УДК 796.0
А.В. Стафеева, Д.И. Воронин,
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов
В число общекультурных ценностей с полным основанием включают высокий уровень здоровья студенческой молодежи, ибо он во многом определяет возможности освоения ею всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой осложнен сам процесс развития человека. Многими исследователями отмечается, что почти треть российских студентов имеют значительные отклонения в состоянии здоровья от нормы, страдают хроническими заболеваниями. Ежегодно в вузы страны поступает до 30% студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (А.Н. Антонова, С.П. Миронова, Г.Н. Сердюковская и др.).
Исследования самооценки молодежи в отношении к свое-
му здоровью свидетельствуют о факте обеднения культурной среды, в которой происходит развитие личности российских студентов, и смещении у них ценностных ориентиров [10]. Так, в рейтинге жизненных ценностей студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина здоровье оказалось лишь на четвертом месте, что свидетельствует о том, что здоровье для большинства студентов не является ценностью, а следовательно, у них отсутствует достаточная мотивация к сбережению собственного здоровья.
В Концепции модернизации российского образования предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные
с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов как одного из условий активизации учебного труда в вузе.
Реализация качественно нового, перспективного подхода к совершенствованию системы профессиональной подготовки в сфере педагогического образования предполагает формирование специалиста/бакалавра на основе гармоничного сочетания учебно-воспитательного процесса с развитием специальных, профессионально важных способностей и качеств личности. Создание условий в вузовском пространстве для формирования компетенции сохранения здоровья у студентов как современного и продуктив-
© Стафеева А.В., 2013
АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА СТАФЕЕВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Сфера научных интересов: физическое воспитание в различных возрастных группах, технологии физкультурно-спортивной деятельности в физическом воспитании студенческой молодежи. Автор 56 публикаций
ного направления в физическом воспитании будет способствовать корректному формированию будущих профессионально-прикладных качеств молодых людей. Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе.
Явное противоречие между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения и современными условиями труда и жизни указывает на необходимость переориентации системы образования на сохранение и укрепление здоровья, установки на здоровый образ жизни студентов. Однако в образовательной среде как у педагогов, так и учащихся особенно выражены тенденции ухудше-
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ВОРОНИН
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород). Сфера научных интересов: практическое направление профессиональной подготовки специалистов в сфере ФК, образовательные технологии в высшем профессиональном физкультурном образовании, педагогическая инноватика. Автор более 40 публикаций
ния здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей. Для этого прежде всего целесообразна направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у студенческой молодежи системы ценностей культуры здоровья, ознакомление с особенностями ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности [17]. Деятельностная основа современного образования по физической культуре базируется на концепции личностного, социального и познавательного развития учащихся, что определяется ха-
рактером и содержанием этой деятельности. Такая деятельность задает структурную организацию учебной дисциплины, которая направлена на формирование физкультурной грамотности, культуры здоровья, активное вовлечение студентов в самостоятельные занятия по укреплению собственного здоровья, развитие физических качеств и освоение двигательных действий в различных формах досуга и отдыха с использованием средств физической культуры.
Задача изучения восточных оздоровительных систем имеет несомненную актуальность, так как она связана с вопросами сохранения здоровья как отдельного человека, так и населения Земли в целом. В ХХ веке и первой половине ХХ! века возросла степень антропогенного воздействия человека на природу, что негативно повлияло на экологическую ситуацию и на состояние здоровья людей. Сохранение и укрепление здоровья всех слоев населения являются одной из главных стратегических задач нашей страны. Она регламентируется законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», а также указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации».
Выдвижение проблемы оздоровления в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы и определяет необходимость проведения научных исследований и выработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Обращение к теме изучения традиционных восточных оздоровительных методик обусловлено еще и тем, что они имеют многовековую историю. В России, например, не одно десятилетие раз-
Рассматриваются исследования российских ученых по проблематике существующих методик восточных оздоровительных систем. Освещаются историографический, теоретический (медицинский, религиозно-философский) и практический (физкультурно-оздоровительный) аспекты изучения методик восточных оздоровительных систем: чань-буддизм, тайцзицюань и цигун. Анализируются педагогические условия формирования двигательной компетенции студентов в целях повышения уровня их физической подготовленности и сохранения здоровья в вузовском пространстве.
Ключевые слова: здоровье, восточные оздоровительные системы, российские исследователи, студенческая молодежь.
The article summarizes research by Russian scientists on existing techniques of Eastern health systems. Reviewed by historiographical, theoretical (medical, religious and philosophical) and practical (sports and wellness) aspects of studying techniques of Eastern health systems: Chan Buddhism, taijiquan and qigong in the writings of Russian researchers. Examines the pedagogical conditions for the formation of motor competence among students as a modern and productive directions in physical education in order to increase the level of physical preparedness and preservation of the health of young students in the University area. Key words: east sanitary systems, russian researchers, student youth.
A 2
вивается такое направление, как восточная медицина (такой центр есть и в Чите), создаются отделения восточной медицины в лечебных центрах, где практикуются различные китайские системы оздоровления.
Основными особенностями восточных оздоровительных систем являются многонаправлен-ность и многоступенчатость. Восточные оздоровительные системы используются для самосовершенствования и саморазвития не только физических, но и духовно-психологических качеств человека, профилактики и лечения организма. Эти оздоровительные системы позволяют совершенствовать физические возможности и резервы многих систем организма.
Для достижения поставленной цели нами были выделены основные направления изучения истории восточных оздоровительных методик на примере анализа российской научно-исследовательской литературы, исследован генезис истории развития восточных оздоровительных систем (на примере китайских методик оздоровления - ушу, цигун, тайцзицюань), обоснована состоятельность внедрения некоторых практик оздоровления в систему занятий младших школьников.
Изучению восточных оздоровительных систем посвящено немало научных трудов отечественных авторов, работающих над проблемами философского, психологического, педагогического характера, рассматривающих вопросы физической культуры, валеологии, медицины, разрабатывающих методики лечебно-восстановительной и оздоровительно-профилактической деятельности. К числу таких авторов следует отнести Н.В. Абае-ва, В.А Бутримова, В.Н. Восто-кова, Б.Р. Голощапова, А.А. Долина, А.А. Маслова, В.М. Смо-левского и Б.К. Ивлиева. В трудах этих исследователей оздоровительные системы Востока рас-
сматриваются целостно и функционально. Некоторые из них являются не только теоретиками, но и практиками. Так, например, доктор исторических наук профессор Российского университета дружбы народов А.А. Маслов является не только крупнейшим востоковедом современности, но и мастером боевого искусства ушу, врач-рефлексотерапевт В.А. Бутримов практикует в своем центре систему цигун. В их работах обосновывается практико-ориентированное развитие ресурсов человека.
История изучения восточных оздоровительных систем в российской науке начинается уже в советский период и бурно развивается в постсоветский. В дореволюционной России интерес к изучению Востока был обусловлен интересом к культуре Китая, Индии и Тибета и религиозным воззрениям людей, населяющих эти страны.
Исследование оздоровительных систем в отечественной науке сводится к нескольким аспектам: медицинскому, религиозно-философскому, научно-историческому, физкультурно-оздоровительному. Как правило, эти подходы к исследованию этой проблемы не существуют автономно друг от друга, а имеют точки соприкосновения. Например, исследование спортивных методик ушу связано с изучением философского понятия «Ци», его генезиса в истории Китая.
Медицинский подход к проблемам восточных методов оздоровления в буддизме связан с изучением методик тибетской медицины. Вопросы оздоровительных практик, описанных в тибетской медицине, представлены в работах Т.А. Асеевой, К.Ф. Блиновой, Г.П. Яковлева «Лекарственные растения в тибетской медицине», Т.Т. Бадаткеевой «История тибетской медицины в Монголии», В.А. Тарнуева и Г.Т. Намсараевой «Кровопускание в традиционной восточной медицине» и др.
Изучение тибетской медицины европейцами было начато око-
ло двухсот лет назад. Первым русским исследователем тибетской медицины был И. Реман. Системы тибетского оздоровления заинтересовали многих отечественных врачей, например: Э.Г. Базарова, В.Э. Назарова-Рыгдылона, К.Т. Блинову, Ц.А. Найдакова и др.
Известно, что в начале ХХ века в России существовали известные медицинские школы восточного направления. Они были при Аца-гатском и Агинском дацанах. В них обучали врачей и печатали книги. В то время появляется трактат «Онцар гадон дэр дзод», переведенный сейчас на русский язык. В России пропаганду тибетской медицины вел врач Петр Бадма-ев, написавший перевод трактата «Чжуд-ши» под названием «О врачебной науке Тибета Жуд-ши». На сегодняшний день в России организовано изучение тибетской медицины научными методами. Изданием книг по тибетской медицине занимается научный центр Академии наук в г. Улан-Удэ.
Медицинский подход в даосизме (в сущности цигун-терапии и ушу в целом) получил обоснование в работах, авторами которых являются специалисты в области восточной медицины. Ведущий специалист в области цигун-терапии врач-рефлексотерапевт В.А. Бутримов, практикующий данный вид гимнастики в течение тридцати лет, описывает и внедряет в практику своего центра цигун для лечения различных органов (желудка, селезенки, легких), а также как общеукрепляющий и омолаживающий комплекс. Последнее направление активно реализуется в практике врача-массажиста Л. Беловой. В книге «Цигун-терапия времен года» описываются виды китайского массажа: контактный, бесконтактный, укрепляющий сердечнососудистую систему и др.
Отметим, что не все российские исследователи положительно отзываются об этой разновидности ушу. Необходимо учитывать, что
цигун - это не только гимнастика, но и система духовной практики. В связи с этим в некоторых пособиях по религиоведению содержатся отрицательные отзывы о цигун. Так, например, доктор философских наук профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято- Тихоновского богословского университета А.Л. Дворкин полагает, что практика цигун входит в систему вероучения и тренинга деструктивной секты «Фалуньгун» [8, с. 786].
Отрицательные отзывы о цигун-терапии содержатся и в православной литературе. Кандидат медицинских наук священник Сергий Филимонов в книге «Православная церковь и современная медицина» отмечает, что практика психофизических методов перестройки и исцеления организма чревата необратимыми последствиями для человека: начиная от галлюцинаций и заканчивая физическими болезнями. Цигун относится к так называемой интуити-вистской мистике, ибо является порождением философского даосизма [15, с. 228-229].
Религиозно-философский подход изучает религиозно-философскую основу тех восточных методов оздоровления, которые представляют собой не только систему физических упражнений и восточных единоборств, но и образ мировоззрения.
Одним из наиболее полных трудов, касающихся исследования философии и культуры Китая, является монографическое исследование синолога Н.В. Абаева «Чань-буддизм и культура психической деятельности в современном Китае». В нем автор большое внимание уделяет проблемам влияния чань-буддизма на национальную психологию китайцев, исследует идеал «чаньской личности» в системе психической саморегуляции, а также рассматривает точки взаимодействия китайского варианта буддизма, даосизма и конфуцианства, определивших
менталитет китайского народа. И хотя он и не затрагивает специфические вопросы оздоровления организма, но описывает специфику чань-буддийской психологии, которая позволила сформировать определенный тип оздоровительных систем. Достижение духовного и физического совершенствования возможно только в том случае, если жить по законам природы и применять по отношению к себе те же критерии, что и к космосу в целом как изначальной основе всего сущего.
Изучением систем оздоровления, основанных на принципах буддизма, занимались такие российские исследователи, как В.К. Волков («Современные и традиционные оздоровительные системы»), В.Ф. Востоков («Секреты целителей Востока»), В.Н. Чебакова («Восточные оздоровительные системы как феномен культуры»), С. Осьмин («Силы жизни. Восточные способы оздоровления»), А.А. Маслов («Энциклопедия восточных боевых искусств»), В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев («Нетрадиционные виды гимнастики»), А. Гагогин и С. Га-гогин («Секреты уличных единоборств»), А.А. Долин и А.А. Маслов («Истоки ушу») и др.
Практически во всех этих работах значительное внимание уделяется исследованию боевого искусства и гимнастики ушу. Ушу предполагает работу со всем организмом, оно нацелено на устранение физических и духовных «дефектов» (болезней), следовательно, его можно рассматривать как один из видов оздоровления. Исследованием истории возникновения и развития этого направления в рамках истории развития физической культуры занимался Б.Р. Голощапов [7].
По мысли А.А. Маслова, ушу реализуется в двух типах школ: внешних и внутренних [11, с. 72, 113]. Внешние школы ушу, практикующие так называемые внешние стили, придают большое значение атакующему силовому воздей-
ствию, а внутренние культивируют искусство расслабления и концентрации внутренней энергии тела. Следует отметить, что в китайской литературе используются понятия «внешнее ушу» и «внутреннее ушу», между тем как в российской исследовательской литературе зачастую внешнее ушу (вид боевого искусства) называется «кунг-фу», а внутреннее - собственно «ушу».
Помимо А.А. Маслова и А.А. Долина, историю ушу как вида боевого искусства и гимнастики исследовали Алексей и Сергей Гагогины («Секреты уличных единоборств»). Они предприняли попытку изучить ушу с позиции теории опыта, метафизики и теории спасения, выделяя, таким образом, религиозно-философские основы этого вида боевого искусства. Авторы указывают на важность медитативной практики при овладении искусством ушу. Чань-буддисты испытывали глубокое недоверие к вербальному методу передачи сути учения, которая может быть усвоена учеником посредством совместной с учителем медитативной практики. Также, по мнению чань-буддистов, состояние мгновенного просветления может стимулировать особое неожиданное воздействие на ученика посредством окрика. Наряду с медитацией в положении сидя чаньские наставники приветствовали и динамическую медитацию во время обязательного физического труда или прогулок, а также во время занятий боевыми искусствами. Очевидно, что апогеем такой медитации мог служить реальный поединок, который, создавая экстремально опасную ситуацию, стимулировал трансформацию сознания [6].
Сбалансированное воздействие традиционных буддийских методов психотренинга и активно-динамических форм психофизической тренировки не только нейтрализовало отрицательный эффект статических, пассивных методов медитации, но и способствовало комплексному преобра-
зованию личности, ее гармоничному развитию, при котором физиологические аспекты становились прямым продолжением психических и, в свою очередь, содействовали улучшению психофизического состояния человека. В результате боевое ушу стало осмысляться в качестве самоценного пути обретения духовной гармонии.
Важнейшим постулатом ушу является постулат «два проникновения и четыре действия», сформулированный Бодхидхармой. Под двумя проникновениями понимались два способа достижения просветления - путем внутреннего духовного развития и созерцания (духовное проникновение) и путем совершения положительных практических действий (проникновение посредством действия). Фактически это означало неразрывную связь внешнего и внутреннего, физического и психического. Методики духовного проникновения позволяли обрести истинное состояние сознания и выйти на качественно иной уровень миропере-живания, возвратившись к собственной природе.
Таким образом, принципы ушу, благодаря просветленному духу преподающего, излагались и воспринимались в качестве пути внутренней самореализации, представляли собой отказ от представлений о боевых искусствах как о способах боя. Ушу рассматривался уже не только как способ ведения боя или народная забава, а как единство духовного и практического [9].
Религиозно-философский аспект данного вопроса связан с изучением даосского представления об энергии Ци. В исследовательской литературе подчеркивается, что осмысление методов этих гимнастик невозможно вне энергийно-антропологического смысла. Концентрируясь в различных видах гимнастики (тайцзицюань, цигун), человек должен был свою энергию Ци соединить с при-
родной энергией Ци. Гимнастика позволяла усовершенствовать свою внутреннюю энергию Ци для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. В даосизме получила развитие практика «даоинь», объединяющая в себе специальные психомедитативные упражнения, связанные с дыхательными и гимнастическими методиками. Эта практика направлена на очищение и развитие энергетической субстанции «Ци», которая преобразуется в дух.
Физкультурно-оздоровительный аспект изучения методов оздоровления в российской исследовательской литературе представлен работами, посвященными собственно технике ушу. К ним относятся исследования С.Г Пучкова «Техника ног кунг-фу»,
A.Н. Медведева «Кунг-фу: формы шоу-дао», Н.Г. Цеда и В.И. Андрей-чука «Первый шаг к кунг-фу». В этих книгах подробно описывается подготовка к изучению упражнений и приемов внешнего ушу, а также даются методические рекомендации по организации тренировок и занятий. Проблемой исследования методов оздоровления, сформировавшихся под влиянием даосизма, занимались такие исследователи, как В.Ф. Востоков, А.А. Маслов,
B.М. Смолевский, В. Сяо, Б.К. Ив-лиев, Е. Язов и др.
Изучение систем оздоровления, основанных на даосской философии, в России началось в девяностых годах ХХ века и связано с именами А.А. Долина, А.А. Маслова, В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева и др. Именно в это время выходят в свет работы А.А. Долина и А.А. Маслова «Истоки ушу», В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева «Нетрадиционные виды гимнастики». Первая книга предназначена для широкого круга читателей, увлекающихся идеями ушу, а вторая содержит методические рекомендации для учителей и преподавателей физической культуры, вводящих в занятия практики ушу, хатха-йоги и дыхательной гимнастики.
Физкультурно-оздоровительный аспект этого вопроса также связан с идеей внедрения комплексов тайцзицюань и цигун в систему занятий по физической культуре. Исследователи восточной гимнастики В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев отмечают, что тайцзицюань есть не что иное, как «массово-оздоровительное направление ушу» [16, с. 16]. А.А. Долин и А.А. Маслов, в свою очередь, полагают, что «решающую роль в философском обосновании такого стиля, как тайцзи цюань, сыграл не даосизм, а неоконфуцианство. Это течение оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XI —XIII веках» [9, с. 73]. По мысли А.А. Мас-лова, именно неоконфуцианство усилило ключевое значение тайцзи как «образа сокровенной пружины», которая, раскручиваясь, дает начало всем объектам внешнего мира [11, с. 75]. Выполнение комплекса тайцзицюань как бы запускало сокровенную пружину, то заставляя разделяться на два начала, то вновь соединяя их. Таковым было представление китайцев о саморазвертывающемся Дао.
От даосской и конфуцианской философии гимнастика тайцзи заимствовала теорию инь-ян, которая предполагает наличие противоположности между инь и ян и в то же время их взаимозависимость, взаимное дополнение и ограничение инь, ян, их взаимное превращение [9, с. 9].
Одними из важнейших философских понятий, определивших стиль тайцзи, стали понятия «покой» и «движение»: «движение доходит до предела и появляется покой. Покой доходит до предела и вновь появляется движение» [9, с. 74]. Такое чередование точно отвечает характеристике движений тайцзицюань.
Опираясь на идею о пользе этой гимнастики в практике преподавания физической культуры, В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев вырабатывают определенные правила, которым необходимо сле-
довать для достижения оздоровительного эффекта. Это тишина и спокойствие, ненапряженность, достигаемая мягкостью и плавностью движений, следование строго определенной очевидности движений и их форме [18, с. 16].
Отечественные исследователи тайцзицюань отмечают, что древние мастера неслучайно требовали от своих учеников правильности положения тела. С позиции философского подхода это определяет правильное циркулирование энергии Ци в организме, что достигается за счет принятия позы. К примеру, держать голову прямо, освободить дух-разум от всего постороннего, грудь слегка втянуть, живот подать вперед, стараясь сконцентрировать Ци в точке даньтянь (ниже пупка). Дышать рекомендуется не столько грудью, сколько животом [9, с. 71].
Исследователи, которые осмысляют гимнастику тайцзи в рамках физкультурно-оздоровительного подхода, объясняют необходимость правильного положения тела физиологическими особенностями человека. Например, «небольшое изменение формы меняет содержание упражнений, выпрямление слегка согнутой руки приводит к напряжению, выпрямление ног и выпячивание груди затрудняют брюшное дыхание» [16, с. 16].
Оздоровительный эффект от гимнастики тайцзицюань, по мнению поклонников ушу, велик. Так, В.К. Волков считает, что лечебное действие тайцзи заключается в гармонии движения, положения тела и дыхания. При определенных последовательных движениях и концентрации внимания на определенных участках тела снимается нервно-мышечное напряжение и восстанавливается равновесие инь-ян. Происходит самолечение, нормализуются все жизненные процессы организма. Лечебная гимнастика тайцзи излечивает многие сердечно-сосудистые заболевания и заболевания легких, с
ее помощью происходит укрепление мышц спины, организм омолаживается. При правильном положении позвоночника восстанавливается нервная система, улучшается настроение, исчезают неврозы [3, с. 46].
Не менее интересным методом оздоровления является дыхательная гимнастика цигун, философской основой которой является даосское представление об энергии Ци. Цигун - это искусство саморегуляции, основная цель которого - развитие человека как личности, понимание своего места в мироздании. Экспериментальный цигун представляет собой ряд упражнений, направленных на стимуляцию иммунной системы организма человека и выработку устойчивости к стрессам.
Исследованием дыхательной гимнастики цигун в России занимаются Л. Белова («Цигун-терапия времен года»), В.А. Бу-тримов («Оздоровительный цигун. Путь для начинающих»). Информация об этой оздоровительной методике имеется в брошюре «Нетрадиционные виды гимнастики» В.М. Смолевского и Б.К. Ив-лиева, а также в работе В.К. Волкова «Современные и нетрадиционные методы оздоровления».
Как отмечает В.М. Смолевский, «цигун - это способ укрепления здоровья посредством применения силы "ци", то есть живительной силы духа. А "гун" - методы движения "ци" и способности, достигнутые благодаря владению "ци"» [18, с. 11].
В исследовательской литературе цигун выделяется как самостоятельная подсистема ушу. «По современным понятиям феномен "цигун" близок к гипнозу, явлению экстрасенса, психо-регулирующей тренировке, - пишет В.М. Смолевский. - С точки зрения внешнего проявления для него характерна статичность, направленная на совершенствование внутренней деятельности организма» [18, с. 11].
Сущность цигун заключается в следующем: мастер «ци» способен освободить Ци из своего организма. Освобожденное Ци есть Ци «внешнее» - оно используется для лечения больных и самолечения. В результате этого могут высвободиться феноменальные способности, скрытые резервные возможности человека.
В книге «Нетрадиционные виды гимнастики» В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев формулируют три главных требования, которые ставятся перед теми, кто занимается цигун: спокойствие, расслабление мышц всего тела и регулирование дыхания [18, с. 12].
Положительные стороны цигун, как полагают В.А. Бутримов, В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев, заключаются в том, что этот вид гимнастики может активно применятся в спортивной практике как метод психической саморегуляции. В книге В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева, например, подчеркиваются социальные функции ушу и цигуна как разновидности первого: оздоровительная, военно-прикладная, эвристическая (исследование непознанных возможностей организма) [18, с. 12].
В результате проведенного исследования нам удалось сделать следующие выводы.
История развития восточных оздоровительных систем, представленная в российских научно-исследовательских работах, фиксируется в нескольких направлениях: философско-религиозном (изучаются те принципы и установки буддизма и даосизма, которые повлияли на представление о природе человека в целом, а также на осмысление понятий «болезнь», «здоровье», «оздоровление»); медицинском (представляются основные аспекты развития тибетской медицины); историческом (описывается история появления и развития таких систем оздоровления, как внутренний стиль ушу, цигун и тайцзицюань) и физкультурно-оздоровительном
(исследуются литература, в которой описаны принципы оздоровительных методик Востока и методические рекомендации по их внедрению в систему занятий).
Таким образом, в различных работах российских исследователей восточные оздоровительные методики получают неоднозначные отзывы: от прямой критики данных методов, которые негативно воздействуют на человеческий организм и прежде всего на душевно-духовную составляющую (как правило, подобные суждения содержатся в православной литературе), до положительных отзывов и попыток внедрения этих методов оздоровления в общеобразовательную систему и медицинскую практику (В.А. Бутримов, В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев и др.). На наш взгляд, применение восточных методов оздоровления приемлемо при условии рационального их исследования и критического подхода к их осмыслению.
В содержании подготовки бакалавра федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, например, предусматривают готовность выпускника использовать методы физического воспитания
1. Белова Л. Цигун-терапия времен года. СПб.: Питер, 2003. 320 с.
2. Бутримов В.А. Оздоровительный цигун: путь для начинающих. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 208 с.
3. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С. 45-47.
4. Востоков В.Ф. Секреты целителей Востока. Ташкент: Узбекистан. 2006. 304 с.
5. Восточная гимнастика / сост. Г.П. Сидоровкин. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007. 272 с.
6. Гагогин А., Гагогин С. Секреты уличных единоборств. Режим доступа: http:// www.street-warrior.ru 47-45.php.
7. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 312 с.
и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, что должно реализовываться на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Эта дисциплина представлена в этих стандартах с трудоемкостью в две зачетные единицы в объеме до 400 часов, в том числе не менее 360 часов предусматривается на проведение практических занятий, включая спортивные игры.
Разные природно-географиче-ские, социально-экономические, этнические, демографические и другие условия на обширной территории Российской Федерации обуславливают целесообразность разработки региональных моделей подготовки бакалавров. Необходимость регионального подхода для России обусловлена также тем, что подавляющее большинство населения страны живет оседло и миграционные тенденции граждан проявляются слабо, несмотря на тяжелые социально-экономические условия в отдельных регионах. То есть в рамках единого образовательного пространства России правомерна и даже необходима региональная специфика в содержании образования.
Литература
8. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. М.: Христианская библиотека, 2008. 813 с.
9. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. М., 1990. 240 с.
10. Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании // Здоро-вьеберегающее образование. 2009. С.42-47.
11. Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств // Традиции и тайны китайского ушу. М.: Гала-ПРЕСС, 2000. 520 с.
12. Медведев А.Н. Кунг-фу: формы шоу-дао. М.: СП «Вся Москва», 1991. 167 с.
13. Медведев Д.А. Национальная инициатива «Наша новая школа» . Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ аМ/6591/ .
Вместе с тем, несмотря на региональную специфику, все модели подготовки бакалавров будут иметь инвариантные составляющие, являющиеся ключевыми для всей Российской Федерации. Поэтому региональная специфика не может детерминировать общие теоретические и методические положения в новых экономи-ческихусловиях.
По нашему мнению, использование в учебно-воспитательном процессе средств восточных оздоровительных систем в сочетании с традиционной двигательной активностью студенческой молодежи будет способствовать не только совершенствованию физического статуса человека в различных региональных условиях, но и поддержанию его на оптимальном уровне в течение всей жизни, развитию интеллекта, выявлению резервных возможностей тела и психики.
В заключение хочется отметить, что применение восточных оздоровительных систем в образовательном пространстве вуза позволит, на наш взгляд, решить комплекс задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед системой высшего профессионального образования.
14. Осьмин С. Силы жизни: восточные способы оздоровления . СПб.: Весь, 2003. 128 с.
15. Православная церковь и современная медицина: сборник / под общ. ред. канд. мед. наук, священника Сергия Филимонова. СПб.: О-во святителя Василия Великого, 2001. 432 с.
16. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
17. Сентизова М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегаю-щей деятельности: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Якутск, 2008. 24 с.
18. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992. 80 с.
19. Чебакова В.Н. Восточные оздоровительные системы как феномен культуры: дис. ... канд. культурологии. Улан-Удэ, 2006. 176 с.