Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / РЕКРЕАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стофарандова Виктория Васильевна

Цель работы. В статье рассматриваются основные проблемы и особенности развития рынка туристических услуг как приоритетного направления социальноэкономического развития в Республике Дагестан. Метод или методология проведения работы. В данном исследовании применены технологии общенаучной методологии, в рамках которой предусматривается применение различных методов: анализа документов, обработки статистического материала, анкетного опроса и обработки полученных результатов. Результаты. Выявленным приоритетом развития туристстко -рекреационного направления в Дагестане является создание благоприятного имиджа республики за ее пределами, популяция туристических возможностей Дагестана как внутри государства, так и за его пределами. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при комплексной диагностике и прогнозировании процессов развития туризма и рекреации в Республике Дагестан как приоритетного направления оптимизации социально-экономического развития. Выводы. Ответственность за развитие туристско-рекреационного потенциала в Республике Дагестан должны разделить между собой государство и частный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Стофарандова Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FEATURES AND PROBLEMS OF MARKET DEVELOPMENT TOURIST SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The purpose of the work. The article deals with the main problems and features of the development of the tourist services market as a priority direction of socio-economic development in the Republic of Dagestan. The method or methodology of the work. This study uses technologies of general scientific methodology, which provides for the use of various methods: analysis of documents, processing of statistical material, questionnaire survey and processing of the results obtained. Results. The identified priority for the development of tourist and recreational destinations in Dagestan is to create a favorable image of the republic outside its borders, to popularize the tourist opportunities of Dagestan both within the state and outside it. The scope of the results. The results of the study can be used in complex diagnostics and forecasting of the processes of tourism and recreation development in the Republic of Dagestan as a priority direction for optimizing socio-economic development. Conclusions. Responsibility for the development of tourism and recreation potential in the Republic of Dagestan should be shared between the state and private business.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

Сфера услуг

УДК 332.1 СТОФАРАНДОВА ВИКТОРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: pobeda7-80@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-11 -35-41 К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются основные проблемы и особенности развития рынка туристических услуг как приоритетного направления социально-экономического развития в Республике Дагестан. Метод или методология проведения работы. В данном исследовании применены технологии общенаучной методологии, в рамках которой предусматривается применение различных методов: анализа документов, обработки статистического материала, анкетного опроса и обработки полученных результатов. Результаты. Выявленным приоритетом развития туристстко -рекреационного направления в Дагестане является создание благоприятного имиджа республики за ее пределами, популяция туристических возможностей Дагестана как внутри государства, так и за его пределами. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при комплексной диагностике и прогнозировании процессов развития туризма и рекреации в Республике Дагестан как приоритетного направления оптимизации социально-экономического развития. Выводы. Ответственность за развитие туристско-рекреационного потенциала в Республике Дагестан должны разделить между собой государство и частный бизнес.

Ключевые слова: туризм, рынок туристических услуг, рекреация, проблемный регион, социально-экономическое развитие.

STOFARANDOVA VIKTORIYA VASILEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Theory and History of Social Work, Faculty of Social Sciences,

Dagestan State University, e-mail: pobeda7-80@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE FEATURES AND PROBLEMS OF MARKET DEVELOPMENT TOURIST SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The purpose of the work. The article deals with the main problems and features of the development of the tourist services market as a priority direction of socio-economic development in the Republic of Dagestan. The method or methodology of the work. This study uses technologies of general scientific methodology, which provides for the use of various methods: analysis of documents, processing of statistical material, questionnaire survey and processing of the results obtained. Results. The identified priority for the development of tourist and recreational destinations in Dagestan is to create a favorable image of the republic outside its borders, to popularize the tourist opportunities of Dagestan both within the state and outside it. The scope of the results. The results of the study can be used in complex diagnostics and forecasting of the processes of tourism and recreation development in the Republic of Dagestan as a priority direction for optimizing socio-economic development. Conclusions. Responsibility for the development of tourism and recreation potential in the Republic of Dagestan should be shared between the state and private business.

Keywords: tourism, tourism services market, recreation, problem region, socio-economic development.

Введение. Республика Дагестан в плане развития туризма находится в относительно выигрышном положении, чем другие регионы РФ. Это находит отражение в важнейших документах, а именно в принятой Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского Федерального округа до 2035 года. Дагестан в этой стратегии обозначен как уникальная территория развития активного и экстремального туризма. Большинство стран, несмотря на всеобщий экономический кризис, все-таки опирается на туризм как на перспективное и многообещающее направление социально-экономического развития страны [1].

Методы исследования. Какова же специфика управления программами развития туризма и рекреации на различных уровнях власти? Разумеется, основой основ выступают принятые на федеральном уровне показатели. Они отражены, соответственно, в документах федерального значения, принятых не так давно, а именно:

- федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [8];

- государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» [7].

На сегодняшний день разработаны конкретные показатели, характеризующие вклад туристической деятельности в общее социально-экономическое развитие того или иного региона. Их используют различного уровня целевые программы развития туризма и выражаются они в абсолютных характеристиках: «количество платных гостиничных услуг», «количество лиц, размещенных в платных гостиницах» и другие. Разумеется, именно ими руководствуются при бюджетном финансировании туристических и рекреационных нужд [10].

Развитие туризма и рекреации должно прежде всего отвечать задачам социально-экономической эффективности регионального и государственного развития [4]. Необходимо уяснить тот факт, что эффект от развития рекреации и туризма в регионах имеет не только экономическое значение, но и косвенно влияет на социальную сферу [5]. Доказательством этому является анализ следующих показателей [2]:

- данных всемирной туристской организации (ВТО) [22];

- показателей исследований Всемирного совета по туризму и путешествиям(WTCC) [18];

- цифровых показателей Всемирного Банка [19];

- данных в отчетности Европейской комиссии [20];

- статистической информации Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) [20].

Туризму принадлежит достойное 5-е место в мировом экспорте после нефтяной, химической и пищевой, автомобильной промышленности. Даже среди развивающихся стран, но имеющих благоприятный для развития туризма климат, туризм занимает лидирующее 1 -е место [11]. Разумеется, развитый туризм приносит пользу и местному населению, являясь перспективным и конкурентоспособным [21], [16].

Цифры Всемирной туристской организации свидетельствуют о том, что денежный вклад туристов в ходе туристических поездок в 2016 году составил более 1,2 трлн долларов США [22], что составляет около 1,65 % от совокупного ВВП стран мира, что довольно внушительно. А показатели Всемирного совета по туризму и путешествиям свидетельствуют о том, что в 2016 году отрасль туризма привлекла капитальных инвестиций в размере 806,5 млрд долларов США [23]. Причем ожидается, что масштабы капитального инвестирования в 2027 году в сферу туризма и связанные с ним сферы вырастет до 1,3 трлн долларов США. Причем с каждым днем возрастает масштаб капитальных инвестиций в отрасль туризма мирового ВВП, и это наблюдается с 2013 года.

Создавая рабочие места, туризм является мощным регулятором занятости населения. Цифры экономического эффекта туризма за счет роста занятости, обеспеченной им, удивляют: примерно 3,6 % от совокупной занятости в различных странах мира (108,6 млн непосредственно занятых в сфере туризма) [25], [24]. Все перечисленное просто диктует насущную необходимость в осуществлении целого ряда мер и инструментов, способствующих росту и раскрытию потенциала регионального туризма [3].

В регионах СКФО существует ряд специфических проблем, препятствующих развитию туризма. Речь идет о «дурной» славе Кавказа в плане терроризма. Если говорить о рейтинге стран по безопасности для туризма, Россия занимает в нем 113-е место из 140 стран. Это объ-

ясняет то, что россияне в большей мере выезжают, чем принимают гостей из других стран. Необходимо трезво оценить перспективы туризма в отстающих и проблемных регионах РФ, коим, к сожалению, является Республика Дагестан. В каждом регионе имеется присутствие неких рисков, мешающих успешному развитию в них туризма и рекреации [6]:

1. Риски геополитической направленности. В каждом регионе имеется ряд внутренних и внешних политических проблем. Причем важна и безопасность граничащих территорий с туристическим регионом.

2. Угрозы различных международных санкций и проблемы, ими порождаемые. Ведь снижение степени доверия и взаимодействия между странами не лучшим образом сказывается на государстве и регионе.

3. Проблемы, которые вызваны несовершенством макро- и микроэкономической политикой в мире и регионе [9].

4. Скудность и недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие инициатив со стороны частных спонсоров и инвесторов, бедность и отсутствие инноваций в регионе и государстве [14].

5. Проблемы, которым не в силу противостоять человек, - экологические и техногенные

Интервал Ключевые этапы планирования

2015-2018 годы Формирование оптимальной структуры туристско-рекреационного комплекса: - разработка схемы туристско-рекреационного освоения территории; - разработка модели управления туристской территорией, разработка новых и оптимизация существующих туристских продуктов; - создание автомобильной туристской сети маршрутов; - привлечение бюджетного финансирования для строительства и обустройства инфраструктуры туристских автомобильных маршрутов (дорожная сеть, инженерная инфраструктура, общественные пространства); - создание условий для привлечения частных инвестиций

2018-2020 годы Практическая реализация механизмов государственно-частного партнерства: - привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов по развитию межрегиональной сети туристских маршрутов; - восстановление объектов культурного наследия, являющихся ключевыми элементами туристских маршрутов

2020-2025 годы Источник: Стра. Развитие туристско-рекреационного комплекса: - продвижение туристских продуктов и программ на российском и международном рынках; - внедрение стандартов качества и управления туристскими территориями и комплексами пегия социально-экономического развития Республики Дагестан оо 2025г

Необходимо отметить, что недостаточное внимание уделяется научному обоснованию развития пляжного отдыха на территории РФ, в том числе на побережье Каспийского моря. В Дагестане пляжный туризм всегда развивался довольно стихийно, но сейчас этот процесс усугубился множеством проблем социально-экономического характера [15]. Здесь нужна четкая программа развития с единым центром управления.

В вопросах развития пляжных территорий в Дагестане целесообразно было бы изучать и мнение местного населения, применяя технологию мониторинга общественного мнения. Так, нами предпринята попытка изучения различных аспектов пляжного отдыха в Дагестане: доступности и чистоты пляжных территорий, качества и доступности сопутствующих услуг и товаров, наличие транспортной системы к отдаленным пляжам, качества питания и другие.

В статье рассмотрены результаты анкетного опроса, целью которого стали выявление и анализ проблем и потребностей пользователей пляжно-купального сектора туризма и рекреации. В анкете присутствовал такой вопрос: «Что больше всего огорчило и не понравилось Вам в зоне пляжного отдыха?». Причем респондент мог ответить кратко либо развернуть свой ответ. В ходе исследования нами было опрошено 255 человек. Мы получили такие результаты: 23 % респондентов ответили, что вообще не посещают пляжи, а 9 % - что их все устраивает либо давали ответы, не касающиеся данной проблемы. Львиная доля опрошенных (68 %)

очень негативно отозвались о пляжном отдыхе в г. Махачкала и на близ расположенных пляжах. Всего нами получено было 200 ответов на данный вопрос.

У нас были заготовлены вопросы из группы «Антисанитария и экологическая обстановка», которые подразумевают довольно разноплановые ответы и высказывания. Так, 32 % респондентов крайне негативно говорили о пляжах Дагестана, а именно об их обустройстве. Здесь граждане жаловались не столько на разнообразие и качество инфраструктуры пляжей, сколько на отсутствие самых простых условий и удобств, таких как чистые туалеты, душ, раздевалки. Респонденты были озадачены несоответствием стоимости и качества предоставляемых услуг. Все указанные проблемы и недостатки пляжей в Дагестане взаимосвязаны между собой. Именно поэтому в процессе разработки программ развития туризма необходимо обратить особое внимание на причины, вызывающие самые популярные проблемы. Решение тех или иных проблем должно идти поэтапно. Равнодушными к отдыху на пляже оказались 23 % респондентов, не ответивших на «пляжные» вопросы. Многие респонденты отметили нехватку времени на пляжный отдых, так как не хотят купаться в загрязненной черте города, а посещение загородных пляжей проблематично.

В ходе исследования нами сделаны выводы, что самой насущной проблемой является именно проблема загрязнения пляжной черты, а все остальные проблемы уходят на второй и третий план.

Проблема состоит также и в том, что на чистку и развитие инфраструктуры загородных пляжей необходимы большие затраты, чем на городские пляжные зоны. Так, с целью изучения ряда мнений «купальщиков» по этому поводу, был предложен такой вопрос: «Что необходимо для того, чтобы Вы предпочли загородному пляжу городской?» В этом аспекте мы опросили жителей нескольких городов (Махачкала, Избербаш, Дербент) в количестве 255 человек. Этот вопрос был не интересен 27 респондентам. Респонденты обрадовали развернутыми подробными ответами (892 ответа). В среднем это составило 3 ответа на 1 опрошенного. Типизация вывела 243 разнообразных групп ответов, охватывающих большое разнообразие проблем. Проблема структурирования полученных высказываний в этом случае сложна, но реальна. Здесь необходимо учитывать и субъективный фактор. На помощь пришло разделение ответов на два «эксперта» структурного анализа (первый - 13 классов ответов, второй - 14 классов ответов). Причем между двумя экспертами возникло расхождение только лишь в названии полученных высказываний, например «Требования чистоты», - так назвал 1 эксперт самую большую группу ответов (35 %), тогда как второй эксперт назвал данную группу «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды» (31 %).

Самое удивительное, что проблему чистоты пляжей региона признают все, но это не отражается в региональных программах развития туризма. Это чревато самыми печальными последствиями в регионе. Так, озеро Акгель фактически исчезло с лица города в ходе загрязнения и отсутствия мер очистки этого водоема.

Второй эксперт добавил наряду с классом «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды» класс «Соответствие санитарно-гигиеническим нормам», тогда как первый эксперт назвал одну из групп ответов «Безопасность». Различия были, например, в том, что такую проблему, как очистку дна моря от бутылок, которая была затронута в 32 ответах, первый эксперт приурочил к классу «Безопасность», тогда как эксперт номер 2 обозначил как «Обеспечение чистоты пляжей и морской воды». Однако в большинстве случаев единодушие и солидарность были проявлены обоими экспертами. Данная классификация довольно полезна в оперировании различными понятиями, данными респондентами в ходе опроса.

Первый эксперт отличился от второго тем, что выделил классы «Редкие требования» и «Особые требования», тогда как вторым экспертом выделены: «Погода и особые условия», содержание ответов которых должны быть рассмотрены более детально и тщательно. Так, например, большинство опрошенных респондентов высказали потребность в уменьшении количества людей на пляжах и тишине на них, что эксперты отнесли к требованиям особого рода. Необходимо отметить, что внимание требуют не только более значительные классы, но и менее значительные классы ответов.

В ходе исследования нами выявлены и некие новые нетрадиционные проблемы, пугающие посетителей пляжей в Дагестане, - паническая боязнь утонуть в море. Этому способствует

огромное количество случаев утопления людей на пляжах в последнее время. Многие опрошенные недовольны большим количеством лодок и катеров, мотоциклов и скутеров личного пользования, появившихся в парках плавучих средств дагестанцев.

Проблема, которую предпочитают не замечать, вызывает также транспортная доставка отдыхающих на пляжи. Дело в том, что огромное количество автомобилей вызывает экологический кризис на территории пляжных зон. На вопрос о доступности транспорта при выезде на загородные пляжи не дали ответ 65 респондентов, 75 вообще не считают это насущной проблемой. Однако мы получили в рамках данной проблемы 349 вариантов ответов, большинство из которых сводится к актуальности проблемы организации доставки пассажиров к пляжным зонам.

Результаты. Можно смело отметить, что пляжный отдых и туризм в городах республики находится в депрессивном состоянии, но этой проблеме не уделяется должного внимания в регионе. Грандиозной проблемой является проблема экологии Каспийского моря и всего его побережья [12]. Нужно сказать, что целесообразным является сочетание пляжного отдыха, который носит сезонный характер, с другими разнообразными видами туризма в Дагестане. Кроме того, отсутствует научное обоснование разработки региональных программ развития туризма и рекреации. Почему бы в этой связи не изучить и не применить грандиозный опыт тех государств, где пляжный отдых является приоритетным направлением в развитии туристического сектора.

Грандиозная проблема состоит еще и в том, что в нашем регионе процветает асоциальный, «дикий» туризм, который никем не контролируется и тем самым наносит непоправимый ущерб экономике региона. Это вызывает необходимость контроля за туризмом из единого центра, что повысит его качество и возможности. Целесообразно ориентировать деятелей науки региона в направлении разработки проектов и грантов в сфере развития пляжного туризма, цель и задачи которых должны соответствовать единой Стратегии развития пляжного туризма в Дагестане.

Все это предполагает выделение значительных финансовых вливаний и инвестиций в развитие туристской инфраструктуры, особенно в приморских районах Дагестана. Причем финансирование из бюджета должно сочетаться с частными инвестициями людей, заинтересованных в процветании своего региона и его жителей. Развитие туризма является мощным стимулом социально-экономического развития любого региона. Необходимо строить новые качественные дороги, гостиницы с приемлемыми ценами в них, надежные коммуникации. В рес-

Литература

1. Александрова Е. Н., Панова И. А., Лобкин Д. А. Факторы и направления развития международного туризма: ориентиры для государственной политики // Теория и практика общественного развития. -2012. - № 2. - С. 292-295. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/v/faktory -i-napravleniya-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-orientiry-dfya-gosudarstvennoy, свободный. - Загл. с экрана.

2. Голодяева В. И., Рассохина Т. В. Управление развитием туристских дестинаций России на основе оценки устойчивого развития туризма посредством критериев и индикаторов. Вкн.: Экономический рост в России: проблемы ип ерспективы. St. Louis, Missouri, Publishing House Scienceand Innovation Center, Ltd., 201

3. Егорова Е. Н., Мотрич О. В. Методика оценки природного туристско -рекреационного потенциала региона //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - Т. 8. - Вып. 43. - С. 49-56.

4. Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., Холодилина Ю. Е. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации //Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 30-34. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://readera.ru/140193474, свободный. - Загл. с экрана.

5. Кузнецова Н. Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 134-138. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://readera.ru/145665991, свободный. - Загл. с экрана.

6. Минаев В. А., Овчинкий А. С., Скрыль С. В., Тростянский С. Н. Как управлять массовым сознанием. Современные модели. -М.: РосНОУ, 2013. - 200 с.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317.

8. Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)»: постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.

9. Платонова Н. А., Виноградова М. В. Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска (на примере Ярославской области) // Сервис plus. - 2014. - Т. 8. - № 4. - С. 96-103.

10. Приказ Министерства культуры РФ от 06.06.2014 № 1006 «Об утверждении порядка проведения

конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) реализации лучших событийных региональных и межрегиональных проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма в рамках подпрограммы Туризм"государственной программы Российской Федерации Развитие культуры и туризма».

11. Рассохина Т. В., Лебедев К. А. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом. - 2016. -Т. - № 2. - С. 87-100. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doi.org/10.12737/19724, свободный. - Загл. с экрана.

12. Старков А. С. Повышение конкурентоспособности туристского продукта в Приморском крае // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4. - С. 186-192.

13. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.

14. Харитонова Т. В., Вапнярская О. И., Голикова О. М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. -2014. - Т. 8. - № 6. - С. 119-139.

15. Шабанова М. М., Мурадова З. Р., Косоев М. К. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Дагестан //Проблемы экономики и юридической практики. - 2010. - № 10. - С. 327.

16. Щипанова Д. Г., Буркальцева Д. Д., Османова Э. У., Яновская А. А. Роль и влияние туриндустрии крымского региона на развитие экономики // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 167-177. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-vliyanie-turindustrii-krymskogo-regiona-na-razvitie-ekonomiki, свободный. - Загл. с экрана.

17. UNWTO Tourism Highlights. World Tourism Organization. [An electronic resource]. Access mode: http:// mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-hightlights, free. Heading from the screen.

18. Regional Reports/ WTCC. [An electronic resource]. Access mode: http://www.wttc.org/research/economic-research/city-economic-impact-analysis/regional-reports/, free. Heading from the screen.

19. The World Band. URL: http://data.worldbank.org, free. Heading from the screen.

20. Tourism statistic.Eurostat. [An electronic resource]. Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat.statistics-explained/index.php/TourismstatisticTourism/ OECD Stat. [An electronic resource]. Access mode: http:// stats.oecd.org/index.aspx?DataSetCode=TOURISM_INBOUND, free. Heading from the screen.

21. Blackman A., Moscardo G., Schurmann A., Murphy L., Exploring youth Perspectives on Quality of Life and Tourism: Policy and Planning Implications In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: Politics, Policy and Governance in Sustainable Tourism. Ljubljana, 23-24 June 2014.

22. UNWTO Tourism Highlights. 2017 Edition. UNWTO. [An electronic resource]. Access mode: http:// mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-hightlights, free. Heading from the screen.

23. Travel & Tourism Economic Impact 2017 World. WTCC.

24. [An electronic resource]. Access mode: http://www.wttc. org/-/media/files/reports/economic-impact-research/regions-2017/world2017.pdf, free. Heading from the screen.

25. Key Tourism Indicators/ OECD Stat. [An electronic resource]. Access mode: http://stats.oecd.org/ index.aspx?DataSetCode=TOURISM_INBOUND; Tourism Industries URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ metodika-otsenki-prirodnogo-turistsko-rekreatsionnogo- potentsiala-regiona, free. Heading from the screen.

References:

1. Aleksandrova E. N., Panova I. A., Lobkin D. A. Faktory i napravleniya razvitiya mezhdunarodnogo turizma: orientiry dlya gosudarstvennoj politiki // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2012. - № 2. - S. 292-295. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/v/faktory-i-napravleniya-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma-orientiry-dlya-gosudarstvennoy, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Golodyaeva V. I., Rassohina T. V. Upravlenie razvitiem turistskih destinacij Rossii na osnove ocenki ustojchivogo razvitiya turizma posredstvom kriteriev i indikatorov. Vkn.: Ekonomicheskij rost v Rossii: prob-lemy ip erspektivy. St. Louis, Missouri, Publishing House ScienceandInnovation Center, Ltd., 201

3. Egorova E. N., Motrich O. V. Metodika ocenki prirodnogo turistsko-rekreacionnogo potenciala regiona // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2010. - T. 8. - Vyp. 43. - S. 49-56.

4. Ermakova ZH. A., Polyakova I. L., Holodilina YU. E. Sovremennoe sostoyanie turistskogo rynka v Rossijskoj Federacii // Intellekt. Innovacii. Investicii. - 2016. - № 2. - S. 30-34. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://readera.ru/140193474, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Kuznecova N. F. Sovremennaya infrastruktura kak odno iz vazhnyh uslovij dlya razvitiya turizma // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. - 2016. - T. 5. - № 3. - S. 134-138. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://readera.ru/145665991, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Minaev V. A., Ovchinkij A. S., Skryl' S. V., Trostyanskij S. N. Kak upravlyat' massovym soznaniem. Sov-remennye modeli. -M.: RosNOU, 2013. - 200 s.

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 20132020 gg.: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 317.

8. Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018)»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2011 № 644.

9. Platonova N. A., Vinogradova M. V. Strategicheskoe upravlenie turizmom v regione: faktory riska (na pri-mere YAroslavskoj oblasti) // Servis plus. - 2014. - T. 8. - № 4. - S. 96-103.

10. Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 06.06.2014 № 1006 «Ob utverzhdenii poryadka provedeniya konkursno-go otbora subektov Rossijskoj Federacii na poluchenie v 2014 godu gosudarstvennoj podderzhki (granta) real-izacii luchshih sobytijnyh regional'nyh i mezhregional'nyh proektov v ramkah razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma v ramkah podprogrammy Turizm"gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Razvitie kul'tury i turizma».

11. Rassohina T. V., Lebedev K. A. Realizaciya principov ustojchivogo razvitiya v celyah optimizacii sistemy konkurentosposobnosti turistskih destinacij // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2016. - T. - № 2. - S. 87-100. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://doi.org/10.12737/19724, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

12. Starkov A. S. Povyshenie konkurentosposobnosti turistskogo produkta v Primorskom krae // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - № 4. - S. 186-192.

13. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 g.

14. Haritonova T. V., Vapnyarskaya O. I., Golikova O. M. Ocenka konkurentosposobnosti Rossii kak edinoj turistskoj destinacii (na osnove zarubezhnoj metodiki) // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2014. - T. 8. - № 6. -S. 119-139.

15. SHabanova M. M., Muradova Z. R., Kosoev M. K. Problemy i perspektivy razvitiya turizma v Respublike Dagestan //Problemy ekonomiki i yuridicheskojpraktiki. - 2010. - № 10. - S. 327.

16. SHCHipanova D. G., Burkal'ceva D. D., Osmanova E. U., YAnovskaya A. A. Rol' i vliyanie turindustrii krymskogo regiona na razvitie ekonomiki // MIR (Modernizaciya. Innovaciya. Razvitie). - 2017. - T. 8. - № 1. - S. 167-177. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-vliyanie-turindustrii-krymskogo-regiona-na-razvitie-ekonomiki, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. UNWTO Tourism Highlights. World Tourism Organization. [An electronic resource]. Access mode: http:// mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-hightlights, free. Heading from the screen.

18. Regional Reports/ WTCC. [An electronic resource]. Access mode: http://www.wttc.org/research/economic-research/city-economic-impact-analysis/regional-reports/, free. Heading from the screen.

19. The World Band. URL: http://data.worldbank.org, free. Heading from the screen.

20. Tourism statistic.Eurostat. [An electronic resource]. Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat.statistics-explained/index.php/TourismstatisticTourism/ OECD Stat. [An electronic resource]. Access mode: http:// stats.oecd.org/index.aspx?DataSetCode=TOURISM_INBOUND, free. Heading from the screen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Blackman A., Moscardo G., Schurmann A., Murphy L., Exploring youth Perspectives on Quality of Life and Tourism: Policy and Planning Implications In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: Politics, Policy and Governance in Sustainable Tourism. Ljubljana, 23-24 June 2014.

22. UNWTO Tourism Highlights. 2017 Edition. UNWTO. [An electronic resource]. Access mode: http:// mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-hightlights, free. Heading from the screen.

23. Travel & Tourism Economic Impact 2017 World. WTCC.

24. [An electronic resource]. Access mode: http://www.wttc. org/-/media/files/reports/economic-impact-research/regions-2017/world2017.pdf, free. Heading from the screen.

25. Key Tourism Indicators/ OECD Stat. [An electronic resource]. Access mode: http://stats.oecd.org/ index.aspx?DataSetCode=TOURISM_INBOUND; Tourism Industries URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ metodika-otsenki-prirodnogo-turistsko-rekreatsionnogo- potentsiala-regiona, free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.