Экономическая безопасность
УДК: 331.108 МАГОМЕДОВ ОМАРДИБИР АХМЕДНАБИ
ЕВИЧ
к.э.н, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2021-5-121-126 ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Целью работы является изучение концептуальных подходов к термину «экономическая безопасность региона», выявление аспектов, влияющих на экономическую безопасность. Методы или методология проведения работы. Основой исследования послужили методы научной абстракции, а также системный подход к изучению экономической безопасности национальной экономики. Результаты. В статье предложена классификация факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность региона, рассмотрены основные подходы к определению понятия «теневая экономика» и направления борьбы с криминальной теневой экономикой в Дагестане; определены меры профилактики экономической преступности. В результате анализа экономической преступности определены меры по ее профилактике. Область применения результатов. Представленные в статье научные результаты могут быть использованы в качестве методических основ принятия решений, направленных на обеспечение экономической безопасности национальной экономики. Выводы. В процессе анализа социально-экономического положения в СевероКавказском федеральном округе делается прогноз о развитии субъектов данного федерального округа на ближайшую перспективу как проблемных территорий страны. Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, теневая экономика, коррумпированность, экономика региона/_
MAGOMEDOV OMARDIBIR AKHMEDNABIEVICH
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Management, Dagestan State Technical University, e-mail: [email protected]
FEATURES OF ENSURING ECONOMIC SECURITY NATIONAL ECONOMY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF A MARKET ECONOMY
Abstract. The purpose of the work is to study conceptual approaches to the term "economic security of the region", to identify aspects that affect economic security. Methods or methodology of the work. The research is based on the methods of scientific abstraction, as well as a systematic approach to the study of the economic security of the national economy. Results. The article offers a classification of factors that affect the economic security of the region, considers the main approaches to the definition of the concept of "shadow economy" and the directions of combating the criminal shadow economy in Dagestan; defines measures for the prevention of economic crime. As a result of the analysis of economic crime, measures for its prevention are determined. The scope of the results. The scientific results presented in the article can be used as a methodological basis for decision-making aimed at ensuring the economic security of the national economy. Conclusions. In the process of analyzing the socio-economic situation in the North Caucasus Federal District, a forecast is made about the development of the subjects of this federal district in the near future as problem territories of the country.
Введение. Теневая экономика представляет собой экономическое явление, которое значительно влияет как на отдельные регионы государства, так и на само государство в целом.
Для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность региона, необходимо:
- выделить факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность страны, вести контроль над ними с целью вовремя предотвратить или минимизировать экономический ущерб при возникновении критической ситуации;
- определить угрозу в ситуации невозможности отследить или проконтролировать действие того или иного фактора;
- провести разработку мер, связанных с выходом из критической ситуации и ликвидацией непосредственной угрозы [1].
Система угроз экономической безопасности регионов представлена на рис. 1. Данная система является сложной, включающей много элементов, которые взаимосвязаны между собой
Рис. 1. Угрозы экономической безопасности регионов.
В процессе исследования было определено место теневой экономики и схематично рассмотрено на рис. 2.
Невыполнимость оценки или измерения как внешнеэкономических и внешнеполитических, так и внутренних угроз определяет сложность структуры теневой экономики.
Институционализация теневой экономики стала острой проблемой для России. Развитие теневой экономики достигло больших масштабов и привело к тому, что неформальные отношения стали стабильными и устойчивыми, т. е. можно говорить об оформлении таких связей в
нелегальные институты. Кроме того, хозяйственные взаимодействия, которые не подчиняются существующим правилам и правовым нормам и создают теневой сектор экономики, а их раз-
Рис. 2. Место теневой экономики в структуре угроз экономической безопасности региона.
Институционализация качественно меняет теневую экономику. Беспорядочные и случайные взаимодействия экономических субъектов, функционирование которых не имеет каких-то правил, переходят в структуризацию и воспроизводство социально-экономической системы, которые не поддаются контролю со стороны государства и имеют закрытую организацию [7, 8].
Подходя к определению «теневая экономика», рассмотрим несколько ее определений. Теневая экономика - это неучтенное государством производство, потребление и обмен, а также распределение материальных благ. Теневая экономика является видом деятельности, ориентированным на удовлетворение собственных потребностей и тем самым культивирующим человеческие пороки. Теневая экономика, представляет собой экономическую деятельность, которая вступает в противоречие с законодательством страны, т. е. теневая экономика - это совокупность нелегальных хозяйственных действий, являющихся своего рода подпиткой для различных уголовных преступлений. Она состоит из неформальной, скрытой и криминальной экономики.
Неформальная экономика состоит из нерыночных и рыночных сегментов. Теневая экономика является рыночным сегментом. Для неформальной экономики, даже с учетом того, что она регулируется нормами, отличающимися от норм, регулирующих формальные отношения,
принцип работы очень схож. В неформальных отношениях регулярно производятся выплаты вышестоящим криминальным организациям. Такое же соблюдение иерархии подчинения. Снабжение необходимыми ресурсами обеспечивается «покровителями». В теневой экономике дополнительный доход создается путем ухода от выплаты налогов. Главное отличие неформальных отношений от формальных отношений - в мерах наказания. В неформальных отношениях они более жесткие [5].
На начальном этапе становления бизнеса зачастую неформальная экономика эффективна. Однако при выходе на масштабное производство уже необходимы официальные законодательные меры.
Одним из опасных факторов, подрывающих экономическую безопасность государства, является организованная преступность. Криминальные структуры «отмывают» большие денежные средства, которые, соответственно, не попадают в бюджет государства. Таким образом, организованная преступность разрушает экономический базис государства. Другим опасным фактором, отрицательно влияющим на национальную и экономическую безопасность государства, является коррупция. Многие исследователи считают, что коррупция - это опасное проявление криминализации России, которое влияет на государственное управление и является инструментом преступной эксплуатации гражданского общества.
Для России Северо-Кавказский федеральный округ является регионом со сложным социально-экономическим положением и государственным управлением. Данный регион можно считать зоной бедствия, что обусловлено разрушениями после Чеченской войны и конфликтов, последствиями стихийных бедствий, которые с определенной периодичностью происходят в регионе, миграцией людей, которая достигла высокого уровня и продолжает расти, присутствием религиозного радикализма, антироссийскими настроениями, присущими определенной части населения, незарегистрированным оружием, которое в больших объемах находится в собственности населения. Все эти факторы мешают Северо-Кавказскому федеральному округу успешно развиваться и стать на одном уровне с такими регионами, как Татарстан, Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и т. д. [5].
По данным Госкомстата1, в 2018 году регионами с высоким уровнем безработицы в Северо -Кавказском федеральном округе стали Чеченская республика - ее показатель составил 53 % и Ингушетия - ее показатель составил 47,3 %. В остальных регионах Северо-Кавказского федерального округа данный показатель составил от 17 % до 20 % [4, 5].
В Дагестане практически невозможно эффективно распределить ресурсы, и тем более вести над этим распределением контроль. Это обусловлено коррумпированностью властных структур, включая правоохранительные органы, которые коррумпированы на всех уровнях. Кроме того, в республике сложилась практически традиционная клановость и родство, которые наблюдаются на всех уровнях управления и стали тормозом в сфере применения мер по борьбе с преступностью. Этноклановость стала одним из основных факторов нестабильности в Дагестане. С учетом того, что большая часть республик Северо-Кавказского федерального округа - это дотационные республики, т. е. они не могут обеспечить себя без дотаций с центра, большая часть выделенных денежных средств оседает в том или ином клане и, соответственно, не используется в выделенном направлении. Так, в Республике Дагестан, по приблизительным подсчетам, объем суммы денежных средств, оседающих в кланах, доходит до 70 %. Таким образом, сложившиеся условия не позволяют региону успешно развиваться.
Кроме того, сложившееся социально-экономическое положение в Дагестане, а также неэффективное использование природных ресурсов и благоприятных климатических условий, отсутствие налаженной работы в данном направлении привело и к тому, что данный регион имеет низкую инвестиционную привлекательность. Для того, чтобы снизить уровень миграции в Дагестане и других субъектах Северо-Кавказского федерального округа, необходимо вовлечь население в экономическую деятельность региона. С этой целью можно расширить сферу деятельности малых и средних предприятий региона, наладить производство строительных материалов собственного производства и из собственных природных ресурсов. Это поможет не только снизить уровень миграции, но и увеличить доходы населения. Из вышеизложенного
1 Интернет сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
следует, что сложное социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа и Дагестана, в частности, не позволит субъектам данного федерального округа в ближайшей перспективе выйти из статуса проблемных территорий страны [9].
Приоритетными направлениями деятельности подразделений МВД Дагестана, спецификой которых является борьба с криминальной теневой экономикой, следующие:
1. Своевременное пресечение злоупотреблением властью и коррупции во всех органах государственной власти.
2. Своевременное препятствование отмыванию доходов, которые были получены преступным путем, определение каналов, по которым финансируются террористические и экстремистские формирования.
Рис. 3. Меры по профилактике экономической преступности.
В настоящее время России необходима комплексная государственная система профилактики. Такая система должна учитывать сложившееся социально-экономическое положение в стране и включать все субъекты власти (контролирующие и правоохранительные органы), органы управления и экономики, а также бизнес и общественность.
Выводы. Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что сложное социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа и Дагестана, в частности, не позволит субъектам данного федерального округа в ближайшей перспективе выйти из статуса проблемных территорий страны. Высокий уровень дотационности на протяжении долгого времени подтверждает, что денежные перечисления, получаемые республикой из центра, не могут помочь эффективно развиваться и говорят о ее финансовой зависимости. Если рассчитывать только на помощь центра, Дагестан не преодолеет отставание от развитых регионов России, так как выделение денег может быть нестабильным, и тогда регион может оказаться в тяжелом положении. Необходимы реформа в федеративных отношениях, расширение сферы
Литература
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. -1994. - № 12. - С. 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21823790, свободный. - Загл. с экрана.
2. Авеков В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д. э. н., д. т. н., профессора Б. А. Райзберга. - М.: Маросейка, 2010. - С. 83. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24138380, свободный. - Загл. с экрана.
3. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России / А. Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2005. - 374 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9115086, свободный. - Загл. с экрана.
4. Арутюнова Г. И. Государственная поддержка инноваций за рубежом. В какой мере она нужна в России? /Г. И. Арутюнова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXXIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. - М., 2017. - С. 62-67. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29013785, свободный. - Загл. с экрана.
5. Безновская В. В. К вопросу о национальном богатстве / В. В. Безновская, М. В. Кунцман, М. С. Москвина // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2015. - № 4 (6). - С. 22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25028983, свободный. - Загл. с экрана.
6. Быков В. П. Дембовская О. А., Лебедько Е. М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях // Экономика и эффективность организации производства. - 2006. - № 5. - С. 60-63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24076079, свободный. - Загл. с экрана.
7. Куклин А. А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 142-145.
8. Кунцман М. В. Экономическая безопасность: учебное пособие /М. В. Кунцман. - М.: МАДИ, 2016. -152 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26045622, свободный. -Загл. с экрана.
9. Морозова Т. Г. Государственная экономическая политика учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление » / Т. Г. Морозова и др.; под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 255 с. ISBN 5-238-01082-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=376621, свободный. - Загл. с экрана.
10. Рой О. М. Безопасность как объект публичного управления // Управленческие науки. - 2018. - № 1, т. 8. - С. 52-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32689537, свободный. - Загл. с экрана.
References:
1. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ekonomiki. - 1994. -№ 12. - S. 5. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=21823790, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
2. Avekov V. V. Aktual'nye voprosy upravleniya sobstvennost'yu subëkta Federacii. Monografiya / Pod nauch-noj redakciej d. e. n., d. t. n., professora B. A. Rajzberga. -M.: Marosejka, 2010. - S. 83. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=24138380, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Aganbegyan A. G. Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii / A. G. Aganbegyan; Akademiya narodnogo hozyajstvapri Pravitel'stve RF. - 2- e izd., ispr. i dop. - 2005. - 374 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=9115086, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Arutyunova G. I. Gosudarstvennayapodderzhka innovacij za rubezhom. Vkakoj mere ona nuzhna v Rossii? / G. I. Arutyunova // Sovremennye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk: materialy XXXIII Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch. - M., 2017. - S. 62-67. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=29013785, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Beznovskaya V. V. K voprosu o nacional'nom bogatstve / V. V. Beznovskaya, M. V. Kuncman, M. S. Mos-kvina //Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. - 2015. - № 4 (6). - S. 22. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=25028983, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Bykov V. P. Dembovskaya O. A., Lebed'ko E. M. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov i preodolenie ugroz v sovremennyh usloviyah // Ekonomika i effektivnost' organizacii proizvodstva. - 2006. - № 5. - S. 6063. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24076079, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. Kuklin A. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov: teoretiko-metodologicheskie podhody i sravnitel'nyj analiz //Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 6-1. - S. 142-145.
8. Kuncman M. V. Ekonomicheskaya bezopasnost': uchebnoe posobie /M. V. Kuncman. - M.: MADI, 2016. -152 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=26045622, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
9. Morozova T. G. Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika ucheb.posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti 061000 «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie» / T. G. Morozova i dr.; pod red. T. G. Morozovoj. - M.: YUNITIDANA, 2012. - 255 s. ISBN 5-238-01082-6. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://znanium.com/bookread.php?book=376621, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Roj O. M. Bezopasnost' kak obëkt publichnogo upravleniya // Upravlencheskie nauki. - 2018. - № 1, t. 8. -S. 52-61. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32689537, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.