В. В. Борисова, Н. С. Печенко
ИНТЕГРАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются координационные работы и интеграционные функции, направленные на оптимизацию логистических экспортно-импортных потоков в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Показана роль международных транспортно-логистических посредников в глобальных цепях поставок. Усложнение международных торговых операций создаёт предпосылки для синтеза макрологистических систем меж-странового формата. В качестве примера такой системы рассмотрена логистическая система Евразийского экономического союза. Предложен организационно-экономический механизм регулирования логистической интеграции экспортно-импортных потоков в ЕАЭС; выявлены резервы логистического потенциала участников ЕАЭС.
Ключевые слова
Международная логистика, ЕАЭС, логистические экспортно-импортные потоки, организационно-экономический механизм, резервы логистической интеграции.
V. V. Borisova, N. S. Pechenko
INTEGRATION AND COORDINATION OF LOGISTICS FLOWS IN EURASIAN ECONOMIC UNION
Annotation
Article discusses the coordination work and integration functions aimed at optimizing the logistics of export-import flows in Eurasian Economic Union (EEU). Role of international transport and logistics intermediaries in global supply chains is shown. Increasing complexity of international trade creates the preconditions for synthesis of macrologistical systems across countries. Logistics system of Eurasian Economic Union is considered as example of such a system. Organizational and economic mechanism for regulating the logistical integration of export-import flows into EEU has been proposed; identified reserves of logistics potential of participants of EEU.
Keywords
International logistics, EEU, logistic export-import flows, organizational and economic mechanism, reserves of logistical integration.
Введение
Комплексное и системное развитие торгово-экономических процессов в рамках Евразийского экономического пространства, обусловливает необходимость поиска новых управленческих решений, направленных на оптимизацию материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков в международных цепях поставок. Сложность и многогранность международных систем
поставок настолько велика, что круг вопросов, относящихся к данной проблематике, выделен в самостоятельный предмет изучения — международную логистику. В условиях глобализации рынков сбыта, снабжения, производства, рабочей силы и капитала существенно изменилось понимание международной логистики от «связанной совокупности специфических международных логистических функций, обеспечивающих
поддержку (осуществление) международного бизнеса» [1, с. 17], до логистики глобальных цепей поставок (глобальной логистики), направленной на интегрированное управление и координацию международной торговли [2].
Ключевую роль в глобальной логистике приобрёл фактор регионализации и расширение рынков за пределы национальных границ. Это обстоятельство стало основой для создания целого ряда региональных, межрегиональных, межстрановых и межконтинентальных логистических структур. Известны успешные примеры макрологистиче-ских систем межконтинентального характера, усиливающие тенденцию глобализации. Наконец, существенное значение для развития глобальной логистики имеют процедуры, связанные с «переходом к качественно новому типу интеграционных структур — экономическому союзу» [3, С.253].
Снятие торговых, таможенных, финансовых, транспортных и других барьеров на пути развития международной торговли существенно облегчает экономические, социальные политические взаимоотношения стран участниц союза, порождая, впрочем, новые вызовы и противоречия, обусловленные недостаточной проработкой управленческих функций. Ныне вторым по величине межстрановым экономическим объединением после Европейского, стал Евразийский экономический союз. Договор стран-участниц Евразийского экономического союза состоит из: целей и задач интеграции партнёров, а также регламентов экономического взаимодействия на основе зафиксированных обязательств. Движущей силой международных интеграционных процессов становится логистическое управление глобальными цепями поставок. Практика свидетельствует о том, что ещё не все барьеры сняты на пути развития международной логистики и управления цепями поставок, в том
числе и в рамках Евразийского экономического союза. Это обстоятельство предопределяет необходимость поиска дополнительных резервов оптимизации логистических потоков в Евразийском экономическом пространстве.
Исследовательские данные и обсуждение
Предметная область международной логистики не получила общепринятого определения и во втором десятилетии XXI века. Однако, исходя из предметной области науки логистики, которая исследует поточную форму организации экономической материи в хозяйственных системах разного уровня, можно заключить, что в случае с международной логистикой, концентрация внимания должна быть на потоках. Итак, под предметом изучения международной логистики будем понимать оптимизацию потоковых процессов в хозяйственных системах международного уровня. Логистические потоки в международных системах хозяйствования приобретают особый вид. Можно говорить об экспортных и импортных логистических потоках в международной торговле и их классификации, с точки зрения ввоза в страну и вывоза из страны различного рода товарно-материальных ценностей [4, с. 118-130].
Поскольку экспортные и импортные логистические потоки сопряжены с затратами, то оптимизация последних и преобразование их в результаты становится ключевой задачей синтеза международных логистических систем. В таких системах важное место отведено международным канальным посредникам: экспедиторам, транспортным компаниям, внешнеторговым операторам, брокерам, мультимодальным координаторам и др. Здесь они выступают в роли звеньев логистической системы, интегрированных экспортно-импортными потоками.
Особая роль в глобальных логистических системах отведена транс-портно-логистическим международным
канальным посредникам. Об этом свидетельствует проведённый нами факторный анализ международных торговых операций стран-участниц ЕАЭС. Обычно эти посредники выполняют множество логистических операций, включая квотирование грузовых перевозок; подготовку торговых и таможенных документов, сертификатов, товарно-транспортных документов; получение экспортных лицензий, приходных документов; предоставление складских и погрузочно-разгрузочных услуг; страхование, расчёты с партнёрами и др.
Результаты анализа показали, что «транспортно-логистический потенциал Евразийского экономического союза подвержен влиянию множества внешних и внутренних факторов: изменение направлений и появление новых глобальных цепей поставок (Северный морской путь, Новый шелковый путь); конъюнктурные колебания на сырьевых рынках; противоречивость интересов стран-участниц и др. В то же время ЕАЭС имеет серьёзные конкурентные преимущества, которые обусловлены географией расположения союза, отраслевыми особенностями цепей поставок на территории ЕАЭС и уровнем развития рынка логистических и транспортных услуг» [4]. Воздействие этих факторов обусловлено особенностями экспортно-импортных операций в глобальных системах поставки, усложнением схем товародвижения и возрастанием объёма информации, включая более сложный документооборот, что требует адекватного администрирования (регулирования) логистических потоков.
Роль администрирования логистических потоков, и в частности, регулирования их со стороны таможенных органов сводится к упорядочению экспортно-импортных операций; защите потребителей; предотвращению контрабанды товаров, запрещённых к ввозу и вывозу; противодействие протекционистской политике в отношении «своих» производите-
лей и посредников, участвующих в глобальных системах поставок.
Обеспечение эффективного функционирования такой сверхсложной, стохастической макрологистической системы как ЕАЭС мы связываем с глобальным менеджментом цепей поставок и комплексной интеграцией торгово-экономических процессов, способствующих достижению экономических, экологических, социальных и технологических целей стран-участников этой системы.
Предпосылки для достижения обозначенных целей логистической системы ЕАЭС создают: свобода выполнения функций логистическими посредниками; упрощение таможенных формальностей; возможность консолидации (разукрупнения) партий грузов; сокращение логистических издержек; тестирование, квотирование, реэкспорт товаров на льготных условиях; упрощение процедур хранения и др.
Выполнение заданных целевых результатов функционирования логистической системы предопределяет поиск оптимального соотношения связки параметров «затраты — результаты». «С позиции теории оптимизации это означает, либо получение наибольшего результата при заданных затратах, либо получение заданных результатов при наименьших затратах». В связи с этим возникает необходимость идентификации затрат, сопровождающих экспортно-импортные потоки в рамках логистической системы ЕАЭС. Эта работа осложняется стоха-стичность параметров системы и динамикой такой характеристики, как «время». Затраты сегодня оцениваются иначе, чем затраты, произведённые вчера или отложенные на завтра. Поэтому требуется комплексная характеристика затрат в определённом временном интервале и учёт их фазовой декомпозиции, видовой структуры, взаимосвязей и взаимозависимостей [5, с. 53].
Затраты на формирование логистической системы ЕАЭС определяются
исходя из совокупности обеспечивающих подсистем (рычагов), включённых в её организационно-экономический механизм: финансово-экономической; организационно-правовой; информационно-технологической; кибербезопас-ности; экологической.
Результаты
Структуру организационно-экономического механизма регулирования логистической интеграции экспортно-импортных потоков в ЕАЭС представим в виде нескольких подсистем, реализующих обозначенные цели (рис. 1).
ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕ СКИИ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ПОТОКОВ В ЕАЭС
I I
Цель механизма: максимизация эффекта логистического управления и достижение стратегических установок логистической системы ЕАЭС
Субъекты механизма:
государственные органы власти. * ^ субъекты предпринимательства ^
Объект управления:
экспортно- импортные логистические потоки
РЫЧАГИ МЕХАНИЗМА
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОРГАНЖАЦИОННО-ПРАВОВОЙ
КИБЕРБЕЗОПА
сности
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
1С
ЭКОЛОГИЧЕСКИМ
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА
/^Интегрирование
партнеров (звеньев логистической системы) с помощью единой цифровой платформы, цифровизация
логистических процессов,
интеграция производителей и превращение логистических посредников в системных интеграторов, применение
логистических технологий
Государственные и частные инвестиции; система контроля за инвестициями; КР1, управление возвратными потоками: ускорение движения потоков и эффективное использование
специализированной техники, необходимой для: транспортировки и грузопереработки товарно-материальных ценностей
Рисунок 1 — Схема организационно-экономического механизма регулирования логистической интеграции экспортно-импортных потоков в ЕАЭС
Решение проблемы синтеза оптимального организационно-экономического механизма регулирования логистической интеграции экспортно-импортных потоков в ЕАЭС сопряжено с разработкой соответствующей экономико-математической модели (группы моделей), позволяющей описать объект исследования в формализованном виде, определить его качественные, количественные характеристики и реализовать целевые установки. Задача построения
такой модели усложняется многокрите-риальностью (векторным характером) целевой функции. За критерий оптимальности системы примем экстремум показателя Z, максимизирующего эффект от управления логистической системой ЕАЭС. Максимизация целевой функции Z системы осуществляется за счёт достижения вектора целей: экономических, экологических, социальных и технологических. То есть мы имеем дело с многокритериальной целевой
функцией. Достижение заданной целевой функции потребовало определения весовых характеристик каждого критерия и учёта ресурсных ограничений модели: материальных, технологических, финансовых, трудовых и др.
Дальнейшая детализация синтеза логистической системы ЕАЭС связана с разработкой мероприятий, обеспечивающих реализацию логистических резервов оптимизации экспортно-импортных потоков в рамках предложенного организационно-экономического механизма. Выделим наиболее значимые: повышение качества транспортно-логистического обслуживания глобальной цепи поставок; внедрение цифровых интегрированных платформ управления логистическими экспортно-импортными потоками; рационализация полного логистического и производственно-технологического цикла за счет оптимизации внутренних процессов ранее независимых предприятий и внедрения сквозного планирования указанных потоков, включая обмен информацией в рамках цифровой платформы; формирование эффективной системы администрирования (регулирования) логистических потоков за счёт рационализации работы таможенных органов управления; внедрение эффективных логистических технологий, унификации, стандартизации и сертификации логистических процедур.
Основные ожидаемые результаты от запуска организационно-экономического механизма регулирования логистической интеграции экспортно-импортных потоков в ЕАЭС следующие: развитие производительных сил участников логистической системы за счёт совершенствования производственно-технической базы и рационализации полного логистического цикла, создания современных цифровых платформ, инновационных коммуникаций и транс-портно-складской инфраструктуры; решение социально-экономических задач стран-участниц ЕАЭС, за счёт создания
новых рабочих мест и привлечения дополнительных инвестиций в логистику; повышение качества транспортно-логистического обслуживания международной торговли за счёт внедрения цифровых технологий и формирования эффективной системы мониторинга товародвижения; решение экологических и ресурсосберегающих задач, за счёт уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду, рационального регулирования логистических экспортно-импортных потоков; экономия материальных и финансовых ресурсов за счёт значительного сокращения запасов в сфере обращения, ускорения оборачиваемости ресурсов и снижения логистических издержек, стандартизации управленческих процедур.
Выводы
Высвобождаемые материальные и финансовые ресурсы могут быть направлены на решение приоритетных задач социально-экономического развития стран-участниц ЕАЭС. В результате интеграции и координации логистических потоков в Евразийском экономическом союзе ожидается повышение социально-экономического развития всех стран-участниц:
1. Стабильное развитие и повышение конкурентоспособности экономики каждого государства-члена ЕАЭС на международной арене за счёт эффекта от синергии.
2. Повышение качества логистического обслуживания за счёт внедрения инноваций и существенного улучшения транспортной инфраструктуры.
3. Рост ВВП государств-членов ЕАЭС на основе логистической интеграции и внедрения инноваций.
4. Обеспечение благоприятных условий и формирование законодательной базы для совместных интеграционных процессов государственного регулирования в таможенной сфере.
5. Формирование благоприятного климата для привлечения инвестиций и
формирования финансовой базы на обновление логистической инфраструктуры, создание новых рабочих мест.
6. Обеспечение социального и экологического эффекта на основе создания единой политики в области страхования национального благосостояния, создания единого экологического плана и совместной энергетической стратегии.
Основными составляющими эффекта от логистической интеграции государств-членов ЕАЭС являются:
- улучшение качества логистической интеграции участников цепей поставок путем выстраивания партнерских отношений и согласования взаимных экономических интересов;
- снижение общих, операционных и трансакционных издержек, в том числе затрат на транспортировку и выполнение заказов потребителей;
- обеспечение выполнения заказов точно в срок, своевременное и полное удовлетворение потребностей и заказов потребителей;
- увеличение количества предоставляемых услуг, улучшение качества логистического сервиса;
- точность, коммуникационная надёжность и информационная поддержка;
- сокращение сроков проведения таможенных операций за счет координации в области таможенного дела;
- проведение таможенных операций без участия должностных лиц на основе информационных систем;
- охрана окружающей среды, защита рынка от некачественной и опасной продукции на основе реализации единой системы прослеживаемости товаров;
- создание института 4РЬ-провайдера, обеспечивающего координацию и взаимодействие транспорта;
- внедрение информационно-управляющих систем на основе логистических систем платформенного типа;
- повышение ВВП государств-членов ЕАЭС за счет увеличения объе-
мов взаимной и трансграничной торговли, увеличения экспорта продукции;
- развитие транспортно-логисти-ческой отрасли, сети автомобильных дорог, сети железнодорожных дорог, терминальных комплексов на территории государств-членов ЕАЭС;
- сокращение времени доставки товаров морским транспортом на основе развития Северного Морского пути;
- популяризация профессии и повышение квалификации персонала транспортно-логистической отрасли;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение климата в государствах-членах ЕАЭС.
Наилучшее решение интеграционных задач взаимодействия участников логистической системы ЕАЭС возможно в условиях организации единой цифровой информационной платформы, построенной на протоколах согласования документооборота и нормативно-правовой базы [6].
Таким образом, единое цифровое информационное пространство ЕАЭС, являясь одновременно составной частью системы управления экономическим союзом, играет интегрирующую роль в оптимизации экспортно-импортных потоков, увеличивая потенциальные возможности более рационального решения стратегических целей развития логистической системы.
Библиографический список
1. Черенков, В. И. Основы международной логистики : учеб.-метод. пособие. — СПб. : Изд-во СПбУ, 2016.
2. Смирнова, Е. А. Управление глобальными цепями поставок: торгово-экономический подход. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014.
3. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Торговое дело : учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2018.
4. Борисова, В. В., Печенко, Н. С. Рационализация экспортно-импортных логистических потоков в Евразийском экономическом союзе // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2018. — № 1-2. — С. 118-130.
5. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013.
6. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Цифровая логистика : учебник для вузов. — СПб., 2019.
Bibliographic list
1. Cherenkov, V. I. Fundamentals of international logistics : textbook. — SPb. : Publishing house of SPbU, 2016.
2. Smirnova, E. A. Management of global chains of deliveries: trade and economic approach. — SPb. : Publishing house of SPbSEU, 2014.
3. Afanasenko, I. D., Borisova, V. V. Trade business : textbook. — 2nd prod. — SPb. : Peter, 2018.
4. Borisov, V. V., Pechenko, N. S. Rationalization of export-import logistic streams in Eurasian Economic Union // Scientific review. Series 1. Economy and right. — 2018. — № 1-2. — P. 118-130.
5. Afanasenko, I. D., Borisova, V.V. Logistic in system of cumulative knowledge. — SPb. : Publishing house of SPbSEU, 2013.
6. Afanasenko, I. D., Borisova, V. V. Digital logistics : textbook. — SPb., 2019.
Н. А. Димитриади, Т. О. Глечикова АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье представлен алгоритм формирования стратегии развития университета, реализация которого обеспечит обоснованную разработку функциональных стратегий (образовательной, научной и профориентационной). Применялся метод экспертного опроса, направленный на выявление факторов, оказывающих влияние на набор абитуриентов и финансирование научных исследований.
Ключевые слова
Стратегия развития, функциональные стратегии, научная стратегия, образовательная стратегия, стратегия привлечения абитуриентов.
N. A. Dimitriadi, T. O. Glechikova ALGORITHM FOR DESIGNING THE UNIVERSITY DEVELOPMENT STRATEGY
Annotation
Article presents the algorithm for the formation of university development strategy ensuring the reasonable development of functional strategies (educational, scientific and vocational guidance ones). Expert method was applied, aiming at identifying the factors affecting the recruitment of applicants and financing of scientific research.
Keywords
Development strategy, functional strategies, research strategy, education strategy, strategy of attracting entrants to universities.
Введение