Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / студенты колледжа / методологический подход / компоненты / этапы формирования / критерии сформированное™ / professional identity / college students / methodological approach / components / stages of formation / criteria of formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Екатерина Леонидовна, Югова Елена Анатольевна

Профессиональная идентичность студента это интегральная характеристика личности, включающая в себя положительное отношение к выбранной профессии, понимание ее предмета и содержания, положительное восприятие себя как будущего профессионала, стремление к оптимальному выполнению учебной и профессионально-направленной деятельности. Формирование профессиональной идентичности заключается в последовательном формировании ее компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Эти компоненты формируются посредством идентификаций (отождествлений), в ходе осознания и принятия данных о себе. Критериями сформированное™ этих компонентов, являются «принятие себя в профессии», «принятие профессии», положительный опыт профессионально-направленной деятельности. Методологической основой процесса формирования профессиональной идентичности у студентов колледжа является совокупность деятельностного, компетентностного и гендерного подходов в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Екатерина Леонидовна, Югова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional identity of a student is an integral characteristic of a personality, including a positive attitude to the chosen profession, understanding of its subject and content, a positive perception of oneself as a future professional, striving for optimal performance of educational and professionally-oriented activities. The formation of professional identity consists in the consistent formation of its components: cognitive, emotional, behavioral. These components are formed through identifications in the course of awareness and acceptance of data about yourself. The criteria for the formation of these components are «self-acceptance in the profession», «acceptance of the profession», positive experience of professionally-directed activity. The methodological basis of the process of formation of professional identity among college students is a combination of activity, competence and gender approaches in pedagogy.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

Педагогика

УДК 377

ассистент, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Барышникова Екатерина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); доктор педагогических наук, профессор Югова Елена Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Профессиональная идентичность студента - это интегральная характеристика личности, включающая в себя положительное отношение к выбранной профессии, понимание ее предмета и содержания, положительное восприятие себя как будущего профессионала, стремление к оптимальному выполнению учебной и профессионально-направленной деятельности. Формирование профессиональной идентичности заключается в последовательном формировании ее компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Эти компоненты формируются посредством идентификаций (отождествлений), в ходе осознания и принятия данных о себе. Критериями сформированности этих компонентов, являются «принятие себя в профессии», «принятие профессии», положительный опыт профессионально-направленной деятельности. Методологической основой процесса формирования профессиональной идентичности у студентов колледжа является совокупность деятельностного, компетентностного и тендерного подходов в педагогике.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты колледжа, методологический подход, компоненты, этапы формирования, критерии сформированности.

Annotation. The professional identity of a student is an integral characteristic of a personality, including a positive attitude to the chosen profession, understanding of its subject and content, a positive perception of oneself as a future professional, striving for optimal performance of educational and professionally-oriented activities. The formation of professional identity consists in the consistent formation of its components: cognitive, emotional, behavioral. These components are formed through identifications in the course of awareness and acceptance of data about yourself. The criteria for the formation of these components are «self-acceptance in the profession», «acceptance of the profession», positive experience of professionally-directed activity. The methodological basis of the process of formation of professional identity among college students is a combination of activity, competence and gender approaches in pedagogy.

Key words: professional identity, college students, methodological approach, components, stages of formation, criteria of formation.

Введение. Центральным звеном в профессиональном развитии молодежи является система профессионального образования. В связи с этим на государственном уровне постоянно пересматриваются и актуализируются целевые ориентиры образовательной и воспитательной работы в учреждениях СПО. В соответствии с современными требованиями, профессиональное образование должно быть направлено на развитие профессионального самосознания студентов и в частности развитие их профессиональной идентичности. Следует отметить, что феномен профессиональной идентичности рассматривается в основном в русле психологических исследований, в то время как изучению педагогического влияния на процесс формирования профессиональной идентичности в современной педагогике уделяется недостаточно внимания. Формирование профессиональной идентичности представляет собой сложный нелинейный процесс, охватывающий разные стадии профессионального развития личности [9]. Многие исследователи подчеркивают важность периода профессионального обучения и подготовки в становлении профессиональной идентичности, так как именно в студенческом возрасте происходит интенсивное самоопределение, как в личностной сфере, так и в профессиональной. Однако немногие исследователи выделяют «профессиональную идентичность студента» как самостоятельное понятие со своей структурой и этапами формирования.

Профессиональная идентичность личности является результатом воздействия многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и пол. Большое количество исследований подтверждают различия юношей и девушек в устойчивости самооценки, способах восприятия информации, особенностях мыслительной деятельности, утомляемости, стрессоустойчивости, эмоциональных реакциях и др. Однако, принципы тендерного подхода на сегодняшний день недостаточно активно внедряются в практику педагогической деятельности, особенно в учреждениях профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Теоретическое и методологическое значение понятия «идентичность» связано с его многомерностью как интегративного психологического феномена, обеспечивающего человеку целостность, тождественность и определенность [25]. Идентичность является междисциплинарным термином, поскольку обретение идентичности и переживание ее кризисов характерно для каждого человека в разных сферах его жизни. Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях - тендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Идея «идентичность» берет начало от культуры мышления и философии античной Греции. Античные мыслители (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель), задумываясь о сущности бытия и своей сущности, полагали, что самость или самотождественность является атрибутом сущего. В психологии проблематика идентификации и идентичности появляется во второй половине XX века и рассматривается в рамках различных подходов. В классификации Н.В. Антоновой \2\ выделены психоаналитический (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман), интеракционистский (Дж. Мид, И. Гофман, Л. Краппман, Ю. Хабермас) и когнитивно-ориентированный (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, г. Брейквелл) подходы. Также изучение идентичности за рубежом проводилось представителями бихевиоризма (М. Шериф, Д. Кэмпбелл) и экзистенциально-гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт). Учеными была отмечена значимость профессиональной сферы для формирования идентичности, выделен профессиональный Я-образ в социальном аспекте идентичности, показано, что идентичность актуализирутся путем сравнения своей социальной группы с другими (такой социальной группой может являться профессиональное сообщество). Также уделялось большое внимание формированию идентичности в подростковом и юношеском возрасте. В отечественной психологии понятие «идентичность» рассматривалось с точки зрения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), и тесно связано с родственными понятиями «самоопределение», «самосознание», «образ Я». Несмотря на большое число попыток дать определение понятию «профессиональная идентичность», наблюдается разобщенность отечественных исследователей в определении, структуре и процессе ее формирования. В частности,

имеются разногласия в том, когда именно начинает формироваться профессиональная идентичность - при переходе от обучения к профессиональной деятельности, или же раньше - в процессе обучения. Ответ на этот вопрос определяет целесообразность воздействия на процесс формирования профессиональной идентичности человека в процесс учебы, то есть педагогическими средствами. Анализ исследований (Л.Б. Шнейдер, A.A. Азбель, Т.В. Мищенко, У.С. Родыгина) позволил убедиться, что в период профессионального обучения начинают формироваться компоненты профессиональной идентичности и выделить профессиональную идентичность студента как самостоятельное понятие.

Опираясь на работы Ю.П. Поваренкова [19], мы уточнили понятие «профессиональная идентичность студента», которое понимаем как интегральную характеристику личности, включающую в себя положительное отношение к выбранной профессии, понимание ее предмета и содержания, положительное восприятие себя как будущего профессионала, стремление к оптимальному выполнению учебной и профессионально-направленной деятельности. Опираясь на работы Л.Б. Шнейдер, мы выделили когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты профессиональной идентичности студента. Формирование профессиональной идентичности заключается в последовательном формировании ее компонентов. Эти компоненты формируются посредством идентификаций (отождествлений), в ходе осознания и принятия данных о себе. В когнитивном плане - это сравнение, в эмоциональном - оценивание, в поведенческом - уподобление [25]. Мы предположили, что в структуре профессиональной идентичности студентов младших курсов наиболее выражены когнитивный и эмоциональный компоненты. Поведенческий компонент также формируется с начала процесса профессионального обучения, но адекватно оценить его сформированность можно у студентов старших курсов. Для оценки сформированности компонентов профессиональной идентичности у студентов младших курсов определим критерии: «принятие себя в профессии» и «принятие профессии» (по Ю.П. Поваренкову). Критерий «принятие себя в профессии» включает осознание и положительное восприятие себя как будущего представителя профессии. Критерий «принятие профессии» включает понимание предмета и содержания профессии и удовлетворенность различными сторонами будущей профессии. У студентов старших курсов к этим критерием добавляется положительный опыт профессионально-направленной деятельности.

Для воздействия на профессиональную идентичность студента в процессе обучения необходимо определиться с методологическими подходами, на основе которых будут разрабатываться педагогические условия. Профессиональная идентичность с необходимостью проявляется в деятельности, профессионально признается в деятельности и определяется деятельностью [25]. Поэтому основным методологическим подходом к ее формированию в процессе обучения профессии является деятельностный подход в педагогике, проистекающий от субъектно-деятельностного подхода к развитию личности в психологии. В трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др., раскрывается идея о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. В профессиональном образовании деятельностный подход преобразуется в компетентностный, в котором ключевым словом становится «опыт». Это опыт, в котором с помощью педагогических технологий усилен элемент осмысления, рефлексии [20]. Компетентность -совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере [24]. В этом определении очень важны слова «личностно значимой сфере». Мы понимаем это так, что без личностного отношения к осваиваемой профессии невозможно быть в полной мере компетентным специалистом. В соответствии с определением в структуру компетенции входят: когнитивный компонент (знания); функциональный компонент (умения, навыки); ценностно-этический компонент (отношение к осуществляемой деятельности) [17], что согласуется с компонентами профессиональной идентичности. Компетенции в процессе обучения наращиваются постепенно, в большей степени посредством освоения дисциплин профессионального модуля, учебной и производственной практики. На первом курсе особенно важно подготовить для этого благоприятную почву, заложив основы когнитивного и эмоционального компонента профессиональной идентичности. Для достижения этой цели необходима организация учебно-воспитательной деятельности, способствующей одновременно углублению знаний о содержании профессии и осмыслению своего отношения к этой информации. Мы также отметили такую особенность среднего профессионального образования, как наличие специальностей, на которых обучаются преимущественно юноши или девушки, таким образом, учебные группы зачастую укомплектованы студентами одного пола. Проведенный нами исторический обзор развития тендерной педагогики (Каменская E.H., Геодакян В.А., Сиротюк А.Л., Колесов Д.В, Еремеева В.Д., Кон И.С. и др) показал, что разница в обучении мальчиков и девочек, ранее бывшая существенной, с течением времени сглаживалась и, в конечном счете, нивелировалась. Однако, ознакомившись с результатами большого количества исследований (Бутковская С.А., Кулагина Н.В., Лукьяненко Н.В., Чекалина A.A. и др.), мы убедились, что юноши и девушки имеют психофизиологические различия, влияющие на процесс обучения, а также социально-психологические различия в структуре профессиональной идентичности, влияющие на ее формирование. Исследования подтверждают наличие различий между юношами и девушками в профессиональных предпочтениях, динамике личностного и профессионального самоопределения, профессиональной мотивации, профессиональных планах, направленности поведения, мотивах выбора профессии, построению образа будущего. В современном мире большинство профессий не имеет выраженной тендерной окрашенности и в одной и той же профессии можно найти точки соприкосновения профессионально-важных качеств с характерными особенностями, как мужчин, так и женщин. Педагогическое воздействие на эти точки может повысить эффективность обучения профессии и формированию профессиональной идентичности у юношей и девушек. Вследствие этого необходимо использовать тендерный подход к формированию профессиональной идентичности студентов, основанный на существующих психофизиологических и социально-психологических различиях между мальчиками и девочками и признающий необходимость учитывать эти различия в обучении и воспитании путем подбора форм, методы и способов организации их деятельности с учетом этих различий.

Выводы:

1) Теоретический анализ развития понятия «идентичность» показал его многозначность, связанную с тем, что переживание человеком чувства идентичности происходит в разных измерениях, так различают этническую, тендерную, социальную, религиозную, профессиональную и др. идентичности. Анализ зарубежных исследований показал, что идентичность изучалась на стыке психологии и социологии в рамках различных подходов.

2) Несмотря на большое число попыток дать определение понятию «профессиональная идентичность», наблюдается разобщенность ученых в определении, структуре и процессе ее формирования. Опираясь на работы отечественных исследователей, мы уточнили понятие «профессиональная идентичность студента», раскрыли содержание ее компонентов, описали этапы формирования, определили критерии сформированности.

3) Подтвердив существование самостоятельного понятия «профессиональная идентичность студента» и возможность воздействия на нее в процессе обучения, мы обосновали применение деятельностного, компетентностного и тендерного подхода к ее формированию.

Литература:

1. Азбель, A.A. Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов / А.А Азбель // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность: материалы науч.-практ. конф / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: 2005. - С. 25-34

2. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова//Вопр. психологии. - 1996. -№1.-С.131-143

3. Бутковская, С.А. Становление тендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Бутковская Светлана Анатольевна. - Хабаровск, 2007. -26 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Астрель, 2010. - 671 с.

5. Гарбузова, Г.В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г.В. Гарбузова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 44. - Т. 18. - С. 340-344

6. Геодакян, В.А. Два пола: зачем и почему? / В.А. Геодакян. - СПб., 1992. - 252 с.

7. Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / В.В Давыдов, Ю.В. Громыко // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 31-37

8. Еремеева, В.Д. Нейропсихологический аспект тендерного подхода к обучению / В.Д. Еремеева // Педагогическое обозрение. - 2013. - № 1-2. - С. 4-5

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, O.A. Рудей. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». -2008.-256 с.

10. Каменская, E.H. Тендерный подход в педагогике: диссертация...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Каменская Елена Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 385 с.

11. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол / Д.В. Колесов. - М., 2003. - 200 с.

12. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989. - 255 с.

13. Кулагина, Н.В. Тендерные стереотипы и профессиональная мотивация мужчин, работающих в полотипичной и неполотипичной сфере / Н.В. Кулагина // Южно-российский журнал социальных наук. - 2008. - №3. - С. 92-104

14. Леонтьев, Д.А. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев - Москва, 2004.-346 с.

15. Лукьяненко, Н.В. Развитие профессиональной и тендерной идентичности в групповой работе с подростками: дис. ... канд. психол. наук 19.00.05. - Сергиев Посад, 2007. -202 с.

16. Медведев, В.П. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.П. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2007. - № 11 - С. 46-56

17. Мищенко, Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Мищенко Татьяна Владимировна. - Ярославль, 2005. - 224 с.

18. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю.П. Поваренков // Сибирский психол. журн. - 2006. - № 24. - С. 53-58

19. Прямикова, Е.В. Компетентностный и деятельностный подходы к школьному образованию: проблемы и перспективы / Е.В. Прямикова // Социально-гуманитарные знания. -2009. - №2. - С. 192-206

20. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психол. наука и образование. - 2007. -№4. - С. 39-51

21. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.

22. Хуторской, A.B. Модель компетентностного образования / A.B. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2017. -№12. - С. 9-16

23. Чекалина, A.A. Тендерные особенности профессионального развития девушек и юношей / A.A. Чекалина // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №8. - С. 64-66

24. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис.....д-ра

психол. наук: 19.00.13/ Шнейдер Людмила Бернгардовна. - М., 2001. - 35 с.

25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Бежану Татьяна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); учитель математики Потемкина Татьяна Сергеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Державинский лицей» (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ

Аннотация. Вопросы качественной подготовки будущих учителей, в частности, математики представляются достаточно актуальными. Указанные вопросы являются объектом исследования различных научно-методических работ. Такие исследования уделяют внимание аспектам подготовки студентов к преподаванию школьного курса математики в целом или отдельных его разделов. Настоящая работа посвящена проблеме подготовки будущего учителя математики к формированию у обучающихся 7-9 классов умения решать геометрические задачи с использованием дополнительных построений. Эта тема практически не рассматривается научным сообществом. В статье авторы выстраивают две линии в ее обсуждении в соответствии с выделяемыми составляющими профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование». Описывается, во-первых, реализация предметной подготовки будущих учителей математики, во-вторых, их методическая подготовка в аспекте обсуждаемой темы. Использование в учебном процессе студентов представленных в статье материалов, на взгляд авторов, позволяет эффективно формировать готовность будущих учителей математики к реализации обучения школьников 7-9 классов решению задач геометрии посредством применения приема дополнительного построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.