Научная статья на тему 'Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов'

Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / METHODOLOGY / ORIENTATION / VALUES / SYSTEM OF VALUES / SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE DEFECTOLOGY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воденникова Людмила Анатольевна

В статье представлена теоретико-методологическая основа процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов в виде комплексной взаимодополняющей разработки системно-деятельностного, культурологически-средового и аксиологического подходов. Проанализировано их содержание и показана взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE DEFECTOLOGY TEACHERS

The article deals with the theoretical and methodological basis of the process of forming the system of professional values of future defectology teachers by means of complex and complementary implementation of systemic event-driven, culturological-environmental and axiological approaches. It also analyses their content and shows their interconnection.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов»

УДК 378.147:376.112.4

ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.03; 13.00.01

Л. А. Воденникова L. A. Vodennikova

Челябинск, Россия Chelyabinsk, Russia

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. В статье представлена теоретико-методологическая основа процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педа-гогов-дефектологов в виде комплексной взаимодополняющей разработки системно-деятельностного, культурологически-средового и аксиологического подходов. Проанализировано их содержание и показана взаимосвязь.

Ключевые слова: методология; ориентация; ценности; ценностные ориентации; профессиональные ценностные ориентации будущих педагогов-дефектологов.

Сведения об авторе: Воденникова Людмила Анатольевна, аспирант.

Место работы: Челябинский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 454080.

E-mail: [email protected].

Методологическая основа решения заявленной проблемы представляет собой комплекс взаимодополняющих методологических подходов: системно-деятельностного,

культурологически-средового и аксиологического (рис.).

Представленная схема отражает комплексное применение выбранных методологических подходов. Ее анализ показывает, что именно системно-деятельностный,

© Воденникова Л. А., 2014

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE DEFECTOLOGY TEACHERS

Abstract. The article deals with the theoretical and methodological basis of the process of forming the system of professional values of future defectology teachers by means of complex and complementary implementation of systemic event-driven, culturological-environmental and axiological approaches. It also analyses their content and shows their interconnection.

Key words: methodology; orientation; values; system of values; system of professional values of future defectology teachers.

About the author: Vodennikova Lyudmila Anatolyevna, Post-graduate Student.

Place of employment: Chelyabinsk State Pedagogical University. г. Челябинск, пр-т Ленина, 69, к. 425a.

культурологически-средовой и аксиологический подходы могут составить логический теоретикометодологический комплекс формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов специального образования.

Внешний треугольник образует системно-деятельностный подход, в углах которого расположены элементы профессионально-педагогической культуры как системы

профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Между собой они взаимосвязаны пунктирными линиями — разнообразными действиями. Область между внешним и внутренним треугольником представляет собой культурологи-чески-средовой подход как образовательная область системы подготовки к трудовой деятельности и формированию профессиональных ценностных ориентаций, в которой мы вновь наблюдаем три компонента профессионально-педагогической культуры: технологический, личностно-творческий и аксиологический (И. Ф. Исаев, В. А. Слас-тенин). Внутренний треугольник — аксиологический компонент как содержание образовательной среды профессионально-педагогической

культуры и системы педагогической деятельности по подготовке к труду будущих педагогов-дефек-тологов.

Системно-деятельностный подход возник в результате интеграции системного и деятельностного подходов. При этом одинакова значимость и системного, и деятельностного подходов в общем интегрированном целом. Мы сознательно выбрали интегрированный системнодеятельностный подход, потому что деятельность преподавателей и студентов по формированию профессиональных ценностных ориентаций организована в систему взаимосвязанных компонентов профессионально-педагогической культуры:

технологический, личностно-творческий и аксиологический.

Рисунок. Комплекс методологических подходов к формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов

Системно-деятельностный подход возник в результате интеграции системного и деятельностного подходов. При этом одинакова значимость и системного, и деятельностного подходов в общем интегрированном целом. Мы сознательно выбрали интегрированный системно-деятельностный подход, потому что деятельность преподавателей и студентов по формированию профессиональных ценностных ориентаций организована в систему взаимосвязанных компонентов профессионально-педагогической культуры: технологический, личностно-творческий и аксиологический.

Технологический компонент включает в себя особенности педагогической деятельности, ее связь с ценностями и культурой. Личностно-творческий компонент характеризуется воплощением и совершенствованием в педагогической деятельности педагогического творчества, а также формированием и развитием профессиональных качеств педагога. Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, которые в процессе профессиональной подготовки и практической работы становятся профессиональными ценностными ориентациями педагога и образуют концепцию педагогической деятельности.

Основателем системного подхода считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который первым изложил основные положения общей теории систем. Системный подход получил развитие в конце

40-х — начале 50-х гг. XX в. Исследованием системного подхода занимались А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др. В основе системного подхода лежит понятие системы. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [11, с. 427]. Системный подход приобрел актуальность и в педагогических исследованиях. Его педагогическая интерпретация представлена в трудах В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузь-

миной, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и др. Под педагогической системой мы понимаем «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [5, с. 309]. Например, известны педагогические системы Ш. А. Амонашвили, В. А. Караков-ского, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского и др.

Методология деятельностного подхода представлена в трудах

Л. П. Буевой, М. В. Демина, В. Н. Сага-товского, В. С. Швырева, Э. Г. Юдина и др. Исследователями методологии деятельностного подхода в области педагогики являются К. М. Дурай-Новакова, В. А. Кан-

Калик, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова, В. А. Сластенин. В основе деятельностного подхода лежит категория деятельности. С фило-

софской позиции деятельность — «специфически человеческий способ отношения к миру, представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу» [11, с. 118]. Деятельность имеет важное значение в социальных науках, в том числе педагогике и психологии. В психологии понятие «деятельность» характеризует «функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром» [11, с. 119]. Под педагогической деятельностью понимается «профессиональная деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целом педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого действия» [5, с. 71]. В процессе педагогической деятельности происходит формирование идей, ценностей и концепций, приобретаются знания, умения и навыки.

Педагогическая деятельность реализуется в педагогической системе. Данная реализация и называется образовательным процессом, за счет возможностей (целей, методов, средств, действий) которого происходит формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов.

Культурологически-средовой подход тоже относится к интегративным. Основная идея объединения культурологического и средо-вого подхода заключается в том, что формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов про-

исходит в образовательной среде, наполненной профессиональнопедагогической культурой как базой деятельности педагога-дефек-толога. Культурологический подход возник на основе применения в педагогической науке и практике принципа культуросообразности Ф. А. В. Дистервега. Реализация

принципа культуросообразности предполагает учет в обучении и воспитании личности уровня и особенностей общественной культуры, в нашем случае — учет в содержании образовательного процесса студентов уровня и особенностей профессионально-педагогической культуры педагогов-дефек-тологов. В основу культурологического подхода, как и принципа культуросообразности, положено понятие «культура». Само по себе понятие «культура» достаточно разнопланово, и на сегодняшний день не существует его единой трактовки. Целью нашего исследования не является анализ культуры как философской категории, поэтому ограничимся одним, на наш взгляд, корректным и соответствующим проблематике работы определением этого понятия. Мы основываемся на философском подходе В. И. Плотникова [8], который рассматривает культуру в двух аспектах: как фактор формирования человека и продукт человеческой деятельности. При развитии общества возникла потребность разделения труда, вызвавшего обособление различных видов профессиональной деятельности. Это стало причиной возникновения профес-

сиональной культуры, которая отражает специфику каждой профессии по отдельности. В трудах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской,

З. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, И. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова, Н. Л. Худякова и др. рассматривается педагогическая культура, которая включена в практику педагогической деятельности. В соответствии с требованиями к педагогу в области специального образования, формулируемыми в трудах Р. О. Ага-велян, Н. М. Назаровой, И. А. Филатовой [1; 7; 10], педагогу-дефекто-логу как представителю педагогической профессии должна быть присуща профессионально-педагогическая культура.

Отметим, что педагогу-дефек-тологу присуща именно профессионально-педагогическая культура, так как, по мнению В. А. Сла-стенина [9], профессиональнопедагогическая культура является частью педагогической культуры. Педагогической культурой могут обладать как занимающиеся педагогической деятельностью люди, так и не занимающиеся ею. Формирование профессионально-педагогической культуры у специалиста требует профессиональной подготовки. Профессионально-педагогическая культура — это системное образование из технологического, личностно-творческого и аксиологического компонентов, в котором раскрываются характеристики разнообразных видов педагогической деятельности, развиваются интересы и потребности, формируются

ценностные ориентации и способности личности, связанные с профессиональной деятельностью.

По мнению И. Ф. Исаева [3], в основе технологического компонента лежит педагогическая деятельность, личностно-творческого

компонента — творческое мышление и личностные качества, а аксиологического — педагогические ценности и профессиональные ценностные ориентации.

Концепция средового подхода представляет его как «способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность» [6, с. 37].

Значимость среды в образовании описана в трудах А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Средовой подход рассмотрен в работах

Н. И. Иорданского, А. Г. Калашникова, М. В. Крупениной, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, его влияние на процесс социализации личности — в исследованиях Б. Н. Алмазова, В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой,

А. В. Мудрика, В. Д. Семенова.

Образовательная среда — «совокупность духовных (ценности, психологический климат, традиции) и материальных условий существования и деятельности учащихся (студентов) и педагога, активной деятельности субъектов, характера отношений и внешних связей» [2, с. 27].

В нашем исследовании значимы следующие положения средово-го подхода:

1) опосредованное управление процессом формирования профессиональных ценностных ориента-

ций будущих педагогов-дефектоло-гов через специально организованную образовательную среду;

2) система действий студентов в образовательной среде, направленная на достижение поставленной цели.

Аксиологический подход возник на основе аксиологии (учения о ценностях), которая имеет глубокие исторические корни. Ее основы заложены в мировых религиях — христианстве, иудаизме, исламе — в аспекте ценностного отношения человека к Богу, окружающему миру и самому себе. В современный период разработкой аксиологического подхода занимались С. З. Гончаров, И. И. Докучаев, А. Г. Здраво-мыслов, М. С. Коган, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, М. Шеллер и др. Как методологический подход педагогических исследований он освещается в трудах А. М. Булынина, Д. А. Горбачевой, А. В. Кирья-

ковой, И. С. Ломакиной, В. А. Сла-стенина, В. П. Тугаринова и др. В статье мы используем аксиологический подход, так как изучаем профессиональные ценностные ориентации как фактор удовлетворения потребности в профессиональном успехе.

Основной категорией аксиологического подхода является «ценность». Ценность — это «„отношения значимости“ объектов социального и природного мира для личности, коллектива, общества» [4, с. 175].

Различают следующие типы ценностей:

• абсолютные — относительные;

• «непреходящие» (вечные) — ситуативные;

• обыденные — профессиональные;

• материально-вещные (предметные) — духовно-интел-

лектуальные (ценности сознания);

• эгоистические — альтруистические.

Перечислим группы педагогических ценностей в соответствии с классификацией И. Ф. Исаева,

В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова [9]: индивидуально-личностные, профессионально-групповые, социально-педагогические. Они включают в себя ценности-средства — педагогические действия, коммуникативные действия, действия, отражающие субъектную сущность педагога. Они подразделяются на группы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения лежат в основе целесообразной организации педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Ценности-качества — это личностнопрофессиональные характеристики педагога, к их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусноролевые и профессионально-деятельностные качества. Ценности-знания — это психолого-педагоги-ческие и предметные знания, степень их осознания и выбора.

После отражения и закрепления в сознании человека ценность становится основанием ценностной ориентации, в том числе в педагогической деятельности. В связи

с этим аксиологический подход предполагает изучение профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефек-тологов.

На основе анализа содержания федерального государственного образовательного стандарта подготовки будущих педагогов-дефекто-логов сформулированы профессиональные ценностные ориентации, лежащие в основе профессиональных компетенций будущих педагогов специального образования, а именно:

- равное отношение к каждому ребенку независимо от его недостатков;

- вера в ребенка как стремление к положительному (продуктивному) результату;

- толерантность и индивидуальный подход ко всем детям;

- личная ответственность к образованию детей с ОВЗ;

- создание и поддержание коррекционно-образовательной среды для развития ребенка с ОВЗ;

- творческий подход к организации коррекционно-образовательного пространства;

- адаптация к работе в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений;

- сотрудничество и диалог с детьми, родителями и родственниками;

- кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

- эрудированность в вопросах

психолого-педагогического кон-

сультирования;

- уважение к личности собеседника независимо от состояния здоровья;

- кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

- достижение объективного результата обследований ребенка;

- развитие профессиональных знаний, умений и навыков;

- стремление к истине (научноисследовательская деятельность);

- помощь и поддержка детей с ОВЗ и их семей в процессе социализации;

- открытость в профессиональной деятельности.

Таким образом, в теоретикометодологической основе системно-деятельностный подход выступает в качестве структуры процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов, культуро-логически-средовой — как ограничивающее рамки пространство, а аксиологический — как содержательная сторона изучаемого процесса.

Литература

1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян. — Новосибирск : НИПКиПРО, 2004.

2. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И. Загвязинский. —М. : Академия, 2008.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-

педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. — М. : Акаде-

мия, 2008.

4. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Наука, 1997.

5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по

педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ

«МарТ», 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. — 2000 — № 7.

7. Назарова, Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. — М. : НПЦ «Коррекция», 1992.

8. Плотников, В. И. Философская антропология как метафизика культу-

ры / В. И. Плотников // XXI век: будущее России в философском измерении : 2-й российсий филос. конгр. (Южный федер. ун-т.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,

Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 2002.

10. Филатова, И. А. Проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки педагогов-дефектолов / И. А. Филатова. — Ярославль, 2013. — № 4.

11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М. : Политиздат, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.