Научная статья на тему 'Достижение сбалансированности гомеостатической системы управления процессом социально-политической модернизации (региональный аспект)'

Достижение сбалансированности гомеостатической системы управления процессом социально-политической модернизации (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / HOMEOSTATIC SYSTEM OF ADMINISTRATION / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / BALANCE / ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / DYNAMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Грибанов Валерий Владимирович, Морозов Николай Алексеевич

В статье показаны механизмы управления модернизационными процессами; делается вывод о возможности создания системы управления, основанной на сети региональных центров стратегических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Грибанов Валерий Владимирович, Морозов Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acheving the balance of the homeostatic system of social and political modernization management (regional aspect)

The article outlines the mechanisms of modernization management; it draws conclusions about the possibility of creating the system of management based on the network of regional centres of strategic research.

Текст научной работы на тему «Достижение сбалансированности гомеостатической системы управления процессом социально-политической модернизации (региональный аспект)»

ДОСТИЖЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

УДК 316, 42: 353 (470.13) (045) Д.П. КОНДРАЛЬ, В.В. ГРИБАНОВ, Н.А. МОРОЗОВ

Современный процесс социально-политической модернизации России приводит к тому, что система регионального управления претерпевает ряд глобальных преобразований. Изменения, происходящие в различных сферах государства и общества современной России имеют неоднозначный характер. Рассмотрение происходящих социально-политических процессов на уровне регионов, с точки зрения теории модернизации, на наш взгляд, является перспективным в настоящее время. Социально-политическая модернизация призвана изменить систему общественных отношений в России и её регионах в соответствии с глобальными тенденциями развития социально-политических систем. При этом модернизацион-ные процессы носят зачастую сложный и противоречивый характер, о чём указывает исследователь С.Н. Гавров, определяющий их как «синтез поступательной и инверсионной динамики, прогресса и регресса, хотя, при рассмотрении в достаточно длительном диахронном контексте, преобладают поступательные динамические процессы» [2].

В настоящее время существует множество теорий, механизмов и алгоритмов управления процессами социально-политического развития. Выбор методологического основания управления не в последнюю очередь определяет успешность всех преобразований. При этом условный выбор определённого основания модерни-зационного процесса ведёт к разработке основанных на этом основании соответствующих систем управления. Взаимосвязь основ модернизации и систем управления представлена в таблице 1.

Современная модернизация призвана поставить Россию на новый уровень социально-политического развития, основанного на сбалансированности основных сфер государства и общества [8, с. 16, 163, 2б]. Важной чертой современных региональных модернизационных процессов является их ориентация на федеральный центр, причём зачастую региональные изменения инициализируются последним.

Рассматривая процесс управления социально-политической модернизацией на

Таблица 1.

Взаимосвязь основ модернизации и систем управления

Основы модернизации Реализация проектов модернизации

Политические Управление проектами политических преобразований общества

Социальные Управление социальными проектами модернизации

Культурные Управление проектами, направленными на трансформацию культурных основ общества

Религиозные Проекты обновления религиозной жизни общества

Экономические Реализация проектов экономического развития общества

Комплексные В данном случае речь идёт о реализации проектов, основанных на учёте всех вышеперечисленных оснований модернизации.

Рисунок 1. Схема гомеостатического управления, выраженная через цели и управление противоречиями.

региональном уровне, необходимо выделить три её изначально заданные характеристики: 1)основу управления процессами развития составляет принцип сбалансированности; 2) социально-политическая действительность рассматривается как динамическая система: «Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре» [5]; 3) стратегическая направленность.

В современной теории управления было множество попыток смоделировать систему управления. В различных моделях лежали качественно отличающиеся методологические принципы. Так, для Карла Маркса основой развития системы было усиление противоречия между управляющими и управляемыми, для Дэниела Белла - уровень развития технологий, и т.д. В современной науке популярным является системный подход, соединяющий преимущества процессного и системно-управляющего моментов, рассматривающий процессы как систему.

На стыке системного подхода и кибернетики совсем недавно появилось новое направление - гомеостатическая теория управления (гомеостат), которая рассматривает структуру управления материальными объектами, содержащую прямые, обратные и перекрёстные информационные связи и обеспечивающую поддержание динамического постоянства жизненно важных функций и параметров системы - гомеостаза [3, с. 334]. Данная теория более подробно рассматривает элементы и принципы системы управления. Реализация модернизационных проектов, с данной точки зрения, может рассматриваться как механизм уменьшения внутренних противоречий социально-политической системы.

При рассмотрении политической системы с точки зрения гомеостатической теории [4, с. 20-67] необходимо учитывать, что понятие гомеостатики содержит два ключевых понятия: гомеостаз - относительное динамичное постоянство состава и свойств внутренней среды, устойчивость основных функций живого организма; гомеостат - это система управления, обеспечивающая поддержание гомеостаза в объекте. Гомеостат структурно отражает закон единства и борьбы противоположностей. Гомеостати-ческая система содержит как минимум две противоположности и два уровня иерархии и, формируя цепь, действует на противоположности таким образом, чтобы достигался гомеостаз объекта, то есть постоянство функционирования его составных частей (рис. 1); [9, с. 168-169].

Таким образом, можно определить основную цель модернизационных процессов как достижение сбалансированности социально-политической системы. Одной из современных моделей стратегического управления, позволяющей решить проблему достижения сбалансированности, является методология сбалансированной системы показателей, которая была разработана Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном в 1992 году [6].

Рассматривая любую систему как набор определённых взаимосвязанных показателей, разработчики сбалансированной системы показателей характеризовали её следующим образом: «Сбалансированная система показателей (ССП) - это не только тактическая или операционная оценочная система. Для инновационных компаний она служит средством стратегического управления на долгосрочной основе. Оценочная составляющая ССП используется для решения принципиальных задач процесса управления». Вот примерная последовательность составления плана менеджмента предприятия [7, с. 21]:

1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.

2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.

3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.

4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность.

Применение данной системы делает возможным целенаправленный мониторинг деятельности, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, сочетает органично уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные показатели деятельности. На наш взгляд, данная система стратегического менеджмента в настоящее время является одной из наиболее перспективных для управления процессом социально-политической модернизации в регионах России, так как позволяет разрабатывать проекты развития на основе сбалансированных показателей и проводить постоянный мониторинг их реализации. Отдельно можно отметить, что данная система вполне укладывается в общий механизм управления современным процессом модернизации - программно-целевым управлением [8]. Сущность программно-целевого управления состоит в том, что достижение определённых результатов и целей осуществляется при помощи реализации целевых комплексных программ, под которыми подразумеваются директивные адресные документы, представляющие собой увязанные по срокам осуществления, ресурсам и исполнителям комплексы экономических, производственных, организационных и других заданий, направленных на достижение поставленных целей наиболее эффективными путями. Данное управление осуществляется следующими путями: выявляются и анализируются проблемы, формируется дерево целей, разрабатывается адекватная исполняющая программа, создаётся механизм её реализации, проектируется система последующего мониторинга исполнения программы, производится её оценка и корректировка после осуществления мониторинга [10, с. 190-193]. Модернизация политической системы, таким образом, связана с разработкой и реализацией проектов обновления политической системы общества. При этом специфика данных процессов обновления состоит в возрастании возможностей влияния гражданского общества на политические процессы.

Общенациональные проекты преобразований и реформ направлены на развитие определенных секторов политической системы. Актуальным на сегодняшний день примером подобных реформ является административная реформа, проходящая в настоящее время в России. Результатом реформы должно стать создание эффективной сбалансированной централизованной системы управления. Вместе с тем, как считает ряд экспертов, негативным результатом реформы может стать жёсткая централизация власти, подкреплённая партийным монополизмом, вызванным, прежде всего, лидирующим положением на партийной арене страны проправительственной всероссийской политической партии «Единая Россия». Доверие граждан страны к всероссийской политической партии «Единая Россия» (ранее «Единство»), которая выступает за проводимый федеральной властью курс реформ, возрастает как на федеральном (см. диаграмму №1), так и на региональном уровнях (см. диаграмму №2) из года в год. Вместе с тем можно отметить снижение доверия населения к иным партийным образованиям на федеральном и региональном [1, с. 119, 123, 127, 131] уровнях.

Политическая модернизация в современной России осуществляется через реализацию определённых проектов. Данные проекты укладываются в общую стратегию развития страны и ее регионов, в которую закладываются параметры социально-политической системы как настоящего, так и ожидаемого будущего. При этом региональные стратегии развития в настоящее время учитывают как внутренние республиканские, так и общероссийские интересы; причём последние имеют явный перевес в аспекте дальнейшего развития региона [13, с. 137]. Эти параметры определяют основы будущей социально-политической системы страны и её регионов.

Началом планирования параметров современной российской социально-политической системы можно считать 2008 год, когда была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8]. До её принятия были разработаны региональные стратегии развития, в том числе и Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года [12]. Разработкой и реализацией этих проектов занимается Правительство Российской Федерации и Правительства регионов РФ (в том числе и Правительство Республики Коми), соответственно.

Диаграмма №1. Динамика электоральной поддержки межрегионального движения «Единство», партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу 1999-2007 гг. в Российской Федерации, в %.

Выборы в Выборы в Выборы в

Государственную Думу Государственную Думу Государственную Думу ФС РФ 1999 г. ФС РФ 2003 г. ФС РФ 2007 г.

Диаграмма №2. Динамика электоральной поддержки межрегионального движения «Единство», партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу 19992007 гг. в Республике Коми, в %

Выборы в Выборы в Выборы в

Государственную Думу Государственную Думу Государственную Думу ФС РФ 1999 г. ФС РФ 2003 г. ФС РФ 2007 г.

В разработке Стратегии развития Республики Коми и некоторых других регионов принимал участие ряд квалифицированных экспертов в области стратегического развития, таких, как П.Г. Щедровицкий. Этот опыт заслуживает отдельного анализа, поскольку в нем были как положительные, так и отрицательные моменты. К числу последних можно отнести недостаточно глубокое осознание экспертами региональной специфики (Кировская область, Республика Коми), высокая цена за предоставляемые услуги (15-20 млн руб.) [14]. Возможно, организация региональных центров стратегических исследований поможет эти трудности преодолеть. Оптимизм в данном случае порождается рядом обстоятельств. Например, реализация отдельных проектов государственного масштаба (нацпроектов) осуществляется при участии специально созданных для этого совещательных органов. Ярким примером такого института может быть Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [11], который является совещательным органом в вопросах подготовки, осуществления и анализа практики реализации приоритетных национальных проектов. Для анализа проблем разработки и реализации нацпроектов в Совете созданы соответствующие рабочие группы: «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Образование».

Наличие подобного Совета, на наш взгляд, является важным элементом влияния на процесс социально-политической модернизации страны. В то же время отсутствие подобных структур на региональных уровнях приводит к утрате части потенциальных возможностей создания и осуществления специ-

фических региональных проектов в области осуществления социально-политической модернизации.

Вместе с тем, говоря о региональном уровне управления процессами модернизации, на наш взгляд, в настоящее время более эффективным и приемлемым может стать использование опыта центров стратегических исследований при полномочных представителях Президента в федеральных округах. Создание подобных центров на уровне регионов позволит создать более эффективную систему реализации модер-низационных проектов, их мониторинга. В области проектирования показательной является деятельность Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО), занимающегося экспертной и проектно-аналитической деятельностью, разрабатывающего и реализующего технологии управления развитием, формирующего социальный капитал и актуализирующего инновационный потенциал округа.

Центр работает с 2000 года, являясь сетевой структурой, объединяющей ряд аналитических групп и независимых экспертов. Наряду с данным Центром в России действуют аналогичные структуры федерального и регионального уровней. Их примерами могут быть: Центр стратегических разработок Красноярского края, Тихоокеанский центр стратегических разработок, Центр стратегических разработок Северо-Запад, Центр стратегических разработок города Москвы и др. Центры стратегических исследований и разработок играют, несомненно, одну из важнейших ролей в области создания, реализации и анализа результатов проектов социально-политической модернизации регионов. В частности, Центр стратегических

разработок Северо-Запад в аспекте управления региональным развитием занимается изучением статистики пространственного развития территорий (в том числе и статистики Республики Коми) как системы показателей и параметров, которые позволяют управлять будущими ситуациями. Создание аналогичных научно-исследовательских центров стратегических исследований на уровне отдельных регионов, которые бы занимались экспертизой существующих проектов разви-

тия территории, разработкой собственных проектов и их непосредственной реализации на основе обработки данных, выборе приоритетов пространственного развития регионов и координации усилий федеральной и региональной властей по их реализации, способствовало бы более чёткому и эффективному проведению социально-политической модернизации в регионах России и, соответственно, достижению гомеостатичности системы управления в целом.

1. Выборы в Республике Коми, 2007-2008: информационный сборник [Текст] / Избирательная комиссия республики Коми. - Сыктывкар: Кировская областная типография, 2008 г. 844 с.

2. Гавров, С.Н. Модернизация России: постимперский транзит [Электронный ресурс] / С.Н. Гавров. - University of Nebraska - Lincoln, 2009. E-Book. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.rU/gavrov-3/2.htm (дата обращения: 31.05.2011 г.).

3. Горский, Ю.М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем: коллектив. моногр. [Текст] / Ю.М. Горский, В.И. Астафьев, В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. 350 с.

4. Горский, Ю.М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии [Текст] // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем: Коллектив. моногр. / Ю.М. Горский, В.И. Астафьев, В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. 350 с.

5. Медведев, Д. Россия, вперёд! [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5413 (дата обращения: 31.05.2011 г.).

6. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей: показатели, стимулирующие эффективность [Текст] / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон // Harvard Business Review. - 1992. - Январь/Февраль. - Режим доступа: www.srsdocs.com/bsc/bsc_ref/artigos/BSC_DrivePerf.pdf (дата обращения: 31.05.2011 г.).

7. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - М.: Олимп-бизнес, 2003. 210 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года [Электронный ресурс] // Администрации президента России: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.youngscience. ru/753/820/978/index.shtml (дата обращения: 31.05.2011 г.).

9. Морозова, Г. Третий Рим против нового мирового порядка [Текст] / Г. Морозова. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. 272 с.

10. Никулина, И.Е. Современные особенности программно-целевого управления организацией [Текст] / И.Е. Никулина, Д.В. Луков, Б.С. Мозголин // Известия Томского политехнического университета. - 2006. Т. 309. № 3. С. 190-193.

11. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: материалы официального сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rost.ru/ (дата обращения: 31.05.2011 г.).

12. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: одобрена постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года, № 45 [Электронный ресурс] // Республика Коми: официальный портал. - Режим доступа: rkomi.ru/content/stats/19/Strategy.doc (дата обращения: 31.05.2011 г.).

13. Шабаев, Ю.П. Региональный парламентаризм: пути эволюции [Текст] / Ю.П. Шабаев, Л.В. Завьялова, В.А. Ковалёв // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. Т. 9. № 1. - С. 123-138.

14. Щедровицкий, П. Как разрабатывалась стратегия развития Кировской области. И что из этого получилось [Электронный ресурс] / П. Щедровицкий // Вятский наблюдатель: информационно - аналитический еженедельник. - 2006, октябрь (№ 43). - Режим доступа: http://www.nabludatel.ru/numers/2006/43/5.htm (дата обращения: 31.05.2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.