Научная статья на тему 'Методологические подходы к экономической оценке уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг'

Методологические подходы к экономической оценке уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION OF THE MARKET ECONOMY / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

Представленная статья посвящена актуальным вопросам повышения экономической эффективности государственного регулирования экономики. В частности, автором рассматриваются теоретические и методологические подходы к оценке уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг, описаны возможности объективной оценки сокращения уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг. Особое внимание уделено понятию жизненного цикла административного барьера государственного сектора сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буровцев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ECONOMIC ASSESSMENT OF LEVEL OF TRANSACTION EXPENSES OF USERS OF STATE SERVICES

Presented article is devoted to the issues of increasing the economic efficiency of State regulation of the economy. In particular, the author examines the theoretical and methodological approaches to assessing the level of transaction costs for users of public services, describes how to objectively evaluate a reduction in transaction costs for users of public services. Special attention is given to the concept of the life cycle of the administrative barriers in the public sector services.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к экономической оценке уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг»

УДК 338.22.01

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В.В. Буровцев

Сибирский государственный университет путей сообщения E-mail: BurovtsevVV@mail.ru

Представленная статья посвящена актуальным вопросам повышения экономической эффективности государственного регулирования экономики. В частности, автором рассматриваются теоретические и методологические подходы к оценке уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг, описаны возможности объективной оценки сокращения уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг. Особое внимание уделено понятию жизненного цикла административного барьера государственного сектора сферы услуг.

Ключевые слова: эффективность государственного регулирования рыночной экономики, трансакционные издержки, лицензирование, сертификация.

methodological approaches to economic assessment of level of transaction expenses of users of state services

V.V. Burovtsev

Siberian Transport University E-mail: BurovtsevVV@mail.ru

Presented article is devoted to the issues of increasing the economic efficiency of State regulation of the economy. In particular, the author examines the theoretical and methodological approaches to assessing the level of transaction costs for users of public services, describes how to objectively evaluate a reduction in transaction costs for users of public services. Special attention is given to the concept of the life cycle of the administrative barriers in the public sector services.

Keywords: the effectiveness of State regulation of the market economy, transaction costs, licensing, certification.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется эффективностью функционирования системы государственного регулирования экономики, в том числе наличием и уровнем административных барьеров, обусловливающих уровень трансакционных издержек пользователей государственных услуг.

Целесообразно подчеркнуть наличие взаимосвязи между уровнем различного рода издержек пользователя государственной услуги, оценкой экономической эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг и возможностями организации взаимодействия рыночных и государственных регуляторов указанного сектора. Уровень издержек пользователя государственной услуги характеризует экономическую целесообразность не только самого процесса потребления государственной ус-

© Буровцев В.В., 2016

луги, но и экономическую эффективность предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Можно предположить, что экономически нецелесообразный, существенно завышенный уровень административного барьера государственного сектора сферы услуг станет непреодолимой в экономическом смысле преградой на пути осуществления предпринимательской деятельности.

К примеру, если уровень издержек1 на реализацию мероприятий, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала, как обязательных требований соответствующей государственной услуги, превысит уровень, возможности платежеспособного спроса на услуги этого железнодорожного комплекса, то функционирование вокзала, исходя из экономической нецелесообразности, будет прервано. Следовательно, эффективность государственных институтов, обеспечивающих регулирующие воздействия на институциональные факторы2 функционирования предпринимательской среды, окажется неудовлетворительной с точки зрения достижения общественного блага. Указанное обстоятельство обусловливает наличие взаимосвязи между уровнем различного рода издержек пользователя государственной услуги и оценкой экономической эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг.

Вместе с тем целевой ориентир организации взаимодействия рыночных и государственных регуляторов государственного сектора сферы услуг -это повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов при условии соблюдения интересов социума. Указанное взаимодействие рыночных и государственных регуляторов обеспечивается путем формирования совместных, обоюдовыгодных регулирующих воздействий, оказываемых на институциональные условия функционирования предпринимательской среды (см. таблицу).

Таким образом, можно предположить, что возможности регулирования уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг являются следствием взаимодействия регуляторов и предопределяют уровень экономической эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг.

Для объективного понимания процессов, обусловливающих взаимосвязи между уровнем различного рода издержек пользователя государственной услуги, оценкой экономической эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг и возможностями организации взаимодействия рыночных и государственных регуляторов указанного сектора, обратимся к постулатам институциональной теории. Институционализм, получил широкое распространение в западной экономической науке. Его формирует широкий спектр различных теоретических концепций, общей направленностью которых является подход к изучению экономических яв-

1 Здесь под уровнем издержек понимается величина затрат в стоимостном выражении, характеризующая затраты пользователя государственной услуги на выполнение соответствующих мероприятий.

2 Как факторы, связанные с регулированием отдельных сфер общественных, экономических и административных отношений, формирующие условия развития предпринимательской среды.

Регулирование институциональных условий функционирования предпринимательской среды

Институциональные факторы Объекты воздействия Регулирующие воздействия

1 2 3

Научно- технический фактор Объект воздействия - уровень научно-технического развития. Например, на рынке транспортных услуг уже не применяются паровые машины (паровозы), как не отвечающие экономическим и технологическим требованиям. Но в иных институциональных условиях, например в условиях военного времени, применение паровозной тяги признано целесообразным3. К ряду этих же факторов целесообразно отнести уровень использования инновационных подходов в организации производства, одалживания логистической цепи и т.д. Установление технологических стандартов, в том числе в условиях международного сотрудничества, глобализации экономического пространства. Например, требований экологической безопасности АЭС или автомобильного двигателя

Финансовый фактор Объект воздействия - уровень финансовой обеспеченности, обусловленный степенью доступности финансовых ресурсов. Речь идет о монетарной политике, проводимой соответствующими регуляторами. Например, важнейшее значение имеет возможность конвертации валют, условия проведения соответствующих операций Воздействия регуляторов на формы и методы аккумуляции или распределения денежных средств, определение ключевых параметров монетарной политики. Например, определение параметров развития так называемой «рублевой зоны»

Инвестиционный фактор Уровень инвестиционной привлекательности. Например, институциональные условия функционирования предпринимательской среды могут существенно различаться в условиях «санкционной войны» (в отсутствие «длинных» и «дешевых» денег западных банков) и в благоприятных условиях, гарантирующих окупаемость внешних инвестиций Воздействие регуляторов, возможно осуществить путем: формирования инвестиционных программ, определения стратегических приоритетов развития капиталоемких отраслей и т.д. Примером повышения инвестиционной привлекательности могут служить, дополнительные государственные гарантии, обратный эффект может вызвать нестабильность макроэкономического положения

Социальный фактор Сложившиеся формы общественного устройства, его отдельные характеристики. Примером могут служить семья, функционирующая система образования, религиозные воззрения, общественные объединения, армия и др. Регулирующее воздействие возникает в ходе регулирования общественных устоев, изменения стереотипов общественного сознания. Например, трансформация понятия воинской чести, сущности «государственной религии», целесообразности получения высшего образования и т.д.

3 Для этих целей указанный морально устаревший подвижной состав хранится в состоянии консервации на соответствующих «базах запаса», ожидая вероятного возникновения иных институциональных условий. В этих иных условиях рассматриваемый институциональный фактор способен приобрести первостепенное значение.

Окончание таблицы

1 2 3

Административный фактор Объектом регулирования является административно-правовая система, включающая в себя вертикаль органов государственной власти, порядок приоритетности нормативно-правовых актов, конституционный строй, порядок назначения должностных лиц и т.д. Соответственно примером может служить конституционная реформа Регулирующее воздействие оказывается путем трансформации вертикали органов государственной власти, изменения должностных обязанностей, формирования новых правовых понятий

лений через призму функционирования социальных, правовых, политических и других институтов.

Следуя постулатам этого научного направления институты - это организации, формирующие социально-экономическую среду рыночного хозяйства (акционерные общества и другие собственники, союзы предпринимателей, профсоюзы, государство, судебная система, политические партии, неприбыльные организации различного вида, семья, образовательные учреждения и др.), а также различные неформальные отношения, регулируемые традициями, неписаными правилами поведения, достигнутыми соглашениями и т.д. [2].

Изначально институциональные образования - социальные, политические, правовые были приняты как предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857-1929 гг.), Д. Коммонсом (1862-1945 гг.), У Митчеллом (1884-1948 гг.). В начале XX столетия указанные представители научной школы составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством. Такие активные сторонники теорий конвергенции, техноструктуры, постиндустриального общества, как К. Поланьи, Дж. Гэлбрейг, Д. Белл, О. Тоффлер, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые предопределяют действия индивидов [6].

В отличие от указанных теоретических положений методологической основой теорий прав общественного выбора и трансакционных издержек служит неоклассическая экономическая теория. Как известно, неоклассическая экономическая теория рассматривает рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики. В этой связи значительный научный интерес представляют постулаты теории общественного выбора Д. Бьюкенена. В частности, указанный исследователь рассматривает роль государства как ответственного социального института, отвечающего за установление «правил игры» на рынке и защиту прав собственности [3]. В том же русле развиваются теоретические суждения Д. Норта. Он формулирует специфическую, важнейшую роль институциональных условий в развитии общества в целом и предпринимательской среды в частности. Структурная основа матрицы развития общества по Д. Норту - это инсти-

туты. В этой связи его понимание институтов представляется автору более конструктивным. «Институты - конструкции, созданные человеческим сознанием: правила, нормы и т.п. Институты - фундаментальный фактор функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе» [4].

Развивает понятие трансакционных издержек и общественных институтов, используя аналогии физических понятий, Нобелевский лауреат Кеннет Эрроу [1]: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, "распыляя" полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса».

Вместе с тем Р. Коуз подчеркивает, что природа трансакционных издержек кроется в обособленности участников сделки, в нашем случае пользователя государственной услуги и государственного института: «Если бы меня попросили представить экономическую систему, в которой трансак-ционные издержки не существуют, то я бы назвал абсолютно коммунистическое общество... Покупатели и продавцы должны находить друг друга: покупатели должны узнать, что продавцы им могут предложить, а продавцы - что покупатели хотят приобрести; обе стороны должны узнать цены, по которым другая сторона будет совершать операции, стороны должны вести переговоры, вырабатывать контракты, обеспечивать уверенность в их соблюдении и т.д. Будут создаваться рынки, и появляться специалисты -дилеры и брокеры - для обеспечения процесса обмена. Причина трансак-ционных издержек рождена экономической обособленностью участников сделок» [9].

Институционные основы функционирования предпринимательской среды призваны формировать если не оптимальные, то допустимые параметры и условия возникновения трансакционных издержек для хозяйствующих субъектов - пользователей государственных услуг. Обеспечивая приемлемые параметры развития предпринимательской среды, необходимо учитывать специфичность издержек административного барьера государственного сектора сферы услуг.

Анализ приведенных выше теоретических положений позволяет сделать ряд логических заключений, соответствующих целям и задачам настоящего научного исследования и характеризующих понятие трансакцион-ных издержек преодоления административного барьера государственного сектора сферы услуг.

1. Трансакционные издержки административного барьера государственного сектора сферы услуг необходимо рассматривать как закономерное препятствие, возникающее в процессе осуществления административного взаимодействия субъекта предпринимательской деятельности и государственного института, оказывающего государственные услуги.

2. Как экономическое явление, имеющее административную природу своего происхождения, уровень трансакционных издержек административного барьера государственного сектора сферы услуг целесообразно рассматривать в качестве одного из институциональных параметров, характеризующих параметры развития предпринимательской среды, например, уровень «комфортности ведения бизнеса».

3. Трансакционные издержки административного барьера являются бременем хозяйствующего субъекта, возлагаемым на него посредством исполнения полномочий государственных институтов, призванных обеспечить соблюдение интересов общества, и компенсируемым, в конечном счете, ресурсами общества.

4. Трансакционные издержки административного барьера являются условным эквивалентом стоимости ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования государственного сектора сферы услуг.

5. Уровень трансакционных издержек способен иллюстрировать эффективность институциональной трансформации сферы государственного регулирования путем изменения уровня потребляемых государственным сектором сферы услуг ресурсов.

Последние два обстоятельства имеют принципиальное значение для оценки макроэкономической эффективности государственного сектора сферы услуг для таких естественно-монопольных секторов отечественной экономики как железнодорожный транспорт [5, 7].

Принимая во внимание представленные результаты исследования, необходимо сделать вывод о том, что издержки пользователей государственных услуг не ограничиваются прямыми затратами на получение государственной услуги, стоимость которой определена, а также сопутствующими им расходами на приведение условий осуществления деятельности до уровня, требуемого нормативными документами. Перечисленные издержки хорошо известны в мировой и отечественной научной практике. Однако противоречивость экономической природы административного барьера, по мнению автора, обусловливает следующую классификацию возникающих издержек пользователей государственных услуг лицензирования и сертификации (рис. 1): 1) нормативные издержки; 2) рациональные транс-акционные издержки; 3) иррациональные трансакционные издержки.

/ Нормативные ( / Рациональные / ( Иррациональные

издержки I I трансакционные ( I трансакционные

у у у издержки у у издержки

Рис. 1. Совокупные издержки пользователя государственной услуги

Трансакционные издержки административного барьера государственного сектора сферы услуг в процессе своего развития как экономическая категория подчиняются общим законам эволюции - усложнения и разветвления, единства противоположностей и т.д. В частности, развитие государственного сектора сферы услуг приводит к появлению многообразия новых форм трансакционных издержек, в которых проявляется двойственность их экономической и правовой природы:

- существует «видимая часть айсберга» издержек пользователя государственных услуг, когда трансакционные издержки характеризуются понятными и прозрачными параметрами, осязаемыми для всех потребителей государственных услуг, эта часть издержек достаточно подробно анализируется и прогнозируется;

- существует «невидимая часть айсберга» издержек пользователя государственных услуг, когда трансакционные издержки представлены непрозрачными для пользователей государственных услуг затратами, которые с трудом поддаются прогнозированию, учету, анализу, управлению ими, в силу указанных обстоятельств, они, обременяя пользователей государственных услуг, снижают общую экономическую эффективность их деятельности.

Указанная двойственность существенна для раскрытия особенностей интересующего нас государственного сектора сферы услуг. Такое понимание природы издержек пользователя государственной услуги открывает возможности для регулирования состава и величины трансакционных издержек. Проведем анализ трансакционных издержек пользователя государственных услуг, возникающих в процессе преодоления административного барьера государственного сектора сферы услуг.

1. Рациональные трансакционные издержки. А. Выражение издержек. Указанная часть трансакционных издержек пользователя государственных услуг действительно имеет рациональный характер, эти издержки продуктивны. К их числу необходимо отнести затраты предприятия, необходимые для приведения условий осуществления собственной деятельности к условиям, диктуемым соответствующими нормативными актами. То есть в случае с лицензированием предприятие должно обучить причастный персонал, привести в соответствующее состояние основные средства, задействованные в перевозочном процессе и т.д. Этот вид издержек отражается в себестоимости мероприятий, проводимых пользователем государственной услуги в целях приведения в соответствие условий осуществления деятельности или параметров объекта оказания государственной услуги к требованиям, предъявляемым соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими процедуру оказания государственной услуги. Эти издержки будут способствовать достижению целей возникновения административного барьера, по этой причине они имеют рациональный характер.

Б. Основания возникновения издержек. Вторая часть издержек пользователя государственных услуг обусловлена наличием требований нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание государственных услуг, в том числе формулирующих обязательные требования и условия, предъявляемые к предмету оказания государственной услуги.

В. Период возникновения издержек. Указанные издержки возникают в подготовительный период, предшествующий процедуре потребления государственной услуги, а также весь период осуществления предпринимательской деятельности ввиду необходимости соответствия предъявляемым обязательным условиям и требованиям. Например, в отношении государственной услуги лицензирования хозяйствующий субъект обязан обеспечить соответствие условий осуществления хозяйственной деятельности в период прохождения процедуры лицензирования и в последующий период лицензионного контроля.

Г Уровень издержек. Уровень издержек этого вида обусловлен степенью готовности хозяйствующего субъекта подтвердить соответствие предмета оказания государственной услуги, предъявляемым обязательным требованиям и условиям. Этот уровень может меняться на всем протяжении

осуществления предпринимательской деятельности. Параметром оценки издержек указанного вида может быть, например, стоимость основных средств, необходимых для запуска производства сертифицируемого товара, оценки ресурсов, необходимых для его поддержания на требуемом технологическом уровне.

2. Иррациональные трансакционные издержки. А. Выражение издержек. Указанная часть трансакционных издержек действительно имеет иррациональный характер, эти издержки контрпродуктивны. Они находят выражение в издержках пользователя государственной услуги, обусловленных увеличением периода оборачиваемости капитала организации-пользователя государственных услуг, ухудшением положения предприятия на рынке, утратой или ослаблением части конкурентных преимуществ, ростом рисков, возникающих вследствие изменений параметров внутренней и внешней среды и т.д. К их числу необходимо отнести затраты предприятия, необходимые для обслуживания заемных средств, замороженных в предмете оказания государственной услуги на весь период осуществления административных процедур, регламентированных государственной услугой. Эти издержки не будут способствовать достижению целей возникновения административного барьера, по этой причине они имеют иррациональный характер.

Б. Основания возникновения издержек. Указанная часть издержек пользователя государственных услуг обусловлена наличием требований нормативно-правовых актов, регламентирующих сроки оказания государственных услуг, в том числе формулирующих период времени, в течение которого предмет оказания государственной услуги будет изъят из хозяйственного оборота. Например, процедура ввода в постоянную эксплуатацию объекта может быть продлена до 6 мес. Указанный период времени регламентирован соответствующими нормативными актами.

В. Период возникновения издержек. Указанные издержки возникают в подготовительный период, предшествующий процедуре потребления государственной услуги, а также весь период оказания государственной услуги. Например, в отношении государственной услуги лицензирования, хозяйствующий субъект обязан обеспечить квалификацию задействованного персонала, затраты на обучение персонала произведены в подготовительный период, однако процедура прохождения лицензирования длится один месяц, этот период времени хозяйствующий субъект вынужден содержать подготовленный для нового вида деятельности персонал, например, выплачивать соответствующее пособие.

Г Уровень издержек. Уровень издержек этого вида обусловлен продолжительностью временного периода, на который предмет оказания государственной услуги оказывается изъятым из хозяйственного оборота, а также объемом средств, замороженных в указанном предмете. Параметром оценки издержек указанного вида может быть, например, величина банковской процентной ставки, объем замороженных средств, размер недополученной прибыли и т.д.

В подтверждение подходов, изложенных автором настоящего научного исследования, исследователь Н.А. Тупиха отмечает: «Если говорить о поте-

рях от избыточного контроля деятельности хозяйствующих субъектов со стороны различных ведомств, то он складывается из двух частей:

- прямые затраты на уплату штрафов и "отступных";

- непроизводительные затраты времени» [8].

Таким образом, указанный исследователь подтверждает необходимость учета временных параметров оказания государственной услуги как фактора, обусловливающего уровень издержек пользователя государственной услуги. Более того, тот же исследователь высказывает осторожные предположения о иррациональном характере издержек, административного барьера государственного сектора сферы услуг: «существование институтов оправдано только в том случае, когда они обеспечивают снижение трансак-ционных издержек. Развивая этот вывод, можно предположить существование иррациональных институтов, обеспечивающих разрастание трансак-ционных издержек» [9].

Особого внимания заслуживает вопрос о периоде возникновения издержек. В частности о том, что издержки пользователя государственной услуги могут возникать до оказания государственной услуги, в период ее потребления и весь период осуществления хозяйственной деятельности, как в случае, например, с лицензионным надзором. Как верно замечает Н.А. Ту-пиха, «трансакционные издержки будут существовать и в том случае, если экономические субъекты лишь готовились осуществить рыночный обмен, но по каким-либо причинам сделка не произошла. В этом случае, под транс-акционными издержками будут понимать издержки на подготовку трансакции или издержки на ликвидацию последствий от не состоявшейся сделки»

[9].

Необходимость устранения противоречивости между экономической и правовой природами административного барьера государственного сектора сферы услуг, по мнению автора, позволяет описать следующую структуру совокупных издержек пользователей государственных услуг:

С о = С ш + С Р™ + С ити, (1)

где

N

С нп =£ Снп (2)

1=1

- сумма обязательных платежей, определяемых в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание государственных услуг, i = 1, 2, п - количество видов обязательных платежей. Пример: С™ - государственная пошлина; С2нп - оплата услуг центра сертификации и т.д.

т

С РТИ =£ с?ти (3)

1=1

- сумма рациональных трансакционных издержек пользователя государственной услуги, возникающая вследствие необходимости приведения фактических условий осуществления деятельности требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание государственных услуг, i = 1, 2, т - количество видов рациональных издержек. Пример: С1рти- затраты на повышение квалификации персонала; С2рти - затраты на модернизацию оборудования, совершенствование технологии и т.д.

ити

(4)

- сумма иррациональных трансакционных издержек пользователя государственной услуги, определяемых в результате анализа оборачиваемости капитала организации-пользователя государственных услуг, а также связанных с последующим ухудшением положения предприятия на рынке, утратой или ослаблением части конкурентных преимуществ, ростом рисков, возникающих вследствие изменений параметров внутренней и внешней среды, q = 1, 2, ..., в - количество видов иррациональных издержек. Пример: С1ити - издержки, связанные с обслуживанием заемных средств, замороженных в предмете оказания государственной услуги на весь период

ити

выполнения обязательных административных процедур; С2 - издержки, обусловленные необходимостью разработки и выполнения дополнительных маркетинговых мероприятий и т.д.

Таким образом, к факторам способствующим сокращению трансакци-онных издержек пользователей государственных услуг, необходимо относить как материальные, так и временные параметры административных процедур. Вместе с тем процедуры государственных услуг имеют циклический характер, обусловленный необходимостью периодического подтверждения соблюдения обязательных требований, условий и параметров (рис. 2). Колебательно-маятниковый хронологический характер изменений обязательных требований от ужесточения до либерализации также предопределяет необходимость периодического подтверждения соответствия изменившимся условиям, а также обусловливает понятие жизненного цикла административного барьера государственного сектора сферы услуг - процесса, включающего этапы подготовки к получению государственной услуги; исполнение обязательных требований, условий и параметров; их периодическое подтверждение. Тогда можно предположить, что стоимость жизненного цикла административного барьера характеризует экономическую эффективность организации государственных услуг и равна совокупным издержкам пользователя государственной услуги на всех перечисленных этапах исполнения административных процедур.

В завершение целесообразно отметить, что различные методы государственного регулирования, реализуемые с применением различных государственных услуг, обладают различной экономической эффективностью, характеризуемой уровнем транс-

акционных издержек. Одни подходы государственного регулирования эффективнее справляются с задачей экономии, т.е. сокращением трансакционных издержек, другие менее эффективны.

Стоимостъ мероприятий по подготовке к прохождению лицензирования, сертификации

Стоимость мероприятий

по использованию

обязательных требований и условий

Рис. 2. Стоимость жизненного цикла административного барьера (на примере государственной услуги по лицензированию и сертификации)

соответствия

Указанное обстоятельство позволяет утверждать о возможности оценки

и последующего отбора различных механизмов государственного регулирования с учетом величины административного барьера, выражаемого в

уровне трансакционных издержек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Блауг М., Эрроу Кеннет Дж. 100 великих экономистов после Кейнса. СПб.: Эко-номикус, 2009. 384 с.

2. Блюмин И.Г. Институционализм // Критика буржуазной политической экономии. В 3 т. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. II. Критика современной английской и американской политической экономии. С. 336-352.

3. Бьюкенен Д. Сочинения / пер. с англ.; серия: «Нобелевские лауреаты по экономике»; т. 1. Фонд экономической инициативы; гл. ред. кол.: РМ. Нуреев и др. М.: «Таурус Альфа», 1997.

4. Дуглас Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.

5. Самаруха В.И., Мальсагов М.А. Управление финансово-экономическим механизмом железнодорожного транспорта. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 119 с.

6. Синютин М.В. Институциональный подход в экономической социологии. СПб., 2002. 313 с.

7 Сольская И.Ю., Тарасова В.В. Методика оценки последствий структурного реформирования на второй стадии реализации реформы с учетом внешних и внутренних факторов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2014. № 1 (41). С. 192-196.

8. Тупиха Н.А. Бюрократические трансакционные издержки как фактор торможения экономики России: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2008.

9. Coase R. Comments - Contract Economics: Blaskwell Publishers, 1992. P 73.

Bibliography

1. Blaug M., Jerrou Kennet Dzh. 100 velikih jekonomistov posle Kejnsa. SPb.: Jekono-mikus, 2009. 384 p.

2. Bljumin I.G. Institucionalizm // Kritika burzhuaznoj politicheskoj jekonomii. V 3 t. M.: Izd-vo AN SSSR, 1962. T. II. Kritika sovremennoj anglijskoj i amerikanskoj politicheskoj jekonomii. P 336-352.

3. Dzhejms Bjukenen. Sochinenija / per. s angl.; serija: «Nobelevskie laureaty po jekonomike»; t. 1. Fond jekonomicheskoj iniciativy; gl. red. kol.: R.M. Nureev i dr. M.: «Taurus Al'fa», 1997

4. Duglas Nort. Instituty, institucional'nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki. M.: Nachala, 1997. 180 p.

5. Samaruha V.I., Mal'sagov M.A. Upravlenie finansovo-jekonomicheskim mehanizmom zheleznodorozhnogo transporta. Irkutsk: Izd-vo BGUJeP, 2006. 119 p.

6. Sinjutin M.V. Institucional'nyj podhod v jekonomicheskoj sociologii. SPb., 2002. 313 p.

7. Sol'skaja I.Ju., Tarasova VV Metodika ocenki posledstvij strukturnogo reformirova-nija na vtoroj stadii realizacii reformy s uchetom vneshnih i vnutrennih faktorov// Sovremennye tehnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie. 2014. № 1 (41). P 192-196.

8. Tupiha N.A. Bjurokraticheskie transakcionnye izderzhki kak faktor tormozhenija jekonomiki Rossii: dis. ... kand. jekon. nauk. Krasnodar, 2008.

9. Coase R. Comments - Contract Economics: Blaskwell Publishers, 1992. P 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.