Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты оказания услуг, обеспечивающих эффективное экономическое развитие хозяйствующих субъектов в условиях современного регионального рынка'

Теоретико-методологические аспекты оказания услуг, обеспечивающих эффективное экономическое развитие хозяйствующих субъектов в условиях современного регионального рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко М.Н.

В статье рассмотрены особенности, специфика и содержание услуг, обеспечивающих создание благоприятных условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов на региональном рынке. Представлена история развития деятельности в области экономической безопасности. Разработана классификация услуг экономической безопасности. Представлены результаты исследования регионального рынка основных услуг безопасности. Разработана модель возможных значений показателей для оценки уровня безопасности объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты оказания услуг, обеспечивающих эффективное экономическое развитие хозяйствующих субъектов в условиях современного регионального рынка»

УДК 338.1; 338.2; 330.131.7

теоретико-методологические аспекты оказания услуг, обеспечивающих эффективное экономическое развитие хозяйствующих субъектов в условиях современного регионального рынка

м. н.власенко,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления

E-mail: 57643@rambler. ru

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности, специфика и содержание услуг, обеспечивающих создание благоприят-ныхусловий экономической деятельности хозяйствующих субъектов на региональном рынке. Представлена история развития деятельности в области экономической безопасности. Разработана классификация услуг экономической безопасности. Представлены результаты исследования регионального рынка основных услуг безопасности. Разработана модель возможных значений показателей для оценки уровня безопасности объекта.

Ключевые слова: безопасность, безопасность бизнеса, экономическая безопасность, оценка безопасности, показатель безопасного функционирования, объекты безопасности, субъекты безопасности, региональная безопасность, обеспечение безопасности.

В развивающейся современной экономике России функционирование региональных субъектов экономической деятельности осуществляется в условиях рыночной неопределенности, вызванной различного рода негативными воздействиями, приводящими к непредсказуемости результатов экономической деятельности. Динамичный характер указанных воздействий предопределяет объективную необходимость создания эффективной системы защиты, чутко реагирующей на изменение интенсивности (силы воздействия),

частоты и периодичности их возникновения. Другими словами, речь идет о создании благоприятных условий функционирования защищаемого объекта в изменяющейся окружающей среде, при которых имеющиеся у него свойства обеспечивают необходимую защиту для достижения целей, ради которой он создан (выполнение его миссии).

С точки зрения экономической деятельности можно говорить о важнейших условиях существования хозяйствующего субъекта (ХС) и обеспечения его экономической безопасности в условиях современного рынка, основными из которых являются:

• наличие в достаточной степени необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных, энергетических, кадровых и т. д.);

• рационально организованная система распределения ресурсов и управления защищаемым объектом;

• деятельность объекта строго в рамках нормативно-правовых ограничений;

• соответствие целей функционирования защищаемого объекта целям общества, что выражается в готовности общества потреблять продукцию или услуги, производимые объектом;

• наличие необходимого информационного, технического, организационного, финансового, правового и других видов обеспечения;

• наличие системы физической защиты ХС и его сотрудников [7]. Как показывает практика, обеспечением безопасности хозяйствующих субъектов, с одной стороны, занимаются сами хозяйствующие субъекты, с другой — сторонние государственные и частные организации, оказывающие в интересах защищаемых объектов услуги экономической безопасности.

Проведенный автором анализ деятельности предприятий и организаций, оказывающих профильные услуги, предоставил возможность установить особенности и основные отличия услуг в сфере обеспечения экономической безопасности от других видов услуг:

• обеспечивают повышение результативности деятельности коммерческих и государственных организаций, снижая их явные или потенциальные потери путем нивелирования организационных, финансовых и других рисков за счет принятия более обоснованных управленческих решений;

• способствуют повышению конкурентоспособности потребителя услуг

за счет создания для него благоприятного климата вхождения на рынок, предотвращая криминальные и коррупционные воздействия, проявления недобросовестной конкуренции, в том числе силовые рейдерские захваты;

• компенсируют недостатки государственных субъектов безопасности и правопорядка, не способных в полной мере обеспечить защиту частного бизнеса в условиях становления рыночной системы хозяйствования, появления и развития частной собственности;

• являются носителем силового потенциала, передаваемого через услуги экономической безопасности от поставщика к потребителю;

• обеспечивают успешную перспективу деятельности потребителей услуг за счет передачи части рисков «третьей» стороне (охранным, страховым и другим организациям);

• способствуют тесной координации, контролю и взаимодействию администрации региона, правоохранительных органов, объектов и субъектов экономической безопасности, обеспечивают высокое качество услуг в сфере экономической безопасности, противодействуют коррупции;

• имеют ограничения на оказание услуг экономической безопасности лицами, состоящими

Рис. 1. Основные направления деятельности по обеспечению экономической безопасности объектов защиты

на государственной службе либо выборной оплачиваемой должности в общественных организациях и объединениях, а также совмещающими деятельность в некоторых специализированных организациях, в том числе работающими в них на временной основе [3]. Следует подчеркнуть, что профильные услуги, оказываемые государственными и негосударственными предприятиями на договорной возмездной основе, нацелены на сохранение, улучшение, восстановление свойств защищаемого объекта (субъекта), перемещение его в пространстве и времени, снижение, локализацию, предотвращение или компенсацию ущерба, который может возникнуть в случае непринятия мер защиты.

Основные направления деятельности по обеспечению экономической безопасности защищаемых объектов представлены на рис. 11 [3].

Услуги в сфере обеспечения экономической безопасности могут быть классифицированы по

Обеспечением своей экономической безопасности может заниматься как само предприятие (используя собственные ресурсы, силами собственных подразделений, сотрудников, должностных лиц), так и посредством привлечения внешних исполнителей (государственной или частной принадлежности), оказывающих профильные услуги на приемлемых для заказчика условиях.

печения экономической безопасности

направлениям, продолжительности (времени) оказания услуги, по их предназначению, по степени воздействия на защищаемый объект, а также по решаемым ими основным задачам. Разработанный вариант классификации профильных услуг (рис. 2) позволяет более четко спланировать необходимое ресурсное обеспечение (средства), задействовать необходимые силы, а также выбрать приемлемые методы работы. Зная задачи, решаемые с помощью защитных мер, а также степень воздействия последних на объект (степень изменения свойств объекта, его способности противостоять негативным проявлениям), можно достаточно точно спрогнозировать изменение условий функционирования объекта защиты, оценить его безопасность в будущем [3].

Проведенный ретроспективный анализ развития услуг в сфере обеспечения экономической безопасности объектов различного уровня дал возможность выявить некоторые тенденции их

40 -

Этапы развитии сферы экономической безопасности в СССР и РФ

I этап «Советский» — с 1917 по 1952 г.

II этап «Доперестроечный» — 1952 — середина 1980-х гг.

III этап «Перестроечный» — середина 1980-х — 1992 г.

IV этап «Зарождение и развитие негосударственной экономической безопасности» — с 1992 по 2010 г.

V этап «Модернизация деятельности в сфере экономической безопасности»

с 2010 г.

Рис. 3. Основные этапы развития деятельности в сфере экономической безопасности в СССР и РФ

развития в Советском Союзе, а затем и в России с начала XX в. до настоящего времени, определить их основные этапы (рис. 3), а также рациональные сферы взаимодействия поставщиков и потребителей профильных услуг2 (табл. 1).

2 Этапы развития экономической безопасности представлены на примере хозяйствующего субъекта в авторской трактовке.

Таблица 1

Рациональные сферы взаимодействия поставщиков и потребителей услуг экономической безопасности

Этапы развития экономической безопасности Поставщики услуг Потребители услуг

Государственные структуры Негосударственные структуры Государственные структуры Негосударственные структуры

ВЕО ВО ОПГ КООП ОГЛ ЧОП ОБВ ОБВН ОО ОВ КООП КОБ ФЛ

I X X X X X

II X X X X X X

III X X X X X X X X X X X X

IV X X X X X X X X X X X

V X X X X X X X X X

Примечание: ВЕО — ведомственная охрана; ВО — вневедомственная охрана; ОПГ — организованные преступные группы; КООП — кооперативные охранные организации; ОГЛ — организованные группы лиц; ЧОП — частные охранные предприятия (после принятия Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1); ОБВ — объекты экономической безопасности, принадлежащие ведомствам; ОБВН — объекты экономической безопасности, не принадлежащие ведомствам; ОО — общественные организации; ОВ — органы власти; КОБ — коммерческие фирмы различной формы организации; ФЛ — физические лица.

Со времени создания СССР до начала перестройки отсутствовала необходимость обеспечения экономической безопасности в современном ее понимании, так как самого термина «экономическая безопасность» не существовало, а вопросы безопасности (в основном физическая охрана) успешно решались государственными правоохранительными органами и ведомственными подразделениями охраны.

I этап — «советский» (с 1917 по 1952 г.) — примечателен тем, что до 1952 г. все объекты народного хозяйства страны охраняли сами ведомства, содержащие в своих штатах большое количество сторожей. Взаимодействия между отдельными ведомствами по вопросам охраны были налажены недостаточно. Охрана работала только в интересах содержащего ее ведомства и была слабо эффективна. Охрана некоторых государственных объектов осуществлялась представителями вооруженных сил.

II этап — «доперестроечный» (с 1952 — середина 1980-х гг.) — отличается от предыдущего тем, что с 1952 г. большая часть объектов народного хозяйства страны стала охраняться сотрудниками вневедомственной охраны, входящей в состав МВД СССР, часть которых была туда переведена из должностей сторожей различных ведомств на основании постановления Совета Министров СССР3. Так, охрана, выведенная из подчинения отдельных ведомств, стала называться вневедомственной охраной (ВО), работала на условиях самофинансирования. В обязанности вневедомственной охраны первоначально

входила охрана мелких объектов собственности, затем крупных предприятий, строек, банков, магазинов и других учреждений.

III этап — «перестроечный» (середина 1980-х — 1992 г.) — особенностью которого является то, что наряду с ВО вопросами обеспечения экономической безопасности стали заниматься группы частных лиц: организованные преступные группировки, предоставлявшие охранные услуги в виде так называемой «крыши», организованные группы спортсменов, объединенные по различным принципам4.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. до официального упорядочения частной охранной деятельности начали появляться частные охранные предприятия, работающие по принципу кооперативов. После 1992 г. часть данных кооперативов прошла официальную регистрацию и преобразовалась в частные охранные предприятия (ЧОП) 5. Не прошедшие регистрацию прекратили существование в связи с запретом на ведение незаконной охранной деятельности, часть переродилась в организованные преступные группировки.

IV этап — «зарождение и развитие негосударственной экономической безопасности» (c 1992 по 2010 г.) — отличается от предыдущих тем, что с 1992 г. после принятия Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» 6 и Федерального закона

3 Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1952 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации и охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств».

4 Чаще всего объединение спортсменов происходило по принципам территориальности, принадлежности к видам спорта (обычно силовым), спортивным школам и ряду других.

5 На 31 мая 1993 г. в Москве было зарегистрировано 256 частных охранных предприятий.

6 Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ).

«Об оружии»7 положение в сфере оказания услуг в сфере экономической безопасности кардинально изменилось к лучшему [4].

В результате приватизации государственной собственности и дальнейшего развития предпринимательства появилась прослойка состоятельных людей, имущество, жизнь и здоровье которых стали объектом посягательства. Наряду с этим у собственников возникла необходимость получать рекомендации, направленные на эффективное ведение бизнеса, максимально снижающие возможные потери. Кроме того, многие коммерсанты не желали сотрудничать с криминальными структурами, работать под их контролем. Другим важным обстоятельством, способствующим росту спроса на частные услуги экономической безопасности, явилось недоверие представителей зарождающегося частного капитала к государственным правоохранительным органам, которые не были способны качественно решать в условиях рыночной экономики вновь возникающие задачи на требуемом уровне в связи с рядом объективных обстоятельств[1].

Как показали проведенные исследования, основными причинами данного явления являются [4]:

• отсутствие должной квалификации сотрудников ВО плохое знание иностранных языков, необходимых для общения с представителями зарубежных фирм, слабое умение работать с современными техническими системами безопасности, низкая компьютерная грамотность, отсутствие опыта работы с негосударственными структурами и т. д.);

• недостатки нормативно-правового регулирования отношений в сфере обеспечения экономической безопасности между государством и частными собственниками, не позволявшие последним в полной мере возложить ответственность за ущерб, причиненный их имуществу, жизни и здоровью, на вневедомственную охрану, некачественно оказывающую соответствующие услуги;

• нежелание государственных структур оказывать требуемые услуги по приемлемым ценам и с должным уровнем качества (во многом вследствие отсутствия у них необходимых ресурсов и опыта ценообразования);

• отсутствие налаженной системы взаимодействия с предприятиями — поставщиками услуг и методик оценки достигнутых результатов;

7 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». URL: http://www. legis. ru/misc/doc/681/.

42 -

• негативное социальное восприятие частных собственников сотрудниками правоохранительных органов, оказывающих первым услуги экономической безопасности. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. V этап — «модернизация деятельности в сфере экономической безопасности» (с 2010 г.). В процессе зарождения, становления и развития деятельности в сфере экономической безопасности на IV этапе возник ряд проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие, эффективное использование научно-технического и кадрового потенциала, приводящих к нарушению установленных норм и правил, уровня общественной безопасности. В целях разрешения сложившейся ситуации был принят Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», который вступил в силу 01.01.2010 г. Принятие данного нормативного акта должно способствовать дальнейшему качественному развитию деятельности в сфере негосударственной экономической безопасности, важнейших ее направлений — частной детективной и охранной деятельности.

В настоящее время на рынке услуг в области экономической безопасности основными участниками являются государственные и частные организации. Рациональные сферы взаимодействия поставщиков и потребителей профильных услуг представлены в табл. 1.

Представленные данные позволяют более глубоко осознать сущность экономической безопасности на различных уровнях управления, более обоснованно оценить взаимосвязи, сферы деятельности и механизмы взаимодействия государства, поставщиков и потребителей профильных услуг, определить перспективные направления совершенствования методов их взаимодействия, повышая качество услуг, процесс обслуживания, а также расширяя спектр оказываемых профильных услуг и их результативность.

По результатам анкетного опроса более 5 000 руководителей предприятий — поставщиков профильных услуг московского региона был проведен анализ состояния регионального рынка услуг в области экономической безопасности. При этом были выбраны 120 из них, занимающие доминирующее положение на рынке профильных услуг. В результате исследования установлен перечень наиболее часто оказываемых услуг, их структура, а

Защита персональных данных Услуги компьютерной безопасности Защита коммерческой тайны Обеспечение финансовой безопасности Информационно-аналитическая поддержка Другие услуги Защита от рейдерских захватов Правовая защита собственности и личности Консультации по кадровой безопасности Обеспечение правопорядка Проверка деловых партнеров Охрана перевозимых грузов Услуги технических систем безопасности Обеспечение личной безопасности Охрана стационарных объектов

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 4. Основные услуги в области экономической безопасности, оказанные частными предприятиями региона, ед.

Таблица 2

Расценки на основные виды услуг в сфере обеспечения безопасности

Вид услуг экономической безопасности Средняя стоимость, руб.

Охрана перевозимых грузов От 150 (за 1 ч)

Охрана стационарных объектов невооруженная От 60 до 170 (за 1 ч)

Охрана стационарных объектов вооруженная От 60 до 150 (за 1 ч)

Личная охрана граждан От 300 (за 1 ч)

Услуга «Мобильный телохранитель» От 500 (за 1 мес.)

Охрана квартиры с помощью технических систем От 300 до 5 000 (за 1 мес.)

Консультационные услуги в сфере обеспечения безопасности От 2 000 до 15 000 (за 1 консультацию)

Услуги по защите информации От 20 000 до 50 000 (за 1 объект защиты)

Услуги по проверке деловых партнеров От 3 000 до 30 000 (за месячное сопровождение 1 компании)

Детективные услуги От 5 000 до 17 000 (за 1 услугу)

также основные факторы, влияющие на ценовую политику поставщиков. Результаты данного исследования представлены на рис. 4 8.

В современных условиях рыночной экономики России ценовая политика, проводимая негосударственными предприятиями в сфере услуг экономической безопасности, диктуется рядом объективных обстоятельств, основными из которых являются: общий спрос на услуги, оказываемые заказчикам в данном регионе, и динамика спроса на их отдельные виды; количество субъектов рынка, способных предоставить эти услуги с необходимым уровнем количества и качества в требуемые сроки; наличие предпочтений потребителей по отношению к поставщикам услуг, криминальная

8 Представленные данные отражают состояние рынка услуг в сфере экономической безопасности г. Москвы и Московской области на январь 2011 г.

активность, коррупционное давление чиновников, эффективность и разветвленность обеспечивающей информационной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоимость основных услуг в сфере обеспечения безопасности на региональном рынке г. Москвы и Московской области по состоянию на 1 января 2011 г. представлена в (табл. 2) [3].

Как показывает практика, комплексное применение разнородных методик обеспечения безопасности может не только положительно, но и отрицательно сказаться на создании новых условий функционирования защищаемого объекта вследствие их воздействия друг на друга и в целом на интегральное значение уровня экономической безопасности объекта защиты.

Для оценки уровня экономической безопасности защищаемых объектов используется система показателей (индикаторов), имеющих как

количественное, так и качественное представление, позволяющих заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности объекту защиты и предпринимать меры по ее предупреждению. При этом особое значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения [5].

Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области безопасности9.

Значения показателей, характеризующих состояние защищаемого объекта как безопасное, тесно связаны с состоянием внешней и внутренней среды объекта защиты (внешних и внутренних негативных воздействий), а также свойствами и способностью защищаемого объекта противостоять указанным негативным воздействиям (его уязвимостью) 10.

При этом если текущие значения указанных показателей соответствуют их расчетным значениям или превышают минимально необходимые, то уровень защиты объекта будет считаться достаточным, т. е. безопасным. В дальнейшем данные показатели будем называть «показателями безопасного функционирования» (ПБФ) объекта защиты [2].

Показатель безопасного функционирования объекта — количественная (качественная) характеристика одного или нескольких свойств защищаемого объекта, создающих условия, обеспечивающие выполнение его миссии в условиях рыночной неопределенности11 [6].

Проведенный анализ особенностей функционирования различных объектов экономической безопасности позволил установить возможные

9 Котенев А. А., Лекарев С. В. Энциклопедический словарь. М.: Ягуар, 2001.

10 Термин «негативные воздействия» в специализированной и справочной литературе часто заменяют термином «угроза». Мы их будем считать синонимами.

11 Власенко М. Н, Унижаев Н. В. Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений — значимый фактор повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной системы хозяйствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90).

44 -

Рис. 5. Модель возможных значений, принимаемых показателями безопасного функционирования

значения величин, принимаемых ПБФ, которые могут быть представлены следующей моделью (рис. 5, табл. 3).

Так, в первом случае фактическое значение ПБФ не должно опускаться ниже порогового уровня (минимальный уровень заработной платы, уровень загруженности производственных мощностей, степень финансовой независимости).

Во втором случае значение ПБФ не должно превышать его уровень текучести кадров, количество правонарушений, уровень потерь материальных ценностей при транспортировке, хранении, уровень инфляции.

В третьем случае значение ПБФ находится в установленных пределах Sn € (^1; Sp2) (например границы валютного коридора).

В четвертом случае значение ПБФ может принимать любые значения, за исключением находящихся в границах ^1; Sp2) (например все подразделения предприятия готовы к проверке, за исключением одного).

Пятый случай касается событий, наступление которых имеет для объекта защиты фатальные последствия (например гибель охраняемого лица или уничтожение имущества пожаром). Если событие произошло, значение показателя считается равным 1 (100 %) или равным 0 (0 %), в случае его нереализации.

Шестой случай характеризует событие как не определенное, когда неизвестно, может ли данное событие нанести ущерб объекту защиты. Такая ситуация чаще всего имеет место при отсутствии в достаточном количестве статистических данных, не позволяющих выйти на расчет количественного

Таблица 3

Возможные значения величин, принимаемых ПБФ, и действия, направленные на корректировку существующей системы экономической безопасности

Значение показателя Действия, направленные на корректировку системы экономической безопасности

Sn > Sp Требуется корректировка системы безопасности в связи с необходимостью снижения неоправданных затрат

Sn < Sp Требуется корректировка системы безопасности в связи с необходимостью наращивания уровня защиты, что повлечет дополнительные затраты

Sp1 < Sn < Sp2 Не требуется корректировка системы безопасности в зависимости от степени соответствия существующего уровня защиты расчетному значению

Spl > Sn > Sp2 Требуется корректировка системы безопасности в зависимости от степени соответствия существующего уровня защиты расчетному значению

Sn = 0 или 1 Требуется или не требуется корректировка системы безопасности в зависимости от существующего уровня защиты и его соответствия расчетному значению

= ¿5 Не известно, требуется или не требуется корректировка системы безопасности в связи с отсутствием сведений о необходимой величине уровня защиты

Примечание: Sn — реально существующее значение п-показателя в момент оценки состояния объекта; Sp — пороговое значение показателя, характеризующее состояние объекта как безопасное; в некоторых частных случаях Sp1 < Sp < Sp2; Sp1 — нижнее пороговое значение показателя, характеризующее состояние объекта как безопасное; Sp2 — верхнее пороговое значение показателя, характеризующее состояние объекта как безопасное.

значения ПБФ. Впоследствии, после накопления необходимой информации и опыта, данный показатель может быть оценен количественно и перейти в разряд первых пяти.

При подготовке предложений, нацеленных на повышение уровня безопасности с учетом изложенного, необходимо принять в расчет особенности и величину воздействия всех негативных факторов как на объект защиты, так и друг на друга [5].

Данная проблема решается путем интегральной оценки безопасности (интегрального показателя) как всего защищаемого объекта, так и по отдельным направлениям его функционирования, последовательно проводимым в отношении объекта с помощью модели, описанной формулой (1):

п т

вПФ (1)

г =1 ] =1

где КПТ — интегральный показатель экономической безопасности защищаемого объекта, конкретных мероприятий;

i = 1, 2,..., п — номер мероприятия защиты, улучшающего значение конкретного показателя;

у = 1, 2,., т — номер фактора ¿-го мероприятия экономической безопасности;

а;. — весомость ¿-го мероприятия экономической безопасности, улучшающего ¿-й показатель;

^ а.. = 1; в>, — весомостьу-го фактора ¿-го показателя для объекта защиты;

^ в У = 1; Пу — относительное или нормативное значение ¿-го показателя экономической безопасности (ПБФ);

Фу — относительное или нормативное значение ¿-го фактора у-го мероприятия, улучшающего уровень экономической безопасности защищаемого объекта.

В целях унификации полученных результатов, отклонения фактических значений оцениваемых показателей от их пороговых значений D¡ определяется в процентах отклонения от их порогового значения (2):

Пг, - П г

100%,

П г

(2)

где Di — величина отклонений ¿-го показателя от порогового значения;

П ^ — фактическое значение ¿-го показателя в момент оценки;

П — пороговое значение ¿-го показателя, при котором условия функционирования защищаемого объекта оцениваются как «безопасные».

Интегральный показатель уровня безопасности защищаемых объектов характеризует их устойчивость к воздействию негативных факторов внутренней и внешней среды, а также стратегическую конкурентоспособность защищаемого объекта в условиях локального рынка [3].

Не все ПБФ и определяющие их факторы можно оценить количественно. В таких случаях применяется качественная система оценки. Для осуществления оценочных мероприятий часто привлекают экспертов. При этом оценивается как само мероприятие, так и показатель, а также их весомость (степень влияния на безопасность объекта защиты) [5]. В то же время значения ПБФ,

- 45

полученные экспертным методом, могут иметь некоторую долю субъективизма, что может быть связано с низкой квалификацией экспертов, отсутствием должного опыта, предвзятостью оценки, давлением внешних факторов и т. д.

На практике существуют различные методы, позволяющие определять значения как отдельных индикаторов, так и интегрального ПБФ защищаемого объекта. Реализация различных методик безопасности позволяет управлять условиями функционирования ХС в регионе, что в свою очередь обеспечивает его безопасное функционирование, решение текущих социальных, экономических и геополитических задач.

Значения ПБФ носят не абсолютный, но относительный характер и могут быть откорректированы в случае возникновения новых, ранее не имевших место обстоятельств (при появлении новых угроз). При этом главным фактором, влияющим на величину того или иного ПБФ в случае отсутствия (недостаточности) мер обеспечения его безопасности, является снижение экономического или иного эффекта деятельности защищаемого объекта.

Особоеместо при создании системы экономической безопасности объектов занимает расчет значений показателей безопасного функционирования, касающихся:

• обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, уровня общественной безопасности;

• обеспечения защиты государственной тайны;

• создания уровня безопасности заданной величины в рамках требований нормативно-правовых регуляторов;

• в случае отсутствия какого-либо опыта, статистики, практических наработок, позволяющих провести расчеты и экономическое обоснование количественных значений ПБФ [3].

В указанных случаях расчетное значение показателя может значительно превышать его минимально необходимый (оптимальный) уровень, что приведет к значительному увеличению затрат ресурсного обеспечения.

Для обеспечения требуемого уровня безопасности защищаемого объекта необходимо:

во-первых, стремиться реализовать одновременно несколько разнородных мер защиты, взаимодополняющих и не противоречащих друг другу. В то же время ни один, даже очень крупный объект, не может реализовать сразу все меры защиты, а те ресурсы, которыми он располагает, не может задействовать одновременно и в полном объеме;

во-вторых, эффективно использовать имеющиеся силы и средства обеспечения безопасности.

46 -

Особенно важно это обстоятельство для объектов, применяющих сложные технологии производства и управления в своей деятельности.

В реальной практике не все мероприятия, направленные на повышение безопасности, примененные одновременно, дают положительный эффект. В некоторых случаях имеют место и негативные тенденции. Так, например, привлечение высококвалифицированных кадров требует больших затрат финансов на оплату их труда, что приводит к ослаблению финансовых возможностей защищаемого объекта, что не позволяет направить потраченные средства на закупку более технологичного оборудования. С другой стороны, не все методики обеспечения безопасности могут быть приемлемыми или востребованными объектом. Те, что востребованы, при использовании могут противоречить друг другу или требовать включения в хозяйственный оборот средств, превышающих ресурсные возможности объекта, выделенные на безопасность, или могут вступить в противоречие с законом. Как показывает практика, одновременно реализуется не более 5—6 наиболее приемлемых методик обеспечения безопасности, которые не вступают в противоречие и улучшают существующий уровень защиты, позволяют превосходить соперников на рынке, дают объекту при минимальных инвестициях в безопасность максимальный эффект [8].

Практическая деятельность в сфере обеспечения безопасности привела к необходимости рассматривать методики безопасности не изолированно, а в единстве и взаимосвязи. В данном случае целесообразно говорить лишь о части из них, имеющих существенное влияние на конечный результат, позволяющих значительно повысить существующий уровень защиты, привлекая минимум ресурсов (далее — приоритетные методики безопасности ПМБ) [2].

Таким образом, ПМБ различны для предприятий разных отраслей и рынков, постоянно меняются, с трудом поддаются копированию, позволяют компании при условии их эффективного использования быть прибыльной, конкурентоспособной, доминировать на рынке, противостоять различного рода негативным проявлениям.

Одна из проблем функционирования хозяйствующих субъектов в условиях современного развития рыночной системы хозяйствования состоит в отсутствии эффективных механизмов государственного регулирования и механизмов государственной поддержки экономической деятельности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. В то же время наметились некоторые положительные

тенденции. Принятый Федеральный закон «О полиции» 12 существенным образом изменяет порядок финансирования органов внутренних дел, а также права и обязанности сотрудников, закрепленные ранее в Законе РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Откорректированы стратегические цели обеспечения экономической безопасности страны и пути их достижения, нашедшие отражение в новой редакции Федерального закона «О безопасности» 13, что говорит о сложности и противоречивости сложившейся ситуации, а также понимании и большом желании руководства страны ее скорейшего разрешения.

Список литературы

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Баяндин Н. И. Организация службы конкурентной разведки и службы безопасности на предприятии // Материалы 7-й ежегодной конференции «Конкурентная разведка в металлургии». М., 2009.

3. Власенко М. Н, Жданович С. Н. Проблема обеспечения конкурентоспособности негосударственных предприятий, оказывающих услуги в сфе-

12 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». URL: http://www. rg. ru/.

13 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» (вступил в силу 29 декабря 2010 г.). URL: http://www. rg. ru/.

ре экономической безопасности в условиях регионального рынка // Материалы 11 международной межвузовской научно-практической конференции. М.: ВГНА Минфина России, 2010.

4. Власенко М. Н., Калаев А. А. Основные направления и ретроспективные аспекты развития услуг в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности в России // Материалы 12 международной межвузовской научно-практической конференции. М.: ВГНА Минфина России, 2010.

5. МинзовА. С., Кольер С. М. Методика обоснования затрат на обеспечение системы информационной безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 4.

6. Власенко М. Н, Унижаев Н. В. Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений — значимый фактор повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной системы хозяйствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90).

7. Минзов А. С., Кунбутаев Л. М. Экономическая безопасность: анализ различных точек зрения на сущность и содержание термина. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minzov. ru/analitic/4.pdf.

8. Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: Анкил, 2005.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет Лицензия АА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.