Научная статья на тему 'Программно-целевой метод подготовки специалистов экономической безопасности организации'

Программно-целевой метод подготовки специалистов экономической безопасности организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЗАЩИТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Михаил Николаевич

Предложенная нами методика непрерывного развития профессиональных компетенций специалистов, занятых в обеспечении экономической безопасности организации, разработана на основе системного подхода, учитывает современные рыночные тенденции. Предложенный алгоритм будет способствовать повышению профессионального уровня обучаемых, модернизации учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса, программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) преподавателей, занятых в процессе обучения, сокращения затрат на безопасность, за счет более профессионального решения профильных задач специалистами, прошедшими обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-TARGET METHOD OF TRAINING THE ECONOMIC SECURITY THE SPECIALISTS OF THE COMPANY

The methods of continuous training of specialists in the field of economic security for an organization are based on a systematic approach. The proposed algorithm improves the professional level of teachers and quality of textbooks as well. With that reduces the cost of security implementation carried out by professionals. And also the economic situation and competitiveness of the organization improve.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод подготовки специалистов экономической безопасности организации»

УДК 37.018.46

МН. Власенко ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Предложенная нами методика непрерывного развития профессиональных компетенций специалистов, занятых в обеспечении экономической безопасности организации, разработана на основе системного подхода, учитывает современные рыночные тенденции. Предложенный алгоритм будет способствовать повышению профессионального уровня обучаемых, модернизации учебно-методических материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса, программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) преподавателей, занятых в процессе обучения, сокращения затрат на безопасность, за счет более профессионального решения профильных задач специалистами, прошедшими обучение.

Ключевые слова: экономическая безопасность, управление, организация, инновации, защита, эффективность, обучение.

MikhaU Vlasenk) PROGRAM-TARGET METHOD OF TRAINING

THE ECONOMIC SECURITY THE SPECIALISTS OF THE COMPANY

Annotation. The methods of continuous training of specialists in the field of economic security for an organization are based on a systematic approach. The proposed algorithm improves the professional level of teachers and quality of textbooks as well. With that reduces the cost of security implementation carried out by professionals. And also the economic situation and competitiveness of the organization improve.

Keywords: economic security, management, organization, innovations, security, effectiveness, education, training.

Формирование и непрерывное развитие профессиональных компетенций специалистов, занятых в системе обеспечения экономической безопасности субъектов реального сектора экономики, является значимым фактором обеспечения их конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости в условиях рыночной системы хозяйствования [1]. Предлагаемая нами система профессиональной подготовки и развития специалистов в области безопасности предусматривает их непрерывное циклическое обучение. Согласно данной методике, обучение во времени не должно прекращаться. По завершению очередного цикла должна проводиться оценка вновь сформированных профессиональных компетенций и изменившихся условий функционирования предприятия, степень их соответствия предъявляемым требованиям производства, качества, безопасности и т.д. На основе выявленных отклонений осуществляется корректировка содержания учебных дисциплин, материально-технического и методического обеспечения. После этого должен проводиться новый цикл обучения по откорректированных по форме и содержанию учебным программам.

Из вышеизложенного вытекает необходимость постоянного совершенствования каждого последующего цикла профессиональной подготовки, содержание и структура которого представлены моделью на рисунке 1 [2].

Для более точного понимания особенностей организации и проведения процесса обучения специалистов в области экономической безопасности, раскроем содержание отдельных шагов на примере одного цикла непрерывной профессиональной подготовки. Шаг 1. На начальном этапе необходимо выработать единый методологический подход к содержанию и восприятию терминов и определений, используемых в учебно-методических материалах. Цель данных действий - однотипное восприятие обучаемыми лицом сущности действий и явлений, описанных в учебно-методических

© Власенко М.Н., 2015

материалах. Шаг 2 включает в себя определение перечня основных знаний навыков и умений сотрудника, которые должны быть усовершенствованны для более качественного выполнения им своих должностных обязанностей и повышения эффективности работы. Как показала практика обучения, цикл профессиональной подготовки целесообразно разбить на семь основных этапов, отличающихся по своему содержанию и сущности (см. рис. 1).

1. Определение 2. Оценка текущего ► 3. Определение пути 4. Основные мероприятия Реализация 6. Оценка достигнутого ► 7. Принятие решения

критериев состояния разрешения (¡адачи) ныхмср состояния

Шаг 2.

Шаг 3. Распределение изучаемых вопросов по дисциплинам

Шаг 1.

' Формирование библиотеки терминов и определений

Выработка единой терминологии в целях одинакового восприятия сущности действий и явлений, описанных в учебно-методических материалах

Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Изучаемые Вспомогательные

1 этапа 2 этапа 3 этапа 4 этапа 5 этапа 6 этапа 7 этапа днсннплнны вопросы

*** *** I- дисциплина ММ

** *** П-дисциплииа ***

** *** ** ** ** III- дисциплина *****

** *

** ** ** п- дисциплина ****

вопрос который необходимо изучить на соответствующем этапе

Шаг 4. Анализ и пересмотр содержания существующих дисциплин

Шаг 5. Подготовка нового учебного плана и расписания

Шаг 6. Переподготовка лиц, занятых в обучении Шаг 7. Подготовка учебно-методической базы

Рис. 1. Модель учебного цикла непрерывной профессиональной подготовки

1 ЭТАП - обучить специалиста определять критерии оценки состояния защищаемого объекта с точки зрения его защищенности от противоправных посягательств. Данные критерии могут быть представлены в виде количественных и качественных показателей. Например, время и вероятность преодоления системы защиты, скорость прибытия группы быстрого реагирования, количество постов на охраняемом объекте, доля технических элементов защиты в системе безопасности, уровень деловой репутации, снижение количества хищений и другие. Будем называть их показателями безопасного функционирования (ПБФ). Как показывает практика, значение показателей, характеризующих состояние защищаемого объекта как безопасное, тесно связано с состоянием внешней среды объекта защиты, а также свойствами и способностью защищаемого объекта противостоят указанным негативным воздействиям (угрозам).

2 ЭТАП - выработать навыки оценки состояния защищаемого объекта в момент исследования (текущего состояния). По результатам такой оценки необходимо сделать вывод о степени соответ-

ствия имеющихся в наличии (реализованных) мер защиты, реальным условиям, как по отдельным показателям, так и по их интегральному значению.

3 ЭТАП - научить ставить основные задачи, решение которых улучшит текущее положение защищаемого объекта по основным показателям до уровня их расчетных значений.

4 ЭТАП - научить профильного специалиста осуществлять отбор из всех возможных, приемлемых для предприятия основных мер защиты только те, реализация которых позволит решить задачи обеспечения безопасности, сформулированные выше. Такие меры могут иметь, как организационную, так и техническую направленность.

5 ЭТАП обучения посвящается подготовке слушателя к практической реализации избранных защитных мер. На данном этапе необходимо решить ряд задач, основные из которых - выбор исполнителя, т.е. кто непосредственно должен выполнять работы по внедрению выбранных мер защиты, планирование последовательности и продолжительности выполнения отдельных работ, определение их содержания, объемов, критериев качества, определение условий прекращения работ.

6 ЭТАП цикла профессиональной подготовки посвящен оценке вновь созданных условий, призванных обеспечить заданный уровень безопасности (согласно расчетным значениям ПБФ). Реализация данного этапа осуществляется аналогично первому этапу, рассмотренному выше. В тоже время, существенным отличием от него является то, что оценка достигнутого состояния проводится не в комплексе по всем показателям, а только по группе основных показателей, подвергнутых корректировке с помощью ранее (этап 4) запланированных мер.

7 ЭТАП обучения направлен на выработку решения относительно целесообразности и основным направлениям корректировки работ в сфере обеспечения безопасности, которые должны найти отражение в будущем цикле обучения, с учетом пройденных ранее этапов. Данное обстоятельство вызвано, прежде всего, изменением состояния внутренней и внешней среды защищаемого объекта, перечня, структуры и величины воздействующих на него угроз. Как показывает практика, такая корректировка может быть проведена по следующим направлениям: А) пересмотр перечня основных ПБФ, перерасчет их значений; Б) пересмотр методов диагностики текущего состояния объекта защиты и основных условий, способствующих реализацию объектом своей миссии, перечня исполнителей, привлекаемых для осуществления данных процедур, методов интерпретации полученных результатов и других; В) пересмотр путей (решаемых для этого задач) создания условий, обеспечивающих безопасное функционирование объекта защиты, их сочетания; Г) пересмотр перечня основных мероприятий, проведение которых обеспечит решение ранее определенных задач в сфере безопасности; Д) пересмотр порядка реализации предложенных мер; Е) пересмотр методов диагностики вновь созданных условий и степень их соответствия предъявленным требованиям.

Шаг 3. Распределение вопросов по учебным дисциплинам, изучение которых приведет к развитию профильных профессиональных компетенций обучаемых лиц и улучшению общей ситуации в деятельности хозяйствующего субъекта. Для успешной реализации каждого из семи ранее рассмотренных этапов совершенствования системы безопасности, сотрудник предприятия, в части касающейся его обязанностей, прав, полномочий, ответственности, степени участия в процессе реализации, должен владеть необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями. Для этого необходимо определить перечень вопросов, которые он должен изучить теоретически и отработать на практике, применительно к каждому из семи этапов. Эти вопросы могут быть систематизированы по логической принадлежности к той или иной учебной дисциплине и внесены в графы Вопросы 7 этапа) (см. рис. 1). В колонке «Изучаемые дисциплины» необходимо обозначить названия учебных дисциплин, предложенных для изучения соответствующей категории обучающихся сотрудников. В дальнейшем это потребуется для подготовки учебных планов, планирования часовой загрузки, составления расписания занятий и решения других вопросов организации и проведения учеб-

ных занятий. Колонка таблицы «Вспомогательные вопросы» включает не обязательные для изучения вопросы (не используемые при реализации этапов 1-7). В тоже время, их включение в учебные планы дисциплин должно осуществляться по усмотрению преподавателя, с учетом уровня базовой подготовки обучаемых. Изучение вспомогательных вопросов в рамках учебных дисциплин, будет способствовать целостному восприятию, как каждой отдельной дисциплины, так и учебного цикла целиком [3].

Шаг 4. Анализ и пересмотр содержания существующих материалов по учебным дисциплинам. В данном случае, главная цель - определение степени соответствия имеющихся учебно-методических материалов вновь предъявленным требованиям, а также подготовка плана по разработке новых и совершенствованию имеющихся в наличии учебно-методических материалов.

Шаг 5. Подготовка нового учебного плана по очередному учебному циклу с учетом внесенных изменений по отдельным дисциплинам, включенным в него. На данном этапе необходимо учитывать продолжительность, последовательность, формы и методы обучения.

Шаг 6. Переподготовка лиц, занятых в обучении планируется и осуществляется с учетом базового уровня их знаний, требований нового учебного плана для очередного учебного цикла, изменений в содержании отдельных дисциплин и запланированных методов обучения.

Шаг 7. Обновление учебно-методической базы, подготовка учебных пособий, тестовых заданий, демонстрационных материалов и т.д.

В целях повышения эффективности процесса обучения и достижения более высоких результатов для каждой категории сотрудников службы безопасности, занятых в обучении, могут быть разработаны для отдельных слушателей индивидуальные учебные программы, отличающиеся друг от друга по содержанию, продолжительности отдельных циклов и этапов обучения внутри каждого цикла. Таким образом, предложенная методика непрерывной профессиональной подготовки сотрудников службы экономической безопасности будет способствовать постоянному развитию их профессиональных компетенций, росту профессионального мастерства, способности эффективно решать задачи по обеспечению защиты жизненно важных интересов организации, повышению ее конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости.

Библиографический список

1. Власенко, М. Н. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: программно-целевой подход / М. Н. Власенко // Директор по безопасности - 2013. - № 12.

2. Власенко, М. Н. Проблемы подготовки специалистов в сфере безопасности бизнеса / М. Н. Власенко. -М. : ВГНА Минфина России, 2012.

3. Унижаев, Н. В. Использование системного подхода при организации информационно-аналитического обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта / Н. В. Унижаев // Научная жизнь. - 2013. - № 3 -С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.