Рекреация и туризм
УДК 332.158 МАГОМЕДОВА ПА ТИМА ТНУРАХМАГАДЖИЕВНА
к.э.н., доцент кафедры финансы и кредит, ФГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,
Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала,
e-mail: aiva6e@list.ru
DOI: 10.26726/1812-7096-2022-10-106-114 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Аннотация. Цель исследования заключается в изучении теоретических подходов и разработке конкретных предложений по формированию и реализации туристских проектов как важного инструмента развития внутреннего туризма в России. Метод или методология исследования. В работе использованы методы системного анализа, сравнения и группировок, методы экономического и статистического анализа. Результаты. В работе уточнено понятие «туристский проект», обоснована необходимость разработки и реализации туристических проектов с целью использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в контексте сложившихся на определенной территории социально-экономических условий. Предложена общая концепция осуществления (формирования и развития) туристских проектов на территориях, предполагающая применение комбинированного подхода, который бы учитывал весь широкий спектр возможностей имеющего потенциала территории.
Ключевые слова: внутренний туризм, туристский проект, туристско-рекреационный потенциал, проектный подход.
MAGOMEDOVA PATIMATNURAKHMAGADZHIEVNA
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy, Russia, Republic of Dagestan, Makhachkala, e-mail: aiva6e@list.ru
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF TOURISM PROJECTS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM
Abstract. The purpose of the study is to study theoretical approaches and develop concrete proposals for the formation and implementation of tourism projects as an important tool for the development of domestic tourism in Russia. The method or methodology of the study. The methods of system analysis, comparison and grouping, methods of economic and statistical analysis are used in the work. Results. The paper clarifies the concept of "tourist project", justifies the need to develop and implement tourist projects in order to use the existing tourist and recreational potential in the context of the socio-economic conditions prevailing in a certain territory. A general concept of the implementation (formation and development) of tourism projects in the territories is proposed, involving the use of a combined approach that would take into account the entire wide range of possibilities of the territory's existing potential.
Keywords: domestic tourism, tourist project, tourist and recreational potential, project approach.
Введение. На сегодняшний день туристическая область в России находится на стадии развития. Более того, можно смело отметить, что в ближайшие годы ее будут ожидать значительные изменения в плане структуры и сервиса.
Региональный туризм также за последние несколько лет стал набирать все больше и больше оборотов, подтверждением этому служат и данные статистики. Так на период 2021-2022 гг. отмечается падение внешнего туризма и рост внутреннего [3]. Такая тенденция обусловлена эпидемией Covid-19, проведением спецоперации на территории Украины, ухудшением отношений на международном уровне и т. д. Однако в результате внутренний туризм в России приобрел популярность.
Исследователями было отмечено восстановление внутреннего туризма в России на 91 %. Количество людей, отдыхающих в России, по данным Ростуризма за 2021 год, достигло 55,5 млн. Отмечается, что и дальше данный показатель будет расти, что может привести к лучшему результату за последние тридцать лет [8]. Внешний туризм за последние два года сократился на 17,4 раза [14]. Среди основных направлений внутри России, где предпочитают отдыхать люди, в лидерах: Краснодарский край, Алтай, Крым, Сахалин, Дагестан, Калининградская область, Карелия, Сахалин, Кабардино-Балкария.
В Стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. говорится, что «главным конкурентным преимуществом туризма в нашей стране является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов» [13]. Данные «точки» имеют особое значение, так как мотивирует туристов приезжать со всего света. Конечно, для того чтобы национальный туризм активно развивался, необходима как прямая поддержка государства, так и дополнительная со стороны органов государственной власти, участие в проектах ГЧП. В РФ туризм регулируется ФЗ от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Стратегией развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г.; Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)».
Основная часть. Для государства очень важно повышение значимости отечественного туризма, поскольку туризм отвечает интересам общества, является источником доходов, создает дополнительные рабочие места, развивает гостиничное строительство и т. д. В настоящее время на стадии завершения находится национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Временной период данного проекта - 2021-2030 годы. Бюджетные средства, выделенные на данный национальный проект, составили 629 млрд рублей. Проект состоит из трех федеральных проектов: «Развитие туристической инфраструктуры и создание качественных туристских продуктов»; «Повышение доступности и информированности о туристических продуктах»; «Совершенствование управления в сфере туризма».
Специалисты, которые работали с данным документом, прогнозируют к 2030 году двойной рост экспорта туристических, что, в свою очередь, приведет к росту рабочих мест в 1,8 раза и росту внутренних путешествий туристов в 2,2 раза [5].
На сферу туризма в России ежегодно растут государственные расходы. Так в течение периода с 2010 по 2016 год расходы со стороны государства выросли на 176,3 %. В то же время, если сравнивать с расходами, которые тратят зарубежные страны на сферу туризма, то отечественные расходы еще незначительны. Так, в 2016 году если в России было потрачено на сферу туризма 0,8 млрд долл., в этом же году в КНР на расходы на туризм составили 8,5 млрд долл., в США - 17,1 млрд долл. США, в Японии расходы составили 5,3 млрд долл. [2].
В апреле 2020 года туристическая отрасль в РФ сильнее всего пострадала. [6]. Карантинные ограничения, которые были введены в нашей стране ввиду распространения Covid-19, негативно сказались на туристической отрасли. По мнению экспертов, от такого негативного воздействия сильнее всего пострадали культурно-познавательный туризм, показатели которого снизились на 74 %; событийный - снижение показателей на 58 %; лечебно-оздоровительный - снижение на 47 %; пляжный - на 48 %; деловой - на 42 %; спортивный -на 39 %; экстремальный/приключенческий - на 25 %; экологический - на 22 % [10].
Безусловно, современные вызовы поставили перед Россией новые задачи, и одна из них -развитие отечественного туризма, которое невозможно без поддержки со стороны государ-
ства, особенно туристические проекты социальной значимости. Условия таковы, что для развития отечественного туризма необходимо найти «новые точки» роста на привлекательных в отношении туризма территориях. Поэтому туристско-рекреационному проектированию и формированию туристических проектов отводится важное место.
Создание туристических проектов, отвечающих сложившимся социально-экономическим условиям, которые раскроют туристско-рекреационный потенциал территорий, привлекательных для развития внутреннего туризма, помогут регионам укрепить межрегиональные и межотраслевые связи, способствовать развитию инфраструктуры.
Туристические проекты в первую очередь направлены на то, чтобы наиболее полно и рационально использовать собственные ресурсы территорий, обладающие привлекательностью для развития туристической индустрии. Поэтому важно решение следующих задач:
- сформировать рациональные программы посредством графического пространственного проектирования, с обязательным развитием удобной инфраструктуры;
- создать и сохранить благоприятные условия для экономического роста;
- привлечь инвестиции;
- создать условия, необходимые для того, чтобы субъекты предпринимательств в туристической индустрии были конкурентоспособны;
- привлечь в сферу туризма высококвалифицированные кадры.
Много работ исследователей посвящено сфере туризма и гостеприимства. Рассматриваются вопросы, связанные с туристско-рекреационным проектированием. Выделим из них наиболее значимые.
Многие работы зарубежных ученых связаны с исследованием вопросов туристско-рекреационного проектирования. Среди таких ученых Р. Батлер, К. Гунн, Дж. М. Кейнс, Ф. Майо, Ф.Пауль. Дж. Ричардс, А. Руссо, Дж. Сазерленд, Т. Хаттон, К. Хелдман, Е. Хиттерс и др.
Среди отечественных исследователей, занимающихся вопросами туристского проектирования и изучением внутреннего туризма, стоит выделить О. Е. Афанасьева, С. Ю. Гришина, А. Г. Гусейнова, Е. А. Джанджугазова, Г. А. Карпова, В. И. Кружалина, Д. А. Цапук, А. Д. Чуд-новского и др.
Анализируя данную литературу, следует отметить, что вопросы, связанные с созданием и внедрением туристических проектов, в настоящее время недостаточно освещены.
В современных условиях проектный подход получил широкое распространение, особенно в процессе внедрения программ, связанных с развитием региона и при выборе некой альтернативной идеи, позволяющей регионам при поддержке со стороны государства выйти на совершенно новый уровень социально-экономического развития.
Наиболее оптимальное определение «проектному подходу» было дано М.А. Смирновым: «способ выбрать наилучшую технологию объединения ресурсов для решения той или иной задачи» [9].
В основе любого проекта, который является конечной точкой проектного подхода, должна лежать определенная идея, и определено направление на решение конкретной задачи (проблемы). Те проекты, которые затрагивают социальную сферу, должны быть поддержаны со стороны государства. Поэтому необходимо применить определенный алгоритм, который бы позволял определять и подбирать подобные проекты. При этом оцениваться такие проекты должны комплексно, со всех сторон.
Предназначение туристского проекта состоит в мультипликативном положительном эффекте в социально-экономическом и экологическом состоянии территории, поэтому он «связан с разработкой следующих основных элементов:
- целей и задач туристского проекта;
- комплекса проектных мероприятий, связанных с решением выявленных проблем и реализацией поставленных целей;
- процесса организации выполнения проектных мероприятий, для чего необходимо определить требующиеся ресурсы, назначить исполнителей для достижения целей проекта в строго определенные временные рамки, а также в пределах установленного финансирования и качества;
- базовых показателей туристского проекта (могут быть целевыми по всему проекту или частными по отдельным направлениям), в том числе показателей, отражающих его эффективность» [15].
Анализируя научные исследования ученых в области туристско-рекреационного, мы при-
■ обеспечение четойчивого рашития.
• -стимулирование раскрытия потенциала территория.
• -рашитие нифрастр> кт> ры,
• усиление и расширение межрегиональных сикй.
• -формирование единых отраслевых рынков (в т.ч. и рыма 1)тюм1)_
Пре.|11рнн11ча1е.1ьскнй сектор
•-рост предпринимательской активности.
• -мак им к иш ил прибыли.
• • повышение н>ик>реитосопосбностн предостилаемых услуг (товаров);
• -нахождение новых партнеров и соианне новых более эффективных форм сотр\дннчесгва
Домашние \о шнс! на
•обеспечение занятости
• -получение услуг н товаров более высокого качества.
• -расширение межхультурных свяхй. повышение обраювания
Рис. 1. Направления воздействия туристских проектов [12].
Создавая конкретный туристский (туристско-рекреационный) проект, следует вышеизложенные цели и задачи конкретизировать, и при этом учитывать особенности социально-экономических условий каждой территории. Сформированный таким образом туристский проект позволит раскрыть туристско-рекреационный потенциал регионов, показать всю привлекательность той или иной территории и тем самым укрепить межрегиональное, межотраслевое сотрудничество, способствовать развитию всей инфраструктуры.
По мнению Мажар Л. Ю., «территориальные туристско- рекреационные системы включают в себя все элементы, являются схематичной и упрощенной моделью туристско-рекреационной деятельности, обладающей характерной особенностью - дискретностью, представляя собой своеобразный «опорный каркас», состоящий из узловых элементов (туристские объекты) и линейных элементов (транспортная инфраструктура, водные объекты, связь и др.)» [4].
Туристско-рекреационная система состоит из:
1. Туристских ресурсов.
2. Инфраструктуры туризма.
3. Туристской индустрии.
На территориях, которые задействованы в туристских проектах, формируются предпринимательские сети, включающие туроператоров, поставщиков различных услуг туристического характера, регулирующие органы власти, турагентов, инвесторов, общественные организации [17]. Все участники проекта условно делятся на активных и пассивных. Такое деление зависит от способности участников самостоятельно решать те или иные вопросы, инициировать те или иные действия.
Кроме вышеназванных участников, в структуру туристского проекта могут входить и косвенные участники в лице органов государственной и муниципальной власти, общественных групп, спонсоров, консалтинговых и других организаций.
Следовательно, туристский проект, представляя собой открытую систему, постоянно взаимодействует как с непосредственными участниками, так и косвенными, с одной стороны находясь под их влиянием, а с другой - сам влияя на них.
Даже в условиях экономического кризиса разработка проектов различных форматов ГЧП продолжается. Так, российской инвестиционной компанией InfraOne Research был представлен «Национальный перечень перспективных проектов 2020». В этом перечне туризм занимает важное место и на него возлагаются определенные цели. Основой данного перечня являются планы, которые были сформированы федеральными, региональными и муниципальными органами и в которых представлена последовательность внедрения данных проектов. Безусловно, основные проекты представлены органами власти, особенно региональными (сорок девять проектов на общую сумму 0,7 трлн руб.). Но в то же время наряду с государственными проектами есть и частные инициативы: две крупнейшие на федеральном, девять на региональном и 10 - на местном уровнях. Наибольшее количество проектов имеет социальную направленность (среди них и туристские проекты) и транспортную направленность (что немаловажно и для развития туристической индустрии). Так, тридцать шесть социальных проектов и тридцать четыре транспортных, включая двадцать запланированных в автодорожной отрасли и в здравоохранении. На транспортные проекты при этом приходится 1,37 трлн руб., а на социальные - лишь чуть больше 10 % [18].
Регион Название туристского проекта Данные Общая характеристика
Приморский край: Камчатка Международный курорт «Три вулкана» Общая стоимость проекта: 39,2 млрд руб. Внебюджетные средства: 38 % Формат соглашения: концессионное соглашение или соглашение о ГЧП Туристический кластер, расположенный в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый с выходом в Вилючинскую бухту, состоящую из 12 объектов, разных по направлению, включая гостиничный комплекс из 1000 номеров, канатные дорожки, горнолыжные трассы, общая длина которых составляет 17 км. Комплекс рассчитан на общий поток туристов более чем 400 тыс. человек
Башкирия: Белорецкий район Семейный курорт «Мраткино» Общая стоимость проекта: 7,7 млрд руб. Внебюджетные средства: 61 % Формат соглашения: концессионное соглашение Гсртлыжныйцашр «Мраткино», Центр рассчитан на общий поток туристов более чем 500 тыс. человек. В проекте заложено строительство гостиницы с комфортабельными концертными и конференц-залами, увеличение числа горнолыжных дорожек, строительство санатория с удобной инфраструктурой.
Ставропольский край: Кисловодск Источник: соста Реконструкция санатория им. Г. К. Орджоникидзе влено по материалам 1п Общая стоимость проекта: 6,7 млрд руб. Формат соглашения: концессионное соглашение raOne Research. Санаторий им Г. К Орджоникидзе - Жемчужина Кисловодска. В проекте запланированы работы по реконструкции санатория, работы по благоустройству в лечебных корпусах, ремонт памятника Орджоникидзе, а также реконструкция исторической лестницы, ведущей в нижний прогулочный парк. Кроме того, планируется улучшение пешеходных дорожек и обновление фонтана
Анализируя программу государства в области туризма «Развитие культуры и туризма (2013 -2020 гг.)» [7], отметим, что в различных регионах увеличилось количество туристских проектов. Среди таких проектов: «Русские усадьбы»; (ЦФО); «Серебряное ожерелье» (СЗФО); «Великий шёлковый путь (СКФО); «Узоры городов России» (ЦФО, СЗФО, ПФО) и многих других [16].
Кроме вышеперечисленных проектов, сюда следует включить и такие перспективные проекты, как: проекты оздоровительного направления (Черноморское побережье», «Каспий» и др.), проекты культурно-познавательного направления («Центральная Россия», «Волжский путь», «Русская Арктика» и т. д.), экологического направления «Байкал» [18].
В настоящее время общемировой опыт в вопросах создания и внедрения туристских проектов достаточно аккумулирован. В развитии таких проектов задействованы группы путешественников в различных направлениях [19].
Считаем, что соответствие определенным критериям позволит туристическому проекту
Критерии соответствия туристическою проекта
1. Комплексность решаемых задач
2. Наличие конкурентных (возможно. - уникальных) преимуществ.
3 Четкость н доспгжнмость намеченных результатов.
4. Перспективность^ т. ч. и для Р1П):
5. Возможности дтя развития социального туризма:
6 Возможности для внедрення предпринимательских инициатив, направленных на развшис внутреннею туризма.
Рис. 2. Критерии соответствия туристического проекта.
Анализ туристского потенциала территорий, входящих в состав СКФО, показал, что регионы СКФО имеют огромный потенциал для развития различных направлений туризма, интересных разным целевым группам людей. В то же время в регионах развитие огромных возможностей идет не сбалансированно. Так, например, туристический комплекс, которым обладает Республика Дагестан, физически не может справиться с принятием и размещением всех туристов. Еще в 2021 году общее количество туристов, посетивших Дагестан, превысило более одного миллиона человек. Во-вторых, плохо развитый сервис, который не соответствует той ценовой политике, которую запрашивает за оказанные услуги, вдобавок к этому стоить отметить, что из-за развитой теневой экономики власти республики не могут должным образом следить за качеством предоставляемых услуг. Таким образом, становится ясно, почему при всем многообразии возможностей развития туризма его доля на региональном рынке всего лишь 21,1 %.
Выводы. Проведенное исследование показало, что для того, чтобы решить проблему роста туристических потоков в регион и раскрыть наиболее полно имеющийся туристско-рекреационный потенциал региона, туристическим проектам, как региональным, так и межрегиональным, необходима поддержка со стороны государства, и такая поддержка должна осуществляться на постоянной основе.
На наш взгляд, положительного эффекта можно достичь, если применить ряд следующих рекомендаций:
- предприятиям туризма социальной и экономической значимости со стороны государства должна осуществляться постоянная поддержка, спектр такой помощи должен быть расширен;
- за туристическими проектами социальной значимости должен быть законодательно закреплен особый статус;
- государство должно регулировать ценообразование в сфере туризма (особенно это касается особой категории граждан, к которым относятся пенсионеры, семьи с детьми, люди с ограниченными возможностями и т. д.);
- необходимо разработать и внедрить специальные стандарты для осуществления безопасных путешествий, а также стандарты контроля;
- в отношении качества обслуживания туристов должны быть ужесточены требования;
- следует усовершенствовать механизм, отвечающий за координацию действий участников, задействованных в туристских проектах;
- необходимо усовершенствовать технологии, с помощью которых регионы СКФО смогут интегрироваться в единое информационное поле туризма страны;
- необходимо увеличить активность в продвижении новых туристских продуктов, дестина-ций и проектов, реализация которых будет осуществляться на территории округа на всероссийском уровне, а также на уровне международном;
- в отношении достопримечательностей и объектов туристической привлекательности на территории СКФО следует обеспечить транспортную доступность.
Применение комплексного и системного подходов в процессе осуществления мероприятий по направлениям, которые были выше изложены, с учетом туристско-рекреационного потенциала региона, по нашему мнению, позволит добиться кардинальных положительных изменений.
Мы считаем, что в основе общей концепции осуществления (формирования и развития) туристских проектов на территориях СКФО должен быть комбинированный подход, который учитывал бы весь широкий спектр возможностей имеющего потенциала округа и заключался в следующем:
1. Создать эффективное региональное сообщество, т. е. среда обитания, в которой проживают и работают люди, а также туристы, которые прибывают в регион, должна быть качественной.
2. Работа над дизайном среды, т. е. для того, чтобы туристическая дестинация и туристические проекты имели положительный имидж, необходима эстетика, которая выступает фактором повышения качества.
3. Логическое и рациональное распределение объектов, которые имеют социальную и экономическую значимость, тщательно продуманная планировка и преобразование территорий, качественно развитая туристская инфраструктура и т. д.
4. Результативное экономическое стимулирование, т. е. необходимо снизить административные барьеры в отношении малого предпринимательства, действующего в секторе туризма, необходима всесторонняя поддержка.
5. Целостная система стратегического маркетингового планирования, т. е. система должна включать: событийный маркетинг, маркетинг туристических территорий, маркетинг имиджа (создание положительного образа территории), маркетинговые коммуникации (информация о
Литература
1. Вихорева М. В. Проблемы и тенденции развития туризма в субъектах Российской Федерации /М. В. Вихорева, В. В. Мачульский //Власть и управление на Востоке России. - 2019. - № 1 (86). - С. 92-100.
2. Кулакова Л. И. Оценка эффективности государственной поддержки туристско-рекреационного предпринимательства на региональном уровне / Л. И. Кулакова // Фундаментальные исследования. -2019. - № 1. - С. 26-32.
3. Леонидова Е. Г. Влияние пандемии СОУЮ-19 на сферу туризма в России //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2022. - Т. 19, № 3. - С. 118-131.
4. Мажар Л. Ю. Развитие трансграничного туризма как направление модернизации туристско-рекреационной деятельности в российско-белорусском приграничье /Л. Ю. Мажар, С. А. Щербакова // Региональные исследования. - 2018. - № 3(61). - С. 115-125. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655044 (дата обращения 18.08.2022), свободный. - Загл. с экрана.
5. Национальный туристический рейтинг - 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/18797.html (дата обращения: 21.06.2022), свободный. - Загл. с экрана.
6. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/plan _preodoleniya_ekonom icheskih_posledstviy_novoy_koronavirusnoy_infekcii.html (дата обращения 15.06.2022), свободный. - Загл. с экрана.
7. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р. «Обутверждении государственной программы Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.».
8. Ростуризм: 56 млн человек совершили турпоездки по России в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/?ysclid=l940b6ko6t83975913, свободный. -Загл. с экрана.
9. Смирнов М. А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. - № 35. - 2016. - С. 37-48. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26744685 (дата обращения 15.06.22), свободный. - Загл. с экрана.
10. Соцков В. В. Зарубежный опыт формирования и реализации туристских проектов / В. В. Соцков // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 2(128).
- С. 175-178. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy- opyt-formirovaniya-i-realizatsii-turistskih-proektov?ysclid=l941aq2pyd366286065 (дата обращения 22.06.2022), свободный. - Загл. с экрана.
11. Соцков В. В. Туристские проекты как фактор развития внутреннего туризма РФ / В. В. Соцков // Вестник Национальной академии туризма. - 2021. - № 2(58). - С. 9-11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46232052 (дата обращения 19.06.2022), свободный. - Загл. с экрана.
12. Соцков В. В. Государственная поддержка развития внутреннего туризма в Российской Федерации на современном этапе. Ученые записки Международного банковского института. - 2021. - № 1 (35). -С. 129-139. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 45613978&ysclid=l9414rsyny593255608 (дата обращения 12.07.2022), свободный. - Загл. с экрана.
13. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. C. 50 // Правительство России. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 21.06.2022), свободный. - Загл. с экрана.
14. Туризм в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php, свободный. - Загл. с экрана.
15. Туристско-рекреационная система: теория и практика организации: учебно-методическое пособие / Н. В. Пенкина, О. Ю. Шахова, А. А. Никифорова, О. В. Чернявская. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: vsu.ru/ru/ Intellekt/2281/Penkina,_SHakhova_Turistsko-ekreac_sistema_UMP_ 2020.pdf (дата обращения: 12.07.22), свободный. - Загл. с экрана.
16. Уникальный туристический продукт свяжет 4 региона юга России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/02/21/reg-ufo/unikalnyj-proekt-sviazhet-chetyre-regiona-iuga.html (дата обращения: 19.07.22), свободный. - Загл. с экрана.
17. Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - С. 17-19.
18. Infra One Research. Инфраструктура России: индекс развития 2020 (аналитический обзора). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/ indexrazvitiiainfrastrukt ury_rossii_2020_infraone_research.pdf (дата обращения: 01.07.22), свободный.
- Загл. с экрана.
19. The official Iron Curtain Trail website. Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ironcurtaintrail.eu/en/index.html (дата обращения: 24.07.2022), свободный. - Загл. с экрана.
References:
1. Vihoreva M. V. Problemy i tendencii razvitiya turizma v subëktah Rossijskoj Federacii /M. V. Vihoreva, V. V. Machul'skij // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. - 2019. - № 1(86). - S. 92-100.
2. Kulakova L. I. Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki turistsko-rekreacionnogo predprinimatel'st-va na regional'nom urovne /L. I. Kulakova //Fundamental'nye issledovaniya. - 2019. - № 1. - S. 26-32.
3. Leonidova E. G. Vliyanie pandemii SOUYU-19 na sferu turizma v Rossii // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». - 2022. - T. 19, № 3. - S. 118-131.
4. Mazhar L. YU. Razvitie transgranichnogo turizma kak napravlenie modernizacii turistsko -rekreacionnoj deyatel'nosti v rossijsko-belorusskom prigranich'e /L. YU. Mazhar, S. A. SHCHerbakova //Regional'nye issledovaniya. - 2018. - № 3(61). - S. 115-125. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36655044 (data obrashcheniya 18.08.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Nacional'nyj turisticheskij rejting - 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://russia-rating.ru/ info/18797.html (data obrashcheniya: 21.06.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Plan preodoleniya ekonomicheskih posledstvij novoj koronavirusnoj infekcii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. economy.gov.ru/material/dokumenty/plan _preodoleniya_ekonom icheskih_posledstviy_novoy_koronavirusnoy_infekcii.html (data obrashcheniya 15.06.2022), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 № 2567-r. «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Razvitie kul'tury i turizma na 2013-2020gg.».
8. Rosturizm: 56 mln chelovek sovershili turpoezdki po Rossii v 2021 godu. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84274/?ysclid=l940b6ko6t83975913, svobodnyj. - Zagl. s ekra-na.
9. Smirnov M. A. Povyshenie effektivnosti realizacii gosudarstvennyh programm za schet proektnogo pod-hoda // Finansy i kredit. - № 35. - 2016. - S. 37-48. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=26744685 (data obrashcheniya 15.06.22), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Sockov V. V. Zarubezhnyj opyt formirovaniya i realizacii turistskih proektov / V. V. Sockov // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2021. - № 2(128). - S. 175-178. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy- opyt-formirovaniya-i-realizatsii-turistskih-proektov?ysclid=l941aq2pyd366286065 (data obrashcheniya 22.06.2022), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
11. Sockov V. V. Turistskie proekty kak faktor razvitiya vnutrennego turizma RF / V. V. Sockov // Vestnik Nacional'noj akademii turizma. - 2021. - № 2(58). - S. 9-11. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// elibrary.ru/item.asp?id=46232052 (data obrashcheniya 19.06.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
12. Sockov V. V. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya vnutrennego turizma v Rossijskoj Federacii na sov-remennom etape. Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. - 2021. - № 1 (35). - S. 129-139. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 45613978&ysclid=l9414rsyny593255608 (data obrashcheniya 12.07.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. Strategiya razvitiya turizma Rossijskoj Federacii na period do 2035 g., utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 20 sentyabrya 2019 g. № 2129-r. C. 50 //Pravitel'stvo Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/37906/ (data obrashcheniya: 21.06.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Turizm v Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.tadviser.ru/index.php, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
15. Turistsko-rekreacionnaya sistema: teoriya i praktika organizacii: uchebno-metodicheskoe posobie / N. V. Penkina, O. YU. SHahova, A. A. Nikiforova, O. V. CHernyavskaya. - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosu-darstvennyj universitet, 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: vsu.ru/ru/Intellekt/2281/ Penkina,_SHakhova_Turistsko-ekreac_sistema_UMP_ 2020.pdf (data obrashcheniya: 12.07.22), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
16. Unikal'nyj turisticheskij produkt svyazhet 4 regiona yuga Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2019/02/21/reg-ufo/unikalnyj-proekt-sviazhet-chetyre-regiona-iuga.html (data obrashcheniya: 19.07.22), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
17. Ekonomika turizma: uchebnik/M. A. Morozov, N. S. Morozova, G. A. Karpova, L. V. Horeva. - M.: Feder-al'noe agentstvo po turizmu, 2014. - S. 17-19.
18. Infra One Research. Infrastruktura Rossii: indeks razvitiya 2020 (analiticheskij obzora). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/index_razvitiia_infrastrukt ury_rossii_2020_infraone_research.pdf (data obrashcheniya: 01.07.22), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
19. The official Iron Curtain Trail website. Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.ironcurtaintrail.eu/en/index.html (data obrashcheniya: 24.07.2022), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.