ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА
Т.М. Мелихова
Уральская государственная академия физической культуры, г. Челябинск
Рассмотрены теоретико-методические основы системы подготовки спортивного резерва, приведено практическое применение современных технологий отбора и ориентации юных спортсменов на примере конькобежного спорта.
Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, все более эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивного резерва. Имеется много факторов, существенно влияющих на качество работы спортивных школ. Значительное место среди них занимают научные исследования, направленные на дальнейшее совершенствование и научное обоснование системы подготовки спортивного резерва сборных команд страны. Главную роль в системе подготовки спортивного резерва играют спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ), задачами которых являются подготовка дальнего и ближнего резерва сборных команд РФ, укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие. В спортивных школах регулярно занимается более 2,9 млн. юных спортсменов, из них на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - более 63 тыс. человек, остальные - на этапах начальной подготовки и углубленной специализации в избранном виде спорта. Хорошо известно, что в детском и юношеском возрасте закладывается фундамент высоких достижений. Поэтому педагоги, тренеры, врачи, физиологи, психологи и другие специалисты постоянно продолжают поиски новых, все более эффективных форм и методов работы с юными спортсменами различных возрастных групп.
Методы и организация исследования
В настоящее время, наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных аспектов отбора и ранней спортивной ориентацией, все больше возрастает необходимость в концептуальном теоретическом анализе и обобщении многолетних исследований, создании научно-обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.
Анализ научно-методической литературы по проблеме показал, что современная система отбора и ориентации требует совершенствования и дальнейшей классификации с целью повышения эффективности и рациональности всего процесса. На это указывают и специалисты, занимающиеся фундаментальными проблемами отбора [3, 4, 5, 6,
7, 14,15].
Отсутствие единых методологических подходов к комплексной оценке спортсмена, а также специфика этапов многолетней подготовки требуют определенной ревизии многочисленных показателей отбора и контроля с точки зрения их информативности [11].
В теории и практике спорта все чаще выдвигается на первое место проблема одаренности, но все равно еще остается не до конца решенным вопрос: на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной.
Реальность сегодняшних дней такова, что нужна не просто система отбора перспективных юных талантов, а эффективная, органично вписывающаяся в целостную систему подготовки спортивного резерва.
Проведенный логико-содержательный анализ показал, что в настоящее время на практике представлены в основном две технологии оценки способностей детей при спортивной ориентации и отборе. Первая технология заключается в том, что при ее реализации авторы пытаются сразу же выявить и оценить способности детей к конкретному виду спортивной деятельности, не анализируя спортивную одаренность ребенка в целом. Выбор вида в данном случае осуществляется по принципу «углубленной специализации» Как свидетельствуют результаты исследований и практики спорта, такой подход к первоначальной ориентации и тренировке приводит к тому, что у многих детей уже в юношеском возрасте происходит резкий рост спортивных достижений. Однако, потом результаты перестают прогрессировать, и спортсмены нередко вообще уходят из спорта.
Вторая технология предполагает на начальном этапе подготовки определение способностей более общего плана, связанных со спецификой не одного, а сразу нескольких видов спорта. В этом случае работу по спортивной ориентации надо начинать не с поиска среди школьников талантливых гимнастов, пловцов, баскетболистов, а с отбора вообще моторно-одаренных подростков с по-, следующим выявлением у них того или иного типа спортивной одаренности. Эти взгляды нашли отражение в принципе «широкой специализации», который предусматривает поэтапную оценку способностей вначале к группе родственных видов
Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт
спорта, а затем к одному из видов спортивной деятельности, и, наконец, к спортивной специализации внутри вида спорта. Принято считать, что такая ориентация служит одной из гарантий против ошибок в выборе специализации и позволяет избежать преждевременного отсева детей на стадии приобщения их к спорту [10].
Взгляды спортивных морфологов на вопросы отбора и ориентации претерпели в последнее время также значительные изменения. На смену заимствованной у педагогов классификации отбора они предлагают свою, оригинальную, которая выделяет формы констатирующего и прогностического отбора с использованием генетических маркеров [8,12, 13].
Новые морфологические стандарты позволяют оптимизировать приемы спортивного отбора, включив в число рекомендуемых к продолжению интенсивной тренировочной деятельности лишь тех спортсменов, которые в полной мере соответствуют морфологическим критериям отбора и способны достичь успехов без существенного снижения потенциала здоровья [6].
Выявление в популяции лиц с благоприятным для развития двигательных качеств состоянием генетических маркеров - решение лишь одной задачи. Вторая, более важная, заключается в том, что в условиях специально организованного двигательного режима отобранные лица способны лучше и полнее раскрыть свои задатки, превратив их в соответствующие способности.
Сложность и многогранность феномена спортивной одаренности побуждает нас вести разработку проблемы отбора и спортивной ориентации на путях системного исследования комплекса факторов, обуславливающих высокую результативность занятий конкретными видами спортивной деятельности.
На основе исследования юных и взрослых квалифицированных конькобежцев, а также детей, не занимающихся спортом, нами выявлен и экспериментально обоснован комплекс информационнодиагностических критериев отбора и ориентации, включающий показатели физического развития, общей и специальной физической подготовленности, уровня развития основных физических качеств и функционального состояния сердца.
Данный комплекс состоит из показателей массы тела и его длины, длины ноги, количества мышечной массы, общей физической работоспособности, средней продолжительности сердечных циклов и их вариационного размаха, максимальной произвольной силы и статической выносливости мышц-разгибателей нижних конечностей, результатов в беге на коньках на дистанции 500 м, в легкоатлетическом беге на 30, 60 или 100 м в зависимости от возраста, прыжка в длину с места [9].
С целью системного исследования комплекса факторов, обуславливающих высокую результа-
тивность занятий конкретными видами спорта, проведено исследование факторной структуры показателей комплексного критерия отбора и ориентации в возрастном аспекте.
Было установлено, что по мере роста спортивного мастерства происходит переоценка значимости показателей, входящих в информационно-диагностический комплекс критериев отбора и ориентации. Одни из них приобретают более важное значение, другие становятся менее существенными. Для практики спортивного отбора и ориентации необходимо знать, какие показатели, составляющие информационно-диагностический комплекс, являются ведущими после одного, двух и более лет тренировок, а какие играют роль вспомогательных. Решить эту задачу в наглядноколичественном плане можно с помощью факторного анализа. С этой целью показатели комплексного критерия отбора конькобежцев 9-12 лет и взрослых квалифицированных спортсменов были обработаны с применением факторного анализа.
Полученные данные позволили получить объемное представление о структуре комплексного критерия отбора в возрастном аспекте. При этом анализ факторной структуры показал, что с возрастом и спортивной квалификацией она изменяется. Так, у конькобежцев 9-10 лет в первый фактор, составляющий 36,7 % от общей дисперсии выборки, вошли показатели: длины тела, длины ноги, Р\¥С170, среднего значения интервала Я-Я, вариационного размаха, прыжка в длину с места. Этот фактор характеризует морфо-функциональное состояние организма ребенка и его скоростносиловые возможности. У детей с различным стажем спортивных занятий наблюдалась дифференциация в структуре показателей комплексного критерия отбора. Однако, показатели, характеризующие морфофункциональные и скоростно-силовые возможности организма, являются ведущими во всем исследуемом возрастном диапазоне. Можно полагать, что показатели комплексного критерия отбора и ориентации, отражая способности юных спортсменов, проявляются в такой взаимосвязи друг с другом, которая позволяет говорить о предрасположенности к занятиям скоростным бегом на коньках.
Одна из частных задач исследования состояла в поиске алгоритма нетрадиционных подходов в технологии спортивного отбора и ориентации. Нами проведен педагогический эксперимент, целью которого было определение частоты встречаемости значимых факторов среди детей-неспортсменов.
Для решения этой задачи нами использовался дискриминантный анализ, позволяющий количественно классифицировать новых индивидуумов в одну или несколько групп с помощью вычисления совокупности линейных функций [1,2].
С этой целью у 100 мальчиков 8-10 лет, не занимающихся спортом, и их ровесников-
218
Вестник ЮУрГУ, № 4, 2005
Мелихова Т.М.
Теоретико-методические основы и технологии отбора юных спортсменов в системе подготовки резерва
конькобежцев (40 детей) были измерены показатели, составляющие комплексный критерий отбора. При этом известно, что каждый ребенок принадлежал к одной из трех групп: первая - дети - неспорт-смены (100 чел.), вторая - конькобежцы 8-9 лет, имеющие 1 год стажа систематических тренировок (22 чел.), третья - конькобежцы 10 лет, имеющие два года спортивного стажа (18 чел.).
Полученные нами материалы показали, что из 100 детей-неспортсменов 8-10 лет, десять человек были отнесены ко второй группе спортсменов, которая соответствует юным конькобежцам, имеющим один год спортивного стажа. Четыре человека отнесены к третьей группе конькобежцев, стаж занятий спортом которых составляет два года. Естественно, что те дети, которые отнесены к третьей группе, должны быть зачислены в ДЮСШ в первую очередь. Эти 14 детей зачислены в ДЮСШ и составили в дальнейшем экспериментальную группу.
Выводы
Для практического использования технологии дискриминантного анализа в практике спортивного отбора и ориентации нужно измерить у детей - новичков двенадцать показателей, составляющих комплексный критерий, подставить их в три дискриминантные функции и по максимуму функций определить группу, к какой он относится. Например, если максимум оказался в третьей группе, то этот обследуемый соответствует по исследованным показателям конькобежцу второго года обучения в ДЮСШ.
Результаты дискриминантного анализа показали, что 4 % обследуемых детей-неспортсменов соответствуют конькобежцам второго года обучения в ДЮСШ, а 10 % детей - конькобежцам первого года обучения. Таким образом, разработанный комплекс показателей позволил вести более эффективно отбор конькобежцев в ДЮСШ, а найденные дискриминантные функции, проверенные в педагогическом эксперименте, могут быть успешно использованы в практике спортивного отбора и ориентации.
Литература
1. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ / Пер. с англ. Под ред. Г.П. Башарина. -М.: Мир, 1982. - 182 с.
2. Болч Б., Хуань К. Дж. Многомерные статистические методы для экономики // Пер. с англ.
А.Д. Плитмана / Под ред. С.А. Айвазяна. - М.: Статистика, 1979. -221 с.
3. Бриль М.С. К вопросу о структуре исследования системы отбора в спортивных играх // Совершенствование системы подготовки спортсменов высшей квалификации. - М., 1980. — С. 19-24.
4. Брянкин С.В., Константинов А. Т. Организация отбора в современном спорте. — М. -.МОГИФК, 1982. - 54 с.
5. Волков В.М. Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: Физкультура и спорт, 1983. -175 с.
6. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта. Авто-реф. дис. докт. - М., ВНИИФК, 1997. - 49 с.
7. Дорохов Р.Н. Место и роль оценки физического развития при отборе и ориентации детей и подростков в спорте // Медицинские аспекты подросткового возраста. - Смоленск, 1979. — С. 11-14.
8. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. - М.: ФОН, 1996. -С. 123-127.
9. Мелихова Т.М. Критерии отбора детей 9— 12 лет для занятий конькобежным спортом. Дисс. ... канд. пед. наук. - Л., 1986. -145 с.
10. Мотыль Л.В. Индивидуально-типические различия в структуре двигательной одаренности детей и их значение при выборе спортивной специализации. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1998. - 23 с.
11. Тимакова Т. С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта) Дис. в виде на-учн. докл. докт. пед. наук. - М., 1988. - 64 с.
12. Пустозёров А.И., Мелихова Т.М. Антропогенетические критерии спортивного отбора конькобежцев // Сб. науч.-метод, материалов. — Челябинск, 1994. - Вып. 2. - С. 19-22.
13. Пустозёров А.И, Мелихова Т.М. Диагностика спортивных способностей методом дерматографии. Учебно-методическое пособие. -Челябинск, УралГАФК, 1996. - 28 с.
14. Шустин В.Н. Проблемы разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 11.- С. 25-28.
15. Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.