УДК 332.145 ИВАНОВА АЛЁНА АНДРЕЕВНА
аспирант Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский)федеральный университет»,
e-mail: [email protected]
ТУФЕТУЛОВ АЙДАР МИРАЛИМОВИЧ
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности и налогообложения Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
e-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Цель работы. Рассмотрение вопроса обеспечения экономической безопасности региона с позиции программно-целевого подхода и нормативно-правового регулирования. Метод проведения работы. В статье проведен анализ инструментов обеспечения экономической безопасности региона. Результаты работы. В настоящее время вопросы обеспечения экономической безопасности региона недостаточно изучены по ряду причин, связанных с индивидуальными и уникальными особенностями каждого региона. В том числе это связано с тем, что начиная с советских времен вопрос управления экономической безопасностью в большей степени рассматривался на национальном уровне, и не уделялось должного внимания ее изучение на уровне регионов. В свою очередь, программно-целевой метод при качественной нормативно-правовой поддержке является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности регионов и страны в целом. Только решение задач и достижение целей, поставленных перед регионами, позволит качественно улучшить экономическое состояние страны в целом. Именно поэтому обеспечение региональной экономической безопасности приоритетно в вопросе национальной безопасности. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при изучении проблем управления и обеспечения экономической безопасности в региональном аспекте, а также при количественной оценке, анализе и прогнозировании состояния экономической безопасности регионов Российской Федерации. Выводы. Эффективное управление экономической безопасностью региона должно содержать системный подход, обеспечивающийся совокупностью сильной нормативно-правовой базы и программно-целевых методов. Также необходимым является создание единой унифицированной методики обеспечения экономической безопасности регионов. Поддержание уровня экономической безопасности возможно путем определения системы органов управления, деятельность которых влияет на экономическую безопасность региона, и выявления взаимосвязи между ними, установления информационных взаимосвязей между центром и регионами.
Ключевые слова: экономическая безопасность, региональное управление, национальные проекты, программно-целевой метод.
IVANOVA ALYONA ANDREEVNA
postgraduate student of the Institute of management, Economics and Finance
Kazan (Volga region)Federal University, e-mail: [email protected]
TUFETULOVAIDAR MIRALIMOVICH
doctor of Economics, Professor, head of the Department of economic security
Institute of management, Economics and Finance Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]
PROGRAM-TARGETED APPROACH AND REGULATORY SUPPORT REGIONAL ECONOMIC SECURITY
Abstract. Purpose of work. Consideration of the issue of ensuring the economic security of the region from the perspective of a program-oriented approach and legal regulation. The method of carrying out the work. The article analyzes the tools for ensuring the economic security of the region. Result of work. Currently, the issues of ensuring the economic security of the region are insufficiently studied for a number of reasons related to the individual and unique characteristics of each region. In particular, this is due to the fact that since the Soviet times, the issue of economic security management has been largely considered at the national level, and not given due attention to its study at the regional level. In turn, the program-target method with high-quality regulatory support is an effective tool for ensuring the economic security of regions and the country as a whole. Only solving the tasks and achieving the goals set for the regions will allow us to improve the country's economic condition as a whole. That is why ensuring regional economic security is a priority in the issue of national security. Scope of the results. The results of the study can be used in studying problems of management and economic security in the regional context, as well as in quantifying, analysing and forecasting of economic security of Russian regions. Conclusions. Effective management of economic security in the region should contain a systematic approach, provided by a combination of a strong regulatory framework and program-targeted methods. It is also necessary to create a unified unified methodology for ensuring the economic security of regions. Maintaining the level of economic security is possible by identifying the system of management bodies whose activities affect the economic security of the region, and identifying the relationship between them, establishing information relationships between the center and the regions.
Keywords: economic security, regional management, national projects, program-target method.
Введение. Региональная политика в контексте обеспечения экономической безопасности признана действенным инструментом управления экономическим и социальным развитием как отдельных территорий и групп территорий, так и страны в целом. Она позволяет увязывать интересы регионов с общими интересами государства, приводить в действие ресурсы их экономического роста, находить оптимальные варианты интеграции в экономику страны и мировое хозяйство, предотвращать возникновение депрессивных территорий, смягчать различия в условиях жизни людей в различных регионах. Целесообразным будет рассматривать управление экономической безопасностью региона с точки зрения такого инструмента, как программно-целевой подход. В рамках национальных проектов рассматривается комплекс мер, направленных на развитие социальной, финансово-экономической, промышленной, продовольственной, экологической, энергетической сфер.
Методы исследования. Программно-целевой метод является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности регионов и страны в целом, реализации экономической и социальной политики государства, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой подход применяется во многих странах, в том числе в государствах Европейского Союза, США, Канаде, Японии, для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей.
После негативных отзывов оппозиции и ряда политологов и критики приоритетных национальных проектов России, принятых к реализации в 2005 году, Министерство экономического развития России проделало значительную работу по реформированию института национальных проектов [9], [10], [18]. Это позволило выделить ряд остро стоящих вопросов, решаемых при реализации проектов, усилить рассмотрение регионального аспекта, обеспечить определенные условия и правила их развития и реализации. Для большей подотчетности и подконтрольности реализующихся национальных проектов правительством совместно с «Единой Россией» было принято решение о создании сервиса обратной связи «Нацпроекты глазами людей» [16]. На данный сервис граждане России могут направлять вопросы касательно нацпроектов, жалобы и предложения.
Система национальных проектов предназначена для «трансформации» российской эконо-
мики. Несмотря на то, что новая экономическая модель призвана ускорить темпы экономического роста в России выше среднего мирового уровня и будет опираться на реформы в банковском и налоговом секторах, успех их далеко не гарантирован. Так, исследование, проведенное консультантами Oxford Economics, показало, что шестилетняя программа национальных проектов стоимостью 400 миллиардов долларов США приведет к увеличению годового роста ВВП всего на 0,1-0,2 процентных пункта [3].
Аналитики регулярно указывают на установленный целевой показатель расходов правительства в размере 400 миллиардов долларов на национальные проекты, треть из которых должна поступить из частного сектора. Тем не менее Крис Уифер, глава Macro Advisory, утверждает, что данные проекты «будут иметь больше смысла и реалистичности», если их рассматривать как долгосрочную инвестиционную программу на девять или десять лет, а не как пятилетние расходы.
Национальные проекты отчасти призваны повысить автономию России от мировой экономики, чтобы укрепить экономическую безопасность страны и ее регионов, в связи с этим в них мало положений о привлечении иностранных инвестиций.
Именно угроза внешней экономической безопасности, угроза более болезненных, а не существующих санкций, послужила движущей силой большинства политических решений России в последние годы. ЦБ РФ уже отделил российские резервы от международного рынка капитала, распродав свои векселя в США и накапливая золото. Опасаясь, что она может быть отключена от платежной системы SWIFT, Россия в 2014 году создала платежную систему MIR, которая сейчас успешно работает. Массовые инвестиции в сельское хозяйство за последние четыре года сделали Россию в значительной степени самодостаточной в большинстве продуктов [1].
Экономическая безопасность является основой экономической независимости государства, способствует ослаблению социальных противоречий и повышению благосостояния граждан и общества. В связи с этим защита экономической безопасности в России считается одним из ключевых приоритетов национального развития Российского государства. Можно также упомянуть, что экономическая безопасность традиционно позиционируется как принципиально важный качественный показатель экономической ситуации в стране.
Однако вопросы защиты экономической безопасности региона недостаточно изучены по ряду причин. Первый - это специфика индивидуальных особенностей регионального экономического развития каждого субъекта Российской Федерации, оставляющая след в требованиях обеспечения экономической безопасности каждого отдельного региона и преобразования системы критериев оценки к этой специфике. При этом необходимым является определение стратегической направленности экономического развития региона, а также определение уровня его конкурентоспособности [17]. Во-вторых, не существует единого универсального методологического подхода к изучению экономической безопасности на региональном уровне. Наконец, существуют некоторые трудности в процессе оценки экономической безопасности субъектов Российской Федерации в связи с проблемой унификации статистики. Вышеперечисленные факторы значительно усложняют формирование единых стандартов оценки экономической безопасности в Российской Федерации на региональном уровне и разработку стратегических планов по ее защите с учетом особенностей регионального экономического развития, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на цели, инструменты и мероприятия, проводимые государственными и местными органами власти.
Говоря о региональном аспекте национальных проектов, необходимо отметить, что эта составляющая - своего рода декомпозиция федерального проекта в части достижения целей и целевых показателей, закрепленных в паспорте федерального проекта за субъектом России. Реализация регионального проекта направлена на достижение целей и задач федерального проекта. А реализация федеральных проектов, в свою очередь, направлена на достижение результатов, важных для реализации национального проекта.
В качестве одного из региональных проектов можно привести строительство высокоскоростной линии. Каждый день из Москвы в столицу Республики Татарстан, город Казань, пускают около 8 поездов, при этом на маршрут протяженностью 750 км требуется около 12 часов. Президент РФ объявил о строительстве высокоскоростной линии стоимостью 1,7 млрд руб-
лей, сократив поездку до трех с половиной часов. Правительство заявляет, что это выдающаяся инициатива в рамках «Национальных проектов», которая оживит экономику страны [2].
Только решение задач и достижение целей, поставленных перед регионами, позволит качественно улучшить экономическое состояние страны в целом. Именно поэтому обеспечение региональной экономической безопасности приоритетно в вопросе национальной безопасности.
На сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности, как регионов, так и России в целом, находится на стадии формирования [4]. При этом все документы можно разделить на 4 группы (рис. 1).
Рис. 1. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности регионов.
Федеральный закон «О безопасности» России не дает представления о том, что подразумевается в законодательстве под экономической безопасностью региона, как она обеспечивается [20]. Это является большой проблемой в части экономической безопасности региона, так как нормативно-правовая база является основным инструментом обеспечения экономической безопасности региона, закладывающим базу и фундамент для остального процесса. В обеспечении экономической безопасности на региональном уровне принимают участие структуры всех уровней. Между участниками распределены сферы ответственности в зависимости от вида безопасности. Так, например, обеспечение продовольственной безопасности войдет в сферу ответственности Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития, финансовая безопасность - в сферу ответственности Министерства финансов и Банка России и т. д. В связи с этим сложно говорить о согласованности действий между этими структурами [11], [12], [13], [14]. Стоит отметить, что отсутствие координирующего органа, систематизации информационных потоков усложняет процесс обеспечения экономической безопасности [5].
После принятия «Концепции долгосрочного социально- экономического развития России на период до 2020 года» субъектами РФ начали разрабатываться и корректироваться прежде принятые Стратегии социально-экономического развития субъектов РФ [15]. В них раскрываются угрозы экономической безопасности каждого конкретного региона, указываются пути решения данных проблем и способы обеспечения экономической безопасности данного региона России в долгосрочной перспективе. Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне региона и представляет собой систему мер государственного управления [6].
В свою очередь, «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» дает нам понятие экономической безопасности и выделяет уровни реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности [19]. Она
призывает к консолидации сил органов всех уровней власти в целях реализации национальных приоритетов России. Однако стратегия, как и законодательство, касающееся сферы экономической безопасности, не дает конкретных мер организационного, нормативно-правового и методического характера в региональном аспекте. В качестве угрозы экономической безопасности в региональном аспекте приводится неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.
В настоящее время обостряются проблемы обеспечения региональной и национальной экономической безопасности в условиях глобализации и международной конкуренции. В первую очередь этот связано с контролем рыночных каналов, технологических, информационных и природных ресурсов. К важным задачам для России относится не только защита своих позиций на мировой арене, но и улучшение жизни своих граждан. Несмотря на внешнюю обстановку, Российская Федерация имеет свои национальные интересы, которые могут быть реализованы только на основе устойчивого развития системы национальной и непосредственно региональной экономической безопасности. При этом необходимо поддерживать нормальные условия для функционирования народного хозяйства и экономической активности населения. Стабильность региональной экономической безопасности может быть оценена вследствие сопоставления поставленных значений и полученных результатов в рамках национальных проектов, а также путем применения методик экономической безопасности регионов с проверкой их пороговых значений [8].
Результаты. Анализ современной российской экономической ситуации показывает наличие ряда серьезных проблем. К ним относятся низкий уровень промышленного производства страны; зависимость экономики от импорта товаров и экспорта сырья; низкий уровень жизни населения; быстрый рост теневой экономики и коррупции; отсутствие гражданской науки и инновационного развития; зависимость от заемных средств и иностранного капитала; низкий уровень жизни населения, низкий уровень доходов населения и связанная с этим низкая покупательная способность; и другие угрозы в разных сферах жизнедеятельности.
Особенности развития регионов в рамках рыночной экономики и федерального устройства России дают основания для определения сущности экономической категории «регион» как субъекта, представляющего собой самостоятельную экономическую подсистему в общей системе экономической безопасности государства, в пределах которой необходимо оценивать и поддерживать экономическую безопасность с целью обеспечения и поддержания уровня национальной безопасности.
В советское время управление экономической безопасностью в большей степени рассматривалось на национальном уровне и не уделялось должного внимания ее изучение на уровне регионов [7]. Но в настоящее время, когда повсеместно происходят процессы децентрализации и передачи части полномочий с государственного уровня на нижестоящий, региональный, данному аспекту уделяется все большее внимание. Многие регионы сталкиваются с трудными проблемами, касающимися всех сфер деятельности, в том числе и экономической безопасности, изучение этого уровня наращивает особую значимость. Регионы должны уметь противостоять кризисным ситуациям, формирующимся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Выводы. Таким образом, эффективное управление экономической безопасностью региона содержит системный подход, для успешного осуществления которого требуется: определить систему органов управления, деятельность которых влияет на экономическую безопасность региона, а также выявить взаимосвязи между ними; сформировать информационную базу управления; установить информационные взаимосвязи между центром и регионами; разработать комплекс управляющих воздействий и систему контроля их результатов.
Литература
1. Ben Aris. Russia 's National Projects: Economic Reboot or Mucky Bog? // Интернет-журнал Russia Matters. 30.05.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.russiamatters.org/analysis/russias-national-projects-economic-reboot-or-mucky-bog, free. Heading from the screen.
2. Henry Foy. Russians sceptical of Putin's grand projects as economy founders. // Интернет-журнал Financial Times. 02.09.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.ft.com/content/4de8b414-c5aa-11e9-a8e9-296ca66511c9, free. Heading from the screen.
3. Putin Can't Bet on National Projects to Boost Growth, Experts Say // Бизнес-журнал Russia Business Today. 31.10.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://russiabusinesstoday.com/economy/putin-cant-bet-on-national-projects-to-boost-growth-experts-say, free. Heading from the screen.
4. Воробьева Е. Г., Айзятов Ф. А. Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России: краткий обзор // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами», 11/25. 18.11.2015. [An electronic resource]. Access mode: http://uecs.ru/marketing/item/3803-2015-11-18-06-02-53/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Зайцев Р. А. Экономико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности региона //Журнал «Российское предпринимательство». - № 4. - 2007. - С. 7-11.
6. Иванова А. А. Анализ инструментов управления экономической безопасностью регионов /Методология статистического анализа и прогнозирования в экономике: прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - Москва, 2016. - 134 с. - С. 4656.
7. Иванова А. А. Инструменты и механизмы управления экономической безопасностью региона // Современные научные исследования и разработки. - Москва, 2018. - № 4. - С. 213-216.
8. Иванова А. А., Котенкова С. Н. Управление экономической безопасностью региона /Научное обозрение. - № 16. - 2017. - Москва, 2017. - 132 с. - С. 94-96.
9. Министерство экономического развития Российской Федерации. Национальные проекты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minec.gov-murman.ru/activities/natsionalnye-proekty/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Немцов Б., Милов В. Путин. Итоги. 10 лет: независимый экспертный доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.putin-itogi.ru/dokladM1/, свободный. - Загл. с экрана.
11. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru//, свободный. - Загл. с экрана.
12. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.ru//, свободный. - Загл. с экрана.
13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru//, свободный. - Загл. с экрана.
14. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minec.gov-murman.ru//, свободный. - Загл. с экрана.
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
16. Сервис «Национальные проекты глазами людей» /Партия «Единая Россия». [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://ngl.er.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
17. Туфетулов А. М., Напойкина Е. А. Проблематика управления развитием региона с учетом угроз экономической //Горизонты экономики. - 2017. - № 5(38). - С. 24-26.
18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
19. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
20. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
References:
1. Ben Aris. Russia's National Projects: Economic Reboot or Mucky Bog? //Internet-zhurnal Russia Matters. 30.05.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.russiamatters.org/analysis/russias-national-projects-economic-reboot-or-mucky-bog, free. Heading from the screen.
2. Henry Foy. Russians sceptical of Putin's grand projects as economy founders. // Internet-zhurnal Financial Times. 02.09.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.ft.com/content/4de8b414-c5aa-11e9-a8e9-296ca66511c9, free. Heading from the screen.
3. Putin Can't Bet on National Projects to Boost Growth, Experts Say // Biznes-zhurnal Russia Business Today. 31.10.2019. [An electronic resource]. Access mode: https://russiabusinesstoday.com/economy/putin-cant-bet-on-national-projects-to-boost-growth-experts-say, free. Heading from the screen.
4. Vorob'eva E. G., Ajzyatov F. A. Normativno-pravovoe obespechenie nacional'noj ekonomicheskoj bezopas-nosti Rossii: kratkij obzor // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Upravlenie ekonomicheskimi sistemami», 11/25. 18.11.2015. [An electronic resource]. Access mode: http://uecs.ru/marketing/item/3803-2015-11-18-06-02-53/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Zajcev R. A. Ekonomiko-pravovye aspekty obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona // ZHurnal «Rossijskoe predprinimatel'stvo». - № 4. - 2007. - S. 7-11.
6. Ivanova A. A. Analiz instrumentov upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost'yu regionov / Metodologiya statisticheskogo analiza i prognozirovaniya v ekonomike: prikladnye aspekty. Sbornik nauchnyh trudov / Ros-sijskij ekonomicheskij universitet im. G. V. Plekhanova. - Moskva, 2016. - 134 s. - S. 46-56.
7. Ivanova A. A. Instrumenty i mekhanizmy upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost'yu regiona // Sovremen-nye nauchnye issledovaniya i razrabotki. - Moskva, 2018. - № 4. - S. 213-216.
8. Ivanova A. A., Kotenkova S. N. Upravlenie ekonomicheskoj bezopasnost'yu regiona /Nauchnoe obozrenie. -№ 16. - 2017. - Moskva, 2017. - 132 s. - S. 94-96.
9. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Nacional'nye proekty. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://minec.gov-murman.ru/activities/natsionalnye-proekty/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Nemcov B., Milov V. Putin. Itogi. 10 let: nezavisimyj ekspertnyj doklad. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.putin-itogi.ru/dokladM1/ svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
11. Oficial'nyj sajt Banka Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru//, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.
12. Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mcx.ru//, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.minfin.ru//, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://minec.gov-murman.ru//, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dol-gosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii naperiod do 2020 goda».
16. Servis «Nacional'nye proekty glazami lyudej» / Partiya «Edinaya Rossiya». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ngl.er.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
17. Tufetulov A. M., Napojkina E. A. Problematika upravleniya razvitiem regiona s uchetom ugroz ekonomich-eskoj // Gorizonty ekonomiki. - 2017. - № 5(38). - S. 24-26.
18. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda».
19. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda».
20. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti».