ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 331 ХАДЖ АЛ ОВА ХАДИЖА ТМАГОМЕДОВНА
д.э.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДФИЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
DOI:10.26726/1812-7096-2022-10-5-10 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье представлен анализ основных теорий, концепций и подходов, используемых при изучении интеллектуального потенциала. Показано, что изучение интеллектуального потенциала, его состояния на данный момент является важной научно-практической задачей, решение которой возможно только с использованием междисциплинарного подхода. Анализ реалий современной социальной жизни и ее требований к человеку позволил уточнить и конкретизировать содержание категории «интеллектуальный потенциал», акцентировать внимание на некоторых его составляющих. Делается вывод о том, что существующий уровень интеллектуальных возможностей человека является результатом его развития. А именно определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют формированию интеллектуального потенциала населения, а также реализации его возможностей в производственной, управленческой, социальной, культурной и иной деятельности.
Ключевые слова: интеллект, потенциал, образование, человеческий капитал, интеллектуальный потенциал.
KHADZHALOVA KHADIZHATMAGOMEDOVNA
Dr.Sc. of Economics, Leading Researcher at the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences,
e-mail: [email protected]
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES OF FORMATION INTELLECTUAL POTENTIAL
Abstract. The article presents an analysis of the main theories, concepts and approaches used in the study of intellectual potential. It is shown that the study of intellectual potential, its state at the moment is an important scientific and practical task, the solution of which is possible only with the use of an interdisciplinary approach. The analysis of the realities of modern social life and its requirements for a person made it possible to clarify and concretize the content of the category "intellectual potential", to focus on some of its components. It is concluded that the existing level of intellectual capabilities of a person is the result of his development. Namely, certain efforts on the part of such social institutions as the family, education, and the state contribute to the formation of the intellectual potential of the population, as well as the realization of its capabilities in production, management, social, cultural and other activities. Keywords: intelligence, potential, education, human capital, intellectual potential.
Введение. Стратегический ориентир страны, направленный на выход России на мировой уровень в области приоритетных исследований и разработок, был заложен еще Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Достижение данной цели предполагает наличие качественного человеческого потенциала. Однако серьезное отставание российской экономики в научно-технологическом развитии привело к значительному ослаблению научно-технического развития страны, снижению качества населения, связанного прежде всего со снижением его интеллектуальной составляющей [21].
Интеллект (от лат. ^еПейш - ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) определяется как мыслительная способность человека, разум, уровень умственного развития [24; С. 255]. Схожее толкование дается и в словаре иностранных слов: «ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека» [23]. С. И. Ожегов в своем толковом словаре русского языка определил составляющие интеллекта: «знания и умственные способности, достаточные условия выполнения интеллектуальным потенциалом функции - быть основой мыслительной деятельности, т. е. решения практических или теоретических задач с требуемой эффективностью» [18]. Словари схожи в одном: интеллект - это мыслительная способность человека.
Говоря об интеллекте как некоторой способности, многие ученые опираются на его адаптационное значение. Так, В. Штерн определял интеллект как некую общую способность приспособления к новым жизненным условиям [3].
Категория «потенциал» широко применима во многих областях знаний (физико-математические, химико-биологические, физико-технические, экономические науки) и, соответственно, носит общенаучный характер. Потенциал (в пер. с лат. potentia - сила) -«средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы ... для достижения определенной цели ... » [5].
Основная часть. Актуализация понятия «интеллектуальный потенциал» - есть результат научного осмысления социально-экономической практики ведущих мировых стран, аккумулирующий в себе важнейшие положения многих теорий, получивших развитие в середине ХХ века (см. табл. 1).
Периоды Предпосылки
XVIII в Классическая экономическая теория Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста. Становление машинного производства, основанного на достижениях науки, потребовало подготовки квалифицированных кадров Возникновение новых отраслей науки
XIX в Неоклассическое направление экономической мысли Изменение энергетической основы производства, переход к использованию в промышленных масштабах электрической энергии. Появление новых отраслей промышленно-стп
XX в Теория человеческого капитала Глубокие преобразования в производительных силах общества, в результате НТР 50-60 тт., усиление роли и значения личности человека в экономике, уровня его образования. научных знании, опыта и квалификации. Нарастающий прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.
к. XX - н XXI вв Теория экономики знании Существенные научно-технические изменения в структуре экономики н радикальный рост (более 70?» ВВП) сферы услуг в развитых странах. Качественные изменения в обществе и экономике связаны с изменениями в содержании труда. Мощное нарастание роли творческой деятельности приводит к изменениям и факторов производства н его структуры
Источник: [13; С. 56.].
Теория человеческого капитала признается наиболее значимой для понимания экономической сущности интеллектуального потенциала. Так, согласно данной теории, доход человеку приносят знания, умения и навыки - все то, что непосредственным образом составляет суть
интеллектуальных свойств личности [2]. По мнению Г. Беккера, «человеческий капитал есть функциональная составляющая инновационного производства («знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами») [2; С. 332]. Из чего можно заключить, что «интеллектуальная активность является компонентом, отличающим способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса «капитализации» интеллектуальных способностей к труду» [27].
Опми нолями Форжушфомл Еристллтегш
Фшмафсжжй Некая »бстракшм мнтория. .пиленная ™мч>6л«111 тичиткгл ю щит, ни лммшия лшачмьфш сиадь 1¥ЛЬНУК> Я|ЛУ [1] [|ЩЛВ11ЛУА1ЫШ ступень МЬЛЛ.КИПЧ ШНТг-ПСКИ 61 чип '1-1 II фСфШ1№7Г* В НЧШЛНПВШ Шк ЧПСТНЧ С[И>С0<-ноь!ь ми.:ыжцкпх ля1с 1 шис |[ ыырнжггсля с!и-гийше^начлмыл фцршак^с\1ивах_ пшВпЛвл. ^кдхи 1 [ 19) Открытая лзшлчичиы «НЫ1 к0ГНЛТ||ВНЙ-К|МаТ1ЕВНМ ОНаЫЫ Л уИСПиМШЯ £лои>6и«тп такми) 1 ПНШЧТЭО-ЦЯтОЖГН*»! ИКИНОГТНЖ УСТ?и™ыМ[Я(ЧЛВа||П0НЛБ1С Х-ЧЧКТСЛКШЫМ ИКЖ№ ЩШ |.нс'| Ф Лкшшь'ким П.Т. ^в ШарлсЛ ОЛ.Шш
ПеЛИПУТПЧГСРПЙ У ровен* ПМН*В*|Г.1ЬН0Й Н1ШИП1НКП, М'№1К > ЧС1 ЕСННС-"| МК.ТЬНОСТЛ, Ц'Ц-П-НЬ УЖТБ?НН0П ■! кГЛВИ«ТП IIH.7linil.L4ll ВЛ 0ОЩЛ-ЦЯ Компетентность, 1"нпипят1"в», »¿чктм, пидретуяов! ■ тшшнп склил ун». инорь* к»р>к"терг"уют ■урч-йсмт. рщшгпи шцпш^тупльпих гнхеллегтуи-ищ]* влшожчоот™ [4| гп покути гот п, т^.тппе'гесЕИ^ штерлилых м фиыписопмх регурсов, кптпрде шгт :им 1 .пук тонй гпяип-мп\ ыеж^у ейом! «пастях лптеллесгуллыкщ жшиси онпегты лаутс м оЁринлмиг [12] ечнйкупнгстъ теаретлтетге мимм;) п|ихпгк<:клпп опыта и ||м:м?|| туальпих солссоютст«! ргАотоша [9'] АЛ, Су4»ПФ Л.Е. Бйгпчвп=т-к«ч В.Х. Лвисвн П.Л. Лдтрситъ«
Сэ|1||4.Ш<0- иговомгсккпА Скпш ч: Н"Ш'.-НИ ¡1 по гоыау проиисоствя новых, щ и обопшняных 1 очнив ичн ы м шлнлА и интеп пе* гульн ы\ спмвбисетей титпцуучо». кмпеппво» п обшествв в испои обеспеигвиъуст-ойчпволвсищхииое л ебмтеп- ■0гнрии]юл:|ы|.,-лллю|и.1ь||о|о йаин'звл м.1 ||*м-.'|к:м|:: ч~: л;к?:|?ш|л ^лр^и^.ч^пи^м |ерр<||||рЛЛ. ^^(илиашгесЯ В ^ЛэСо&НисСв /ЭНи^Л к исиилиУи н!аш1й. Нл ГЁ-Нгрглмк 11 Ш^НШ ;Н;|н|и"|. 14ЧЛМИ||А. ||рил кТ^. чл№КШШХ уСТОПЧИ6(те р*£Ш|р«Ы-ног ]| гаапанс|нщшо^1 кч'илг: гьо.к гпч ищрюиа/п пото олптствп. фор\ы[]и1омр=тося гли пдРПНЩПМ веппвп-г= е и: ■ сшиыыгсюкплсшпегкюс. ■. ■.■и: ||1г, л1т;-_пм 1|[ шушв-верзкшптрлыигч фгктаров [11] Огпои ьввохушеогть р^'\р:ои оо1пгсткл|иго прол1вв.зс1м. кс-сорпв вк-км:г^ 1 литерпа.илыг. прирсииыг. ]рул]вш;. финансовые м шсфоршЕлнкмыц рчс>ргы л харис]«р|пуч| юиш« соссоишв збьекы. на основании мторого нш9 ("яимо отфглпптъ церсщялцвнви ще.цг 14] СануткпишшИ ум*ли(1. нлшуов.^шховносмй лнлшша. ршвидокцсаш теившаитого уровня л ыв и'ьясмыл в гч)0п№£- >|&11сс1 всн.чм0 □ ромэво.стн с 1х.1вю vл.-впствск^сн! 14 iiн 1 срсс-с-з. ii |№тр«6л№т«й ролл-цып стоъектп хогпГссиоппмля 171 А 11 ТэтАрсмн Г.В. Б.л. Пгзлиив ЕЛО. М*^>|:инлыл
Источник: составлено автором.
Систематизация исследования сущностного содержания категории «интеллектуальный потенциал» представителей различных школ и различных областей знаний позволила выделить три теоретико-методологических подхода (философский, психолого-педагогический и социально-экономический) к исследованию данной категории (см. табл. 2).
Из представленного анализа социально-экономической сущности категории «интеллектуальный потенциал», свидетельствующего об отсутствии единого определения и наличия нескольких разных подходов к его оценке, можно заключить, что в своем большинстве «наибольшей эвристической ценностью обладают формулировки, в которых выделяется когнитивно-креативная составляющая, ориентирующая человека на практическое применение знаний и умственных способностей» [22, С. 9; 28, С. 30]. Таким образом, интеллектуальный потенциал есть скрытая возможность, заложенная в человеке, которую необходимо формировать в направлении, необходимом обществу, для дальнейшего его совершенствования.
В зависимости от объекта исследования, т. е. определения, кому принадлежит интеллектуальный потенциал (конкретной личности, коллективу организации, обществу, региону или стране в целом), выделяют: микроуровень (индивид - личность/человек), мезоуровень (коллектив - предприятие, организация) и макроуровень (общество/население - регион/ страна) (см. рис. 2).
В состав оценочных личностных составляющих интеллектуального потенциала отнесены «когнитивные способности (знания, умения, способности, навыки, ценности), то есть система духовных образований, в которой на личностном уровне отражены результаты познавательной и активно-преобразующей деятельности человека» [25, с. 71]. Помимо когнитивных спо-
Рис. 2. Уровни исследований интеллектуального потенциала [13].
Интеллектуальный потенциал в разрезе отдельной компании или организации следует рассматривать как «совокупность имеющихся интеллектуальных активов фирмы (интеллектуальная собственность, накопленные базы знаний, полезные отношения с другими субъектами» [16, с. 40]. А также как «совокупность человеческих (квалификационные и творческие) и управленческих (управленческая идеология, формальные и/или неформальные отношения, уровень индивидуального и организационного развития) способностей» [11, с.18].
Заключение. Проведенный в ходе исследования анализ основных теоретико-методических подходов, концепций, теорий к оценке категории «интеллектуальный потенциал» показал, что изучение данной категории, ее состояния, ее определяющих, - задача научно-практического характера, и для ее решения требуется использование междисциплинарного подхода.
Наиболее точным, полным, на наш взгляд, является определение, данное Г.В. Леонидовой, рассматривая интеллектуальный потенциал как «свойство населения определенной территории, заключающееся в способности людей к освоению знаний, их генерации и творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов, обеспечивающих устойчивое расширенное и сбалансированное воспроизводство национального богатства, формирующегося при комплексном воздействии социально-экономических, социокультурных и научно-образовательных факторов» [13]. В данном определении актуализированы такие обязательные для понимания категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности); при этом не игнорируются носители интеллектуального потенциала, поскольку это свойство населения.
Основным результатом исследования является вывод о том, что существующий уровень интеллектуальных возможностей личности (коллектива, общества) является результатом развития. А именно определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья,
Литература
1. Аквинский Ф. Сочинения. - М. : Едиториал УРСС, 2002. - 264 с.
2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход /Г. Беккер // Избранные труды по экономической теории / сост. Р.И. Капелюшников. - М. : ГУ-ВШЭ, 2003.
3. Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллект // Аналитика культурологии. - 2009. - № 14. - С. 73-75.
4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Л. Б. Богоявленская;
отв. ред. и авт. предисл. Б.М. Кедров. - Ростов-н/Д. : Изд. Рост, ун-та, 1983. - 173 с.
5. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. - Т. 20 / под ред. А.М. Прохорова. Изд. 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
6. Иванцов В. А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2003. - 24 с.
7. Ильин В. А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3.
8. Кудина М. В. Управление интеллектуальным потенциалом компании как элемент корпоративного управления / М. В. Кудина // Государственное управление: Электронный вестник. - 2010. Вып. 22. -Март.
9. Лаврентьев В. А., Шарина А. В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития // Креативная экономика. - 2009. - № 2(26) - С. 83-89. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www. creativeconomy.ru/articles/2173/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Лагутина Л. Г. Управление интеллектуальным потенциалом региона в условиях формирующейся инновационной экономики: макроэкономический аспект: автореф. дис. ... к.э.н. /Л.Г. Лагутина. - М.: НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права», 2009.
11. Лайчук О. В. Интеллектуально-информационный потенциал: вопросы теории и практики: монография / О. В. Лайчук, Л. А. Николаева. - Иркутск: Изд-во ВГУЭП, 2009.
12. Левашов В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование //Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - С. 41-40.
13. Леонидова Г. В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). -С. 52-71.
14. Макрусев В. В. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: монография / В. В. Макрусев, А. А. Пауков. - М.: РТА, 2005.
15. Максименко И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона: автореф. дис. ... к.э.н. (08.00.05). - Пермь, 2010.
16. Мартынов А. Ф. Воспроизводство интеллектуального потенциала: оценка, моделирование, методология управления: автореф. ... д.э.н. (08.00.05) / А.Ф. Мартынов. -М., 2008.
17. Марусинина Е. Ю. Управление интеллектуальными ресурсами предприятия в рамках реализации концепции внутриорганизационного маркетинга: автореф. дис. ... к.э.н. - Волгоград, 2007. - 24 с.
18. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// gufo.me/dict/ozhegov?ysclid=l7ah0g6l76554705888 (дата обращения 27.08.2022), свободный. - Загл. с экрана.
19. П. Т. де Шарден. Феномен человека / П. Т. де Шарден. - М.: Прогресс, 1987.
20. Регулирование инновационных процессов в регионе / под ред. Г. А. Краюхина. - СПб.: СПбГИЭА, 1997.
21. Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России / Н. М. Римашевская. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm, свободный. - Загл. с экрана.
22. Римашевская Н. М. О методологии определения качественного состояния населения / Н. М. Римашевская //Демография и социология. - 1993. Вып. 6.
23. Словарь иностранных слов под редакцией И. В. Лехина и проф. Ф.И. Петрова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=671895&pg=2 (дата обращения 27.08.2022), свободный. - Загл. с экрана.
24. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. -М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
25. Сохань А. В. Интеллектуальный потенциал личности / А.В. Сохань // Социальная структура социалистического общества. -М.: Наука, 1983.
26. Субетто А. И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания: Автореф. дисс...д-ра филос. наук. -Н. Новгород: НГАСА, 1995. - 65 с.
27. Татаркин А. И. Интеллектуальный ресурс общества: сущность, классификация и роль в социально -экономическом развитии // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 3 (12). - С. 6-22.
28. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Г. В. Леонидова, В. В. Давыдова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
29. Шакирова Д. М. Критерии оценки интеллектуального и образовательного потенциалов в информационном обществе / Д. М. Шакирова // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. - № 3.
30. Шилова О. В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шилова Оксана Владимировна; [Место защиты : Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2012. - 177 с.
References:
1.Akvinskij F. Sochineniya. - M. : Editorial URSS, 2002. - 264 s.
2. Bekker G. CHelovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod / G. Bekker // Izbrannye trudy po ekonomich-eskoj teorii /sost. R.I. Kapelyushnikov. - M. : GU-VSHE, 2003.
3. Biryukova A. Intellekt kak osnova razvitiya lichnosti: ponyatiya i opredeleniya intellekt //Analitika kul'turol-ogii. - 2009. - № 14. - S. 73-75.
4. Bogoyavlenskaya D. B. Intellektual'naya aktivnost' kak problema tvorchestva / L. B. Bogoyavlenskaya; otv. red. i avt. predisl. B.M. Kedrov. - Rostov-n/D. : Izd. Rost, un-ta, 1983. - 173 s.
5. Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya: v 30 t. - T. 20 /pod red. A.M. Prohorova. Izd. 3-e. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1975.
6. Ivancov V. A. Intellektual'nyjpotencial, faktory ego ispol'zovaniya: Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Kazan', 2003. - 24 s.
7. Win V. A. Intellektual'nye resursy kak faktor innovacionnogo razvitiya / V. A. Win, K. A. Gulin, T. V. Usko-va //Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2010. - № 3.
8. Kudina M. V. Upravlenie intellektual'nym potencialom kompanii kak element korporativnogo upravleniya / M. V. Kudina // Gosudarstvennoe upravlenie: Elektronnyj vestnik. - 2010. Vyp. 22. - Mart.
9. Lavrent'ev V. A., SHarina A. V. Intellektual'nyj potencial predpriyatiya: ponyatie, struktura i napravleniya ego razvitiya // Kreativnaya ekonomika. - 2009. - № 2(26) - S. 83-89. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:/www. creativeconomy.ru/articles/2173/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Lagutina L. G. Upravlenie intellektual'nym potencialom regiona v usloviyah formiruyushchejsya inno-vacionnoj ekonomiki: makroekonomicheskij aspekt: avtoref. dis. ... k.e.n. / L.G. Lagutina. - M.: NOU VPO «Moskovskij institut ekonomiki, menedzhmenta i prava», 2009.
11. Lajchuk O. V. Intellektual'no-informacionnyj potencial: voprosy teorii i praktiki: monografiya / O. V. La-jchuk, L. A. Nikolaeva. - Irkutsk: Izd-vo VGUEP, 2009.
12. Levashov V. K. Intellektual'nyj potencial obshchestva: sociologicheskoe izmerenie i prognozirovanie // Psi-hologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2009. - № 4. - S. 41-40.
13. Leonidova G. V. Intellektual'nyj potencial naseleniya: teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2014. - № 1 (31). -S. 52-71.
14. Makrusev V. V. Sistema transgranichnoj zashchity intellektual'noj sobstvennosti: monografiya / V. V. Makrusev, A. A. Paukov. - M.: RTA, 2005.
15. Maksimenko I. I. Upravlenie intellektual'nym potencialom regiona: avtoref. dis. ... k.e.n. (08.00.05). -Perm', 2010.
16. Martynov A. F. Vosproizvodstvo intellektual'nogo potenciala: ocenka, modelirovanie, metodologiya upravleniya: avtoref. ... d.e.n. (08.00.05) / A.F. Martynov. -M., 2008.
17. Marusinina E. YU. Upravlenie intellektual'nymi resursami predpriyatiya v ramkah realizacii koncepcii vnutriorganizacionnogo marketinga: avtoref. dis. ... k.e.n. - Volgograd, 2007. - 24 s.
18. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://gufo.me/dict/ ozhegov?ysclid=l7ah0g6l76554705888 (data obrashcheniya 27.08.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
19. P. T. de SHarden. Fenomen cheloveka / P. T. de SHarden. - M.: Progress, 1987.
20. Regulirovanie innovacionnyh processov v regione /pod red. G. A. Krayuhina. - SPb.: SPbGIEA, 1997.
21. Rimashevskaya N. M. Kachestvo chelovecheskogo potenciala v sovremennoj Rossii / N. M. Rimashevskaya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
22. Rimashevskaya N. M. O metodologii opredeleniya kachestvennogo sostoyaniya naseleniya / N. M. Rimashevskaya // Demografiya i sociologiya. - 1993. Vyp. 6.
23. Slovar' inostrannyh slov pod redakciej I. V. Lekhina i prof. F.I. Petrova. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://bookree.org/reader?file=671895&pg=2 (data obrashcheniya 27.08.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
24. Slovar' russkogo yazyka: V 4-h t. /RAN, In-t lingvistich. issledovanij; Pod red. A. P. Evgen'evoj. - 4-e izd., ster. -M.: Rus. yaz.; Poligrafresursy, 1999.
25. Sohan' A. V. Intellektual'nyj potencial lichnosti / A.V. Sohan' // Social'naya struktura socialisticheskogo obshchestva. - M.: Nauka, 1983.
26. Subetto A. I. Obshchestvennyj intellekt: sociogeneticheskie mekhanizmy razvitiya i vyzhivaniya: Avtoref. diss...d-ra filos. nauk. - N. Novgorod: NGASA, 1995. - 65 s.
27. Tatarkin A. I. Intellektual'nyj resurs obshchestva: sushchnost', klassifikaciya i rol' v social'no-ekonomicheskom razvitii // CHelyabinskij gumanitarij. - 2010. - № 3 (12). - S. 6-22.
28. Trudovoj potencial regiona: sostoyanie i razvitie / V. A. Il'in, K. A. Gulin, G. V. Leonidova, V. V. Davydo-va. - Vologda: VNKC CEMI RAN, 2004.
29. SHakirova D. M. Kriterii ocenki intellektual'nogo i obrazovatel'nogo potencialov v informacionnom ob-shchestve /D. M. SHakirova // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. - 2010. - T. 13. - № 3.
30. SHilova O. V. Intellektual'nyj potencial cheloveka sovremennogo rossijskogo obshchestva: dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk : 09.00.13 / SHilova Oksana Vladimirovna; [Mesto zashchity : Stavrop. gos. un-t]. -Stavropol', 2012. - 177 s.