Научная статья на тему 'Цифровая трансформация логистических систем выставочной деятельности'

Цифровая трансформация логистических систем выставочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОБИЗНЕС / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTIC SYSTEM / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ЦИФРОВОЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / DIGITAL LOGISTICS SPACE / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / LOGISTICS FLOWS / EXPOBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Вера Викторовна, Сандрикова Динара Вагифовна

В статье рассмотрены возможности цифровой трансформации логистических систем выставочной деятельности. Отмечено, что каждая цифровая технология как открывает перед участниками логистической системы дополнительные возможности, так и создаёт определённые угрозы. Обращено внимание на построение критически важной цифровой инфраструктуры и выработку общего порядка защиты совместно используемых цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF LOGISTICS SYSTEMS OF EXHIBITION ACTIVITY

In the article possibilities of digital transformation of logistics systems of exhibition activity are considered. It is noted that each digital technology opens up additional opportunities for participants of the logistics system, as well as creates certain threats. Attention is drawn to the construction of a critical digital infrastructure and the development of a common procedure for protecting shared digital platforms.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация логистических систем выставочной деятельности»

Борисова В.В., Сандрикова Д.В.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности цифровой трансформации логистических систем выставочной деятельности. Отмечено, что каждая цифровая технология как открывает перед участниками логистической системы дополнительные возможности, так и создаёт определённые угрозы. Обращено внимание на построение критически важной цифровой инфраструктуры и выработку общего порядка защиты совместно используемых цифровых платформ.

Ключевые слова. Экспобизнес, логистическая система, трансформация, цифровое логистическое пространство, логистические потоки.

Borisova V.V., Sandrikova D.V.

DIGITAL TRANSFORMATION OF LOGISTICS SYSTEMS OF EXHIBITION ACTIVITY

Abstract. In the article possibilities of digital transformation of logistics systems of exhibition activity are considered. It is noted that each digital technology opens up additional opportunities for participants of the logistics system, as well as creates certain threats. Attention is drawn to the construction of a critical digital infrastructure and the development of a common procedure for protecting shared digital platforms.

Keywords. Expobusiness, logistic system, transformation, digital logistics space, logistics flows.

Современная выставочная индустрия (экспоиндустрия) образует важный сектор российской экономики, обеспечивающий межорганизационное и межфункциональное взаимодействие отраслей и регионов страны. Эта сфера экономики специализируется на организации работы торгово-промышленных выставок, проведении массовых мероприятий, связанных с демонстрацией и информированием широкой деловой общественности и бизнес-сообщества о товарах, работах, услугах в рамках единой производственно-сервисной выставочной системы. Развитие российской выставочной индустрии предопределяет необходимость поиска новых форм, инструментов, методов работы субъектов хозяйствования, участвующих в подготовке и проведении выставок.

В проведённых ранее исследованиях выставочная деятельность рассматривается в историческом контексте [1], в разрезе развития конкуренции в данном секторе экономики и действующих здесь конкурентных сил в условиях глобализации [2], с точки зрения теории и практики маркетинга [3, 4], коммерции и предпринимательства [5, 6]. Учёные обращают внимание на сложность выставочной деятельности, многоаспектность её субъектного состава, объединяющего множество взаимосвязанных и взаимозависимых организаций: инфраструктурных, строительно-монтажных, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих, сервисных, рекламных, консалтинговых, информационных, туристических, полиграфических, маркетинговых, аудиторских и др.

ГРНТИ 06.56.21

© Борисова В .В., Сандрикова Д.В., 2018

Динара Вагифовна Сандрикова - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Сандрикова Д.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 319-16-10. Е-mail: dinarasandrikova@gmail.com. Статья поступила в редакцию 17.04.2018.

Совместная деятельность этих организаций порождает возникновение множества материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков, сопровождающихся затратами, обусловленными их пространственным перемещением. Научно-практическое значение приобретает построение логистической системы выставочной деятельности и разработка механизма её практического применения [7]. Несмотря на то, что в настоящее время выставочная индустрия составляет лишь 0,1% ВВП страны, её деятельность привлекает около 10 млн посетителей в год, проявляющих интерес более чем к двум тысячам выставок. Выставочная деятельность расширяет границы конкурентной борьбы, способствует развитию внутриотраслевого, межрегионального и международного сотрудничества.

Участникам выставочной деятельности важно оперативно реагировать на вызовы времени, одним из которых является цифровая трансформация экономики, происходящая под воздействием масштабного распространения цифровых технологий.

Применение логистического инструментария к рационализации выставочной деятельности связывают с построением логистических систем, представляющих собой «совокупность (комплекс) активностей, построенных по закону подбора и закону меры, в которой части (элементы) целого не противостоят друг другу как противоречия» [8]. Границы таких систем определяются производственно -коммерческим циклом бизнес-процессов выставочной деятельности, включающим всю совокупность подготовительных, организационных, сервисных, инфраструктурных взаимодействий компаний, участвующих в подготовке и проведении выставок. Задачей такой системы является обеспечение наиболее полного учёта временных и пространственных факторов в процессе оптимизации логистических потоков для достижения поставленных целей.

Поскольку логистика входит в хозяйственную систему страны в качестве внутренней подсистемы, то ей присущи цифровые трансформации, происходящие в российской экономике. Следовательно, при переходе России к цифровой экономике необходима адекватная трансформация логистических систем, включая логистические системы выставочной деятельности.

Условиями реализации цифровой трансформации логистических систем являются: повышение прозрачности бизнес-процессов; устранение искусственных барьеров между участниками системы (звеньями), формирование нового пространства доверия между партнёрами. Цифровая трансформация логистических процессов в выставочной деятельности нацелена на минимизацию общих логистических издержек при поддержании заданного качества потоковых процессов на всех этапах производственно-коммерческого цикла экспобизнеса. Логистические затраты сопровождают все операции выставочного бизнеса, включая функции поиска и аренды помещений для размещения экспозиций; рекламно-информационные, сервисные функции, доставку товаров и др.

В содержательном плане цифровые трансформации логистических систем выставочной деятельности обусловлены внедрением информационных технологий и трансформацией на этой основе материальных, финансовых, сервисных потоков. Усложнение и инновационное наполнение логистических потоков объективно побуждает к смене логистических организационных форм. Чем сложнее потоковые процессы, тем в более развитой организационной форме они нуждаются. Появляются сверхсложные логистические системы кластерного типа, аккумулирующие новые знания и инновации. Инновационные изменения организационной формы при всех существенных трансформациях логистических функций и операций обеспечивают сохранение логистического образования.

Цифровые логистические системы выставочной деятельности становятся частью виртуального рынка. Виртуальная и дополненная реальность, в которую вовлечены различные инфраструктурные и поддерживающие организации, сервисные службы, поставщики и другие посредники, трансформирует способы взаимодействия друг с другом и с программными системами. Цифровая трансформация логистических систем выставочной деятельности предопределяет необходимость решения задачи внедрения сквозных информационных технологий, построенных на единой транспортно-логис-тической, производственной и торговой инфраструктуре, обеспечивающей сетевое взаимодействие бизнес-процессов и способствующей созданию «цепочек ценностей для клиентов». В рамках данной задачи актуальной становится разработка механизмов создания «умных» договоров, поиск новых стратегических направлений для инновационного развития логистических систем выставочной деятельности и формирование цепочек поставок для принятия цифровых решений в экспобизнесе в целях оптимизации взаимодействия таких его функциональных областей, как производство, транспортировка, обмен и потребление.

В рамках логистических систем выставочной деятельности необходимо обеспечение цифрового производства выставочных услуг и их цифровое проектирование. Перспективным является создание цифровых систем отслеживания материальных и иных потоков в логистических системах выставочной деятельности. Так, благодаря технологиям цифрового агрегирования бизнес-процессов, может быть создана единая платформа, систематизирующая порядок проведения выставочных мероприятий в режиме реального времени по критериям территориального расположения, стоимости участия за квадратный метр, количеству посетителей и экспонентов за прошлые отчетные периоды исходя из перспективности рынка для конкретного экспонента.

В широком понимании платформа представляет собой коммуникационную или трансакционную среду, участники которой извлекают выгоды от взаимодействия друг с другом. Цифровая платформа -явление более сложное. В нашем случае это модель взаимодействия выставочных компаний (коммерческие предприятия, для которых выставочная деятельность является основной) в рамках общей платформы для функционирования на цифровых рынках. Это своего рода виртуальная площадка, поддерживающая комплекс автоматизированных процессов экспобизнеса.

Поиск оптимального решения для каждого участника логистической системы выставочной деятельности обеспечивает интегрирование партнёров (звеньев логистической системы) с помощью единой цифровой платформы. Для создания такой платформы в выставочной отрасли потребуется масштабное внедрение цифровой технологии «Большие данные» (Big Data). С её помощью из независимых источников можно осуществлять обработку структурированных и неструктурированных данных, повышая эффективность управленческих решений.

Итак, в условиях цифровой трансформации логистика выступает драйвером инновационного развития выставочных систем, основанных на оптимизации логистических потоков и информационных связей, позволяющих решать как оперативные, так и стратегические задачи коммерческих субъектов; она затрагивает не только информационное поле данных систем, но и всё управление цепочками создания стоимости при организации выставочных мероприятий. «Изменения в глобальных цепочках стоимости создают прорывные инновационные технологии. Пространственное единство сферы производства и сферы потребления сопровождается трансформацией классических линейных моделей движения экономической материи в интерактивные инновационные модели, опосредующие инвестиционные, внутрипроизводственные, транспортно-складские, заготовительные и сбытовые процессы» [9, с. 639].

В таких условиях, прикладными задачами цифровой логистики становятся информационная поддержка процессов организации выставочной деятельности и сокращение временных, трудовых и финансовых потерь, связанных с поиском данных и формированием оптимальных схем партнерства в логистической системе выставочной деятельности.

Современная организация выставочной деятельности испытывает потребность в использовании информационно-аналитических систем и технологий для эффективного управления цепочкой бизнес-процессов, существующих в данной логистической системе. Такие решения содействуют обеспечению совместного создания ценности для всех звеньев системы. Их инструментами могут выступать: оптимизация информационного потока между участниками системы, увеличение числа лояльных потребителей выставочных услуг, повышение доходности мероприятий за счёт роста качества сервиса и сокращения времени исполнения выставочных услуг.

Основой стратегических решений в цифровой логистической системе является модель коллективных компетенций как симбиоз маркетингового и логистического инструментария экспобизнеса. Для её реализации менеджменту выставочной деятельности необходимы знания в области организационных технологий проведения крупных мероприятий, понимание инструментария маркетинга и сервисной логистики. Для эффективного функционирования предлагаемой модели требуется привлечение специалистов и экспертов, обладающих соответствующими знаниями и компетенциями. Многомерный объём данных формирует петли обратной связи инноваций - от звена к звену. При этом интеграционные инновационные процессы охватывают не только внутрисистемные связи, но и тесно взаимодействуют с внешней средой.

Разработка цепочек таких взаимодействий базируется на когнитивных матрицах информационных систем и когнитивных картах потоков создания ценности для клиентов. Это позволяет описывать причинно-следственные связи между бизнес-процессами в логистической системе выставочной дея-

тельности и её информационной подсистемой, обеспечивающими успешную реализацию функциональности цепочек создания стоимости.

Для формирования единого цифрового пространства в логистических системах выставочной деятельности в первую очередь необходимо проведение идентификации сложившихся цепочек компетенций и выявление факторов, влияющих на совокупный результат работы системы. Как правило, цифровые инициативы, реализуемые в выставочной деятельности, направлены на минимизацию логистических издержек за счёт внедрения унифицированных договорных единиц в складировании, транспортировке, упаковке, грузопереработке; унификации системы интерфейсов; объединения части задач управления процессами и функциями в единую подсистему; совместного использования критически важной инфраструктуры и гармонизации внутренних стандартов, включая регламенты, учитывающие интересы всех участников логистической системы.

Важно отметить, что положительная динамика в развитии цифровизации экспобизнеса возможна лишь в условиях фундаментального переосмысления и радикального изменения бизнес-процессов, включая поиск совместных инновационных логистических решений участниками системы. Сбалансированному развитию выставочной деятельности будет способствовать цифровая прозрачность (про-слеживаемость) товаров, работ, услуг, цифровых активов, цифровизация кооперирования участников транспортных коридоров, совместная разработка соглашений об обороте данных и администрировании логистических потоков.

Отметим, что к 2020 году к сети Интернет планируется подключение порядка 50 миллиардов устройств. Объединение этих устройств в одном информационном пространстве образует огромное хранилище информации, что, с одной стороны, открывает массу возможностей для развития логистических систем выставочной деятельности, а с другой стороны порождает новые угрозы и опасности. Международный аспект цифровой трансформации логистических систем выставочной деятельности способен привлечь внимание широкой международной общественности и зарубежных партнёров к сотрудничеству в экспобизнесе.

Однако при проектировании логистических систем цифрового типа важно определить критические цифровые инфраструктуры (совместно используемые и обеспечивающие интеграционные процессы), выработать общий порядок их защищённости, включая (при необходимости) создание и внедрение международной защиты протоколов и процедур совместного использования цифровых платформ. В концептуальном плане должна быть определена совокупность направлений, обеспечивающих устойчивость функционирования цифрового логистического экспопространства по отношению к воздействию внешних угроз и внутренних неблагоприятных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Торговое дело. СПб.: Питер, 2018. 384 с.

2. Симонов К.В. Выставочная индустрия России под влиянием сил конкуренции // Современная конкуренция.

2016. Том 10. № 1 (55). С. 67-81.

3. Юлдашева О.У., Светуньков С.Г., Пономарев О.Б. Теория посредника и маркетинговое поведение. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2015.

4. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Мерффет Х., Фритц В. Диверсификация функций маркетинга и восприятие потребителем товарных ценностей: форсайт технологии маркетинга в условиях построения системной экономики // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 205-210.

5. Симонов К.В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии. М.: ИНФРА-М, 2014. 656 с.

6. Карасев Н.В. Продажи и маркетинг в выставочном бизнесе. М.: Статус Презенс, 2010. 211 с.

7. Сандрикова Д.В. Экспобизнес как логистическая система // Вестник факультета управления СПбГЭУ. СПб.,

2017.

8. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

9. Борисова В.В. Глобальные цепочки стоимости - евразийский срез // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях глобальной гиперконкуренции: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 635-641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.