Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
силовое троеборье (пауэрлифтинг) / статодинамические упражнения / экспериментальная программа / сила / скоростно-силовые способности / силовая выносливость / power triathlon (powerlifting) / statodynamic exercises / experimental program / strength / speed-strength abilities / strength endurance

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Архипова Светлана Анатольевна

Раскрыты актуальные вопросы повышения силовых способностей начинающих спортсменов в силовом троеборье. Представлено теоретико-методическое обоснование проблемы обеспечения рационального сочетания разных режимов упражнений на тренажерах и без них для повышения результатов пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF THE USE OF STATODYNAMIC EXERCISES IN POWER TRIATHLON

Topical issues of increasing the strength abilities of beginner athletes in power triathlon are revealed. A theoretical and methodological substantiation of the problem of ensuring a rational combination of different modes of exercises on simulators and without them in order to improve the results of powerlifters at the stage of initial training in institutions of additional education is presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ»

УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-71-78

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ

В.В. Борисова, С.А. Архипова

Раскрыты актуальные вопросы повышения силовых способностей начинающих спортсменов в силовом троеборье. Представлено теоретико-методическое обоснование проблемы обеспечения рационального сочетания разных режимов упражнений на тренажерах и без них для повышения результатов пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: силовое троеборье (пауэрлифтинг), статодинамические упражнения, экспериментальная программа, сила, скоростно-силовые способности, силовая выносливость.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., директор института, зав. кафедрой, Arkhi-pov777@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Сегодня в нашей стране все более популярным становится такой вид спорта, как силовое троеборье - пауэрлифтинг. Данная спортивная дисциплина причисляется к силовым и включает три упражнения: приседание со штангой, жим лежа, становая тяга. При этом следует учитывать, что данные упражнения являются универсальными, а, следовательно, их можно использовать практически во всех смежных спортивных дисциплинах [1, 4].

Наибольшей популярностью пауэрлифтинг пользуется у молодежи. Например, в г. Туле наблюдается стабильно высокий интерес среди молодых людей, которые интересуются непосредственным участием в ежегодных соревнованиях по пауэрлифтингу среди подростков. В регионе сформировалась устойчивая потребность в профессиональном обучении в данной спортивной сфере. В связи с этим откры -ваются многочисленные секции и клубы, которые специализируются на спортивной подготовке атлетов по силовому троеборью. Наиболее часто

THEORETICAL-METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF THE USE OF STATODYNAMIC EXERCISES IN POWER TRIATHLON

Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@ram-bler.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Arkhipova S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professort, directorof institute, head of chair, Arkhipov777@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University

Topical issues of increasing the strength abilities of beginner athletes in power triathlon are revealed. A theoretical and methodological substantiation of the problem of ensuring a rational combination of different modes of exercises on simulators and without them in order to improve the results of powerlifters at the stage of initial training in institutions of additional education is presented.

Key words: power triathlon (powerlifting), statodynamic exercises, experimental program, strength, speed-strength abilities, strength endurance.

спортивные секции функционируют на базе СДЮШОР и ДЮСШ, а также при спортивных вузах [5-7].

На протяжении длительного времени исследователи разных стран осуществляют поиск наиболее эффективных подходов, которые могли бы применяться для решения задач, связанных с тренировочным процессом в пауэрлифтинге, развитием двигательных качеств атлетов.

Следует отметить, что несмотря на то, что в последние годы резко увеличилось количество научных и методологических исследований, публикаций и Интернет-ресурсов, в которых рассматриваются вопросы занятия силовым троеборьем, прослеживается явная нехватка информации по этой теме [9].

Многие специалисты, которые разработали свои авторские методики развития двигательных качеств атлетов, дают рекомендации по вопросам построения тренировок, но не объясняют, как правильно и для чего их выполнять. Поэтому научная и теоретическая разработка процесса повышение уровня эффективности в сфере развития силовых качеств атлетов остается по-прежнему актуальной [3, 4, 8].

Нередко занятия по силовому троеборью проходят на той же базе, что и тренировки по бодибилдингу или фитнесу, а инструкторы и тренеры, которые являются специалистами в двух вышеназванных дисциплинах, не до конца понимают, в чем именно заключается специфика данного направления. Это означает, что довольно часто даже компетентные специалисты не могут конкретизировать суть пауэрлифтинга, его основные методы и упражнения. Занятия по пауэрлифтингу нередко проводят инструкторы, которые не имеют даже среднего профессионального образования. Занятия с таким тренером не только не принесут ожидаемого результата, но и мо -гут навредить здоровью молодых спортсменов.

Многие исследователи считают, что именно первичные стадии занятий спортом определяют весь дальнейший путь атлета, а также его карьеру в спорте в целом. Необходимо понимать, что это утверждение является справедливым не только для силового троеборья, но и для любой спортивной дисциплины. Это объясняется тем, что в молодом возрасте формируется фундамент и развиваются спортивные способности, которые невозможно совершенствовать в более зрелом возрасте. Именно у молодых спортсменов активно формируются и развиваются силовые показатели, повышается спортивное мастерство. Организм молодых атлетов достаточно быстро при минимальных затратах способен адаптироваться к специфическим нагрузкам, свойственным занятиям пауэрлифтингом. Именно по этой причине следует с особым вниманием относиться к правильной постановке задач, методически грамотному их решению и регулярному мониторингу тренировок молодых людей.

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом обосновании результативности методики занятий пауэрлифтингом с ис-

пользованием специализированных упражнений статодинамического типа в заведениях дополнительного образования.

В качестве объекта исследования выступает учебно -тренировочный процесс подготовки пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки в заведениях дополнительного образования.

Предметом исследования является методика практического применения специализированных статодинамических упражнений, которые способствуют развитию силовых показателей у юных пауэрлифтеров в учреждениях дополнительного образования.

Задачи исследования:

1) проанализировать научные и методические источники, посвященные вопросам развития силовых качеств у занимающихся пауэрлиф-тингом в учреждениях дополнительного образования;

2) обосновать с теоретической точки зрения методику практического применения специальных упражнений статодинамического типа с использованием тренажеров, направленных на комплексное развитие силовых качеств у атлетов силового троеборья;

3) осуществить выбор необходимых методов исследования и провести констатирующий эксперимент.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и обобщение информации по рассматриваемой теме, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных.

Показатели абсолютной силы регистрировались в жиме штанги в положении лежа на скамье, расположенной горизонтально, приседе со штангой, расположенной на плечах атлета, становой тяге штанги.

Кроме того, в тестирование были добавлены упражнения соревновательного типа, позволяющие оценить скоростно-силовые способности и силовую выносливость атлетов: прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине (максимально возможное количество раз).

В процессе исследования была разработана модель стандартизированного мезоцикла на специальном подготовительном этапе. В качестве исходных данных построения модели базового мезоцикла выступала прогнозируемая динамика силовых показателей во всех упражнениях. Особое внимание уделялось упражнениям с соревновательным уклоном.

Исследование было проведено на базе спортивно-оздоровительного комплекса под названием «Святогор», г. Тула, с марта 2021 г. по март 2022 г. Для достижения цели работы были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), в каждой по 10 юношей (возраст 17 лет, весовая категория 70-75 кг).

Тренировки в каждой из групп проходили 3 раза в неделю. Все атлеты, которые принимали непосредственное участие в исследовании,

тренировались в учебно-тренировочной группе. В ЭГ тренировки были организованы на основании экспериментального подхода, в КГ трениро -вочный процесс осуществлялся по типовой программе детских и юношеских специализированных школ, школ высшего спортивного мастерства и олимпийского резерва [2].

Перед началом проведения исследования, а также после его завер -шения молодым атлетам было предложено выполнить комплекс упражне -ний для определения исходных и итоговых скоростно-силовых (прыжок в длину с места) и силовых (приседание, жим штанги лежа, становая тяга) показателей, а также показателей выносливости (подтягивание).

В качестве основного показателя уровня эффективности предло -женной методики выступали результаты, которые были получены в ходе контрольных упражнений до и после завершения исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что для подтверждения уровня результативности разработанной методики, направленной на комплексное развитие силовых качеств у молодых атлетов на стадии начальной подготовки в силовом троеборье, было необходимо обосновать это с теоретической точки зрения.

Предположение о целесообразности активного (до 70-72 % от времени тренировок в первый год занятий, а также до 50 % - во второй) применения тренажеров во время выполнения силовых упражнений опирается на научные труды в данной сфере [9], в рамках которых обоснованы преимущества использования данного инвентаря. Занятия на тренажерах обеспечивают только четко заданную структуру действий, однако это позволяет гарантировать избирательное воздействие на отдельные группы мышц, а также сконцентрировать внимание индивидуально на каждом спортсмене в рамках процесса тренировок. Некоторые исследователи счи -тают, что использование тренажеров позволяет снизить общую нагрузку на организм атлетов, а также помогает оказывать локальное влияние на мышечные группы, которые при выполнении упражнений соревновательного характера в силовом троеборье наиболее активно задействованы. Нагрузка на остальные мышцы опорно-двигательной системы значительно ниже. Благодаря такому подходу можно не только снизить вероятность переутомления, но и во многом минимизировать уровень травматизма во время тренировок.

Стоит обратить внимание еще на одно предположение, которое было сделано во время проведения исследования. Речь идет о необходимо -сти использования в рамках силовых тренировок упражнений статодина -мической направленности. Характерной чертой данного подхода выступает последовательная комбинация в упражнениях двух режимов мышеч -ной деятельности - динамического и изометрического. В нашей стране данный подход первым стал использовать проф. В.Н. Селуянов. Одновременно с этим в западных странах уже практиковался аналогичный подход,

который называли «частичные повторения». Сейчас данная методика получила название «пампинг» [5].

Рядом исследователей [1, 5, 9] были доказаны преимущества упражнений со статической нагрузкой, а именно: положительное воздействие на внутренние органы, повышение силы мышц, то есть развитие их эластичности и выносливости, улучшение кровообращения, активное поступление кислорода в кровь, вывод токсинов из организма, общее повышение иммунитета. Однако при помощи статических упражнений крайне сложно увеличить длину мышц, а соответственно и повысить их общий тонус. Среди преимуществ динамической нагрузки можно отметить: наращивание мышечной массы, активное сжигание калорий, улучшение метаболизма. Помимо этого, такая нагрузка крайне полезна для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также позволяет укрепить опорно-двигательный аппарат атлета. На основании комплексного сравнения основных преимуществ и недостатков динамического и статического подходов было выдвинуто предположение о том, что унифицированный успех молодых спортсменов находится в прямой зависимости от правильной комбинации данных методов.

Оптимальное сочетание статической и динамической нагрузок позволяет усилить анаболический эффект тренировочного процесса. Это связано с тем, что активизируется процесс выработка белков, что, в свою очередь, приводит к увеличению мышечной массы. В научных трудах Ю.Л. Тушера данный процесс объясняется тем, что при кратковременных нагрузках изометрического типа, кроме гипоксических изменений в мышцах, прослеживается более интенсивный распад структур белка. Это активизирует анаболический мышечный процесс в период восстановления после нагрузок [8].

Следует отметить, что статические нагрузки имеют и определенные недостатки. В первую очередь, подобные упражнения не позволяют мышцам полностью расслабляться, регулярное их выполнение может привести к негативным изменениям в сердечно-сосудистой системе, повышению артериального давления, а также стать причиной отклонения от нормы показателя частоты сердечных сокращений [1, 4]. В рамках реализации экспериментальной методики данный фактор принят во внимание, поэтому были добавлены комплексы дыхательных упражнений, способствующие расслаблению мышц после завершения силовых упражнений, а также по контролю дыхания в целом.

Экспериментальные программы тренировок для спортсменов КГ и ЭГ были примерно одинаковыми как по физической нагрузке, так и по соотношению занятий. На изучение материалов теоретического характера были выделены 10 часов, на общую и специальную физическую подготовку отводились по 160 часов. В рамках данного этапа спортсмены ЭГ и

КГ занимались спортивной ходьбой, общеразвивающими и строевыми упражнениями, бегом на короткие дистанции (на 30 и 60 м) и по пересеченной местности, выполняли прыжки в длину, упражнения без специального спортинвентаря, на гимнастической скамье и стенке, а также играли в настольный теннис и баскетбол.

Программы технической и теоретической подготовки во всех груп -пах были идентичными. В рамках исследования спортсмены изучили следующие темы: возникновение и характерные особенности развития сило -вого троеборья в РФ и других государствах, основополагающая терминология, разрядные нормативы, требования к спортивной классификации, наиболее значимые достижения отечественных атлетов на международной арене, степень воздействия упражнений с отягощением на организм, основополагающие принципы гигиены, закаливание организма, режимы тренировок и отдыха, правильное питание атлетов, первая помощь при травмах во время тренировок.

В рамках технической подготовки спортсмены обеих групп выполняли соревновательные (приседание, становая тяга, жим штанги лежа), вспомогательные, специальные и имитационные упражнения.

Количество занятий по специальной физической подготовке в КГ и ЭГ было одинаковым, но содержание тренировок в группах отличалось. В КГ выполнялись силовые упражнения по типовой программе для ДЮСШ по пауэрлифтингу. Для этого использовались сопротивление и внешнее отягощение, упражнения с массой своего тела. На тренировках юноши могли использовать свободный вес, различные гири, штанги и гантели, а также другой спортинвентарь, включая эластичные бинты, инвентарь для тяги, скамью для выполнения жима в положении лежа, стойку для приседаний и т. п.

В ЭГ выполнялись аналогичные упражнения, но в меньшем количе -стве: 46 часов в первый год (28,75 % от общего объема специальной физической подготовки) и 80 часов (50 %) во второй. Оставшееся тренировочное время пауэрлифтеры занимались на тренажерах. Необходимо обратить внимание на то, что в тренировочном процессе спортсмены ЭГ при выполнении силовых упражнений с использованием тренажеров комбинировали мышечные движения в статическом и динамическом режимах.

Выводы

1. Учебно-тренировочный процесс в целом, а также методы развития силовых качеств молодых атлетов в силовом троеборье в частности выступают в качестве предмета теоретического изучения в специализиро -ванной научной и методической литературе, чем и обусловлен выбор темы исследования.

2. Установлено, что составление целостного комплекса спортивных тренировок в заведениях дополнительного образования как на уровне микро-, так и мезоцикла является достаточно объемной исследовательской

темой. В научных и методических работах недостаточно уделяется внимания характерным возрастным особенностям юных спортсменов. Многие эксперты в данной сфере не могут прийти к единому мнению по ряду наи -более важных вопросов: по соотношению специальной и физической подготовок подростков, степени нагрузки при выполнении силовых упражнений, применению различных методических подходов к занятиям на тренажерах. Недостаточная их теоретическая и практическая проработанность актуализирует процесс поиска и внедрения в практику современных методик тренировок.

3. Результаты проведенного исследования обусловливают необходимость доказательства гипотезы, что силовые качества молодых спортсменов статистически значимо повысятся при занятиях пауэрлифтингом и выполнении упражнений соревновательной направленности. В этом случае одним из предопределяющих условий выступает систематическое выполнение специализированных статодинамических упражнений силового характера с использованием специальных тренажеров в различных комбинациях.

Список литературы

1. Белов Д.О. Атлетическая гимнастика как основное средство комплексного развития силовых способностей студентов // Наука и культура России. 2018. Т. 1. С. 242-244.

2. Богачев В.В. Пауэрлифтинг (силовое троеборье): программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Красноярск, 2019. 43 с.

3. Борисова В.В. Методика совершенствования технико-тактических действий юных кикбоксеров на начальном этапе подготовки // Экстремальная деятельность человека. 2021. № 1 (59). С. 59-62.

4. Крючков А.В., Зудашкин Г.Н., Иконников В.И. Организация обучения и тренировки студентов нефизкультурных вузов по разделу «Сило -вое троеборье (пауэрлифтинг)»: специализация «Атлетическая гимнастика»: учеб. пособие. Рязань: Изд-во РГРТУ, 2020. 104 с.

5. Николаев В.Т. Эффективность периодизации годичного макроцикла тренировок в силовом фитнесе у девушек // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. № 2. С. 32-43.

6. Проскуренко С.В., Доценко Ю.А., Москалец Т.В. Педагогические подходы к развитию силовых способностей у школьников 8-9 классов // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 56-61.

7. Пьянзин А.И., Пьянзина Н.Н. Оценка динамического соответствия тренировочных вариантов жима лежа соревновательному упражнению

в пауэрлифтинге // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. № 4. С. 13-19.

8. Тушер Ю.Л. Оптимизация соотношений нагрузок по технической и силовой подготовке в тренировочном процессе начинающих тяжелоатле -тов // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 32-33.

9. Щетина Б.М. Тренажеры и тренировочные устройства: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2020. 79 с.

References

1. Belov D.O. Atleticheskaya gimnastika kak osnovnoe sredstvo kompleksnogo raz-vitiya silovyh sposobnostej studentov [Athletic gymnastics as the main means of complex development of students' strength abilities] // Nauka i kul'tura Rossii [Science and culture of Russia]. 2018. V. 1. P. 242-244.

2. Bogachev V.V. Pauerlifting (silovoe troebor'e) [Powerlifting (power triathlon)]: a program for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve and schools of higher sportsmanship. Krasnoyarsk, 2019. 43 p.

3. Borisova V.V. Metodika sovershenstvovaniya tekhniko-takticheskih dejstvij yunyh kikbokserov na nachal'nom etape podgotovki [Methodology for improving the technical and tactical actions of young kickboxers at the initial stage of training] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2021. No. 1 (59). P. 59-62.

4. Kryuchkov A.V., Zudashkin G.N., Ikonnikov V.I. Organizaciya obucheniya i tre-nirovki studentov nefizkul'turnyh vuzov po razdelu «Silovoe troebor'e (pauerlifting)»: specia-lizaciya «Atleticheskaya gimnastika» [Organization of education and training of students of non-physical education universities in the section "Power triathlon (powerlifting)": specialization "Athletic gymnastics" ]: textbook. allowance. Ryazan: Publishing House of RGRTU, 2020. 104 p.

5. Nikolaev V.T. Effektivnost' periodizacii godichnogo makrocikla trenirovok v silo-vom fitnese u devushek [The effectiveness of periodization of the annual macrocycle of training in strength fitness among girls] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: current trends]. 2020. No. 2. P. 32-43.

6. Proskurenko S.V., Docenko Yu.A., Moskalec T.V. Pedagogicheskie podhody k razvitiyu silovyh sposobnostej u shkol'nikov 8-9 klassov [Pedagogical approaches to the development of strength abilities in schoolchildren of grades 8-9] // Pedagogicheskaya perspek-tiva [Pedagogical perspective]. 2021. No. 4. P. 56-61.

7. P'yanzin A.I., P'yanzina N.N. Ocenka dinamicheskogo sootvetstviya trenirovoch-nyh variantov zhima lezha sorevnovatel'nomu uprazhneniyu v pauerliftinge [Evaluation of the dynamic correspondence of the training variants of the bench press to the competitive exercise in powerlifting] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2020. No. 4. P. 13-19.

8. Tusher Yu.L. Optimizaciya sootnoshenij nagruzok po tekhnicheskoj i silovoj podgotovke v trenirovochnom processe nachinayushchih tyazheloatletov [Optimization of load ratios for technical and strength training in the training process of beginner weightlifters] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture.]. 2005. No. 4. P. 32-33.

9. Shchetina B.M. Trenazhery i trenirovochnye ustrojstva [Simulators and training devices]: textbook. allowance. Khabarovsk: Publishing House of the Far Eastern State University of Railway Engineering, 2020. 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.