С.Ю. Лялюев
ИНТЕГРАЦИЯ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЗОЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ Аннотация
Определены направления функционирования и координации материальных потоков, функционирующих в системе товародвижения, представлено логистическое инфраструктурное, ресурсное обеспечение мезологистической системы товародвижения, выявлены уровни логистической внутрисистемной интеграции, на основе чего представлена интегрированная мезологистическая система товародвижения.
Annotation
The directions of the functioning and coordination of material flows, operating in the distribution system, provided logistical infrastructure, resource, providing mezologisticheskoy of merchandising, revealed levels of logistics integration of in-system, which was developed on the basis of an integrated system of goods movement mezologisticheskaya.
Ключевые слова
Логистическая интеграция; мезологистическая система товародвижения; взаимосвязь материальных и информационных процессов.
Keywords
Logistics integration; mezologistik system distribution; the relationship of material and informational processes.
Определяющим параметром процессов организации и координации материальных потоков, функционирующих в системе товародвижения, выступает характеристика траектории их физического продвижения от производителя к потребителю, а для исследуемой мезологистической системы товародвижения эти параметры приобретают возрастающую значимость. Финансовые, материальные, информационные и иного вида ресурсы перемещаются в рамках взаимодействия двух заинтересованных рыночных сторон.
По отношению к логистической системе, а также по ориентационной направленности движения материальные потоки в данной области традиционно подразделяются на входящие и выходящие. Входящие потоки проникают в определенную логистическую систему из внешней,
рыночной среды, выходящий - начинает свое движение из самой логистической системы, а функционирует по большей части во внешней среде.
Интеграция потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения состоит:
- в разработке направлений и факторов развития транспортно-логистического комплекса региона;
- в решении задач модернизации сферы распределения готовой продукции, ориентированного на осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития;
- в адаптационной интеграции транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в мировую, которая приведет к развитию рыночной конкуренции и повысит уровень конкурентного потенциала округа;
- в осуществлении организационных преобразований в системе то-
вародвижения округа с необходимостью устранения инфраструктурных диспропорций.
Сложность организации взаимодействия бизнес-партнеров в мезологи-стической системе играет определяющую роль при анализе состава информационного потока, его масштабности и функциональной ориентации. Информационное сопровождение проявляется в разных формах: в виде бумажного или электронного документа или совокупности циркулирующих в системе текстовых и речевых сообщений, носители информации многолики и по-разному воспринимаемы получателями сообщения.
Структурная классификация информационных потоков по отношению к логистической системе или её отдельным звеньям представляется следующим образом: внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы (или её отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой); горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, и вертикальные - верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; входные и выходные - по отношению к входу (выходу) логистической системы (или её отдельного звена) [6, c. 53].
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противополож-ную...[1, c. 113].
Специфические особенности
функционирования рыночных факторов экономического, административнотерриториального, социального и управленческого характера оказывают влияние на процесс формирования ме-зологистической системы товародвижения. Управление ею предполагает ком-
плексный учет интересов всех субъек-тов-участников товаропроводящих систем и включает процесс планирования и управления потоками мезологистической системы товародвижения.
Интеграция потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения направлена на удовлетворение целевых установок всех субъектов-участников системы. С методической точки зрения, а также на практике связать глобальные цели логистической системы с локальными целями отдельных её звеньев возможно не всегда, так как рамки внешней среды корректируют взаимосвязи, но симбиоз интересов субъектов-участников товаропроводящих систем в разрезе интеграции потоковых процессов, циркулирующих в ме-зологистической системе, является необходимым условием эффективности функционирования.
Организационная целостность системной структуры, её совершенствование в рыночном пространстве предопределяют применение термина «интеграция», которая традиционно рассматривается в экономической литературе как форма сотрудничества экономических субъектов и как целостный организационный процесс, в том числе, как объединение предприятий.
Например, А.И. Семененко представляет логистическую интеграцию как способ системообразования в слабо-структуризованной среде. С его точки зрения, эта «экономическая деятельность позволяет синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро» [7, c. 10]. В данном случае такой средой выступают грузовые перевозки. Представить логистическую интеграцию потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения можно как организацию таких связей и техникоэкономических взаимоотношений между её системными звеньями, которые
предопределяют ориентацию на общность локальных целей.
Стремление элементов-звеньев к взаимодействию в форме интеграции обусловлено преимуществами, которыми она обладает: снижением уровня неопределенности, ограниче-нием конкуренции, облегчением диффузии новшеств, снижением издержек. Однако не всякий процесс интеграции имеет логистическую основу. Некоторые авторы считают, что логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации параметров потоковых процессов [2, с. 218].
Интеграцию потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения можно дифференцировать по следующим классификационным признакам.
По территориальному объему логистической интеграции:
- макроинтеграция,
- мегаинтеграция,
- микроинтеграция.
По видам логистической деятельности в области интеграции:
- торговые посредники;
- логистические посредники;
- интегрированные посредники -провайдеры логистических услуг.
По организационному показателю:
- межотраслевая интеграционная активность;
- внутриотраслевая интеграционная активность.
По внутриорганизационному показателю:
интеграция управления, функцио-наль-ная, финансовая интеграция;
- по формам логистической интеграции: горизонтальная интеграция:
вертикальная кооперация (интеграция «вверх по течению», интеграция «вниз по течению», смешанная интеграция -
объединение межотраслевых, межтер-риториальных .леметов).
В процессе логистического управления системой товародвижения основная цель интеграции представ-ляется как разработка механизма налаживания отношений, своеобразного циклического взаимодействия, объеди-нения участников на основе координации потоков в мезологистической системе. В большинстве случаев путь движения товаров от производителей к потребителям построен по варианту смешанной интеграции - это использование приемов вертикальной и горизонтальной организации в деятельности участников логистической системы. Интеграция на уровне экономической организации логистических систем выступает еще одним классификационным признаком функциональной ориентации потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения.
Поэтому по уровню логистической интеграции мезологистические системы товародвижения можно подразделить на:
- системы, интеграция которых является средством выполнения логистических операций,
- системы, интеграция которых является следствием выполнения логистических операций,
- интеграция на уровне сервисного выполнения функций,
Если рассматривать процесс
управления интегрированным
материальным потоком, то в области товародвижения основным объектом интеграции и пересечения траекторий движения готовой продукции
выступают звенья консолидации
продукции, ее временного складирования и грузопереработки. Стоит согласиться с утверждением, что
«логистические системы «функционируют в условиях ярко выраженной неопределенности, турбулентности внешней среды. Для конъюнктуры
рынка, транспортной работы характерны случайные процессы. Поэтому одним из важнейших требований к логистическим системам является их способность к адаптации» [3, С. 10].
В сфере товародвижения интеграция потоковых процессов в рамках мезологистической системы, также происходит в условиях относительной неопределенности. В этом случае звенья консолидации продукции в наименьшей степени подвержены влиянию рыночной среды, внешних проявлений колебаний спроса и предложения на готовую продукцию и других факторов.
Траектория пути готовой продукции или материального потока в системе товародвижения на мезоуровне не является постоянной. Фактически неопределенность зависит от количества экономических, социальнополитических, финансовых и иных параметров, определяющих работу системы товародвижения, и уровень организационной сложности контракци-онных связей, возникающих между этими факторами.
Интеграция потоковых процессов в мезологистической системе товародвижения предполагает, что большинство факторов может с течением времени приобретать определенный уровень стабильности. Относительно показателей, стабильность которых недостаточна, их влияние изменяется различным образом.
В данном контексте, выявление и параметральное измерение степени влияния факторов энтропии или неопределенности на изменение результатов функционирования
исследуемой мезологистической
системы представляют собой одну из важнейших задач деятельности в области логистического обеспечения интеграционных процессов (Рис. 1).
В рамках исследуемой системы, целесообразно формирование стойких интеграционных связей, а также специального управленческого инструментария, необходимого для обеспечения бесперебойной и скоординированной работы сервисного обслуживания и координации потоков в рамках мезологистической системы региона. Для этого можно рекомендовать модель сервисного обслуживания с помощью
полифункционального логистического центра, который, по сути, выступает в роли провайдера логистических услуг в регионе.
Интегрированная мезологисти-ческая система товародвижения
предполагает использование разнопланового внешнего инструментария
управления потокового движения и определяется не только постоянно изменяющимися рыночными, экономическими условиями работы внутри
интегрированной цепи поставок, но и сложным механизмом
функционирования самой внутренней среды организации. По сути, система товародвижения на мезоуровне является сложным организационно-технологическим комплексом, в котором могут возникать «внештатные» ситуации: такие как временная техническая неисправность увеличения временных параметров.
«В этом случае управленческое решение требуется принимать в режиме реального времени, так как нельзя точно спрогнозировать момент возникновения того или иного сбоя в работе системы.
Рис. 1. Интегрированная мезологистическая система товародвижения
Возможна предварительная
разработка некоторого каталога
«экстренных» мер, применяемых в том или ином случае, но адекватность этих мер реальной ситуации не гарантируется, что требует обратной связи и активной корректировки принимаемых решений» [4, с. 133].
Проведенный анализ работы системы товародвижения в ЮФО показал, что сформировались тенденции ухудшения работы. И хотя сложность организации данных систем
предполагает консолидированную в некотором плане ответственность,
большинство проблем функционирования кроется именно в усложнении интеграционных связей внутри
системы. Это происходит из-за ряда причин, среди которых можно выделить следующие:
- отставание в развитии системы товародвижения от потенциальных потребностей региона;
- нерациональную структуру
размещения складских и
грузоперерабатывающих звеньев;
- отсталость материально-
технической базы и функциональной обеспеченности инфраструктурной
составляющей;
- отсталость экономического обоснования перспективных направлений инновационного развития;
- недооценку факторов, определяющих объем и структуру материальных потоков;
- ухудшение техникоэкономических показателей деятельности транспортных предприятий;
- неиспользование резервов сервисного обслуживания, в случае если заинтересованная сторона предпочитает организацию поставок продукции на основе логистического сервисного обеспечения, или аутсорсинга;
- показатели работы региональных логистических провайдеров и перевозчиков не соответствующие по уровню сервиса мировым стандартам, превосходя их по уровню ценового диапазона и значительно отстав по показателям сервисного обслуживания из-за отсутствия стимулирования снижения логистических, транспортных, складских и грузообра-батывающих эксплуатационных расходов и себестоимости движения материальных потоков;
- нерациональные механизмы ценообразования, деформирующие реальное ценообразование сдержи-вающие привлечение иностранных предпринимателей в регион;
- возможности системы товародвижения, не в полной мере использующиеся в части повышения, роста производительности труда, снижения себестоимости логистических операций;
- недостаточно высокий уровень управленческого воздействия, который в большей части приводит к несогласованности работы различных звеньев товаропроводящей системы, что замедляет темпы региональных воспроизводственных процессов.
Реализация интеграционных мер в рамках мезологистической системы товародвижения базируется на:
- разработке логистических рег-
ламентов, регулирующих деятель-ность участников товаропроводящих систем;
- разработке и внедрении инновационных механизмов обслуживания заинтересованных сторон;
- совершенствовании политики ценообразования;
- логистическом реинжиниринге бизнес-процессов в системе товародвижения, при необходимости с целью повышения эффективности работы интегрированной цепи;
- привлечении инвестиций и обеспечении целевого финансирования развития инфраструктурного обеспечения системы товародвижения.
«Фокус логистической системы направлен на потенциальную синергию организационных единиц, систем и концепций» [5, с. 74]. Поэтому определяющая роль в развитии интеграционных процессов в товародвижении принадлежит управленческому потенциалу функциональной организации. Недостатки в договорно-правовой работе при оформлении и сервисном сопровождении заказов, необоснованности нормативов затрат на транспортные услуги, отсутствии базовых ориентиров при их формировании свидетельствуют о некоторой парамедиальной сложности положения дел.
В этой сфере деятельности актуальным является вопрос оптимизации нормативов затрат на выполнение транспортной работы. Приоритетной в условиях посткризисного развития экономики региона становится интеграция потоковых процессов в мезологистиче-ской системе товародвижения, которая позволяет исключить холостые перевозки, способствует эффективному взаимодействию различных видов потоков и предоставлению услуг более высокого качества при достаточно низких издержках на управленческое обслуживание, мониторинг и адаптационную координацию.
Итак, интеграция и организации-
онно-экономическая координация деятельности мезологистической системы товародвижения, достижение целей ее развития во многом зависят от участников, определенным образом обслуживающих стабильное функционирование внутрисистемных потоков, что предполагает поиск оптимального логистического сопряжения в работе всех звеньев с целью обеспечения синергетического эффекта.
Библиографический список
1.Альбеков, А.У. Логистика коммерции
[Текст] / А.У. Альбеков, В.П. Федько,
O.A. Митько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001,- 512 с.- (Сер. «Учебники,
учебные пособия».)
2.Глобальные логистические системы / В.И. Сергеев, A.A. Кизим, П.Я. Эльяшевич. - СПб.: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2001, с. 218.
3.Дармограй А. В. Логистическая
координация процессов в системе товаропроводящих систем: автореф...
канд. экон. наук:. - Саратов, 2003, с. 10.
4.Курганов В.М. Логистические транспортные потоки. - М.: Дашков и К, 2003. -252 с.
5.Мамаев Э.А. Управление региональ-
ными транспортными системами в условиях изменений: проблемы,
модели. Ростов н/Д Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005.-195 с.
6. Оптимизация планирования и
управления транспортными системами / Под ред. В. Н. Лившица. - М.:
Транспорт, 2002. - 224 с.
7.Саркисов С. В. . Логистика. - М.: Дело АНХ, 2008 г. - 368 с.
Bibliographic list
1.Albekov, A.U. Logistics Commerce [Text] / AU Albekov, VP Fedko, O. Mitko.
- Rostov N / A: Phoenix, 2001. - 512 p. -(Ser. "textbooks, teaching aids.").
2.Global logistics systems / V. Sergeev, A.A. Kizim, P. Elyashevich. - St. Publishing House "Business-press", 2001, p. 218.
3.Darmohray A.V. Logistics coordination processes in the system of distribution systems: Abstract ... Candidate. Econ. Science:. - Saratov, 2003, p. 10.
4.Kurganov V.M. Logistic transport streams. - Moscow: Dashkov K, 2003. -252 p.
5.Mamaev E.A. Management of regional transportation systems in the changes: problems, models. Rostov n / D growth. State. Univ of Communications, 2005.-195 P-
6.Optimization of planning and traffic management systems / Ed. V.N. Livshits. -Moscow: Transport, 2002. - 224.
7.Sarkisov S. Logistics. - Moscow: The case of ANE, 2008 - 368 p.