Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элементарная математика / прием дополнительного построения / методика обучения геометрии / профессиональная подготовка / elementary mathematics / method of additional construction / methods of teaching geometry / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежану Татьяна Вячеславовна, Потемкина Татьяна Сергеевна

Вопросы качественной подготовки будущих учителей, в частности, математики представляются достаточно актуальными. Указанные вопросы являются объектом исследования различных научно-методических работ. Такие исследования уделяют внимание аспектам подготовки студентов к преподаванию школьного курса математики в целом или отдельных его разделов. Настоящая работа посвящена проблеме подготовки будущего учителя математики к формированию у обучающихся 7-9 классов умения решать геометрические задачи с использованием дополнительных построений. Эта тема практически не рассматривается научным сообществом. В статье авторы выстраивают две линии в ее обсуждении в соответствии с выделяемыми составляющими профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование». Описывается, во-первых, реализация предметной подготовки будущих учителей математики, во-вторых, их методическая подготовка в аспекте обсуждаемой темы. Использование в учебном процессе студентов представленных в статье материалов, на взгляд авторов, позволяет эффективно формировать готовность будущих учителей математики к реализации обучения школьников 7-9 классов решению задач геометрии посредством применения приема дополнительного построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежану Татьяна Вячеславовна, Потемкина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of quality training of future teachers, in particular mathematics, seem quite relevant. These issues are the object of research in various scientific and methodological works. Such studies pay attention to aspects of preparing students for teaching a school mathematics course in general or its individual sections. This work is devoted to the problem of preparing a future mathematics teacher for the formation of students in grades 7-9 of the ability to solve geometric problems using additional constructions. This topic is practically not considered by the scientific community. In the article, the authors build two lines in its discussion in accordance with the identified components of professional training of students in the direction of "Pedagogical Education". It describes, firstly, the implementation of the subject training of future mathematics teachers, and secondly, their methodological training in the aspect of the topic under discussion. The use of the materials presented in the article in the educational process of students, in the opinion of the authors, makes it possible to effectively form the readiness of future mathematics teachers to implement teaching students of grades 7-9 to solve geometry problems through the use of an additional construction method.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ»

Литература:

1. Азбель, A.A. Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов / А.А Азбель // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность: материалы науч.-практ. конф / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб.: 2005. - С. 25-34

2. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова//Вопр. психологии. - 1996. -№1.-С.131-143

3. Бутковская, С.А. Становление тендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Бутковская Светлана Анатольевна. - Хабаровск, 2007. -26 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Астрель, 2010. - 671 с.

5. Гарбузова, Г.В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г.В. Гарбузова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 44. - Т. 18. - С. 340-344

6. Геодакян, В.А. Два пола: зачем и почему? / В.А. Геодакян. - СПб., 1992. - 252 с.

7. Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / В.В Давыдов, Ю.В. Громыко // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 31-37

8. Бремеева, В.Д. Нейропсихологический аспект тендерного подхода к обучению / В.Д. Еремеева // Педагогическое обозрение. - 2013. - № 1-2. - С. 4-5

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, O.A. Рудей. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». -2008.-256 с.

10. Каменская, E.H. Тендерный подход в педагогике: диссертация...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Каменская Елена Николаевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 385 с.

11. Колесов, Д.В. Современный подросток. Взросление и пол / Д.В. Колесов. - М., 2003. - 200 с.

12. Кон, И.С. Психология ранней юности / П.С. Кон. - М., 1989. - 255 с.

13. Кулагина, Н.В. Тендерные стереотипы и профессиональная мотивация мужчин, работающих в полотипичной и неполотипичной сфере / Н.В. Кулагина // Южно-российский журнал социальных наук. - 2008. - №3. - С. 92-104

14. Леонтьев, Д.А. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев - Москва, 2004.-346 с.

15. Лукьяненко, Н.В. Развитие профессиональной и тендерной идентичности в групповой работе с подростками: дис. ... канд. психол. наук 19.00.05. - Сергиев Посад, 2007. -202 с.

16. Медведев, В.П. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.П. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 2007. - № 11 - С. 46-56

17. Мищенко, Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Мищенко Татьяна Владимировна. - Ярославль, 2005. - 224 с.

18. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю.П. Поваренков // Сибирский психол. журн. - 2006. - № 24. - С. 53-58

19. Прямикова, Е.В. Компетентностный и деятельностный подходы к школьному образованию: проблемы и перспективы / Е.В. Прямикова // Социально-гуманитарные знания. -2009. - №2. - С. 192-206

20. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психол. наука и образование. - 2007. -№4. - С. 39-51

21. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.

22. Хуторской, A.B. Модель компетентностного образования / A.B. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2017. -№12. - С. 9-16

23. Чекалина, A.A. Тендерные особенности профессионального развития девушек и юношей / A.A. Чекалина // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №8. - С. 64-66

24. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис.....д-ра

психол. наук: 19.00.13/ Шнейдер Людмила Бернгардовна. - М., 2001. - 35 с.

25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Бежану Татьяна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); учитель математики Потемкина Татьяна Сергеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Державинский лицей» (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ

Аннотация. Вопросы качественной подготовки будущих учителей, в частности, математики представляются достаточно актуальными. Указанные вопросы являются объектом исследования различных научно-методических работ. Такие исследования уделяют внимание аспектам подготовки студентов к преподаванию школьного курса математики в целом или отдельных его разделов. Настоящая работа посвящена проблеме подготовки будущего учителя математики к формированию у обучающихся 7-9 классов умения решать геометрические задачи с использованием дополнительных построений. Эта тема практически не рассматривается научным сообществом. В статье авторы выстраивают две линии в ее обсуждении в соответствии с выделяемыми составляющими профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование». Описывается, во-первых, реализация предметной подготовки будущих учителей математики, во-вторых, их методическая подготовка в аспекте обсуждаемой темы. Использование в учебном процессе студентов представленных в статье материалов, на взгляд авторов, позволяет эффективно формировать готовность будущих учителей математики к реализации обучения школьников 7-9 классов решению задач геометрии посредством применения приема дополнительного построения.

Ключевые слова: элементарная математика, прием дополнительного построения, методика обучения геометрии, профессиональная подготовка.

Annotation. The issues of quality training of future teachers, in particular mathematics, seem quite relevant. These issues are the object of research in various scientific and methodological works. Such studies pay attention to aspects of preparing students for teaching a school mathematics course in general or its individual sections. This work is devoted to the problem of preparing a future mathematics teacher for the formation of students in grades 7-9 of the ability to solve geometric problems using additional constructions. This topic is practically not considered by the scientific community. In the article, the authors build two lines in its discussion in accordance with the identified components of professional training of students in the direction of "Pedagogical Education". It describes, firstly, the implementation of the subject training of future mathematics teachers, and secondly, their methodological training in the aspect of the topic under discussion. The use of the materials presented in the article in the educational process of students, in the opinion of the authors, makes it possible to effectively form the readiness of future mathematics teachers to implement teaching students of grades 7-9 to solve geometry problems through the use of an additional construction method.

Key words: elementary mathematics, method of additional construction, methods of teaching geometry, professional training.

Введение. В геометрии 7-9 классов нередко решение задачи (доказательство теоремы) основывается на использовании приема дополнительного построения. Аспектам обучения школьников данному приему посвящены различные научно-методические работы [3-6, 10]. Чтобы в процессе освоения школьного курса геометрии реализовать обучение обсуждаемому приему, будущий учитель математики должен обладать соответствующей подготовкой.

Существуют научно-методические исследования, посвященные вопросам подготовки студентов направления «Педагогическое образование» к преподаванию отдельных разделов школьного курса математики [1, 8]. Заметим, что к обсуждаемой в данной статье теме внимание практически не проявляется. Вышесказанное определяет проблему настоящего исследования, заключающуюся в выявлении средств эффективной подготовки студентов - будущих учителей математики к формированию у обучающихся 7-9 классов умения решать геометрические задачи, требующие дополнительных построений.

Изложение основного материала статьи. Процесс профессионального становления студентов направления «Педагогическое образование» подразумевает их предметную и методическую подготовку. Посредством изучения математических дисциплин, в частности, «Элементарная математика» осуществляется предметная подготовка будущего учителя математики. Его методические знания и умения формируются в процессе освоения дисциплин профильного цикла, в частности, «Теория и методика обучения математике», прохождения педагогической практики.

В ПетрГУ предметная подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» (профили «Образование в предметных областях (Математика и информатика)») к обучению школьников решению задач с помощью вспомогательных построений реализуется в процессе изучения дисциплины «Учебная практика по элементарной математике». Итогом ее освоения (как и дисциплины «Элементарная математика») является знание преподаваемого в будущем предмета, что представляет собой одну из основ профессионализма учителя.

Содержание рабочей программы дисциплины «Учебная практика по элементарной математике» (семестр 6, посвященный приему дополнительного построения) базируется на основных результатах, полученных в ходе диссертационного исследования [10]. Согласно им программой заявляются три темы, в процессе изучения которых решаются соответственно:

1) «задачи, направленные на формирование умения выполнять дополнительные построения на основании анализа требования;

2) задачи, направленные на формирование умения выполнять дополнительные построения на основании анализа условия;

3) задачи, направленные на формирование умения выполнять дополнительные построения на основании соображений заключения исходных и искомых величин в одну (вспомогательную) фигуру, если в результате анализа условия и требования не удается установить зависимость между исходными и искомыми величинами» [10, С. 81].

Представление рабочей программы, описание ее тем приведены в работе одного из авторов [2]. Отметим, что в указанной статье речь идет о дисциплине по выбору «Дополнительные построения в школьном курсе планиметрии», которая до недавнего времени имела место в учебном плане студентов ПетрГУ - будущих учителей математики. В настоящее время некоторая часть (откорректированная) ее содержания интегрирована в 6 семестр дисциплины «Учебная практика по элементарной математике».

С целью осуществления эффективной предметной (обсуждаемой в рамках данной работы) подготовки будущих учителей математики авторами, во-первых, реализовано обновление содержания дисциплины «Учебная практика по элементарной математике». А именно:

1) систематизирован накопленный опыт в преподавании дисциплины;

2) содержание дисциплины дополнено результатами, достигнутыми в ходе выполнения под руководством одного из авторов выпускных квалификационных работ студентов - в процессе освоения дисциплины реализуется решение планиметрических задач с помощью паспортной прямой, «готовой» паспортной прямой [3];

3) содержание дисциплины дополнено разделом «Конкурсные задачи (ЕГЭ, олимпиадные задачи)».

Во-вторых, выполнено обновление фонда оценочных средств посредством разработки текущего и итогового тестирований по дисциплине «Учебная практика по элементарной математике» (в добавление к традиционным аудиторным контрольным мероприятиям).

В-третьих, с целью осуществления эффективной предметной подготовки будущих учителей математики к обучению школьников решать задачи с помощью дополнительных построений реализовано дистанционное сопровождение дисциплины «Учебная практика по элементарной математике». Для этого авторами используется система дистанционного обучения (СДО) MOODLE.

Дистанционный курс обсуждаемой дисциплины содержит в себе три темы, заявляемые рабочей программой, с предварительным описанием содержания курса, требованиями к освоению дисциплины, размещением электронных версий учебной литературы (учебные пособия, учебники геометрии).

Представим организацию дисциплины «Учебная практика по элементарной математике» (семестр 6) в СДО MOODLE (по учебному плану количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины - 30).

Тема 1. Анализ требования.

Занятие 1. Введение. Вспомогательные равные треугольники.

■S Тест «Прием дополнительного построения и критерии его поиска».

Занятие 2. Вспомогательные подобные треугольники. Определение отношения отрезков.

Занятие 3. Вспомогательные подобные треугольники. Определение длины отрезка.

Занятие -4. Метод паспортной прямой.

Занятие 5. «Готовая» паспортная прямая.

^ Самостоятельная работа «Задачи на отношения отрезков (пробный вариант).

Занятие б. Действия над отрезками и углами.

Занятие 7. Действия над отрезками и углами. Трапеция и равновеликий ей треугольник.

Тема 2. Анализ условия.

Занятие 8. Действия над отрезками и углами. Трапеция и равновеликий ей треугольник.

Занятие 9. Контрольная работа №1 (пробный вариант).

Занятие 10. Вспомогательная окружность.

Занятие 11. Вспомогательная окружность в решении конкурсных задач.

Тема 3. Установление связи между условием и требованием задачи.

Занятие 12. Ни условие, ни требование задачи (отрезок, параллельные прямые, окружность).

Занятие 13. Ни условие, ни требование задачи (конструкция «Треугольник и его медиана»).

Занятие 14. Различные дополнительные построения в решении конкурсных геометрических задач.

Занятие 15. Контрольная работа №2 (пробный вариант).

Итоговый тест.

В содержание каждого из занятий включается работа с учебной литературой. Например:

- изучение отдельных аспектов о приеме дополнительного построения;

- выполнение анализа теоретического материала отдельных учебников геометрии на предмет реализации (каким образом и на основании чего) преобразования первоначального чертежа в доказательстве теорем;

- изучение образцов решения задач с помощью обсуждаемого приема и т.д.

В каждом занятии предлагаются наборы задач (из учебных пособий и учебников геометрии для 7-9 классов) для решения в форматах «классной и домашней» работ.

В процессе проведения занятий (очных) выполняется обращение к содержанию дистанционного курса. Проверка выполнения студентами всех домашних заданий, тестов, пробных вариантов контрольных мероприятий реализуется через платформу МООБРЕ.

Следует сказать, что существуют различные исследования, в которых авторы устанавливают эффективность электронного обучения (дистанционного сопровождения дисциплин) обучающихся в процессе освоения образовательной программы [7]. Придерживаться данной позиции авторам настоящей работы позволяют итоги апробации разработанного дистанционного курса. Доли (в процентах) успешного выполнения аудиторных контрольных мероприятий студентами 3 курса направления «Педагогическое образование» в 2021-2022 (без использования дистанционного сопровождения дисциплины) и 2022-2023 (с использованием дистанционного сопровождения дисциплины) учебных годах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Учебный год Контрольные мероприятия (аудито рные)

Самостоятельная работа №1 Контрольная работа №1 Контрольная работа №2

2021-2022 56% 67% 59%

2022-2023 91% 80% 91%

Контрольные мероприятия реализуются по следующим темам:

- самостоятельная работа №1 - «Задачи на отношения отрезков» (в содержании каждого варианта имеет место одна задача на отношения отрезков, которую необходимо решить с использованием вспомогательных подобных треугольников, паспортной прямой, «готовой» паспортной прямой);

- контрольная работа №1 - «Анализ требования и анализ условия» (в содержание каждого варианта включаются 5 задач, соответствующие первым двум темам программы дисциплины «Учебная практика по элементарной математике»);

- контрольная работа №2 - «Установление связи между условием и требованием задачи» (в содержание каждого варианта включаются 4 задачи, соответствующие третьей теме программы дисциплины «Учебная практика по элементарной математике»).

Обратимся к обсуждению вопросов методической подготовки будущих учителей математики к формированию у обучающихся 7-9 классов умения решать геометрические задачи, требующие дополнительных построений.

Следует отметить, что в процессе изучения курса элементарной математики реализуется формирование отдельных методических умений студентов [9]. В рамках освоения дисциплины «Учебная практика по элементарной математике» некоторые аспекты методики обучения школьников решать задачи с использованием вспомогательных построений рассматриваются (посредством выполнения анализа учебной литературы, обсуждения решений задач с позиции ученика -как нужно правильно рассуждать на этапе поиска для получения успешного результата).

Основой методической подготовки будущих учителей математики выступает освоение дисциплины «Теория и методика обучения математике». В рамках ее изучения рассматриваются вопросы общей и частной методик обучения математике. В раздел рабочей программы указанной дисциплины, посвященный методике преподавания геометрии в школе (реализуется для студентов ПетрГУ в 8 семестре), включается тема «Обучение школьников 7-9 классов решению геометрических задач с использованием дополнительных построений». Данная тема также базируется на результатах, полученных в ходе диссертационного исследования [10], и предполагает к изучению ряд вопросов. Во-первых, выполняется акцент на аргументах в пользу целенаправленного обучения школьников приему дополнительного построения. Во-вторых, систематизируются знания, полученные в ходе освоения дисциплины «Учебная практика по элементарной математике», а именно: обсуждаются виды вспомогательных построений, которые могут быть выполнены на первоначальном чертеже, и причины их появления в решении задачи. В-третьих, поднимаются вопросы методики формирования у школьников умения решать задачи, требующие дополнительных построений - раскрываются цели и содержание обучения, реализуемого «в 3 этапа: подготовительный, ознакомительный и формирующий» [10, С. 95].

Выводы. В процессе настоящего исследования выполнены систематизация и описание предметной и методической подготовки студентов - будущих учителей математики по вопросам обучения школьников решению задач с помощью дополнительных построений в курсе геометрии основной школы. Представленный в статье материал апробирован и активно используется при подготовке студентов Петрозаводского государственного университета, обучающихся по направлению

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Образование в предметных областях (Математика и информатика)».

В заключение обозначим направление дальнейшего исследования авторов. Представляет интерес анализ применения учителем математики (молодым специалистом) в своей профессиональной деятельности знаний и умений (в аспекте темы настоящей работы), полученных в ходе обучения в ПетрГУ.

Литература:

1. Алмазова, Т.А. Методические аспекты подготовки будущих учителей математики на примере вероятностно-статистической линии / Т.А. Алмазова, Н.О. Громова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30375 (дата обращения: 01.04.2023)

2. Бежану, Т.В. Подготовка студентов - будущих учителей математики к обучению учащихся приему дополнительного построения в курсе геометрии основной школы / Т.В. Бежану // Научный электронный журнал «E-SCIO» / AHO "Информационная Мордовия". - Саранск, Республика Мордовия, 2021. - № 3. - URL: https://e-scio.ru/?p=13497/ (дата обращения: 15.02.2023)

3. Бежану, Т.В. Преобразование геометрического чертежа с помощью дополнительных построений в задачах на отношения отрезков / Т.В. Бежану, В.А. Тимошкина // Научно-теоретический и методический журнал "Математика в школе". - Москва: ООО "Школьная Пресса". - №4. - 2023. - С. 39-44

4. Далингер, В.А. Умелая работа с чертежом - основа успешного решения геометрических задач / В.А. Далингер, Б.К. Атаев // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 26-34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дударева, Н.В. Метод дополнительных построений при решении планиметрических задач / Н.В. Дударева, ИВ. Бачанцев // Обучение в современной школе. Сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам. - Екатеринбург. - 2019. - С. 42-47

6. Есина, Л.Ю. Метод дополнительных построений - ключ к решению задачи / Л.Ю. Есина // Математика в школе. -2023,-№2,-С. 19-30

7. Игнатова, О.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей математики с использованием электронного обучения / О.Г. Игнатова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. - С. 113-117

8. Садыкова, Л.К. Подготовка студентов математических специальностей педвузов к обучению учащихся общеобразовательных учреждений функционально-графическому методу решения уравнений и неравенств: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Садыкова Лилия Камиловна. - Саранск, 2010. - 224 с.

9. Сарванова, Ж.А. Методическая направленность обучения элементарной математике студентов математических специальностей педвуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сарванова Жанна Александровна. - Саранск, 2009.- 150 с.

10. Устинкова, Т.В. Формирование умения решать задачи с помощью дополнительных построений у учащихся 7-9 классов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Устинкова Татьяна Вячеславовна. - Санкт-Петербург, 2006. - 155 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белалов Решед Маазович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Арипов Магомед Арипович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация. Определение педагогических возможностей для привития младшим школьникам навыка работы с информацией как формой знаний. Задачами статьи являются следующие: выявление специфики электронных ресурсов образовательного характера; формирование компонентов для характеризации особенностей работы с информацией младшими школьниками; выявление преимуществ перехода к цифровым технологиям в начальных классах. В качестве полученных результатов приводятся аргументы в пользу внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс начальной школы. Аргументируется необходимость цифровизации начальной школы с учетом требований времени. Рассматривается ретроспективный аспект целесообразности применения новых средств обучения и ресурсов в образовательной деятельности. На примере ФГБОУ ВО ЧГПУ разъясняется необходимость обучения будущих педагогов начальных классов взаимодействию с младшими школьниками посредством электронных ресурсов для последующего привития детям навыков работы с информацией.

Ключевые слова: педагог, младшие школьники, электронные ресурсы, информация, образовательная организация.

Annotation. Determination of pedagogical opportunities for instilling in younger schoolchildren the skill of working with information as a form of knowledge. The objectives of the article are the following: identification of the specifics of electronic resources of an educational nature; formation of components to characterize the features of working with information by younger schoolchildren; identification of the advantages of the transition to digital technologies in primary grades. As the results obtained, arguments are given in favor of the introduction of electronic resources into the educational process of primary schools. The necessity of digitalization of primary school taking into account the requirements of the time is argued. The retrospective aspect of the expediency of using new learning tools and resources in educational activities is considered. Using the example of FSBEI IN CHPU, the necessity of teaching future primary school teachers to interact with younger schoolchildren through electronic resources for the subsequent instilling of information skills in children is explained.

Key words: teacher, junior schoolchildren, electronic resources, information, educational organization.

Введение. Быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор становления мирового сообщества XXI века. Цивилизация непреклонно движется к построению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.