УДК 378.14
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДУКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
© Наталья Александровна ШЕХИРЕВА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры иностранных языков делового общения; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики,
e-mail: [email protected]
Раскрывается сущность и содержание понятия «продукт-ориентированное обучение». Установлено, что продукт-ориентированное обучение является инновационным методом, направленным на развитие креативных способностей каждого учащегося на различных этапах обучения и воспитания. Излагаются продукт-ориентированные методы и приемы, способствующие индивидуализации процесса обучения иностранному языку и представлены дидактические требования к реализации данных методов.
Ключевые слова: продукт-ориентированное обучение; продуктивная деятельность; креативные способности; личностные качества; обучение иностранному языку.
В настоящее время в учебных планах по иностранному языку в неязыковых вузах все большее место занимают деятельностно- и продукт-ориентированные формы обучения. Поводом для развития продукт-ориентиро-ванных методов обучения послужило наблюдение, что проанализированное и интерпретированное обучение не удовлетворяет многих учащихся и студентов. Они воспринимают традиционные занятия как разбор текстов, лишающий радости чтения. Герхард Хаас, профессор немецкой филологии в университете Гейдельберг, в своих исследованиях пришел к выводу, что уроки литературы вызывают у многих детей антипатию по отношению к написанному слову. По его мнению, этого практически нельзя избежать, если не задействовать их чувства, фантазию, жажду деятельности, т. е. все, к чему стремится деятельностно- и продукт-ориентиро-ванное обучение [1, 8. 18].
Понятие продукт-ориентированного обучения впервые ввел немецкий ученый-философ и филолог Гюнтер Вальдманн и обосновал его с теоретической и предметно-дидактической точек зрения [2].
Здесь необходимо пояснить понятие «продукт-ориентированное обучение». По мнению Г. Хааса, «продукт-ориентированное обучение акцентирует две основные формы активно-продуктивной деятельности: с одной стороны, разнообразная, выраженная прак-
тической деятельностью и активным использованием чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых текстов, частей или вариантов текста» [1, 8. 44].
Известно, что спецификой инновационного развития системы обучения иностранному языку является не только деятельность отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т. е. совместная деятельность, которая в образовании обозначена как коллективный субъект деятельности, как специфическая характеристика инновационной деятельности.
Одним из таких инновационных методов выступает продукт-ориентированное обучение.
В отличие от традиционного процесса обучения, которое представляет собой формирование знаний, умений и навыков учащихся, для продукт-ориентированного обучения наиболее соответствующей характеристикой является деятельность. Деятельность -более широкое понятие, т. к. кроме знаний, умений и навыков предполагает мотивационный, оценочный и другие субъективные аспекты обучения.
Для характеристики образовательной деятельности обучаемого обычно применяют следующие понятия: изучение, усвоение, познание. В продукт-ориентированном обучении понятия «изучение» и «усвоение» не отражают его специфики, поскольку не предполагают индивидуальной продуктивной
деятельности ученика по созданию собственного образовательного продукта. Как утверждает Г. Рупп, продукт-ориентированной образовательной деятельности больше соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение» и т. п. [3, S. 80].
Обучение видам деятельности - залог успешного обучения и воспитания. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; увеличиваются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, саморазвития [1, S. 33].
Продукт-ориентированное обучение
иностранному языку в неязыковом вузе предполагает такой подход к текстам, который «нацелен не на показ законченной целостности литературного текста, а ограничивается текстом как динамичным произведением, пронизанным различными смысловыми нитями, которые могут противоречить друг другу». Соответственно, считает К. Фингер-хут, работа с текстом может состоять только «во вмешательстве и деконструкции кажущейся законченности» [4, S. 495].
Г. Хаас под продукт-ориентированным обучением понимает активное и креативное вхождение в мир литературы, включающее в себя несколько этапов. По мнению ученого, «на уроках немецкого языка необходимо использовать разнообразные формы языковой, художественной и музыкальной работы с текстами для предоставления школьникам возможности индивидуально-доступной
формы понимания литературного произведения» [5, S. 9-11].
Профессор филологии университета Hildesheim Вольфганг Менцель в своих исследованиях представляет, в первую очередь, оперативные методы работы с художественными текстами и считает, что «продукт-ориентированное обучение - это экспериментальная работа с элементами текста и рассмотрение его формальных и содержательных аспектов» [6, с. 29]. Таким образом, по его мнению, создается тесная связь между продукт-ориентированным обучением и аналитическим чтением.
Каспар Х. Шпиннер, известный немецкий исследователь в области дидактики, особое внимание уделяет развитию внутренней силы воображения и подчеркивает роль продуктивных приемов обучения в расширении способности наблюдения и восприятия, развитии идентичности и способности понимать иные точки зрения. Для него важна не столько продуктивная деятельность учеников, изучение литературных форм и их функций, сколько влияние, которое оказывает работа с литературой на ментальном уровне [7, S. 7].
В дидактике преподавания немецкого языка и литературы 1990-х гг. Шпиннер ди-агностицирует «когнитивный поворот», при котором акценты смещаются с предмета и результатов обучения на «внутренний мир обучающихся» и происходящие в нем процессы обучения. При этом он рассматривает креативные и продукт-ориентированные формы работы с литературой как «течения, которые включают в обучение индивидуальность и субъективность всех учащихся» [8, S. 128].
Итак, в нашем определении продукт-ориентированное обучение - это концепция иноязычного профессионального образования, основанного на творческом усвоении знаний в процессе продуктивной речевой деятельности и направленного на развитие языковых и креативных способностей бака-лавров-музыкантов. Продукт-ориентирован-ное обучение иностранному языку акцентирует две основные формы активно-продуктивной работы студентов: с одной стороны, разнообразная, выраженная практической деятельностью и активным использованием органов чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых оригинальных креативных текстов, частей или вариантов текста.
Цель продукт-ориентированного обучения иностранному языку бакалавров музыки -предоставить возможность творческого усвоения знаний, создавать собственные креативные образовательные продукты, научить их самостоятельно решать возникающие при этом учебные задачи. Продукт-ориентиро-ванное обучение, в отличие от развивающего, ставит целью решение качественно новой задачи: развитие не только самого студента, но и содержания его образования, которое определяется в ходе активной деятельности самого обучаемого. Главная особенность по-
добного обучения - создание студентами (и преподавателем) личностной образовательной продукции: текстов, конструкций, стихов, правил, поделок, сочинений, рисунков, музыкальных произведений и т. п. Дидактическое обеспечение проекты продукт-ориен-тированного обучения - обеспечивают результаты как внутренней динамики студента (его умений, способностей, знаний, компетенций), так и изучаемой дисциплины разного уровня (творческие работы) [9, S. 15].
Следует отметить, что важным моментом в концепции продукт-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе является отсутствие готовых, систематизированных знаний. Продукт-ориентиро-ванное обучение не нацелено на единый результат, который можно распланировать до мельчайших подробностей, а включает все неожиданные реакции, которые могут появиться у детей при работе с литературными текстами. Подобное занятие и для преподавателя увлекательнее, чем проигрывание запланированной программы. Даже если креативное многообразие иногда приводит к неожиданным результатам, то нужно помнить, что такое занятие вызовет у студентов больше духовной активности, чем традиционный, который допускает только один определенный образ действия. Продукт-ориентирован-ные приемы соответствуют возрастным различиям обучаемых и поэтому способствуют индивидуализации обучения иностранному языку.
Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что разновидностью продукт-ориентированного обучения являются т. н. ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач). Причем для развития творческих качеств личности и коллектива в ТРИЗ используются:
- методы развития творческого воображения;
- теория развития творческой личности;
- теория развития творческих коллективов.
Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г. Альт-шуллером и представляет собой набор прие-
мов фантазирования и специальных методов. Назовем основные из них:
- использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения;
- метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
- ступенчатое конструирование;
- метод ассоциаций;
- метод тенденций;
- метод скрытых свойств объекта;
- взгляд со стороны;
- ситуационные задания.
Использование продукт-ориентирован-
ных методов реализуется посредством следующих дидактических требований:
групповая направленность учебной деятельности;
- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию студентов;
- продуктивность обучения;
- принцип первичности образовательной продукции студента.
Таким образом, анализ сущности и содержания продукт-ориентированного обучения позволяет сделать следующие выводы.
В нашем определении продукт-ориенти-рованное обучение - это концепция языкового обучения, основанного на творческом усвоении знаний в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, направленная на развитие языковых и креативных способностей; продукт-ориентированное обучение акцентирует две основные формы активнопродуктивной работы учеников на уроке немецкого языка и литературы: с одной стороны, разнообразная, выраженная практической деятельностью и активным использованием органов чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых оригинальных креативных текстов, частей или вариантов текста.
Цель продукт-ориентированного обучения - предоставить ученикам возможность творческого познания, создания креативных образовательных продуктов, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Продукт-ориентированные приемы направлены не столько на получение информации из текста, сколько на создание смысла текста самим читающим: ученикам предлагается развить собственное представ-
ление о тексте и выразить его в разнообразных формах. Таким образом, продукт-ориен-тированные приемы выходят за рамки текстовой рецепции, т. к. с их помощью в урок включается собственная точка зрения учеников, которая и становится предметом урока.
Опираясь на исследования последних лет, посвященные изучению продукт-ориен-тированного обучения [1; 6; 9; 11], немецкие педагоги выделяют ряд дидактических требований к использованию продукт-ориенти-рованных методов: групповая направлен-
ность учебной деятельности; обеспечение индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников; принцип продуктивности обучения; принцип первичной образовательной продукции ученика.
Главная отличительная черта продукт-ориентированного обучения - создание нового для ученика (и учителя) образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, рисунка, интеллектуального, музыкального или художественного произведения. Таким образом, продукт-ориентированное обучение создает предпосылки и условия для развития креативных способностей каждого учащегося на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания.
1. Haas G. Handlungs- und produktionsorientierter Literaturunterricht. Theorie und Praxis eines „anderen“ Literaturunterrichts für die Primarund Sekundarstufe. Seelze, 2004.
2. Waldmann G. Grundzüge von Theorie und Praxis eines produktionsorientierten Literaturunter-
richts // Handbuch „Deutsch“ für Schule und Hochschule. Sekundarstufe I. / hrsg. N. von Hopster. Paderborn, 1984. S. 98-141.
3. Rupp G. Kulturelles Handeln mit Texten. Fallstudien aus dem Schulalltag. Paderborn, 1987.
4. Fingerhut K., Melenk H. Uber den Stellenwert von „Kreativitat“ im Deutschunterricht // Diskussion Deutsch. 1980. H. 55.
5. Haas G. Handlungs- und produktionsirientierter Deutschunterricht in der Sekundarstufe I. Hannover, 1992.
6. Menzel W. Kreativitat und Schule // Die Deutsche Schule. 1992. № 84.
7. Spinner K.H. Imaginative und emotionale Lernprozesse im Deutschunterricht. Frankfurt a/M., 1995.
8. Spinner K.H. Neue und alte Bilder von Lernenden Deutschdidaktik im Zeichen der kognitiven Wende / H. Muller-Michaels, G. Rupp // Jahrbuch der Deutschdidaktik 1994. Tubingen, 1995. S. 127-144.
9. Waldmann G. Produktiver Umgang mit Literatur im Unterricht. Grundriss einer produktiven Hermeneutik: Theorie Didaktik - Verfahren - Modelle. Baltmannsweiler, 2004.
10. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.
11. Rupp G. Aneignung von Lyrik mit produktionsorientierten Verfahren: Stand der didaktischen Kontroversen und neue Perspektiven am Beispiel von Hofmannsthals „Terzinen“ // Symposium Deutseh-Didaktik. Protokollband II. Erfurt, 1991.
Поступила в редакцию 22.Q6.2Q12 г.
UDC 378.14
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE PRODUCT-ORIENTED EDUCATION AT NON-LANGUAGE UNIVERSITY
Natalia Aleksandrovna SHEKHIREVA, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer of Foreign Languages of Business Communication Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The essence and intention of «product-oriented education» is scrutinized. It is determined as an innovative method aimed at developing of every learner’s creative abilities at different stages of training and education. The product-oriented methods and techniques encouraging the individualization of foreign language teaching process are listed and didactic requirements to implementation of the given methods are introduced.
Key words: product-oriented education; productive activity; creative abilities; soft competencies; foreign language teaching.