УДК 377.031 DO110.26170/2079-8717_2021 _06_15
ББК Ч447.043 ГРНТИ 14.33.07 Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)
Барышникова Екатерина Леонидовна,
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: baryshnikova-ecat@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная идентичность; студенты; колледжи; профессиональная деятельность; подготовка специалистов; педагогические условия.
АННОТАЦИЯ. Профессиональная идентичность студента - это положительное отношение к выбранной профессии, желание обучаться данной специальности, стремление к оптимальному выполнению учебной и впоследствии профессиональной деятельности. Сформированная профессиональная идентичность переживается как чувство гордости за свою профессию, понимание ее важности и нужности, удовлетворенность собой, результатами своего труда, перспективами своего роста, стремление к саморазвитию.
Педагогическими условиями формирования профессиональной идентичности студента являются: 1) создание профессионально-ориентированной среды обучения, 2) ориентация на психофизиологические и социально-психологические особенности юношей и девушек в процессе обучения, 3) психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены структурные компоненты и особенности формирования профессиональной идентичности юношей и девушек; обоснована необходимость учитывать половые различия в процессе обучения профессии;
- обосновано применение деятельностного, компетентностного и гендерного подходов к формированию профессиональной идентичности студентов колледжа;
- обоснованы и разработаны педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа;
- разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов колледжа, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, на основе которой реализованы названные педагогические условия в ходе опытно-поисковой работы.
Практическая значимость исследования определяется:
- эффективностью разработанной модели, подтвержденной в ходе опытно-поисковой работы на базе Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа в учебных группах студентов 1 курса. Результаты опытно--поисковой работы приведены в данной статье;
- возможностью применения данной модели в практике аналогичных образовательных организаций среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Барышникова, Е. Л. Педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа / Е. Л. Барышникова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 131-139. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_0б_15.
Baryshnikova Ekaterina Leonidovna,
Applicant for the Degree of Candidate of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL IDENTITY OF COLLEGE STUDENTS
KEYWORDS: professional identity; students; colleges; professional activity; training of specialists; pedagogical conditions.
ABSTRACT. The student's professional identity is a positive attitude towards the chosen profession, the desire to study this specialty, the desire for the optimal performance of educational, and subsequently, professional activities. The formed professional identity is experienced as a feeling of pride in one's profession, an understanding of its importance and necessity, satisfaction with oneself, the results of one's labor, the prospects for one's growth, a desire for self-development.
The pedagogical conditions for the formation of a student's professional identity are: 1) the creation of a professionally-oriented learning environment, 2) focus on the psychophysiological and socio-psychological characteristics of boys and girls in the learning process, 3) psychological and pedagogical support of the educational process.
The scientific novelty of the research lies in the fact that:
- the structural components and features of the formation of the professional identity of boys and girls have been identified; substantiated the need to take into account gender differences in the process of training a profession;
- substantiated the use of activity, competence and gender approaches to the formation of professional identity of college students;
© Барышникова Е. Л., 2021
- substantiated and developed pedagogical conditions for the formation of professional identity of college students;
- a model for the formation of the professional identity of college students has been developed, which includes target, content, organizational-activity and evaluative-productive components, on the basis of which the named pedagogical conditions are realized in the course of experimental search work.
The practical significance of the study is determined by:
- the effectiveness of the developed model, confirmed in the course of experimental search work on the basis of the Ekaterinburg Automobile and Highway College in the study groups of 1st year students. The results of the experimental search work are given in this article;
- the possibility of using this model in the practice of similar educational institutions of secondary vocational education and additional vocational education.
FOR CITATION: Baryshnikova, E. L. (2021). Pedagogical Conditions for Forming Professional Identity of College Students. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 131-139. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_15.
В Национальном докладе Российской федерации «О состоянии и перспективах развития профессионального образования в России» профессиональное образование определяется как «Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности» [12]. Система профессионального образования является центральным звеном в профессиональном развитии молодежи. В соответствии с современными требованиями, профессиональное образование должно быть направлено на развитие профессионального самосознания студентов и, в частности, развитие их профессиональной идентичности, следствием которого являются осознанный профессиональный выбор, уверенное вхождение в профессию и быстрая адаптация, высокая результативность профессиональной деятельности.
Однако необходимость формирования профессиональной идентичности в период профессионального обучения не в полной мере осознается педагогическим сообществом. Обнаруживается недостаточность педагогических приемов, методик, технологий, направленных на ее формирование.
Профессиональная идентичность личности является результатом воздействия многих взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, в систему которых входит и пол [5]. Поэтому одним из условий ее успешного формирования у юношей и девушек является соотнесение методики преподавания с социально-психологическими особенностями полов. Отметим, что педагогические приемы, методы и формы организации учебной деятельности студентов колледжей, учитывающие особенности социально-психологического и предпрофессионального развития юношей и девушек, на сегодняшний день недостаточно активно внедряются в практику педагогической деятельности.
Степень разработанности проблемы. Исследование феномена профессиональной идентичности студента представлено в работах А. А. Азбель, Т. В. Мищенко,
Л. Б. Шнейдер, Ю. В. Гарбузовой, В. А. Ке-ниг, У. С. Родыгиной и др., в которых подтверждается существование самостоятельного понятия «профессиональная идентичность студента», дается определение этому понятию, раскрывается его структура и компоненты.
Педагогические условия формирования профессиональной направленности, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности студентов колледжа рассмотрены в работах Л. А. Литвинова, Н. Н. Савушкина, Т. Ю. Скибо, И. Н. Кулез-невой. В данных исследованиях условием, способствующим успешному профессиональному развитию, является профессионально-ориентированная образовательная среда, созданная на основе деятельностного и компетентностного подходов в педагогике.
Взаимосвязь профессиональных и ген-дерных характеристик личности в старшем подростковом и юношеском возрасте исследована в работах С. А. Анищенко, С. А. Бут-ковской, Ю. В. Кобазовой, Н. В. Кулагиной, Т. Н. Медведевой, Н. В. Лукьяненко,
А. А. Чекалиной. Исследования подтверждают наличие различий между юношами и девушками в социально-психологическом и предпрофессиональном развитии.
При этом можно выделить нерешенные задачи, в частности использование в качестве педагогического условия формирования профессиональной идентичности учет психофизиологических и социально-психологических особенностей юношей и девушек. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в разработке и научном обосновании педагогических условий формирования профессиональной идентичности у юношей и девушек - студентов колледжей. Цель исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной идентичности студентов колледжа.
Для описания процесса формирования профессиональной идентичности студента нами была разработана модель, которая состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, органи-
зационно-деятельностного и оценочно- когнитивную, организационно-форми-
результативного, выполняющих проектную, рующую и контрольную функции (рис. 1).
Социальный заказ
и
о »§
«
о и
Щ
ч
Щ
Личность будущего специалиста: осознанный профессиональный выбор, уверенное вхождение в профессию
Государство и общество: специалисты, имеющие сформированную профессиональную идентичность, обеспечивающие высокую результативность профессиональной деятельности
Требования профессионального и образовательного стандартов к уровню готовности специалистов к
профессиональной деятельности_
Цель: сформировать профессиональную идентичность у студентов колледжа_
Задачи_
сформировать у студентов положительную оценку и осознание себя представителем осваиваемой профессии
сформировать у студентов положительное отношение к осваиваемой профессии, понимание ее предмета и содержания, осознание ее важности и нужности_
мотивировать студентов к оптимальному выполнению учебной деятельности, осознанию профессиональных перспектив, саморазвитию
а- й
жык рно щ Д « длб ое О Е-
Методологические подходы
деятельностныи
компетентностный
гендерный
Принципы
деятельности как процесса становления самосознания личности
профессиональной направленности обучения
индивидуально-личностного подхода_
Педагогические условия формирования профессиональной идентичности
Профессионально-ориентированная среда
Ориентация на особенности пола
Психолого-педагогическое сопровождение_
к о л б
я
е д-
-о н н
о
и ц
а з и н
ган р
О
й
-ы -но вн ни оч ати
нт еь
Оце ьул
з
Компоненты
- насыщение учебного материала профессиональным контекстом;
- интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин;
- курс «Введение в специальность»;
- внеурочная и деятельность по профессиональной тематике;
- индивидуальные и групповые проекты;
- тематические экскурсии и классные часы
- подача учебного материала с учетом различий в темпе обучения, утомляемости, эмоциональности, предпочтительных формах работы и видах деятельности;
- методы и приемы активного обучения, наиболее подходящие юношам и девушкам;
- опора на различия в требованиях к профессии, профессиональной самооценке, профессиональных планах, профессионально важных качествах
- профориентационные игры и упражнения;
- наблюдение и мониторинг динамики формирования профессиональной идентичности
Средства
рабочие программы учебных дисциплин, методические разработки интегрированных занятий, внеурочных мероприятий, классных часов, экскурсии, программы курсов «Введение в специальность», программа элективного курса «Проектная деятельность», программа профориентационных занятий с педагогом-психологом, памятки педагогам по проведению гендерно-ориентированного учебного занятия, комплекс
психодиагностических методик оценки сформированности профессиональной идентичности_
Критерии сформированности профессиональной идентичности студента колледжа
е р
принятие себя в профессии -положительная профессиональная самооценка как результат соотнесения реального и идеального «Я-образов»
принятие профессии - удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом
наличие статуса сформированной профессиональной идентичности
Результат: сформированная профессиональная идентичность студента колледжа
Рис. 1. Модель формирования профессиональной идентичности студентов колледжа
Целевой блок определяет цели и задачи формирования профессиональной идентичности студентов колледжа в соответствии с социальным заказом и требованиями профессионального и образовательного стандартов к уровню готовности к профессиональной деятельности.
Содержательный блок включает методологические подходы и основанные на них принципы формирования профессиональной идентичности у студентов колледжа.
Методологической основой данной модели является совокупность деятельностного, компетентностного и гендерного подходов, поскольку в теории и практике профессионального образования наметилась тенденция структурировать многомерные компетенции и базировать профессиональную подготовку на нескольких подходах. Принципами отбора содержания являются принципы деятельности как процесса становления самосознания личности, профессио-
нальной направленности обучения и индивидуально-личностного подхода.
Организационно-деятельностный блок определяет педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа: 1) профессионально-ориентированная среда обучения, 2) ориентация на психофизиологические и социально-психологические особенности юношей и девушек в процессе обучения, з) психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Компонентами первого условия являются насыщение учебного материала профессиональным контекстом, интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин, курс «Введение в специальность», внеурочная и деятельность по профессиональной тематике, индивидуальные и групповые проекты, тематические экскурсии и классные часы. Компонентами второго условия являются подача учебного материала с учетом различий в темпе обучения, утомляемости, эмоциональности, предпочтительных формах работы и видах деятельности; методы и приемы активного обучения, наиболее подходящие юношам и девушкам; опора на различия в требованиях к профессии, профессиональной самооценке, профессиональных планах, профессионально важных качествах. Компонентами третьего условия являются профориен-тационные игры и упражнения, наблюдение и мониторинг динамики формирования профессиональной идентичности.
Оценочно-результативный блок раскрывает критерии сформированности профессиональной идентичности: принятие себя в профессии - положительная професси-
ональная самооценка как результат соотнесения реального и идеального «Я-образов»; принятие профессии - удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом; наличие статуса сформированной профессиональной идентичности.
Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-поисковая работа на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж». В исследовании приняли участие 2 учебные группы, обучающиеся по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (далее - АМО) и 1 учебная группа по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» (далее - ОПУ), преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, преподаватели профессиональных модулей, педагог-психолог. Исследование осуществлялось в период с 2016 по 2020 гг.
На первом этапе опытно-поисковой работы - констатирующем - в группах первого курса была проведена стартовая диагностика с помощью комплекса психодиагностических методик: «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда «Методика изучения профессиональной идентичности»
Л. Б. Шнейдер, «15 признаков профессии» Т. В. Мищенко, контент-анализ эссе на тему «Я и моя профессия». В таблице представлены исследуемые с помощью данных методик параметры и их соответствие критериям сформированности профессиональной идентичности.
Таблица
Параметры и критерии сформированности профессиональной идентичности
Методика Параметр Критерий
«Кто Я?» номинал профессии (например, «Я - автомеханик») принятие себя в профессии
предмет труда содержание труда принятие профессии - когнитивный компонент (КК)
отношение к труду принятие профессии - эмоциональный компонент (ЭК)
МИПИ Л. Б. Шнейдер сформированная профессиональная идентичность (СПИ) наличие статуса сформированной профессиональной идентичности
«15 признаков профессии» удовлетворенность профессией принятие профессии - эмоциональный компонент (ЭК)
эссе «Я и моя профессия» соотношение профессии с собой принятие себя в профессии
качественная оценка профессии принятие профессии - эмоциональный компонент (ЭК)
Констатирующий этап показал, что все исследуемые критерии сильнее выражены у студентов в группах АМО,чем в группе ОПУ. Достаточно большое число испытуемых в группах АМО соотносили себя с выбранной профессией, были полны энтузиазма и желания работать в дальнейшем по специальности, при этом несколько переоценивали
себя и имели завышенные профессиональные ожидания. Обычно данную специальность юноши выбирают гораздо чаще, чем девушки, поэтому мы предположили, что полученные результаты в целом характерны для юношей данной возрастной группы. Однако юноши-студенты ОПУ, как и девушки, напротив, очень слабо представляли себе со-
держание выбранной профессии и будущие профессиональные обязанности, хотя называли специальность интересной и перспективной. Многие объясняли свой выбор не личной заинтересованностью, а внешними факторами либо вовсе не были уверены, что им нужна именно эта профессия. Среди юношей процент сомневающихся в своем выборе был примерно такой же, как среди девушек. Таким образом, на начальном этапе разница в результатах групп АМО и ОПУ больше объяснялась выбором профессии, нежели особенностями пола [3].
Далее среди студентов АМО были выбраны контрольная и экспериментальная группы. Выбор контрольной и экспериментальной групп определялся на основе принципа однородности участников в естественных условиях образовательного процесса. При этом уравнивание состава групп и обеспечение достоверности результатов было достигнуто за счет того, что в качестве экспериментальной группы взята заведомо более слабая группа (по данным входящей диагностики). В смешанной группе мы также решили проводить опытно-поисковую работу, чтобы проследить особенности формирования профессиональной идентичности у юношей и девушек, обучающихся по одной специальности. Совместно с преподавателями общеобразовательных дисциплин - физики, математики, химии, информатики -педагогом-психологом и классными руководителями экспериментальной группы АМО и группы ОПУ были:
1) пересмотрено содержание общеобразовательных программ в сторону наполнения их профессиональным контекстом;
2) составлен план проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий, профориентационных игр, тематических классных часов и экскурсий на первый учебный год;
3) скорректировано содержание элективных курсов «Введение в специальность»;
4) разработаны рекомендации к проведению занятий у юношей и девушек с учетом особенностей психофизиологического, социально-психологического и предпро-фессионального развития.
На втором этапе опытно-поисковой работы - формирующем - педагогический процесс в контрольной группе АМО был организован без изменений (использовались традиционные формы, средства, методы обучения и воспитания). В экспериментальной группе АМО и в группе ОПУ педагогический процесс проводился в соответствии с моделью формирования профессиональной идентичности студентов колледжа.
После первого года обучения была проведена промежуточная диагностика, аналогичная стартовой, результаты были опубликованы нами в статье «Формирование профессиональной идентичности студентов 1 курса колледжа» [4].
Продолжением 2 этапа стала работа с экспериментальной группой АМО и группой ОПУ на 2-м курсе в рамках элективного курса «Проектная деятельность» с целью восполнить недостаток самостоятельной работы студентов на 1-м курсе. Студенты индивидуально и в группах работали над проектами по профессиональной тематике и затем защищали свои работы. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика и проанализированы ее результаты.
На третьем этапе опытно-поисковой работы - результативном - определялась динамика критериев сформированно-сти профессиональной идентичности студентов колледжа, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования. На рисунке 2 представлена динамика исследуемых критериев у групп АМО.
Рис. 2. Динамика критериев сформированности профессиональной идентичности у групп АМО
Анализ динамики критерия «принятие себя в профессии» (номинал профессии и соотношение профессии с собой) показал, что в экспериментальной группе число студентов, имеющих данный критерий, возросло на 17%, тогда как в контрольной группе число студентов, имеющих этот критерий, уменьшилось на 35%. Значимость изменений подтверждена расчетом критериев Вилкоксона и Фишера.
Анализ динамики критерия «принятие профессии» позволяет сделать вывод, что у студентов контрольной группы больше выражен эмоциональный компонент критерия (отношение к труду, удовлетворенность профессией, качественная оценка профессии), а у студентов экспериментальной группы - когнитивный (понимание предмета и содержания труда). Значимость изменения параметра «содержание труда» в обеих группах подтверждена критерием Фишера. Параметр «содержание труда» на момент итоговой диагностики выражен в
при
се
ПрИ 131^
Анализ динамики критерия «принятие себя в профессии» показал, что количество девушек, имеющих этот критерий, увеличилось на 18%, а количество юношей увеличилось на 25%, изменения статистически значимы (критерий Вилкоксона).
Анализ динамики когнитивного компонента критерия «принятие профессии» показал, что у девушек этот компонент не был выявлен ни в начале, ни в конце исследования, тогда как число юношей, имеющих данный компонент, увеличилось на 25%. Положительная динамика по параметру «содержание труда» у юношей имеет статистическую значимость по критериям Манна-Уитни и Фишера. Также юноши указали больше признаков своей профессии в методике «15 признаков профессии». Число студентов, имеющих эмоциональный компонент критерия, в целом снизилось среди
экспериментальной группе сильнее, чем в контрольной группе (значимость по критерию Манна-Уитни).
Анализ динамики критерия «статус профессиональной идентичности» показал, что в экспериментальной группе число студентов, имеющих статус сформированной идентичности, увеличилось на 12%, а в контрольной на 16%. В целом наблюдаются схожие изменения в статусах профессиональной идентичности в обеих группах. Статистическая значимость изменений по данному критерию не подтвердилась.
По совокупности исследуемых критериев можно сделать вывод, что процесс формирования профессиональной идентичности у студентов экспериментальной группы протекает успешнее, чем у студентов контрольной группы.
В группе ОПУ мы также проследили динамику критериев профессиональной идентичности, отдельно у юношей и девушек (рис. 3).
девушек на 19%, среди юношей - на 17%. Это можно объяснить тем, что отношение к профессии у студентов стало более реалистичным, и появилось понимание не только плюсов, но и минусов профессии.
Анализ динамики критерия «статус сформированной профессиональной идентичности» показал отсутствие изменений. У юношей этот критерий выражен сильнее, чем у девушек.
По совокупности исследуемых критериев можно сделать вывод, что формирование профессиональной идентичности у юношей данной группы протекает успешнее, чем у девушек. В ходе исследования также были отмечены различия между юношами и девушками, выражающиеся в том, что девушки более эмоционально и субъективно относятся к профессии, подчеркивают ее социальную значимость, а отношение юношей более
Рис. 3. Динамика критериев сформированности профессиональной идентичности в группе ОПУ
рационально, они лучше понимают ее содержание, оценивают профессию более практично и объективно. В ходе исследования нами было отмечено, что в процессе обучения у студентов бывают как подъемы, так и спады интереса к учебе и профессии, вызванные различными факторами. Многие первокурсники имеют завышенные ожидания к будущей профессии, обращая внимание только на ее положительные стороны. Также часть ребят приходят учиться под влиянием родителей или друзей, не имея личного отношения к выбранной специальности. Особенности направлений обучения при этом играют значительную роль. Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» студентам интуитивно понятна, ее предмет и содержание большинство первокурсников неплохо себе представляют. Тогда как студенты, выбравшие специальность «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», в начале обучения вообще не представляют себе не только содержание профессии, но даже не могут сказать правильно, кем будут после окончания обучения. Поэтому особенно важно на первом курсе раскрыть перед студентами как можно больше аспектов будущей профессии. На втором курсе у многих ребят снижается мотивация к учебе при переходе от общеобразовательных дисциплин к общепрофессиональным, значительно более трудным. Мы выдвинули и доказали гипотезу о том, что целенаправленное создание условий для погружения студентов в профессию на первом курсе облегчит их адаптацию на втором кур-
се. Отсутствие в контрольной группе дополнительных адаптационных и профессионально-ориентированных мероприятий, предусмотренных методикой, привело к неравномерным изменениям большинства исследуемых параметров и в целом к их снижению, несмотря на изначально высокие значения. Также мы выявили ряд различий между юношами и девушками в смешанной группе, заключающиеся в восприятии профессии и себя в профессии, частично подтвердив гипотезу о том, что формирование профессиональной идентичности протекает неодинаково у юношей и девушек в силу психофизиологических и социально-психологических различий. Для студентов обоих полов в начале обучения были характерны завышенные ожидания и плохая осведомленность об особенностях будущей профессии. К концу эксперимента большинство девушек стали относиться к профессии более субъективно и соотносить ее с собой, но понимание сути профессии осталось на низком уровне. Тогда как юноши лучше разобрались в содержании профессии и отмечали ее положительные и отрицательные стороны более объективно и критично, их ожидания стали более реалистичными.
Важным практическим результатом проведенного исследования является разработанная и апробированная модель формирования профессиональной идентичности студентов колледжа. Данная модель может применяться для студентов колледжей любых направлений подготовки после адаптации ее содержания к особенностям конкретной специальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азбель, А. А. Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов / А. А. Азбель // Материалы научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность» / под ред. Л. А. Регуш. - СПб., 2005. - С. 25-34.
2. Анищенко, С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Анищенко С. А. - Москва, 2006.
3. Барышникова, Е. Л. Формирование профессиональной идентичности в условиях гендерного подхода в педагогике / Е. Л. Барвшникова. - Текст : электронный // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8, № 12-2. - С. 38-49. - URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 04.05.2018).
4. Барышникова, Е. Л. Формирование профессиональной идентичности студентов 1 курса колледжа / Е. Л. Барвшникова. - Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology. - 2020. -Т. 11, № 5. - С. 19-34. - URL: http://rjep.ru (дата обращения: 24.08.2021).
5. Бутковская, С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Бутковская С. А. - Хабаровск, 2007.
6. Гарбузова, Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г. В. Гарбу-зова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. -Т. 18, № 44.
7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. -М. ; СПб. ; Н. Новгород [и др.] : Питер, 2008. - 428 с.
8. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике : дис. ... д-ра пед. наук / Каменская Е. Н. - Ростов-на-Дону, 2006.
9. Кобазова, Ю. В. Гендерная социализация в процессе профессионального самоопределения старших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кобазова Ю. В. - Москва, 2009.
10. Кулагина, Н. В. Гендерные особенности профессиональной направленности современных старшеклассников / Н. В. Кулагина, Т. Н. Мадведева. - Текст : электронный // Социодинамика. - 2017. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-professionalnoy-napravlennosti-sovremennyh-starsheklassnikov (дата обращения: 24.06.2021).
11. Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Мищенко Т. В. - Ярославль, 2005. - 224 с.
12. Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса «О состоянии и перспективах развития профессионального образования в России». - URL: https://pandia.ru/text/78/209/ 93310.php (дата обращения: 28.06.2021). - Текст : электронный.
13. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда / Ю. П. Поварёнков. - Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subekta-truda (дата обращения: 04.05.2018).
14. Родыгина, У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4.
15. Чекалина, А. А. Гендерные особенности профессионального развития девушек и юношей / А. А. Чекалина // Среднее профессиональное образование. - Август, 2009.
16. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. - М. : МОСУ, 2001. - 272 с.
REFERENCES
1. Azbel, A. A. (2005). Sposoby diagnostiki statusov professional'noi identichnosti u studentov [Methods for Diagnosing the Status of Professional Identity in Students]. In Regush, L. A. (Ed.). Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Psikhologicheskaya podgotovka pedagoga v Rossii: istoriya i sovremennost'». Saint Petersburg, pp. 25-34.
2. Anishchenko, S. A. (2006). Osobennosti professional'noi i gendernoi identichnosti v starshem po-drostkovom i yunosheskom vozraste [Features of Professional and Gender Identity in Older Adolescence and Adolescence]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow.
3. Baryshnikova, E. L. (2017). Formirovanie professional'noi identichnosti v usloviyakh gendernogo pod-khoda v pedagogike [Formation of Professional Identity in the Context of a Gender Approach in Pedagogy]. In Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. Vol. 8. No. 12-2, pp. 38-49. URL: http://ej.soc-journal.ru (mode of access: 04.05.2018).
4. Baryshnikova, E. L. (2020). Formirovanie professional'nou identichnosti studentov 1 kursa kolledzha [Formation of Professional Identity of 1st Year College Students]. In Russian Journal of Education and Psychology. Vol. 11. No. 5, pp. 19-34. URL: http://rjep.ru (mode of access: 24.08.2021).
5. Butkovskaya, S. A. (2007). Stanovlenie gendernoi identichnosti v protsesse professional'nogo samoo-predeleniya [Formation of Gender Identity in the Process of Professional Self-Determination]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Khabarovsk.
6. Garbuzova, G. V. (2007). Protsess formirovaniya professional'noi identichnosti studentov [The Process of Forming the Professional Identity of Students]. In Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. Vol. 18. No. 44.
7. Il'in, E. P. (2008). Differentsial'naya psikhologiya professional'noi deyatel'nosti [Differential Psychology of Professional Activity]. Moscow, Saint Petersburg, Nizhny Novgorod et al., Piter. 428 p.
8. Kamenskaya, E. N. (2006). Gendernyi podkhod v pedagogike [Gender Approach in Pedagogy]. Dis. . d-ra ped. nauk. Rostov-on-Don.
9. Kobazova, Yu. V. (2009). Gendernaya sotsializatsiya v protsesse professional'nogo samoopredeleniya starshikh shkol'nikov [Gender Socialization in the Process of Professional Self-Determination of High School Students]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow.
10. Kulagina, N. V., Medvedeva, T. N. (2017). Gendernye osobennosti professional'noi napravlennosti sov-remennykh starsheklassnikov [Gender Characteristics of the Professional Orientation of Modern High School Students]. In Sotsiodinamika. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-professionalnoy-napravlennosti-sovremennyh-starsheklassnikov (mode of access: 24.06.2021).
11. Mishhenko, T. V. (2005). Stanovlenie professional'noi identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of a Professional Identity among Students of a Pedagogical University]. Dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl. 224 p.
12. Natsional'nyi doklad Rossiiskoi Federatsii v ramkakh Turinskogo protsessa «O sostoyanii I perspek-tivakh razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii» [National Report of the Russian Federation in the Framework of the Turin Process "On the State and Prospects of the Development of Vocational Education in Russia"]. URL: https://pandia.ru/text/78/209/93310.php (mode of access: 28.06.2021).
13. Povarenkov, Yu. P. (2014). Psikhologicheskaya kharakteristika professional'noi identichnosti sub''ekta truda [Psychological Characteristics of the Professional Identity of the Labor Subject]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subekta-truda (mode of access: 04.05.2018).
14. Rodygina, Yu. S. (2007). Psikhologicheskie osobennosti professional'noi identichnocti studentov [Psychological Features of Students' Professional Identity]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. No. 4.
15. Chekalina, A. A. (2009). Gendernye osobennosti professional'nogo razvitiya devushek i yunoshei [Gender Characteristics of Professional Development of Girls and Boys]. In Srednee professional'noe obrazovanie. Avgust.
16. Shneyder, L. B. (2001). Professional'naya identichnost' [Professional Identity]. Moscow, MOSU. 272 p.