О.А. Строева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ ПРИ РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реальные условия современного хозяйствования обусловили такое состояние российской экономики, при котором экономические системы различных уровней получили достаточную свободу и независимость в вопросах функционирования и управления. На протяжении последних лет все актуальней становится концепция, согласно которой процесс управления региональными экономическими системами обеспечивает четкость полученной информации о деятельности системы, полезность и адресность выводов. Целенаправленность выводов анализа облегчает разработку конкретных рекомендаций при корректировке процесса управления экономическими системами. Соответственно, возрастает необходимость теоретического осмысления и разработок практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления региональными экономическими системами.
Ключевые слова: управление; развитие; региональные экономические системы; инновационная деятельность.
В процессе управления экономическими системами развитию инновационной деятельности принадлежит одно из ключевых мест, поскольку в современных условиях ее конечными результатами определяется экономическая мощь предприятий, региона и страны в целом. Поэтому данная проблема является одной из ведущих, и именно от ее решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших социальноэкономических преобразований в России.
Невысокая насыщенность российской экономической науки примерами проведения практических и теоретических исследований в области управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности подтверждают актуальность выбранной темы исследования.
Экономическая система - это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих формы и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта [2].
В экономических системах процесс управления зависит от специфических условий - природноклиматических, экономических, политических, ресурсных, социальных. Разрабатываются индикативные планы управления экономической сферы и система преференций для экономических агентов, способствующих достижению стратегических целей, поставленных в этих планах; пакеты взаимоувязанных законодательных актов и правовые механизмы, которые регламентируют основы экономической политики [9].
В авторском представлении процесс управления представляет собой сложную многозвенную систему, проявляющуюся:
- в органическом единстве кадров, структуры органов управления, методов, процессов, информации и техники управления при решающей роли кадров;
- тесной взаимосвязи и соотношений объекта и субъекта управления;
- взаимообусловленности деятельности звеньев управления различных иерархических уровней;
- взаимосвязи функций управления и характера, разрабатываемых и принимаемых решений;
- единстве организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления;
- взаимообусловленности производственно-технического, экономического, социального, психологического, правового аспекта управления;
- комплексности всех видов организационной и вычислительной техники управления;
- органическом единстве количественных и качественных методов анализа и обоснования управленческих решений.
Организация процесса управления развивается в соответствии с определенными закономерностями. К числу этих закономерностей относятся: соответствие
управляющей системы целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития управляемого объекта; реальность управления, определяемая объективностью информационного отображения реальных процессов, происходящих в производстве; объективная потребность органов управления в информации; реализация прямой и обратной связи объекта и субъекта управления; пропорциональность и комплексность в управлении [1].
В любой управленческой деятельности имеются базовые, практически неизменяемые по форме и содержанию процессы, их называют условно-постоянными, и изменяемые в зависимости от конкретных условий внешней и внутренней среды, их называют условнопеременными [3].
К условно-постоянным относят базовый набор функций и организационных структур управления, технологий управления, объективных законов организации и управления, методов разработки и реализации управленческих решений. К условно-переменным - принципы управления, способы и приемы реализации условнопостоянных процессов, например способы реформирования и реструктуризации предприятий, а также формирование производных процессов от базовых.
За каждым новым процессом, способом или приемом руководитель должен видеть базовые основы общепринятой теории управления; если такой базы нет, то чаще всего эти нововведения неэффективны.
Большинство экономических систем имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции.
Управляющие верхнего уровня средних и крупных экономических систем концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения.
Они отвечают за процветание и потому должны планировать, направлять и контролировать её деятельность.
Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы внутри экономических систем.
Нижний уровень управления в экономической системе - это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников.
Неизученным моментом в теории управления экономическими системами является переход их деятельности на инновационный путь развития. Важно рассмотреть различные аспекты, способные создать предпосылки к внедрению инноваций в управлении с целью придания траектории развития экономических систем, особого направления, способного решать актуальные задачи и учитывать особенности их хозяйствования.
В сложившейся ситуации инновационная деятельность в управлении должна обеспечить решение следующих основных задач: организация экономической системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций; формирование органов организации и координации инновационной деятельности; разработка и реализация на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития этих видов деятельности; разработка и реализация на практике комплекса мер по
сохранению и развитию прикладной науки; создание условий, способствующих ускоренному развитию малого научно-технического и инновационного предпринимательства; создание полноценной инновационной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности; осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники [3].
Таким образом, авторская концепция предполагает рассмотрение процесса управления экономическими системами, реализации функций в их взаимной увязке, с обязательным анализом результатов хозяйственной деятельности в конечной точке исследования, которые обеспечивают четкость полученной информации о деятельности системы, полезность и адресность выводов. Целенаправленность выводов анализа облегчит разработку конкретных рекомендаций при корректировке процесса управления экономическими системами. В рамках разработанной концепции необходимо взаимоувязать цели развития, процессы формирования, условия глобализации, трансформации и интеграции экономических систем с разработкой модели управления экономическими системами.
При разработке и реализации направлений совершенствования процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности необходимо обоснованно подойти к выбору приоритетных направлений долгосрочного развития в условиях распространения рыночной конкуренции и глобализации (рис. 1).
Достижение научно-технологического уровня развития экономических систем
Перспективная потребность, обеспечивающая выявление перспективных инновационных рыночных ниш, т.е. окупаемость крупных инвестиций в освоение инноваций, получение инновационной сверхприбыли
Количественная и качественная измеримость потенциала экономических систем
Эффективность процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности
Рис. 1. Критерии выбора направлений совершенствования процесса управления экономическими системами
при развитии инновационной деятельности
Использование в единстве четырех вышеизложенных критериев делает процесс управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности более обоснованным, эффективным, более наукоемким и защищенным от различного рода ошибок.
По нашему мнению, к первоочередным направлениям совершенствования процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности следует отнести:
- развитие конкурентной среды путем введения современной соответствующей международным нормам законодательной и нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в области регулирования инновационной деятельности;
- вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров мирового высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционной деятельности экономических систем;
- создание институтов трансферта технологий от государственного научно-технического сектора в отрасли народного хозяйства и институтов эффективной помощи коммерциализации технологий, особенно для экономических систем малой и средней размерности;
- развитие процессов диффузий технологий, в частности для перевооружения технологической базы производства;
- развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента;
- мониторинг промышленных рынков наукоемких разработок, выявление спроса и предложений на инновационную продукцию, выявление перспективных направлений инновационной деятельности;
- содействие внедрению наукоемких технологий в экономических системах;
- экспертиза технологий с целью формирования инновационно-информационных проектов;
- содействие реализации инновационных проектов, внедрению на предприятиях и в организациях новых современных разработок и технологий, обеспечивающих выпуск приоритетной конкурентоспособной продукции;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
- существенное софинансирование инновационных проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;
- децентрализация государственной поддержки и формирование сети «институтов развития» инновационной деятельности;
- формирование современной модели инновационного роста и частно-государственного партнерства;
- содействие в создании новых форм функционирования и развития экономических систем как объектов управления;
- создание виртуальных экономических систем.
По нашему мнению, существуют следующие приемы и методы, которыми необходимо пользоваться при внедрении направлений совершенствования процесса управления при развитии инновационной деятельности:
1. Управление изменениями. Необходимо не только спланировать изменение, но и убедить исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно принесет пользу экономической системе, а также нейтрализовать действия противников изменения. При этом следует выделять факторы, вызывающие те или иные изменения в управлении, вызывающие или сдерживающие изменения. Для этого, прежде всего, полезно выявить потенциал для изменения, т.е. потенциальные ресурсы, особенности их использования, которые способны изменяться под действием различных факторов, но в настоящее время еще остаются на прежнем уровне.
2. Разработка плана управления влияющими факторами. Разрабатывается «план экстренного реагирования», т.е. комплекс мероприятий по управлению непредвиденными ситуациями. Один из наиболее естественных способов - владение информацией, которая будет способствовать выявлению негативных предпосылок в будущем. Конечно, при этом не следует забывать о профессионализме, который играет не последнюю роль в управлении.
3. Вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации в управлении. В этом случае необходимо определить только основные позиции, направления деятельности, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инноваций в управлении, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. Важной задачей при этом является донесение до сотрудников инновационных намерений.
Последовательность инновационной деятельности при управлении экономическими системами включает:
1) формирование цели;
2) разработку задач инновационной деятельности, способствующих достижению поставленной цели;
3) исследование существующих на сегодняшний день разработок в области предполагаемой инновационной деятельности;
4) формирование информационной базы инновационного анализа при управлении экономическими системами;
5) определение субъектов инновационной деятельности, построение схемы управления ею;
6) планирование инновационной деятельности, разработку смет, бюджетов;
7) подготовку деятельности экономических систем к инновациям, подбор персонала, приобретение необходимых ресурсов, замена производственных технологий;
8) начальный этап инноваций, т.е. внедрение изменений в экономических системах;
9) закрепление результатов инноваций, проверку «контрольных точек»;
10) оценку результатов проведенной инноваций при управлении экономическими системами.
Модель процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности формируется и закрепляется на основе показателей ее развития (рис. 2). Положительным свойством модели является объективный, детерминированный характер ее действия. Объясняется это тем, что инновационная деятельность осуществляется под действием директив и условий процесса управления и внешней среды на основе реализуемых стратегий, концепций, нацпроектов и программ, каждое из которых имеет локальный диапазон эффективного действия
Кроме того, действие модели всегда содержит случайную компоненту, приводящую к отклонениям от «идеального» характера функционирования. В связи с этим большое значение имеет целенаправленное согласование процесса управления и развития инновационной деятельности в целях контроля над диапазонами эффективности.
Для того чтобы модель процесса управления при развитии инновационной деятельности была эффективной, необходимо наличие трех факторов: управляющие воздействия должны основываться на достижении определенных целей программы развития инновационной деятельности, обеспечивающих качество функционирования экономической системы; экономика системы как объект инновационного развития должна давать соответствующий отклик на управляющее воздействие; управляющее воздействие должно иметь величину, достаточную для достижения эффекта.
Таким образом, целесообразно представлять модель процесса управления при развитии инновационной деятельности в «контурно-модульном» виде. Отличительной чертой данной модели является то, что она тесно связана с внешней средой; это обусловлено тем, что инновационное развитие тесно увязывается с реализуемыми стратегиями, концепциями, нацпроектами, программами и экономическими системами, в которых они непосредственно реализуются.
Рис. 2. Модель процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности
Корректировка процесса управления
Модель процесса управления экономической системой при развитии инновационной деятельности как экономическая категория отражает (см. рис. 2): взаимосвязь всех инструментов и процессов во внутренней среде и их участие в процессах экономической системы; взаимосвязь интересов экономических систем с интересами внешней среды; взаимосвязь директив, условий, инструментов и процессов, способных повлиять на работу модели; взаимосвязь индикаторов и методов корректировки процесса управления в случае неэффективного взаимодействия.
В современных условиях заметно развитие процессов управления экономическими системами, детерминирующих повышение роли органов власти в обеспечении устойчивой позитивной динамики экономического развития субъекта Российской Федерации.
В этой связи актуализируется потребность в формировании эффективной модели процесса управления экономическими системами при развитии инновационной деятельности, адекватной сложности решаемых задач и имеющей стратегическую ориентацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. РайзбергБ., МорозовН. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. 2008. № 1. С. 35-39.
2. Старцева О.А., Авакумова Н.Н. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные
интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10 (31). С. 63-70.
3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: Эко-
номика, 2002. 702 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 февраля 2010 г.