Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты продукт-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Теоретико-методологические аспекты продукт-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PRODUCT-ORIENTED EDUCATION / PRODUCTIVE ACTIVITY / CREATIVE ABILITIES / SOFT COMPETENCIES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шехирева Наталья Александровна

Раскрывается сущность и содержание понятия «продукт-ориентированное обучение». Установлено, что продукт-ориентированное обучение является инновационным методом, направленным на развитие креативных способностей каждого учащегося на различных этапах обучения и воспитания. Излагаются продукт-ориентированные методы и приемы, способствующие индивидуализации процесса обучения иностранному языку и представлены дидактические требования к реализации данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE PRODUCT-ORIENTED EDUCATION AT NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The essence and intention of «product-oriented education» is scrutinized. It is determined as an innovative method aimed at developing of every learner's creative abilities at different stages of training and education. The product-oriented methods and techniques encouraging the individualization of foreign language teaching process are listed and didactic requirements to implementation of the given methods are introduced.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты продукт-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 378.14

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДУКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Наталья Александровна ШЕХИРЕВА

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры иностранных языков делового общения; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики,

e-mail: [email protected]

Раскрывается сущность и содержание понятия «продукт-ориентированное обучение». Установлено, что продукт-ориентированное обучение является инновационным методом, направленным на развитие креативных способностей каждого учащегося на различных этапах обучения и воспитания. Излагаются продукт-ориентированные методы и приемы, способствующие индивидуализации процесса обучения иностранному языку и представлены дидактические требования к реализации данных методов.

Ключевые слова: продукт-ориентированное обучение; продуктивная деятельность; креативные способности; личностные качества; обучение иностранному языку.

В настоящее время в учебных планах по иностранному языку в неязыковых вузах все большее место занимают деятельностно- и продукт-ориентированные формы обучения. Поводом для развития продукт-ориентиро-ванных методов обучения послужило наблюдение, что проанализированное и интерпретированное обучение не удовлетворяет многих учащихся и студентов. Они воспринимают традиционные занятия как разбор текстов, лишающий радости чтения. Герхард Хаас, профессор немецкой филологии в университете Гейдельберг, в своих исследованиях пришел к выводу, что уроки литературы вызывают у многих детей антипатию по отношению к написанному слову. По его мнению, этого практически нельзя избежать, если не задействовать их чувства, фантазию, жажду деятельности, т. е. все, к чему стремится деятельностно- и продукт-ориентиро-ванное обучение [1, 8. 18].

Понятие продукт-ориентированного обучения впервые ввел немецкий ученый-философ и филолог Гюнтер Вальдманн и обосновал его с теоретической и предметно-дидактической точек зрения [2].

Здесь необходимо пояснить понятие «продукт-ориентированное обучение». По мнению Г. Хааса, «продукт-ориентированное обучение акцентирует две основные формы активно-продуктивной деятельности: с одной стороны, разнообразная, выраженная прак-

тической деятельностью и активным использованием чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых текстов, частей или вариантов текста» [1, 8. 44].

Известно, что спецификой инновационного развития системы обучения иностранному языку является не только деятельность отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т. е. совместная деятельность, которая в образовании обозначена как коллективный субъект деятельности, как специфическая характеристика инновационной деятельности.

Одним из таких инновационных методов выступает продукт-ориентированное обучение.

В отличие от традиционного процесса обучения, которое представляет собой формирование знаний, умений и навыков учащихся, для продукт-ориентированного обучения наиболее соответствующей характеристикой является деятельность. Деятельность -более широкое понятие, т. к. кроме знаний, умений и навыков предполагает мотивационный, оценочный и другие субъективные аспекты обучения.

Для характеристики образовательной деятельности обучаемого обычно применяют следующие понятия: изучение, усвоение, познание. В продукт-ориентированном обучении понятия «изучение» и «усвоение» не отражают его специфики, поскольку не предполагают индивидуальной продуктивной

деятельности ученика по созданию собственного образовательного продукта. Как утверждает Г. Рупп, продукт-ориентированной образовательной деятельности больше соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение» и т. п. [3, S. 80].

Обучение видам деятельности - залог успешного обучения и воспитания. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; увеличиваются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, саморазвития [1, S. 33].

Продукт-ориентированное обучение

иностранному языку в неязыковом вузе предполагает такой подход к текстам, который «нацелен не на показ законченной целостности литературного текста, а ограничивается текстом как динамичным произведением, пронизанным различными смысловыми нитями, которые могут противоречить друг другу». Соответственно, считает К. Фингер-хут, работа с текстом может состоять только «во вмешательстве и деконструкции кажущейся законченности» [4, S. 495].

Г. Хаас под продукт-ориентированным обучением понимает активное и креативное вхождение в мир литературы, включающее в себя несколько этапов. По мнению ученого, «на уроках немецкого языка необходимо использовать разнообразные формы языковой, художественной и музыкальной работы с текстами для предоставления школьникам возможности индивидуально-доступной

формы понимания литературного произведения» [5, S. 9-11].

Профессор филологии университета Hildesheim Вольфганг Менцель в своих исследованиях представляет, в первую очередь, оперативные методы работы с художественными текстами и считает, что «продукт-ориентированное обучение - это экспериментальная работа с элементами текста и рассмотрение его формальных и содержательных аспектов» [6, с. 29]. Таким образом, по его мнению, создается тесная связь между продукт-ориентированным обучением и аналитическим чтением.

Каспар Х. Шпиннер, известный немецкий исследователь в области дидактики, особое внимание уделяет развитию внутренней силы воображения и подчеркивает роль продуктивных приемов обучения в расширении способности наблюдения и восприятия, развитии идентичности и способности понимать иные точки зрения. Для него важна не столько продуктивная деятельность учеников, изучение литературных форм и их функций, сколько влияние, которое оказывает работа с литературой на ментальном уровне [7, S. 7].

В дидактике преподавания немецкого языка и литературы 1990-х гг. Шпиннер ди-агностицирует «когнитивный поворот», при котором акценты смещаются с предмета и результатов обучения на «внутренний мир обучающихся» и происходящие в нем процессы обучения. При этом он рассматривает креативные и продукт-ориентированные формы работы с литературой как «течения, которые включают в обучение индивидуальность и субъективность всех учащихся» [8, S. 128].

Итак, в нашем определении продукт-ориентированное обучение - это концепция иноязычного профессионального образования, основанного на творческом усвоении знаний в процессе продуктивной речевой деятельности и направленного на развитие языковых и креативных способностей бака-лавров-музыкантов. Продукт-ориентирован-ное обучение иностранному языку акцентирует две основные формы активно-продуктивной работы студентов: с одной стороны, разнообразная, выраженная практической деятельностью и активным использованием органов чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых оригинальных креативных текстов, частей или вариантов текста.

Цель продукт-ориентированного обучения иностранному языку бакалавров музыки -предоставить возможность творческого усвоения знаний, создавать собственные креативные образовательные продукты, научить их самостоятельно решать возникающие при этом учебные задачи. Продукт-ориентиро-ванное обучение, в отличие от развивающего, ставит целью решение качественно новой задачи: развитие не только самого студента, но и содержания его образования, которое определяется в ходе активной деятельности самого обучаемого. Главная особенность по-

добного обучения - создание студентами (и преподавателем) личностной образовательной продукции: текстов, конструкций, стихов, правил, поделок, сочинений, рисунков, музыкальных произведений и т. п. Дидактическое обеспечение проекты продукт-ориен-тированного обучения - обеспечивают результаты как внутренней динамики студента (его умений, способностей, знаний, компетенций), так и изучаемой дисциплины разного уровня (творческие работы) [9, S. 15].

Следует отметить, что важным моментом в концепции продукт-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе является отсутствие готовых, систематизированных знаний. Продукт-ориентиро-ванное обучение не нацелено на единый результат, который можно распланировать до мельчайших подробностей, а включает все неожиданные реакции, которые могут появиться у детей при работе с литературными текстами. Подобное занятие и для преподавателя увлекательнее, чем проигрывание запланированной программы. Даже если креативное многообразие иногда приводит к неожиданным результатам, то нужно помнить, что такое занятие вызовет у студентов больше духовной активности, чем традиционный, который допускает только один определенный образ действия. Продукт-ориентирован-ные приемы соответствуют возрастным различиям обучаемых и поэтому способствуют индивидуализации обучения иностранному языку.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что разновидностью продукт-ориентированного обучения являются т. н. ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач). Причем для развития творческих качеств личности и коллектива в ТРИЗ используются:

- методы развития творческого воображения;

- теория развития творческой личности;

- теория развития творческих коллективов.

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г. Альт-шуллером и представляет собой набор прие-

мов фантазирования и специальных методов. Назовем основные из них:

- использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения;

- метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);

- ступенчатое конструирование;

- метод ассоциаций;

- метод тенденций;

- метод скрытых свойств объекта;

- взгляд со стороны;

- ситуационные задания.

Использование продукт-ориентирован-

ных методов реализуется посредством следующих дидактических требований:

групповая направленность учебной деятельности;

- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию, обучению и развитию студентов;

- продуктивность обучения;

- принцип первичности образовательной продукции студента.

Таким образом, анализ сущности и содержания продукт-ориентированного обучения позволяет сделать следующие выводы.

В нашем определении продукт-ориенти-рованное обучение - это концепция языкового обучения, основанного на творческом усвоении знаний в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, направленная на развитие языковых и креативных способностей; продукт-ориентированное обучение акцентирует две основные формы активнопродуктивной работы учеников на уроке немецкого языка и литературы: с одной стороны, разнообразная, выраженная практической деятельностью и активным использованием органов чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых оригинальных креативных текстов, частей или вариантов текста.

Цель продукт-ориентированного обучения - предоставить ученикам возможность творческого познания, создания креативных образовательных продуктов, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Продукт-ориентированные приемы направлены не столько на получение информации из текста, сколько на создание смысла текста самим читающим: ученикам предлагается развить собственное представ-

ление о тексте и выразить его в разнообразных формах. Таким образом, продукт-ориен-тированные приемы выходят за рамки текстовой рецепции, т. к. с их помощью в урок включается собственная точка зрения учеников, которая и становится предметом урока.

Опираясь на исследования последних лет, посвященные изучению продукт-ориен-тированного обучения [1; 6; 9; 11], немецкие педагоги выделяют ряд дидактических требований к использованию продукт-ориенти-рованных методов: групповая направлен-

ность учебной деятельности; обеспечение индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников; принцип продуктивности обучения; принцип первичной образовательной продукции ученика.

Главная отличительная черта продукт-ориентированного обучения - создание нового для ученика (и учителя) образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, рисунка, интеллектуального, музыкального или художественного произведения. Таким образом, продукт-ориентированное обучение создает предпосылки и условия для развития креативных способностей каждого учащегося на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания.

1. Haas G. Handlungs- und produktionsorientierter Literaturunterricht. Theorie und Praxis eines „anderen“ Literaturunterrichts für die Primarund Sekundarstufe. Seelze, 2004.

2. Waldmann G. Grundzüge von Theorie und Praxis eines produktionsorientierten Literaturunter-

richts // Handbuch „Deutsch“ für Schule und Hochschule. Sekundarstufe I. / hrsg. N. von Hopster. Paderborn, 1984. S. 98-141.

3. Rupp G. Kulturelles Handeln mit Texten. Fallstudien aus dem Schulalltag. Paderborn, 1987.

4. Fingerhut K., Melenk H. Uber den Stellenwert von „Kreativitat“ im Deutschunterricht // Diskussion Deutsch. 1980. H. 55.

5. Haas G. Handlungs- und produktionsirientierter Deutschunterricht in der Sekundarstufe I. Hannover, 1992.

6. Menzel W. Kreativitat und Schule // Die Deutsche Schule. 1992. № 84.

7. Spinner K.H. Imaginative und emotionale Lernprozesse im Deutschunterricht. Frankfurt a/M., 1995.

8. Spinner K.H. Neue und alte Bilder von Lernenden Deutschdidaktik im Zeichen der kognitiven Wende / H. Muller-Michaels, G. Rupp // Jahrbuch der Deutschdidaktik 1994. Tubingen, 1995. S. 127-144.

9. Waldmann G. Produktiver Umgang mit Literatur im Unterricht. Grundriss einer produktiven Hermeneutik: Theorie Didaktik - Verfahren - Modelle. Baltmannsweiler, 2004.

10. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.

11. Rupp G. Aneignung von Lyrik mit produktionsorientierten Verfahren: Stand der didaktischen Kontroversen und neue Perspektiven am Beispiel von Hofmannsthals „Terzinen“ // Symposium Deutseh-Didaktik. Protokollband II. Erfurt, 1991.

Поступила в редакцию 22.Q6.2Q12 г.

UDC 378.14

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE PRODUCT-ORIENTED EDUCATION AT NON-LANGUAGE UNIVERSITY

Natalia Aleksandrovna SHEKHIREVA, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer of Foreign Languages of Business Communication Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]

The essence and intention of «product-oriented education» is scrutinized. It is determined as an innovative method aimed at developing of every learner’s creative abilities at different stages of training and education. The product-oriented methods and techniques encouraging the individualization of foreign language teaching process are listed and didactic requirements to implementation of the given methods are introduced.

Key words: product-oriented education; productive activity; creative abilities; soft competencies; foreign language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.