS / РЫНОЧНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / MARKET REGULATORS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / GOVERNMENTAL REGULATORS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) СЕКТОР СФЕРЫ УСЛУГ / PUBLIC (GOVERNMENTAL) SERVICES SECTOR / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / EFFICIENCY OF PUBLIC REGULATION / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

Представленная статья посвящена актуальным вопросам повышения экономической эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг, в частности, теоретическим и методологическим аспектам взаимодействия макроэкономических регуляторов, обуславливающих степень эффективности функционирования и доступности государственных услуг. Подробно обоснованы предпосылки, предопределяющие актуальность рассматриваемой проблемы, представлены результаты анализа теоретической разработанности, описаны возможности объективной оценки результатов управления эффективностью взаимодействия рыночных и государственных регуляторов путем определения уровня издержек пользователя государственной услуги. Проведен функциональный анализ системы государственного регулирования как института, формирующего основу функционирования рыночной среды. Особое внимание уделено отечественным разработкам указанной проблемы, рассмотрены особенности ее развития в международной практике, определены возможные пути сокращения затрат пользователей государственных услуг. Актуальность исследования продиктована высоким уровнем издержек, возникающих в результате несбалансированных управляющих воздействий макроэкономических регуляторов, а также наличием значительных резервов для повышения эффективности участия всех заинтересованных в регулировании сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects of interaction of market and governmental regulators of public (governmental) services sector

The article is devoted to topical issues of increasing economic efficiency of interactions of market and governmental regulators of the public (governmental) services sector, in particular, to theoretical and methodological aspects of interactions macro-economic regulators that determine the level of efficiency of functioning and availability of governmental services. It substantiates in detail the prerequisites that predetermine the topicality of the problem under consideration, presents the analysis results for its theoretical development, describes the possibilities of objective assessment of management results for interaction efficiency concerning the market and governmental regulators by determining the cost level in regard to users of governmental services. It makes a functional analysis of the governmental regulati9on system as an institute that forms the basis of the labor environment functioning. It pays a special attention to domestic developments of the problem, considers its development features in the international practice, determines possible ways of cutting the expenses of governmental services users. The topicality of the research is dictated by a high expenses level resulting from misbalanced managerial impacts of the macro-economic regulators, as well as by presence of significant reserves for increasing the efficiency of participation of all those interested in regulation of the parties.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг»

УДК 338.22.01

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(2).13

В. В. Буровцев

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Российская Федерация

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) СЕКТОРА СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация. Представленная статья посвящена актуальным вопросам повышения экономической эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг, в частности, теоретическим и методологическим аспектам взаимодействия макроэкономических регуляторов, обуславливающих степень эффективности функционирования и доступности государственных услуг. Подробно обоснованы предпосылки, предопределяющие актуальность рассматриваемой проблемы, представлены результаты анализа теоретической разработанности, описаны возможности объективной оценки результатов управления эффективностью взаимодействия рыночных и государственных регуляторов путем определения уровня издержек пользователя государственной услуги. Проведен функциональный анализ системы государственного регулирования как института, формирующего основу функционирования рыночной среды. Особое внимание уделено отечественным разработкам указанной проблемы, рассмотрены особенности ее развития в международной практике, определены возможные пути сокращения затрат пользователей государственных услуг. Актуальность исследования продиктована высоким уровнем издержек, возникающих в результате несбалансированных управляющих воздействий макроэкономических регуляторов, а также наличием значительных резервов для повышения эффективности участия всех заинтересованных в регулировании сторон.

Ключевые слова. Взаимодействие макроэкономических регуляторов; рыночные регуляторы; государственные регуляторы; общественный (государственный) сектор сферы услуг; эффективность государственного регулирования; рыночная экономика.

Информация о статье. Дата поступления 3 января 2015 г.; дата принятия к печати 20 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 17 марта 2015 г.

V. V. Burovtsev

Siberian State Railway Engineering University, Novosibirsk, Russian Federation

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION OF MARKET AND GOVERNMENTAL REGULATORS OF PUBLIC (GOVERNMENTAL) SERVICES SECTOR

Abstract. The article is devoted to topical issues of increasing economic efficiency of interactions of market and governmental regulators of the public (governmental) services sector, in particular, to theoretical and methodological aspects of interactions macro-economic regulators that determine the level of efficiency of functioning and availability of governmental services. It substantiates in detail the prerequisites that predetermine the topicality of the problem under consideration, presents the analysis results for its theoretical development, describes the possibilities of objective assessment of management results for interaction efficiency concerning the market and governmental regulators by determining the cost level in regard to users of governmental services. It makes a functional analysis of the governmental regulati9on system as an institute that forms the basis of the labor environment functioning. It pays a special attention to domestic developments of the problem, considers its development features in

© В. В. EypoBueB, 2015

the international practice, determines possible ways of cutting the expenses of governmental services users. The topicality of the research is dictated by a high expenses level resulting from misbalanced managerial impacts of the macro-economic regulators, as well as by presence of significant reserves for increasing the efficiency of participation of all those interested in regulation of the parties.

Keywords. Interaction of macro-economic regulators; market regulators; governmental regulators; public (governmental) services sector; efficiency of public regulation; market economy.

Article info. Received January 3, 2015; accepted February 20, 2015; available online March 17, 2015.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется эффективностью функционирования системы государственного регулирования экономики, в том числе наличием и уровнем административных барьеров, обусловленных особенностями формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг. Проблемы повышения эффективности сбалансированного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов особенно актуальны в высокомонополизированных инфраструктурных отраслях российской экономики. При этом важнейшим критерием эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг является наличие и величина «административных барьеров», возникающих в процессе потребления государственных услуг.

Особый научный интерес вызывает двойственность экономической и правовой природы института государственных услуг (функций). Общество в лице рядовых потребителей, с одной стороны, заинтересовано в реализации правил, гарантирующих безопасность и упорядочивание предпринимательской деятельности. Эту функцию выполняют, например, такие государственные услуги (функции), как лицензирование, пономерной учет подвижного состава, процедуры примыкания и открытия для постоянной эксплуатации объектов инфраструктуры, сертификация и т. д. С другой стороны, помимо непосредственных затрат предпринимательская среда несет значительные трансакционные издержки от неэффективного взаимодействия регуляторов, обеспечивающих деятельность государственного сектора сферы услуг, которые в конечном счете также возлагаются «на плечи» конечных потребителей, являются предпосылкой для необоснованного роста доли непроизводительных затрат в структуре себестоимости отечественной продукции. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости разработки механизмов эффективного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов, обеспечивающих повышение качества и доступности государственных услуг, а также снижение административных барьеров, функционирующих в государственном секторе сферы услуг.

Проблема взаимодействия рыночных и государственных регуляторов, обусловленная особенностями формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг, не просто актуальна на современном этапе социально-экономического развития общества, она имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение, раскрывающее суть механизма повышения эффективности и качества государственных услуг. Совершенствование методов государственного регулирования сферы услуг является одним из центральных направлений экономической науки. Однако ключевые проблемы эффективности функционирования указанного общественного экономического института, обуславливающие возможность возникновения и развития административных барьеров в процессе неэффективного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов, до настоящего времени в полной мере не нашли своего решения.

Наименее изученной областью является объективная оценка регулирующего воздействия, оказываемого регуляторами государственного сектора

сферы услуг на ключевые параметры функционирования рыночной среды. Немногочисленные исследования в этом направлении, затрагивающие только отдельные вопросы рассматриваемой проблемы, появились относительно недавно (Л. В. Бесчастновой, В. А. Шестакова, С. В. Сосунова, Н. А. Тупи-ха). Практически неизученными остаются вопросы управления процессами трансформации свойств административных барьеров в указанной сфере, целенаправленной коррекции возникающих экономических эффектов, их соответствия конкретным задачам в развитии государственного сектора сферы услуг. Изучение этих вопросов в настоящее время представляет особый научный интерес в связи с активно реализуемыми процессами административного и структурного реформирования отдельных отраслей, а также общей трансформацией отечественной экономической системы.

В отдельных исследовательских работах последних лет (В. Ю. Волошиной, В. А. Шестакова) просматривается тенденция представить экономико-правовую природу отрицательного воздействия неэффективного регулирования как самостоятельное явление, позволяющее государственным институтам проводить дискриминацию доступа к определенным правам и формам экономической деятельности, или же рассматривать методические аспекты совершенствования организации оказания государственных услуг без учета возникающих разнонаправленных экономических эффектов. При этом возникающие возможности управления процессами взаимодействия рыночных и государственных регуляторов, в том числе в государственном секторе сферы услуг, а также открывающиеся в связи с этим возможности по формированию новых эффективных инструментов реализации государственной экономической политики не рассматриваются. Исследования в этой области (Д. В. Ушаков) ограничиваются определением ключевых факторов и условий возникновения и генерации административных барьеров на различных уровнях экономики, а также (Н. А. Тупиха) определением потерь от существования административных барьеров для субъектов предпринимательства.

В современной зарубежной научной литературе, посвященной вопросам государственного регулирования экономики, в том числе эффективному функционированию государственного сектора сферы услуг, комплексные исследования проблем взаимодействия рыночных государственных регуляторов, обусловленные процессом потребления государственных услуг, встречаются довольно редко. Из общего круга проблем, связанных с особенностями формирования и развития государственного сектора сферы услуг, достаточно подробно освещены такие вопросы, как особенности менеджмента и маркетинга общественного сектора сферы услуг (Г. Армстронг, Ф. Котлер, Д. Коттс, А. Томпсон), услуг по лицензированию в различных отраслях экономики (Э. Гехорн, А. Гофман, А. Кан), оценка регулирующего воздействия и возникающие ограничения конкуренции, квотирование (Р. Коуз, Л. Мизес), институциональный анализ экономической природы административных барьеров в экономике (Е. Бэнфилд, Д. Беккер, М. Фридман, Ш. Лилэнд, А. Шлейфер). Иные аспекты рассматриваемой сферы деятельности привлекают меньшее внимание научных исследователей. Это обстоятельство возможно объяснить наличием определенного прогресса научной мысли в разработке новых теоретических подходов, а в особенности — в развитии эмпирических исследований и применении теоретических подходов к решению практических и прикладных задач.

В этой связи значительный научный интерес вызывают труды отечественных ученых, посвященные социально-экономическим и правовым вопросам изучения состояния институтов российского общества и предпринимательской среды (Т. Д. Бурменко, В. Ю. Баганова, О. Н. Баева , Т. А. Кондрацкой [3]), а также ключевым аспектам трансформации институциональных основ

функционирования отдельных высокомонополизированных отраслей отечественной экономики (В. И Самаруха [4] и И. Ю. Сольской [5]).

Таким образом, несмотря на значительное число научных работ, посвященных особенностям формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг, а также механизмам повышения его эффективности, возможности применения комплексного подхода к исследованию целенаправленного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов в указанной сфере деятельности изучены далеко недостаточно.

Вместе с тем, обращаясь к сути вопроса, необходимо признать, что государство с обширной территорией и значительным народонаселением не может существовать без органов управления. Сущность государства — это, прежде всего, власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее реализует и в чьих интересах [2].

Научное понимание термина «государственная услуга», как правило, связано с развитием «сервисной» концепции государства, получившей широкую популярность с 80-х — 90-х гг. прошлого века. Согласно указанной концепции, «смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и, при ее буквальном толковании, практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом оказывается государственной услугой (к примеру, некоторые ученые относят к государственным услугам и принятие нормативных правовых актов, и уплату налогов, и даже содержание гражданина в местах лишения свободы)» [6]. Эти обстоятельства обуславливают глубокие исторические и философские причинно-следственные связи взаимодействия государства и предпринимательской среды.

Сегодня понятие «публичная услуга» имеет весьма широкий и слабо систематизированный характер. В российском законодательстве термин «государственная услуга» впервые появился только в новейшей истории и получил свое развитие в ходе административной реформы. Общая трансформация экономической модели страны, реализация структурных и административных преобразований, в ходе которых происходило разгосударствление ряда естественных монополий, бурный рост предпринимательской инициативы, изменение функциональных сфер органов государственной власти — стали основными предпосылками к формированию современного института государственных услуг. Современная институциональная организационно-управленческая структура, включающая в себя самостоятельный государственный сектор сферы услуг, является в полной мере результатом развития структурных и административных трансформаций периода новейшей истории отечественной экономики.

Административные барьеры, в том числе возникающие в государственном секторе сферы услуг, как самостоятельное экономическое и правовое явление занимают одно из центральных мест таких научных направлений как теория поиска ренты и теория антимонопольного регулирования, а также неразрывно связаны с понятием трансакционных издержек, являющихся в свою очередь предметом нового институционализма. Указанное обстоятельство предопределяет направления для систематизации научных представлений об экономической природе возникновения и функционирования административных барьеров в государственном секторе сферы услуг.

Американский экономист Р. Толлисон так определяет поиск ренты: «Поиск ренты — это расход редких ресурсов ради захвата искусственно созданного трансферта» [8]. Применительно к рассматриваемой сфере речь должна идти об экономических издержках пользователей государственных услуг, обусловленных обстоятельствами, природа возникновения которых не обладает признаками рыночной саморегуляции (они искусственно навязаны предприни-

мательской среде). В таком случае поиск ренты целесообразно рассматривать как удовлетворение потребности в перераспределении лимитированных общественных благ путем формирования нерыночных институтов регулирования. Примером трансфера может служить лицензирование, как барьер, преодоление которого открывает для лицензиата новые рынки, виды деятельности.

В свою очередь Дж. Бьюкенен поясняет указанное явление следующим образом: «Термин поиск ренты создан для описания поведения в институциональных образованиях, где индивидуальные усилия максимизировать ценность порождают общественные потери, а не прибавку для общества» [7]. С ним солидарен видный экономист Г. Таллок [9]. Применительно к рассматриваемой сфере, индивидуальные усилия организации-пользователя государственных услуг, связанные с сокращением издержек получения государственной услуги, неизменно приведут к росту стоимости его продукции для конечного потребителя. Поэтому общество не заинтересовано в избыточном администрировании условий осуществления предпринимательской деятельности, его обременении. Указанные теоретические аспекты акцентируют внимание на издержках, которые несут пользователи государственных услуг, вместо прибыли, которую они должны были бы иметь при рациональном использовании их ограниченных ресурсов. Это обстоятельство обосновывает иррациональный характер, присущий отдельным элементам механизма функционирования государственного сектора сферы услуг, и подтверждает целесообразность исследования возможностей повышения эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг с учетом ключевых аспектов теории ренты.

Характер и масштабы издержек предпринимательской среды, обусловленных поиском ренты, также иллюстрируют отдельные аспекты теории антимонопольного регулирования. Применительно к рассматриваемой сфере целесообразно предполагать, что результат потребления государственных услуг, ввиду наличия иррациональных элементов механизма функционирования государственного сектора сферы услуг, может способствовать возникновению предпосылок к монополизации рынка. Указанное обстоятельство приобретает особое значение в условиях описанных институциональных преобразований, в частности в высокомонополизированных отраслях отечественной экономики. В теории антимонопольного регулирования термин «экономическая деятельность» рассматривается как способность различных отраслей промышленности сопоставлять и выполнять свои экономические задачи в интересах общества [10]. Следовательно, функционирование общественного (государственного) сектора сферы услуг, формирующего условия осуществления экономической деятельности, также целесообразно исследовать с учетом ключевых аспектов теории антимонопольного регулирования.

Важнейшее значение с учетом результатов анализа имеют аспекты новой институциональной теории. В соответствии с постулатами указанной теории институты воздействуют на условия осуществления экономической деятельности в следующих направлениях:

- координация действий различных организаций, позволяющая экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других организаций;

- ограничение множества возможных действий, устраняя те из них, выбор которых может повлечь санкции, в результате чего ущерб от последних превысит выгоду от совершения действия;

- перераспределение ресурсов, издержек и выгод либо непосредственно по своему содержанию (например, правила), либо косвенно — через ограничение возможных действий и координацию [1].

С этой точки зрения, теоретические подходы неоинституционализма открывают значительные возможности для разработки новых методических инструментов, позволяющих решить основные задачи настоящего научного исследования. В целом, критическое осмысление приведенных научных представлений с учетом результатов ретроспективного анализа институциональных основ функционирования и развития государственного сектора сферы услуг, предопределяет методологическое русло научного исследования, позволяет рассматривать теоретические положения через призму реальных факторов формирования институциональных основ функционирования предпринимательской среды.

Исходя из современных теоретических подходов к исследованию возможности повышения эффективности государственного регулирования общественного (государственного) сектора сферы услуг, следует отметить, что любое вмешательство государства, связанное с угнетением (коррекцией) механизмов саморегуляции свободного рынка1 приводит к дисбалансу внутренних факторов его естественного развития. Пусть не существенное, на первый взгляд, вмешательство государства, например, связанное с увеличением срока оказания государственной услуги, в определенной степени скажется на сроках окупаемости конкретного проекта, величине страхуемых рисков или себестоимости конечной продукции вплоть до изменения уровня конкурентоспособности национального продукта на международном рынке. При этом необходимо подчеркнуть, что участие государства в регулировании экономики любой формации на практике неизбежно и продиктовано, прежде всего, объективными обстоятельствами, проистекающими из целей функционирования самого государственного аппарата (регулятора). Следовательно, можно сделать вывод о том, что возникновение административного барьера, развивающегося в той или иной степени в случае любого проявления государственного вмешательства в экономику неизбежно. Отсюда также следует, что административный барьер не может характеризоваться исключительно как следствие неэффективной деятельности институтов государственного регулирования, напротив, его существование обусловлено, прежде всего, необходимостью исполнения непосредственных государственных функций, в том числе необходимостью обеспечения деятельности института государственных услуг. При этом существуют основания полагать, что величина административного барьера действительно находится в определенной зависимости от степени эффективности функционирования государственных регуляторов.

Следуя методологии логического анализа, возможно утверждать, что условия для возникновения административных барьеров исключены только в том случае, если функционирование предпринимательской среды осуществляется без какого-либо воздействия общественных (государственных) институтов. С позиции теории институциональных изменений Д. Норта, «институты представляют собой группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность». К числу таких общественных институтов в числе прочих справедливо отнести общественные объединения потребителей, группы потребителей, сложившиеся на основе их неформального сегментирования, т. е. это те объекты, необходимые для целенаправленного социально-ориентированного управленческого воздействия, называемого государственным управлением.

Согласно положениям теории рынка и рыночных отношений, рынок подразумевает наличие предложения и спроса, следовательно, без потребителя (спроса) любые рыночные отношения, а также функционирование рыночной

1 «Невидимая рука рынка» (англ. invisible hand of the market) — популярная метафора, впервые использованная А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

среды невозможно. Это обстоятельство убеждает, что на современном этапе развитие идеалистических рыночных формаций, исключающих возможность участия общества (государства), а следовательно, формирование предпосылок для возникновения административных барьеров, утопично. Исключение составляет экономическая система, не предполагающая применения механизмов свободной рыночной саморегуляции. Примером такой системы является классическая административно-командная экономическая система, всецело базирующаяся на административном ресурсе ее регулирования. В качестве переходной, промежуточной формации стоит рассматривать государственно-монополистический капитализм, признаки которого присутствуют в отдельных естественно-монопольных отраслях отечественной экономики.

В таком случае в качестве приоритетного направления для поиска дополнительного резерва сокращения затрат потребителей государственных услуг, в условиях рыночной формации экономики следует рассматривать определение оптимальных пределов государственного участия в регулировании экономики. Применительно к данной сфере необходимо ставить под сомнение целесообразность целого ряда административных процедур и их параметров, являющихся составляющими государственных услуг, замещение которых возможно механизмами естественной рыночной саморегуляции. Естественно, что полнота такого перечня оказываемых государственных услуг периодически изменяется, это обусловлено объектно-ориентированным пониманием необходимых пределов участия государства в регулировании экономики. Кроме того, необходимо принимать во внимание разнонаправленность, диссонанс в управленческих воздействиях государственных регуляторов, обеспечивающих функционирование одного и того же государственного сектора сферы услуг. Указанные воздействия способны как усилить, дополнив друг друга, так и уравновесить друг друга в суммарном, итоговом измерении совокупного регулирующего воздействия, приведя к нулю эффективность взаимных усилий. Реализация подобных подходов способна обеспечить сокращение трансакци-онных издержек пользователей государственных услуг.

Принимая во внимание представленные результаты исследования, необходимо сделать вывод о том, что перечисленные издержки пользователей государственных услуг не ограничиваются прямыми затратами на получение государственной услуги, стоимость которой определена. Обеспечение объективности оценки уровня возникающих затрат пользователей государственных услуг требует необходимого учета всей совокупности возникающих факторов. Противоречивость экономической природы административного барьера обуславливает следующую классификацию возникающих издержек пользователей государственных услуг (рис.):

Первая часть издержек пользователя государственных услуг, обусловлена наличием обязательных платежей в бюджет (если таковые предусмотрены), как правило, это наименьшая часть в общем объеме совокупных затрат пользователя государственной услуги.

Вторая часть издержек имеет рациональный характер, эти издержки продуктивны. К их числу необходимо отнести затраты предприятия, необходимые для приведения условий осуществления собственной деятельности к условиям, диктуемым соответствующими нормативными актами. Например, в случае с лицензированием, предприятие должно выполнить необходимые условия — обучить персонал, привести в соответствующее состояние задействованные основные средства и т. д. Возникающие при этом издержки имеют рациональный трансакционный характер.

Третья часть издержек остается в «тени» и, как правило, не связана непосредственно с предоставлением государственной услуги, но является его след-

ствием. Это издержки, определяемые в результате анализа оборачиваемости капитала организации пользователя государственных услуг, а также связанные с последующей оценкой положения предприятия на рынке, утратой или ослаблением части конкурентных преимуществ. Указанные издержки имеют иррациональный трансакционный характер.

Государственная пошлина

Рациональные

трансакционные

издержки

Иррациональные трансакционные издержки

Совокупные издержки пользователя государственной услуги

Примером, характеризующим наличие иррациональных трансакцион-ных издержек в процедуре оказания государственных услуг, могут служить издержки, рассчитываемые как недополученная прибыль пользователя государственных услуг, возникшая в результате замораживания финансовых активов в объекте транспортной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию которого осуществляется в течение периода времени выполнения необходимых административных процедур, предусмотренных регламентом предоставления государственной услуги.

Таким образом, к факторам, способствующим сокращению трансакцион-ных издержек пользователей государственных услуг, необходимо относить как материальные, так и временные параметры процедур государственных услуг. В таком случае ключевым показателем эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг станет сокращение совокупного уровня издержек пользователей государственных услуг.

Список использованной литературы

1. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / под ред. A. A. Аузана, П. В. Крючковой. — М. : ИИФ «Спрос» КопфОП, 2002. — 133 с.

2. Буровцев В. В. Государственное регулирование железнодорожного транспорта в период реформирования : учеб. пособие / В. В. Буровцев, И. В, Мицук, И. Ю. Соль-ская. — М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. — 288 с.

3. Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг / Т. Д. Бур-менко, В. Ю. Баганов, О. Н. Баева [и др.] ; отв. ред. Т. А. Кондрацкая. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 268 с.

4. Самаруха В. И. Управление финансово-экономическим механизмом железнодорожного транспорта / В. И. Самаруха, М. А. Мальсагов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 119 с.

5. Сольская И. Ю. Методика оценки последствий структурного реформирования на второй стадии реализации реформы с учетом внешних и внутренних факторов / И. Ю. Сольская, В. В. Тарасова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2014. — № 1 (41). — С. 192-196.

6. Шестаков В. А. Совершенствование организации предоставления государственных услуг (методические аспекты) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. А. Шестаков. — М., 2010. — 166 с.

7. Rent Seeking and Profit Seeking // Toward a Theory of the Rent Seeking Society / ed. J. Buchanan. — Texas : A & M University Press, 1980.

8. Tollison R. Rent-Seeking: A Survey / Robert D. Tollison // Kyklos. — 1982. — Vol. 35, №. 4. — P. 575-601.

9. Tullock G. The Economics of Special Privilege and Rent Seeking / G. Tullock. — Boston : Kluwer Academic Publishers, 1989.

10. Viscusi Kip W. Economics of Regulation and Antitrust / Kip W. Viscusi, John M. Vernon, Joseph E. Harrington, Jr. — 2nd ed. — London : The MIT Press, 1998. — 890 p.

References

1. Auzan A. A., Kryuchkova P. V. (eds). Administrativnye bar'ery v ekonomike: insti-tutsional'nyi analiz [Administrative barriers in economy: an institutional analysis]. Moscow, IIF «Spros» KopfOP Publ., 2002. 133 p.

2. Burovtsev V. V., Mitsuk I. V., Sol'skaya I. Yu. Gosudarstvennoe regulirovanie zheleznodorozhnogo transporta v period reformirovaniya [Governmental regulation of railway transport during the reforming period]. Moscow, Training educational center in the railway transport Publ., 2012. 288 p.

3. Burmenko T. D., Baganov V. Yu., Baeva O. N., Kondratskaya T. A. et al. Institut-sional'nye izmeneniya v sfere sotsial'no znachimykh uslug [Institutional changes in the sphere of socially important services]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 268 p.

4. Samarukha V. I., Malsagov M. A. Upravlenie finansovoekonomicheskim mekhaniz-mom zheleznodorozhnogo transporta [Managing the financial and economic mechanism in the railway transport]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law, 2006. 119 p.

5. Sol'skaya I. Yu., Tarasova V. V. Methods of structural reforming consequences assessment on the second stage of the reform, incorporating internal and external factors. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie = Modern Technologies. System Analysis. Modeling, 2014, no. 1 (41), pp. 192-196. (In Russian).

6. Shestakov V. A. Sovershenstvovanie organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh uslug (metodicheskie aspekty). Kand. Diss. [Improving management of delivering governmental services (methodical aspects). Cand. Diss.]. Moscow, 2010. 166 р.

7. Rent Seeking and Profit Seeking. In Buchanan J. (ed.). Toward a Theory of the Rent Seeking Society. Texas, A & M University Press, 1980.

8. Tollison R. D. Rent-Seeking: A Survey. Kyklos, 1982, vol. 35, no. 4, pp. 575-601.

9. Tullock G. The Economics of Special Privilege and Rent Seeking. Boston, Kluwer Academic Publishers, 1989.

10. Viscusi Kip W., Vernon John M., Harrington Joseph E., Jr. Economics of Regulation and Antitrust. 2nd ed. London, The MIT Press, 1998. 890 p.

Информация об авторе

Буровцев Владимир Викторович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, e-mail: BurovtsevVV@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Буровцев В. В. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг / В. В. Буровцев // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 2. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20025. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(2).13.

Author

Vladimir V. Burovtsev — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Governmental State and Municipal Management, Siberian State Railway Engineering University, 191 D. Kov-alchuk St., 630049, Novosibirsk, Russian Federation; e-mail: BurovtsevVV@mail.ru.

Reference to article

Burovtsev V. V. Theoretical and methodological aspects of interaction of market and governmental regulators of public (governmental) services sector. Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekono-miki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 2. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=20025. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(2).13. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.