М. Г. Карапетян
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье представлены концептуальные характеристики современного транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, рассмотрены основы логистического знания в отношении оказания комплексных логистических услуг, обосновано использование системно-аналитического инструментария современной логистики в функциональном обеспечении процессов товародвижения.
Ключевые слова
Логистика, транспортно-экспедиционное обслуживание, потребители, логистический сервис.
M. G. Karapetyan
THEORETICAL AND METHODICAL BASIS OF THE TRANSPORT-FORWARDING SERVICE OF CONSUMERS
Annotation
The paper presents the conceptual characteristics of the modern freight forwarding customer service, covers the basics of logistics knowledge regarding the provision of integrated logistics services, justified the use of a systematic and analytical instruments for modern logistics management in ensuring the functional processes product distribution.
Keywords
Logistics, transport and forwarding services, consumers, logistic service.
Теоретико-прикладные основы современного научного знания, концептуальные характеристики логистики освещены в работах многих выдающихся отечественных и зарубежных исследователей. В целостном научно-прикладном каркасе этих исследовательских разработок внимание в большей части уделено логистике на уровне
организации и развития микрологисти-чексих систем, однако, на наш взгляд, наибольший интерес на данном этапе развития макропространства представляет логистика среднего мезо-системного звена.
Проанализировав научный базис логистического знания, можно утверждать, что основы управления цепями и
2014 № 3 (47) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
потоками в рамках транспортной активности на мезоуровне, несомненно, заложены в общей теории логистики, которая зародившись как наука об оптимизации потоковых процессов в военном деле, намного позднее, с развитием экономических систем, преобразовалась в эффективный механизм управления потоками в каждой отрасли народного хозяйства.
В одном из научных изданий, составляющих фундаментальный каркас логистического познания, приводится следующее определение логистики. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [1, 2].
Следует отметить, что на данный момент в арсенале научного знания существует более 50 определений логистики; за долгие годы теоретико-прикладных рыночных исследований современная логистика приобрела много научных ответвлений. Отдельно исследуются области складской, транспортной, распределительной, сервисной, управленческой и других ответвлений логистики, охватывающих достаточно обширный круг производственных, организационных, коммерческих, информационных и других сфер рыночной активности.
Особую роль в рыночной экономике играет управление, или управленческая логистика, при этом поток, или потоковый процесс, подчиненный управлению, представляет наибольший интерес. Большинство ученых в каче-
стве ядра, основы перемещения потоков отождествляют хозяйственную сферу как профиль организационно-функциональной характеристики,
направления применения логистического знания, область распределения товаров и услуг.
Методологию и практику логистических отечественных разработок, выявление особенностей, разработку и реализацию фундаментального вектора дальнейшего институционального совершенствования логистического об-менно-распределительного механизма функционирования потребительского рынка давно изучают и успешно применяют на практике зарубежные специалисты.
Следует подчеркнуть, что логистика распределения зачастую отождествляется с транспортной логистикой, так как эти научные направления пересекаются в организационно-функциональном направлении, переплетены в процессе осуществления услугового комплекса. Товары на пути следования по системам распределения сопровождаются услугами, соотносятся с транс-портно-складской деятельностью, следуя в рамках заданных параметров времени, количества и качества к потребителю.
Именно использование системно-аналитического инструментария современной логистики в функциональном обеспечении товародвижения способно адекватно рыночным реалиям организовать и обеспечивать систему распределения на макро-, мезо и микроуровне логистических систем. В качестве организационно-методической базы товародвижения распределительная логистика способна предложить современным рыночным игрокам логистический менеджмент в области функционирования собственных сбытовых систем или услуговый комплекс в сфере управления потоками.
Вся сложность восприятия заключается в том, что логистика давно уже перестала существовать в рамках узкопрофильного применения, то есть не стала узкой функциональной областью, а синтезирует научно-методические основы и рыночный инструментарий, обеспечивая доставку товара потребителю. Так, современную концепцию логистического управления доставки товара в любую точку земного шара с позиций потребительского сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: нужный товар заданного качества и количества — в заданное время и с минимальными затратами [3]. Восприятие научного направления логистики как глобального сервиса вполне правомерно, так как XXI век по праву может считаться веком науки и бизнеса, основывающегося на комплексной поддержке торгово-транспортных процессов. Как управленческий подход логистика имеет все основания для оптимизации инфраструктуры систем товародвижения, не ограничивая ее функциональную сферу, что определяется крайне важным в существующих реалиях (объявление санкций).
Выступая в качестве управленческой парадигмы рыночного лидерства, логистика реализует не механистическое управление, а менеджмент, основанный на совершенствовании процессов с помощью достижений НТП, улучшения качества обслуживания. Располагая научно-исследовательским арсеналом адаптивных и оптимизационных методов, основанная на применении свойства системности, комплексности и общей эффективности, в то же время в транспортной, распределительной, складской логистике могут также быть использованы основы теории компромиссов, идеи аутсорсинга и инсор-синга.
Логистика — это, прежде всего, наука и искусство управления материальными и сопутствующими потоковы-
ми процессами; обладает собственной философией хозяйствования; также это система прогрессивного мышления. Следует отметить, что именно на таком понимании данного научного направления базируется наше исследование, в котором логистика рассматривается как теоретико-методологическая основа организационно-управленческого функционала, позволяющая находить и реа-лизовывать интеграцию разных видов и сфер деятельности для обеспечения стабильности совершения логистических операций.
Следует отметить, что научно-методическая база логистизации транспортного обслуживания потребителей, эмпирически исследованная и учитывающая особенности мезологистиче-ских систем, основывается на мощной теоретической платформе общеэкономического знания, учитывая элементы кибернетики, системотехники, теории систем и многие другие. Однако теоретически и рыночно актуальные проблемные аспекты научно-практического анализа тенденций развития современной и перспективной конфигурации звеньев мезологистических систем разрабатываются на основе общей теории логистики.
Теория логистики интегративна, так как использует понятия и категории экономики промышленности, материально-технического обеспечения, транспорта, торговли и решает практические задачи на всем пути следования материальных ресурсов: от мест добычи или производства до конечного потре-бителя[4], поэтому конкретное насыщение категориально-понятийного и теоретико-методического инструментария логистического исследования корректируется в зависимости от содержательной области определенных рыночных активностей. Предметным содержанием данного исследования является, в соответствии с заданной целью, организаци-онно-функиональная область и специ-
фика деятельности системы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей. Логистика в общем научно-прикладном направлении появилась в зарубежной практике, но при этом получила широкое применение в нашей стране, о чем могут свидетельствовать факты ее применения даже в советский период.
С развитием рыночного пространства в Российской Федерации в настоящий момент логистика используется государственными и коммерческими структурами, синтезирована в хозяйственную систему страны, о чем свидетельствует убедительная теоретико-методическая база. Элементы логистики в системе управления обусловили развитие ведущих, стратегических отраслей народного хозяйства.
Создание развитой системы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей должно быть построено на каркасе научного инструментария, применимого на уровне мезо-системы в сфере товародвижения потребительского рынка региона.
В самой классификации потов содержится основа управления ими, менеджмента потоковых процессов, способного, используя узкоотраслевую терминологию и технику формализации связей, организационно-функциональных взаимодействий между элементами системы, выявить оптимальный путь дальнейших логистических преобразований.
В рамках общей фундаментальной теории логистики и на примерах реальной рыночной практики механизмы управления экономическими потоками рассматриваются, практически учитывая разработку методов управления потоковыми процессами, направленными на качественное транспортно-экспедиционное обслуживание потребительского рынка.
Учитывая многогранность, динамичность и разнонаправленность траек-
торий развития смежных отраслей, существуют различные подходы к управлению потоковыми процессами, но концептуальные основы логистического инструментария характеризуют процесс управления в логистических системах как линейно упорядоченное множество участников (звеньев, элементов системы), выполняющих функции по транспортировке, складированию, грузопере-работке на пути следования товара от производителя к грузополучателю.
Ряд научно-прикладных исследований отечественных и зарубежных авторов посвящен вопросам достижения свойств устойчивости организационно-функционального единства потоковых процессов в отношении их системной оптимизации.
Согласно их мнению, методическую значимость формальной адаптации взаимосвязей внутри логистической системы или цепи поставок приобретает целенаправленное воздействие на систему в целом. Проводя анализ, необходимо выявить, по какой конкретной группе причин проявляется неустойчивость системы. Формально создав идеальную модель организации и функционирования потоковых процессов, можно, предполагая влияние непредвиденных рыночных факторов, провести наложение ее на действительную. Таким образом достигается результативность системно-аналитического исследования, формируются точки пересечения и наложения потоков, воздействие на которые предполагает максимальный экономический эффект.
Следует отметить, что создание любой логистической системы должно непосредственно сочетаться с организацией управления, т. е. обеспечением анализа и мониторинга в отношении оптимальности сочетания экономической и научно-прикладной эффективности.
Стабилизация существующей логистической системы при ее концепту-
альном экономическом моделировании, оптимизации сопряжения потоковых процессов предполагает как в рамках теории логистики, так и в реальной рыночной практике наличие определенного рода реакций на изменение тех или иных параметров, или существующих организационно-управленческих воздействий.
Основанная на принципах системности, динамичности, комплексности, интеграции процессов и управленческих воздействий, логистика обладает свойством количественной, качественной и функциональной универсальности. Как способ или методика управления потоковыми процессами логистика предполагает возможности предварительного расчета максимальных количественных показателей системы на каждом уровне ее организации, что значительно упрощает и повышает эффективность будущего функционирования.
В связи с этим, по мнению ученых, в рамках дальнейшей стабилизации и роста эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей необходимо формирование предпосылок для минимизации влияния факторов энтропии на изменение результатов функционирования исследуемой мезологистической системы. Эта проблематика объективно представляет собой непредвзятое концептуальное прочтение проблем взаимодействия участников рыночного обмена в рамках исследуемого потребительского рынка.
Библиографический список
1. Альбеков, А. У. Роль транспортной логистики в повышении эффективности функционирования предприятия // Вестник Ростовского государственного университета (РИНХ). — 2012. — № 37.
2. Альбеков, А. У., Федько, В. П., Митько, О. А. Логистика коммерции. — Ростов н/Д : Феникс, 2001.
3. Глобальные логистические системы / В. И. Сергеев, А. А. Кизим, П. Я. Эльяшевич. — СПб. : Бизнесс-пресса, 2001.
4. Гордон, М. П., Карнаухов, С. Б. Логистика товародвижения. — М. : Центр экономики и маркетинга, 1998.
5. Логистика. Базовый курс / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2012.
Bibliographic list
1. Albekov, A. U. The role of transport logistics in enhancing the efficiency of the enterprise // Vestnik of Rostov State University of Economice (RINH). — 2012. — № 37/
2. Albekov, A. U., Fedko, V. P., Mitko, O. A. Logistics commerce. — Rostov-on-Don : Phoenix, 2001.
3. Global logistics systems / V. I. Sergeev, A. A. Kizim, P. Y. Elyashe-vich. — St. Petersburg : Business-press, 2001.
4. Gordon, M. P., Karnaukhov, S. B. Logistics product distribution. — M. : Center for Economics and Marketing, 1998.
5. Logistics. Basic Course / M. N. Grigoriev, S. Uvarov. — 2nd ed., rev. and ext. — M. : Yurait Publishing, 2012.