Научная статья на тему 'Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ читательской компетентности школьников в Германии'

Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ читательской компетентности школьников в Германии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология продукт-ориентированного обучения / креативность / обучение чтению / личностно-ценностные / учебно-познавательные компетенции школьников / reading skill’s teaching / educational and perceptional competences of schoolchildren. / technology of product-oriented teaching / creativity / personally-valued

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н А. Алтухова

В статье представлена концепция продукт-ориентированного обучения в школах Германии и ее значимость в системе развития личностных качеств и способностей школьников. Показана методологическая основа, сущность, структура и этапы развития технологии, проанализированы формы и возможности продуктивного урока немецкого языка и литературы, приемы и методы работы с текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Н А. Алтухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PRODUCT-ORIENTED READING IN THE SYSTEM OF FORMING OF THE BASIS OF READER‟S COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN GERMANY

In this article we represent the conception of product-oriented teaching at schools in Germany and its significance for the system of development of schoolchildren’ personal qualities and abilities. We show the methodological basis, essence, structure and stages of technology development, we also analyse the forms and possibilities of a productive lesson of the German language and literature, ways and methods of working with texts.

Текст научной работы на тему «Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ читательской компетентности школьников в Германии»

УДК 371.3

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ГЕРМАНИИ

© 2015 Н. А. Алтухова

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail altuchowa@list. ru

Курский государственный университет

В статье представлена концепция продукт-ориентированного обучения в школах Германии и ее значимость в системе развития личностных качеств и способностей школьников. Показана методологическая основа, сущность, структура и этапы развития технологии, проанализированы формы и возможности продуктивного урока немецкого языка и литературы, приемы и методы работы с текстами.

Ключевые слова: технология продукт-ориентированного обучения, креативность, обучение чтению, личностно-ценностные, учебно-познавательные компетенции школьников.

На современном этапе развития общества со всей очевидностью возрастает роль чтения. Благодаря научно-техническому прогрессу и расширению международных связей, увеличивается количество информации на разных языках, возрастает потребность в людях, умеющих ее принять и использовать в тех или иных целях, а отсюда и необходимость в более целенаправленном обучении чтению как на родном, так и на иностранном языке. Адекватное восприятие и понимание информации предполагают наличие высокоразвитых умений в рецептивных видах речевой деятельности, поэтому поиски путей повышения эффективности обучения чтению являются актуальными.

Значительный прогресс в развитии электронных средств массовой информации, появление глобальных и локальных компьютерных сетей как знаковых явлений конца XX столетия не снимают актуальности проблем обучения чтению. Более того, методические проблемы обучения чтению в значительной мере усложняются.

Технике чтения нужно целенаправленно и последовательно обучать. На сегодняшний день существует множество концепций креативного письма и продуктивного чтения, различные продуктивные методы для достижения поставленных целей в зависимости от того, служат ли продуктивные приемы развитию креативности учеников или используются для знакомства с текстом в игровой форме, помогают активному чтению или применяются для субъективной конкретизации. Для продуктивного понимания литературных текстов немецкими исследователями предложен продукт-ориентированный подход в преподавании немецкого языка и литературы.

Продукт-ориентированное обучение в системе образования Германии появилось в конце ХХ века в связи с необходимостью расширения языковой компетенции школьников и активизации их творческого потенциала.

Теоретические основы продукт-ориентированного обучения широко освещены в работах немецких ученых Г. Вальдманна (G. Waldmann), Ю. Бауэрманна (J. Bauermann), К. Фингерхута (K. Fingerhut), Г. Хааса (G. Haas), Г.Руппа (G. Rupp), К. Шпиннера (K. Spinner) и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Концепция продукт-ориентированного обучения как универсальной формы работы с языком и литературой приобрела популярность после выхода в свет работ Гюнтера Вальдманна. Основанием этой концепции явилась предложенная им модель литературной герменевтики, основные положения которой заключаются в следующем.

• Понимание литературного текста предполагает его осмысленное прочтение, усвоение с помощью собственной актуализированной смысловой системы и конструирование его смысла. Кроме того, необходимо сформулировать понимание данного текста как литературного, то есть показать его формальные и содержательные отличия от повседневных (бытовых) текстов, а также реальной действительности.

• Понимание литературного текста означает его литературное восприятие, то есть конкретизацию его текстуальных проектов на уровне воображения с помощью переноса на собственную жизненную ситуацию, личные переживания, опыт, интересы и потребности и субъективное усвоение данного текста с помощью индивидуальной и социальной фантазии.

• Понимание литературного текста требует учитывать его специфическую литературную форму, исследовать его внешнюю и внутреннюю интертекстуальность, рассматривать в связи с другими литературными текстами, чьи признаки он содержит, а также обращать внимание на «родственные» литературные признаки, которых данный текст не имеет, но которые объясняют имеющиеся признаки.

• Понимание литературного текста предполагает его рассмотрение внутри исторических, общественных, культурных, литературных связей, которые определяют текст, влияют на целостное понимание данного текста [Waldmann 2004: 26].

Продукт-ориентированное обучение - это дидактическая концепция языкового обучения, основанного на творческом усвоении знаний в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, направленная на развитие языковых и креативных способностей школьников. Продукт-ориентированное обучение акцентирует две основные формы активно-продуктивной работы учеников на уроке немецкого языка и литературы: с одной стороны, разнообразная, выраженная практической деятельностью и активным использованием органов чувств работа с текстами, с другой стороны, продуктивная выработка новых оригинальных креативных текстов, частей или вариантов текста.

Цель продукт-ориентированного обучения - предоставить ученикам

возможность творческого познания, создания собственных креативных

образовательных продуктов, научить их самостоятельно решать возникающие при этом учебные задачи. Главная задача продукт-ориентированного урока немецкого языка и литературы заключается в создании тесного интенсивного контакта с текстом путем деятельностного реагирования на него и продуктивной работы с ним.

Педагогическое обоснование концепции продукт-ориентированного обучения опирается на литературно-теоретические дискуссии. Огромную роль при этом сыграла рецептивная эстетика, изучающая влияние произведения искусства на реципиента, которая установила, что чтение - это не только получение информации из текста, а создание смысла текста самим читающим. На это направлены продукториентированные приемы: ученикам предлагается развить собственное представление о тексте и выразить его в разнообразных формах. Таким образом, продукториентированные приемы выходят за рамки текстовой рецепции, так как с их помощью в урок включается собственная точка зрения учеников, которая и становится предметом урока.

Главная отличительная черта продукт-ориентированного обучения - создание нового для ученика (и учителя) образовательного продукта: идеи, вопроса, текста, рисунка, интеллектуального, музыкального или художественного произведения. Таким

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 2 (34)

Алтухова Н. А. Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ

читательской компетентности школьников в Германии

образом, продукт-ориентированное обучение создает предпосылки и условия для развития креативных способностей каждого школьника на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания.

Развитие языковых и креативных способностей школьников в процессе продукториентированной деятельности характеризуется определенными фазами, содержание которых определяется особенностями продукт-ориентированной деятельности. Дидактическая модель, предложенная Г. Вальдманном, выглядит следующим образом: предфаза - игровое включение в литературный текст; первая фаза - чтение и восприятие литературного текста; вторая фаза - конкретизирующее субъективное усвоение текста; третья фаза - текстуальная разработка литературного текста; четвертая фаза - надтекстовая работа [Waldmann 2004: 28].

Литературные тексты отличаются от повседневных и бытовых текстов, они трудны и нелегки в понимании даже для опытных читателей, а тем более для школьников. Немецкие педагоги считают целесообразным перед началом работы с текстом в игровой форме разработать трудные моменты, познакомить с текстом, его значением. Такие игровые моменты можно провести в виде языковых игр, фантастических путешествий, игровых карт и т.д. Кроме того, игровые формы работы с литературными текстами создают мотивацию для дальнейшего изучения текста, понимания их специфической литературной формы, их функции для изображения определенного содержания и литературного значения.

Бесспорная ценность литературных игр состоит в том, считает Г. Вальдманн, что «они предоставляют ученикам возможность самостоятельной креативной деятельности. Существенное влияние они оказывают и на собственно понимание литературных форм и текстов, так как знания, полученные в игровой форме, усваиваются обычно намного интенсивнее и крепче, даже если они не были вербализованы, чем выработанные в процессе аналитической работы. Более того, нередко с помощью таких игр (например, «метафорические кирпичи», «я - ты - он - истории») ученики узнают информацию о литературных формах, их функциях и значении, которая с трудом может быть получена чисто аналитическим путем и, следовательно, для многих остается непонятной» [Там же: 29].

Первая фаза: чтение и восприятие литературного текста. По мнению немецких ученых, эта фаза является центральным пунктом для продукториентированного урока немецкого языка и литературы. Основа понимания литературного текста заключается в прочтении и восприятии. По мнению Г. Вальдманна, «для понимания смысла текста недостаточно воспринять только содержание прочитанного и образцы и нормы, передаваемые в нем. Смысл текста только тогда действительно понят читателем, если он находит отражение в переживаниях, опыте, отношениях читателя и воспринимается собственной индивидуальной и социальной смысловой системой читающего. Для достижения данной цели на уроке при чтении литературного текста необходимо предоставить ученикам возможность активной деятельной работы с текстом, с помощью которой ученики могут актуализовать свою собственную смысловую систему, раскрыть социальную фантазию и с их помощью воспринять текст» [Там же: 30].

По мнению Х. Мюллер-Михаэльса, первый этап, который он называет фазой восприятия, является центральным пунктом для продукт-ориентированного урока немецкого языка и литературы. С помощью ассоциативного мышления, формирования впечатлений, изменения текста и высказывания предположений о возможном протекании событий ученики получают первое представление о тексте и его понимании. Важнейшую составляющую на этой фазе образуют импульсы воображения, облегчающие вхождение ученика в литературный текст [Muller-Michaels 1991].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Второй существенный элемент восприятия - раскрытие образных картин. Литературные образы, с одной стороны, активизируют уже имеющиеся воспоминания и представления школьников, с другой стороны, способствуют формированию новых картин, образов мышления и способов восприятия. В этом смысле ученики знакомятся с чтением как продуктивной деятельностью. Они заполняют «пустые места» текста с помощью своей собственной фантазии и своих знаний, что придает тексту новую размерность. Мюллер-Михаэльс подчеркивает тот факт, что уже во время чтения ученики получают возможность активной и продуктивной деятельности на уроке. Привлечение фантазии при создания образных картин повышает успешность обучения, так как содержание, которое визуализировано, дольше остается в памяти, чем просто прочитанное [Там же].

На этой фазе Г. Вальдманн предлагает использовать следующие приемы: разделение текста на части; замена определенных частей текста другими, изменение содержания и формы текста и так далее. В процессе реконструкции, соединения, дополнения текста, сравнения измененной и оригинальной формы ученики учатся понимать значение и функции исходного оригинального текста [Waldmann 2004: 31].

Вторая фаза: конкретизирующее субъективное усвоение литературного

текста. О литературном тексте нельзя сказать, что он понят, если он будет прочитан как повседневный или бытовой текст, - он требует специфического «литературного» прочтения. В отличие от бытовых текстов, литературный текст представляет собой только образец, проект со многими неясностями. Читатель должен заполнить его своей фантазией и воображением и таким образом конкретизировать его фигуры, действия, события. В эту воображаемую конкретизацию он вносит свои собственные чувства и переживания, свои потребности и интересы, свои представления и установки, и таким образом происходит ассоциативно и эмоционально его собственное субъективное усвоение текста, то есть читатель идентифицирует себя с героями литературного произведения, переживает их судьбы и так далее.

Чтение литературного текста на уроке должно предоставлять детям возможность субъективного вымышленного усвоения, полагает Г. Вальдманн, «так как только таким образом чтение станет личным чтением учеников, а читаемый на уроке текст -собственным текстом» [Там же: 32].

Приемы, с помощью которых ученики могут учиться и практиковаться в собственном усвоении литературного текста, разнообразны. Они начинаются с декламирования или сценического изображения стихотворных и прозаических произведений, сценического чтения и переработки драматических текстов, различных форм визуального изображения. Они охватывают различные возможности толкования, дополнения, раскрытия действия литературного текста, более точного описания фигур, их внутренних побуждений и мотивов, сценического изображения, дискуссий с героями, постановки себя на их место и т. д.

Третья фаза: текстовая разработка литературного текста. Усвоение литературного текста не означает его литературного понимания. Как подчеркивает Г. Вальдманн, задача урока литературы состоит в объяснении «литературности» литературного текста, то есть отличительных признаков специфического литературного оформления: содержания, форм, структур, действий, конфликтов, фигур, места, времени и т.д. [Там же: 34]. Традиционно это главное поле деятельности урока литературы, и главным образом здесь используются почти исключительно аналитические формы работы. Но, утверждает Г. Вальдманн, если это возможно с точки зрения изучаемого литературного предмета, аналитические приемы рассмотрения текста должны заменяться продуктивными приемами. На этой фазе литературного понимания речь идет о таких приемах, которые позволяют школьникам

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Алтухова Н. А. Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ

читательской компетентности школьников в Германии

вмешиваться в текст и изменять его. С их помощью отчетливо проявляется то, что утверждает продуктивно-эстетическая теория о продуктивности литературного текста: литературный автор создает свой текст путем выбора из многообразия возможностей определенного содержания и форм, которые определены и понятны благодаря «смежным» содержаниям и формам; свое литературное значение они приобретают (внутри своего парадигматического литературного ряда) из дифференции по отношению ко всем другим возможным, но не выбранным автором содержаниям и формам. Они могут быть поняты в своем литературном значении при их изменении в то, чем они могли бы быть. В принципе школьники делают то же, что и автор при создании своего текста, а именно что-то выбирают и что-то отклоняют, но при этом более подробно рассматривают то, что автор отклоняет, чтобы таким образом отчетливее и лучше понять выбранное [Waldmann 1998: 40].

Следовательно, изменения литературного текста служат собственно

продуктивному опыту, исследованию и озарению, то есть индивидуальному, продуктивному пониманию литературных форм и особенностей, функций и влияния, и особенно внутренней интертекстуальности литературного текста. Преимущества продуктивных приемов ясны: уменьшаются требования к когнитивным способностям (и, следовательно, возможность неудач); результаты аналитической работы с текстом не требуют переработки для понимания текста; их вербализация после продуктивной фазы касается не только «чужого», но и «собственного» текста, то есть мотивация продукции намного выше анализа.

Существует очень много продуктивных приемов изменения литературных текстов: изменение действия, написание вариантов и параллельных сцен, изменение времени и места происходящих событий, языковой и литературной формы и т. д.

Четвертая фаза: надтекстовая работа. Усвоения текста и знакомства с его литературной формой недостаточно для полного понимания текста, так как знания, полученные при работе с текстом, могут быть недостаточны и предварительны: работа с текстом до этого момента ориентировалась только на текст, на его субъективное усвоение и разбор его литературной формы. При этом текстовые связи, которые оказывают на него решающее влияние и которые нужно учитывать для правильного понимания текста, остаются без внимания. Следовательно, считает Г. Вальдманн, важной задачей этой завершающей фазы литературного понимания является создание условий для таких видов работы с текстом, с помощью которых ученики могут видеть текст в тех связях, которые важны для его понимания. Это могут быть исторические, общественные, политические, экономические условия и основы текста; культурные и литературно-исторические условия текста, его интертекстуальность, т. е. его отношение к другим литературным произведениям; отношение текста к личности и биографии автора и другим его произведениям; условия возникновения текста и отношение к его планированию, начальным формам, вариантам и обработке [Там же: 37].

Здесь важно не только показать текст с исторической, общественной, литературной стороны, но и органично привязать понимание связей текста к опыту школьников. Кроме того, эти знания необходимо связать друг с другом, так как случается так, что ученик прочитал текст, проделал различные операции вымышленного, литературного и сверхтекстового усвоения текста, но они остались разрозненными и, следовательно, не привели к единому цельному пониманию текста.

Поэтому следующая важная задача этой фазы заключается в подготовке и формулировке этого понимания.

Для выполнения различных задач, поставленных перед этой последней фазой литературного понимания, существуют различные приемы работы с текстом. Изображение целостного понимания текста может происходить в аналитической

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

форме. Но часто более подходящими и мотивирующими приемами будут продукториентированные. Целостное понимание текста можно представить в виде инсценировки допроса, заседания суда, написания приложений, писем автора о своем тексте; свое неприятие текста, критику можно выразить с помощью написания пародий, перевода в другие текстовые формы и т.д.

Таким образом, продукт-ориентированное обучение нацелено на решение следующих задач: 1) на когнитивном уровне ученики должны научиться понимать и толковать содержание текста; 2) на уровне фантазии - уметь усвоить текст активно и продуктивно, основываясь на собственных чувствах и воображении.

В чтении, как и во всякой деятельности, различают два плана: содержательный (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальный (элементы процесса деятельности), причем ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель - результат, на достижение которого она направлена. Такой целью является раскрытие смысловых связей -понимание речевого произведения, представленного в письменной форме. Процесс чтения не есть нечто постоянное, он изменяется под влиянием цели чтения. В каждом конкретном случае читающий определенным образом комбинирует различные операции и действия, связанные со смысловой и перцептивной переработкой воспринимаемого материала (соотнося их с задачей чтения). Чтение всегда реализуется в одном из своих конкретных проявлений, представляющем (у опытного чтеца) наиболее рациональное сочетание операций смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно.

Одной из основных характеристик данной концепции обучения является чтение текста по частям, что искусственно замедляет процесс чтения и эксплицирует для учащихся их впечатления от прочитанного, способствует рефлексии и саморефлексии, выдвижению гипотез по содержанию и пробуждает интерес к их проверке. В процессе такой тщательной работы над текстом учащиеся получают возможность выразить себя, привнести свой личный социокультурный опыт.

Немецкие методисты рассматривают продукт-ориентированные методы обучения как образовательную технологию, позволяющую создавать педагогические ситуации, в которых формируется компетенция учащихся. Урок немецкого языка способствует развитию определенных компетенций, то есть основополагающих способностей, необходимых для понимания текста и становления стабильной позиции читателя. В качестве основных компетенций Г. Хаас называет:

- литературную компетенцию - способность вступать в контакт с текстом и создавать эмоционально-аффективные или когнитивные связи с ним;

- эмоциональную компетенцию - способность проявлять вызванные текстом чувства, наслаждаться эмоциональным напряжением, связанным с событиями и действующими лицами художественного произведения, и идентифицировать себя с вымышленными событиями. Развитие эмоциональной интеллигентности, одной из важнейших задач воспитания и обучения человека в настоящее время, ставит своей целью обучение детей понимать собственные чувства, а также развитие способности эмпатии, чему способствует работа с вымышленными фигурами и событиями. Кроме того, современные исследования мозга доказывают, что существует обратная связь между мозгом и эмоциональным и физическим состоянием человека;

- креативную компетенцию - способность, заключающаяся в активном, продуктивном и деятельностном реагировании на тексты, то есть в умении их изменять, дополнять, делать новые акценты, расширять, сокращать, переводить в другие средства и т.д. При этом главную роль играет удовлетворение элементарной потребности выступать деятельностным творцом, познать себя как создателя;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Алтухова Н. А. Технология продукт-ориентированного чтения в системе формирования основ

читательской компетентности школьников в Германии

- эмансипаторную компетенцию - способность участвовать в выборе как самого текста, так и способа работы с ним, а также вырабатывать собственную литературную позицию независимо от вида текста; рассматривать чтение как форму дистанцирования от повседневной жизни, привычного, будничного; использовать прочитанное при решении проблемных ситуаций или как средство информации;

- эстетическую компетенцию - способность видеть текст как поэтологическую структуру, анализировать его форму, поэтическую кодировку, а также оценивать его функции;

- критическую компетенцию - способность критического ознакомления с текстом с идеологической, политической, социальной и этической точки зрения;

- проекционную компетенцию - способность применять литературные тексты как импульс и толчок для переноса на реальные ситуации и опыт, но и одновременно переступать через рамки действительности и в фантастических проекциях обсуждать возможности бытия или существования; воспринимать фантазии, мечты и весь содержащийся в тексте внутренний опыт как элементы действительности, наслаждаться ею в ее пестроте и отдаленности [Haas 2004: 35-37].

О том, что у школьников сформированы компетенции, свидетельствует факт успешного применения ими умений и навыков в продукт-ориентированной деятельности, достижение результата и создание продукта своей деятельности желаемого качества.

Библиографический список

Baurmann J. Schreiben - Uberarbeiten - Beurteilen. Ein Arbeitsbuch zur Schreibdidaktik. Seelze, 2006. 168 S.

Haas G. Handlungs- und produktionsorientierter Literaturunterricht. Theorie und Prxis eines „anderen“ Literaturunterrichts fur die Primar- uns Sekundarstufe. Seelze: Kallmeyer, 2004. 203 S.

Muller-Michaels H. Produktive Lekture. Zum produktionsorientierten und schopferischen Literaturunterricht // Deutschunterricht 1991, H.8, S. 584-595

Spinner K.H. Kreativer Deutschunterricht. Identitat - Imagination - Kognition. Seelze, 2001. 250 S.

Waldmann G. Produktiver Umgang mit Literatur im Unterricht. Grundriss einer produktiven Hermeneutik. Theorie - Didaktik - Verfahren - Modelle. Baltmannsweiler: Schneider, 2004. - 150 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.