Научная статья на тему 'Методология обеспечения экономически эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях регионального рынка: системный подход'

Методология обеспечения экономически эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях регионального рынка: системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко М. Н.

В статье с точки зрения системного подхода рассматривается сущность термина «безопасность» и порядок обеспечения эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Разработана функциональная модель управления системой обеспечения безопасности объектами региональной экономики и определены основополагающие направления модернизации существующей системы управления экономической безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология обеспечения экономически эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях регионального рынка: системный подход»

УДК 338.1; 338.2; 330.131.7

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

М. Н. ВЛАСЕНКО,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления

Б-таН: 57643@гатЫег. ги

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье с точки зрения системного подхода рассматриваются сущность термина «безопасность» и порядок обеспечения эффективного и безопасного функционирования хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Разработана функциональная модель управления системой обеспечения безопасности объектами региональной экономики, и определены основополагающие направления модернизации существующей системы управления экономической безопасностью.

Ключевые слова: экономическая безопасность, система безопасности, региональная экономика, федеральные целевые программы, эффективность инвестиционных проектов, принятие управленческих решений.

В развивающейся современной экономике России функционирование региональных субъектов экономической деятельности осуществляется в условиях рыночной неопределенности, приводящей к непредсказуемости результатов их деятельности. Данное обстоятельство обусловлено наличием различного рода угроз, имеющих как внутреннюю (инициированную особенностями самого защищаемого объекта), так и внешнюю (исходящую из внешней среды) природу. Учитывая динамичный характер указанных негативных воздействий, существует объективная необходимость создания эффективной системы противодействия данным проявлениям, чут-

ко реагирующая на их интенсивность (силу), частоту, периодичность и продолжительность [9].

С точки зрения системного подхода под безопасностью защищаемого объекта обычно понимают условия его функционирования в окружающей среде, при которых имеющиеся у него свойства обеспечивают максимально эффективное достижение цели, ради которой он создан (выполнение его миссии) в условиях допустимого риска.

В то же время под обеспечением безопасности объекта защиты понимается процесс формирования благоприятных условий его деятельности, обеспечивающих противодействие внешним и внутренним опасностям, создающим угрозы достижения стоящей перед ним цели [5, 6].

Обеспечение экономической безопасности объектов с использованием системного подхода с точки зрения автора может быть представлено в виде функциональной модели управления системой обеспечения безопасности (рис. 1) [1].

Сущность предложенного подхода заключается в том, что на начальном этапе модернизации необходимо выработать единый методический подход к пониманию содержания терминов и определений, используемых в описании действий и явлений, относящихся к создаваемой системе безопасности. Цель данных мер — формирование у всех участников процесса управления системой безопасности

Вхо^ Определение критериев и показателей

2. Оценка условий функциониро вания объекта

-7.-

Онредыение

путей совершенство вания

4. Основные мероприятия совершенств овация

Реализация предложенных мер

6. Оценка достигнутого состояния

7, Принятие решения

Рис. 1. Модель управления системой обеспечения экономической безопасности

хозяйствующих субъектов

единого восприятия сущности событий и явлений, описанных в регламентах. Итогом данной работы может стать формирование библиотеки терминов и определений, которая может быть доступна пользователям как в печатном, так и в электронном виде. Целесообразным является введение в действие регламентов (локальных нормативных актов предприятия), обязывающих всех лиц, занятых в совершенствовании системы безопасности, использовать только те термины и определения, которые внесены в указанную библиотеку. Данное обстоятельство будет способствовать координации действий и единому пониманию целей, задач, последовательности их решения каждым из участников процесса.

Как показала практика деятельности в профильной сфере, процесс совершенствования существующей системы управления деятельностью защищаемого объекта (см. рис. 1) по своему содержанию целесообразно разбить на 7 основных этапов.

1-й этап — определение значений критериев оценки условий функционирования объекта безопасности с точки зрения его защиты от различного рода деструктивных факторов. Данные критерии могут быть представлены в виде количественных и качественных показателей. Например, время и вероятность преодоления системы защиты, скорость прибытия группы быстрого реагирования, количество постов на охраняемом объекте, доля технических элементов защиты в системе безопасности, уровень деловой репутации фирмы, снижение количества хищений, а также других, деструктивных проявлений.

2-й этап — оценка реальных условий функционирования защищаемого объекта на момент проведения исследования, которая может проводиться различными методами. Например, проведе-

нием аудита безопасности своими силами или путем привлечения внешних экспертов, специализированных организаций, моделированием экстремальных ситуаций с последующей оценкой реакции системы безопасности, проверкой знаний, навыков и умений руководителей различного уровня действовать в экстремальных ситуациях.

По результатам такой оценки можно сделать выводы об эффективности существующей системы безопасности, или, другими словами, оценить степень соответствия возможностей существующей (реализованной) системы защиты предъявляемым к ней требованиям. Такие возможности определяются способностью системы безопасности обеспечить благоприятные условия функционирования объекта как по отдельным показателям, так и по их интегральному значению на необходимую ему величину. В результате условия функционирования объекта защиты могут быть оценены по следующим уровням.

Первый, когда значения базовых показателей соответствуют требуемым (расчетным) величинам. В данном случае не требуется корректировки системы безопасности. Необходимо лишь обеспечить поддержание существующего уровня защиты.

Второй, когда значения некоторых из базовых показателей ниже расчетных величин. В данном случае требуется корректировка системы безопасности в сторону усиления мер безопасности, так как имеется недостаток ресурсов, задействованных в обеспечении защиты.

Третий, когда значения некоторых из базовых показателей превышают расчетные величины, то необходимо провести корректировку системы безопасности в сторону ослабления мер противодействия по завышенным показателям. В данном случае происходит перерасход части ресурса (неэффективное его использование). Поэтому в целях экономии ресурсов имеющийся излишек может быть перенаправлен на компенсацию недостатков системы защиты по ослабленным направлениям, о которых говорилось ранее [1].

3-й этап — определение путей совершенствования существующей системы защиты, которые

сводятся к постановке ряда основных задач, решение которых улучшит условия функционирования защищаемого объекта по основным показателям до уровня их расчетных значений. Данные задачи могут быть сгруппированы по степени важности и срочности их решения, возможности (целесообразности) их реализации в текущей ситуации, соответствия корпоративным стандартам, нормам и правилам оптимального функционирования защищаемого объекта, техническим, кадровым и другим ресурсным возможностям предприятия в сфере обеспечения его безопасности.

4-й этап — отбор из всех предложенных мер защиты только приемлемых для защищаемого объекта, реализация которых позволит оптимально решить сформулированные ранее задачи защиты. Такие меры могут иметь как организационную, так и техническую направленность1.

Примером организационных мер, повышающих безопасность объектов, являются: введение нового порядка доступа на объект защиты, изменение условий перемещения, хранения, учета материальных ценностей; изменение режима работы, прав, полномочий и обязанностей должностных лиц; корректировка прав пользователей автоматизированной системой управления и обработки данных и др.

Примером технических мер, повышающих безопасность объектов, являются: установка системы охранно-пожарной сигнализации, контроля управления доступом; внедрение средств шифрования данных; установка биометрических идентификаторов пользователей информационной системой; установка средств физического ограничения доступа в контролируемую зону (двери, решетки на окна, шлюзовые камеры, турникеты) и др.

Перед началом мероприятий, направленных на повышение уровня защиты, проводится стоимостная оценка предложенных мер, определение интервала времени на их реализацию, выбираются исполнители отдельных процедур (через систему тендерного отбора).

1 Организационные меры безопасности предполагают реализацию мероприятий, направленных на изменение существующих регламентов, системы управления, принятия решения, контроля и т. д. без использования каких-либо технических устройств, механизмов, вооружения и т. п.

Технические меры безопасности предполагают внедрение в систему безопасности каких-либо технических устройств, механизмов, вооружения, информационных систем и т. д., органично дополняющих организационные меры, работа которых не противоречит задачам, решаемых последними.

42-

5-й этап — практическая реализация избранных мер, определенных как приоритетные методики безопасности (ПМБ). На данном этапе необходимо решить ряд задач, основной из которых является установка правоотношений с исполнителями, т. е., кто непосредственно и на каких условиях должен выполнять отдельные работы по практической реализации избранных мер. Этим могут заниматься как профильные специалисты своего предприятия, так и внешние исполнители на договорных условиях.

Другая задача — планирование последовательности и продолжительности выполнения отдельных работ, определение их содержания, объемов, критериев оценки качества, формулировка условий прекращения работ (например уничтожение материальных ценностей, гибель охраняемого лица, исчезновение ранее существовавшей угрозы). Результатом работы на данном этапе может быть план-график работ, окончательный выбор условий их проведения, установка отношений с внешними исполнителями, постановка задач собственному персоналу. Далее следуют выполнение запланированных мероприятий, получение и оценка промежуточных и конечных результатов.

6-й этап — цикл совершенствования системы безопасности — посвящен оценке вновь созданных условий функционирования защищаемого объекта, призванных обеспечить заданный уровень его безопасности (согласно расчетным значениям ПБФ). Реализация данного этапа осуществляется аналогично 2-му этапу, однако оценка достигнутого состояния проводится не в комплексе по всем показателям, а только по группе основных показателей, подвергнутых корректировке с помощью ранее (определенных на 4-м этапе) запланированных мер защиты.

7-й этап — принятие решения о необходимости и основных направлениях корректировки дальнейших действий по обеспечению экономической безопасности защищаемого объекта, которые должны найти отражение в последующем цикле корректировки существующей системы безопасности. Данное обстоятельство вызвано, прежде всего, изменением состояния внутренней и внешней среды объекта защиты, перечня, структуры и величины воздействующих на него угроз, а также степени восприятия объектом негативных воздействий на него (степени изменения свойств объекта), или, другими словами, его уязвимости [1].

Корректировка вновь созданной системы безопасности может быть проведена по следующим основным направлениям:

а) пересмотр перечня основных ПБФ, перерасчет их значений;

б) пересмотр методов диагностики и оценки текущих условий функционирования объекта защиты, обеспечивающих реализацию объектом своей миссии, перечня исполнителей, привлекаемых для осуществления данных процедур, методов интерпретации полученных результатов;

в) пересмотр путей (решаемых для этого задач) создания условий, обеспечивающих безопасное функционирование объекта защиты, их сочетание и последовательность;

г) пересмотр перечня основных мероприятий, проведение которых обеспечит решение ранее определенных задач в сфере экономической безопасности;

д) пересмотр порядка реализации предложенных мер безопасности, промежуточного и итогового контроля;

е) пересмотр методов диагностики вновь созданных условий и степени их соответствия предъявленным требованиям.

Мероприятия, направленные на совершенствование модернизируемой системы безопасности (1—7-й этапы), можно включить в основной перечень должностных обязанностей сотрудников защищаемого объекта, ответственных за управление и обеспечение эффективности его деятельности в части, касающейся их прав и полномочий [1].

Для успешной реализации каждого из семи ранее рассмотренных этапов совершенствования системы безопасности защищаемого объекта его сотрудники должны овладеть необходимыми профессиональными компетенциями. Для этого необходимо определить перечень вопросов, которые они должны изучить теоретически и отработать на практике применительно к каждому из семи указанных этапов, которые могут быть включены в программы развития персонала и индивидуальные планы работ сотрудников на будущие периоды.

Как уже было отмечено, в процессе функционирования хозяйствующего субъекта негативные воздействия на него, исходящие из внешней среды, динамически изменяются во времени. Также меняются внутренние ресурсные возможности объекта, степень его восприимчивости (уязвимости) к негативным воздействиям. Указанные обстоятельства приводят к изменению силы, частоты и направлений негативных воздействий. Поэтому после завершения очередного этапа модернизации системы безопасности и проведения итоговой оценки вновь создан-

ных условий функционирования объекта возникает объективная необходимость повторного выполнения комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование созданной системы безопасности и существующей системы управления [3].

Особое место в обеспечении экономической деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в региональную экономическую систему, занимает инвестиционная деятельность, проводимая как региональными финансовыми институтами, так и финансовая поддержка федерального центра в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

Эффективность такого рода деятельности напрямую зависит от ряда экономических, социальных, природно-климатических и общественно-политических факторов. Основными из них являются:

• уровень экономического развития региональных субъектов, в интересах которых планируются инвестиционные вливания, а также взаимодействующих с ними контрагентов;

• уровень экономической интеграции (автономии) инвестируемого объекта с объектами экономической инфраструктуры регионального и федерального уровня;

• уровень жизни населения, социально-экономические, религиозные, национальные и другие особенности, определяющие модель социального восприятия как самого факта деятельности хозяйствующих субъектов на их территории, так и производимой ими продукции (оказываемых ими слуг);

• структура кадрового потенциала, уровень профильных профессиональных компетенций трудоспособной части населения;

• эффективность системы государственного и муниципального управления, уровень коррумпированности чиновников, подконтрольность федеральному центру;

• наличие опыта у хозяйствующих субъектов и элементов управления их деятельностью в сфере реализации проектов, аналогичных тем, под которые запланировано выделение средств;

• наличие и результативность системы контроля за процессом освоения средств, выделенных на развитие объектов региональной экономики, противодействия хищениям и другим злоупотреблениям;

• уровень преступности в регионе, наличие организованных преступных группировок, их

активность и степень заинтересованности в отношении перспективных объектов инвестиций, а также ряд др.

Выявление и анализ указанных и других аналогичных факторов риска позволяет оценить уровень инвестиционной привлекательности как отдельного регионального хозяйствующего субъекта, так и региона в целом. Данное решение чаще всего базируется на всестороннем анализе рисковой ситуации, эффективности локальной и региональной систем управления путем аппроксимирующего сопоставления с целями и задачами инвестиционных вложений, что позволяет сделать необходимые выводы и спрогнозировать вероятность успешного или негативного результата. Как показывает практический опыт, выполнение перечисленных действий наиболее успешно осуществляется в рамках системы управления экономической безопасностью [10].

Сущность модернизации существующей системы управления обеспечением экономической безопасности защищаемого объекта локального или регионального масштаба заключается в разноуровневом поэтапном принятии управленческого решения, при котором предварительное решение более высокого уровня управления, адаптированное к локальной ситуации, принимается только после окончательного решения на более низком уровне. При этом решения низкого уровня принимаются с учетом предварительно установленных всеми верхними уровнями жестких ограничивающих условий.

Таким образом, осуществляется поэтапная оценка инвестиционной привлекательности объекта от уровня хозяйствующего субъекта до уровня региона, и в случае отсутствия веских противоречий поэтапно формируется управленческое решение, учитывающее положительные и отрицательные аспекты и воздействия каждого уровня управления.

С учетом изложенного автором разработан организационный механизм управления системой экономической безопасности хозяйствующих субъектов, работающих в условиях регионального рынка (рис. 2).

Сущность предложенного организационного механизма состоит в том, что принятие управленческого решения в интересах хозяйствующего субъекта (ХС) или его подразделения осуществляется не автономно на уровне линейного руководителя (УЛР), учитывающего личные предпочтения, отстаивающего собственные корыстные интересы, а

с учетом требований к безопасности как своего, так и более высоких уровней.

Профильное решение принимается на основе исходных данных, одновременно учитывающих требования к уровню экономической безопасности (находящих свое отражение в системе показателей безопасного функционирования — ПБФ), предъявленным на федеральном и региональном уровнях, уровне отдельно взятого ХС и личных предпочтениях, правах, полномочиях и границах ответственности лица, принимающего управленческое решение.

Для каждого из уровней управления разрабатывается система базовых (идеальных) показателей — ПБФ, сравнение с которыми их текущих значений (данные текущего аудита безопасности) позволяет установить величины отклонений, опираясь на которые, можно предложить комплекс мер, направленных на совершенствование существующих условий экономической деятельности. Данные меры могут быть представлены в итоговом решении, касающемся стратегии и тактики повышения экономической безопасности региона и как следствие — в оценке его инвестиционной привлекательности (см. рис. 2) [1, 4].

Как показывает практический опыт, решение задач управления системой экономической безопасности региональных объектов экономики может осуществляться по следующим основным направлениям [10].

Во-первых, проведение качественной и количественной оценки текущего уровня безопасности защищаемого объекта, основанной на оценке рисков по всем направлениям его деятельности. При этом базовым фактором принимается величина возможных потерь прибыли в связи с ростом обеспечивающих затрат, снижением выручки от продаж, потерей части материальных ценностей или денежных средств, ростом сумм обязательных выплат, в том числе компенсирующих потери «третьих лиц», судебных издержек и т. д. Результаты указанных оценок позволяют путем установления причинно-следственных связей и закономерностей в деятельности исследуемой экономической системы принять более взвешенные решения.

Во-вторых, разработка и реализация комплексного плана совершенствования существующей системы защиты хозяйствующего субъекта. Для реализации данного направления необходимо:

• обосновать и произвести расчет ресурсных вложений в обеспечение безопасности на основе

а >

я к о

я >

в4

аз

г

м

а и -а м ч м о Е

к

о ■§

о\

СБ

и о а

09

П =

о

05 ^^

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Примечание. На схеме цифрами в ромбах обозначен цикл — многократное исполнение одной и той же операции, до тех пор пока не выполнится некоторое заданное условие (условие продолжения цикла):

1 — соответствуют ли текущие значения основных показателей, характеризующих уровень экономической безопасности оцениваемого хозяйствующего субъекта,

их расчетным значениям?

2 — требуется ли совершенствование существующей системы экономической безопасности?

3 — изменило ли воздействие окружающей среды условия функционирования хозяйствующего субъекта настолько, что требуется корректировка значения его

показателей, оценивающих условия функционирования как безопасные?

4 — целесообразно ли инвестировать средства?

Рис. 2. Организационный механизм управления системой экономической безопасности хозяйствующих субъектов, работающих в условиях регионального рынка

ОТ

3"

о

и

Е н о» ев ы о н № о Н о о н

Ь4

технологий анализа рисков, соотнести расходы на обеспечение безопасности с потенциальным ущербом и вероятностью его возникновения;

• выявить и провести первоочередное блокирование наиболее опасных уязвимостей объекта защиты до осуществления атак на него;

• определить функциональные отношения работников организации и границы их ответственности при взаимодействии подразделений и должностных лиц в сфере обеспечения безопасности компании по наиболее важным направлениям;

• создать необходимый пакет нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации, оформить ее в соответствии со стандартами и строго соблюсти процедуру ввода в действие, наладить систему контроля за выполнением;

• разработать и согласовать (при наличии нормативно-правовых требований) с профильными государственными службами, надзорными, контрольно-проверочными, лицензионно-разрешительными, судебными органами, силовыми структурами проект внедрения необходимых комплексов защиты, учитывающий современный уровень и тенденции развития технологий, в рамках границ компетенции указанных структур;

• обеспечить поддержание на период эксплуатации функциональности внедренного комплекса защиты в соответствии с изменяющимися условиями работы организации путем регулярных доработок организационно-распорядительной документации, системы обеспечения, контроля, модификацией технологических процессов и развитием организационной и технической составляющей созданной системы безопасности. В-третьих, осуществлять постоянную оптимизацию применяемых сил, средств и методов защиты в направлении снижения относительных затрат на безопасность по отношению к единице предотвращенного ущерба. Для реализации данного направления необходимо:

• проводить постоянный мониторинг состояния внешней среды с точки зрения наличия, вероятности, силы и продолжительности различного рода негативных воздействий (угроз);

• проводить постоянный мониторинг специфики функционирования объекта защиты, степени изменения его ресурсных возможностей,

подверженности изменениям его свойств под внешними негативными воздействиями;

• проводить поиск инновационных путей решения возникающих проблем путем: применения ресурсосберегающих технологий; отказа от затратных методик обеспечения безопасности, дающих более низкий относительный эффект; применения современных технических решений, которые при тех же начальных вложениях капитала дают возможность получить более существенный конечный результат; привлечения специалистов более высокой квалификации; поиска оптимальных источников ресурсных вложений и т. д.

Перечисленные направления совершенствования системы управления экономической безопасностью помогут оптимизировать процесс принятия решения на разных уровнях управления. Особенно важно то, что они дают возможность определить степень участия, границы и меры ответственности должностных лиц управленческой иерархии за ненадлежащее использование ими ресурсов, выделенных решением вышестоящих органов управления на экономическое развитие и безопасность подконтрольных субъектов экономической деятельности [4].

Таким образом, представленный подход к развитию механизма государственного управления субъектами региональной экономики путем модернизации системы экономической безопасности решает вопрос целесообразности реализации проектов локального финансирования в рамках федеральных целевых программ, а также повышает заинтересованность частного капитала в локальных инвестиционных проектах.

Построение многоуровневой иерархической системы управления экономической безопасностью защищаемых объектов заключается в создании новых и модернизации существующих подходов и методов управления с учетом совокупности объективных внешних и внутренних факторов, степени их влияния на безопасность ХС, основными из которых являются:

• угрозы безопасности функционирования, характеризующиеся вероятностью их возникновения и реализации, частотой проявления, силой негативного воздействия и рядом др.;

• уязвимость системы защиты (слабые ее места), влияющая на величину потенциальных потерь;

• величина рисков, отражающая потенциальный ущерб объекта защиты в результате реализации в отношении него угрозы безопасности. Риск удобнее всего представлять в виде вероятных потерь — прямых (в рублях или единицах материальных средств) или косвенных (в виде недополученной прибыли);

• наиболее значимые ресурсы защищаемого объекта, оцениваемые как с точки зрения ассоциированных с ними возможных прямых потерь, так и недополученной прибыли;

• степень взаимосвязей, взаимодействия и взаимовлияния ресурсов объекта защиты как друг на друга, так и на объект в целом;

• перечень, величина угроз безопасности и вероятность их реализации;

• особенности выбора системы контрмер, снижающих риски до допустимых уровней, вложения в которую минимальны;

• уровень регламентации и принятая система нормативно-правового регулирования управленческой деятельности, которая должна содержать весь спектр требований по вопросам безопасности конкретного защищаемого объекта (ресурса) и может включать: уточнение функций защиты; определение принципов построения системы защиты; разработку ее логической структуры; уточнение требований к системе безопасности и последовательности ее реализации; разработку методики создания системы; разработку программы испытаний на соответствие модернизированной системы безопасности сформулированным к ней требованиям [7, 8]. Системный подход при реализации защитных мер хозяйствующего субъекта в условиях современной системы хозяйствования позволяет существенным образом повысить эффективность экономической деятельности, и в частности инвестиций в объекты региональной экономики за счет применения нестандартных методов управления, согласованного использования сил, средств и методов защиты, а в некоторых случаях — отказаться от ресурсных вложений в изначально бесперспективные проекты, на экономически не подготовленных территориях, успешно противодействовать коррупции госчиновников, эффективно бороться с организованной преступностью.

Список литературы

1. Власенко М. Н. Теоретико-методологические аспекты оказания услуг, обеспечивающих эффективное экономическое развитие хозяйствующих субъектов в условиях современного регионального рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 27 (120).

2. Гордиенко Д. В., Рыжонков В. Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24 (117).

3. Захаров О. Ю. Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности. М.: АСТ, Астрель, 2010.

4. Когнитивная бизнес-аналитика / под ред. П. М. Абдкеева. М.: Инфра-М, 2011.

5. Минзов А. С., КунбутаевЛ.М. Экономическая безопасность: анализ различных точек зрения на сущность и содержание термина. 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minzov. ru/analitik/4. pdf.

6. Минзов А. С. Методология применения терминов и определений в сфере информационной, экономической и комплексной безопасности бизнеса. М.: Институт безопасности бизнеса, Национальный исследовательский университет МЭИ, 2011.

7. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg. ru/2010/02/10/doktrina-dok. html.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. [Электронный ресурс]. URL: http://www. zakonprost. ru/content/ base/134726.

9. Павлов К. В. Условия и факторы оптимального управления долгосрочным развитием экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90).

10. Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: Анкил, 2005.

11. Рубцов И. В. Анализ структуры и динамики экономической преступности в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.