Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты развития рынка образовательных услуг'

Теоретико-методологические аспекты развития рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Светлана Владимировна

В статье раскрывается понятие образовательной услуги как экономического блага. Рассматриваются основные тенденции развития рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theorist-methdological aspects of the development market educational services

Notion educational facilities opens in article as economic good. The main trends of the development market educational services are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты развития рынка образовательных услуг»

УДК 339.146

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С.В. Кузнецова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье раскрывается понятие образовательной услуги как экономического блага. Рассматриваются основные тенденции развития рынка образовательных услуг.

Человечество большую часть своей жизни прожило без рынка образования. В процессе развития натурального хозяйства не было необходимости создавать профессиональные школы. Профессиональные умения и навыки передавались как бы из рук в руки. А создаваемые в Европе или Азии образовательные учреждения для элиты (Древний мир) просто не имели конкурентов по причине их отсутствия в ближайшем географическом пространстве. Даже после того, как началась эпоха разделения труда по причине возникновения товарного хозяйства, не было необходимости создавать школы. Начальное профессиональное образование проходило при непосредственном участии мастера - товаропроизводителя или при монахе - наставнике в монастыре. Исходно за обучение профессии никто не платил: сам труд ученика был в отдаленной перспективе уплатой за передачу умений и навыков. Это были зачатки инвестиций в человеческий капитал. Светское же образование практически не выходило за стены домов существовавшего класса собственников.

И, тем не менее, в таком виде осуществляющийся обмен знаниями уже можно считать началом возникновения рынка образования как системы, хотя и не структурируемого. Была возможность профессионального выбора, то есть было предложение, был спрос. Была элементарная инфраструктура, и были элементы рынка (учителя и ученики), и существовала взаимосвязь между ними. Система образования и рынок стали складываться благодаря формировавшимся условиям того периода.

Основными условиями существования рынка являются:

• разделение труда как основа возникновения обмена (каждый элемент системы несет свою функцию);

• экономическая обособленность товаропроизводителей, связанная со стремлением к эквивалентному обмену (каждый элемент имеет свои отличительные свойства, что создает возможность их взаимодействия при организации целого);

• самостоятельность производителя, его свобода (каждый элемент системы сам является целым).

Все три условия определяют характер длительного (в исторических рамках развития человечества) формирования структуры рынка образовательных услуг.

За последние пятьсот лет структура рынка образования стабилизировалась, рынок был устойчиво поделен. Причем места на рынке хватало всем образовательным системам, имеющим свои национальные особенности. Однако рынки были замкнутыми и несовершенными. Переход человечества в новую эпоху своего развития - эпоху информационных технологий - буквально взорвал национальные рынки. Так как спрос на рынке образовательных услуг зависит от спроса на рынке труда, то характер этого спроса стал определять новых участников рыночной игры. Проникновение в новые сферы знания породило невероятное по своим масштабам разделение труда, что, в свою очередь, изменило структуру рынка труда и сформировало его новые потребности. Спрос на новые профессии,

связанные с информационными технологиями, разорвал привычные консервативные связи внутри образовательных систем, сложившихся по принципам еще средневекового периода. Свобода производителя образовательных услуг (как третье условие существования рынка), с одной стороны, заставила действовать его гораздо интенсивнее в соответствии с рефлексией предпринимательства. Образовательные системы начинают интенсивный энергоинформационный обмен с рынком труда, разрабатывают механизмы закона роста систем, проводят их реструктуризацию, слияние и поглощение. Автономность образовательной системы была существенно ограничена требованиями рынка труда по содержанию и качеству подготовки профессионалов. Основными заказчиками образовательных услуг становятся предприятия, требующие постоянного пересмотра стандартов образования. Данное обстоятельство заставляет вывести на рынок множество новых образовательных структур. Рынок образования стал пульсирующим, то есть постоянно меняющим свои границы из-за смены состава образовательных систем и характера связей между ними.

Общемировая тенденция роста образовательных систем обусловливает развитие теоретических концепций, связанных с изучением образовательного

рынка как отраслевого и образовательной услуги как экономического блага.

Во времена Адама Смита экономическая мысль исключала из сферы производства получение услуг. В "Богатстве народов" он писал, что труд тех, кто представляет пустые, легкомысленные профессии, относящиеся к сфере непроизводительных занятий, как бы улетучивается в то самое мгновение, когда он осуществляется. Однако эти услуги удовлетворяют потребности, они желанны для людей, и, следовательно, те, кто их предоставляет, осуществляют производительную деятельность. Всякое полезное созидательное действие есть действие производительное.

Акт производства - это такой акт, который состоит в извлечении из факторов производства "потока полезных явлений". В этом смысле образовательное учреждение представляет собой воспроизводство специалистов (вторичные производительные силы), извлекающее полезные явления из таких факторов производства как труд преподавателя и труд потребителя образовательных услуг, информации и личности обучающегося как предметов труда, требующих переработки, знаний (переработанная информация, являющаяся средством воздействия на обучаемых) и технических средств обучения как средств труда. Информация, знания, технологии и сами потребители образовательных услуг, взятые в единстве, составляют средства производства (таблица 1).

Таблица 1

Основные элементы сферы производства образовательных услуг

Производственные ресурсы Средства производства

Факторы производства Земля Труд преподавателя. Предпринимательство (инновации, риски, репутация) Труд потребителя образовательных услуг (человеческий капитал)

Предметы труда Здания, оборудо- вание Информация Личность учащегося

Средства труда Знания, технологии передачи Знания, технологии использования

Воспроизводство специалистов в результате взаимодействия всех перечисленных факторов производства опосредовано образовательными технологиями, то есть способами воспроизводства, продиктованными материально-технической базой образования, организацией образования, предполагающей особую систему управления образованием.

Простейший подход к экономике образования исходит из того, что это процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества человеческих ресурсов, удовлетворяющий как потребностям общества, так и потребностям самих преобразуемых ресурсов. Образование принадлежит к третичной сфере экономики - производству услуг, которые становятся экономическим благом при условии их востребованности со стороны потребителя [4].

Образование относится к сфере социальных услуг, имеющих исключительно важное значение и для отдельной личности, и для общества в целом. Услуги социально-культурного комплекса направлены на непосредственное обслуживание человека, конечные результаты их воздействия имеют социальный характер и проявляются в повышении уровня образования и культуры населения, укреплении здоровья и физическом развитии личности. Специфические свойства социальных услуг являются причиной того, что рыночные отношения в сфере этих услуг имеют ограниченный характер, и, более того, отрасли социальнокультурного комплекса располагают значительным по размерам нерыночным сектором, в том числе государственными организациями и учреждениями.

Социальная услуга является общественным благом.

Общественное благо характеризуется следующими свойствами:

• сфера потребления общественного блага распространяется на всех членов общества, исключена автономность их потребления (неделимость и коллективный характер потребления);

• увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них (неконку-рентность или несоперничество в потреблении);

• ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно (неисключаемость);

• текущее потребление общественного блага не сокращает потребление следующего поколения людей (долговременный генерационный эффект);

• общественное благо порождает значительный внешний положительный эффект (позитивные экстерналии), который выпадает на долю третьих лиц, не участвующих непосредственно в производстве или потреблении общественного блага, и выражается в изменениях качества жизни всего общества.

Первые два свойства характеризуют так называемые чистые общественные блага, которых в реальной действительности очень не много (это национальная оборона и безопасность, экологические и противоэпидемиологические государственные программы, государственное управление).

Блага, не обладающие этими качествами, называются частными, или благами индивидуального потребления, свойствами которых являются неделимость, что определяет их доступность индивидуальным покупателям, и подверженность принципу исключения. Это значит, что те, кто имеет потребность и возможность оплатить равновесную цену за индивидуальное благо, получают его, а те, кто не в состоянии или не хочет уплатить ее, исключаются из потребления.

В реальной действительности большинство социальных услуг являются смешанно-общественными благами.

Образовательная услуга, являясь смешанно-общественным благом, сочетает в себе черты как общественного, так и частного блага.

Как общественное благо, образовательная услуга характеризуется совместным характером потребления, неконку-рентностью в потреблении, порождением

значительного внешнего положительного эффекта. Образование приносит выгоду всему обществу, а не только отдельным индивидуумам. Кроме того, общество диктует личности тот перечень знаний, которым она должна обладать, чтобы занимать определенное место в обществе, играть в нем определенную роль. Свобода человека получать или не получать образование ограничена, поэтому образование - общественное благо.

Как частное благо образовательная услуга характеризуется исключаемостью, перегружаемостью, выступает объектом купли-продажи, имеет особую потребительную стоимость и рыночную цену, определяемую спросом и предложением [5].

При анализе свойств, присущих для всех услуг, исследователи в основном ссылаются на Ф. Котлера. Так, М.И. По-теев при описании образовательных услуг выделяет следующие свойства:

• Услуги неосязаемы - их невозможно увидеть, услышать, попробовать на вкус и т.д. до момента приобретения. А.В. Дрыночкин даже утверждает, что "нематериальный характер услуг делает практически невозможным установление по отношению к ним каких-либо стандартов".

• Услуги неотделимы от источника - в момент их оказания обязательно присутствие источника: человека или машины. Отсюда вытекает зависимость качества услуг от эмоционального и физического состояния человека, если он становится таким непосредственным источником.

• Непостоянство качества - необходимость весьма индивидуального подхода к потребителю серьезно затрудняет массовую автоматизацию. В ходе анализа данное свойство проявляется в усложнении градации одной и той же услуги по параметрам качества.

• Невозможность хранения - услуги невозможно хранить в виде товарных запасов.

С одной стороны, это свойство стимулирует производителя к постоянному их оказанию, с другой стороны, ус-

луги невозможно перепродать, ими нельзя спекулировать.

При анализе литературы выяснилось, что специфические особенности образовательных услуг специалистами трактуются по-разному.

Так, А.П. Панкрухин отмечает высокую стоимость образовательных услуг, длительность их оказания, отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника, необходимость дальнейшего сопровождения услуг, зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и др.

И. Шахриманьян, характеризуя образовательные услуги, пишет, что процесс их оказания "всегдадлящийся во времени, многоактовый", должен рассматриваться как "сложная совокупность деятельностей человека, общества, государственных органов, требующая значительных затрат на ее всестороннее обеспечение и одновременно не приносящая реальной немедленной материальной выгоды после ее реализации", что "потребитель образовательных услуг должен обладать дополнительными качествами".

М.И. Потеев среди преимуществ деятельности по оказанию образовательных услуг выделяет то, что: "образовательные услуги могут оказываться в любых местах (гостиницах, квартирах, на теплоходах, базах отдыха), в любое время (зимой, весной, ..., утром, днем, в каникулы), любыми профессионалами (не только профессионалами-преподавателями)"; предпринимательство в области образования не требует сырья и не вносит финансового риска; "деятельность по оказанию услуг в сфере образования менее подвержена чрезмерному контролю со стороны государства и, следовательно, уменьшает опасность распространения авторитаризма и бюрократизации...".

Е.Г. Григорьева предлагает следующую характеристику образовательных услуг в зависимости от продолжительности их оказания:

1. Для отдельных образовательных услуг и краткосрочных образовательных программ характерны:

• высокая степень индивидуальности и нестандартности в зависимости от профессионального уровня учителя, места, времени их оказания и других факторов;

• достаточная вариативность использования этих факторов;

• отсутствие финансового риска в связи с отсутствием сырья как такового.

2. Среднесрочные (до года) и долгосрочные (свыше одного года) образовательные программы отличаются:

• долговременным характером их оказания;

• необходимостью государственного или общественно-государственного контроля;

• значительностью затрат на их всестороннее обеспечение;

• высокой степенью финансового риска для вновь образующихся образовательных учреждений;

• сокращением степени свободы при выборе условий предоставления, в том числе за счет установления комплекса требований (государственных образовательных стандартов) к разным по уровню образовательным программам и необходимостью должного ресурсного обеспечения долговременного образовательного процесса [1].

Анализируя и обобщая существующие подходы можно выделить следующие специфические особенности образовательных услуг (таблица 2).

Таблица 2

Специфика образовательных услуг [3]

Характеристика услуги Описание характеристики

неосязаемость Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. В образовании к параметрам услуг, которые можно наглядно представить, можно отнести образовательные стандарты, учебные планы и программы, информацию о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п.

неотделимость от источника Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

непостоянство качества Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - «изменчивость «исходного материала»».

несохраняемость Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса», то есть образовательные услуги, как и всякие другие нематериальные блага, не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной не-сохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научнотехнический и социальный прогрессы.

Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результатом научного труда является научный продукт. Результат научно - педагогического труда может быть назван образовательным продуктом.

Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг [6].

Рынок образовательных услуг -совокупность условий, благодаря которым потребители и производители образовательных услуг вступают в договорные отношения с целью покупки или продажи данной образовательной услуги.

Любой рынок представляет собой систему со своими элементами и связями между ними, а также внешней средой и факторами ее влияния. Поведение производителей и потребителей в этой системе взаимосвязей зависит от структуры рынка образовательных услуг, характеризующегося:

• численностью и направленностью образовательных учреждений;

• количеством потребителей услуг и их субъективной дифференциацией, различающей направленность образовательных услуг и перспективность профессии;

• отсутствием барьеров для открытия новых образовательных учреждений и их вхождением в рынок, а также отсутствием барьеров для выхода из рынка несостоятельных образовательных учреждений;

• уровнем традиционной иерархии образовательных учреждений и, следовательно, их интеграции.

Существует единый планетарный рынок - глобальная мыслимая система, объединяющая все рыночные отношения во всем мире. В свою очередь, этот глобальный рынок подразделяется на национальные рынки государств, которые делятся на региональные. Каждый региональный рынок, в свою очередь, - это определенное, отвечающее местным по-

требностям количество образовательных учреждений различной направленности.

Результативность рынка образовательных услуг зависит от поведения потребителей и производителей образовательных услуг в таких вопросах, как:

• ценовая политика,

• тайные соглашения между образовательными учреждениями,

• образовательные стратегии,

• уровень образовательных технологий.

Рынок образования является отраслевым. Следовательно, основным объектом теории образовательной организации является исследование механизма, приводящего образовательную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на образовательные услуги. Такая гармония является основой эффективности и результативности образовательной системы.

Рынок образовательных услуг является организующим механизмом достижения результативности, а несовершенства в этом организующем механизме или изменения в нем, во многом влияют на прогресс развития образования в целом и, следовательно, на удовлетворение потребностей общества в образовательных услугах.

Сущность рынка образования наиболее полно проявляется в его функциях:

• функции саморегулирования предоставления образовательных услуг, проявляющейся в расширении масштабов предоставления услуг и повышении цены на них при росте спроса;

• стимулирующей функции, выражающейся во внедрении новых образовательных технологий, способствующих снижению издержек и понижению цен на подготовку специалистов;

• функции общественной значимости образовательных услуг в условиях их бездефицитности;

• регулирующей функции, устанавливающей определенные пропорции в предоставлении образовательных услуг и обмене ими;

• функции демократизации, проявляющейся в дифференциации образовательных учреждений и освобождении образования от нежизнеспособных элементов.

В исследовании рынка образовательных услуг наиболее интересным является изучение тенденций изменения уровня концентрации образовательных систем на региональных рынках [4].

Чтобы проанализировать поведение субъектов на рынке образовательных услуг необходимо:

во-первых, определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;

во-вторых, рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;

в-третьих, оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;

в-четвертых, определить критерий структурирования образования, который тесно коррелирует с возрастом;

в-пятых, исследовать поведение других субъектов экономики на рынке образования, которые также являются потенциальными участниками данного рынка и предъявляют спрос на образовательные услуги [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все учреждения образования действуют на одном рынке образовательных услуг. Однако характер взаимосвязей: «учреждение образования - домашние хозяйства» и «учреждение образования -государственные учреждения» - различен.

В первом случае цены на образовательные услуги формируются до их производства, и частный потребитель в значительной степени рискует не удовлетворить свои интересы, что связано с уровнем его будущих доходов.

Во втором случае цены также формируются до начала производства услуг, но рискует образовательное учреждение, когда получает «государственный

заказ» на образовательные услуги, так как цены формируются исходя из установленного законом государственного бюджета. Кроме того, в условиях экономического кризиса образовательные услуги могут быть вообще не оплачены.

Образовательное учреждение, как и любое предприятие, вынуждено действовать в условиях ограниченности ресурсов - объема знаний (капитал), труда (профессорско-преподавательский состав), материально-технических средств (средства производства). Именно поэтому возникает необходимость в соответствии со структурой спроса (соотношение частного и общественного интересов) на образовательные услуги:

• максимизировать - при имеющемся объеме ресурсов достигнуть наибольшего предоставления образовательных услуг;

• минимизировать - предоставление наименьшего объема образовательных услуг (государственный стандарт);

• оптимизировать - объем предоставляемых услуг оптимально соответствует затратам.

В контексте свободы выбора на рынке образовательных услуг становится приоритетной проблема свободы использования факторов производства при централизованном управлении. Министерство образования и науки определяет способ использования производительных сил, временную структуру образовательного (производственного) процесса, способ распределения специалистов, размещение учреждения, систему обеспечения учреждений. Единоличное господство планирующего центра подрывается из-за того, что данным центром не изучаются в полной мере потребности и хозяйственные планы отдельных образовательных учреждений как получателей предметов потребления.

Перед центральным руководством всегда стоит проблема - поиск надежных средств выяснения потребностей в образовательных услугах. Пока данная проблема стоит очень остро. Во-первых, отсутствует координация между потребителями образовательных услуг, их по-

ставщиками, исполнительным органом и головным заказчиком - государством. Во-вторых, отсутствует заказ на исследование вторичных рынков образовательных услуг, что не позволяет вникнуть в сущность экономических проблем образования. В-третьих, изучение данных проблем не выгодно из-за существующего дефицита средств образования как производства.

По количественным параметрам образовательный рынок России представляет собой достаточно развитое пространство. По сравнению с образовательными рынками Австралии, США, Франции и других развитых стран мира общая характеристика показателей России достаточно благоприятна. Однако основная проблема заключается в том, что образовательный рынок России не является развитым рыночным пространством, где маркетинг, конкурентное позиционирование, качество и другие категории только завоевывают свои позиции.

Российское образование начало переход к рыночным отношениям, не имея:

• теории образовательного учреждения;

• собственной экономической концепции развития;

• разработанных механизмов управления рыночными отношениями в образовании;

• корпуса менеджеров-профессионалов, способных успешно работать в условиях рынка;

• инвестиционных механизмов развития образования;

• мотивационных механизмов.

На современном этапе участнику российского рынка образовательных услуг важно оценить рынок, себя на этом рынке и выработать механизм поведения на нем [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа. http://old.ippd.ru/bibl/pedagog razvitie/pr st.html

2. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. - М., 2004. - №5.

3. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное пиложе-ние. 2006. №2.С 45-49.

4. Свиридов О.А. Теория и методология функционирования образовательных систем: Автореф. дисс. докт. экон. наук: 08.00.01 - Экономическая теория / Свиридов О.А. Марийский государственный технический университет. - Йошкар-Ола, 2006. - 52 с

5. Синицкая Н.Я. Финансирование высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях: Монография. -Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. - 183 с.

6. Ченцов А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг: Автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством/Ченцов Александр Алексеевич; Ченцов А.А.; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - Москва, 1998. - 25 с.

THE THEORIST-METHDOLOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT MARKET

EDUCATIONAL SERVICES

S. V. Kuznecova

Notion educational facilities opens in article as economic good. The main trends of the development market educational services are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.