Научная статья на тему 'Институциональные основы регулирования сферы государственных услуг на железнодорожном транспорте'

Институциональные основы регулирования сферы государственных услуг на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / REGULATION OF THE MARKET ECONOMY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR REGULATION / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

Представленная статья посвящена актуальным вопросам совершенствования регулирования рыночной экономики, в том числе вопросам организации функционирования государственного сектора сферы услуг на железнодорожном транспорте. В частности, автором рассматриваются институциональные основы оказания государственных услуг, ключевые аспекты административной реформы, обуславливающей взаимоотношения государственных регуляторов и потребителей государственных услуг. Особое внимание автором уделено изучению экономической природы возникающих трансакционных издержек пользователей государственных услуг, а также экономическим эффектам, отражающимся в состоянии факторов институциональной среды. Автором также предложена система категорирования государственных услуг на железнодорожном транспорте, проанализирована современная организационная структура системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте. Автором обоснован вывод об актуальности и наличии значительных резервов в совершенствовании административных процедур оказания государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR STATE (PUBLIC) SERVICES SECTOR REGULATION IN RAIL TRANSPORT

Presented article is devoted to the actual issues of improving the regulation of the market economy, including the functioning of the public sector of services in rail transport. In particular, the author examines the institutional framework for public services, key aspects of administrative reform which influences the relationship between state regulators and consumers of public services. Particular attention is paid to studying of economic nature of arising transaction costs of users of public services, as well as economic effects reflected in the status of the factors of the institutional environment. The author also proposed a system of categorizing public services in rail transport, analyzed a modern organizational structure of the system of state regulation of business in railway transport. The author substantiates the conclusion on the relevance and availability of considerable scope to improve administrative procedures for the provision of public services.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы регулирования сферы государственных услуг на железнодорожном транспорте»

Hg. м 440400360-

320-

10

20

30

Рис. 2. Изменения высоты Н (/) при моделировании

двухуровневой системы управления (сплошная линия) и при моделировании полета ЛА со штатной системой управления (пунктирная кривая)

Рис. 3. Изменения положения руля высоты дв ()

при моделировании двухуровневой системы управления

(сплошная линия) и при моделировании полета ЛА со штатной системой управления (пунктирная кривая)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Красовский А.А. Неклассические целевые функционалы и проблемы теории оптимального управления (обзор) // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1992. №»1. С. 3-41.

2. Справочник по теории автоматического управления / под ред. А.А. Красовского. М. : Наука, 1987.

3. Красовский А.А. Основы алгоритмического обеспечения систем автоматического управления полетом с глубокой интеграцией // Вопросы кибернетики. Проблемы комплексирования кибернетических динамических систем. М: Кибернетика, 1992.

4. Головинский А.Н., Наумов А.И. Аналитическое решение задач оптимального траекторного управления летательным аппаратом // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1989. № 6.

5. Буков В.Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М. : Наука, 1987.

6. Буков В.Н., Сизых В.Н. Приближенный синтез оптимального управления в вырожденной задаче аналитического конструирования // Автоматика и Телемеханика. 1999. № 12. С. 16-32.

7. Крутько П.Д. Обратные задачи динамики управляемых систем. Линейные модели. М. : Наука, 1987.

г. с

0

УДК 338.246.025 Буровцев Владимир Викторович,

к. э. н., доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, кафедра «Государственное и муниципальное управление», тел. (383) 2010733, e-mail: BurovtsevVV@mail.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

V. V. Burovtsev

INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR STATE (PUBLIC) SERVICES SECTOR REGULATION

IN RAIL TRANSPORT

Аннотация. Представленная статья посвящена актуальным вопросам совершенствования регулирования рыночной экономики, в том числе вопросам организации функционирования государственного сектора сферы услуг на железнодорожном транспорте. В частности, автором рассматриваются институциональные основы оказания государственных услуг, ключевые аспекты административной реформы, обуславливающей взаимоотношения государственных регуляторов и потребителей государственных услуг. Особое внимание автором уделено изучению экономической природы возникающих трансакционных издержек пользователей государственных услуг, а также экономическим эффектам, отражающимся в состоянии факторов институциональной среды.

Автором также предложена система категорирования государственных услуг на железнодорожном транспорте, проанализирована современная организационная структура системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте. Автором обоснован вывод об актуальности и наличии значительных резервов в совершенствовании административных процедур оказания государственных услуг.

Ключевые слова: регулирование рыночной экономики, государственные услуги, институциональные основы регулирования, трансакционные издержки.

Abstract. Presented article is devoted to the actual issues of improving the regulation of the market economy, including the functioning of the public sector of services in rail transport. In particular, the author examines the institutional framework for public services, key aspects of administrative reform which influences the relationship between state regulators and consumers of public services. Particular attention is paid to studying of economic nature of arising transaction costs of users of public services, as well as economic effects reflected in the status of the factors of the institutional environment.

The author also proposed a system of categorizing public services in rail transport, analyzed a modern organizational structure of the system of state regulation of business in railway transport. The author substantiates the conclusion on the relevance and availability of considerable scope to improve administrative procedures for the provision of public services.

Keywords: regulation of the market economy, public services, institutional framework for regulation, transaction costs.

Транспорт

ш

Научное понимание термина «государственная услуга», коей, в соответствии с современными научными воззрениями, является в том числе лицензирование и сертификация, как правило, связывается с развитием «сервисной» концепции государства [1], получившей широкую популярность с 80-90-х годов XX века. Согласно указанной теоретической концепции, смысл и назначение государства заключается в служении индивиду, и, при ее буквальном толковании, практически любая деятельность государства по взаимодействию с индивидом является государственной услугой. Потребность общества в упорядочивании отдельных видов предпринимательской деятельности, гарантиях безопасности товаров и услуг также является обстоятельством, обуславливающим глубокие исторические и философские причинно-следственные связи взаимодействия государства и предпринимательской среды.

Теоретические концепции, описывающие организацию оказания публичных (государственных) услуг, как правило, понимаются в русле единой теоретической концепции «сервисного государства». В российской практике теоретическая концепция «сервисного государства» получила достаточное развитие в ходе проведения административной реформы.

Основной предпосылкой к реформированию административной вертикали федерального железнодорожного транспорта стала противоречивость (по оценкам экспертов - инициаторов реформы) сочетаемых МПС России роли органа государственной власти и хозяйствующего субъекта. МПС России самостоятельно устанавливало «правила игры», контролировало их соблюдение и являлось монопольным субъектом рынка. Деятельность такой системы была признана неэффективной. Суть организационного аспекта реформы состоит в выделении из структуры органов государственной власти функций хозяйственного управления и передаче их хозяйствующему субъекту со статусом юридического лица. Для достижения поставленных целей и задач, принимая во внимание социально-экономическое положение отрасли железнодорожного транспорта, в сфере управления транспортным комплексом России провели коренные изменения (рис. 1).

Правительство РФ

Министерство транспорта

Федеральная служба по тарифам

Федеральная антимонопольная

Федеральное

агентство железнодоного транпсорта

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Рис. 1. Современная организационная структура системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте

Возникновение самостоятельного понятия «участник рынка транспортных услуг», а также обособление государственных функций и бизнес-процессов обусловили необходимость формирования самостоятельных институтов по оказанию государственных услуг. Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития отечественная экономическая система впервые наделена специализированными, выделенными и относительно самостоятельными функциональными подразделениями, призванными оказывать государственные услуги и взаимодействовать с представителями предпринимательской среды.

Крайне важно для достижения целей настоящего исследования отметить, что в ходе изменения институциональных основ деятельности отрасли, в частности реорганизации МПС России, не все реализуемые им «де-юре» на тот момент государственные услуги продолжали исполняться вновь созданными структурами «де-факто». Например, осуществление такой услуги, как лицензирование перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте, в ходе реорганизации МПС России было прервано на несколько месяцев ввиду фактической неготовности вновь созданных структур органов государственной власти в сфере железнодорожного транспорта осуществить эту функцию на местах. Детальная аргументация этого утверждения содержится в результатах исследования автора «Экономическая оценка лицензионного барьера при формировании конкурентной среды на рынке грузовых железнодорожных перевозок» [2]. Сбои в процедуре оказания государственных услуг в период административного реформирования представлены на соответствующем графике (рис. 2).

Период выдачи лицензий

Рис. 2. Сбои оказания государственных услуг

Таким образом, современная институциональная организационно-управленческая структура, включающая в себя самостоятельный государственный сектор сферы услуг, в полной мере является результатом развития структурных и административных трансформаций периода новейшей истории отечественной экономики. Каждая государственная услуга, исходя из целей ее оказания, имеет определенную ролевую установку по отношению к условиям осуществления предпринимательской деятельности. Исходя из этих установок, указанные государственные услуги обладают свойством ограничивать или запрещать возникновение отдельных аспектов в деятельности хозяйствующих субъектов, или, напротив, допускать или разрешать их возникновение, либо вовсе иметь исключительно информационный характер (рис. 3).

Осуществление предпринимательской деятельности предполагает наличие определенных институциональных условий для ее осуществления. Вместе с тем, анализируя перечень государственных услуг, а также факторы, обуславливающие возникновение соответствующих издержек пользователей государственных услуг, возможно прийти к выводу, что сами административные отношения и их экономическое содержание предопределены потребностью общества в удовлетворении обязательных требований, предъявляемых в отношении деятельности хозяйствующих субъектов. К таким аспектам целесообразно отнести:

- потребность в информации;

- потребность в оценке экономических параметров;

- потребность в идентификации объектов;

- потребность в обеспечении безопасности;

- потребность в координации взаимодействия.

Разрешительный характер государственной услуги-результат открывает нозые возможности для участника рынка

Запретительный характер государственной услуги-результат сужает возможности участника рынка

Информационно-аналитический характер

' лицензирование деятельности предприятии железножорожного транспорта;

• сертификация объектов, технических средств и услуг; ' утверждение планов обеспечения транспортной

безопаности;

• открытие объекта транспортной инфораструктуры для эксплуатации;

• продление сроков службы подвижного состава и технических средств.

»закрытие железнодорожной станции для выполнения операций по параграфу тарифною руководства;

> закрытие железнодорожного пути для эксплуатации; »временное прекращение погрузки и перевозки грузов и грузобагажа.

> пономернои учет железнодорожного подвижного состава;

• урегулирование разногласий по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах;

• определение точки примыкания железнодорожного пути общего и необщего пользования.

Рис. 3. Категорирование государственных услуг на железнодорожном транспорте по характеру ролевых установок

Таким образом, каждому аспекту запроса общества соответствует оказываемая государственными институтами государственная услуга или их комплекс. В таком случае каждому аспекту также удовлетворяет административный барьер государственного сектора сферы услуг, созданный обществом, преодоление которого влечет возникновение соответствующих издержек пользователя государственной услуги. Учитывая специфичность потребностей общества, возникающих экономических последствий их удовлетворения, целесообразно формирование специализированных координирующих и защищающих механизмов, смягчающих «трения и потери» в отношении субъектов в процессе оказания государственной услуги.

Следовательно, в рамках настоящего научного исследования целесообразно рассматривать трансакционный аспект взаимоотношений государства и бизнеса. В соответствии с результатами анализа ряда научных источников [3-5], общепринятое экономическое понятие трансакции (или транзакции, от англ. transaction, от лат. transactio - совершение, договор) трактуется современными исследователями в общем смысле как целостная, логически осмысленная операция, имеющая смысл и возможность осуществления только полностью.

Следуя изложенным теоретическим воззрениям, в данном случае уместным представляется провести аналогию между предпринимательской деятельностью индивидуума, уровнем его издержек и деятельностью общественного института, обеспечивающего «доставление» необходимых и ценных для индивидуума ресурсов. В таком случае целесообразно использовать следующее теоретическое определение: государственная услуга как трансакция - это сделка двух агентов (государства и потребителя государственной услуги), обусловленная административным характером их взаимоотношений и имеющая экономические последствия совершения.

Обязательные технические требования и условия, регламентированные процедурами оказания государственных услуг, вызывают значительные издержки пользователей, обусловленные необходимостью выполнения этих требований. Принимая во внимание вышепредставленные результаты исследования, необходимо сделать вывод о том, что издержки пользователей государственных услуг не ограничиваются прямыми затратами на получение государственной услуги, стоимость которой определена соответствующим нормативно-правовым актом. Обеспечение прозрачности экономической оценки эффективности процесса оказания (потребления) государственных услуг возможно только с учетом всей совокупности возникающих издержек пользователей государственных услуг.

Таким образом, результаты анализа позволяют автору сформулировать следующее теоретическое определение: трансакционные издержки преодоления административного барьера государственного сектора сферы услуг - это экономические издержки, сопровождающие административные взаимоотношения агентов (государство и потребитель услуги) в процессе оказания государственной услуги.

Симбиоз двух теоретико-методологических подходов, возникающий на стыке институциональной теории как иллюстрации изменений условий осуществления предпринимательской среды и теории трансакционных издержек, описывающей механизм формирования издержек пользователя государственной услуги, в данном случае не только не содержит противоречий по отношению друг к другу, но более того, по мнению автора, объективно дополняет характеристику имеющих место экономических явлений. Так, неоинституциональные подходы способны объяснить экономические явления и процессы, характеризующие общее институциональное русло, институциональное поле

для осуществления предпринимательской деятельности. В таком случае трансакционные подходы способны охарактеризовать ключевые характеристики элементов этой институциональной среды - например, уровень привлекательности рынка, определяемый в том числе средним уровнем доходности предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, обусловлена уровнем издержек.

Симбиоз теоретико-методологических подходов целесообразно выразить в виде аналогичных и более наглядных физических процессов. Так, институциональная среда может быть представлена, например, в виде гидродинамического объекта -водной среды, ее состояние может характеризоваться спокойствием (экономическим равновесием) либо волнением (нарушением экономического равновесия). Она может быть подвержена волнению ввиду возникновения дисбаланса ключевых факторов, например между ценой на товар или услугу и внезапно возросшей себестоимостью, обусловленной ростом трансакционных издержек, на короткий период времени превысившей потенциал платежеспособного спроса. В таком случае, если развивать аналогию с гидродинамическими процессами, «водная гладь» будет нарушена кругообразными затухающими волновыми колебаниями, эпицентром которых станет дисбаланс, вызванный изменением трансакционных издержек

(рис. 4).

/

ш

«В сп л с сил уровни I траниакциинных издержек

Рис. 4. Сочетание подходов институциональной и трансакционной теории

В указанном теоретическом примере сочетание теоретико-методологических подходов теории трансакционных издержек и институциональных подходов способствует повышению объективности

характеристик происходящих экономических процессов. Существует взаимная зависимость показателей, используемых неоклассической и институциональной теориями. Она заключается в том, что институциональные трансформации обуславливают изменение экономических показателей предпринимательской деятельности. И наоборот, изменение трансакционных издержек, как показателя трансакционной теории, отражается на состоянии институциональной среды.

Более того, такая исследовательская база позволяет использовать значительно более широкий инструментарий, формулировать новые теоретико-методологические принципы и подходы к повышению эффективности регулирования государственного сектора сферы услуг с учетом оценок последствий структурных трансформаций экономики [6].

Заключение

Таким образом, теоретико-методологические принципы взаимодействия регуляторов позволяют рассматривать процесс регулирования государственного сектора сферы услуг как неотъемлемую часть совокупности факторов институциональной среды. Институциональная среда в таком случае выступает в качестве объекта управления, осуществляемого посредством процесса взаимодействия рыночных и регуляторов государственного сектора сферы услуг - субъекта указанного процесса. Указанный постулат предопределяет роль института государственных услуг, он обусловливает широту спектра оказываемых государством услуг, а также степень реализации механизмов саморегуляции, допущенных общественными институтами.

В российской практике теоретическая концепция «сервисного государства» получила значительное развитие в ходе проведения административной реформы. Основным результатом первого этапа проведения административной реформы является разделение функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по схеме «министерство - служба - агентство». Результатом второго этапа административной реформы можно считать относительную готовность нормативной и методической базы, обеспечивающей возможность повышения качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), создание механизмов управления и стимулирования реализации административной реформы, а также функционирование портала государственных услуг Российской Федерации. Логическим продолжением административной реформы яви-

лась «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы», реализация мероприятий которой продолжается.

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте заложила экономические предпосылки не только трансформации структуры отрасли, но и формирования самостоятельного института государственных услуг в указанной отрасли. Возникновение самостоятельного понятия «участник рынка транспортных услуг», а также обособление государственных функций и бизнес-процессов обусловили необходимость формирования самостоятельных институтов по оказанию государственных услуг и исполнению надзорных функций. Указанные организации являются составными элементами государственной системы, призванной обеспечить реализацию функций государственного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере деятельности. Принципы трансформации отраслевой экономической системы обуславливают дальнейшую роль государственных институтов в реализации комплекса общественно значимых функций, а также предопределяют цели организации государственного сектора сферы услуг.

Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития отечественная экономическая система впервые наделена специализированными, выделенными и относительно самостоятельными функциональными подразделениями, призванными оказывать государственные услуги и взаимодействовать с представителями предпринимательской среды.

Анализируя перечень государственных услуг, а также факторы, обуславливающие возникновение соответствующих издержек пользователей государственных услуг, возможно прийти к выводу, что сами административные отношения и их экономическое содержание предопределены потребностью общества в удовлетворении обязательных требований, предъявляемых в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Проблемы современного государственного управления в России : тр. науч. семинара. Вып. 3. Научный эксперт. М., 2006.

2. Буровцев В.В. Экономическая оценка лицензионного барьера при формировании конкурентной среды на рынке грузовых железнодорожных перевозок : дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2006.

Транспорт

3.

4.

Косенков Д.И. Формирование механизма снижения трансакционных издержек в условиях трансформации национальной экономики : дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

Шаститко А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. М. : Изд-во МГУ; ТЕИС, 1997. 213 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.

6.

ш

Тупиха Н.А. Бюрократические трансакционные издержки как фактор торможения экономики России : дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2008. Буровцев В.В., Мицук И.В., Сольская И.Ю. Государственное регулирование железнодорожного транспорта в период реформирования М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2012. 288 с.

УДК 621.331 Сыченко Виктор Григорьевич,

д. т. н., с. н. с., заведующий кафедрой «Электроснабжение железных дорог», Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна,

тел. (+380) 562-47-16-74, 96-444-98-54, e-mail: elsnz@mail.ru

Босый Дмитрий Алексеевич, к. т. н., доцент, докторант кафедры «Электроснабжение железных дорог», Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна,

тел. (+380) 56-373-19-11, 50-698-23-95, e-mail: dake@i.ua

КАЧЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ

V. G. Sichenko, D. A Bosiy

THE QUALITY OF USING THE ELECTRIC POWER IN THE ELECTRIC TRACTION SYSTEMS

Аннотация. Одной из насущных проблем электрифицированного транспорта является необходимость обеспечения скоростных и мощностных характеристик систем электрической тяги в условиях обострившейся конкуренции с другими видами транспорта. Сложившиеся системы тягового электроснабжения не в полной мере отвечают возросшим требованиям, в первую очередь, по показателям эффективности использования электрической энергии. Превалирующее применение в настоящее время системы переменного тока не в полной мере соответствует заявленным критериям энергоэффективности, при этом недостатки этой системы не устранены, несмотря на все модернизации и улучшения.

Повышение качества функционирования тягового электроснабжения может быть осуществлено применением системы постоянного тока повышенного напряжения. Поскольку комплексный сравнительный анализ разных систем электрической тяги представляет сложную задачу, в статье выполнен анализ энергетических показателей использования электрической энергии в существующих системах, что позволит более точно и взвешенно подходить к выбору системы электрической тяги.

Ключевые слова: электрическая тяга, система электроснабжения, электроэнергия, качество, искажения, несинусоидальность, несимметрия, отклонение напряжения, реактивная мощность, учет.

Abstract. One of the present problems of electric transport is the need of providing the speed and power characteristics of electric traction systems in the conditions of increased competition with other modes of transport. The existing system of traction power supply does not fully meet the increasing demands in terms of efficient use of electrical energy. The prevailing use of the current system of alternating current does not fully meet the declared criteria of energy efficiency, and the disadvantages of this system are not eliminated despite all the modernization and improvement. As a comprehensive comparative analysis of the different systems of electric traction is a complex task, in the article the analysis of the energy indicators of electricity use in existing systems is performed which enables more accurate and balanced approach to the selection of the electric traction system.

Improving the quality of functioning of the traction power supply can be carried out using a system of the DC of high voltage.

Keywords: electric traction, power supply system, electric energy, quality, disturbances, nonsinusoidality, unbalance, voltage deviation, reactive power, metering.

Введение

Современное состояние электрифицированных железных дорог обуславливается необходимостью обеспечения конкурентоспособности с другими видами транспорта, как при перевозке пассажиров, так и при доставке грузов. Наряду с известными преимуществами электрифицированных железных дорог необходимо обеспечивать высокий уровень комфортности и скорости доставки. Решение этих задач предопределяет внедрение скоростного и высокоскоростного пассажирского транспорта, а также тяжеловесного движения поездов.

Опыт эксплуатации существующих систем электрической тяги показывает, что скоростное

движение до 250 км/ч обеспечивают разнообразные системы тягового электроснабжения, как постоянного, так и переменного тока без любых ограничений [1]. Развитие и становление каждой из этих систем обусловливались уровнем научно-технического прогресса на определенный период времени. При этом необходимо отметить, что система постоянного тока с момента своего появления фактически не изменялась структурно, а изменялись, в основном, элементная база и применяемое оборудование. Система переменного тока, напротив, с самого начала своего применения постоянно подвергается разного рода усовершенствованиям и улуч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.