В. В. Борисова, Д. В. Сандрикова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье представлен субъектно-объектный состав логистических систем выставочной деятельности. Выделены отличительные особенности, цели и задачи построения логистических систем выставочной деятельности. Показано, что логистический инструментарий способствует рационализации выставочной деятельности. Дано определение понятию «экспологистика» как одному из направлений теории и практики логистики.
Ключевые слова
Экспобизнес, логистическая система, экспологистика, логистические потоки.
V. V. Borisova, D. V. Sandrikova
THEORETIC-METHODICAL APPROACHES TO LOGISTIC SYSTEMS OF EXHIBITION ACTIVITY CONSTRUCTION
Annotation
Article presents the subject-object composition of logistic systems of exhibition activity. Distinctive features, goals and tasks of building logistic systems of exhibition activity are singled out. It is shown that logistics tools contribute to rationalization of exhibition activities. Definition of «expo-logistics» as one of directions of theory and practice of logistics is given.
Keywords
Expobusiness, logistic system, expo-logistics, logistics flows siness, logistic systems, logistic flaws.
Теоретико-методический базис проектирования логистических систем выставочной деятельности (ЛСВД) составляют положения общей теории логистики, в первую очередь организационные идеи конфигурации экономических потоков в системное целое. Рассматривая логистическую систему выставочной деятельности как большую, сложную структуру, реализующую принципы управления материальными, финансовыми, информационными и сервисными потоками в соответствии с заданной целью, обратим внимание на понимание логистики как «организации научного знания и практического опыта в конкретной области хозяйственной деятельности» [2, с. 9]. В нашем случае такой областью хозяйствования является
индустрия выставочной деятельности (экспоиндустрия), представляющая собой важный динамично развивающийся сектор экономики страны. Именно здесь генерируется совокупность логистических потоков, направленных на организацию торговых, промышленных выставок и ярмарок, а также других масштабных мероприятий, связанных с демонстрацией, продвижением, информированием бизнес-сообщества и деловой общественности страны о товарах, работах, услугах в рамках единой производственно-сервисной выставочной системы.
Исходя из особенностей экспоин-дустрии, логистическую систему выставочной деятельности определим как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых элементов-звеньев, связанных
между собой и внешним миром, обеспечивающих межорганизационные и межфункциональные взаимодействия субъектов-участников выставочной деятельности, направленных на реализацию общесистемных целей путем управления всей совокупностью экономических потоков.
Большинство ученых обращают внимание на то, что существующим в российской практике логистическим системам присущи свойства больших, сложных, иерархически структурированных систем [3, 4, 12]. Это обстоятельство позволяет рассматривать логистическую систему выставочной деятельности с позиции проектирования ее макро-, мезо- и микроуровней. Основные характеристики ЛСВД обусловлены сложностью и многогранностью выставочной деятельности, что связано не только с множеством элементов-звеньев, ее составляющих, но и сложностью, разнонаправленностью, динамичностью потоковых процессов, обеспечивающих ее функционирование. Здесь взаимодействуют предприятия различных отраслей и секторов экономики, реализующих совместно механизм саморегулирования хозяйственной деятельности страны. Все эти обстоятельства существенно влияют не только на качественную и инновационную направленность выставочной деятельности, но и предопределяют множественность количественных характеристик элементов-звеньев системы, подлежащих анализу и изучению. Логистическая система выставочной деятельности отличается интенсивностью экономических потоков, цикличным характером их движения, проникновением элементов-звеньев одной подсистемы в другую и при этом возможностью отсутствия непосредственного их взаимодействия. Вместе с тем прочность связей и способность системы восстанавливать связи, разорванные в результате воздействия на них внешней среды, обусловлены таким ее свойством, как «историческая память». Данное свой-
ство характерно для социальных систем. Поскольку логистическая система выставочной деятельности относится к социально-экономическим системам, она имеет способность к саморазвитию на основе накопленного прошедшего исторического опыта. Собственно этим обстоятельством во многом определяется целостность российских логистических систем выставочной деятельности, которые относятся к системам социально организованных элементов; на них распространяется понятие «социально-экономическая система».
Целостность логистических систем выставочной деятельности, с одной стороны, говорит о несводимости свойств элементов, в нее входящих, к общей сумме свойств, а с другой стороны, свидетельствует о взаимозависимости элементов друг от друга, исходя из их места, функций и роли внутри системы, а также их подчиненности глобальной цели — сбалансированному развитию экономики страны и решению поставленных социально-экономических задач при эффективном использовании имеющихся ресурсов.
Выделим ряд специфических свойств логистической системы выставочной деятельности. Эти свойства обусловлены особенностью предметной области, характерной для выставочных операций, спецификой элементов-звеньев и субъектно-объектного состава системы.
Эволюция методик построения логистических систем разного типа позволяет применить уровневый подход к проектированию ЛСВД, рассматривая ее как подсистему национальной экономики (макроуровень), включающую в себя мезологистическую (региональный уровень) и микроуровень (выставочные центры) системы.
Логистическая система выставочной деятельности является структурой адаптивной к изменениям ввиду развитости ее внутренних и внешних связей. Все звенья логистической системы выставочной деятельности находятся в
подчиненном положении по отношению к системе более высокого уровня, функционирующей во внешней среде, испытывающей воздействие экономических, организационных, политических, социальных, технологических, экологических, правовых и других факторов.
Микрологистический уровень выставочной деятельности объединяет управляемые элементы-звенья предприятий, для которых выставочная деятельность является основной. Сферу их коммерческой деятельности часто называют экспобизнесом. В рамках микрологистической системы осуществляется управление материальными, финансовыми, информационными, сервисными потоками, инициируемыми этими предприятиями в процессе подготовки и проведения выставок.
Мезологистическая система объединяет региональные формы организации экономических потоков, реализуя обеспечивающие и инфраструктурные задачи по отношению к экобизнесу. Вместе с микрологистической системой они образуют единую национальную макрологистическую систему выставочной деятельности, являясь по отношению к ней уже подсистемами низшего уровня.
В национальную ЛСВД входят функциональные области, которые выполняют особые функции: инвестиционные, институциональные, нормативно-правовые, организационно-экономические, информационно-консалтинговые, инновационные, экологические, межотраслевые, межрегиональные и международные. С таких позиций рассматривается практическая роль национальной индустрии выставочной деятельности, связанная с запуском механизма воздействия на внутренний рынок, а также повышением имиджа страны на международном рынке.
Отметим, что в проведенных ранее исследованиях выставочная деятельность рассматривается в историческом контексте [2], в разрезе развития конку-
ренции в данном секторе экономики и действующих здесь конкурентных сил в условиях глобализации [5], с точки зрения теории и практики маркетинга и его коммуникационных составляющих [6, 7], с позиции коммерции и предпринимательства [5, 6]. Изучение данных подходов подтверждает сложность выставочной индустрии и многоаспект-ность ее субъектного состава этого рынка, объединяющего множество взаимосвязанных и взаимозависимых организаций: инфраструктурных, строительно-монтажных, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих, сервисных, рекламных, консалтинговых, информационных, туристических, полиграфических, маркетинговых,
аудиторских и др. Совместная деятельность этих организаций порождает возникновение множества материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков, сопровождающихся затратами, обусловленными их пространственным перемещением. Это обстоятельство и определяет научно-практическое значение проектирования логистических систем выставочной деятельности [10].
Применение логистического инструментария к рационализации выставочной деятельности определим как экспологистику — направление теории и практики логистики, связанное с оптимизацией экономических потоков и построением логистических систем. Такой подход дает возможность комплексно решать подготовку, организацию и проведение выставочной деятельности в глобальном масштабе с учетом факторов своевременности и качества удовлетворения нужд экспонентов (участников, демонстрирующих товары, работы, услуги) и потребителей выставочных услуг при минимизации совокупных логистических издержек. Это достигается путем применения общих логистических принципов (системности, целостности, рациональности,
оптимальности суммарных издержек) при взаимодействии участников выставочной деятельности в логистической системе. Таким образом, в логистической системе выставочной деятельности поточная организация экономической материи рассматривается в комплексе и с системных позиций.
Фрагмент предметно-объектного состава микрологистической системы выставочной деятельности представлен на рисунке 1. В качестве звеньев логистической системы обозначены участники выставок (экспоненты), распределительный центр, выставочные центры и потребители выставочных услуг.
Информационный поток
Материальный поток
Рисунок 1 — Фрагмент микрологистической системы выставочной деятельности
[10]
Из данных рисунка 1 видно, что даже на микроуровне логистическая система отличается развитостью связей с внутренней и внешней средой выставочного бизнеса, что позволяет ей быть организованной и динамичной, целостной и делимой, благодаря возможностям межорганизационной логистической координации. Звенья такой логистической системы всегда остаются относительно независимыми, что позволяет обеспечивать разграничение их функций в процессе организации выставочной деятельности. Наличие распределительного центра как координирующего элемента организации выставочных мероприятий позволяет сократить затраты времени и финансовых средств, связанных с доставкой выставочного оборудования, инвентаря и образцов. Распределительные центры выполняют целый спектр логистических функций: хранение, транспортировка, грузопереработка, сборка обо-
рудования, поставленного частями; таможенное оформление образцов, поставленных с помощью таможенных процедур временного ввоза; управление запасами товаров, вовлечённых в выставочные мероприятия и др.
На практике распределительные центры часто обслуживают не только выставки, но и другие звенья системы, формируя более сложные логистические организационные формы сетевого типа (рис. 2). В этом случае акцент смещается в сторону синергетического эффекта за счет более тесного взаимодействия элементов-звеньев. Управляющее воздействие логистической системы выставочной деятельности на участников экспоиндустрии направлено на оптимизацию экономических потоков на отрезке времени от запуска выставочного проекта до их преобразования в выставочные услуги и доведения до конечного потребителя (рис. 3).
Рисунок 2 — Логистическая организационная форма выставочной деятельности
сетевого типа [10]
Рисунок 3 — Управляющее воздействие логистической системы выставочной деятельности на участников экспоиндустрии [8, с. 552]
Границы логистической систем выставочной деятельности определяются производственно-коммерческим циклом бизнес-процессов, включающим всю совокупность подготовительных, организационных, сервисных, инфраструктурных взаимодействий компаний, участвующих в подготовке и проведении выставок. Задачей системы является обеспечение наиболее полного учета временных и пространственных факто-
ров в процессе оптимизации логистических потоков для достижения поставленных целей. Например, оптимизационный инструментарий логистики позволяет обеспечить согласованность работы подрядчиков и партнеров с выставочной организацией, рационализировать процессы снабжения материально-техническими средствами и кадровыми ресурсами достичь рационального использования всех ресурсов; осуще-
ствить целостную оптимизацию действий по производству выставочных услуг. В результате это позволяет добиться значительно лучших результатов, нежели изолированное рассмотрение отдельных областей выставочно-ярмарочной деятельности. При этом управленческие функции могут быть выполнены и на локальном уровне (звеньями данной логистической системы) при условии их соответствия заданному глобальному критерию оптимизации сквозного экономического потока как единого целого.
Рационализация взаимодействий между субъектами логистической системы способна создать предпосылки для формирования следующих конкурентных преимуществ: сокращения издержек на основе оптимизации движения экономических потоков и повышения эффективности работы системы в целом; реализации резервов материального, информационного, кадрового и финансового потенциалов благодаря согласованности действий участников логистической системы; роста качества выставочных услуг.
В современных условиях существует несколько предпосылок перехода экспобизнеса к системным логистическим формам организации экономических потоков. Так, к ним можно отнести широкое распространение информационно-телекоммуникационных систем нового поколения, способствующих росту возможностей контроля и управления бизнес-процессами в организации выставочной деятельности. Также важным фактором является усиление горизонтальной интеграции между контрагентами-звеньями логистической системы выставочной деятельности. Все большее количество участников рынка экспобизнеса осознают целесообразность применения логистического инструментария как фактора реализации конкурентных возможностей всех участников системы экспобизнеса в целом.
В современных условиях возрастает актуальность инновационного развития логистических систем выставочной деятельности и формирование цепочек поставок для принятия цифровых решений в экспобизнесе в целях оптимального взаимодействия таких его функциональных областей, как производство, транспортировка, обмен и потребление. В рамках логистических систем выставочной деятельности возникает потребность в создании цифрового пространства для конфигурации и мониторинга всей совокупности экономических потоков. Так, на основе технологий цифрового агрегирования бизнес-процессов планируется создание единой платформы, систематизирующей порядок подготовки и проведения выставочных мероприятий в режиме реального времени по критериям территориального расположения, стоимости участия за квадратный метр, количеству посетителей и экспонентов за прошлые отчётные периоды исходя из перспективности рынка для конкретного экспонента.
Таким образом, формирование и развитие логистических систем выставочной деятельности целесообразно для рационализации общих логистических издержек и максимизации прибыли как экспонентов, так и организаторов экспомероприятий. Эффективное развитие логистических систем выставочной деятельности предполагает реализацию следующих функций: обоснование мест дислокации элементов-звеньев; анализ инновационной роли выставок и их влияния на цифровую трансформацию инфраструктуры; развитие деловых связей и компетенций участников экобизнеса; повышение инвестиционной привлекательности территорий - мест проведения выставок; анализ эффективности складирования, перевозок и управления запасами; установление и развитие торгово-экономических связей, научно-технического сотрудничества предприятий; активизация конъюнктурообразую-щих параметров внутреннего рынка; повышение деловой активности в целом.
Библиографический список
1. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Торговое дело : учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2018.
2. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. — С. 233.
3. Афанасенко, И. Д. Организационная идея в логистике // Стратегии развития институтов коммерции. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
4. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок. — М. : Юрайт, 2016.
5. Симонов, К. В. Выставочная индустрия России под влиянием сил конкуренции // Современная конкуренция. — 2016. — Т. 10. — № 1 (55). — С. 67-81.
6. Юлдашева, О. У., Светуньков, С. Г., Пономарёв, О. Б. Теория посредника и маркетинговое поведение / науч. ред. Г. Л. Багиева, О. У. Юлдашевой. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015.
7. Багиев, Г. Л., Длигач, А. А., Мерффет, Х., Фритц, В. Диверсификация функций маркетинга и восприятие потребителем товарных ценностей: форсайт-технологии маркетинга в условиях построения системной экономики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С. 205-210.
8. Симонов, К. В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии. — М. : НИЦ : ИНФРА-М, 2014.
9. Карасёв, Н. В. Продажи и маркетинг в выставочном бизнесе. — М. : Статус Презенс, 2010.
10. Сандрикова, Д. В. Экспобизнес как логистическая система // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2017.
11. Борисова, В. В. Глобальные цепочки стоимости — евразийский срез // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях глобальной гиперконкуренции : мо-ногр. / под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Ми-ропольского, Т. А. Селищевой. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ 2017. — С. 635-641.
12. Основы логистики : учебник для вузов / под ред. В. В. Щербакова. — СПб. : Питер, 2009.
Bibliographic list
1. Aphanasenko, I. D., Borisova, V. V. Trade : textbook for high schools. — 2nd ed. — SPb. : Peter, 2018.
2. Aphanasenko, I. D., Borisova, V. V. Logistics in system of cumulative knowledge. — SPb. : Publishing house of SPbGEU, 2013. — P. 233.
3. Aphanasenko, I. D. Organizational idea in logistics // Strategies for development of commerce institutes. — SPb. : Publishing house of SPbGEU, 2010.
4. Lukinskiy, V. S. Logistics and supply chain management. — SPb. : Yurayt, 2016.
5. Simonov, K. V. Exhibition industry of Russia under influence of competition forces // Contemporary competition. —
2016. — Vol. 10. — № 1 (55). — P. 67-81.
6. Yuldasheva, O. U., Svetunkov, S. G., Ponomariov, O. B. Theory of mediator and marketing behavior / scientific ed. by G. L. Bagiev, O. U. Yuldasheva. — SPb. : Publishing house of SPbGEU, 2015.
7. Bagiev, G. L., Dilagach, A. A., Merffet, H., Fritz, V. Diversification of marketing functions and consumer perception of commodity values: foresight of marketing technology in conditions of building a system economy // Problems of modern economy. — 2014. — № 3 (51). — P.205-210.
8. Simonov, K. V. Modern expobusiness: business conditions and management technologies. — M. : SRC : INFRA-M, 2014.
9. Karasiov, N. V. Sales and marketing in exhibition business. — M. : Status of Presence, 2010.
10. Sandrikova, D. V. Expobusiness as Logistic System // Bulletin of Faculty of Management of SPbSEU. — 2017.
11. Borisova, V. V. Global value chains — Eurasian section // State and market: mechanisms and institutes of Eurasian integration in conditions of global hy-percompetition : monograph / ed. by S. A. Dyatlov, D. Yu. Miropolskiy, T. A. Se-lishchev. — SPb. : Publish of SPbGEU,
2017. — P. 635-641.
12. Basics of logistics : textbook for universities / ed. by V. V. Shcherbakov. — SPb. : Peter, 2009.